18.05.2007
МЭРТ и комиссия Общественной палаты по благотворительности (ее возглавляет президент "Интерроса" Владимир Потанин) представили в правительство концепцию законопроекта о снижении налогового бремени в сфере благотворительности, которые потребуют поправок в Налоговый кодекс.
Для начала правительство решило избежать двойного налогообложения, освободив от выплаты подоходного налога инвалидов и детей-сирот, получающих благотворительную помощь на санаторные путевки и лечение.
Некоммерческие организации, распространяющие благотворительные средства, в свою очередь, предлагается освободить от уплаты налога на добавленную стоимость – с тем условием, что расходы НКО пойдут на уставную (социально полезную) деятельность. Кроме того, НКО должны получить льготу по налогу на прибыль: она будет распространяться на целевые спонсорские взносы – техническую помощь, гранты и пожертвования.
Поправки налагают на НКО и ряд ограничений в сфере предпринимательства. Организация-льготник сможет оказывать платные образовательные и медицинские услуги, заниматься научными исследованиями и опытно-конструкторскими работами. Однако будет лишена права вести торговлю, заниматься общественным питанием, оказывать оздоровительные и спортивные услуги, услуги общежития или гостиницы.
Одним из важнейших пунктов законопроекта станут налоговые уступки меценатам. Им предлагаются социальные вычеты по подоходному налогу на сумму, не превышающую 25% налогооблагаемой базы. Подобная налоговая льгота существовала и раньше, однако касалась лишь тех меценатов, которые делали благотворительные взносы в бюджетные организации (например, оказывали помощь государственным клиникам).
По мнению разработчиков концепции законопроекта, подобные уступки приведут к резкому взлету благотворительных поступлений в фонды, занимающиеся оказанием социальных услуг населению.
Эксперты в сфере благотворительности, впрочем, не считают, что в сфере благотворительности нужны жесткие ограничения: "Нет ничего страшного в том, что НКО наряду с социальной работой занимается и нелимитированной коммерческой деятельностью". Кроме того, эксперты напоминают, что львиная доля пожертвований идет от корпораций, а их налоговые уступки пока не затронули.
Разработчики законопроекта, в свою очередь, не скрывают, что это связано с боязнью злоупотреблений. Напомним, что до 2002 года, вступления в силу новой редакции Налогового кодекса, на бизнес распространялась льгота, снижавшая выплаты по налогу на прибыль при направлении денег на благотворительность. Однако льгота была "испачкана" серией уголовных процессов начала 90-х против так называемых афганских и спортивных фондов, использовавших благотворительность как инструмент ухода от налогов.
"Мы исходим из того, что объем благотворительных поступлений в НКО недостаточен. Однако стараемся действовать в рамках разумного – не создавая лазеек для налоговых злоупотреблений",– объясняет один из авторов проекта, начальник отдела департамента стратегии социально-экономических реформ МЭРТа Артем Шадрин.
Федеральная служба по финансовым рынкам расширила возможности вложения средств пенсионных фондов и пенсионных накоплений граждан, пишет газета "Коммерсант". В соответствующий список бумаг (так называемый котировальный список А1), разрешенных для этих инвестиций, включены ипотечные облигации и зарубежные ценные бумаги.
До сих пор в список А1 входили лишь паи двух ПИФов, 17 акций 10 компаний и 75 выпусков облигаций 40 компаний. Чтобы попасть в этот список, компаниям нужно проработать без убытков не менее трех лет и дополнительно удовлетворять ряду довольно жестких условий.
В свою очередь, ипотечные облигации обладают низким уровнем доходности, но большой надежностью, поскольку обеспечены уже выданными ипотечными кредитами банка. Пока непонятно, будут ли ипотечные бумаги востребованы на рынке частными управляющими, а также Внешэкономбанком, который управляет пенсиями россиян, не выбравших управляющую компанию.
К концу мая такие облигации намерено выпустить Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, партнеры которого занимают около 20 процентов рынка ипотеки. Доходность бумаг составит до 7,5 процентов годовых.
