Российские фирмы по-прежнему находятся под угрозой в любой момент лишиться честно приобретенного имущества. Для этого налоговикам достаточно применить пресловутую статью 169 Гражданского кодекса о сделках, заведомо противоречащих основам правопорядка и нравственности. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе Высшего Арбитражного Суда, ФНС готовится опротестовать в Конституционном Суде постановление Пленума ВАС от 10 апреля 2008 года, резко ограничивающее применение этой статьи.
Напомним, что в данном документе четко сказано, что предъявление исков по статье 169 Гражданского кодекса в связи с уклонением от уплаты налогов выходит за рамки полномочий представителей ФНС. Они могут применять ее лишь «в рамках выполнения задачи по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
У предпринимателей появилась надежда на хотя бы относительную нормализацию ситуации с возвратом НДС. Накануне, на совещании по вопросам защиты малого и среднего бизнеса под председательством президента страны Дмитрия Медведева, глава ФНС Михаил Мокрецов признал незаконной практику региональных инспекций, отказывающих в возврате этого налога по формальным основаниям. Кроме того, он заявил, что поводом для отказа не могут служить контакты претендента на возмещение налога с фирмой-однодневкой. Наконец, Мокрецов назвал нелегитимным назначение сотрудниками ИФНС выездных проверок в случае непредставления компанией документов, прямо не поименованных в Налоговом кодексе.
Для организаций, активно способствующих социальному развитию России, теперь предусмотрены налоговые льготы. Расходы на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, а также уплаченные проценты по ипотечным кредитам сотрудников теперь будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Также предполагается освобождение от НДФЛ и ЕСН доходов граждан в виде материальной выгоды. Такие приятные сюрпризы преподнесены в бюджетном послании на 2009–2011 годы.
Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг подверглись изменениям согласно новому приказу ФСФР России от 03.06.2008 № 08-22/пз-н. Документ прошел успешную регистрацию в Минюсте России 1 июля 2008 года (рег. № 11910).
Отметим некоторые нововведения. Теперь конкретизирован перечень сведений, которые должны содержаться в решении о размещении дополнительных акций и облигаций, если такие ценные бумаги оплачиваются неденежными средствами. Также появился новый документ, который акционерное общество должно представить в регистрирующий орган. Это подтверждение уведомления федерального органа исполнительной власти о решении, принятом советом директоров.
В ближайшее время во всех налоговых инспекциях страны появятся ручные сканеры, которые будут считывать данные с представленных на бумаге деклараций с двухмерным штрихкодом. Такое решение налоговики приняли в результате проведенного эксперимента, признанного успешным.
Теперь регионам нужно как можно быстрее снабдить инспекции необходимым оборудованием. Начать техническое переоснащение планируется с налоговых инспекций Московской области.
При этом многие эксперты скептически смотрят на данное нововведение. Они опасаются, что столь кардинальное изменение в работе инспекций может негативно сказаться на переходе налогоплательщиков на электронную отчетность. Однако инициаторы идеи считают, что ничего подобного не произойдет.
Налоговики готовят значительные изменения для «спецрежимников». Планируется изменить порядок определения базовой доходности по ЕНВД. Он будет разработан на основе отраслевых исследований по видам предпринимательской деятельности.
Для «упрощенцев» чиновники подготовили еще более приятный сюрприз. Так, фирмы и индивидуальных предпринимателей на УСН обяжут сдавать декларации только по итогам налогового периода, а это в четыре раза меньше, чем сейчас.
Без ложки дегтя не обошлось — переход на выбранные «спецрежимы» будет значительно ужесточен.
Попытка «сэкономить» на налогах, завысив данные о расходах компании, как правило, приводит горе-уклонистов на скамью подсудимых. В этой прописной истине пришлось убедиться и директору одной из фирм Орска. Для подобной «оптимизации» он подготовил фальшивые документы о заключении договора с двумя иногородними организациями. По бумагам выходило, что оба контрагента оказали орскому ООО услуги по проведению маркетинговых исследований рынка сбыта товаров. На самом же деле никакие финансово-хозяйственные отношения их не связывали. Однако предприимчивому директору удалось использовать «липу» при расчете налогооблагаемой базы и таким образом пронести мимо госказны около трех миллионов рублей. И все же избежать уголовной ответственности аферист не смог. Как сообщает пресс-служба МВД, за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере его приговорили к двум годам лишения свободы условно.
