11.01.2008
Малые фирмы окончательно распрощаются с участием в игорном бизнесе 1 июля 2009 года. С указанного срока компаниям, работающим в сфере азартных игр, придется разместить свои заведения исключительно в пределах четырех специально отведенных зон. При этом стоимость чистых активов согласно закону о госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 600 миллионов рублей – для организаторов игр в казино и залов игровых автоматов, и 100 миллионов рублей – для хозяев букмекерских контор и тотализаторов. Об этом накануне напомнил председатель Госдумы Борис Грызлов.
Впрочем, кое-где местные власти не желают ждать еще полтора года и избавляются от неугодных заведений уже сейчас. Одним из первопроходцев в этом смысле стал Санкт-Петербург, где с 1 января 2008 года вступил в силу закон, предусматривающий закрытие залов игровых автоматов. Спикер нижней палаты федерального парламента с очевидным удовлетворением отметил этот факт, в очередной раз заявив, что распространение игорного бизнеса является серьезной социальной проблемой.
Индивидуальный предприниматель, работающий на «упрощенке», может сменить объект налогообложения, не дожидаясь истечения трех лет с начала применения данного спецрежима. Такую возможность закрепил Минфин в письме от 11 декабря 2007 г. № 03-11-05/287. Финансисты не видят ничего противоестественного, если ПБОЮЛ в связи с прекращением предпринимательской деятельности будет снят с налогового учета, а затем в том же календарном году вновь зарегистрируется. При этом, по мнению специалистов финансового ведомства, «новоиспеченный» предприниматель вправе выбрать объект самостоятельно, то есть тот, какой ему больше придется по душе, без привязки к некогда уже применяемому.
Платежи за пользование лесным фондом в виде лесных податей не регулируются законодательством о налогах и сборах, а посему, находясь на УСН, их нельзя включить в состав расходов при исчислении единого налога. Более того, пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, устанавливающий закрытый перечень затрат, на которые «упрощенцы» вправе уменьшить свои доходы, не содержит ни одного упоминания о лесных податях. Так что, как ни крути, этот вид платежей фирмы на УСН должны производить за счет чистой прибыли. На этом настаивают представители Минфина, о чем черным по белому написано в письме ведомства от 3 декабря 2007 г. № 03-06-07-05/3.
Похоже, что в недалеком будущем минимальные размеры компенсаций, предоставляемых сотрудникам, занятым на вредных или даже опасных работах, будут строго регламентированы в зависимости от степени «неблагоприятности» условий труда. Как сообщает пресс-служба ФНПР, соответствующий проект постановления правительства рабочая группа Российской трехсторонней комиссии рассмотрит 15 января текущего года.
Прежде всего, в документе идет речь о сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительном оплачиваемом отпуске и повышенном размере оплаты труда. Как уверяют авторы проекта, этот перечень сохраняет весь диапазон имеющихся на сегодняшний день «вредных» компенсаций. При этом условия труда классифицируются разработчиками документа согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса», утверждаемому главным санитарным врачом страны. Таким образом, по итогам аттестации рабочих мест они могут быть признаны оптимальными, допустимыми, вредными (которые, в свою очередь, дробятся на четыре степени) или опасными. Так, для работника, который трудится в условиях «вредности первой степени», минимальное повышение оплаты труда составит 12 процентов к тарифной ставке, а дополнительный отпуск – 14 календарных дней. А вот сокращения рабочего времени для таких сотрудников не предусмотрено. Порядок предоставления указанных преференций работникам, вынужденным выполнять свои служебные обязанности в «неблагоприятных» условиях, согласно проекту предстоит разработать и утвердить Минздравсоцразвития. Сделать это ведомство должно к 1 сентября текущего года.
10.01.2008
С сегодняшнего дня проезд на монорельсе от ВВЦ до станции метро "Тимирязевская" будет стоить не 50, а 19 рублей.
Возведенный еще в 2004 году монорельс в течение трех лет работал только в экскурсионном режиме. С сегодняшнего дня он переходит в разряд городского транспорта.
Как пояснили в пресс-службе Московского метрополитена, с первого дня нового года монорельсовые поезда стали ходить чаще. Если раньше интервалы между ними составляли около 20 минут, то теперь ожидать посадки приходится менее 10 минут.
