26.10.2007
Не исключено, что в недалеком будущем фирмы, занимающиеся реализацией алкоголя, не смогут продавать самый популярный в стране напиток под названием «водка» по цене ниже 78 рублей за полулитровый сосуд. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по бюджету и налогам, соответствующие поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», устанавливающий минимальную цену на эту продукцию, депутаты могут рассмотреть в осеннюю сессию. За несоблюдение данного норматива фирмы предлагается лишать лицензии на торговлю алкоголем. По мнению авторов законопроекта, только такая мера позволит остановить мутный поток суррогата, заполонившего рынок. В пояснительной записке к законопроекту его авторы предложили методику расчета стоимости полулитровой бутылки. По их словам, она складывается из себестоимости производства, налоговых платежей, надбавок производителя, оптового звена и розничной торговли. Однако у участников рынка, которые, в принципе, не против данной инициативы, цифры получаются несколько иные. Так, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин высказал мнение, что минимальный порог в настоящее время должен составить 80 рублей.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду отнюдь не возрастет, если выбросы в атмосферу вредных веществ, производимые автомобилем, превысят установленные нормативы. Все гораздо хуже: из письма Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 04-09/1242 следует, что для подобных ситуаций никаких дополнительных коэффициентов не установлено, а значит, эксплуатация столь «ядовитого» транспортного средства попросту попадает под запрет. Чиновники отметили, что в соответствии с постановлением правительства от 28 августа 1992 г. № 632, если загрязнение вышло за лимиты, то сумма экологического платежа автоматически возрастает в пять раз. Однако данное правило не касается «вредных» выбросов, осуществляемых передвижными объектами, к коим как раз и относятся автомобили.
25.10.2007
Сегодня в Санкт-Петербурге открылась коллегия Федеральной налоговой службы, посвященная подведению итогов работы ведомства за январь-сентябрь месяцев 2007 г. В выездном совещании приняли участие руководитель ФНС России М.Мокрецов, его заместители, руководители управлений центрального аппарата ФНС и территориальных управлений по субъектам Российской Федерации.
В работе коллегии также участвовали заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации С.Воскресенский, заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.Колесник, представители администрации Санкт-Петербурга.
Как сообщила пресс-служба ФНС, основное внимание в ходе совещания уделялось вопросам, связанным с легализацией налоговой базы; возможностям улучшения взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности проводимой ФНС работы; были подведены итоги контроля за достоверностью отражения налоговой базы с фонда оплаты труда.
В ходе совещания отмечалось, что, по данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту (если в 2004 г. доля скрытой оплаты труда составляла 25,4%, то в 2005 году выросла до 26,9% и сохранилась на этом же уровне в 2006 г.).
Как отметила в своем докладе заместитель руководителя ФНС России Т.Шевцова, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в том числе снижение с 1 января 2005 г. налоговой ставки ЕСН с 35,6% до 26%, не привело к существенному расширению налоговой базы и снижению доли скрытой оплаты труда в 2005 г.
Отсутствие эффекта от снижения налоговой ставки и продолжающаяся динамика роста доли скрытой оплаты труда подтверждается данными о налоговой базе по единому социальному налогу.
Активная работа налоговых органов наряду с выработкой новых методов работы позволила в 2006 г. стабилизировать долю скрытой оплаты труда на уровне 2005 г. – 26,9%.
Службой было инициировано создание комиссий по легализации «теневой» заработной платы, как в налоговых органах, так и при администрациях субъектов Российской Федерации. Т.Шевцова подчеркнула, что задачей комиссий является не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы.
Работа с налогоплательщиками в рамках комиссий построена на изучении и анализе финансово-хозяйственной деятельности и определении круга плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. При этом в обязательном порядке учитываются объективные условия деятельности, не позволяющие выплачивать более высокую заработную плату (например, бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации).
В 2007 г. в зоне риска оказалось более 400 тыс. налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, или 17% от представляющих отчетность. Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, являются: оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства.
