09.06.2007
Сотрудники ФСБ задержали с поличным при получении взятки инспектора Федеральной налоговой службы (ФНС), сообщает в субботу агентство "Интерфакс" со ссылкой на Центр общественных связей ФСБ России.
В сообщении ЦОС сказано, что некоторое время назад в ФСБ обратился руководитель коммерческой фирмы с заявлением о вымогательстве. Бизнесмен пояснил, что чиновник одной из налоговых инспекций вымогал у него крупную сумму денег за списание якобы имеющейся налоговой задолженности.
Оперативники ФСБ в течение нескольких месяцев проверяли эту информацию, и смогли документально зафиксировать "неблаговидную деятельность налогового чиновника". Вечером 7 июня начальник отдела инспекции был задержан при получении взятки в размере двухсот тысяч рублей.
На основании оперативных материалов прокуратурой города Москвы в отношении налоговика было возбуждено уголовное дело по статье 209 УК РФ (получение взятки).
Центробанк предложил российским кредитным организациям раскрывать не одну эффективную ставку, а две. Вторая будет определять ставку по кредитным картам, процент выплат по которой зависит от поведения заемщика, пишут "Ведомости".
Например, если кредитная карта предусматривает льготный период пользования, банкиры должны будут указывать отдельную эффективную ставку для тех, кто будет пользоваться ей только в этот период, но с учетом ежегодной комиссии за обслуживание, заявил директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский. Определить вторую ставку клиент не сможет, пока банк не проверит его заявление и не определит его кредитный лимит.
Банкиры отмечают, что у них осталось мало времени для того, чтобы подготовить нововведения, поскольку ЦБ разъяснил, что такое эффективная ставка по кредитам только в начале июня. Как сообщалось ранее, Ассоциация российских банков попросила не раскрывать ставки до октября. Однако в Центробанке считают, что времени у кредитных организаций достаточно.
С 1 июля банки должны будут указывать эффективные ставки по кредитам с учетом всех дополнительных выплат. Сейчас реальные ставки могут в два раза превышать заявленные.
Творчество в сфере налоговой оптимизации может обернуться для предпринимателя долгими годами за тюремной решеткой. Эту истину в очередной раз подтвердили сотрудники Управления по налоговым преступлениям ГУВД Красноярского края, поймавшие за руку бывшего генерального директора одного из коммерческих предприятий региона. «Предприимчивый» бизнесмен открыл в себе талант оптимизатора в начале 2004 года. В период с января по декабрь он вносил заведомо ложные сведения в бухгалтерские документы, «сэкономив» таким образом на уплате налогов 5 миллионов 567 тысяч рублей. Если судьи оценят масштаб деяний предпринимателя как «особо крупный», у него есть все шансы отправиться в тюрьму на срок до шести лет.
Компания, которая работает в одном помещении и по «вмененке» и по общему режиму, показатель «площадь торгового зала» для расчета единого налога должна определять пропорционально выручке, полученной от деятельности, облагаемой ЕНВД. К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 26 апреля 2007 г. № Ф09-2807/07-С3. Это еще один пример того, что разъяснения Минфина довольно часто идут вразрез с арбитражной практикой. Так, в письме от 13 апреля 2007 г. № 03-11-04/3/115 финансисты, рассматривая практически аналогичную ситуацию, пришли к заключению, что в Налоговом кодексе не установлен порядок распределения площадей, а значит, платить единый налог организация должна по полной, т. е. со всей площади торгового зала без какого-либо деления.
Принципы и задачи государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса вскоре будут закреплены законодательно. Соответствующий законопроект, так ожидаемый предпринимательским сообществом, на днях успешно преодолел первое чтение в Государственной думе.
Напомним, что согласно документу «малый» статус фирмы определяется по двум критериям. Первый–средняя численность работников. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Второй критерий–выручка от реализации без учета НДС и (или) балансовая стоимость активов за календарный год. Определение предельных значений этих величин делегировано правительству.
Помимо того, законопроект прописывает основные принципы поддержки субъектов МСБ, как, например, открытость процедур ее предоставления и доступность инфраструктуры. Кроме того, им устанавливаются особенности правового регулирования малых и средних фирм: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и др. Важное значение для малых предприятий имеет и предусмотренная в законопроекте так называемая «дедушкина оговорка». Согласно ей, в течение первых четырех лет на субъекты МСБ не будут распространяться изменения законодательства, ведущие для них к увеличению совокупной налоговой нагрузки.