Кроме того, увеличено время работы транспортной системы. До 31 декабря прошлого года поезда по монорельсу ходили с 8.00 до 20.00, а с 1 января их “рабочий день” начинается в 7.00 и заканчивается в 23.00.
Власти надеются, что все эти меры сделают монорельсовую дорогу популярным среди горожан транспортным средством.
Правительство России одобрило проект федерального закона, предусматривающего полный запрет на рекламу табака и табачных изделий. Эта мера позволит стране присоединиться к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, сообщает РИА Новости. Запрет должен быть принят в течение пяти лет.
Конвенция была принята в мае 2003 года и ее поддержали 172 страны, в том числе и Евросоюз. Россия до сих пор находится в числе стран, не ратифицировавших конвенцию.
Ежегодно от заболеваний, связанных с курением, в мире умирает около пяти миллионов человек. В России в 2006 году по этой причине умерло около 400 тысяч человек. Но вредность табачных изделий пока не отражается на потреблении - производство сигарет в России постоянно растет. Если до 1995 года в стране производилось около 200 миллиардов сигарет при потреблении в 250 миллиардов, то в 2006 году в России были изготовлены 413 миллиардов сигарет при потреблении в 375 миллиардов.
Предполагается, что в России в рамках борьбы с курением в России будет также подготовлен проект Национальной стратегии по борьбе против табака и национальный координационный орган, отмечает "Интерфакс".
2008 и последующие годы станут одними из самых опасных для мировой экономики. Об этом рассказывается в совместном обозрении "Global Risks 2008", подготовленном Мировым экономическим форумом и рядом крупных финансовых институтов США и Европы, таких как американская Citigroup и швейцарский Zurich Financial Service, и опубликованном 9 января. В числе главных угроз называются последствия ипотечного кризиса в США, рост цен на нефть и продовольствие, а также сбои в системе глобальных поставок.
В обозрении риски поделены на политические, экономические, технологические и социальные. Все они по степени вероятности оценены по пятибалльной шкале, где "пятерка" означает более чем 20-процентную вероятность, а "единица" - менее чем 1-процентную.
Как отмечается в докладе, ключевой проблемой, оцененной в 4,5 балла, в 2008 году станет финансовый кризис на развитых рынках, который может отправить американскую экономику в рецессию, привести к обвалу котировок на фондовых биржах и резкому падению курса доллара. Под вопросом остается замедление темпов роста азиатских экономик, прежде всего Китая. Итоговые потери для глобальной экономики от такого сценария развития событий оцениваются в сумму до 1 триллиона долларов.
Второй наиболее вероятной опасностью, по мнению авторов обозрения, остается рост цен на нефть, убытки от которого также могут составить сотни миллиардов долларов. Параллельно, из-за увеличения потребления и распашка посевных площадей под биотопливо, растут и цены на продовольствие, достигшие 25-летних максимумов. Вкупе с рекордно низкими продовольственными запасами это ведет к политической нестабильности и, возможно, даже массовым бунтам в странах третьего мира.
Доклад приурочен к открывающейся через две недели ежегодной конференции Мирового экономического форума в Давосе, где соберется мировая экономическая и политическая элита.
В одном из своих последних писем финансисты осветили вопрос, касающийся учета стоимости услуг клининговых компаний, применяемых упрощенцем (письмо Минфина России от 15.11.2007 № 03-11-04/2/277). По мнению Минфина, на такие затраты нельзя уменьшить базу по УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Позиция специалистов основывается на следующих заключениях.
В статье 254 Налогового кодекса сказано, что к материальным расходам относятся затраты на услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями. Однако, как указали финансисты, подобные издержки не носят производственного характера, то есть не связаны с созданием товаров и оказанием услуг. Таким образом, оплачивать уборку помещений «упрощенцам» придется из «своего кармана».
Кстати, покупка моющих средств и инструментов для проведения уборки, по мнению специалистов ведомства, - расход вполне обоснованный, так как производится для хозяйственных нужд (письмо Минфина России от 01.09.2006 № 03-11-04/2/182).