По состоянию на 1 октября 2007 г. из 400 тыс. организаций, находящихся в зоне риска, более 62% налогоплательщиков увеличили налоговую базу за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.
В результате проведенной работы наблюдается увеличение темпов роста фонда заработной платы. Так, в 2003-2006 гг. темп роста оставался на уровне 124-125%. На 2007 г. рост фонда заработной платы прогнозировался на уровне 120%. Однако уже за 7 месяцев текущего года по данным Росстата он составил 128%.
Одновременно отмечается высокий рост поступлений налога на доходы физических лиц и единого социального налога. За 9 месяцев 2007 г. темп роста поступлений по НДФЛ составил 135%, по ЕСН – 129%. Т.Шевцова отметила, что ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и темпов роста заработной платы во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации «теневой» зарплаты.
По оценке специалистов ФНС России, дополнительные поступления единого социального налога и страховых взносов от легализации за 9 месяцев текущего года составили 48 млрд. рублей (18,3%) от прироста поступлений. Данная сумма является не итогом непосредственно контрольной работы, а результатом качественного анализа и аргументированного диалога с налогоплательщиками.
Наиболее эффективно работу по легализации налоговой базы проводили Управления ФНС России по Москве, Санкт-Петербургу, Республике Татарстан, Воронежской и Вологодской областям.
Работа по легализации заработной платы оказывает существенное влияние на легализацию трудовых отношений. Подтверждением этому являются данные о представлении налоговыми агентами справок о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Так, по итогам работы комиссий за 2006 г. в 2007 г. количество представленных сведений о доходах физических лиц увеличилось более чем на 6 млн и составило 101 млн сведений.
В 2007 г. акцент в работе комиссий по легализации «теневой» заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом, включая контроль за деятельностью убыточных организаций.
Как сказала Т.Шевцова, по данным ФНС 20% организаций в I полугодии 2007 г. являлись убыточными. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, это 42%.
Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, являются оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. То есть это те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда.
В своей работе комиссии учитывают тот факт, что при открытии бизнеса возможны убытки. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли - не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов - наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Поэтому работа налоговых органов в первую очередь проводится с теми убыточными организациями, которые заявляют убытки более двух лет, и у которых имеются значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Для приглашения на заседания комиссий был определен круг из 112,4 тыс. организаций (45% от общего числа убыточных компаний за 2006 г.).
За 9 месяцев 2007 г. рассмотрена деятельность 75 тыс. организаций (67% от «категории риска»). В результате работы комиссий следующие 24 тыс. организаций (одна треть компаний), представили уточненные налоговые декларации, уменьшив убытки на 29 млрд руб. и заявив дополнительно прибыль на 2 млрд рублей.
С учетом того, что на комиссиях проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, изучаются товарные, финансовые потоки, анализируется информация из различных ведомств, предоставляется возможность с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
За 9 месяцев 2007 г. комиссиями было рекомендовано к назначению более 7 тыс. выездных налоговых проверок убыточных организаций.
Итогом завершенных выездных проверок стало уменьшение убытков на 7 млрд руб., а также отражение налоговой базы по прибыли в сумме более 4 млрд рублей. Общие доначисления по налогам составили 5 млрд рублей. Всего же по результатам контрольной работы за 9 месяцев текущего года сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, составила 61 млрд. рублей, а доначисления по налогу на прибыль составили 95,9 млрд рублей.
Работа комиссий во всех регионах налажена при поддержке администраций субъектов Российской Федерации. Активное участие принимают представители государственных внебюджетных фондов, инспекций по труду, правоохранительных органов.
На новый уровень вышло взаимодействие с миграционной службой (составной частью проводимой налоговыми органами работы является легализация доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации). Примером успешной совместной работы может служить Краснодарский край, где в рамках соглашения с Федеральной миграционной службой России о взаимодействии и обмене информацией осуществлен пилотный проект по сопоставлению информационных ресурсов.
Так, в 2006 г. в Краснодарском крае разрешения на привлечение и использование иностранных работников получили 1208 организаций. Сопоставляя данные миграционной службы с информационным ресурсом налоговой службы «Сведения о доходах» по форме 2-НДФЛ установлено, что 42% организаций не представили данные о выплате заработной платы иностранным работникам.