Не исключено, что фирмам и предпринимателям вовсе не придется в срочном порядке изыскивать средства для выкупа государственной и муниципальной земли под приватизированными предприятиями. Срок, в который бизнесу предлагается переоформить право постоянного пользования участком на право собственности или аренды может быть перенесен аж на 2012 год. С такой инициативой на прошедшем накануне заседании круглого стола выступил Директор Департамента по законодательству Торгово-промышленной палаты Сергей Васильев.
Напомним, что согласно законопроекту, уже принятому депутатами в первом чтении, предприятия обязаны переоформить свои земельные права до 1 января 2008 года. Ко второму чтению законодатели посчитали необходимым растянуть срок до 2010 года. По мнению Васильева, этого недостаточно.
Появилась надежда, что в недалеком будущем фирмы, равно как и предприниматели, будут избавлены от излишнего контроля со стороны госструктур. По крайней мере, на это направлен разработанный Минэкономразвития законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». На днях министерство направило его на согласование в предпринимательское объединение «Опора России». Об этом корреспонденту «ФАФИ» сообщили в пресс-службе общественной организации.
Прежде всего МЭРТ предлагает исключить дублирование региональных и федеральных проверок, которые во многих случаях проводятся по одним и тем же операциям хозяйственной деятельности. Помимо того, в разработанном министерством документе уточняются сроки проведения ревизий. В частности, проконтролировать устранение фирмой нарушений, выявленных ранее, чиновники должны в течение не более 15 дней. Напомним, что сейчас срок проведения любого мероприятия по надзору ограничен месяцем.
Дополнительные выплаты сотрудникам к праздничным или юбилейным датам не могут быть учтены в составе расходов на оплату труда. Об этом напоминает Минфин в письме от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/287. Финансисты указали, что при исчислении налога на прибыль можно учесть лишь выплаты стимулирующего характера, такие как надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т. п. По мнению представителей главного финансового ведомства, вознаграждения, приуроченные к каким-либо праздничным датам, к ним не относятся. С этим утверждением можно, конечно, поспорить, но стоит ли? Ведь при таком раскладе на указанные выплаты не нужно начислять ЕСН (п. 3 ст. 236 НК).
Оплату даже той части сверхурочных работ, которая зашкаливает за 120 часов в год, нужно рассматривать как обоснованный расход при исчислении налога на прибыль. Это признал Минфин в письме от 22 мая 2007 г. № 03-03-06/1/278. Финансисты отметили, что трудовое законодательство обязывает работодателей выплачивать сотрудникам вознаграждение независимо от того, соблюден порядок привлечения к сверхурочным работам или нет. Вместе с тем раз указанные выплаты уменьшают базу по налогу на прибыль, то в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса на них придется начислить ЕСН.
Напомним, что порядок привлечения к сверхурочным работам установлен в статье 99 Трудового кодекса. Данная норма предусматривает, что трудиться сверх нормы работник может не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Порядок перечисления взносов на обязательное медицинское страхование если и претерпит изменения, то не в ближайшее время. Так прокомментировали корреспонденту «ФАФИ» в Координационном совете объединения работодателей России (КСОРР) предложение главы Совета Федерации Сергея Миронова по преобразованию системы здравоохранения. В частности, он заявил, что государству необходимо перейти к прямому финансированию этой сферы из бюджета, без привлечения посреднических фондов вроде ФОМС. При этом деньги должны выделяться на федеральном, а не региональном уровне. В КСОРР же уверены, что гораздо целесообразнее развивать рыночные принципы страхования, а не увеличивать нагрузку на бюджет, отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» пресс-секретарь КСОРР Алексей Попонин.
08.06.2007
Федеральная налоговая служба (ФНС) изучает возможность применения статьи 127.2 Уголовного кодекса (УК РФ) об использовании рабского труда к тем работодателям, которые не заключают трудовые договоры с сотрудниками и выплачивают им "черную" зарплату в конвертах. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на свой источник в ФНС.
По мнению источника агентства, в этих случаях возможно применение статьи УК об использовании рабского труда. Пока эта мера на практике не применяется, однако такая трактовка статьи 127.2 возможна, заявил он, отметив, что особенно это касается миграции.
Статья 127.2 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Если преступление совершено в отношении двух или более лиц либо с изъятием документов, удостоверяющих личность потерпевшего, то срок лишения свободы составит от трех до десяти лет.
УК РФ определяет понятие "использование рабского труда", как использование труда человека, в "отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)".