Заметим, что финансисты разрешают учитывать в расходах оплату услуг отдельных организаций – например Госсанэпиднадзора. Ведь в данном случае издержки напрямую связаны с контролем за соблюдением технологических процессов (письмо Минфина России от 06.09.2005 № 03-11-04/2/66).
Не исключено, что через месяц-другой розница столкнется с трудностями в реализации некоторых видов пищевой продукции. Не далее как 11 декабря Консультативный совет по защите прав потребителей на своем заседании поддержал инициативу Конгресса международной организации союзов потребителей в части «недопущения ориентирования рекламы товаров с повышенным содержанием жира, сахара, соли на детей». Кроме того, защитники прав потребителей намерены направить усилия на приведение рекламы детского питания в соответствие с требованиями Всемирной организации здравоохранения. Иными словами, продукция, традиционно рассчитанная на детскую аудиторию, потеряет значительную часть рекламной поддержки, а то и вовсе попадет в разряд «вредной».
То, что на кассовом аппарате нет пломбы ЦТО или отсутствует договор на техническое обслуживание ККМ, вовсе не означает, что компания обречена на уплату штрафа. Такой вывод позволяет сделать постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2007 г. № Ф04-8418/2007(40711-А27-29). Как следует из материалов дела, налоговики, не обнаружив на кассе пломбы, вынесли постановление о привлечении организации к административной ответственности за нарушение правил применения ККМ при осуществлении расчетов с населением. Поскольку штраф за подобные деяния довольно весомый (30 000 руб.), компания попыталась оспорить решение ревизоров в суде и, как оказалось, не напрасно. Служители Фемиды указали, что под неприменением контрольно-кассовой техники следует понимать использование аппарата, у которого пломбы отсутствуют или имеют повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти. Только при таких обстоятельствах штраф, вынесенный на основании статьи 14.5 КоАП, правомерен. Данный довод подтверждается и постановлением пленума ВАС от 31 июля 2003 г. № 16. Поскольку в рассматриваемом деле представители ФНС не смогли доказать факт доступа к фискальной памяти ККМ, им пришлось, как говорится, остаться с носом.
Контролеры из обществ по защите прав потребителей вскоре получат специальные Рекомендации по проведению проверок. В этой методичке общественным объединениям даны указания как следует исследовать «соблюдение продавцами, исполнителями работ и услуг прав потребителей и правил торгового и иных видов обслуживания». Проект данного документа поступил на рассмотрение Роспотребнадзора, сообщает пресс-служба ведомства. Свои заключения, замечания и предложения по нему эксперты должны представить в Союз потребителей не позднее 25 января.
Фирмы, занимающиеся экспортом, отныне смогут использовать более совершенное программное обеспечение для формирования базы данных деклараций на возврат налога на добавленную стоимость и текстовых файлов с информацией по ним. Новая версия программы «Возмещение НДС: налогоплательщик» размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы. По уверениям разработчиков софта, теперь на вкладках ГТД, ИГТД и ТСД доступен режим полного раскрытия списка для просмотра и сверки с данными на бумажном носителе. Кроме того, по просьбам пользователей, программа отныне позволяет на вкладке ГТД подсчитать общее значение по столбцу «фактическая стоимость» применительно ко всем декларациям в текущем контракте. Похожая функция предусмотрена и на вкладке ТСД – «подсчет общего объема товаров по всем текущим ТСД».
Фирмы, работающие в сфере розничной торговли продовольствием, и предприятия общественного питания наконец-то дождались введения новых норм естественной убыли материально-производственных запасов. Они утверждены приказом Минэкономразвития от 7 сентября 2007 года № 304, который успешно прошел регистрацию в Минюсте 7 декабря 2007 года. Нормы безвозвратных потерь отныне устанавливаются в зависимости от климатических групп предприятий, а также от времени года, в течение которого данные товары поступили на хранение.
Документ вступит в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Напомним, что до сих пор предпринимателям при списании потерь на расходы по налогу на прибыль приходилось руководствоваться нормативами, установленными еще письмом Минторга РСФСР от 21 мая 1987 года № 085.
Индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей и уплачивающий ЕНВД, освобождается от уплаты налога на имущество со стоимости магазина или павильона в целом, то есть в расчет берутся не только сами торговые помещения. Такой информацией поделился Минфин в письме от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/498.