Участники ВЭД все чаще сталкиваются с ситуациями, когда бравые таможенные специалисты из самых чистых побуждений, то есть заботясь исключительно о пополнении госбюджета, пытаются искусственно завысить суммы таможенных платежей на ввозимые товары. Итог одному из таких дел подвел ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении 30 июня 2008 г. по делу № А21-4209/2007.
В прошлом году некая фирма ввезла в нашу страну партию очищенных креветок (мороженных и нефасованных), указав в таможенной декларации классификационный код ТН ВЭД России – 0306 13 100 0 «Сырозамороженный продукт». Сотрудники Калининградской таможни, отобрав образцы продукции и проведя товароведческую экспертизу, сочли, что злополучные креветки уже варили, то есть они являются продуктом, готовым к употреблению (код ТН ВЭД России – 1605 20 990 0). В результате фирме пришлось доплатить внушительную сумму таможенной пошлины. Арбитры, к которым предприниматели, уверенные в своей правоте, были вынуждены обратиться, пришли к выводу, что таможенники нарушили правила классификации товаров. К своему вердикту они приобщили экспертные заключения Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии», а также Центра гигиены и эпидемиологии Калининградской области. Суть их сводилась к следующему: готовым продуктом считается тот, в котором под воздействием температуры произошли изменения белка. В данном же случае креветки подвергались краткосрочной тепловой обработке (бланшированию) исключительно для снятия хитинового покрова. В результате этого белок не сворачивается, то есть исследуемый продукт является именно сырозамороженным.
Сам по себе тот факт, что компания представила в инспекцию декларацию на устаревшем бланке, еще не повод для наложения штрафных санкций. На это в своем постановлении от 30 июня 2008 г. по делу № А05-12765/2007 в очередной раз указал налоговикам ФАС Северо-Западного округа.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2007 года архангельская фирма направила в ИФНС заказным письмом декларацию по налогу на прибыль за I квартал. В конце мая от инспекторов было получено уведомление, что «бумажка» не соответствует форме, утвержденной приказом Минфина от 9 января 2007 г. № 1н. Мысленно поругав себя за рассеянность, бухгалтерия отослала в инспекцию декларацию на бланке новой формы, но уже 9 июля. В ноябре позабывшие было про это досадное недоразумение коммерсанты с удивлением узнали о том, что привлечены инспекцией к налоговой ответственности за нарушение срока представления декларации и оштрафованы на 44 тысячи рублей.
Арбитры такую инициативу инспекторов не одобрили. В своем вердикте они напомнили им, что первую, отбракованную, декларацию, составленную по устаревшей форме, утвержденной приказом Минфина от 7 февраля 2006 г. № 24н, фирма подала в пределах срока, установленного Налоговым кодексом. Сведения же, содержащиеся в поданной повторно отчетности, полностью аналогичны предыдущим. Поскольку статьей 119 НК не определена ответственность за представление налоговой декларации не по установленной форме, в действиях компании состав правонарушения отсутствует, резюмировали судьи.
Возможно, вскоре ценовые сговоры крупных компаний перестанут быть помехой малому и среднему бизнесу. ФАС предлагает бороться с ограничением рыночной конкуренции с помощью введения уголовной ответственности за картельный сговор крупных компаний. Об этом во время рабочей встречи с премьер-министром Владимиром Путиным заявил глава антимонопольной службы Игорь Артемьев, сообщает пресс-служба правительства. Глава ФАС отметил, что во всем мире подобные действия расцениваются не иначе как уголовные преступления. По его мнению, настало время и России перенять данный опыт. Законопроекты, предусматривающие уголовное наказание за картельный сговор, в частности поправки в статью 178 УК, ФАС внесет в правительство уже в августе, заверил Артемьев.
Кроме того, ФАС предлагает подключить к борьбе с ценовыми сговорами крупных компаний милицию. Дело в том, что конкурентное ведомство не может самостоятельно заниматься оперативно-разыскной деятельностью, да и ни к чему это, когда на данном поприще есть профессионалы. Если следственное управление МВД займется уголовной составляющей, а ФАС – работой в рамках административных наказаний, то борьба с захватом рынка крупными компаниями пойдет куда успешнее, считает Артемьев.
