10.07.2007
Видимо, отчаявшись добиться для «вмененщиков» полной отмены использования контрольно-кассовой техники, МЭРТ решил пойти по пути хотя бы ее удешевления. Преследуя эту цель, министерство отправило запрос в Федеральную антимонопольную службу, в котором содержалась просьба разобраться с ситуацией в сфере производства кассовых аппаратов. Такой информацией на заседании Комитета по вопросам антимонопольной деятельности «ОПОРЫ России» поделился начальник профильного отдела Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Дмитрий Шаблинский. По сообщению пресс-службы общественной организации, эксперты Минэкономразвития пришли к выводу, что на «кассовом» рынке существует ценовой сговор, о чем свидетельствует, к примеру, одномоментный рост цен на ряд моделей ККТ. Не менее подозрительным в министерстве считают и то, что касс иностранного производства в реестре вообще нет как таковых.
Руководство розничных рынков в скором будущем не сможет безнаказанно ущемлять интересы российских торговцев. Совет Федерации на днях одобрил поправки в КоАП, которые вводят систему штрафных санкций за нарушение правил организации розничной торговли на рынках. Предприниматели, которым управляющая компания незаконно отказалась предоставить место для осуществления продаж на рынке, смогут привлечь «обидчиков» к административной ответственности. Так, «провинившемуся» юридическому лицу придется выложить от 100 до 300 тысяч рублей. Для должностного лица предусмотрен штраф в размере от 2 до 20 тысяч рублей. Без наказания не останется и нерадивость в отношении ведения реестра торговцев. Пренебрежение к оформлению и выдаче специальных карточек продавца, которыми должны быть снабжены все торгующие на рынке фирмы и предприниматели, также обойдется нарушителям в круглую сумму. Юрлицам это грозит штрафом в размере до 300 тысяч рублей, должностным лицам–до 20 тысяч. Предполагается, что поправки вступят в силу 1 августа текущего года.
Фирма-исполнитель госзаказа в скором времени может и не получить отсрочку по уплате налога без начисления каких бы то ни было процентов на сумму задолженности, если оплата за ее работу не поступила в срок. Такой неприятный сюрприз подготовили налогоплательщикам депутаты Калининградской облдумы. Они разработали и внесли в Госдуму поправки в статью 64 Налогового кодекса. Напомним, что согласно названной статье, компания имеет право на «беспроцентный налоговый кредит» по двум основаниям: обстоятельства непреодолимой силы и задержка финансирования или оплаты выполненного госзаказа. Происходит, по сути, принудительное кредитование расходов бюджета одного уровня за счет другого, отмечают законотворцы. Эту ситуацию они и намерены исправить. По мнению авторов документа, налоговая отсрочка должна предоставляться без начисления процентов на сумму долга только по налогам, перечисляемым в бюджет того же уровня, что и виновник образовавшейся задолженности. В том случае, если госзаказчик и получатель налога–бюджеты разного уровня, за отсрочку придется платить.
Расходы на закупку товаров и материалов, которые подтверждаются только одним счетом-фактурой, не уменьшают базу по налогу на прибыль. Об этом Минфин сообщает в письме от 25 июня 2007 г. № 03-03-06/1/392. Финансисты напомнили, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными первичными документами. По мнению представителей главного финансового ведомства, счет-фактура лишь косвенно подтверждает произведенные затраты и может быть только дополнением к «первичке». Вместе с тем в Минфине по какой-то причине решили закрыть глаза на то, что пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса разрешает исключить из прибыли даже косвенно подтвержденные расходы.
09.07.2007
Федеральная налоговая служба (ФНС) дополнительно выявила 2,5 млн физических лиц, обязанных представить декларацию по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2006 год. Как сообщает пресс-служба ФНС, количество выявленных потенциальных декларантов превышает показатель за весь прошлый год на 8,1%. При этом поступления в казну должны возрасти на 204,8% по сравнению с прошлым годом.
