20.08.2007
Депутаты нижней палаты российского парламента определились с законодательными приоритетами на осеннюю сессию. По сообщению пресс-службы Госдумы, в число самых важных попал небезынтересный для бухгалтеров и предпринимателей законопроект «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Напомним, что депутаты намеревались обсудить его еще в конце весенней сессии, однако после некоторых раздумий решили отложить его рассмотрение на сентябрь. Волнительной станет осень и для аудиторов, для которых народные избранники, возможно, все-таки отменят гослицензирование и утвердят саморегулирование. За соответствующие поправки Госдума, по предварительным планам, возьмется в ноябре. В этом же месяце парламентарии должны обсудить во втором, решающем чтении ряд поправок в некоторые законодательные акты, направленные на усовершенствование механизмов разрешения корпоративных конфликтов.
Доступ к информации о работе государственных ведомств и предоставляемых ими услугах к 2010 году станет максимально расширен и упрощен. Причем появится возможность получить необходимые сведения, не отстаивая очереди в коридорах госведомств. Поднять на качественно новый уровень оперативность и удобство осведомления граждан и организаций поможет реализация концепции «Электронного правительства», которая была одобрена накануне в ходе очередного заседания кабинета министров. Приоритетами программы министры считают развитие ведомственных интернет-сайтов, а также необходимость организации как на федеральном, так и на региональном уровне центров обработки телефонных обращений граждан. Помимо того, предполагается развивать сеть «интернет-точек» в общедоступных местах, в первую очередь на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек. Наконец, крайне важной чиновники признали идею объединения информационно-справочной поддержки населения в единую интегрированную систему. Заметим, что первый этап реализации концепции правительство намерено завершить уже в течение следующего года.
Срок предоставления фирмой или индивидуальным предпринимателем информации об открытии банковского счета исчисляется рабочими днями, а не календарными. Такую истину вынуждены были напомнить чебоксарским налоговикам представители ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 1 августа 2007 г. по делу № А79-269/2007.
Началось все с того, что в прошлом году налоговая инспекция оштрафовала предпринимательницу на пять тысяч рублей за то, что та не сообщила ей своевременно об открытии счета. Однако судьи указали контролерам на следующие обстоятельства. Действительно, пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса, обязывает коммерсантов ставить инспекторов в известность об открытии или закрытии счетов в течение десяти дней. А вот с учетом каких – календарных или рабочих – дней следует исчислять данный срок, в статье не указано. Положения статьи 6.1 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2007, также не вносили прямой ясности. А раз так, то в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения и противоречия в актах законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, решили арбитры. Кроме того, они напомнили, что Федеральным законом от 27июля 2006 г. № 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января текущего года установлено, что «срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных». Резюме: предпринимательница не допустила ничего противозаконного, а следовательно, от уплаты штрафа освобождается. Налоговикам же, как проигравшей стороне, предстоит уплатить судебную госпошлину в размере 1тысячи рублей.
Налоговая инспекция не вправе доначислить фирме налоги лишь потому, что, привлекая персонал по договору аутстаффинга с иностранной компанией, та допустила нарушение миграционного законодательства. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 9 июля 2007 г. по делу № Ф09-5196/07-С3. В прошлом году местные налоговики в ходе выездной проверки пришли к заключению, что одна из коммерческих организаций привлекала иностранных работников без соответствующего разрешения ФМС. На этом основании они объявили сделку об использовании персонала фиктивной, получение НДС-вычета по ней неправомерным и немедля «наградили» уличенную в плохом поведении фирму весомыми доначислениями по налогу на прибыль и НДС, а вдобавок штрафами и пенями. Компания, не согласная с такой постановкой вопроса, обратилась в суд. Вердикт арбитров: нарушение налогоплательщиком миграционного законодательства не свидетельствует о неправомерности фактически понесенных обществом расходов и занижении налоговой базы.
Торговым организациям, реализующим алкогольную продукцию, следует проявлять максимум осторожности. Не исключено, что молдавские вино или коньяк, появившиеся на их полках, привлекут живейшее внимание контролеров, как общественных, так и государственных. Как сообщает пресс-служба Ассоциации участников рынка алкоголя (НО «АУРА»), поставки разрешены пока только семи молдавским винзаводам (их названия, кстати, до сих пор не обнародованы). Однако первая легальная продукция из солнечной Молдавии, по словам экспертов, поступит на российский рынок не раньше чем через полтора-два месяца. В настоящее же время производится закупка алкогольных спецмарок и маркировка бутылок.