Представители делового сообщества смогут вскоре вносить свои предложения по усовершенствованию процедур пожарного контроля. В частности, бизнесменам будет предоставлена возможность участвовать в публичном обсуждении законопроектов, необходимых для реализации технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Соответствующее заявление прозвучало в ходе заседания комиссии МЧС по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства.
Планируется, что участники экспертной группы до конца августа подготовят предложения по составу нормативных правовых актов, сводов правил, национальных стандартов и методик в области пожарной безопасности. Как сообщает пресс-служба ведомства, о работе комиссии можно будет узнать в специальном разделе на официальной интернет-странице МЧС.
Количество внеплановых проверок организаций малого и среднего бизнеса в скором времени может пойти на убыль. На это предпринимателям позволит рассчитывать законопроект, предусматривающий наделение региональных прокуроров правом санкционировать либо запрещать проведение подобных инспекций представителями любых надзорных структур. О разработке соответствующего документа заявил глава Генеральной прокуратуры Юрий Чайка в ходе состоявшегося на днях заседания ведомственной коллегии.
Он подчеркнул, что выдача каждого разрешения на проверку ПБОЮЛ или юрлица должна быть проработанным, взвешенным и компетентным решением, основанным на весомых доводах. Для этого, по словам генпрокурора, необходимо организовать учет информации обо всех уже проведенных контролирующими ведомствами инспекциях, а также разработать методику ведения такого реестра.
Надеждам фирм, использующих труд иностранных работников, на либерализацию миграционного законодательства, в частности на отмену системы квотирования, по всей видимости, не суждено стать реальностью. Представители Федеральной миграционной службы опровергают появившуюся недавно информацию о якобы готовящейся отмене квот на привлечение иностранцев, прибывающих в нашу страну в безвизовом режиме. Как пояснил корреспонденту «ФАФИ» источник в ФМС, речь идет лишь о «переналадке этого механизма», дабы он заработал более эффективно.
Напомним, что новое миграционное законодательство, в рамках которого устанавливаются квоты на привлечение трудовых мигрантов, вступило в силу в 2007 году. На 2008 год утвержденный правительством лимит на привлечение иностранных трудовых ресурсов составил 1 миллион 828 тысяч разрешений на работу. Информация о возможной отмене квотирования взбудоражила бизнес-общественность несколько дней назад. Однако, как уверяют в ФМС, пресса просто неправильно истолковала высказывание одного из достаточно высокопоставленных представителей ведомства о том, что такой подход «имел бы свои плюсы и минусы».
Скорее всего, за III квартал текущего года бухгалтерам придется отчитываться по земельному налогу, используя обновленную версию расчета авансовых платежей. Его новую форму, равно как и порядок заполнения, ФНС уже направила на утверждение в Минфин. Об этом налоговая служба сообщила в письме от 24 июля 2008 г. № 3-7-04/178.
Представители ФНС отметили, что изменения в первую очередь связаны с поправками, внесенными в Налоговый кодекс. Налоговики напомнили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 393 Налогового кодекса отчетными периодами по земельному налогу с 1 января 2008 г. признаются I, II и III кварталы календарного года. Данные коррективы необходимо учитывать и при заполнении ныне действующего варианта расчета, утвержденного приказом Минфина от 19 мая 2006 г. № 66н. Так, если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода, то в строке с кодом 210 следует указать «3». При этом коэффициент «К2» (код 220) будет равен единице («1»). В том случае, если надел использовался в течение неполного отчетного периода, то «К2» необходимо рассчитывать как соотношение числа полных месяцев, указанных в предыдущей строке, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Например, если участок использовался всего лишь два месяца, то «К2» будет равен 2/3, то есть 0,67, а если один, то 0,33.
Банки вправе взимать комиссионное вознаграждение за перечисление в бюджет административного штрафа по поручению физических лиц. Об этом сообщил Минфин России в письме от 2 июня 2008 г. № 03-02-08-10.
Чиновники уточнили, что такое условие не распространяется на платежи, которые не являются налогами, сборами, пенями и штрафами.