04.07.2007
Департамент банковского регулирования и надзора Центробанка РФ пока не получал документов от Генпрокуратуры, предписывающих провести проверку банка "Русский стандарт", сообщил во вторник журналистам глава департамента Алексей Симановский.
"Я пока не имею никаких документов. Если мы получим соответствующий пакет документов, будем действовать в соответствии с поручением", — сказал представитель ЦБ.
Генпрокуратура РФ 29 июня распространила сообщение о проводимой ею проверке в связи с многочисленными обращениями граждан в прокуратуру о нарушениях их прав при заключении договоров потребительского кредитования с банковскими организациями.
В пресс-релизе Генпрокуратуры говорилось, что наибольшее количество обращений связано с деятельностью ЗАО "Банк Русский стандарт" при оказании услуги кредитования физических лиц.
По данным ведомства, гражданам по почте рассылаются кредитные карты с предложением их активации по телефону на выгодных условиях. "При этом полная и достоверная информация о предоставляемой услуге и последствиях ее заключения до потребителя не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной", — говорится в документе.
Кроме того, на потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита и комиссия за кассовое обслуживание.
"Указанные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей", — отмечается в информации.
В связи с этим Генпрокуратура РФ, согласно сообщению, направила поручения руководителям Центрального банка, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу провести проверку банка для принятия соответствующих мер по защите прав граждан.
В свою очередь председатель правления банка "Русский стандарт" Дмитрий Левин заявил, что "в портфеле банка практически отсутствуют продукты, содержащие ежемесячные комиссии и дополнительные платы". "Мы считаем, что активное сотрудничество банков с государственными органами будет способствовать скорейшему принятию закона о потребительском кредитовании, что станет новым важным этапом в развитии рынка", — отметил Левин.
Несколько последних месяцев отношения между фискальным ведомством и вендинговой торговлей особенно обострились. Проблемы с учетом возникают из-за неопределенного статуса вендинговой торговли в России. Тот факт, что нигде в российском законодательстве не упоминается вендинговая торговля (торговля через автоматы), дает возможность и бизнесменам, и налоговой инспекции интерпретировать закон в свою пользу.
Предприниматели причисляют свой бизнес к разносной торговле, представители которой имеют право торговать в розницу без применения кассовых аппаратов. Налоговики относят вендинг к розничной торговле и уверены, что на основе федерального закона вендинговые автоматы должны быть оснащены кассами. До недавнего времени от всех претензий налоговиков владельцы автоматов отмахивались, говоря, что в реестре контрольно-кассовых машин нет аппарата, предназначенного для вендинга. Проблема вновь актуализировалась около года назад, когда завод "Искра" выпустил контрольно-кассовую машину "ПРИМ-21", предназначенную для вендинговой торговли.
По словам производителей и пользователей кассовых аппаратов, которые ознакомились с этой машиной, ее внедрение под кожух торгового автомата невозможно технически, этого не позволяют габариты кассы. "Ни в один автомат эта машина не влезет, — уверен генеральный директор ООО "Метрокафе" Михаил Радовицкий, — а если даже предположить, что мы ее установим, это сразу отразится на покупателе. Машина стоит больше 40 тыс. рублей, при таком раскладе чашка кофе подорожает в 2 раза. Мой коллега из Киришей (ООО "Катюша") уже выиграл суд у налоговой инспекции, теперь и я пойду в арбитраж". Налоговый консультант Ольга Денисова (ООО "Центр бухгалтерского и налогового учета") предсказывает волну споров между налоговыми инспекциями и предпринимателями. "Мы будем упирать на то, что торговые автоматы относятся к разносной торговле, и тогда вопрос о кассе отпадет сам собой, — заявляет Ольга Денисова. — Вообще вся эта проблема возникла только из-за несовершенства российского законодательства, достаточно добавить в ФЗ №54 два слова и причислить автоматы к нестационарной торговле официально, и все останутся довольны, кроме, может быть, завода "Искра", который не сможет монопольно установить на автоматы свои кассы".
Судебные приставы могут получить право взыскивать долги с тех компаний и россиян, в отношении которых никаких решений суд не принимал. Об этом пишет "Коммерсант".
Сегодня Госдума должна была принять в третьем чтении проект новой редакции закона "Об исполнительном производстве", который позволяет судебным приставам взыскивать деньги не только с должника, но и со всех тех, кто должен ему. Однако накануне вопрос о принятии законопроекта был перенесен на до 6 июля.