Также установлено, что из 12,5 тыс. иностранных граждан, получивших разрешения на работу, отсутствуют сведения о полученных доходах по 4,5 тыс. граждан (это 36%). По данным случаям проводятся соответствующие контрольные мероприятия.
Всем управлениям ФНС России по субъектам РФ поручено организовать аналогичное взаимодействие с территориальными органами миграционной службы.
Т.Шевцова подчеркнула, что легализация трудовых отношений – это, прежде всего, социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. «То есть эффект нашей работы - это еще и социальные гарантии государства», - отметила она.
Предложение деловых кругов к госчиновникам вернуться к обсуждению перспективы снижения НДС, сделанное на прошлой неделе, похоже, было услышано. О снижении ставки налога и ее унификации, если не удастся заменить НДС на налог с продаж, вчера на заседании Российско-американского совета делового сотрудничества сообщил помощник президента Игорь Шувалов.
Эксперты крайне осторожно оценивают перспективу налоговой рокировки, опасаясь дестабилизации уже ставшей привычной налоговой системы.
НДС по-прежнему остается самым болезненным вопросом при обсуждении налоговой реформы страны. Сегодня 100% НДС по экспортным операциям и значительная часть налога при сделках внутри страны возмещаются через суд. Именно там компаниям приходится доказывать, что их требование возмещения НДС законно.
При этом требования возврата НДС из бюджета постоянно растут. По данным Федеральной налоговой службы, в среднем по стране показатель вычетов к начислениям составляет примерно 86,7%.
В прошлом году администрация президента выступила инициатором поправок в законодательство, предусматривающих замену НДС на налог с продаж. По ее расчетам, даже если налог с продаж по ставке 10% будет собираться лишь на 65%, то потери бюджета составят 1,2% ВВП, что сопоставимо с выпадающими доходами казны при снижении НДС с 18 до 13%, на чем, как известно, настаивал экс-премьер Михаил Фрадков.
При этом глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович полагал, что провести налоговую рокировку можно в период 2009—2011 годов, то есть после выборов.
Минфин является категорическим противником идеи замены НДС на налог с продаж. Как неоднократно подчеркивал замминистра финансов Сергей Шаталов, выпадающие доходы бюджета при такой замене будут невосполнимыми.
Более того, до 2009 года министерство отказывается даже обсуждать такой вариант реформы. Вместо этого ведомство Алексея Кудрина готовит законопроект, который предусматривает введение спецрегистрации для плательщиков НДС.
Бизнес же, кажется, уже готов поддержать любой вариант реформы, который позволит решить проблему администрирования налога. Глава РСПП Александр Шохин в декабре прошлого года после долгих дискуссий с Минфином пригрозил поддержать предложение о замене НДС налогом с продаж, если практика судебного возмещения НДС не изменится.
В то же время средний бизнес в лице «Деловой России» предлагает снизить ставку налога с 18 до 12%, но при этом уйти от системы входящего НДС и перейти к взиманию налога по так называемому прямому варианту — только с той добавочной стоимости, которая была создана самим предприятием. Тогда и возмещать налог не придется.
Эксперты предупреждают о сложностях, которые неизбежно возникнут при администрировании нового налога в переходный период. Однако они полагают, при снижении НДС собираемость налога возрастет, поскольку компаниям будет выгоднее заплатить налог, чем заниматься махинациями, снижая величину платежа.
Министерство финансов РФ планирует размещать свои разъяснения по поводу применения статей Налогового кодекса (НК РФ) на своем официальном сайте в интернете, сообщил замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин в среду на заседании Налогового клуба.
"В самое ближайшее время мы предполагаем размещать наши разъяснения на сайте", - сказал он, пояснив, что в настоящий момент публикация разъяснений идет выборочно.