Финансисты указали, что пункт 4 статьи 346.46 Налогового кодекса не ставит право «вмененщиков» не уплачивать налог на имущество физлиц в зависимость от конкретного характера (склад, офис, подсобка) использования недвижимости в предпринимательской деятельности.
Беспроцентный заем на покупку квартиры нельзя признать целевым, если организация предоставила его работнику, когда и договор купли-продажи уже заключен, да и все расчеты по нему произведены. Иными словами, при таком раскладе доход сотрудника в виде экономии на процентах необходимо облагать по ставке 35 процентов. Об этом информирует Минфин в письме от 21 декабря 2007 года № 03-04-06-01/446. Финансисты указали, что в данном случае условия предоставления займа никак не связаны с приобретением квартиры. Между тем Налоговый кодекс позволяет применять 13-процентную ставку НДФЛ только в случае фактического расходования средств на строительство или покупку недвижимости и наличия соответствующих подтверждающих документов, резюмировали специалисты Минфина (подп. 1, 2 ст. 224 НК).
Налог на имущество в отношении движимых объектов, закрепленных за филиалом, не имеющим отдельного баланса, фирма должна уплачивать по месту их бухгалтерского учета (либо самой организации, либо более «самостоятельного» обособленного подразделения). Так утверждает Минфин в письме от 20 декабря 2007 г. № 03-05-06-01/145.
Проанализировав положения главы 30 Налогового кодекса, финансисты пришли к выводу, что налог на имущество может иметь три способа уплаты. По месту нахождения головного офиса перечисляется налог в отношении всего имущества, учитываемого на его балансе, за исключением недвижимости, которая находится на территории других субъектов Федерации. Аналогичным образом уплачивается налог по месту нахождения обособленного подразделения с отдельным балансом. А вот в отношении недвижимого имущества в других регионах налог придется уплачивать по месту нахождения самого имущества. Особенности его исчисления и уплаты установлены статьей 385 Налогового кодекса, напомнили специалисты главного финансового ведомства.
09.01.2008
Федеральная таможенная служба подвела итоги своей работы в 2007 году.
1. Разработана система оценки эффективности работы таможенных органов.
В июле 2007 года Правительство РФ утвердило критерии и показатели оценки эффективности работы таможенных органов РФ, разработанные ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России. В основу системы легли три критерия: повышение уровня соблюдения таможенного законодательства, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов; повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и контролем; выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ.
2. Установлена взаимосвязь между результатом работы каждого таможенника и уровнем оплаты его труда.
Установлены критерии оценки эффективности работы должностных лиц и соответствующие коэффициенты, определяющие степень участия должностного лица в решении поставленных перед соответствующим подразделением таможенного органа задач, качество и сложность выполняемых должностным лицом функциональных обязанностей и их результативность. В числе критериев - исполнительность, инициативность и профессионализм, ответственность и принятие решений.
3. Оптимизирована структура таможенных органов.
ФТС России проводит планомерную работу по оптимизации структуры и совершенствованию деятельности таможенных органов Особое внимание уделено подразделениям, которые обеспечивают реализацию функций таможенных органов по направлениям таможенного оформления и таможенного контроля, информационно-технологическому, товарной номенклатуры и торговых ограничений, расследований и дознаний. Реструктурирован центральный аппарат ФТС России. Создана Центральная энергетическая таможня путем реорганизации Энергетической таможни. Центральная акцизная таможня переведена в непосредственное подчинение ФТС России, ей подчинены таможенные посты, расположенные в ряде регионов страны. Осуществлена оптимизация структуры, функций и численности таможенных органов, расположенных в Южном, Приволжском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
4. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет впервые превысило 3 трлн рублей.
За 11 месяцев 2007 года таможенными органами перечислено в доход федерального бюджета 2 трлн 899,81 млрд рублей.
5. Усовершенствована система организации правоохранительной деятельности таможенных органов.
Только за 11 месяцев минувшего года таможенными органами возбуждено 4268 уголовных дел (в 2006 году - 4149), в том числе по тяжким преступлениям, совершенным группой лиц, - 224 дела (в 2006 году - 50). Стоимость предметов преступлений составила 12,7 млрд рублей. Также за 11 месяцев таможенными органами возбуждено 74240 дел об административных правонарушениях (в 2006 году - 63935). Стоимость предметов и орудий административных правонарушений превышает 1,1 млрд рублей.