Выпуск ипотечных облигаций стал возможен только после принятия поправок в закон об облигациях с ипотечным возмещением, одобренных Госдумой летом 2006 года. Первые такие бумаги появились в России в октябре 2006 года. Выпуск объемом в 3 миллиарда рублей организовала дочерняя компания Газпромбанка. 8 декабря, когда эти облигации начали торговаться на бирже ММВБ, в России официально появился рынок ипотечных бумаг.
Отныне предприниматель, нарушивший закон и понесший за это заслуженное наказание, не может быть уверен, что его неприятности на этом закончились. Накануне Конституционный Cуд разрешил судам пересматривать приговоры, вынесенные по уголовным делам и вступившим в законную силу, в сторону ужесточения. Дело в том, что сейчас Уголовно-процессуальный кодекс допускает пересмотр дела не в пользу осужденного только в крайних случаях. Скажем, если в процессе следствия или судопроизводства была допущена ошибка или обнаружились преступные действия со стороны прокурора, следователя или судьи. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в пресс-службе КС, своим решением судьи признали данные нормы не соответствующими Конституции и предписали Федеральному собранию в течение шести месяцев внести в УПК соответствующие изменения.
Арбитражный суд, выявив в ходе рассмотрения дела факт фальсификации представленных доказательств, не будет информировать об этом органы прокуратуры. Депутаты Госдумы решили не обременять служителей Фемиды еще и стукачеством, отклонив соответствующий законопроект сразу в первом чтении. Понять законодателей можно. Суды и так перезагружены, а лицу, в отношении которого были сфабрикованы доказательства, никто не мешает самому обратиться за помощью к правоохранителям.
Перечень оснований для отказа в регистрации фирм и предпринимателей скорее всего будет расширен. О необходимости такой меры в ходе прошедших накануне парламентских слушаний заявил заместитель руководителя ФНС Константин Седов. Он убежден, что ни о каком создании новой организации не может быть и речи, если паспортные данные заявителя окажутся недостоверными или он укажет в документах сомнительный адрес. «При таких обстоятельствах вполне разумно отказывать в госрегистрации», – считает Седов.
По действующему законодательству оснований для отказа всего три: в случае отсутствия необходимых для госрегистрации документов, если бумаги поданы в ненадлежащую налоговую инспекцию, а также в ситуации, когда новая компания возникает в результате реорганизации ликвидируемой организации.
Вполне вероятно, что пятидневный срок, отпущенный налоговикам на регистрацию фирм, оставят неизменным, несмотря на возражения Минфина и ФНС. По крайней мере, Минэкономразвития не учло пожелания коллег при подготовке поправок в закон о госрегистрации. Об этом в ходе прошедших накануне в Госдуме парламентских слушаний заявил заместитель начальника отдела корпоративного законодательства МЭРТ Сергей Цыганков. По его мнению, на этапе регистрации невозможно в принципе определить намерения человека – собирается ли он создать фирму-«однодневку» или планирует заниматься законной предпринимательской деятельностью.
Тем не менее у представителей Министерства финансов и ФНС на этот счет есть свои особое мнение. Так, по словам замруководителя налоговой службы Константина Седова, для борьбы с налоговыми преступлениями, а также противостояния рейдерам его подчиненным пяти предоставленных законом дней катастрофически не хватает. «Даже когда у нас имеются вполне определенные сомнения в добропорядочности заявителя, мы не имеем никакой возможности отказать ему в регистрации фирмы, – посетовал Седов. – Поэтому мы предлагаем увеличить срок, установленный для проверки представленных сведений, до 20 дней». Примечательно, что позиция чиновника из ФНС лишь частично совпадает с мнением его прямого начальства из Минфина. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Сергей Разгулин также настаивает на увеличении регистрационного периода, но всего лишь до 10 дней.
Вполне вероятно, что в недалеком будущем малый бизнес сможет, наконец, рассчитывать на льготы при подключении к электросетям. С предложением снизить ставки взимаемой за такие услуги платы на прошедшем накануне заседании правительства выступил глава Минэкономразвития Герман Греф. Более того, он считает, что следует выделить приоритетные направления бизнеса и вовсе освободить их от расходов на подключение к энергоресурсам. Поскольку существующие цены совершенно неподъемны для открывающихся малых предприятий, названную проблему необходимо решить в ближайшие три года, подчеркнул руководитель экономического министерства. По поручению премьер-министра Михаила Фрадкова, профильные ведомства должны выработать пути реализации данного предложения не позднее 1 августа.
