13.03.2008
При регистрации компании в ЕГРЮЛ и постановке на учет в инспекции налоговики не должны запрашивать сведения о главном (старшем) бухгалтере. ФНС отменила письма МНС, которые предусматривали такую почетную обязанность (письмо от 25 января 2008 г. № СК-6-09/45). Таким образом, письма МНС от 6 сентября 2000 г. № ВГ-6-12/717 «О предоставлении сведений о руководителе и главном (старшем) бухгалтере организации» и от 27 января 2003 г. № ММ-6-09/11 «Об указании в ЕГРН сведений о руководителе организации и главном бухгалтере» теперь не применяются. Следовательно, налоговиков не нужно информировать и в том случае, если по тем или иным причинам сведения о главбухе изменятся.
Вполне вероятно, что вскоре порядок реализации арестованной и конфискованной продукции фирм-должников изменится. Добиться справедливых цен на подобные товары и навести порядок на данном участке работы Российский фонд федерального имущества (РФФИ) планирует, отказавшись от услуг коммерческих посредников – поверенных. Как сообщила пресс-служба госведомства, такое заявление в ходе совещания с руководителями филиалов и представительств РФФИ сделал председатель Фонда Юрий Петров. По его словам, в прошлом году было запланировано реализовать конфиската на сумму 17,5 миллиарда рублей, однако в итоге удалось собрать лишь 6,8 миллиарда рублей. К сожалению, отметил Петров, доверие к институту поверенных в последнее время значительно снизилось, так как «не все из этих людей честные и порядочные».
Фирма не сможет вернуть работнику налог на доходы физлиц, излишне удержанный с него в предыдущем налоговом периоде, за счет сумм налога, причитающихся с других сотрудников организации. Как сообщил Минфин в письме от 22 февраля 2008 г. № 03-04-06-01/41, такая возможность просто не предусмотрена Налоговым кодексом. Единственное, что, по мнению финансистов, можно сделать в подобной ситуации – следовать правилам, которые закреплены в пункте 1 статьи 231 и в пункте 14 статьи 78 НК. Иначе говоря, фирма должна подать в инспекцию заявление на возврат или зачет переплаты по НДФЛ, присовокупив к нему заявление «обсчитанного» сотрудника. Представители финансового ведомства особо подчеркнули, что в любом случае вернуть налогоплательщику излишне уплаченный налог или произвести зачет этой суммы в счет предстоящих платежей разрешено исключительно по доходам конкретного физлица.
Теперь фирмам и предпринимателям при переходе на «вмененку» следует представлять в налоговую инспекцию новые формы №№ ЕНВД-1 и ЕНВД-2. Они утверждены приказом ФНС от 5 февраля 2008 г. № ММ-3-6/45, который зарегистрирован в Минюсте 29 февраля текущего года. Прежде всего отметим, что новые документы отличаются от прежних компактностью – состоят из собственно заявления и приложения к нему. Кроме того, для заверения формы ЕНВД-1 больше не требуется «лишних» подписей, достаточно визы руководителя фирмы. Напомним, что ранее кроме главы организации на бумаге должны были оставить свои автографы главный бухгалтер и сотрудник, заполнивший бланк. Из формы заявления для ПБОЮЛ исчез раздел «Сведения о заявителе», в котором следовало указывать паспортные данные индивидуального предпринимателя. Налоговики пришли к выводу, что для идентификации такового вполне хватит ОГРНИП и ИНН.
12.03.2008
12 марта депутаты Московской городской думы приняли закон «О пожарной безопасности в городе Москве».
Как сообщил первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве Виктор Климкин, ко второму чтению законопроекта поступило 48 поправок, из которых 6 внесены депутатами. Поправки носят редакционный характер и приводят положения документа в соответствие с федеральным законодательством. Внесено изменение в название документа, так как оно дублировало наименование федерального закона, и теперь он называется «О пожарной безопасности в городе Москве».
С учетом замечаний Прокуратуры города Москвы статья 1 «Основные понятия» изложена в новой редакции. Внесены изменения в статью, касающуюся деятельности частной пожарной охраны. Кроме того, уточнены положения статей, регламентирующих гарантии социальной защиты пожарных.
Из статьи 21 «Права и обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности» были исключены положения, устанавливающие дополнительные обязанности для руководителей организаций.
В соответствие с федеральным законодательством, субъектами Российской Федерации не могут быть установлены более низкие требования к пожарной безопасности, чем те, которые предусмотрены федеральными законами. В связи с этим были внесены изменения в статью 20 «Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности».