Действовать, согласно законопроекту, судебные приставы будут следующим образом: если, к примеру, должник сдает в аренду помещение, то право получить платежи с арендатора перейдет к судебному приставу. В случае неуплаты платежей за аренду — задолженность будет арестована и продана с торгов. Ранее пристав не мог требовать от контрагента должника перечислить деньги на счет службы, а мог только выставить задолженность на торги, обороты которых сейчас незначительны.
Новый законопроект, по мнению экспертов, ставит участников рынка в такое положение, когда они в любой момент могут оказаться должниками компании, попавшей под исполнительное производство. Кроме того, в объединении предпринимателей "Деловая Россия" опасаются, что новая процедура взыскания долгов может стать инструментом, с помощью которого через одну компанию будут пытаться нанести удар по ее контрагенту.
Бюро кредитных историй (БКИ) зачастую предоставляют банкам недостоверную информацию, сообщает газета "Коммерсант". К такому выводу пришла Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), завершившая первую проверку БКИ. Ошибки в предоставляемой информации объясняются низким качеством поступающих от банков данных.
Сведения о заемщиках могут содержать ошибку в имени, номере паспорта или дате рождения, при этом способа отследить ее почти нет, сообщил "Коммерсанту" чиновник ФСФР. Служба предлагает бюро направлять в банки встречный запрос, если данные кажутся им подозрительными, однако эксперты считают, что таким образом положения не исправить.
Механизм, по мнению банкиров, будет работать только в том случае, если государство обеспечит им доступ к официальным налоговым или пенсионным базам. В этом случае фамилию заемщика можно будет сопоставить с номером паспорта и получить более точные сведения.
По данным "Коммерсанта", базы БКИ кроме неточностей имеют еще один недостаток: они содержат слишком мало информации о заемщиках. Из-за этого банки могут получить требуемые сведения лишь в 10-15 случаях из ста.
Изыскивая средства на развитие бизнеса, коммерсантам подчас приходится проявлять немалую изобретательность. Однако, делая выбор, стоит позаботиться о том, чтобы источник финансирования был законным, иначе неприятностей не избежать. Примером тому может послужить история, которая произошла в Ростовской области. Директор одного местного предприятия помимо основной специализации решил заняться «непрофильным» видом деятельности. Он организовал сбор и вывоз бытовых и промышленных отходов. Этим благим делом предприниматель вполне успешно занимался больше двух лет и заработал на нем более 28 миллионов рублей. Однако сотрудники ОБЭП ОВД по Гудковскому району, на территории которого и трудился этот крепкий хозяйственник, такую «диверсификацию» не одобрили и по итогам проверки завели на коммерсанта-«эколога» уголовное дело. Причина в том, что, как выяснило следствие, руководитель компании осуществлял вывоз мусора, не имея на это лицензии. Тот факт, что легализованные через расчетный счет фирмы средства он не клал в свой карман, а направлял на развитие бизнеса, послужили слабым оправданием. Так что теперь согласно статье 171 Уголовного кодекса за незаконное предпринимательство бизнесмену в лучшем случае грозит штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а в худшем – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Не исключено, что уже в недалеком будущем фирмы, торгующие с Белоруссией, смогут рассчитывать на упрощение процесса регистрации товаров на границе. Кабинет министров принял решение о разработке проекта программы «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств–участников Союзного государства» на 2008-2010 гг. Об этом говорится в распоряжении правительства от 29 июня 2007 года № 839-р. Внести соответствующие предложения в совет министров Союзного государства поручено Федеральной таможенной службе. Это ведомство выступит также и в роли государственного заказчика-координатора программы.
В скором времени компаниям, обладающим разным организационно-правовым статусом (скажем, ОАО и ООО), но пожелавшим объединиться, не придется тратить время на предварительную реорганизацию. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Комитете Госдумы по собственности, уже в осеннюю сессию депутаты намерены принять пакет поправок в законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», позволяющий сливающимся компаниям не менять свою форму заранее, как предусмотрено действующим законодательством. Как пояснили в комитете, сейчас процедура слияния происходит поэтапно: сначала реорганизация одного из участников (причем этот процесс порой растягивается до шести месяцев), а уже потом собственно присоединение. Законопроект предусматривает объединение этих процедур в одну, что позволит предпринимателям сэкономить и время, и денежные средства. Руководителям сливающихся обществ достаточно будет договориться, какую организационную форму будет иметь объединенная компания, и подать заявку.