Итоги же инспектирования Роспотребнадзором двадцати четырех винодельческих предприятий республики, которое завершилось на днях, трудно назвать оптимистичными. Как говорится в пресс-релизе, размещенном на сайте ведомства, эксперты выявили ряд нарушений, которые могут неблагоприятно повлиять на качество и безопасность продукции. По их заключению, большинство молдавских производителей, в частности, хранит готовую продукцию с нарушениями установленного температурного режима и нарушает санитарно-эпидемиологический режим при розливе и работе с готовым вином. Помимо того, на некоторых заводах документы, подтверждающие соответствие поступающего на переработку винограда установленным требованиям, не в полной мере отражают показатели безопасности и, как правило, не содержат информации о применяемых пестицидах или их остаточных количествах.
Фирме на ЕНВД, оказывающей услуги по перевозке пассажиров и грузов, решившей продать старые автомобили ради обновления парка, налоги с полученных доходов придется уплачивать в общем порядке. Об этом сообщил Минфин в письме от 1 августа 2007 г. № 03-11-04/3/307. Как следует из документа, не лучший выход и бесплатная раздача транспортных средств физлицам. Финансисты указали, что это, безусловно, избавит фирму от расчета налога на прибыль, но доставит хлопот с НДФЛ и НДС. Дело в том, что безвозмездную передачу прав собственности на имущество Налоговый кодекс признает реализацией товаров, а потому с такой операции следует уплатить налог на добавленную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Кроме того, даром полученный автомобиль является для счастливого нового владельца налогооблагаемым доходом. Следовательно, компании необходимо либо удержать со стоимости авто подоходный налог, либо сообщить в налоговую инспекцию о невозможности это сделать.
17.08.2007
Проект закона о введении контроля за операциями с наличными денежными средствами на сумму более 600 тыс. рублей может быть внесен на рассмотрение Госдумы в середине сентября 2007 года, сообщил руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков журналистам в пятницу.
"Сейчас идут каникулы в Думе. Где-то, наверное, в середине сентября, я так надеюсь, после каникул закон из правительства может поступить в Думу", — сказал он.
По его словам, никаких препятствий для внесения законопроекта в Госдуму нет, поскольку проект закона был своевременно согласован со всеми министерствами, ведомствами, Генпрокуратурой и Банком России.
"Все ведомства поддержали, согласовали этот закон", — подчеркнул В.Зубков.
В настоящее время обязательному контролю подлежать операции с наличными средствами на сумму более 600 тыс. рублей, удовлетворяющие критериям подозрительности. Поправки обяжут банки сообщать в службу обо всех операциях по обналичиванию денежных средств на сумму более 600 тыс. рублей. При этом банкам может быть предоставлено право отказа от проведения сомнительных операций и от договорных отношений с нежелательными клиентами.
Суммарная задолженность по заработной плате в России за июль 2007 года снизилась на 7,1% и к 1 августа составила 4,214 млрд рублей, сообщила в четверг Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Просроченный долг по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составил на 1 августа 3,925 млрд рублей, или 93,2% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 июля он снизился на 4,8%.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 289 млн рублей, уменьшившись по сравнению с 1 июля на 30,5%, в том числе из федерального бюджета составила 102 млн рублей (снижение на 6,7%), бюджетов субъектов РФ — 31 млн рублей (снижение на 9,9%), местных бюджетов — 156 млн рублей (уменьшение на 42,7%).
Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2006 году, приходится 854 млн рублей (20,3%), в 2005 году и ранее — 1 млрд 220 млн рублей (28,9%).
Задолженность по заработной плате на 1 августа 2007 года имели 0,3 млн человек (менее 2% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них 33% — работники сельского хозяйства, 21% — обрабатывающих производств, 22% — работники, занятые в строительстве, управлении недвижимым имуществом, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. На долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг приходилось 10% задолженности по зарплате.
Накануне МВД обнародовало данные об объемах карточного мошенничества в России. По данным ведомства, за первое полугодие 2007 г. ущерб от карточных мошенников составил 100 млн рублей при 1000 случаев мошенничества. При этом, по словам старшего следователя следственного комитета МВД РФ Андрея Доронина, эти цифры увеличиваются на 10% в год.