6. Продолжено совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля.
Подготовлена концепция таможенного контроля после выпуска товаров. Результативность таможенных ревизий в 2007 году достигла 86%. Продолжена работа по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем. Если в начале 2007 года таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования, насчитывалось 161, то к концу года их число достигло 195.
7. Усилен контроль перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В июле 2007 года Федеральная таможенная служба заключила соглашения о взаимодействии с Роспатентом: службы договорились оказывать взаимопомощь при разработке предложений, направленных на совершенствование российского законодательства об интеллектуальной собственности, проводить совместные мероприятия и оказывать содействие в подготовке и повышении квалификации кадров. В декабре 2007 года вступил в силу административный регламент, в соответствии с которым упрощен порядок регистрации объектов интеллектуальной собственности в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности.
8. Активизирована законопроектная деятельность.
Разработан ряд поправок в раздел ТК РФ о таможенных платежах, в том числе предлагается ввести солидарную ответственность таможенных брокеров и участников внешнеэкономической деятельности за нарушение таможенных правил. Идет работа по внесению в Правительство РФ законопроекта о присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
9. Таможенные органы готовятся действовать в условиях присоединения к ВТО.
С 1 января 2007 года осуществлен переход на использование новой формы грузовой таможенной декларации - транзитной декларации (ГТД/ТД), соответствующей требованиям Единого административного документа ЕС (ЕАД).
Более подробную информацию можно получить на официальном
сайте Правительства РФ.
В 2007 году на комиссии в налоговые органы были вызваны свыше 325 тысяч предприятий. В результате более 62% налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу по НДФЛ за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли. Об этом сообщается в отчете о деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС России) за 2007 год, опубликованном на официальном сайте Правительства РФ.
В документе отмечено, что приказом ФНС России утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой акцент сделан на тщательном предпроверочном анализе и, как следствие, отказе от тотального контроля и переходе к контролю, основанному на определении критериев риска. Результатом такого подхода явилось почти двукратное уменьшение количества проводимых выездных проверок.
Одновременно в ФНС отмечают рост эффективности налоговых проверок. Так, если по итогам 9 месяцев 2006 года среднее доначисление на одну выездную проверку организации составляло 2 млн руб., то по итогам 9 месяцев 2007 года данный показатель увеличился до 4 млн руб.
Аналогичная ситуация отмечается по выездным проверкам физических лиц: в 2006 году на одну выездную проверку в среднем доначислялось 200 тыс. руб., в 2007 году - более 500 тыс. руб.
Кроме того, результатом политики ФНС России, направленной на добровольный отказ налогоплательщиков от применения схем ухода от налогообложения путем самостоятельной корректировки своих налоговых обязательств, явилось то, что за 9 месяцев 2007 года налогоплательщиками самостоятельно увеличены свои налоговые обязательства на 63 млрд руб.
ФНС в 2007 году последовательно осуществляла работу по легализации налоговой базы с участием налогоплательщиков. Результатом этой работы стало обеспечение достоверности налоговой базы по целому ряду налогов: налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, а также страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
За 9 месяцев 2007 года был произведен отбор 400 тыс. организаций, находящихся в зоне риска, из которых рассмотрено на комиссиях в налоговых органах свыше 325 тысяч. Более 62% налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу по НДФЛ за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.
Дополнительные поступления ЕСН и страховых взносов в ПФР в результате легализации налоговой базы за 9 месяцев 2007 года составили 48 млрд руб., или 18,3% от прироста поступлений.
Итогом завершенных выездных проверок стало уменьшение убытков на 7 млрд руб., а также дополнительное отражение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму более 4 млрд рублей.
Подводя итоги минувшего года, ФНС напоминает, что с 1 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ осуществлен переход от "разрешительного" характера возмещения НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, к "заявительному" характеру возмещения НДС, уплаченного, в частности, экспортерами, по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам).
В этой связи был осуществлен переход на единую налоговую декларацию по НДС, в которой отражаются операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые как по ставкам 10 или 18%, так и по нулевой ставке.