Фирмам и предпринимателям, использующим труд гастарбайтеров, стоит особое внимание уделить созданным для них условиям, иначе гарантированы неприятности. Роспотребнадзор в ближайшее время намерен усилить контроль за организацией быта, трудового процесса и питания иностранных работников. Об этом говорится в письме ведомства от 28 июня 2007 года № 0100/6612-07-32. Дело в том, что, как отмечается в документе, в последнее время среди приезжих работников участились случаи возникновения инфекционных заболеваний, причиной которых являлись нарушения санитарных норм. Хотя неприятные инциденты зафиксированы в строительной отрасли, решено тщательно проинспектировать все без исключения компании, привлекающие к труду мигрантов. При этом глава Роспотребнадзора призывает своих подчиненных применять к нарушителям самые строгие меры административного воздействия вплоть до приостановления деятельности и передачи материалов в следственные органы.
Вполне возможно, что законодательство о государственной регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей вскоре подвергнется серьезным изменениям. Ряд предложений по его реформированию подготовили эксперты Счетной палаты. Как сообщает Департамент информации этого ведомства, поводом к столь решительным действиям послужила проведенная недавно проверка эффективности действующего законодательства в управлениях ФНС Москвы и Санкт-Петербурга. Выяснилось, что данные о количестве компаний, запись о которых внесена в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) этих управлений, не совпадают с данными отчета ФНС России. Контролерам стало известно, что так называемые «предприниматели», пользуясь упрощенным порядком госрегистрации, представляли в один день заявления на регистрацию нескольких организаций на одно и то же лицо, а также на регистрацию многочисленных организаций по одному и тому же адресу. Вскрылись серьезные недостатки и во взаимодействии налоговиков с нотариусами, которые, ссылаясь подчас на право о тайне совершения нотариальных действий, мешают проверке подлинности подписей регистрирующих фирмы лиц.
Фирмы, применяющие УСН, при заполнении книги учета доходов и расходов все хозяйственные операции должны оформлять в момент их совершения, а если это не представляется возможным — непосредственно после их окончания. В письме от 21 июня 2007 г. № 03-11-05/135 Минфин указывает, что даже если «упрощенец» применяет ККМ, отражать выручку в книге учета доходов и расходов лишь ежеквартально он не вправе. Это предусмотрено порядком заполнения книги, который утвержден приказом Минфина от 30 декабря 2007 г. № 167н. В нем, в частности, сказано, что налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
Если при расчете пособия по нетрудоспособности фирма включала в состав среднего заработка суммы отпускных, то такую ошибку следует рассматривать как расчетную. Соответственно, для ее исправления бухгалтер должен произвести перерасчет «больничных» выплат. Об этом корреспонденту «ФАФИ» сообщила начальник отдела применения законодательства в сфере обязательного социального страхования ФСС Лидия Новицкая. Она признала, что в данном случае вопрос об удержании излишне уплаченных сумм лучше решать по договоренности с «пострадавшим» сотрудником. Если он откажется добровольно вернуть фирме неправомерно полученные деньги, то компания вправе взыскать их через суд. Правда, тут надо руководствоваться «ценой вопроса», рекомендуют в ФСС. Если размер выявленной переплаты по больничным листам окажется значительным, то организации лучше самой разрешить этот конфликт, не дожидаясь вмешательства проверяющих из соцстраха.
Напомним, что проблема с отпускными возникла в связи с вступлением в силу с 1 января 2007 года Закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, который обязывал принимать в расчет среднего заработка выплаты, входящие в базу по ЕСН. В то же время, согласно постановлению правительства от 11 апреля 2003 г. № 213, действующему в части, не противоречащей Закону № 255-ФЗ, из расчета исключались периоды, в течение которых за сотрудником сохранялся средний заработок. К ним, в частности, относится и отпуск. До выхода в свет постановления правительства от 15 июня 2007 года № 375 сложно было сказать, какими именно нормами надо руководствоваться. Теперь же очевидно, что периоды и суммы, связанные с отпуском сотрудника, не влияют на расчет пособия по нетрудоспособности.
03.07.2007
Абсолютное большинство таможенников – 92%, как показал анализ, проведенный в 2007 году кадровыми подразделениями ФТС России, добросовестно относятся к исполнению должностных обязанностей. Об этом было сообщено на заседании коллегии ФТС России, которая рассмотрела вопросы совершенствования предупредительной и воспитательной работы в таможенных органах.
