В ближайшем будущем такая органимационно-правовая форма, как ЗАО, может прекратить свое существование. Минэкономразвития готовит законопроект, предполагающий введение единой модели акционерного общества, без деления на ОАО и ЗАО. Предпосылкой этого послужил тот факт, что сегодня большое количество компаний формально имеют статус ОАО, но фактически таковыми не являются. Эти компании возникли в период массовой приватизации, и форма ОАО была навязана им «сверху» регулятивными нормами. При этом форма закрытого акционерного общества в существующем сегодня виде практически полностью повторяет институт обществ с ограниченной ответственностью. Для решения поставленной задачи предполагается реализовать в законодательстве понимание акционерного общества как единой формы, но с различными требованиями к свободе обращения акций и к раскрытию информации в зависимости от того, в каком порядке привлекается акционерный капитал и где обращаются акции. Также важно то, что Минэкономразвития наконец-то обратило внимание на миноритарных владельцев акций. Если законопроект примут, то их интересы будут защищаться государством.
Всем бухгалтерам предстоит дружно перенастроить свои бухгалтерские программы на участке расчетов зарплаты.
Подписан Федеральный закон, изменивший статью 218 Налогового кодекса России. Изменения касаются налоговых вычетов.
Этого ждали. Увеличивается с 20 000 до 40 000 рублей предельный размер дохода, по достижении которого плательщики НДФЛ теряют право на применение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей.
Увеличен с 600 до 1000 рублей размер стандартного «детского» налогового вычета. А предельный размер дохода, ограничивающего право на этот вычет, увеличен с 40 000 до 280 000 рублей.
Ко всему, что связано с зарплатой, бухгалтеры относятся очень трепетно. Еще бы, любая недоплата или переплата не только ведет к ошибкам при налогообложении, но и, как правило, сопровождается конфликтами с сотрудниками.
С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда составит 4330 рублей, что почти в два раза больше прежнего, который был 2300. Таким образом, МРОТ станет равен прожиточному минимуму за IV квартал 2007 года, установленному Правительством для трудоспособного населения. Соответствующий закон уже подписан Президентом Дмитрием Медведевым. Его реализация в течение 2009 года потребует от федерального бюджета 30 миллиардов рублей, а от регионального — 90 миллиардов.
Для Москвы с 1 сентября начал действовать свой МРОТ в размере 7650 рублей. До этого момента работодатели в столице должны были платить не меньше 6800. Не отстают от первопрестольной и власти Московской области. Они собираются к 2009 году поднять минимальный размер оплаты труда до 8000 рублей, о чем недавно сообщил губернатор области Борис Громов. Пока же нижняя зарплатная планка в Подмосковье стоит на отметке в 6000 рублей.
По мнению специалистов, увеличение МРОТ поспособствует сокращению «серых» выплат работникам, что, в свою очередь, скажется на повышении уровня пенсионного обеспечения и социального страхования.
В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) полным ходом идут служебные проверки. Цель — выявить недобросовестных сотрудников, намеренно затягивающих сроки исполнительного производства. Таких приставов будут привлекать к дисциплинарной ответственности или же возбуждать уголовные дела. К примеру, в Челябинской области за первое полугодие 2008 года выявлено 685 нарушений в сфере исполнительного производства. А приставы Читинской области аж на два года «забыли» о 116 исполнительных листах о взыскании с фирм задолженности по заработной плате! В результате предприниматели не смогли завершить процедуру ликвидации. Что ж, остается надеяться, что скоро работа ФССП станет более эффективной и оперативной.
На официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации опубликована новая редакция программы подготовки документов, используемых при регистрации индивидуальных предпринимателей — «ППДРИП» версии 1.1.0. В обновленном варианте этого приложения исправлены некоторые ошибки, выявленные пользователями — в частности, скорректированы шаблоны печати. Сотрудники ФНС учли все недочеты предыдущей формы, поэтому теперь налогоплательщикам будет намного проще работать в отчетные периоды. Более подробную информацию о данной программе можно найти по адресу: https://www.nalog.ru/document.php?id=22942&topic=root_nalog.
Правительство РФ одобрило концепцию действий на рынке труда на 2008–2010 годы. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р, чиновники будут совершенствовать законодательство в области содействия занятости населения, развивать региональные рынки труда и кадровый потенциал, стимулировать экономическую активность населения, повышать качество рабочих мест и т. д.