По словам Разгулина, для размещения разъяснений технически все готово, и, возможно, первое разъяснение появится на сайте к концу текущего месяца. В первое время Минфин будет публиковать документы, адресованные налоговым органам, в дальнейшем - конкретным налогоплательщикам (без указания имени налогоплательщика, но с полным описанием условий финансово-хозяйственной деятельности), сообщил замдиректора департамента.
"Минфин стремится сделать все свои разъяснения открытыми и публичными для неограниченного круга налогоплательщиков", - сказал он.
На вопрос, смогут ли другие налогоплательщики применять разъяснения, публикуемые на сайте, Разгулин ответил: "Мы так и предполагаем". Вместе с тем он обратил внимание, что Минфин, давая разъяснения, не выпускает их в виде нормативно-правовых актов. Таким образом, налогоплательщики, получая письма Минфина, не гарантированы от претензий налоговых органов. "Налогоплательщик должен это знать", - отметил Разгулин. Он также рассказал, что налогоплательщик при применении разъяснения должен обращать внимание на дату выпуска документа и статус лица, подписавшего письмо.
"Формально не являясь нормативно-правовым актом, разъяснение должно отвечать всем требованиям нормативно-правового акта", - заявил Разгулин. По его словам, письмо, подписанное вышестоящим чиновником, имеет приоритет над остальными. Также более позднее разъяснение отменяет ранее выпущенные на эту тему.
Кроме того, Разгулин пояснил, что если налогоплательщик применяет разъяснение, данное не ему, суд может принять это во внимание при решении вопроса о применении ответственности за налоговое правонарушение. "Главное, чтобы условия финансово-хозяйственной деятельности полностью совпадали (у налогоплательщика, который применяет, и налогоплательщика, который получил разъяснение)", - пояснил представитель Минфина.
"Мы не заинтересованы в том, чтобы каждый из миллионов налогоплательщиков присылал нам запрос", - вместе с тем отметил Разгулин. По его словам, сокращение письменных разъяснений - это один из показателей работы департамента. "В идеале разъяснений должно быть меньше", - сказал он.
Кроме того, Разгулин прокомментировал возможность наказания инспектора, который не придерживается разъяснений, данных Минфином. "Этот вопрос (наказание), безусловно, может быть рассмотрен при внутренней ревизии налоговой инспекции", - сказал Разгулин. Однако чаще всего, сказал он, налогоплательщики, применяя разъяснения Минфина, не полностью воспроизводят вопрос, и иногда выясняется, что эти разъяснения для них неприменимы.
С начала 2008 года общественный транспорт в Москве подорожает на два рубля, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на заместителя мэра Юрия Росляка, курирующего экономический блок правительства.
Цена билета повысится как на наземном, так и на подземном транспорте. Повышение, по словам Росляка, связано с увеличением издержек на топливо и электроэнергию.
Последнее повышение цен на проезд в столице прошло в начале 2007 года. На данный момент стоимость одной поездки на метрополитене составляет 17 рублей. Билет на одну поездку в автобусе, троллейбусе и трамвае стоит 15 рублей, а при покупке у водителя - 25 рублей.
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", принятый Государственной думой 11 октября 2007 г. и одобренный Советом Федерации 17 октября 2007 г. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.
Закон предусматривает переход на два уровня высшего образования в РФ: бакалавриат - первый уровень, магистратура либо специалитет (подготовка специалистов) - второй уровень. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию. Лицензирование, аттестацию и госаккредитацию вузов по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов также предлагается проводить раздельно.
Нормативный срок обучения в бакалавриате составит от 3 до 4 лет в зависимости от направления, в магистратуре на базе бакалавриата - 2 года, а по программам подготовки специалистов - не менее 5 лет.
Разработчики закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре или специалитете. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
При этом в ряде областей будет сохранена пяти- и шестилетняя система обучения. В частности, речь пойдет о специалистах в области здравоохранения и госбезопасности. На первоначальном этапе обучение будет построено по системе "4+2" или 5 лет. В дальнейшем возможен переход на 3-летний бакалавриат. Однако это должно быть сопряжено с увеличением сроков обучения в общеобразовательных школах.