Как отмечается в пресс-релизе ФТС, такое положение дел свидетельствует о стабильном, здоровом морально-психологическом состоянии таможенных коллективов, обеспечивающих решение поставленных задач по перечислению таможенных платежей в Федеральный бюджет.
Есть и признаки дальнейшего улучшения ситуации, так, по сравнению с предыдущим годом, в 2006 году на 12% сократилось количество лиц, допустивших грубые дисциплинарные поступки.
Специалисты отмечают, что такие результаты были достигнуты благодаря эффективному выявлению и пресечению коррупционных преступлений, постоянно совершенствующемуся механизму организации и проведению служебных проверок, активному воспитательному воздействию на все категории должностных лиц, широкого комплекса организационных, информационных, культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий.
В течение года будет разработана памятка должностным лицам таможенных органов о действиях при возникновении угроз, провокаций, посягательств на жизнь, здоровье и имущество, оказания давления на сотрудников в ходе исполнения ими служебных обязанностей, в том числе при проведении таможенного контроля вне мест нахождения таможенных органов.
Принять строгие дисциплинарные меры к должностным лицам, нарушающим порядок и сроки обращения граждан по вопросам эксплуатации и ремонта жилищного фонда, намерено правительство Москвы, сообщил представитель городской администрации.
Постановление "О практике работы с обращениями граждан по вопросам эксплуатации и ремонта жилищного фонда в Москве" подписал мэр столицы Юрий Лужков.
"В настоящее время работа органов исполнительной власти города с обращениями граждан в этой сфере не отвечает потребностям москвичей в качественных и своевременных жилищно-коммунальных услугах. При этом в ряде случаев имеет место формальное отношение к жалобам горожан", — сказал представитель горадминистрации.
В связи с этим руководителям органов исполнительной власти города поручено в течение месяца проанализировать состояние работы с обращениями граждан по вопросам эксплуатации и ремонта жилищного фонда, а к должностным лицам, нарушающим порядок рассмотрения жалоб, будут применены строгие меры дисциплинарной и материальной ответственности.
При этом особое внимание будет уделено рассмотрению повторных обращений. "В случае обоснованных повторных обращений жителей в каждом конкретном случае будет проводиться служебное расследование в отношении должностных лиц, допустивших нарушения", — подчеркнул собеседник агентства.
Он сообщил также, что до 1 сентября 2007 года департаменту ЖКХ и благоустройства Москвы совместно с Мосжилинспекцией поручено разработать и утвердить необходимые квалификационные требования к персоналу диспетчерских служб города.
С начала нового века экономика России растет стабильно высокими темпами. Но со всех сторон — и «справа», и «слева» — постоянно раздаются пророчества о грядущем кризисе или как минимум стагнации. Однако последние выкладки профессиональных экономистов — как из правительства, так и из научных кругов — опровергают эти мрачные предсказания.
Согласно прогнозу российского Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), наша экономика способна сохранить нынешние высокие темпы ежегодного прироста ВВП — 6,5-7% — до 2020 года. А ученые мужи из Российской академии наук в докладе о перспективах отечественной экономики даже превзошли чиновников в уровне оптимизма. Они предсказывают нам еще более светлое будущее — ежегодный рост экономики на 8% до 2030 года.
Почему российская экономика чувствует себя намного лучше, чем ей постоянно предрекают аналитики всех мастей? Ответ достаточно прост. Эти эксперты строят свои предсказания на устаревших моделях развития, а действительность тем временем кардинально изменилась.
Директор ИНП РАН, академик Виктор Ивантер выделяет три основные причины, по которым российский ВВП растет опережающими темпами. Во-первых, с 1992 года Российская Федерация преодолела последствия разрыва хозяйственных связей: из административно-территориальной единицы в составе СССР она превратилась в полноценную страну с собственным экономическим комплексом, который, к тому же, встроен в мировую экономику. Во-вторых, Россия уже прошла переходный период и построила рыночную — эффективно функционирующую — экономику. И, в-третьих, благодаря переходу к рынку в экономике заработали адаптационные механизмы: она стала жить собственной жизнью, самостоятельно преодолевая всевозможные барьеры и трудности.
Именно благодаря этим механизмам рушатся мифы о якобы грядущем экономическом кризисе в России. Недавно известный российский либеральный экономист Андрей Илларионов предрек, что в России никогда не произойдет «экономического чуда», и она не сможет даже приблизиться к наиболее развитым странам мира, так как все ее относительные успехи последних лет вызваны исключительно подъемом цен на нефть.