Принятым Федеральным законом от 04.11.2007 №255-ФЗ уточнен порядок применения налоговой ставки в размере 0% налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники. В частности, указанным законом конкретизирован перечень работ (услуг) в области космической деятельности, реализация которых облагается по нулевой ставке. Кроме того, дополнительно введен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, применение нулевой ставки по реализации которых будет возможно только при представлении в налоговый орган в пакете документов соответствующего сертификата.
Новый порядок, который будет применяться начиная с налоговых периодов 2008 года, позволит не только упростить администрирование НДС по указанным операциям, но и повысить эффективность контроля налоговых органов за соблюдением законодательства по НДС по этим операциям.
Вступающим в силу с 01.01.2008 Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" урегулирован вопрос стимулирования инновационной деятельности в экономике в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 134-ФЗ в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми принципиально изменился порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.
В результате указанных изменений налогоплательщиками акцизов стали признаваться только производители нефтепродуктов, в отличие от действовавшего ранее порядка, когда плательщиками акцизов признавались также и лица, осуществлявшие оптовую и розничную реализацию указанных товаров.
Это позволило существенно сократить количество налогоплательщиков, упростить порядок исчисления акцизов и, соответственно, контроля за полнотой их уплаты, что, в свою очередь, обеспечило снижение затрат на администрирование указанного налога. Новый порядок уплаты акцизов позволил устранить имевшуюся ранее возможность применения определенных схем с целью уклонения от уплаты акцизов путем создания фирм - однодневок.
В целях обеспечения полноты поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации в 2007 году Федеральной налоговой службой внедрены новые подходы к проведению территориальными налоговыми органами контрольных мероприятий с убыточными организациями.
Проводимая ФНС России работа направлена на легализацию налоговой базы путем пресечения случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявления фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, схем ухода от налогообложения, а также обеспечение своевременного и полного контроля за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах.
Для решения поставленной задачи разработано соответствующее методическое обеспечение, в рамках контроля хода работ по применению установленных подходов в период август-декабрь 2007 года проводились еженедельные заслушивания отчетов руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации об организации работы с убыточными субъектами хозяйственной деятельности.
В целом по Российской Федерации результаты работы, проведенной налоговыми органами в указанном направлении по итогам 9 месяцев 2007 года, повлияли на снижение доли убыточных организаций на 4,1% и, по оперативным данным, составили 17,2%.
В течение 2007 года налоговыми органами продолжена работа по легализации налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН) и базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в созданных для этого комиссиях по легализации "теневой" заработной платы. В текущем году работа проводилась с учетом среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности (ВЭД).
По итогам за январь-ноябрь 2007 года 67% отобранных для работы налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД, повысили (легализовали) заработную плату до среднего уровня по ВЭД.
Направленные ФНС России в Минфин России предложения по совершенствованию администрирования ЕСН реализованы в принятом в 2007 году Федеральном законе от 24.07.2007 №216-ФЗ. В частности, поправками, внесенными в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации уточнены: объект налогообложения для глав крестьянских (фермерских) хозяйств; порядок уплаты налога для адвокатов, образовавших адвокатский кабинет; порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по ЕСН работодателями в целях ежемесячного начисления пеней на неуплаченные суммы этих авансовых платежей и др.
Работа налоговых органов по легализации доходов населения и трудовых отношений способствовала созданию условий, при которых во всех регионах наблюдается устойчивый рост поступлений налога на доходы физических лиц. Средний темп роста поступлений данного налога в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.11.2007 превышает 135%.
По основным индикаторам оценки эффективности деятельности ФНС России на 2007 год планировалось снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 21% по отношению к 01.01.2005. За два предыдущих года и 10 месяцев 2007 года достигнуто снижение на 906 млрд рублей, или на 36,9%.
В 2008 году Министерство финансов планирует подготовить долгосрочный прогноз развития бюджетной системы Российской Федерации на 15 лет. Об этом сообщил заместитель председателя правительства, министр финансов А.Кудрин в интервью, опубликованном на официальном сайте Правительства РФ.
По его словам, при подготовке проекта федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов будут на практике реализованы принципы, закрепленные в новой редакции Бюджетного кодекса РФ. Они предполагают ограничение трансферта нефтегазовых доходов в бюджет, раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств. Планируется также ввести в действие новый порядок исполнения бюджетов. Будут подготовлены поправки в Бюджетный кодекс по вопросам финансового контроля в соответствии с принципами среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.
Министр также сообщил, что в 2008 году Минфин продолжит работу по совершенствованию налоговой системы, а также определит стратегию налоговой реформы на ближайшие 15 лет.
«В частности, необходимо внести в Правительство РФ проекты законов, направленных на решение таких важных проблем, как регулирование трансфертного ценообразования и введение института консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций», - сообщил А.Кудрин.
По его словам, предстоит разработать концепцию совершенствования налогообложения добычи природного газа, связанную с повышением внутрироссийских оптовых цен на этот вид сырья. Должны быть продуманы в целом долгосрочные подходы к налогообложению добычи углеводородного сырья.
Министр отметил, что отдельным серьезным вопросом является разработка подходов к развитию пенсионной системы, системы медицинского и социального страхования в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо определиться с вопросами совершенствования ЕСН и взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
А.Кудрин сообщил, что Минфин будет работать над повышением эффективности основных налогов и решением тех вопросов, которые уже были обозначены в Основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы. По его словам, эти вопросы связаны практически со всеми основными налогами: НДС, налогом на прибыль организаций, налогом на доходы физлиц, акцизами, региональными и местными налогами, а также специальными налоговыми режимами.
Глава Минфина также сообщил, что по результатам исполнения федерального бюджета в 2008 году впервые на постоянной основе будет проведен мониторинг финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.
Кроме того, продолжится внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результаты, в том числе на стадии исполнения бюджета. Эти принципы предусматривают переход к оказанию государственных услуг на основе государственных (муниципальных) заданий, преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы и переход на новые принципы оплаты услуг.
А.Кудрин также сообщил, что в 2008 году должна быть завершена реорганизация системы регулирования аудиторской деятельности в России. С решением этой задачи аудиторы в РФ стране будут работать по общепризнанным в мире стандартам.
Федеральная налоговая служба (ФНС) России с сегодняшнего дня начинает прием деклараций о полученных гражданами в 2007 г. доходах, с которых не были уплачены налоги.
В ФНС напомнили, что из зарплаты налоги на доходы физлиц (НДФЛ) вычитает работодатель.
В налоговую инспекцию по месту жительства должны представить декларацию граждане, получившие доходы от физлиц по договорам гражданско-правового характера (например, найма или аренды жилья), а также домработницы и репетиторы.
Тем, кто продал свое имущество, включая ценные бумаги, и тем, кто получил доходы за пределами РФ, тоже придется отчитаться перед налоговиками.
Сделать это должны будут и предприниматели без образования юридического лица, частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, другие граждане, которые в установленном законодательством порядке занимаются частной практикой.
Декларационная кампания заканчивается 30 апреля.
Начальник управления администрирования налогов физических лиц ФНС РФ Марина Истратова пояснила, что декларацию можно представить в налоговую инспекцию лично или же отправить по почте. "Если налогоплательщик отправляет декларацию по почте в последний день, т.е. 30 апреля 2008 года, главное, чтобы на штемпеле конверта стояла дата отправки "30 апреля 2008 года" - значит, вы успели и никаких штрафных санкций за просрочку представления декларации применяться не будет", - сообщила представитель ФНС.
"При этом хотелось бы напомнить, что для того чтобы заявить свое право на получение имущественного или социального вычета, предельного срока подачи декларации не предусмотрено, - заметила М.Истратова. - То есть представить декларацию в связи с получением налоговых вычетов можно в любое время в течение года". "Декларацию может подать как сам налогоплательщик, так и его законный представитель, действующий на основании доверенности", - уточнила М.Истратова.
Уклонение от уплаты налогов физическими лицами, отмечают в ФНС, влечет за собой налоговую и уголовную ответственность. В Налоговом кодексе ответственность за непредоставление налоговой декларации предусмотрена статьей 119. Кроме штрафных санкций, начисляются пени за каждый день просрочки уплаты налога. Статьей 198 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" предусматривается наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае совершения преступления в особо крупном размере предусмотрен штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или лишение свободы на срок до трех лет.