В ходе второго чтения депутаты поддержали ряд поправок в закон. В частности, срок обучения по бакалавриату увеличен с 3 до 4 лет. Кроме того, прописана отсрочка от призыва в армию. Также снято ограничение по привязке обучения в магистратуре к городу, где было обучение по системе бакалавриата. Теперь можно будет поступать в магистратуру в любом городе.
Сегодня пройдет очередное заседание Правительства Российской Федерации. С докладом о социально-экономическом развитии Самарской области выступит губернатор региона Владимир Артяков.
О результатах за 2006 год и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации на 2008 - 2010 годы доложит руководитель этого ведомства Юрий Трутнев.
Изменения в Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2007 год" и "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" представит заместитель председателя правительства, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Он же расскажет о внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.
Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова представит доклады о внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год", в статью 18 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" и в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
О внесении изменений в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации расскажет глава Минрегиона Дмитрий Козак.
Изменения в Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и в Положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами представит заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Станислав Кузнецов.
О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу расскажет руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Олег Марков.
Руководитель Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Василий Якеменко выступит с докладом об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по делам молодежи.
Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству доложит руководитель этого ведомства Андрей Крайний.
Член фракции "Единая Россия" Владимир Пекарев предложил установить минимальную розничную цену на водку, пишет газета "Коммерсант". Так депутат предлагает бороться с нелегальным производством водки. Согласно законопроекту, которой он внес 24 октября в Госдуму, в рознице водка должна стоить минимум 78 рублей.
Минимальная цена будет меняться ежегодно. Документ предусматривает, что правительство должно будет разработать комплекс мер по контролю за соблюдением закона.
По данным участников рынка, доля поддельной водки на алкогольном рынке столице составляет около 25 процентов, а в регионах России - до 50 процентов. При этом стоимость ее гораздо ниже, чем у лицензированной продукции. Минимальная цена легальной водки в Москве составляет 75 рублей, а в регионах - 60 рублей, при этом нелегальная водка в Москве стоит 40-50 рублей, а в регионах - 35-40 рублей. По мнению разработчика законопроекта, если водка будет стоить не ниже определенного уровня, то потребители не будут покупать поддельную продукцию.
Ранее Счетная палата сообщала, что более половины от общего объема рынка алкоголя приходится на нелегальную продукцию. По оценкам участников рынка, в первом полугодии 2007 года доля легального сектора производства водки сократилась на 10 процентов.
Предполагалось, что ситуацию на рынке поможет исправить система единая информационная система контроля за алкогольной продукцией ЕГАИС, однако из-за сбоев свои функции она не выполнила. Сейчас из-под действия ЕГАИС выведены большинство участников рынка, а сама она работает в полуавтоматическом режиме.
Отметим также, что с января 2008 года будут повышены акцизы на водку, что приведет к увеличению цены в рознице на 4,5-6,5 рублей.
Руководителям фирм стоит повнимательнее присматривать за собственными сотрудниками. Как показывает практика, среди них могут оказаться и те, кто не прочь пустить доходы в обход компании прямиком в свой карман.
Недавно такой умелец обнаружился в одном из автосалонов Петербурга. По данным городской прокуратуры, главный менеджер отдела продаж присваивал себе часть денег за реализованные автомобили. Общая сумма похищенного таким образом составила 4 миллиона рублей. Числятся за ловким дельцом и другие прибыльные операции. Так, по подложным документам о первоначальном взносе он приобрел в своей же компании автомобиль стоимостью более 500 тысяч рублей.
В ходе судебного разбирательства сотрудника автосалона признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 160, частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса – «Хищение чужого имущества в особо крупном размере», «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Теперь бывший менеджер семь лет проведет в исправительной колонии строгого режима. Кроме того, суд обязал осужденного возместить родной фирме материальный ущерб.