Но миф о нефтяных ценах как единственной основе экономического роста в России начинает развеиваться. Как раз в момент стагнации на нефтяном рынке машиностроение и обрабатывающая промышленность стали демонстрировать неожиданно высокий рост, что опять стало полным сюрпризом для большинства экспертов.
Разумеется, на экономическом горизонте России не все гладко, и на пути к впечатляющим перспективам есть барьеры, причем весьма высокие. В российской экономике, как подчеркивают экономисты РАН, так и не сложилась эффективно действующая система перетока капитала, которая бы позволила профинансировать ту же обрабатывающую промышленность. Этот недостаток, по мнению академиков, должно исправить государство, направив — при помощи Российского банка развития и других специализированных финансовых институтов — имеющиеся у него в избытке свободные средства в инвестиции.
Кроме этого, низкая заработная плата и низкоквалифицированная рабочая сила стали причиной неэффективности в производственном секторе и тормозом для инноваций, о которых в последнее время много говорят в правительстве.
Помимо роста инвестиций экономике нужен и рост потребления. Академики считают необходимым добиваться роста заработных плат в рыночных секторах экономики как минимум в два раза в ближайшие 2-3 года. "Нужно переходить от минимальной заработной платы к нормативной, которая должна исходить не из прожиточного минимума, а из социальных стандартов", — указывается в их докладе.
Еще одним крупным препятствием роста остается общее технологическое отставание России, обусловленное развалом отраслевой науки в 1990-е годы. Однако и его при господдержке можно преодолеть. Тогда экономика России, по убеждению экономистов из РАН, избежит негативного инерционного сценария и будет развиваться по инвестиционному пути, вырастая в среднем на 8% в год.
Авторы академического доклада подчеркивают, что принципиальных разногласий с аналогичным трудом коллег из МЭРТ не имеют — «расхождение только в уровне оптимизма», так как в МЭРТ прогнозируют экономический рост на уровне максимум в 7% в год.
Ни в правительстве, ни в Российской академии наук не хотят того, чтобы наша экономика развивалась инерционно. «Всем уже надоело быть нищими», — подытожил презентацию прогнозов своего института Ивантер.
МВД России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) усилят совместный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Это предусматривает протокол о взаимодействии, который подписали сегодня главы ведомств Рашид Нургалиев и Игорь Артемьев, сообщили в пресс-центре МВД РФ.
В ходе встречи Р.Нургалиев отметил, что у МВД и ФАС налажено плотное взаимодействие. "В 2004 году мы подписали совместный приказ об активизации работы в сфере соблюдения антимонопольного законодательства", — отметил Р.Нургалиев, подчеркнув, что после этого "работа строилась весьма эффективно". По словам главы МВД, только за последний год возбуждено более 700 уголовных дел в этой сфере, совместными усилиями внесены изменения в действующее законодательства.
Р.Нургалиев сообщил, что подписанный протокол о взаимодействии предусматривает проведение совместных профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, а также выработку общих методик подготовки кадров.
В свою очередь, глава ФАС выразил удовлетворение совместной работой с МВД России. "За 2005 год благодаря нашим совместным действиям было собрано столько штрафов, сколько не собиралось за последние 8 лет",- подчеркнул И.Артемьев.
Темпы роста сбора налогов в 2007 году по сравнению с 2006-м заметно замедлились. За пять месяцев этого года управление Федеральной налоговой службы (ФНС) по Москве собрало всего на треть налогов больше, чем за аналогичный период 2006 года. В прошлом году за январь—май было собрано отчислений больше, чем в 2005 году, на целых 52%.
Налоговики полагают, что причиной роста сбора налогов в 2007 году по-прежнему являются благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках и улучшение налогового администрирования. Эксперты же говорят об эффективности карательных мероприятий мытарей, таких как вызов бизнесменов на спецкомиссии с обещанием налоговой проверки.
Столичные предприятия перечислили в бюджеты всех уровней за первые пять месяцев 2007 года более 527 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 35,3%. Треть доходов получена от НДС — фискалам удалось превысить свои прошлогодние показатели на 39%. Сами налоговики объясняют такой эффект динамичным развитием московского региона. Также рост НДС обусловлен улучшением качества его администрирования налоговыми органами, говорит гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов.