Между тем сами банкиры оценивают масштаб незаконных операций с пластиковыми картами в 848 млн рублей. Как рассказал изданию начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-банка Алексей Голенищев, рынок мошенничества в России за прошлый год составил 0,02% от совокупного карточного оборота. По данным ЦБ, общая сумма операций по банковским картам в прошлом году составила 4,24 трлн рублей. При этом согласно статистике объем эмитированных карт за год вырос на 50%.
По словам участников рынка, госорганы не в состоянии контролировать мошеннические операции по картам. До МВД доходит не вся информация по фактам мошенничества, а лишь те данные, что фиксируются правоохранительными органами.
"МВД сложнее оценить этот сектор, поскольку ведомство может считать только те факты нарушения, фигуранты которых привлекаются к ответственности", — поясняет президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Кроме того, статистика МВД не учитывает мошеннических действий, связанных с интернет-платежами. Они же, по данным платежной системы VISA, чаще всего используются в незаконных транзакциях.
"Карточные мошенники постоянно совершенствуют схемы, придумывая возможности незаконного использования платежных карт",- рассуждает начальник управления развития бизнеса Банка Москвы Альберт Андрианов. В частности, за последний год были зафиксированы случаи скиминга — незаконного получения информации о держателях банковских карт с помощью специальных технических средств для считывания информации с магнитной полосы карты.
"Поэтому в денежном выражении объем карточного мошенничества растет гораздо быстрее, чем представляет себе МВД", — резюмирует господин Голенищев.
Правительство РФ внесло 15 августа в Госдуму проект закона "О внесении изменения в статью 50.31 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Целью законопроекта является исключение из статьи 50.31 закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" нормы, предусматривающей утверждение Правительством РФ перечня кредитных организаций, в которых конкурсным управляющим могут быть открыты счета кредитной организации — должника в иностранной валюте.
Денежные средства кредитной организации — должника в иностранной валюте не носят бюджетного характера. В связи с этим норма статьи 50.31 закона "О несостоятельности /банкротстве/ кредитных организаций" об утверждении перечня кредитных организаций на основании акта правительства не соответствует статье 18 закона "О защите конкуренции", предусматривающей осуществление отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, положение об ограничении перечня кредитных организаций, в которых могут открывать счета ликвидируемых кредитных организаций конкурсные управляющие, по мнению правительства, является экономически необоснованным. В соответствии со статьей 13 закона "О банках и банковской деятельности" осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Условием получения кредитной организацией лицензии является полное соответствие кредитной организации всем лицензионным требованиям, предусмотренным банковским законодательством.
Наличие у кредитной организации выданной в установленном порядке лицензии является необходимым условием осуществления ею всех предусмотренных лицензией операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Реализация предлагаемых правительством изменений позволит конкурсному управляющему выбрать для размещения денежных средств кредитной организации — должника в иностранной валюте банк, предлагающий более выгодные условия обслуживания счета.
Правительство России 16 августа утвердило программу создания электронного правительства, пишет газета "Коммерсант". На реализацию программы будет до 2010 года потрачено 1,3 миллиарда долларов. На эти средства в электронный вид переведут оформление различных документов, включая паспорта и водительские удостоверения. В электронный вид переведут также регистрацию недвижимости и предпринимательской деятельности. Через Интернет будут проводиться социальные платежи.
Программа разбита на две части. До 2009 года гражданам все равно придется прийти в ведомство, чтобы завершить процесс оформления документов. Затем россиянам позволят заверять заявки электронными подписями.
Ожидается, что электронное правительство будет иметь центры телефонного обслуживания и улучшит интернет-сайты. Как уточняет издание "Газета", из правительственного call-центра можно будет напрямую перевести звонок на нужного чиновника.
Информацию обо всех услугах, предоставляемых правительством, можно будет найти на специальном едином федеральном портале, который создадут в 2008 году.
Финансироваться программа будет из двух источников. 770 миллионов долларов предоставят бюджеты регионов и ведомств, а остальное будет взято из бюджета ФЦП "Электронная Россия".
Координировать работу будет глава Мининформсвязи Леонид Рейман, пишут "Ведомости". Переход в электронный вид сэкономит будет, по его оценкам, ежегодно экономить правительству до 10 миллиардов рублей, а чиновникам — до 50 процентов времени работы с населением. Для сравнения, в 2007 году на содержание российского госаппарата выделено 600 миллиардов рублей.