Товаропроизводители призывают депутатов отказаться от идеи обязательной дополнительной идентификации продукции. На состоявшемся накануне совещании Союза участников потребительского рынка (СУПР) представители различных отраслей бизнеса в один голос заявили о недопустимости реализации данной инициативы. Напомним, что около двух недель назад в Госдуму был внесен законопроект «О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства». Помимо прочего, документ предполагает создание системы электронной маркировки подлинности продукции, схожей с пресловутой ЕГАИС. В частности, под нее подпадут косметика и парфюмерия, стройматериалы, аудио- и видеопродукция, программное обеспечение, запчасти и многое другое. Перечисленные товары необходимо будет снабжать дополнительными спецмарками со штрихкодом или радиочастотными метками. Причем оплату за дополнительную идентификацию предлагается взимать с производителей и импортеров. По мнению участников заседания, принятие законопроекта повлечет за собой гибель малого и среднего бизнеса в целом ряде отраслей, поскольку у подавляющего большинства компаний нет технических возможностей для установки идентификаторов. «Мы видели это на примере ЕГАИС – выжили только крупные производители», – отмечают они.
«Сама по себе идея, может, и здравая, однако резко негативную оценку, полное ее отторжение провоцирует именно слово «обязать», – резюмировал, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», председатель совета директоров СУПР, зампредседателя думского комитета по законодательству Госдумы Петр Шелищ.
Не исключено, что уже через год всем участникам ВЭД в обязательном порядке придется подключаться к системе электронного таможенного декларирования своих товаров. Процедура эта достаточно затратная, однако взамен руководство ФТС обещает сделать процесс оформления грузов максимально прозрачным и «высокоскоростным». Как сообщил накануне на пресс-конференции, приуроченной к торжественному открытию выставки «Таможенная служба-2007» глава ФТС Александр Бельянинов, специалисты ведомства приступают к глобальному тестированию системы электронного документооборота между таможней и участниками ВЭД. Его целью станет предварительное информирование ФТС о пересекающих границу грузах. Предполагается, что полномасштабное внедрение системы, применяющейся ныне в добровольном порядке, да и то лишь на отдельных постах, завершится в 2008 году. Смысл новшества состоит в том, что декларанты должны отправлять таможенникам сведения о товарах еще до их фактического ввоза на территорию страны. Это, с одной стороны, упрощает жизнь инспекторам, с другой – в несколько раз сокращает время оформления груза и нейтрализует «коррупционную составляющую». Правда, при этом глава ФТС отметил, что для малых фирм цена присоединения к электронной системе данных по-прежнему остается весьма обременительной.
Глава ФТС сообщил также, что сейчас в разработке находится система «одного окна» для участников ВЭД, пересекающих границу. Вообще-то по планам таможенников она должна была начать действовать уже с 1 июля текущего года. Задержку ее внедрения Бельянинов объяснил неготовностью подзаконных актов со стороны госорганов, работающих на границе. «Все эти службы, которые должны уйти и оставить посты пограничникам и таможенникам, не хотят уходить с границы», – отметил главный таможенник страны.
В ближайшее время ФМС обещает еще больше ужесточить контроль за миграционными потоками, введя для гастарбайтеров специальные электронные паспорта с биометрическими данными. Об этом сообщил накануне, выступая на заседании «круглого стола» в Госдуме, руководитель службы Константин Ромодановский. В документ будет «вживляться» микрочип, содержащий не только персональные данные иностранного гражданина, но и информацию о его перемещениях с одного рабочего места на другое, отметки о пребывании в гостиницах и т. д.
Соглашение о внедрении новой системы с ФМС подписали уже свыше 50 регионов. Опробовать новинку предполагается в столице. О том, каких она потребует затрат и за чей счет будет проводиться «чипизация» паспортов, в ведомстве пока не оглашают. Зато глава ФМС напомнил, что в недалеком будущем в стране будет создан еще и единый банк данных о мигрантах, куда будет стекаться информация от многих ведомств. Таможня внесет в этот банк сведения о пересечении мигрантом границы, Минздравсоцразвития уточнит, болел ли мигрант социально опасными болезнями, а ФНС сообщит, регулярно ли он платит налоги.