Еще треть сборов поступила от налога на прибыль. Правда, темпы его роста значительно уменьшились. По сравнению с прошлым годом мытарям удалось собрать лишь на 23,3% больше, в то время как в январе—мае 2006 года по сравнению с таким же периодом 2005 года рост сборов превысил 81%. Скромное увеличение показателей налоговики, как и в прошлом году, связывают с улучшением финансово-хозяйственной деятельности организаций.
«Также весьма эффективным оказалось усиление системы контроля фискалов в отношении убыточных предприятий», — добавляет г-н Шаповалов. Директоров убыточных предприятий подозревают в сокрытии прибыли, а потому всеми возможными способами убеждают их внести правки в отчетность и все же показать полученную прибыль. Более того, ФНС на прошлой неделе официально сообщила, что отсутствие прибыли у компании в течение двух лет может стать причиной внеплановой налоговой проверки.
Не менее удачными, судя по цифрам, оказались и методы борьбы налоговых органов с выплатой зарплат в конвертах. Это признают и сами мытари, говоря о расширении налогооблагаемой базы: вызываемые на спецкомиссии директора фирм, начисляющие неприлично низкую зарплату, по всей видимости, постепенно отказываются от этой практики. Всего за пять месяцев 2007 года в казну поступило на 45,9% больше подоходного налога, чем за тот же период 2006 года, а поступления во внебюджетные фонды возросли на 41,5%. По данным Мосгорстата, за рассматриваемый период темп прироста зарплаты составил почти 32%.
Кстати, значительный рост поступлений зарплатных налогов — подоходного и отчислений во внебюджетные фонды через ЕСН — стал еще одной причиной снижения показателей налога на прибыль. Как пояснила директор по налоговому консалтингу «БДО Юникон» Лариса Антоненко, рост затрат на выплату зарплат на 45,9% (в 2006 году по сравнению с 2005-м этот показатель равнялся 17,9%) уменьшил базу по налогу на прибыль и, соответственно, сумму отчислений.
Федеральная налоговая служба (ФНС) приглашает заинтересованных лиц принять участие в конкурсе на оказание консультационных услуг по пакету 69/TAMP/IB/IC "Разработка системы обеспечения защиты налоговых служащих от неправомерных действий и предотвращения правонарушений в налоговых органах" (Проект «Модернизация налоговой службы – 2»). Сообщение об этом опубликовано на
официальном сайте ФНС.
Как поясняется в сообщении, Российская Федерация получила заем от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на покрытие расходов в связи с проектом «Модернизация налоговой службы – 2» (ТАМР-2) и имеет намерение использовать часть этого займа на правомочные выплаты в рамках консультационного контракта «Разработка системы обеспечения защиты налоговых служащих от неправомерных действий и предотвращения правонарушений в налоговых органах».
Необходимость реализации контракта вызвана следующим. В процессе своей деятельности работники налоговых органов периодически сталкиваются с противоправными действиями со стороны недобросовестных налогоплательщиков и криминальных элементов. Служебные здания налоговых органов подвергаются проникновениям с целью хищения материальных ценностей и служебной информации. Имеются случаи совершения работниками налоговых органов должностных правонарушений при исполнении ими должностных обязанностей. В связи с этим необходимо создать надежную систему защиты работников, служебных зданий налоговых органов от противоправных действий и предотвращения правонарушений в налоговых органах, исключения возможностей проявления коррупции.
Для выполнения контракта будет привлечен индивидуальный консультант. В рамках контракта консультант должен оказать следующие услуги:
- провести анализ действующих законодательных и иных нормативных правовых актов (в том числе и ведомственных) по обеспечения безопасности деятельности налоговых органов;
- провести анализ существующей системы обеспечения безопасности деятельности налоговых органов;
- разработать предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности объектов налоговых органов;
- разработать модель обеспечения комплексной безопасности деятельности налоговых органов;
- разработать проекты нормативных правовых актов по обеспечению защиты налоговых служащих от неправомерных действий и предотвращения правонарушений в налоговых органах;
- оценить влияние уровня безопасности налоговых органов на эффективность их деятельности по контролю за соблюдением законодательства по налогам и сборам;
- разработать предложения по созданию системы обеспечения безопасности деятельности налоговых органов;
- провести один семинар с сотрудниками подразделений безопасности ФНС России и налоговых органов регионального и местного уровней с целью разъяснения использования в работе разработанных методических рекомендаций.