Два месяца назад финишировала декларационная кампания по доходам за 2006 год, и в пятницу налоговики сообщили, что количество граждан, за пять месяцев 2007 года дополнительно выявленных к декларированию полученных доходов, составило 573,6 тыс. человек. И это при том, что за весь 2006 год «насильно» повидаться с налоговым инспектором и отчитаться о доходах за 2005 год были вынуждены лишь 459 тыс. россиян. Впечатляет и сумма налога, подлежащая доплате в бюджет по дополнительно представленным декларациям. Она увеличилась по сравнению с отчетностью 2006 года по доходам за 2005 год на 204,8%. Таким образом, в казну дополнительно поступит 1,8 млрд руб.
Как полагают сами фискалы, столь впечатляющие результаты были достигнуты «за счет дополнительного представления физическими лицами деклараций в связи с продажей имущества, а также в связи с получением дохода от сдачи в наем или аренду собственного имущества».
Из этого можно сделать вывод, что многолетняя работа налоговиков по обмену информацией с другими ведомствами начала давать ощутимые результаты. Информационные системы обмена информацией между налоговым ведомством и Росрегистрацией и миграционной службой, похоже, позволили расширить круг граждан, для которых поход в инспекцию будет процедурой обязательной.
Немалую прибавку показателям также должны были дать результаты проверки компаний как контрагентов. Напомним, что весь 2006 год фискалы активно боролись с «серыми» зарплатами. Директоров компаний, плативших зарплату ниже прожиточного минимума в регионе или в среднем по отрасли, вызывали на спецкомиссии. В личной беседе налоговики и представители других контролирующих органов находили аргументы, убеждавшие большинство коммерсантов повысить зарплаты своим работникам. Кроме того, фискалы активно доказывали факты выплаты «серой» зарплаты. «В такой ситуации чаще всего всю сумму недоимки вешают на компанию, — объяснил вице-президент компании «AGA Management» Николай Фрейтак. — Но и самих физлиц вполне могли заставить доплатить подоходный налог с «серой» зарплаты».
Также, по словам гендиректора компании «Налоговая помощь» Сергея Шаповалова, немалый вклад в столь впечатляющие дополнительные доходы ФНС сделали граждане, продавшие в 2006 году автомобили. «Налоговики в прошлом году получили информационную базу от ГИБДД», — пояснил эксперт. При этом часть подоходного налога пришлось заплатить не фактическим владельцам авто, а перегонщикам, поскольку нередко по документам именно они являются владельцами продаваемых машин.
Второй год налоговые органы Республики Коми ведут активную работу по легализации "теневой" части заработной платы. В Республике Коми с января по май 2007 года 952 налогоплательщика повысили заработную плату своим работникам, 648 из них — до среднего уровня в своем виде экономической деятельности. А это почти половина из числа предприятий и организаций, выплачивающих заработную плату ниже, чем в среднем в данной сфере деятельности.
В 2005 году доля "теневых" зарплат в России составляла более 43%. Сегодня, по данным Пенсионного фонда России, около 27% работающих россиян получают зарплату "в конвертах".
В ходе кампании за легальную зарплату взоры налоговой службы в большей степени обращены на предприятия малого и среднего бизнеса, поскольку крупные плательщики гораздо реже скрывают истинные заработки своих сотрудников. Правда, в ходе работы с нерадивыми фирмами и бизнесменами пришлось изменить некоторые правила. В 2006 году под пристальное внимание налоговых служб попадали все компании, выплачивавшие своим работникам зарплату ниже среднего прожиточного минимума по Республике Коми. Теперь показателем, свидетельствующим о возможном применении налогоплательщиком "серых" зарплатных схем, служит средний уровень заработной платы по виду экономической деятельности. Причем налоговые инспекции на местах выводят средний в городе или районе уровень заработков по каждому из видов деятельности.
Меры воздействия на "провинившихся" самые миролюбивые: письменные извещения, приглашения на заседание межведомственной комиссии, в состав которой входят представители заинтересованных сторон: трудовой инспекции, пенсионного фонда, правоохранительных органов. С начала года на комиссии побывали 794 представителя предприятий, письма разосланы без малого 2 тыс. налогоплательщиков. Как признают в Управлении ФНС Российской Федерации по Республике Коми, без помощи граждан было бы невозможно добиться существенного улучшения ситуации. В распространяемом через СМИ обращении четко говорится, что "работники, получающие зарплату "в конвертах", лишены или не могут получать в полном объеме отпускных, больничных и других социальных пособий, налоговых вычетов, не имеют возможности воспользоваться кредитом, а также лишены достойной пенсии в будущем". Не так давно возобновил работу "телефон доверия" в Управлении региональной налоговой службы, по которому любой "пострадавший" может сообщить информацию о нарушениях, связанных с выплатой заработной платы.