Также Правительство РФ издало постановление от 18.08.2008 № 619, регулирующее порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы. В ней содержатся сведения об объектах, для строительства которых выделяются средства из федерального бюджета. Отдельные положения программы доступны широкой публике на официальном сайте Минэкономразвития России, другие положения составляют государственную тайну.
Рассуждения о недостаточной компетентности отдельных представителей ФНС давно уже стали притчей во языцех. Как показывает случай, произошедший недавно в Челябинской области, порой непрофессионализму налоговиков есть объяснение.
Итак, в ходе недавней проверки соблюдения требований законодательства о государственной службе челябинские прокуроры установили, что один из руководителей МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 при своем трудоустройстве в 2001 году представил в отдел кадров поддельный диплом о высшем образовании, приобретенный у неустановленного лица. Наводить справки кадровикам было недосуг, и новоиспеченный инспектор в течение пяти лет по мере сил заботился о пополнении госбюджета. В 2007 году чиновник использовал эту же «липу» при назначении на руководящую должность ведомства. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Челябинской области, по данному факту возбуждено дело по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса – «Использование заведомо подложного документа», предусматривающей наказание в виде штрафа, исправительных работ, либо ареста на срок от трех до шести месяцев.
Несоответствие площади торгового зала магазина фактическому объему продаж сулит «вмененщику» существенные неприятности. Такой вывод можно сделать из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2008 г. № Ф08-5249/2008.
Ставропольская инспекция, проведя проверку местного предпринимателя, занятого розничной торговлей, решила, что тот никак не мог реализовать несколько тонн продукта через магазин площадью 19 квадратных метров. На этом основании инспекторы пришли к выводу, что коммерсант осуществил такие сделки по договорам поставки, а не розничной купли-продажи. Кроме того, у налоговиков были основания полагать, что покупатели приобретали товар не для собственных нужд, а для последующей реализации. Таким образом, решила инспекция, ПБОЮЛ должен уплачивать налоги на общих основаниях, так как откровенно выходит за «розничные рамки».
Суды первой и апелляционной инстанций приняли сторону бизнесмена, сославшись на то, что его основным видом деятельности является именно розничная торговля, а факт продажи по договорам поставки инспекторы не доказали. Кроме того, они напомнили, что Налоговый кодекс не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров. Однако ФАС отправил дело на новое рассмотрение, указав, что суды должны оценивать все фактические обстоятельства дела – от площади магазина до конечной цели использования реализованного товара.
Вина индивидуального предпринимателя характеризуется иными критериями, нежели вина юридических лиц. Напомнив налоговикам такой постулат, ФАС Поволжского округа постановлением от 28 августа 2008 г. № А12-8110/08-c30 спас индивидуального предпринимателя от «кассового» штрафа.
Не слишком внимательный продавец, нанятый волгоградским ПБОЮЛ для работы в цветочном павильоне, продал налоговикам кашпо, забыв снабдить покупку кассовым чеком. В итоге его работодатель был оштрафован на 3 тысячи рублей по статье 14.5 КоАП. Судьи сочли, что действия ИФНС не согласуются с законодательством. Вина индивидуального предпринимателя как физического лица должна быть установлена и доказана, напомнили арбитры положения статьи 26.1 КоАП. То есть, пояснили судьи, для начала контролеры должны указать, в чем конкретно выражается ненадлежащее исполнение коммерсантом организационно-распорядительных или административных функций. Однако инспекторы при определении наказания для предпринимателя использовали понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 КоАП. Напомним, что согласно ей организация признается виновной, если установлено, что она не приняла все зависящие от нее меры для соблюдения правил, хотя возможность такая имелась. На этом основании суд счел справедливым отменить постановление инспекции и освободил предпринимателя от ответственности.
Амортизации подлежат не только объекты ОС, используемые организацией непосредственно в предпринимательской деятельности, но и имущество, которое вовсе не задействовано в производстве. Данный вывод, на корню нивелирующий точку зрения налоговиков, содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 г. № А55-18124/07.
В конце минувшего года сотрудники самарской ИФНС решили примерно наказать фирму за якобы неправомерную амортизацию некоторых предметов утвари и обихода, доначислив ей налог на прибыль, пени и штраф. В немилость попали три ЖК-телевизора в комплекте с видеоплеерами, а также кофейный столик, мягкая мебель, пылесос и макет государственного герба, которые были размещены в кабинете гендиректора компании. По мнению ревизоров, наличие указанного имущества нельзя отнести к производственной необходимости, так как прямого отношения к производству чего-либо оно не имеет. Излишняя роскошь, да и только…
Судьи, однако, вступились за предпринимателей, попеняв инспекторам на узость мышления. Они указали, что все директорские атрибуты, включая герб, необходимы для обеспечения нормальных условий его труда. Что касается телевизоров, то они находились в помещении службы безопасности и использовались для обеспечения сохранности материальных ценностей. Исходя из этого арбитры сделали вывод, что все спорное имущество используется компанией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, что подтверждает экономическую обоснованность расходов на амортизационные отчисления.