У фирм – участников ВЭД, импортирующих товары на территорию особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей, теперь добавится бумажной работы. Постановлением от 10 октября 2007 года № 656 правительство утвердило изменения в Правила заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации. Документом, в частности, предусмотрено, что такая справка должна составляться не только на продукцию, помещенную под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, но и на товары, ввозимые под режимом свободной таможенной зоны в указанных областях.
Переход от зачетно-возвратной модели НДС к той, что основана на прямом методе его исчисления, в обозримом будущем совершенно не исключен. С соответствующим предложением Российский союз промышленников и предпринимателей намерен выступить в ходе ближайшего заседания Рабочей группы по налогам Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве. Как сообщает пресс-служба бизнес-объединения, специалисты налогового комитета РСПП проанализировали последствия возможной реформы НДС и сделали вывод о том, что новая модель приемлема лишь для отдельных категорий налогоплательщиков, в первую очередь для малых и средних фирм. Что же касается экспортеров, отмечают эксперты, применение данной методики приведет к ухудшению их положения из-за проблем с возмещением налога. Так или иначе, считают представители Союза, для оценки корректности представленных расчетов необходимо дополнительно проработать их в Министерстве финансов.
В счет уплаты минимального налога «упрощенец» вправе засчитать авансовые платежи по единому налогу, исчисленные по итогам отчетных периодов. Такой информацией поделился Минфин в письме от 21 сентября 2007 г. № 03-11-04/2/231. В данном случае финансисты солидарны с мнением Президиума ВАС, высказанным в постановлении от 1 сентября 2005 г. № 5767/05. Согласно документу, арбитры признали минимальный налог частной разновидностью единого, а следовательно, и уплачивать его необходимо с учетом внесенных в течение налогового периода авансовых платежей.
24.10.2007
Правительство России не должно замораживать цены на продукты, заявил министр финансов Алексей Кудрин. "Это - рынок, а цены на рынке не замораживаются. Это ошибка была бы", - передает слова министра РИА Новости.
Кудрин отметил, что сейчас правительство договаривается с производителями и продавцами продуктов о стабилизации цен. По его словам, это делается для того, чтобы избежать "перехода к пику цен, к шоку цен". Министр считает, что государство имеет право сдерживать эти шоки. "Но такая мера может быть очень временной", - заявил Алексей Кудрин.
Ранее российские деловые СМИ сообщали, что правительство сумело убедить крупнейшие предприятия по производству продуктов питания заморозить цены на социально значимые товары до конца 2007 года. Такая мера помогла бы правительству сдержать инфляцию, которая за первые девять месяцев 2007 года составила 7,2 процента. Соглашение между государством и представителями бизнеса должно быть подписано в ближайшее время.
Особенно сильно растут цены на продукты. Только в сентябре в ряде регионов масло и сыр подорожали на четверть. В среднем по стране молоко подорожало на 7,2 процента, а сыр и масло - на 13 с половиной процентов.
Десятки регионов России, не дождавшись соглашения правительства с производителями и продавцами продуктов питания о замораживании цен, вступили на местные рынки с административными ограничениями, которые призваны помочь справиться с резким ростом цен на молоко, масло, сыр и другие товары. Об этом пишет газета "Коммерсант".
По данным издания, многие местные власти приняли меры по ограничению предельного уровня рентабельности компаний, занимающихся производством и сбытом продукции. Иными словами, регионы ограничивают торговые наценки магазинов. В некоторых областях наценка ограничена семью процентами, а в некоторых доходит до 40 процентов.
При этом где-то данная мера носит рекомендательный характер, а в части регионов инициатива местных властей закреплена законодательно. Например, в Тюменской области уже подписано постановление "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров". Подобные постановления действуют и в Татарии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Тюменской, Курганской, Томской, Омской, Саратовской, Волгоградской, Свердловской, Челябинской областях а также в Нижнем Новгороде.
В других регионах власти увеличивают дотации местным производителям, надеясь с помощью этой меры снизить цены на продукты. Такие меры обсуждаются в Омске и Челябинске.