Этот год с полной уверенностью можно назвать изобильным на льготные обучающие программы для малого бизнеса Москвы. Многие из них частично оплачены Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города; наряду с частично оплачиваемыми есть и проекты, за участие в которых вообще платить ничего не придется.
Так, в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 2007-2009 гг., на базе Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы, организованы курсы повышения квалификации для женщин, вышедших из отпуска по уходу за ребенком или находящихся в нем.
Занятия проводятся в форме бесплатных семинаров общей продолжительностью 72 часа. Для обучения предлагаются две темы: «Малый бизнес: развитие управленческих знаний и навыков» и «Развитие женского предпринимательства через создание собственного дела». Основными направлениями являются: основы предпринимательства, правовое поле малого бизнеса, бухучет, управление. В заключение студенты пишут дипломную работу — бизнес-план своего будущего предприятия. Каждая мама получает сертификат государственного образца о повышении квалификации. В этом году планируется вручить около 200 таких сертификатов.
Для оформления на обучение соискательницам необходимо обратиться в Центр развития предпринимательства Центрального административного округа столицы, расположенного по адресу ул. Радио, д. 20, каб. 318. Дополнительную информацию о курсах можно узнать по телефону 780-92-42.
Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Пенсионного фонда на 2008 г. определен в сумме 2 330 632,6592 млн руб., из них 2 107 198,2834 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 280 281,4675 млн руб. и бюджетов субъектов РФ в сумме 1,872 млрд руб.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2008 г. определен в сумме 2 113706,514 млн руб., из них 2 093 436,8768 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ, в сумме 10,7 млн руб.
Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2008 г. установлен в сумме 216 926,1452 млн руб., из них 13 761,4066 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 г. определен в сумме 2 669 533,4945 млн руб., из них 2 397 522,3311 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 456 377,5382 млн руб. и бюджетов субъектов РФ в сумме 2,1 млрд руб., и на 2010 г. — в сумме 3 179 764,2009 млн руб., из них 2 857 588,8515 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 801 399,652 млн руб. и бюджетов субъектов РФ в сумме 2 468,9 млн руб.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 г. определен в сумме 2 481 441,9767 млн руб., из них 2 454 709,4694 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ, в сумме 11,91 млн руб., и на 2010 г. — в сумме 2 903 463,0911 млн руб., из них 2 866 737,8257 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов РФ, в сумме 12,68 млн руб.
Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2009 г. составит в сумме 188 091,5178 млн руб., из них предельный объем дефицита в сумме 57 187,1383 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и на 2010 г. — в сумме 276 301,1098 млн руб., из них 9 148,9742 млн руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Совет Федерации одобрил поправки к закону "О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции", которые позволяют производителям слабоалкогольных коктейлей только частично использовать счетчики единой государственной автоматизированной информационной системы учета спирта (ЕГАИС), пишет "Коммерсант".
Если бы поправки не были одобрены, с 1 ноября 2007 года производители слабоалкогольных коктейлей вынуждены были бы остановить производство, поскольку подсчитать точный объем алкоголя в газированных напитках с помощью счетчиков технически невозможно.
Упрощение режима ЕГАИС стало второй поправкой в пользу производителей слабоалкогольных коктейлей за последние несколько месяцев. В мае депутаты Госдумы одобрили проект, согласно которому ставка акциза на них была снижена с 162 до 110 рублей за литр.
"ЕГАИС" разработан компанией "Атлас", входящей в структуру ФСБ. Первоначально система, которая контролирует объем спирта, поступившего на завод, и объем готовой продукции, должна была заработать еще в середине 2007 года. Однако из-за сбоя сроки начала работы ЕГАИС перенесли на 1 февраля, а потом и на 1 ноября 2007 года.
Пытаясь решить наболевший вопрос неофициальным путем, предприниматель имеет все шансы нажить крупные неприятности, а то и проститься со свободой. Так, директора фирмы, дислоцированной в городе Нефтеюганск, обвинили в передаче высокопоставленному чиновнику «завуалированной взятки».