Стоит отметить, что с 15 января 2007 года вступили в силу поправки в законодательство, увеличивающие штрафы за использование труда незаконных мигрантов. Теперь работодатель может заплатить за нарушение от 250 тысяч до 800 тысяч рублей за каждого работника, а деятельность организации может быть приостановлена на 90 дней.
Взяточничество всегда считалось серьезным коррупционным преступлением. И наиболее благоприятная среда для возникновения взяточничества в России складывается в сфере госзаказа. Об этом заявил начальник второго отдела УБЭП г. Москвы Алексей Рябцев на прошедшей 7 июня в Тендерном комитете г. Москвы пресс-конференции на тему «Противодействие коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в сфере размещения государственного заказа».
По мнению представителя УБЭП г. Москвы, высокая взяткоемкость сферы размещения госзаказа объясняется тем, что организаторы конкурса и его участники работают в одном секторе экономики и, как правило, давно и очень хорошо знают друг друга. Поэтому процесс получения взятки детально отработан и устраивает как взяткодателя, так и получателя взятки.
А. Рябцев пояснил, что главная задача работы УБЭП заключается в пресечении конкретных коррупционных преступлений. Неотъемлемой мерой по борьбе с коррупцией он назвал вынесение обвинительного приговора по факту получения взятки. Трудности при выявлении таких преступлений представитель УБЭП связывает с низким уровнем доверия населения к государственным органам власти и правоохранительной системе в частности. Однако на 90% выявление фактов взяточничества происходит по жалобам представителей бизнеса на вымогательство со стороны чиновников.
По мнению представителя УБЭП, благодатную почву для взяточничества в сфере госзаказов создает излишнее делегирование властных полномочий различным организациям, не являющимися госорганами, например, ГУПам, являющимися коммерческими организациями. Действующим законодательством предусмотрен значительно более низкий уровень ответственности для коммерческих структур. «Освоение бюджетных средств — тонкая сфера, она нуждается в непосредственном контроле государственных органов, на которые возложена высокая ответственность за злоупотребления в этой сфере», — утверждает А. Рябцев. Он считает необходимым внести поправки в действующее законодательство, поскольку на сегодняшний день многие акты позволяют чиновнику принимать решение в ту или иную сторону, а строго установленный порядок работы чиновника исключит подобные возможности.
Еще один минус ГУПов в том, что в отличие от госорганов, в них отсутствует тщательный подбор кадров. «Кадровый состав ГУПов оставляет желать лучшего. Имел место случай, когда руководитель ГУПа, проводившего конкурс на распределение радиочастот, имел судимость за мошенничество. В этом уголовном деле взятки исчислялись десятками тысяч долларов США», — сообщил представитель УБЭП г. Москвы.
По его словам, многочисленные проверки работы департаментов показывают, что нарушения в проведении конкурсов происходят, если за регистрацию заявок отвечают ГУПы. В результате создается большое количество преступных схем с целью исключения "ненужных" участников в конкурсе. Например, создаются фирмы-однодневки специально для того, чтобы сорвать конкурс в случае победы нежелательного конкурента. Есть немало случаев, когда фирмы создаются специально для победы в конкурсе, а затем передаются лицам, заинтересованным в получении заказа. «Схем много, но не вся информация открыта, так как находится в разработке», — подчеркнул А. Рябцев.
Он считает, что для борьбы с коррупцией необходима разъяснительная работа с представителями бизнеса. «Предприниматели должны знать, что разглашение информации о вымогательстве – один из эффективных способов борьбы с коррупцией. И каждый бизнесмен, обратившийся с проблемой, получит защиту с нашей стороны. Для этого мы примем все меры», — заключил представитель УБЭП г. Москвы.
На вопрос ИА Альянс Медиа», насколько часто обращается малый бизнес с жалобами на произвол чиновников, он ответил, что специальная статистика по МБ не ведется. При этом А. Рябцев признал, что факты подобных обращений немногочисленны и малый бизнес «обращается в УБЭП неохотно». В основном речь идет о жалобах на отказ на выдачу лицензии или продление договора на выполнение госзаказа. «Далеко не всегда подобные обращения соответствуют действительности, иногда жалобы вызваны желанием отомстить. Бывают случаи, когда предприниматель совершено серьезно обращается в УБЭП с просьбой вернуть деньги: он дал взятку чиновнику, тот ее взял, а обещание не выполнил. Тем не менее, даже такие курьезные жалобы мы обязаны рассматривать», — заверил он.