Не исключено, что уже осенью представителей бизнес-сообщества подробнейшим образом проинформируют о том, на каких конкретно условиях наша страна присоединяется к ВТО. Эти данные будут вывешены на официальном сайте Минэкономразвития. Как сообщил, выступая на конференции в ТПП заместитель директора департамента торговых переговоров МЭРТ Андрей Кушниренко, российская сторона в течение трех недель рассчитывает завершить двусторонние, а до конца июля – многосторонние переговоры по вступлению в эту организацию. По его словам, в случае развития событий по такому сценарию (а предпосылки для этого есть) осенью пакет документов по присоединению к ВТО будет передан в Госдуму на ратификацию. Если депутаты сочтут его приемлемым, то с 1 января будущего года Россия станет полноправным участником Всемирной торговой организации.
Право устанавливать форму декларации по налогу на имущество организаций теперь закреплено исключительно за Минфином. Накануне президент Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в статью 372 Налогового кодекса. Таким образом, теперь из кодекса исключено положение, согласно которому наряду с главным финансовым ведомством соответствующие формы отчетности могли разрабатывать и утверждать региональные власти.
Пени, начисленные на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не вернуть, даже окончив год с убытком. Такой вывод следует из письма Минфина от 20 апреля 2007 г. № 03-02-07/2-74. Финансисты указали, что при корректировке авансовых платежей в сторону уменьшения на основе фактической налоговой базы по отчетному периоду суммы начисленных пеней не признаются излишне уплаченными. В данной ситуации утешить может только одно: если налоговая база по факту окажется больше заявленной, то доплачивать пени также не придется.
17.05.2007
Среднестатистический работающий россиянин задолжал банку более двух месячных зарплат, сообщает "Коммерсант". Его долг составляет 28300 рублей, а средняя зарплата в марте была равна 12600 рублей. Всего же кредитов населению выдано более чем на 2 триллиона рублей.
За последние четыре года эта цифра выросла более чем в 10 раз. Так, на 1 июля 2003 года физическим лицам было выдано 200 миллиардов рублей.
Сейчас большинство кредитов выдано в рублях — их число в пять раз превышает количество кредитов в долларах и евро. При этом темп роста рублевых кредитов превышает темп роста кредитов в иностранных валютах в два раза: за первый квартал объем рублевых кредитов увеличился на 8,6 процентов, а кредитов в иностранных валютах — на 4,1 процента.
В России также очень быстро растет объем выданных ипотечных кредитов. 1 октября 2006 года россияне в среднем должны были за жилье 1120 рублей, а к 1 апреля 2007 года этот показатель вырос до 2030 рублей. В общем объеме выданных кредитов это составляет около 14 процентов. В странах с развитым кредитным рынком на ипотеку приходится большая часть кредитного портфеля банков. Так, в Великобритании 84,6 процента долга населения банкам составляют именно ипотечные кредиты.
В первом квартале 2007 года объем пенсионных накоплений россиян, выведенных из управления частных компаний, на четверть превысил объем переведенных, сообщает газета "Коммерсант". Граждане перевели на счета частных управляющих компаний 822 миллиона рублей, а вывели из-под их управления более 1 миллиарда рублей. Год назад соотношение внесенных и выведенных средств было обратным. Это говорит о растущей популярности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) у населения.
Средняя доходность управляющих компаний, работающих с пенсионными накоплениями, снизилась в первом квартале 2007 года до 16,1 процента годовых по сравнению с 20,7 процента годом ранее. Внешэкономбанк, являющийся государственной управляющей компанией, показал доходность в 4,6 процента годовых. Пять частных управляющих компаний в первом квартале продемонстрировали отрицательную доходность ("АльянсРосно управление активами", "Открытие", "Уралсиб управление капиталом", "Аккорд Эссет Менеджмент" и "Финам Менеджмент").
С 2003 года россияне могут передать свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, либо оставить в Пенсионном фонде РФ, выбрав для управления негосударственную управляющую компанию. Средства граждан, не определивших управляющего, остаются в ПФР под контролем Внешэкономбанка. В феврале 2007 года Минэкономразвития предложило допустить ряд частных компаний к управлению пенсионными активами не определившихся граждан.