Квалификационные требования к консультанту:
- консультант должен иметь опыт работы с финансовой, социально – экономической и нормативно – правовой информацией, владеть современными телекоммуникационными и информационными технологиями;
- консультант должен обладать опытом проведения исследовательской или практической работы в следующих областях:
- обеспечение личной безопасности персонала,
- обеспечение охраны объектов с работающим на объектах персоналом,
- организация и осуществление работы по предупреждению, пресечению и профилактики должностных правонарушений персоналом.
Консультант должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и не менее чем 10 летний стаж работы в государственных правоохранительных или налоговых органах, иметь опыт работы с базами данных федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов, а также допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну не ниже 2-й формы.
Срок выполнения контракта составляет 6 месяцев.
ОАО «Федеральный центр проектного финансирования», действующее в качестве Группы реализации проекта от имени и по поручению Федеральной налоговой службы, настоящим приглашает правомочных консультантов выразить заинтересованность в предоставлении своих услуг. Заинтересованные консультанты должны представить резюме с информацией, демонстрирующей их квалификацию в области данного задания.
Заинтересованные консультанты могут получить дополнительную информацию по адресу ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Россия, 119121 Москва, Смоленский бульвар, 3/5, стр.1, комн. 213.
Тел. + 7 495 246-20-65, 730-88-60, 730-88-63, факс + 7 495 246-21-85.
Управление Федеральной налоговой службы по Москве объяснило налогоплательщикам, заявляющим убытки в декларациях по налогу на прибыль, что их ожидает. Таким компаниям предстоит "заслушивание" на спецкомиссиях при налоговых органах. А если отчетность и после этого не будет исправлена, передача комитету по несостоятельности (банкротству).
К сообщению, обнародованному на сайте УФНС по Москве, приложен список компаний, к которым эти угрожающие заявления относятся напрямую. Среди них много известных имен.
Всего за первый квартал 2007 года налоговики проверили 11 тысяч убыточных организаций. При камеральных и выездных проверках 1900 налогоплательщиков выявлено неправомерное заявление налоговых убытков на сумму 1,7 миллиарда рублей. Инспекторы дополнительно начислили налога на сумму 0,5 миллиарда рублей.
Выездных проверок в I квартале было 225. Установлено, что более 80 процентов убыточных предприятий нарушают налоговое законодательство и завышают налоговые убытки. В результате каждое третье из них привлечено к уплате налога на прибыль.
Устрашенная проверками часть компаний предпочла добровольно доплатить налог на прибыль. В первом квартале 2007 года представлены 568 уточненных деклараций за 2006 год, в которых организации самостоятельно пересчитали в сторону уменьшения свои убытки на сумму 0,9 миллиарда рублей.
УФНС по Москве предупреждает, что и впредь будет уделять повышенное внимание убыточным компаниям. Прежде всего это относится к организациям, заявившим убытки в декларациях за 2005-2006 годы и продолжающим их показывать в 2007 году. А также убыточные предприятия из числа крупнейших и основных налогоплательщиков и те, что работают в высокодоходных отраслях экономики. Дополнительной причиной станет выплата этими компаниями зарплаты ниже среднего уровня по отрасли.
По 1,5 тысячи убыточных организаций, имеющих наибольший годовой доход, материалы уже переданы комитету по несостоятельности (банкротству). Во втором и третьем кварталах еще около 15 тысяч налогоплательщиков будут привлечены для участия в заседаниях комиссий налоговых органов, заявляют мытари.
По данным налоговиков, в структуре убыточных организаций "вновь созданные" предприятия, действующие менее двух лет, занимают около 38 процентов. При этом четвертая часть убыточных организаций не имеет доходов, что говорит об отсутствии предпринимательской деятельности. Больше всего таких компаний среди предприятий оптовой и розничной торговли, строительных компаний, предприятий в промышленном производстве, а также в сфере операций с недвижимостью.
По мнению Сергея Шаповалова, партнера юридической компании "Налоговая помощь", публикация списка убыточных компаний — это очередная акция устрашения, такая же, как и все комиссии и тому подобные мероприятия для повышения уровня собираемости налогов любой ценой.
Мнения экспертов о законности обнародования этого списка разошлись. С одной стороны, поскольку бухгалтерская отчетность является открытой информацией, нарушения налоговой тайны нет. С другой — возникает вопрос, насколько правомерно распространение подобной информации, наносящей ущерб деловой репутации. Ведь если компания показала убытки — это вовсе не означает, что она не платит налоги. Возможно, что были сделаны большие инвестиции, которые и привели к убыткам в текущем периоде.
ФНС обнародовала критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Эти показатели используют налоговые органы в процессе отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Теперь критерии становятся общедоступными. Теоретически, соблюдая перечисленные условия, компании могут избавить себя от избыточного внимания налоговиков.
Всего предложено 11 критериев. В частности, поводом для проверки может стать тот факт, что налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднего уровня. Еще одна причина — отражение в бухгалтерской отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Кроме того, в число критериев вошли: отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов; опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров; выплата среднемесячной зарплаты ниже среднего уровня. Часть критериев рассчитана на представителей малого бизнеса. Например, такой критерий, как неоднократное приближение к предельному значению показателей, согласно которым предоставляется право применять специальные налоговые режимы.
Реальная стоимость банковских кредитов так и останется банковской тайной. С 1 июля банки выполнили требование Банка России по раскрытию эффективных ставок. Однако заемщики в большинстве случаев могут узнать об этом лишь после выдачи банком одобрения на кредит.
Вчера у банков был первый рабочий день после вступления в силу требований Банка России о раскрытии эффективных ставок по кредитам. Большинство банков-лидеров розничного кредитования подтвердили, что с 1 июля раскрывают реальную стоимость кредитов для своих заемщиков. Эту информацию подтвердили в банках "Русский стандарт", "Зенит", "Ренессанс Капитал", Росбанке, ДжиИ Мани Банке, Альфа-банке, Русфинанс банке, Инвестсбербанке, в Хоум Кредит энд Финанс Банке.
Однако раскрывая ставку, большинство банков использует схожую тактику: заемщик узнает о реальной стоимости кредита лишь на этапе подписания кредитного договора уже после одобрения банком кредитной заявки. До одобрения кредита банки не показывают заемщикам кредитный договор и не озвучивают эффективную ставку, ссылаясь на то, что заранее рассчитать ставку невозможно. Таким образом, чтобы выяснить реальную стоимость кредитов в разных банках, потенциальному заемщику необходимо проходить процедуру одобрения заявки на кредит.
По признанию самих банкиров, это сильно затягивает процедуру выбора подходящей кредитной программы. "Во многих случаях человек не станет тратить время на получение одобрения в десяти банках, чтобы сравнить их программы по эффективной ставке,- говорит директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов.- Ему проще ориентироваться на абсолютные выплаты".
Сами банкиры говорят, что причина такого подхода к выполнению требований Банка России вовсе не в умысле, а в сложной методике расчета ставки.
Таким образом, замысел Банка России снизить посредством раскрытия эффективных ставок риски невозвратов банковских кредитов остался по большей части нереализованным. По официальным оценкам ЦБ, объем невозвратов в банковской системе приблизился к 3%. А по признанию одного из руководителей надзорного блока, составляет все 7% и его дальнейший рост может обернуться массовым дефолтом заемщиков.
Лишь в Уральском федеральном округе доля налогов и сборов, поступающих в бюджеты субъектов РФ, меньше среднероссийского показателя. Об этом свидетельствует статистика МЭРТ, приведенная в мониторинге социально-экономического развития за январь — май 2007 года.
Собранные на местах налоги и сборы в Уральском федеральном округе на две трети уходят в федеральный бюджет. Но в основном это — эффект нефтедобывающего региона: во всех остальных федеральных округах, не исключая Центрального, в регионах остается более половины собранных налогов, причем лишь в Поволжье распределение более или менее паритетно. В среднем по России лишь 46,1% налогов и сборов перечисляются в федеральный центр.
Статистика касается исключительно сбора налогов, администрируемых Федеральной налоговой службой (ФНС),- вторая половина госдоходов, администрируемых Федеральной таможенной службой (ФТС), и обеспечивает "перекос" в общем распределении, дающий федеральному центру суммарных доходов больше, чем в целом регионам. Тем не менее большая часть сборов ФТС — это экспортные пошлины на нефть и газ: именно на эту часть налогов и претендуют регионы, говорящие о несправедливой централизации бюджетной системы.
Цифры МЭРТ об индексах промышленного производства по федеральным округам практически не коррелируют с долей изъятий из бюджетной системы: лидером является Дальневосточный федеральный округ (рост — 127,8%), аутсайдером — Сибирский федеральный округ (рост индекса — 103%), при том что там доля изымаемых ФНС в федеральный бюджет налогов чуть ниже общероссийской. При этом Уральский федеральный округ — лидер по темпам роста розничного оборота (117,6%), тогда как Дальневосточный округ — наименее растущий (107,9%).