Для того чтобы привлечь фирму или ПБОЮЛ к ответственности за нарушение миграционного законодательства, контролеры из ФМС должны как минимум доказать, что нелегал, якобы нанятый ими на работу, получал деньги за свои услуги. В противном случае, как красноречиво свидетельствует постановление ФАС Уральского округа от 13 августа 2008 г. № Ф09-3717/08-С1, проверяющим остается пенять только на самих себя.
Итак, в начале года сотрудники Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан оштрафовали местного коммерсанта на 350 тысяч рублей по статье 18.16 КоАП. Вина предпринимателя заключалась в том, что он якобы допустил к работе в своем магазине в качестве продавца уроженца солнечного Азербайджана, не имеющего разрешения на трудовую деятельность по указанному адресу. Казалось бы, правонарушение налицо, виноват – отвечай.
Судьи, однако, встали на сторону коммерсанта, указав, мягко говоря, на недостаточность представленной ревизорами доказательной базы. Точнее, на полное ее отсутствие. Арбитры напомнили, что в соответствии со статьей 15 ТК под трудовыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работодателем и работником о выполнении последним определенных функций на платной основе и подчинении сотрудника правилам внутреннего распорядка, установленного соответствующими актами.
Сотрудники ФМС не представили ни доказательств наличия трудового договора между ПБОЮЛ и гастарбайтером, ни подтверждения того, что нелегал получал от предпринимателя деньги за свои услуги. Кроме того, другие сотрудники ПБОЮЛ подписали заявления, отрицавшие то, что они когда-либо видели «проблемного» азербайджанца, а уж о том, чтобы работать с ним бок о бок, «и речи быть не может». При таком «раскладе» суд признал санкции ФМС неправомерными.
Сделка купли-продажи ОС является действительной, даже если до регистрации перехода права собственности на спорное имущество был наложен арест. Такое решение вынес накануне Президиум ВАС по делу № А59-2533/02-С23.
Как следует из материалов дела, летом 2001 года Южно-Сахалинский городской суд выдал исполнительный лист на арест имущества местного ООО. А осенью компания передала принадлежащие ей помещения другой компании. Собственно говоря, по факту договор купли-продажи между организациями был заключен в марте, но переход права собственности зарегистрировали только в октябре, то есть уже после наложения ареста на имущество. Примечательно, что сразу после покупки новый собственник перепродал помещения третьей фирме, единственным учредителем которой являлся гендиректор компании-арестанта.
Суды двух инстанций признали сделки вполне законными, однако участники тройки судей ВАС попытались повернуть события вспять. В своем определении от 17 июня 2008 г. № 6343/08 они указали, что обстоятельства дела свидетельствуют о групповой согласованности действий всех трех компаний и сделку по переходу прав собственности на спорное имущество следует признать недействительной. Однако Президиум ВАС позицию коллеги не поддержал, оставив в силе решения судов нижестоящих инстанций.
Не исключено, что скоро налоговики значительно активизируют свою деятельность. Причем проверять как компании, так и ПБОЮЛ инспекторы, судя по всему, будут с особым пристрастием. Первыми прелести такого демарша ощутят на себе предприниматели из Южного федерального округа. Дело в том, что накануне Генпрокуратура направила на имя главы Федеральной налоговой службы Михаила Мокрецова предписание незамедлительно устранить нарушения в УФНС этого округа. По мнению прокуроров, тамошние инспекторы относятся к своей работе с прохладцей, ленятся выявлять, анализировать и пресекать различные «схемы» и т. д. Словом, не радеют о бюджете должным образом. Результат такого отношения к делу налицо: задолженность по сбору налогов составляет в регионе около 43 миллиардов рублей и продолжает расти. Учитывая тот факт, что в других округах ситуация с пополнением бюджетов всех уровней также не является идеальной, можно предположить, что «наезд» Генпрокуратуры на УФНС ЮФО – лишь «первая ласточка» в череде действий по нормализации обстановки.