Лишь небольшая часть регионов решилась применить рыночные методы борьбы с инфляцией. В Новосибирске и Самаре власти упростили выход сельхозпроизводителей на рынок, что тут же сказалось на ценах - на новых ярмарках мясо и другие продукты оказались на 20-30 процнетов ниже, чем в магазинах.
Ранее российские СМИ сообщали, что правительство в ближайшее время должно подписать с ведущими производителями и продавцами молока, хлеба, масла, сыра и других товаров договор, согласно которому цены на социально значимые продукты будут заморожены до конца года.
Инфляция в России за девять месяцев составила 7,2 процента при изначальном годовом плане в восемь процентов. На рынок оказало влияние резкое подорожание молочных продуктов - в ряде регионов цены на них были повышены на четверть. Правительство Виктора Зубкова объявило борьбу с инфляцией одним из своих приоритетов.
Чиновник, вымогающий у предпринимателя деньги за ту или иную услугу, достоин самого сурового наказания. Однако и коммерсанта, не сообщившего о факте вымогательства куда следует, а безропотно передавшего деньги, ожидают неприятности. В этом на собственном опыте пришлось убедиться менеджеру логистической фирмы, уличенному в даче взятки таможеннику и вместе с ним оказавшемуся на скамье подсудимых.
Итак, в прошлом году сотрудники УФСБ «взяли в разработку» замначальника Ховринского таможенного поста Московской северной таможни: чекисты располагали сведениями, что фигурант регулярно получает взятки от коммерсантов. Перед новогодними праздниками мздоимца задержали с поличным при получении очередного подношения почти в 10 000 долларов от менеджера одной из фирм. Последний признал свою вину и рассказал, что его компания регулярно платила таможеннику «дань» за беспрепятственное оформление груза по 100 долларов с фуры или железнодорожного вагона. Всего же, по его словам, он передал таможеннику свыше 200 тысяч долларов. Итогом таких «неуставных отношений» стало то, что «благодетель» логистов приговорен на днях к семи с половиной годам лишения свободы в соответствии с частью 4 статьи 290 Уголовного кодекса – «Получение взятки в крупном размере». Однако и статью 291 об ответственности за дачу взятки никто не отменял, в результате чего обвинительный приговор был вынесен и в отношении незадачливого менеджера. Правда, распрощаться со свободой ему все же не придется – суд решил, что для исправления ему будет достаточно двух лет условно.
Неплохой подарок владельцам миноритарных долей подготовила тройка судей ВАС. Если их точку зрения одобрит Президиум ВАС, то акционерам станет проще обжаловать решения собрания участников общества в случае принятия таковых с формальными нарушениями.
В начале прошлого года владелец небольшого пакета акций некоего столичного ООО обратился в арбитраж с требованием признать недействительным решение общего собрания на том основании, что конкретно его вовремя не уведомили о дате проведения данного мероприятия. В результате он не получил возможность ознакомиться с повесткой дня, информацией и материалами, подлежащими представлению всем участникам общества. Тем самым, по мнению истца, были нарушены требования статей 36 и 37 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако Арбитражный суд Москвы удовлетворить требования обиженного акционера отказался. По тому же пути пошли апелляционная и кассационная инстанции, сославшись на то, что решение считается законным в том случае, если за него проголосовали более чем две трети человек.
Арбитры отметили, что голос истца все равно не мог повлиять на результаты голосования. Однако «тройка судей», передавшая дело на рассмотрение в Президиум (определение от 25 июля 2007 г. № 7769/07), усомнилась в справедливости такого подхода, указав, что решения нижестоящих коллег нарушают единообразие судебной практики. Судьи сослались на Постановление пленума ВАС от 9 декабря 1999 г. № 90/14, в котором говорится, что «собрание, решение которого обжалуется по мотивам нарушения установленного законом порядка созыва собрания, может быть признано правомочным, только если на нем присутствовали все участники общества». Иными словами, миноритарий, который по тем или иным причинам не был извещен о проведении собрания, может оспорить принятое без его участия решение. Чем кончится дело, мы узнаем 30 октября – на эту дату перенесено заседание Президиума ВАС, первоначально назначенное на 23 октября.