По словам депутата Инны Святенко (фракция «Единая Россия»), представленные поправки носят уточняющий характер. Важными являются изменения, внесенные в название и в понятийный аппарат законопроекта. Уточнены понятия «пожарный» и «подразделение пожарной охраны». Существенным является внесение изменений в части расширения социальных гарантий пожарным и их семьям. В целом, заметила депутат, все изменения носят редакционный характер и направлены на формирование комплексного подхода к вопросу о пожарной безопасности в столице.
Как сообщила пресс-служба Мосгордумы, депутаты проголосовали за принятие закона единогласно.
12 марта на заседании Московской городской думы был принят закон «Об охране труда в городе Москве».
Редактор проекта закона, председатель Комитета общественных связей города Александр Чистяков сообщил депутатам о том, что после принятия документа в первом чтении 6 февраля нынешнего года в него был внесен ряд поправок. Большинство поправок носит редакционный характер: их внесение связано с необходимостью приведения терминологии нового закона в соответствие с Трудовым кодексом РФ.
Есть и «содержательные» поправки; в частности, к полномочиям органа исполнительной власти Москвы, уполномоченного в области охраны труда, теперь отнесена организация создания банка данных существующих условий труда.
Как отметил председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев (фракция «Единая Россия), исполнительной власти необходимо в самое ближайшее время начать работу над созданием названного банка данных.
Как сообщила пресс-служба Мосгордумы, депутаты единогласно проголосовали за принятие закона.
«НДС не дает экономике развиваться», - с таким заявлением выступил сегодня в ходе пленарного заседания Государственной думы зампредседателя Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров.
Он уверен в необходимости снижения ставки этого налога. Депутат напомнил, что против этой позиции выступает Минфин, полагая, что чрезмерно высокими в результате такой меры будут выпадающие доходы бюджета.
Однако, заметил А.Назаров, по оценкам аналитиков, выпадающие доходы будут компенсированы объемом собираемых налогов.
Депутат считает необходимым создать рабочую группу, которая подготовила бы предложения по снижению ставки НДС.
Спикер Государственной думы Борис Грызлов положительно оценил это предложение. Он поручил Комитету Госдумы по бюджету и налогам подготовить предложения по созданию такой рабочей группы, которые затем рассмотрит совет Думы. «Считаю, что такая рабочая группа нам нужна», - заявил Б.Грызлов.
В порядке законодательной инициативы на рассмотрение Госдумы Московская областная дума внесла проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Как сообщает пресс-служба МОД, вступление в силу с июля 2009 года закона № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" приведет к ежегодным выпадающим доходам региональных бюджетов по налогу на игорный бизнес. Это не коснется тех регионов, в которых будут размещены специальные игорные зоны. В частности, бюджет Московской области недополучит более двух миллиардов рублей.
Проектом ФЗ предлагается изменить вид налога, сделав его федеральным, а также установить нормативы распределения доходов от налога на игорный бизнес в бюджеты субъектов РФ на 2009 - 2010 годы в соответствии с процентами поступлений по итогам исполнения бюджетов субъектов за 2006 год.
С целью компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ предлагается все 100 процентов поступающих средств от уплаты налога на игорный бизнес распределять в порядке и в соответствии с нормативами распределения, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Принятие Госдумой представленного ей закона позволит компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ, обусловленные вступлением в силу в полном объеме ФЗ № 244.
Будущему российскому руководству предстоит снизить инфляцию и одновременно преодолеть кризис ликвидности, заявил на пресс-конференции, состоявшейся 11 марта в РИА «Новости», директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«Российский бизнес несет убытки из-за коррупции и плохого управления. Международная бухгалтерская отчетность позволяет делать из убытков инвестиции в развитие и покрывать их внешними займами, которые надо все время перекредитовывать. Ипотечный кризис может сделать это невозможным», - предупредил он.
Если мартовский кризис перекредитования можно считать пройденным без особых затруднений, то сентябрьский российской экономике еще предстоит ощутить, и осенью 2008 года весьма возможна массовая распродажа активов, которая подорвет фондовый рынок, что, в свою очередь, потребует новой ликвидности, которой пока нет, и эта ситуация действительно опасна.
«Если «финансовый результат» российских компаний в 2006 году вырос на 32%, то в 2007 году рост замедлился до 18%», - привел цифры М.Делягин.
Политику Банка России он считает недальновидной в том, что при зависимости от притока иностранной валюты снижается способность к самостоятельной денежной политике.
«Сжатие валютного потока автоматически приведет к сжатию рублевого рынка», - считает М.Делягин.
По его мнению, раскручивающаяся «инфляционная спираль» лишь подхлестнет осенью «экономическую тряску».
Что касается налоговой реформы, то предложение заменить НДС налогом с продаж М.Делягин считает абсурдным.
«Да, с НДС много проблем – невозврат валютной выручки, фиктивный экспорт, трудности администрирования – но возня с его заменой на несравненно более худший налог с продаж отвлекает от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который давно бы следовало дифференцировать в зависимости от климата, транспорта и т.п. Единый НДПИ – решение, делающее бизнес незаинтересованным в развитии территорий», - сказал М.Делягин.
Самым аморальным в налоговой сфере он полагает регрессивную шкалу единого социального налога (ЕСН).
«Чем меньше получаешь, тем больше платишь налогов, - с ЕСН получается именно так. И здесь не помогут никакие налоговые амнистии – укрывание ЕСН пробивает огромную брешь в Пенсионном фонде РФ, и даже бизнес уже готов платить ЕСН по плоской шкале в 15%, но к этому не готово само российское государство», - подытожил М.Делягин.
При введении плоской шкалы ЕСН есть риск незначительного недобора в бюджет, однако либеральные фундаменталисты сегодня, по его словам, убеждены, что за богатых налоги должны платить бедные, и такое убеждение невозможно поколебать.
«Это буквально религиозная установка – что богатые платить не должны. Но будущий президент России Дмитрий Медведев может прислушаться и к другой стороне – и тогда миллионы российских граждан смогут ощутить себя честными налогоплательщиками», - заключил М.Делягин.
Курс американского доллара к евро упал до нового исторического минимума, впервые в своей истории опустившись ниже отметки в 1,55 доллара за евро. Об этом сообщает AFP.
Новый скачок евро означает, что инвесторы на рынке пессимистично настроены по отношению к мерам Федеральной резервной системы, направленным на поддержание темпов роста экономики. В частности, они считают, что данные меры могут привести к дополнительному росту цен, что обесценит доллар.
По отношению к американской валюте евро дорожает практически беспрерывно на протяжении последних нескольких недель. В конце февраля евро впервые перевалил за отметку в полтора евро. Несмотря на повышение инфляции, в Федеральной резервной системе уже дали понять, что хотели бы и дальше снижать базовые ставки, что может помочь банкам получить дополнительные средства в условиях кризиса ликвидности.
В России официальные курсы на 13 марта были установлены в размере 23,8461 рубля за доллар и 36,6538 рубля за евро.
Депутат Государственной думы и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль внес на рассмотрение ряд поправок в закон об ОСАГО, в случае принятия которого страховые компании получат право оплачивать ремонт поврежденных в ДТП автомобилей лишь частично. Как сообщают "Ведомости", в законопроекте предлагается учитывать износ заменяемых деталей и агрегатов, подлежащих ремонту, а также освободить страховщиков от компенсации утраты товарной стоимости машины, пострадавшей в аварии.
В настоящее время страховые компании уже выплачивают компенсацию с учетом амортизации, но не компенсируют утрату товарной стоимости, руководствуясь при этом не законом, а правилами ОСАГО, вступившими в силу в 2003 году. Стоит отметить, что в прошлом году президиум Высшего арбитражного суда признал выплаты с учетом амортизации незаконными. По мнению некоторых экспертов, если страховщикам будет предписано возмещать ущерб без учета износа деталей ("новое за старое"), то в этом случае тарифы "автогражданки" придется повысить примерно на 30 процентов.
Напомним, что сейчас в Минфине уже находятся предложения страховщиков, предлагающих повысить базовую ставку тарифа ОСАГО с 1980 до 2417 рублей, а также пересмотреть коэффициенты для различных регионов России. Ранее представители ведомства заверили, что до конца текущего года тарифы повышаться не будут, поскольку в Минфине намерены сначала ознакомиться с финансово-экономическим обоснованием увеличения ставок.
Помимо этого, Коваль также предложил перенести с 1 июля 2008 года на 1 января 2009 года сроки вступления в силу новой нормы ОСАГО, согласно которой потерпевшему в ДТП не надо будет обращаться в страховую компанию виновника аварии, а станет возможно получить компенсацию у "своего" страховщика. Депутат объяснил это тем, что на данный момент рынок не готов к подобной схеме урегулирования убытков, к тому же пока отсутствует единая база экспертов и единые стандарты оценки восстановительного ремонта.