Руководители и работники малых фирм имеют возможность пополнить свои знания в области охраны труда на бесплатных курсах, организованных Фондом социального страхования во всех регионах страны. Порядок проведения данного мероприятия утвержден приказом Минздравсоцразвития от 19 августа 2008 г. № 431. Согласно ему, компании должны согласовать кандидатуры сотрудников, направленных на обучение, с отделением ФСС по месту своей регистрации, представив соответствующие списки и присовокупив к ним копии документов о назначении того или иного работника на соответствующую должность. Представителям малого предпринимательства обещают приоритетный прием – на них рассчитано не менее 10 процентов от планируемого количества мест, говорится в приказе.
Федеральная служба по труду и занятости создала Совет по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства. Основная цель нового органа — снизить административные ограничения в сфере малого бизнеса. Недавно состоялось первое заседание комиссии, на котором участники Совета обсудили направление его деятельности и внесли предложения в план работы.
Организация потребовала от налоговиков возврата излишне уплаченной суммы. После долгих разбирательств фискалы деньги вернули, но проценты за задержку выплаты заплатить отказались. Фирма обратилась в суд. Арбитры первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика, а кассационный суд оставил вынесенное решение в силе. Основывались судьи на следующем: в соответствии с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или на возврат сумм излишне уплаченных налогов. Согласно же подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговый орган обязан производить зачет или возврат самостоятельно. Порядок этих процедур определен статьей 78 НК РФ. А так как возврат излишне уплаченного налога произведен налоговым органом с нарушением срока, установленного пунктом 9 статьи 78 НК РФ, то требование организации о начислении процентов на сумму является справедливым (Постановление ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5285/08-С3).
В Кабардино-Балкарской Республике утверждены основные стандарты к порядку организации и осуществления финансового контроля исполнительными органами. Введены они постановлением правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2008 г. № 176-ПП «Об основных требованиях (стандартах) к порядку организации и осуществления финансового контроля контрольными органами исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики». Цель введения стандартов — определение основных унифицированных требований к правилам и процедурам осуществления контроля, согласно которым оцениваются качество, эффективность и результативность. Также они призваны обеспечить целостность, взаимосвязанность, последовательность и объективность контроля, осуществляемого органами финансового контроля в соответствии с их полномочиями.
МВД в рамках активной борьбы с рейдерством предложило внести некоторые изменения в Уголовный кодекс. В частности, ввести в новый состав преступления — незаконное завладение корпоративным управлением в юридическом лице. Помимо этого, Министерство внутренних дел хочет добавить в статью 159 «Мошенничество» пункт о противоправном деянии, «совершенном в отношении юридического лица, связанном с приобретением (установлением) контроля над ним и его активами». Наказывать за это преступление будут лишением свободы на срок до восьми лет. Кроме того, статью 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» планируется дополнить пунктом о поддельных документах, используемых для захвата и контроля над активами юридических лиц. Это правонарушение будет «стоить» до 10 лет свободы.
Похоже, что организации, которые еще не успели «выйти из тени», так и не сделают этого. Думцы не прекращают попытки изменить плоскую шкалу подоходного налога на прогрессивную. Внесенный в Госдуму законопроект предлагает оставить 13-процентную ставку только для зарабатывающих до 25 000 рублей в месяц. У тех, кто зарабатывает 25 000–50 000 рублей, вычтут 18 процентов с суммы. Ну а те, чей доход превышает 50 000 рублей в месяц, заплатят налог по ставке 30 процентов с суммы, превышающей 50 000 рублей.
Министерство финансов в ближайшие дни передаст в правительство проект бюджетной стратегии до 2023 года, в котором выделены антикризисные меры для решения проблем нынешней пенсионной системы. Так, Минфин планирует усовершенствовать ставку единого социального налога (ECН). Для этого предполагается разделить его уплату между работодателями и работниками. Вследствие чего 3 процента ЕCH из 6, которые сегодня приходятся на накопительные пенсионные счета, должны пойти на выплату действующих пенсий. А к 13 процентам подоходного налога предлагают добавить дополнительный взнос в 3 процента на собственную пенсию. Но брать их предполагается только с работников после 1967 года рождения и с зарплатой до 1 100 000 рублей в год. При этом Министерство финансов также планирует скорректировать регрессивную зарплатную шкалу ЕСН, в связи с чем с 2010 года почти в 4 раза могут увеличить пороговые значения зарплат: до 1 100 000 рублей в год ставка будет составлять 26 процентов; до 2 300 000 рублей — 10 процентов, для больших зарплат —2 процента.