За последние пять лет в правительство Москвы поступило более 600 обращений о попытках недружественных поглощений и самовольных захватов предприятий, сообщил сегодня на пресс-конференции начальник управления по экономической безопасности города Александр Корсак.
"Москва стала одним из первых субъектов РФ, создавшим профильное управление по борьбе с недружественными поглощениями и силовыми захватами. В 2003 году мы зафиксировали 151 обращение, в 2004 — 177, в 2005 — 117, в 2006 — 84, в 2007 — всего 36", — рассказал А.Корсак.
"По материалам, переданным нами в ГУВД Москвы и прокуратуру города, было возбуждено более 50 уголовных дел", — подчеркнул А.Корсак.
По его словам, самое опасное явление, с которым пришлось столкнуться управлению по экономической безопасности, — силовые захваты, "сплав коррупции и криминала".
"В 2004 году в столице было проведено 35 силовых захватов, в 2005 — шесть, в 2006 — один, в 2007 — ни одного", — уточнил А.Корсак.
По его данным, наиболее привлекательными для рейдеров остаются предприятия торговли и сферы услуг, промышленные предприятия и научно-исследовательские институты.
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Госдумой 27 апреля 2007 г. и одобренный Советом Федерации 4 мая. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
Закон устанавливает ставки акцизов на подакцизные товары на 2008, 2009 и 2010 гг. При этом в связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2008, 2009 и 2010 гг. уровня инфляции предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением пива, табака, сигар, сигарет и папирос, в следующих размерах на: 2008 г. — на 7% по отношению к 2007 г.; 2009 г. — на 6,5% по отношению к 2008 г.; 2010 год — на 6% по отношению к 2009 г.
По нефтепродуктам размеры ставок акцизов на 2008-2010 гг. сохраняются на действующем уровне. Ставка акциза на дизельное топливо на 3 года составит 1080 руб. за 1 т, на моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей 2951 руб., на прямогонный бензин — 2 657 руб., на автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно – 2657 руб., с иными октановыми числами – 3629 руб.
Размеры ставок акцизов на табак и сигары на 2008-2010 гг. предлагается сохранить на действующем уровне в целях легализации импорта такой продукции. Ставка акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции установлена в размере 300 руб. за 1 кг, на сигары – 17,75 руб. за 1 штуку.
Специфические ставки акцизов на сигареты с фильтром предлагается проиндексировать на 2008-2010 гг. на 20% по отношению к предыдущим годам. Специфические ставки акцизов на сигареты без фильтра и папиросы индексируются на 2008 г. на 20%, 2009 и 2010 гг. — на 28% по отношению к предыдущим годам. Одновременно предлагается ежегодное увеличение адвалорной составляющей ставки акцизов на сигареты и папиросы на 0,5% пункта в год.
В отдельную группу подакцизных товаров выделена слабоалкогольная продукция, для которой установлены пониженные ставки, по сравнению с другой алкогольной продукцией. Для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно ставка акциза на 2008 г. составит 110 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, на 2009 г. — 117,15 руб., на 2010 г. — 124,18 руб.
Для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% ставка акциза на 2008 г. составит 173,5 руб., на 2009 г. – 185 руб., на 2010 г. – 196 руб.
Только на 2008 г. сохраняются действующие ставки акцизов на вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 10,5 руб. за 1 литр. На 2009 г. ставку акциза предлагается установить в размере 11,2 руб., на 2010 г. – 11,87 руб.
Увеличение ставок акцизов на пиво составит до 33%.
Нулевые ставки акцизов установлены для спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, пива с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно, автомобилей легковых с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно.
Закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по акцизам, за исключением норм, касающихся новых ставок акцизов, которые вступят в силу с 1 января 2008 г.
Высший арбитражный суд во вторник отказался изменить свою позицию, по которой собственники строений, взявшие землю в аренду, лишаются права выкупа участков по льготной цене. Это означает, что земля под большинством предприятий в ближайшее время приватизирована не будет: даже льготные цены показались предприятиям высокими, и они выбрали аренду в надежде на изменение ситуации.
Земельный кодекс, действующий с 30 октября 2001 года, обязал собственников строений либо выкупить земельные участки, находящиеся в пользовании, по цене от 5 до 30 ставок земельного налога, либо взять их в аренду. Сделать это необходимо до 1 января 2008 года.
Ряд спорных вопросов, возникавших в судебной практике, пленум ВАС разъяснил в постановлении от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Постановление запрещает местным администрациям отказываться продавать землю, но в нем есть пункт, по которому арендатор земельного участка, заключивший договор аренды после введения в действие Земельного кодекса, утрачивает право выкупа земельного участка по льготной цене.
Вчера президиум ВАС отказался создать прецедент, позволяющий арендаторам выкупать землю по льготным ценам. Предприниматель из Оренбургской области Вячеслав Болгарин просил суд обязать местную администрацию продать ему участок под зданием автосервиса, а предприниматель из Московской области Олег Новиков – участки под торговыми павильонами. Оба предпринимателя вначале арендовали землю (после введения в действие Земельного кодекса), а потом, когда сроки аренды истекли, попытались ее приватизировать.
Суды первой инстанции оба иска удовлетворили, но кассационные суды отказали предпринимателям в праве на приватизацию, сославшись на постановление пленума ВАС. Коллегия ВАС 23 марта передала оба дела в президиум, полагая, что отказ в праве на приватизацию противоречит Земельному кодексу. Но президиум ВАС вчера отказался пересмотреть дела, оставив в силе постановления кассационных судов и подтвердив незыблемость позиции пленума.
Руководитель экспертного совета предпринимательского объединения "Деловая Россия", экс-глава экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян сообщил, что "после вступления в силу Земельного кодекса подавляющее большинство приватизированных предприятий заключили договоры аренды земельных участков, решив не тратить лишние деньги на их выкуп". Это, по словам эксперта, объяснялось боязнью повышения ставок земельного налога, а также позицией региональных властей. "В Москве земля под предприятиями почти полностью находится в аренде, причем, как правило, на небольшой срок (до пяти лет)", – говорит господин Данилов-Данильян.
Источник в правительстве Москвы подтвердил, что приватизация московской земли, по сути, не ведется. По словам источника, чиновники принимают заявки на приватизацию, рассматривают документы, но до продажи участков дело не доходит.
Многие компании выбрали аренду земли в силу отраслевых проблем. "Электроэнергетические компании идут по пути оформления аренды, изначально отказавшись от выкупа земельных участков, поскольку это означало уменьшение и без того скромных инвестиционных ресурсов на развитие основной деятельности. Кроме того, это привело бы к повышению тарифов на электроэнергию и тепло", – сообщил член правления РАО "ЕЭС России" Павел Смирнов.
Еще одной проблемой для предприятий стало постановление президиума ВАС от 14 марта прошлого года по делу ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". Суд отказался отнести на себестоимость продукции свыше 1 млрд руб., затраченных компанией в 2002 году на выкуп земельного участка, поскольку они не являются амортизационными отчислениями, и признал законными 250,7 млн руб. претензий по налогу на прибыль. "То, что выкупную цену земельного участка нельзя отнести на амортизацию, делает выкуп обременительным для акционеров, за счет средств которых он, по сути, осуществляется", – считает директор судебного департамента ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" Владимир Кузнецов.
Антон Данилов-Данильян уверен, что "заключение договора аренды не должно лишать права выкупа, поскольку экономическая ситуация меняется, а право собственности дает больше возможностей для бизнеса".
"Теперь решение вопроса о приватизации арендованного участка будет зависеть от доброй воли органа власти, распоряжающегося землей, – полагает замруководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Кирилл Янков. Кирилл Янков. – Он вправе будет выставить любую цену, поскольку ценовые льготы уже не действуют".
В прессе появилось сообщение, что экспертный совет Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму готовит законопроект "О ценовой политике РФ и регулировании цен на основные товары и услуги".
Комментируя инициативу думцев, начальник аналитического управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Сушкевич сказал, что негативный опыт государственного регулирования цен в мире хорошо известен. Оно никогда и нигде не способствует развитию конкуренции. К тому же эта идея думцев не соответствует принципам защиты конкуренции, заложенным в российском антимонопольном законодательстве.
При этом Сушкевич подчеркнул, что его ведомство считает обоснованным регулирование цен только на товарных рынках, которые находятся в состоянии естественной монополии. "Существующее сегодня ценовое регулирование на этих рынках нуждается в совершенствовании", — сказал чиновник.
Что касается ценового регулирования товаров первой необходимости, то во всем мире, отметил Сушкевич, государство обеспечивает доступ малоимущих слоев населения к ним с помощью так называемого неценового контроля. Для этого в экономиках развитых стран применяются всевозможные пособия, выдают продуктовые талоны, открывают общественные столовые, бесплатно предоставляют лекарства.
И в России также существуют похожие механизмы. "Если депутаты хотят расширить доступ малоимущих к товарам первой необходимости, то надо шире использовать именно такие рычаги и предусматривать для этого средства в бюджете", — заметил Сушкевич.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский счтает, что регулировать цены надо, особенно в монопольном секторе. “Что касается конкретно зернового производства, то у нас цены свободные, — сказал он. — Исторический максимум на пшеницу третьего класса составил 240 долларов за тонну в 1996 году. Два с половиной года назад цены доходили до 6 тысяч рублей. Сегодня — чуть выше 4 тысяч рублей. А хоть на копейку за это время хлеб подешевел?”
По мнению А.Злочевского, если цены на какие-то ресурсы отпущены и нарушается их диспаритет на ту или иную продукцию, то государство обязано компенсировать потери, которые несут производители конечной продукции. “В этом году выделена субсидия на компенсацию затрат на топливо. Вот такой механизм и должен быть закреплен законодательно”. – считает он.
Мушег Мамиконян, председатель правления Мясного союза России, убежден, что наводить порядок с ценами необходимо. “Для поддержания доступности продовольствия для всех слоев населения, а не только для тех, кто на него не считает денег, российское правительство ввело 10-процентный налог на добавленную стоимость на важнейшие продукты питания — молочные, мясные и ряд других. Значит, было бы логично, чтобы в товарной цепочке относительно этих товарных позиций соблюдался определенный приоритет, — отметил он. — А у нас получился перекос: государство забирает 10% у производителя мяса, на которого ложатся максимальные расходы на его производство, а те, кому тратиться не приходилось, остаются с барышами”. Так, по его словам, в розничной сети наценка на мясные полуфабрикаты составляет 40-45% и все больше увеличивается.
“Конфликт между товаропроизводителями и торговыми сетями в России нарастает. И решать его надо уже не внутри каждой отрасли. Он принял межотраслевой характер”, — считает М.Мамиконян.
“Какое может быть регулирование цен, если у нас свободный рынок? – удивляется член-корреспондент РАН Наталья Римашевская. — К тому же мы все это уже проходили в советские времена. Зачем же снова наступать на старые грабли?”
По ее мнению, “следует разобраться с теми, кто конкретно накручивает цены. А это, как правило, торговля — не зря же говорят, что все новые олигархи рождаются в торговле. Значит, заняться зарвавшимися личностями должно ведомство господина Грефа. Если в торговле все станут выполнять существующие законы, тогда не нужно будет изобретать ничего нового”.
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Госдумой 27 апреля 2007 г. и одобренный Советом Федерации 4 мая. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
Закон направлен на повышение стабильности инвестиций в экономику России и укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы страны в части стимулирования размещения холдинговых компаний в РФ, а также снижение мотивации и использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри России.
В настоящее время доходы в виде дивидендов, полученных российской организацией от российских организаций, облагаются налогом на прибыль организаций по ставке 9%, а полученные от иностранных организаций — по ставке 15%. При этом в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством, в котором зарегистрирована иностранная организация, являющаяся источником выплаты дивидендов, сумма налога с уплаченных дивидендов в иностранном государстве вычитается из суммы налога, исчисляемого в России.
Такой режим налогообложения, по мнению депутатов, привел к возникновению ситуации, при которой как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в России через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, в которых действует льготный режим налогообложения дивидендов. В результате Россия не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулирования их деятельности в соответствии с российским законодательством.
Для решения данной проблемы законом предлагается установить для соответствующей категории организаций исключение из общего режима налогообложения соответствующих доходов в виде ставки налога на прибыль организации в размере 0%. Кроме того, во избежание возможности применения подобного механизма исключительно для целей минимизации налогообложения предусмотрено ограничение по его использованию.
Независимо от места регистрации выплачивающей дивиденды организации, законопроектом вводятся критерии минимального размера участия в ней организации, получающей дивиденды, что позволяет определить преобладающий характер такого участия и тем самым ограничить круг налогоплательщиков реально интегрированными организациями.
Предлагаемый законом специальный режим налогообложения доходов в виде дивидендов по нулевой ставке является исключением из уже действующего режима налогообложения данных доходов, который будет сохранен. В результате усложнится порядок расчетов соответствующей суммы налога налоговым агентом. Для упрощения соответствующих процедур предлагается специальная формула такого расчета, позволяющая учесть все особенности предлагаемого налогового механизма.
Законом также устанавливается пониженная ставка в размере 15% налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в отношении доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. В настоящее время соответствующий доход облагается по ставке 30%.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2008 г., но не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.
Правительство РФ рассмотрит на очередном заседании в четверг, 17 мая, проект инвестиционной программы электроэнергетики на 2008 г. и на период до 2010 г. С докладом выступит министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.
По вопросу о мерах по совершенствованию законодательства о страховании в РФ с докладом выступит статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.
Проект федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" представит руководитель Федеральной службы государственной статистики Владимир Соколин.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле" представит статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Николай Панков.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" представит руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.
Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев представит предложения о внесении изменений в положения о возглавляемом им министерстве, а также о Федеральном агентстве лесного хозяйства и о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в соответствии с Лесным кодексом РФ.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин доложит предложения о выделении Управлению делами Президента РФ средств из резервного фонда Правительства РФ.
Жажда наживы порой переходит всякие границы, и жертвой мошенников может стать буквально любой. Так, некая тамбовская фирма не постеснялась обмануть не кого-нибудь, а Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Разоблачением ее деятельности занялось следственное подразделение УФСБ.
Как сообщает пресс-служба УФСБ по Тамбовской области, месяц назад небольшая местная коммерческая фирма продала Управлению ГО и ЧС города Липецка партию «свежеиспеченных» противогазов (320 штук) на общую сумму 390 тысяч рублей. Детально рассмотрев покупку, «чрезвычайщики» пришли в ужас: применить противогазы по назначению без реального риска для жизни не было никакой возможности, и сгодиться эти средства индивидуальной защиты могли разве что в качестве музейных экспонатов. Оценив всю серьезность ситуации, к делу подключили чекистов. Бойцы невидимого фронта быстренько установили, что давно отжившие свой век резиновые изделия были взяты коммерсантами у некой третьей организации для утилизации. Однако уничтожить их у крепких хозяйственников не поднялась рука. После перемаркировки отдельных деталей и перекраски фильтрующих коробок продукция стала выглядеть как новенькая и была пущена в оборот.
В настоящее время в отношении «рационализаторов» возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 159 Уголовного кодекса – «мошенничество, совершенное группой лиц в крупном размере». Если вина фигурантов будет доказана, им грозит разлука со свободой на срок от двух до шести лет.
По всей видимости, теперь никакие махинации не позволят фирмам уйти от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации. Президиум Высшего Арбитражного Суда, рассмотрев накануне дело № А67-3952/06, решил, что штраф по статье 119 Налогового кодекса за такое правонарушение нужно исчислять исходя из суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, а не ошибочно указанной в декларации.
Напомним, что многие компании, не успев вовремя подготовить отчетность, не мудрствуя лукаво представляют в свою инспекцию «нулевку», а затем уже подают правильную «уточненку». Ставка делается на то, что согласно все той же статье 119 Налогового кодекса размер санкции за нарушение сроков представления декларации определяется как процент от указанной в ней суммы налога. А раз указан ноль, то, как ни дели, ноль и получится. Максимум, что грозит фирме в подобных ситуациях, так это штраф в 100 рублей. Что касается сроков представления «уточненок», то нарушить их ну никак нельзя. Ведь Налоговым кодексом они попросту не установлены.