МВД России впервые подсчитало объемы мошеннических операций с банковскими картами в России. По мнению милиции, за первое полугодие 2007 года они превысили 100 миллионов рублей. Об этом сообщает газета "Коммерсант".
Всего в МВД зафиксировали тысячу случаев мошенничества, при этом количество преступлений в этой сфере увеличивается на 10 процентов в год. Сами банкиры оценивают масштаб незаконных операций с пластиковыми картами в 840 миллионов рублей.
Газета пишет, что МВД сложно дать точную оценку этого сектора, поскольку до ведомства доходит не вся информация по фактам мошенничества, а лишь те данные, что фиксируются правоохранительными органами. Кроме того, статистика МВД не учитывает мошенничества, связанные с интернет-платежами.
При этом мошеннические операции с пластиковыми картами не запрещены законодательством. В статья 187 Уголовного кодекса, определяющая меры ответственности за незаконное изготовление и сбыт кредитных и расчетных карт, не прописана ответственность за использование поддельных карт, и производство без умысла последующего сбыта.
По данным Банка России, общая сумма операций по банковским картам в 2006 году составила 4,24 триллиона рублей. По данным Национального агентства финансовых исследований около 32 процентов россиян в 2006 году пользовались банковскими картами, а их количество за год увеличилось на семь процентов.
Любая попытка сэкономить на уплате налогов, как правило, заканчивается для коммерсантов крупными неприятностями. Однако судьбы у «уклонистов» все же разные. Иной бедолага отправляется за решетку за грошовую «оптимизацию», другой отделывается штрафом за утаенные миллионы. К таким счастливчикам смело можно причислить главу вологодской фирмы, занимающейся производством крепленых вин.
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета при МВД, в период с января 2003 года по март 2004 года фактически он санкционировал подделку товарно-сопроводительных документов на получаемые от поставщиков виноматериалы, которые закупались для изготовления различных сортов портвейна. В фиктивных счетах-фактурах и товарно-транспортных накладных значилось, что поставщики уже уплатили в бюджет акцизы на данную продукцию. Вся эта липа без подтверждения платежными документами с отметкой банка о фактической оплате принималась к учету бухгалтерией. Затем ложные сведения вносились в налоговые декларации, заверялись все тем же предприимчивым руководителем и отправлялись в налоговую. Такой творческий подход принес неплохие дивиденды: за указанный период компания недоплатила в бюджет свыше 25 миллионов рублей. Однако момент истины все же наступил и коммерсант попал на скамью подсудимых. Инкриминируемый ему пункт «б» части 2 статьи 199 Уголовного кодекса («уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере») сулил разлуку со свободой лет этак на шесть. Однако Фемида неожиданно сменила гнев на милость. Суд приговорил махинатора всего лишь к уплате штрафа в размере 450 тысяч рублей и лишил его на два года права занимать должности, связанные с выполнением управленческих функций в коммерческих и иных организациях.
Уплата налогов через «проблемный» банк не является признаком недобросовестности фирмы. Такой, казалось бы, очевидный вывод лишний раз закрепили арбитры постановлением ФАС Московского округа от 21 июня 2007 г. по делу № КА-А40/5762-07. Поводом к разбирательству стало «недопонимание», возникшее между ИФНС № 48 и столичной компанией, перечислившей налоги через банк, у которого вскоре была отозвана лицензия. Средства в бюджет не поступили, и инспекторы сочли, что фирма, зная о проблемах банка, сознательно сымитировала исполнение налоговых обязательств. Дескать, коммерсанты имели счета и в платежеспособных банках, но почему-то ими не воспользовались. Однако арбитры указали, что налоговики не представили доказательства осведомленности компании о тяжелом финансовом положении банка на дату проведения платежей. Так что об «имитации» в данном случае говорить не приходится. «Наличие у налогоплательщика счетов в иных банках не является основанием для признания его действий недобросовестными при перечислении налогов в бюджет», – отмечается в постановлении.
Компания имеет право принять к вычету НДС по основным средствам, учтенным на счете 08. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Московского округа от 25 июня 2007 г. по делу № КА-А41/5365-07.
Ставшие поводом для судебного разбирательства претензии налоговиков к коммерческой компании заключались в следующем: фирма включила затраты на приобретение оборудования в сальдо на конец месяца по счету 08-4 «Вложения во внеоборотные активы». Однако, по мнению инспекторов, он предназначен исключительно для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. А значит, применение налогового вычета правомерно лишь после принятия оборудования на учет по счету бухгалтерского учета 01 «Основные средства». При этом инспекторы сослались на Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденную приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н. Однако арбитры признали позицию инспекции ошибочной, указав, что Налоговый кодекс не уточняет, какой момент считается моментом принятия на учет основного средства для целей обложения НДС. Статья 172 говорит лишь о фактической уплате налогоплательщиком сумм НДС при приобретении ОС и принятии их на учет. Что касается инструкции, то в постановлении ФАС Московского округа подчеркивается, что она не является нормативно-правовым документом и не устанавливает порядок исчисления НДС и применения налоговых вычетов.
Похоже, вскоре многие предприниматели и розничные фирмы, торгующие игрушками, понесут серьезные убытки. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко издал письмо от 15 августа 2007 г. № 0100/8209-07-32, в котором приказал своим подчиненным провести проверки организаций, реализующих продукцию одной из крупнейших американских компаний, выпускающих товары для детей. Соответствующую информацию опубликовала пресс-служба Роспотребнадзора. Онищенко утверждает, что сами производители объявили о повышенной концентрации свинца в игрушках, изготовленных с января 2002-го по январь 2007 года. В число опасных для здоровья попали, в частности, куклы Barbie и автомодели из комплекта по мотивам мультфильма «Тачки». «В случае выявления в исследованных образцах повышенного содержания вредных веществ следует принять меры по прекращению реализации игрушек», – заявил глава Роспотребнадзора.
Затраты на приобретение сырья и материалов «упрощенцы» и в следующем году смогут учитывать только после их оплаты и по мере списания в производство. Такое уточнение содержит письмо Минфина от 1 августа 2007 г. № 03-11-04/2/195. Дело в том, что Закон от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ не внес в действующий порядок признания указанных затрат никаких изменений. Действительно, в первоначальной редакции законопроекта было предусмотрено право компаний, применяющих УСН, списывать затраты на материалы сразу после их оплаты, то есть не дожидаясь, пока они будут задействованы в производстве. Однако столь выгодная для «упрощенцев» поправка по каким-то причинам была исключена из окончательной редакции закона.
Теперь об излишне уплаченном или взысканном налоге фирмы узнают в более короткие сроки. Вручить компании соответствующее извещение налоговики должны в течение 10 дней со дня обнаружения данного факта, а не месяца, как раньше. Изменения утверждены приказом ФНС от 3 июля 2007 г. № ММ-3-19/411. Федеральная налоговая служба обновила порядок проведения зачета и возврата сумм переплаты и подлежащих возмещению НДС и акцизов в соответствии с поправками в Налоговый кодекс, вступившими в силу с 1 января текущего года (Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ).
Согласно новым правилам, сократился и срок, в который ревизоры должны оповестить фирму о проведении зачета. Если раньше он составлял две недели со дня вынесения соответствующего решения, то теперь не может превышать пяти дней. Помимо этого налоговики подкорректировали формулы расчета сумм процентов за несвоевременный возврат средств. Вместо 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки в них теперь фигурирует 1/365 или 1/366, если год високосный.
В следующем году сотрудники фирм, трудящиеся по пятидневному графику, вынуждены будут провести на рабочем месте две субботы и одно воскресенье. Причиной тому послужит постановление правительства от 11 августа 2007 г. № 512 «О переносе выходных дней в 2008 году», опубликованное накануне пресс-службой кабинета министров. Согласно этому документу, выходной с воскресенья 4 мая перебрасывается на пятницу 2 мая. Помимо того, День России соотечественники смогут отмечать целых четыре дня, поскольку суббота 7 июня станет рабочей, а пятница 13-е – выходным. Ну и наконец, на празднование Дня народного единства правительство отвело россиянам три дня, сделав 3 ноября (понедельник) нерабочим, а 1-е (субботу) – «трудовым».
При нарушении срока возврата излишне уплаченного налога инспекторы «попадают» на проценты, даже если виной сему происшествию была дыра в бюджете. Иными словами, по какой бы причине ревизоры ни припозднились с исполнением своих обязательств, за каждый календарный день просрочки на сумму переплаты должны начисляться проценты. Об этом сообщил Минфин в письме от 1 августа 2007 г. № 03-02-07/2-136. Как верно подметили финансисты, российское законодательство о налогах и сборах вообще не предусматривает оснований, по которым бы в подобных ситуациях «процентная» компенсация не выплачивалась.