Нежелание бизнеса сотрудничать с УБЭП А. Рябцев связывает с распространенным стереотипом в среде предпринимателей, которые считают, что «за каждым чиновником, за самым нижним чином в налоговой инспекции или в префектуре стоит мафия. Стоит «сдать одного» — и месть всех чиновников неизбежна: бизнесмену на этой территории больше не дадут работать, и бизнес можно закрывать», — пояснил он.
Сам А. Рябцев с этим не согласен, но признает, что на уровне законодательства пока не существует механизма, позволяющего оградить предпринимательство от произвола чиновников. «Со своей стороны мы можем обеспечить личную защиту бизнесмену. Но повлиять на уколы чиновников в отместку за жалобу, проявлемые в отказе на продление контракта или в решении о приостановке деятельности предприятия, мы, конечно, не можем. Все об этом знают, поэтому опасаются обращаться в правоохранительные органы», — пояснил А. Рябцев.
В заключение он, не теряя оптимизма в вопросе взаимодействия с предпринимателями в противодействии коррупции, продиктовал телефоны доверия, по которым любой предприниматель может обратиться в УБЭП: 950- 44-25, 950-44-12.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла 60 банков и 70 страховых компаний, имеющих тарифные сговоры. Об этом заявила начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева, передает "Интерфакс".
По ее словам, в ведомство поступает очень много жалоб от населения на тех страховщиков, которых им порекомендовали в банке. Но при наступлении страховых случаев оказывается, что условия страхования либо не совпадают с рыночными, либо дороже, чем на рынке. Юлия Бондарева отметила, что это и является предметом расследования ФАС.
Банки и страховщики в случае доказательства сговора подвергаются штрафу от 70 до 200 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, ФАС в ряде случаев может дисквалифицировать до трех должностных лиц провинившихся компаний. Для банков и страховых компаний предусмотрен штраф от одного до 15 процентов от суммы выручки от реализации услуги.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что подозревает многие банки в консультациях по вопросам раскрытия эффективной ставки по кредитам. Если кредитные организации будут признаны виновными, антимонопольщики также наложат на них штраф.
Специалисты территориального управления Роспотребнадзора по Москве в мае нынешнего года провели 472 проверки предприятий сферы потребительского рынка, сообщили в пресс-службе управления.
Там рассказали, что 328 проверок от общего числа являлись внеплановыми. По итогам проверок вынесено 72 определения о возбуждении административных дел по защите прав потребителей, а также вынесено 389 постановлений о наложении штрафов на сумму свыше 1 млн 224 тыс. рублей.
Собеседник агентства отметил, что нарушения носили самый разный характер. В частности, один из магазинов в Алексеевском районе Северо-Восточного административного округа реализовывал сигареты по цене, превышающей максимальную розничную цену, которая указана на упаковке. В качестве наказания данному магазину был назначен штраф в размере 5000 рублей.
Кроме того, среди нарушений была зафиксирована продажа продуктов с истекшими сроками реализации, а также продажа сигарет без информации об изготовителе и сертификата соответствия.
Кроме того, административное наказание в виде штрафа в 1000 рублей было назначено организации, осуществляющей оказание жилищно-коммунальных услуг. Собеседник агентства пояснил, что на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома, который обслуживала данная организация, отсутствуют сведения о ней и о ее местонахождении, а также о предоставляемых услугах.
Также на информационных досках не было информации об адресах и телефонах аварийных и диспетчерских служб, размерах тарифов на коммунальные услуги.
Арбитражный суд Москвы предлагает создать у себя коллегию по рассмотрению дел о банкротстве. Закон об арбитражных судах предусматривает наличие в каждом суде двух коллегий – по гражданским и административным делам. В арбитражном суде Москвы, однако, действуют два специализированных банкротных состава, тогда как в судах других регионов нет ни одного.
Сейчас банкротные составы относятся к административной коллегии, что не отражает сути споров. В частности, банковские сделки, рассматриваемые в рамках дел о банкротстве, относятся к категории гражданских дел.
Создание специализированной банкротной коллегии поможет, по мнению судей, формировать единообразную практику двух банкротных составов. Для создания такой коллегии необходимо решение пленума Высшего арбитражного суда (ВАС), о чем арбитражный суд Москвы уже попросил. Глава ВАС Антон Иванов пообещал вчера поддержать предложение.
Бизнесмены неохотно сотрудничают с государством в рамках проектов частно-государственного партнерства (ЧГП), поскольку опасаются высокого уровня коррупции и бюрократии. Об этом свидетельствуют данные опроса Ассоциации менеджеров России (АМР), сделанного совместно с Программой развития ООН, пишут "Ведомости".