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа, расследуя громкое уголовное дело, правоохранители обратили внимание на факт, показавшийся им подозрительным. «Потянув за ниточки», следователи установили, что директор одного из местных предприятий, проходивший по делу в качестве свидетеля, пару лет назад продал бывшему главе Нефтеюганского района автомобиль «Мерседес-Бенц-600» всего за 100 тысяч рублей. Быстренько вычтя эту сумму из тогдашней рыночной стоимости машины в 1 миллион 600 тысяч рублей, стражи порядка обвинили главу фирмы в даче полуторамиллионной взятки. Теперь незадачливому продавцу, в одночасье превратившемуся из свидетеля в обвиняемого, в соответствии с частью 1 статьи 291 Уголовного кодекса – «Дача взятки должностному лицу», грозит лишение свободы на срок до трех лет.
Повод доначислить пени по налоговым обязательствам, срок исковой давности по которым вроде как прошел, может дать сама фирма. Примером тому послужит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 мая 2007 г. № А82-5130/2006-20. Как следует из материалов дела, компания, обнаружив ошибки в декларациях по НДС за январь, июль и сентябрь – декабрь 2002 года, повлекшие занижение налога, подала в 2006 году «уточненку», предварительно перечислив в бюджет недостающую сумму. Представители организации были убеждены, что в данном случае пени уплате не подлежат, поскольку предъявлены за пределами трехлетнего срока. Однако судьи пришли к совершенно противоположному выводу. Они указали, что раз фирма подала уточненную декларацию и самостоятельно заплатила налог, то она тем самым признала недоимку. По мнению арбитров, сей факт развязывает налоговикам руки, т. е. никаких препятствий для взыскания пеней у инспекторов нет.
Саморегулируемые организации оценщиков, наконец, обрели государственного контролера. Постановлением правительства от 3 июля 2007 г. № 423 надзорные функции поручены Федеральной регистрационной службе (ФРС). Отныне именно она будет вести единый госреестр саморегулируемых организаций оценщиков, следить за выполнением ими требований закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Помимо того, ФРС получила право обращаться в суд с заявлением об исключении проштрафившейся СРО оценщиков из единого государственного реестра.
Похоже, что определять категорию фирмы в скором времени все же станут по двум критериям: численности сотрудников и выручке без учета НДС и (или) балансовой стоимости активов за календарный год. Накануне Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства». Согласно документу организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек.
Против применения второго критерия активно выступало предпринимательское сообщество, в частности, потому, что установление предельных значений выручки и стоимости фондов авторы законопроекта делегировали правительству. Тем не менее в окончательной редакции документа эта норма сохранилась. Правда, добавилось положение, что утверждать эти ограничительные величины кабмин будет раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В полной мере это положение заработает с января 2010 года.
Помимо того, в законопроекте прописаны основные принципы поддержки и особенности правового регулирования для малых и средних фирм. Закреплена в документе и «дедушкина оговорка»: в течение первых четырех лет на представителей малого и среднего бизнеса не будут распространяться изменения законодательства, которые ведут к увеличению совокупной налоговой нагрузки на них.
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» требует серьезной доработки. Такое мнение высказали на днях представители Общественного движения «Профессионалы регионов России». Они призывают, в частности, не допустить принятия нормы о неограниченной материальной ответственности аудиторов за счет личного имущества. Необходимо установить лимит для покрытия ущерба, причиненного клиентам, причем выразить эту величину следует в абсолютной сумме, считают авторы поправок. Также, по их мнению, разумно перейти от бесспорного к судебному порядку взыскания убытков с аудиторов. Помимо того, инициаторы изменений указывают, что нельзя одномоментно вводить обязательный единый аттестат аудитора с 1 января 2009 года в качестве единственного признаваемого документа, удостоверяющего право на ведение деятельности. «Плавный переход к нему может быть осуществлен только после введения единых стандартов бухгалтерского учета для коммерческих, бюджетных, кредитных и прочих организаций», – отмечают «Профессионалы регионов России».
Участникам рынка наружной рекламы в скором времени придется работать по новым правилам. Накануне законопроект, направленный на ограничение монополизации в этой отрасли, прошел третье чтение в Госдуме. Согласно документу, одному рекламораспространителю запрещается иметь более 35 процентов разрешений на установку рекламных конструкций от числа всех выданных муниципальными, региональными и федеральными властями. Это ограничение может быть снято только в том случае, если в пределах территории муниципального образования выдано всего не более 10 разрешений. Помимо того, законопроект устанавливает, что распределяться свободные рекламные места будут исключительно на основе аукциона или конкурса. При этом максимальный срок договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не может превышать пяти лет. Что касается уже существующих контрактов, то добросовестные операторы смогут пролонгировать их также на срок до пяти лет.
Уголовное наказание для работодателя, в корыстных или иных личных целях систематически задерживающего выплату зарплаты своим сотрудникам, скорее всего, будет ужесточено. На днях депутаты Госдумы приняли в третьем чтении соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Законопроект устанавливает, что за отклонение от графика выплаты персоналу заслуженного заработка более чем на два месяца недобросовестного руководителя компании оштрафуют на сумму до 120 тысяч рублей или на размер годового дохода. Если же невыплата приведет в итоге к тяжким для работника последствиям, то предельный размер санкций составит уже 500 тысяч рублей, а не 300 тысяч, как это предусмотрено ныне действующим законодательством.
Вполне возможно, что уже в недалеком будущем фирмы и предприниматели смогут рассчитывать на более высокий уровень защиты их индивидуальных данных, которые они представляют в Росстат. Правда, пока рассмотрение проекта закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики», предусматривающего необходимые для этого меры, депутаты Госдумы решили отложить на осеннюю сессию. Вернуться к нему они планируют 4 сентября. Согласно документу, все первичные статистические сведения признаются конфиденциальными и составляют служебную тайну статистического ведомства. В обмен на это представители Росстата рассчитывают на повышение открытости своих респондентов. В частности, сейчас ведомству сложно получить данные от ФНС, поскольку та свято хранит налоговую тайну. Как только законопроект получит статус федерального закона и вступит в силу, все респонденты (кроме обычных граждан) будут обязаны представлять Федеральной службе статистики даже те сведения, которые содержат государственную, коммерческую или налоговую тайну.
Под занавес весенней сессии депутаты Госдумы приняли в третьем чтении проект бюджета Фонда социального страхования на 2008-2010 годы. Согласно принятому документу, максимальный размер пособия по беременности и родам в следующие три года составит 23 400 рублей, по болезни–17 250.
Что же касается ежемесячных страховых выплат по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям, то в 2008 году они не превысят 38 500 рублей, в 2009-м–41 тысячи, а в 2010 году предельная сумма достигнет 43 500 рублей. Определена в документе и динамика роста на ближайшие три года максимальных единовременных выплат по производственному травматизму. Так, в 2008 году они будут ограничены 50 200 рублями, на 2009 год лимит установлен на уровне 53 500, в 2010-м сумма достигнет 56 700 рублей.
Фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением инноваций, близки к тому, чтобы в скором времени начать использовать целый комплекс новых налоговых льгот. Соответствующий законопроект накануне одобрил Совет Федерации. Так, например, от налога на добавленную стоимость будут полностью избавлены услуги по передаче и предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Компании также получат право на ускоренную амортизацию основных средств производства, которые задействуются непосредственно в научно-технической деятельности. Свою долю привилегий получат инновационные фирмы, использующие налоговые спецрежимы, и в частности «упрощенку». Они, если под документом появится подпись президента, смогут уменьшать налогооблагаемую базу на затраты на НИОКР, патентование и приобретение разного рода исключительных прав.
Несмотря на то, что «упрощенцы» с объектом «доходы» определяют налоговую базу с помощью кассового метода, единым налогом им придется обложить всю сумму выручки по договору комиссии, даже если на расчетный счет средства поступят за минусом агентского вознаграждения. Об этом Минфин сообщает в письме от 5 июня 2007 года № 03-11-04/2/160. Финансисты напомнили, что на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса комиссионное вознаграждение является доходом агента. Казалось бы, исключительно он и должен уплатить налог с данных сумм. На самом деле так бы оно и было, если бы комитент изначально выбрал для себя объект налогообложения «доходы за минусом расходов». Ведь только при таких обстоятельствах в силу подпункта 24 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса, средства, уплачиваемые комиссионерам за оказанные ими услуги, можно отнести к расходам.