Неудачей закончилась очередная попытка налоговиков расширить свои проверочные полномочия. Как следует из материалов арбитражного дела, в начале минувшего года самарские налоговики вознамерились проверить местную компанию на предмет правильности исчисления и уплаты налогов в период с 1 января 2003-го по 31 декабря 2004 года. Сказано – сделано… По результатам выездной проверки фирме доначислили налоги и оштрафовали (акт № 1285-ДСП от 16 марта 2007 г.) Тот факт, что своими действиями они нарушают положение Налогового кодекса, согласно которому налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших дате ее проведения, инспекторов не смутил. Зато такой подход весьма удивил судей ФАС Поволжского округа, которые постановлением от 22 января 2008 г. № А55-6448/07 признали действия ИФНС незаконными и освободили коммерсантов от ответственности.
Начиная с 2010 года импортеры смогут ввозить пищевые продукты на территорию нашей страны только через специально оборудованные на границах пункты пропуска. Перечень подобных постов должны в двухмесячный срок согласовать и представить в кабинет министров Министерство здравоохранения и социального развития, Минтранс, Минсельхоз, ФТС, ФСБ и Федеральное агентство по обустройству государственной границы. Соответствующий порядок, как сообщает пресс-служба Роспотребнадзора, предусмотрен утвержденным правительством постановлением от 21 февраля 2008 г. № 110. А пока специализированные посты не определены, предприниматели вправе транспортировать продовольственные товары через все приграничные пункты, в которых созданы подразделения службы санитарно-карантинного контроля.
Торговые фирмы, а также компании, занятые сделками с недвижимостью и обрабатывающим производством, попали в число первых кандидатов на проведение налоговых проверок. Именно они, по данным ФНС, чаще всего выплачивают «серые» зарплаты. Велика среди них и доля убыточных организаций. К такому выводу пришли сотрудники налоговой службы при подведении итогов прошлого года на расширенной коллегии ведомства. Особенно подозрительными на фоне роста импорта, бума строительства гипермаркетов, торговых центров и сетевых магазинов показались налоговикам убытки, отраженные в отчетности розничных фирм. Контролеры в ходе проверок намерены исследовать причины такого дисбаланса, а также наметить перспективы оздоровления финансово-хозяйственной деятельности компаний.
Не откажутся представители ФНС и от так называемых зарплатных комиссий. По словам замруководителя ФНС Татьяны Швецовой, они показали свою эффективность в деле легализации теневой зарплаты и мотивации работодателей к добровольному отказу от минимизации налогов. Кроме того, отметила Швецова, такие «разговоры по душам» весьма положительно сказываются на оформлении должным образом трудовых отношений, а следовательно, и на социальных гарантиях граждан.
Вскоре бухгалтеры, по недосмотру «посеявшие» пару сотен рублей, смогут не опасаться, что их привлекут к уголовной ответственности. Штраф – самое большее, что им грозит. Согласно поправкам в КоАП, недавно утвержденным депутатами Госдумы в первом чтении, порог для «мелких хищений», за которые не следует уголовного наказания, повышен в десять раз. Иными словами, законопроект направлен на то, чтобы кражи имущества до 1 тысячи рублей карались административным взысканием, а не по Уголовному кодексу, как сейчас. Какими будут размеры административных штрафов за такое правонарушение, пока неясно.
Проверить файлы на соответствие форматам представления налоговых деклараций и отчетности в электронном виде бухгалтеры смогут с помощью нового тестерa (версия 2.03). Очередная программная разработка увидела свет благодаря стараниям специалистов Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС (ГНИВЦ), о чем и сообщает пресс-служба налогового ведомства. Теперь пользователи смогут, к примеру, проверить XML-файл в формате декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденной приказом ФНС от 28 февраля 2008 г. № ММ-3-6/80. Кроме того, воспользовавшись тестером, бухгалтеры не ошибутся при заполнении электронной декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам в соответствии с приказом ФНС от 18 февраля 2008 г. № ШТ-3-6/67. Об остальных новшествах можно узнать из инструкции к программе, опубликованной на официальном сайте налоговой службы.
В недалеком будущем Федеральная таможенная служба может перейти под протекторат Минфина. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в Минэкономразвития, законопроект, вносящий соответствующие изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, депутаты Госдумы могут рассмотреть в ходе весенней сессии. Если документ получит одобрение, то подопечные Алексея Кудрина будут определять таможенную стоимость товаров, а также замкнут на себя издание правовых актов в этой сфере.
Напомним, что ФТС долгое время находилась в ведении Минэкономразвития, однако в мае 2006 года, после серии громких коррупционных скандалов, в соответствии с указанием президента страны перешла в прямое подчинение правительства и тем самым повышена в статусе до министерства. Однако функции госполитики в сфере таможенных платежей, по сути, так и остались за МЭРТом.
Ограничение торговой наценки на продовольственные товары первой необходимости не приобретет постоянного характера. Такое заявление сделала на днях министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина в ходе рабочей поездки во Францию, о которой сообщает пресс-служба МЭРТ. Она признала, что подобные меры госрегулирования в случае длительного их использования могут привести лишь к негативным последствиям, в том числе – к продуктовому дефициту или росту оптовых цен. Набиуллина подчеркнула, что в перспективе будет установлен четкий перечень ситуаций, в которых возможно введение ценовых ограничений. Главным же средством борьбы с инфляцией руководитель Минэкономразвития видит развитие конкуренции – как при производстве товаров, так и на этапе их сбыта.
11.03.2008
Все российские компании в форме акционерных обществ должны будут в обязательном порядке выходить на биржи по истечении трехлетнего периода с момента организации, сообщается в докладе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), часть которого цитирует "Коммерсант". По мнению финансового регулятора, такие меры, предназначенные для укрепления Москвы как мирового финансового центра, должны быть введены к 2012 году.
Кроме того, ФСФР собирается упростить процедуру эмиссии для компаний наукоемких секторов. Чиновники считают, что положения, фиксирующие либеральную процедуру госрегистрации выпусков ценных бумаг инновационных компаний, могут быть введены уже в 2010 году.
Сейчас в России действует около 5,8 миллиона открытых акционерных обществ, но не все из них готовы выйти на биржу. Из-за этого введение положения об обязательном IPO может привести к тому, что компании начнут перерегистрироваться в форму ООО. Кроме того, массовый выход эмитентов на биржу скажется и на самих компаниях, которые не смогут привлекать желаемое количество средств.
Ранее газета "Коммерсант" со ссылкой на проект ФСФР, который должен быть представлен на заседании правительства в мае, сообщала о том, что финансовый регулятор подготовил 12 мер по превращению Москвы в мировой финансовый центр. Одной из этих мер значится консолидация финансовой инфраструктуры.
Мособлдума внесла в Госдуму в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей". Об этом сообщила сегодня пресс-служба Мособлдумы.
Целью эксперимента, который предлагается провести в 2009-2011 гг., является отработка механизма распределения налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика в случае уплаты этого налога по месту работы налогоплательщика, отличного от места его жительства, в порядке межбюджетных отношений.
Введение перераспределения поступления налога на доходы физических лиц в зависимости от места жительства налогоплательщика в порядке межбюджетного регулирования в случае принятия закона Госдумой позволит более полно обеспечить пакетом социальных услуг налогоплательщиков по их месту жительства и создаст более благоприятные условия для проживания граждан. Результаты эксперимента также позволят провести оценку эффективности механизма перераспределения налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика.
В настоящее время в Российской Федерации установлен порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту постановки на учет налогового агента в налоговом органе. Это означает, что в бюджеты субъектов РФ не поступают средства налога на доходы физических лиц от жителей, место работы которых расположено на территории иного субъекта РФ. Поэтому бюджеты таких областей недополучают финансовые ресурсы для развития инфраструктуры, обеспечивающей потребность проживающего населения в медицинском, социальном и транспортном обеспечении, а также жилищно-коммунальном обслуживании.
По оперативной информации налоговых органов за 2006 г., совокупные потери бюджета Московской области в результате непоступления налога на доходы физических лиц при уплате этого налога по месту работы налогоплательщика, отличного от места его жительства, превысили 20 млрд руб.
Ранее уже многие субъекты РФ выступали с законодательными инициативами в Госдуму по изменению законодательства в части распределения налога на доходы физических лиц. Однако решение этой проблемы межбюджетных отношений путем внесения изменений в налоговое законодательство неизбежно связано с усложнением для налоговых агентов бухгалтерского учета и порядка перечисления удержанных платежей, а также со значительным усложнением налогового администрирования налога на доходы физических лиц.