Именно на этот недостаток сослались 38,1 процента из 176 опрошенных компаний. Еще 31,8 процента заявили о низкой ответственности государственных структур за результат и сроки согласований. Бизнес-риски волнуют только четверть опрошенных, а риски, связанные с протестами населения и общественных организаций — только 3,4 процента.
В то же время основным преимуществом ЧГП 43,2 процента опрошенных считают возможность привлечения бюджетных средств, а 40,9 процента — доступ к ранее закрытым секторам экономики.
В настоящее время государство на совместные проекты с частным бизнесом выделяет средства из инвестиционного фонда, Российской венчурной компании, из федеральных целевых программ и с помощью механизма концессии. Только в 2006 году из инвестфонда было потрачено 70 миллиардов рублей бюджетных денег. В 2007 году предполагается, что объемы софинансирования увеличатся до 180 миллиардов рублей.
В феврале 2007 года численность занятых в экономике России выросла до 69,2 миллиона человек, что на два с половиной миллиона человек больше, чем в феврале 2004 года. В то же время численность экономически активного населения поднялась до 74,58 миллиона человек, что 5,6 процента больше, чем тремя годами ранее. Об этом сообщает "Коммерсант" со ссылкой на данные Росстата.
Из материалов агентства следует, что отношение числа занятых в экономике к числу трудоспособных выросло с 64,6 процента три года назад до 66,6 процента в начале 2007 года. Безработица постепенно снижается — в 2004 году она составляла 9,1 процента, а сейчас — 7,2 процента. Не работают в первую очередь молодые люди, пенсионеры и женщины с детьми.
По данным Deutsche UFG, рост занятости на один процент приводит к росту ВВП на 1,3 процента. Согласно расчетам банка, рост занятости мог обеспечить до трети всего экономического роста в России за последние три года. С другой стороны, именно увеличение ВВП вызывает и рост занятости. Кроме того, на данный показатель оказало влияние и то, что молодые люди стали больше искать работу. Этому способствует активность служб занятости.
Возбуждено уголовное дело против руководителя одного из столичных банков. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в прокуратуре города Москвы, по данным следствия подозреваемый и его соучастники в ноябре 2006 года, воспользовавшись утерянным паспортом, зарегистрировали на подставное лицо некое ООО. В своей же кредитной организации предприимчивый банкир открыл на это общество расчетный счет и обналичил через него более пяти миллиардов рублей, поступающих от различных коммерческих организаций. Естественно, не бесплатно: следствием установлено, что за проведение сомнительных операций банкир брал комиссию, которая в общей сложности составила 400 тысяч рублей. Кстати, следствие по этому делу еще не закончено. В настоящее время оперативники разыскивают других предполагаемых участников финансовых махинаций.
Сам по себе тот факт, что в платежном поручении сумма НДС не выделена отдельной строкой, еще не говорит о том, что налог не уплачен контрагенту. На это указал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17 мая 2007 г. № Ф04-2923/2007(34169-А45-29). Данный вывод порадует компании, которым для уменьшения базы по НДС на сумму «входного» налога в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса требуется фактическая его уплата. Как следует из материалов дела, налоговики посчитали, что раз в платежке НДС не обособлен, то и права на вычет предприниматель не имеет. Поэтому по итогам камеральной проверки ему был доначислен налог, пени и даже штраф. Однако судьи, к счастью, с инспекторами не согласились: ну нет в Налоговом кодексе такого основания для отказа в зачете «входного» НДС, как невыделение налога в платежных документах. Поскольку иных претензий к бизнесмену у налоговиков не было, арбитры сочли их доводы несостоятельными.
Порядок работы Банка развития, одним из главных направлений деятельности которого станет реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса, будет окончательно сформирован уже ближайшей осенью. Это предусмотрено распоряжением правительства от 4 июня 2007 года № 723, утверждающим План мероприятий по реализации соответствующего закона. В разработке дополнительных нормативных актов задействованы все заинтересованные ведомства, в том числе Минэкономразвития, Минфин, ФНС и Минюст. Последний из необходимых документов должен быть принят в октябре.
Напомним, что наряду с содействием развитию малого бизнеса в круг обязанностей госкорпорации войдут стимулирование инвестиционной деятельности и развитие производственной и финансовой инфраструктуры. Кроме того, новая структура возьмет на себя страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков.