15.05.2007
До конца 2007 года комитет рекламы, информации и оформления города Москвы намерен демонтировать около 30 процентов рекламных конструкций в центре города и на основных магистралях, сообщает газета "Коммерсант". Компенсацию за демонтированные щиты в виде мест на окраине города получит только часть операторов, если у них был заключен пятилетний договор аренды.
На некоторых трассах объем сносимой рекламы может превысить 60 процентов от общего числа конструкций, как, например, на Воробьевском шоссе (планируется демонтировать 64,3 процента щитов). Всего в границах ТТК, в том числе на Бережковской набережной, Каширском и Волоколамском шоссе, Пролетарском проспекте, улицам Косыгина и Минской, снесут около 50 щитов размера 5х15 метров и около 200 конструкций на строительных лесах и ограждениях.
Вместе с тем эксперты не ожидают существенного повышения цен на рынке наружной рекламы, если сокращение конструкций будет осуществляться планомерно и в соотвествии с утвержденной программой.
Первоначально демонтаж планировался на ноябрь-декабрь 2007 года, однако, теперь центр города должен быть очищен к 15 августа. Как стало известно 14 мая 2007 года, в Санкт-Петербурге принято решение снести 70 процентов наружной рекламы. При этом вопрос о компенсациях операторам рассматриваться не будет.
Общий объем рынка наружной рекламы Москвы в 2006 году составил 600 миллионов долларов. По оценкам экспертов, реклама только в Центральном административном округе позволила ее владельцам заработать в том же году более 27 миллионов долларов.
Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов подписал приказ "Об утверждении Регламента формирования и использования программно-информационного комплекса "НДС" при осуществлении контроля за возмещением из бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров".
В этом документе со сложным названием были сформулированы критерии, по которым налоговики смогут выявить неблагонадежных экспортеров. Всего таких признаков в регламенте названо 36.
Как рассказал главный редактор издания "Учет. Налоги. Право" Алексей Стариков, с точки зрения налоговиков каждый из них в отдельности, сам по себе еще не свидетельствует о попытке незаконного возмещения НДС. Но если есть сразу пять, шесть, десять и так далее, то инспектор должен задаться вопросом, все ли чисто.
Сформулированные ФНС признаки неблагонадежности теоретически должны стать основанием для отказа в возмещении налога недобросовестным компаниям. Однако эксперты высказывают опасения, что и добросовестные налогоплательщики могут попасть в зону риска из-за нечестных поставщиков или из-за незначительных объемов экспорта.
Итак, в каких же случаях налоговики могут заподозрить экспортера в незаконном возмещении НДС. Как рассказал Алексей Стариков, всего было выделено четыре блока критериев. Во-первых, признаки, связанные с регистрацией экспортера и его контрагентов. Например, регистрация экспортера или поставщиков по адресам массовой регистрации юридических лиц, то есть таких, по которым "прописано" десять и более компаний. Или отсутствие налогоплательщика по адресу, заявленному в учредительных документах. Или незначительная численность сотрудников организации экспортера (1-3 человека) при предъявлении к возмещению значительных сумм НДС.
Во-вторых, признаки, касающиеся движения денежных средств по оплате товара. В частности, подозрения налоговиков может вызвать движение денежных средств экспортера и его контрагентов по сделке по расчетным счетам, открытым в одном банке. Или если расчеты между всеми участниками цепочки перепродажи товаров осуществляются в пределах одного-трех банковских дней. Еще один признак — осуществление расчетов через российский или иностранные банки, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения НДС.
В-третьих, признаки, связанные со спецификой экспортируемого товара. Речь идет о том, что экспортер осуществляет реализацию товаров, используемых в схемах неправомерного возмещения НДС. Таких, как лом черных и цветных металлов, вторичный алюминий, станки и оборудование, бывшие в употреблении, и другие.
И, наконец, признаки, касающиеся движения товара. Например, низкая рентабельность либо убыточность экспортной сделки.
Все сведения будут заноситься налоговиками, проводящими камеральную проверку в ПИК "НДС". Эта система автоматизирует проверку экспортных деклараций и позволит выявлять признаки недобросовестности в автоматическом режиме. А в случае выявления признаков недобросовестности это станет основанием для выездной проверки.
Похоже, приоритетом в работе Федеральной налоговой службы (ФНС) в последнее время становится борьба с фирмами-"однодневками". На днях Московское управление Федеральной налоговой службы разослало в инспекции приказ, регламентирующий порядок проверки контрагентов "однодневок".
“Использование таких фирм становится сегодня все более опасным, — объясняет налоговый эксперт Наталья Трубицина. — Организаторам полукриминальных схем приходится все больше удлинять цепочку, чтобы увести фискальные органы от "однодневки". Отсюда — рост числа партнеров, посредников, "консультантов" и так далее. Так что интерес налоговиков к "операциям по списанию и зачислению денежных средств между взаимозависимыми лицами", то есть ко всем участникам схемы минимизации налогов, понятен”.
Приказ предлагает налоговым инспекциям для начала изучить банковские проводки подозрительной фирмы, а затем проверить всю цепочку партнеров, получивших от нее или перечисливших ей 10 миллионов рублей с момента открытия счета.
“Скорее всего, — говорит генеральный директор фирмы "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов, — 10 миллионов — некий разграничительный критерий, помогающий определить существенность возможных нарушений. Ведь любое дело подобного рода требует колоссальных трудозатрат, и налоговой инспекции надо, что называется, сто раз отмерить перед тем, как заняться им”.
“Если в налоговых инспекциях появятся дополнительные данные по незаконным операциям, это повысит эффективность контроля, — считает Трубицина. — Однако существует опасность, что под пресс попадут законопослушные компании, не подозревающие, что имеют дело с подозрительной фирмой. Не исключено, что невиновность придется доказывать в суде”.
Впрочем, Сергей Шаповалов уверен, что судебные перспективы для добросовестной фирмы окажутся вполне благоприятными: "Сегодня налогоплательщик не отвечает за исполнение налоговой обязанности своими контрагентами, будь то прямо или через цепочку посредников. Налоговая инспекция должна не просто вычислить "однодневку", но доказать, что между ней и законопослушной фирмой имеется связь, что руководство последней было в курсе нарушений закона".
По словам главного редактора газеты "Учет. Налоги. Право" Алексея Старикова, сейчас "в разработке" у ФНС находится около 1100 фирм. Как будут действовать налоговые органы в дальнейшем, не совсем понятно. Как уже говорилось, дела подобного рода требуют немалого времени и труда.
“Возможно, — говорит Шаповалов, — все ограничится очередной кампанией, декларациями для психологического давления на бизнес. Возможно, будут избирательно проверяться компании, имеющие контракты с фирмами, расположенными по адресам массовой регистрации (один из основных критериев вычисления "однодневки" — ее прописка по такому адресу). Возможно, по почте или факсу будут рассылаться письма с вызовами и предупреждениями. Если компания не среагирует на них, это послужит для налоговой инспекции сигналом”.
В любом случае, отмечает генеральный директор "Налоговой помощи", "однодневки" вряд ли утратят нынешнее значение для российского бизнеса: "По сути ФНС не предлагает никаких ноу-хау. Вероятно, состоятся даже показательные процессы. Но хватит ли у налоговиков сил продолжать эту работу?"
“Тем не менее, — уверен Алексей Стариков,- приказ — неприятная и опасная вещь для многих фирм, ведь срока давности он не предусматривает. Пусть даже сегодня они стали "белыми и пушистыми", но скелеты в шкафу есть у большинства. Приказ и должен вытащить их на белый свет”.
Наталья Трубицина надеется, что решающее слово в борьбе с "однодневками" скажет сама жизнь: "Огромную роль в деятельности таких фирм играет "обналичка". Очень многие с этой целью и создаются. Но стоимость обналичивания средств стремительно растет. Сегодня это уже 5-8 процентов от всей суммы. Понятно, если "обналичка" начнет обходиться, например, в 12-13 процентов, использование большинства "однодневок" элементарно станет невыгодным".
Совет Федерации одобрил изменения в главы Налогового кодекса о специальных налоговых режимах для малого бизнеса. Поправки и дополнения были внесены в 25 статей НК. По замыслу разработчиков, они должны устранить ряд недостатков в применении упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Поправки также уточняют порядок уплаты этой категорией налогоплательщиков налога на добавленную стоимость. Законопроект был подготовлен членом Совета Федерации Татьяной Поповой.
Как сообщили в пресс-службе верхней палаты парламента, новый закон уточняет перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиками, перешедшими со специального на общий режим налогообложения, для получения права на освобождение от НДС. Необходимость внесения изменений вызвана тем, что до сих пор не был определен список документов, которые должны представлять организации и индивидуальные предприниматели в этом случае. Напомним, что налогоплательщикам нужно подтверждение размера выручки от реализации продукции, что она за 3 месяца не превысила 2 миллиона рублей.
Но налогоплательщик, перешедший на уплату НДС с упрощенной системы налогообложения, освобожден от ведения бухгалтерского учета и от уплаты НДС. Соответственно у него нет документов, которые нужно представить для подтверждения права на освобождение от налога. Это может быть выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж, выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Эта же сложность возникает и у индивидуальных предпринимателей.
Поправки решают эту проблему. Законопроект предлагает в качестве документа, подтверждающего право на освобождение от НДС, установить выписку из книги учета доходов и расходов, а этот документ в распоряжении малых предпринимателей имеется.
По единому сельхозналогу большинство изменений касается сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые были отнесены к плательщикам ЕСХН, но не могли воспользоваться этим налоговым режимом. Сейчас, после уточнения понятия сельскохозяйственных потребительских кооперативов, им предоставлена возможность применять специальный налоговый режим.
Законом также уточняется механизм индексации предельного размера доходов организации, переходящей на упрощенную систему налогообложения. Поправки связаны с тем, что некоторые иностранные организации регистрируются на территории Российской Федерации по месту находящейся в их собственности недвижимости. Они не ведут предпринимательской деятельности в России и фигурируют лишь в качестве плательщиков налога на имущество организаций. При этом они подают заявления на переход на упрощенную систему налогообложения в целях минимизации налогообложения. Для разрешения ситуации внесена поправка, запрещающая применять упрощенную систему налогообложения иностранным организациям в этом случае.
Определяется также порядок утраты права на применение упрощенной системы налогообложения в случае участия налогоплательщика в договоре простого товарищества. Если налогоплательщик, применяющий объект налогообложения в виде доходов, стал в течение отчетного налогового периода участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, то это основание для того, чтобы он считался утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения. Причем с начала того квартала, в котором допущено несоответствие этому требованию.
В качестве своеобразной льготы дается возможность налогоплательщику, применяющему спецрежим, уменьшать налоговую базу на целый ряд дополнительных расходов. Действующая редакция учитывает возможность включения расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке только в связи с реализацией товаров. Поправка предусматривает, что такие расходы могут учитываться также в связи с приобретением товаров. Внесенные изменения также позволят налогоплательщикам учитывать в составе расходов затраты на все виды обязательного страхования.
По специальным налоговым режимам для малого бизнеса большинство изменений носят технический характер. Одна из поправок позволит исключать из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в составе доходов в момент их получения. Изменения направлены на упрощение налогового учета и позволят в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты, а не по мере списания в производство сырья и материалов, что предполагает сложный налоговый учет.
Действующая редакция, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, происходит по мере реализации товаров, противоречит кассовому методу. Реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в случаях, предусмотренных НК РФ, — на безвозмездной основе) права собственности на товары, а это означает, что реализация товаров и их оплата могут не совпадать во времени.
Другая поправка направлена на упрощение налогового учета и позволит в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты. Действующая редакция нормы, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, ведется по мере реализации товаров, также противоречит кассовому методу.
Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" изменения не приведут к сокращению поступлений налогов в бюджет. Закон будет подписан президентом в ближайшее время и вступит в действие с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.
Водитель, пострадавший в ДТП, вскоре сможет воспользоваться системой прямого урегулирования независимо от размеров причиненных аварией убытков. Об этом на днях заявила заместитель руководителя Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. Соответствующий законопроект, по сообщению пресс-службы главного финансового ведомства, сейчас находится в правительстве. Напомним, что ранее предполагалось введение схемы, при которой пострадавший может обратиться за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновника несчастья, только для ДТП с незначительным ущербом. Однако в конце концов от такого ограничения решили отказаться. Вместе с тем воспользоваться системой прямого урегулирования можно будет не во всех случаях, а лишь тогда, когда ущерб причинен только имуществу, в ДТП участвовало не больше двух автомобилей, и оба транспортных средства имеют полис ОСАГО. Если же случай не отвечает названным условиям, получать компенсацию придется старым способом–от компании, застраховавшей причинителя вреда.
Как отметила Балакирева, помимо прямого урегулирования минфиновский законопроект вводит также систему «европейского протокола». Она позволит автовладельцам оформлять ДТП без привлечения сотрудников ГАИ, если урон, нанесенный транспортным средствам, не превысит 25 тысяч рублей.
Вполне возможно, что трудовые мигранты из стран СНГ будут приспосабливаться к жизни и работе в России за счет принимающей стороны. С предложением создать центры миграционной адаптации в государствах, являющихся основными поставщиками рабсилы, выступила недавно Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Приглашение «подготовленного» в них сотрудника и предстоит оплатить работодателю. По словам лидера бизнес-объединения Бориса Титова, будущие гастарбайтеры получат в спеццентрах возможность изучить основы российского законодательства, а также пройти необходимое для трудовой деятельности в России медицинское освидетельствование. Здесь же мигранты смогут освоить и русский язык. Напомним, что на необходимости его знания в объеме, который требуется для выполнения трудовых обязанностей, настаивают некоторые депутаты Госдумы. Соответствующий законопроект уже внесен в нижнюю палату парламента.
Налоговики не вправе ликвидировать фирму лишь за то, что не смогли найти ее по адресу, указанному в уставе и ЕГРЮЛ. На это указал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13 апреля 2007 г. № А56-16235/2006. Судьи отвергли довод инспекторов, что данное обстоятельство является грубым нарушением закона, допущенным при создании юрлица. По мнению служителей Фемиды, оснований для прекращения деятельности компании просто нет, поскольку устранить эту оплошность она может путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы.
Отныне все фирмы, работающие в сфере общепита, обязаны доводить до сведения потребителей данные о пищевой ценности предлагаемых блюд. Кабинет министров внес необходимые для этого коррективы в постановление правительства от 15 августа 1997 г. № 1036 (постановление от 10 мая 2007 г. № 276). Напомним, что ранее сия почетная обязанность лежала только на компаниях, которые занимались организацией детского и диетического питания. Стоит отметить, что обновленная версия Правил оказания услуг общественного питания устанавливает также, что клиент должен быть в обязательном порядке проинформирован о составе продукта, в частности о наличии в нем пищевых и биологически активных добавок, а также генно-модифицированных компонентов. Решение, где конкретно разместить эти сведения (в меню, прейскуранте, или на ценнике), кабмин оставил за фирмами. Главное, чтобы информация была доступной и наглядной, отмечается в постановлении. Единственное «послабление», которое предусмотрено в документе, – освобождение предприятий общепита от обязанности знакомить потребителей со сведениями о сертификации услуг.
Представителям предпринимательского сообщества стоит насторожиться: начавшаяся с легкой руки законодателей рокировка силовых функций госаппарата безусловно отразится на их деятельности. Но вот о том, будут ли эти изменения со знаком «плюс» или «минус», пока остается лишь гадать. Депутаты Госдумы окончательно приняли законопроект, отбирающий у Генеральной прокуратуры право возбуждать уголовные дела и влиять на ход предварительного расследования. Она сможет только следить за законностью действий милиции. Соответственно, Следственное управление этого ведомства «ликвидируют за ненадобностью». Вместо него появится некий стоящий особняком Следственный комитет. Руководить им будет первый замгенпрокурора, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению президента. Суть такой «перестановки слагаемых» состоит в том, что единое в настоящий момент ведомство фактически разделят на два независимых: следственное и надзорное.
Авторы поправок уверены, что создание отдельного органа значительно повысит качество работы российских сыщиков. В свою очередь зампред думского Комитета по безопасности Виктор Илюхин заявил, что этот «чудовищный документ» полностью разрушит прокурорский надзор и неизбежно повлечет за собой увеличение потока жалоб со стороны граждан, которые не смогут добиться справедливости в правоохранительных органах. «Убирается самое важное – возможность реагирования прокурора на стадии предварительного дознания. Он не сможет отменять незаконные решения, которых каждый год выносится более трех миллионов. Напомню, что чуть более половины следователей не имеют высшего образования. Так в какое же море беззакония хотят толкнуть наших граждан?!», – негодует депутат. В случае если законопроект будет одобрен Советом Федерации (а в этом мало кто сомневается), его противники намерены использовать последний козырь и обратиться в Конституционный Суд.
Проблема легализации давно работающих на предприятиях иностранных сотрудников может вскоре получить простое решение. Не исключено, что в России будет объявлена «миграционная амнистия». С такой инициативой в ходе прошедшей накануне конференции выступил глава Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. Он, впрочем, заметил, что право перейти на законное положение по амнистии должны получить далеко не все гастарбайтеры. Подобной привилегией смогут воспользоваться лишь имеющие на руках действующий трудовой контракт граждане стран Евразийского экономического сообщества. В него, как известно, наряду с Россией входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
В ФМС так же признают необходимость принятия мер для вывода нелегалов «из тени». Однако, по мнению замруководителя миграционного ведомства Вячеслава Поставнина, куда больше пользы может дать принятие федеральными властями законодательных актов, как упрощающих процедуру законного оформления работников из зарубежья, так и ужесточающих ответственность работодателей, использующих труд гастарбайтеров нелегально.
Фирмы, применяющие УСН, которые ведут сразу несколько видов деятельности, на титульном листе декларации могут указывать ОКВЭД любого из них. Во всяком случае, так считают в Минфине, о чем сказано в письме ведомства от 28 марта 2007 г. № 03-11-05/53.
Напомним, что форма и порядок заполнения «упрощенной» декларации утверждены приказом Минфина от 17 января 2007 г. № 7н. Как и прежде, декларация состоит из титульного листа и двух разделов. Строка, предназначенная для указания кода вида экономической деятельности компании, появилась лишь с 2007 года.
Организация, применяющая «упрощенку», не вправе учесть при расчете единого налога затраты на проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности как собственного персонала, так и своих клиентов. Об этом информирует Минфин в письме от 5 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/92. Примечательно, что финансисты отвечали на запрос организации, которая поменяла остекление здания на взрывобезопасное, купила противогазы сотрудникам и т. п. не по собственному желанию, а четко следуя предписанию МЧС. Однако, по всей видимости, представителей главного финансового ведомства не особо волнует причина, по которой фирма вдруг решила себя обезопасить. Для чиновников главное ни на шаг не отступить от традиций, а потому свой отказ они, как обычно, объяснили тем, что перечень расходов, содержащихся в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса, носит закрытый характер и не предусматривает затраты на проведение мероприятий по защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций.
14.05.2007
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) 11 мая признала Федеральную налоговую службу (ФНС) нарушившей ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса на приобретение прав пользования программными средствами антивирусной защиты рабочих станций и серверов.
Дело в отношении ФНС было возбуждено по жалобе ООО «ЛЕТА Программное обеспечение», которому было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявки конкурсной документации. В частности, в разделе описания предлагаемых товаров заявки не было подтверждения совместимости предлагаемого программного обеспечения с тем, что было указано в конкурсной документации.
Однако в процессе рассмотрения дела ФАС России выяснила, что заявка соответствует конкурсной документации.
Таким образом, необоснованно отказав ООО «ЛЕТА Программное обеспечение» в допуске к участию в конкурсе, Федеральная налоговая служба нарушила ч.2 ст.12 ФЗ о госзаказе. В результате ФАС России вынесла решение отменить протоколы рассмотрения заявок, а также оценки и сопоставления заявок, сообщает пресс-служба ФАС.
Получить кредит и потратить его на бытовую технику теперь можно будет в почтовом отделении. Почта России и Home Credit and Finance Bank запустили новый совместный проект, в котором поначалу будут участвовать 293 почтовых пункта в 29 регионах России, говорится в сообщении компаний. Почта России в настоящее время предлагает широкий выбор товаров длительного пользования, в том числе бытовую технику, цифровую фото- и видеоаппаратуру, компьютеры, отопительное оборудование, мебель и технику для подсобного хозяйства. Для оформления кредита на предлагаемую продукцию клиент сможет заполнить анкету, которая будет переправлена в банк через интернет или по факсу. После рассмотрения заявки банк пришлет ответ обратно в почтовое отделение.
Проект рассчитан на труднодоступные районы, в которых получение потребительского кредита и покупка техники представляет для населения проблему. К концу 2007 года количество почтовых пунктов, выдающих кредиты, вырастет с 293 до 800, а число охваченных регионов — с 29 до 70.
Home Credit and Finance Bank работает на российском рынке потребительского кредитования с 2002 года. Банк является членом Home Credit Group, которая работает на восточно-европейском рынке потребительского кредитования с 1997 года и входит в международную группу компаний PPF.
Федеральный бюджет на 2006 г. был сформирован и исполнялся в условиях внедрения среднесрочного бюджетного планирования, завершения налоговой реформы, оптимизации бюджетной и налоговой политики, реализации приоритетных национальных проектов, совершенствования межбюджетных отношений в соответствии с новой нормативной базой, регулирующей финансовые взаимоотношения бюджетов бюджетной системы России. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на отчет Минфина об исполнении федерального бюджета за 2006 г.
По данным Минфина, доходы федерального бюджета составили 6276,3 млрд руб., что на 105,8 млрд руб., или на 1,7%, выше объема доходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на 2006 г., расходы федерального бюджета – 4281,3 млрд руб., что на 149,7 млрд руб., или на 3,4%, меньше объема расходов, утвержденных указанным федеральным законом. Профицит федерального бюджета составил 1995 млрд руб., что на 255,6 млрд руб., или на 14,7% больше соответствующего показателя, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на 2006 г.
Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2006 г. характеризовались ростом экономики в условиях исключительно благоприятной для основных товаров российского экспорта конъюнктуры мировых рынков, постепенным снижением уровня инфляции, продолжением укрепления национальной валюты и ростом золотовалютных резервов страны. ВВП увеличился в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 6,7%.
Между тем несмотря на положительную динамику развития российской экономики существенных сдвигов в повышении благосостояния населения не произошло.
Не исполнены в полном объеме законодательно установленные бюджетные назначения по ряду налоговых и неналоговых доходов, также отмечается рост объемов остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, не выполнение в полном объеме расходов федерального бюджета по 10 разделам из 11 разделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, ниже 100% исполнение расходов федерального бюджета, предусмотренных уточненной бюджетной росписью на 2006 г., по 92 из 111 главных распорядителей средств федерального бюджета.
Объем неосвоенных средств на реализацию приоритетных национальных проектов составил свыше 29 млрд руб.
Введено в эксплуатацию всего 462 строек и объектов, или 37,4%, из 1234 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2006 г.
Кроме того, в прошлом году не произошло существенных сдвигов в сокращении различий в социально-экономическом развитии регионов.
Размещение средств cтабилизационного фонда в ценные бумаги иностранных государств в 2006 г. не осуществлялось. Совокупный объем средств cтабфонда в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2007 г. составил 2346,9 млрд руб., в том числе: в российской валюте средства cтабфонда отсутствовали, в долларах США – 39,4 млрд долл., в евро – 30,8 млрд евро, в фунтах стерлингов — 4,6 млрд фунтов. Совокупный объем средств cтабилизационного фонда по состоянию на 1 января 2007 г. составил 89,1 млрд долл.
Правительством РФ не принято в 2006 г. 6 нормативных актов, обеспечивающих реализацию 6 статей федерального закона о федеральном бюджете на 2006 г., заключают в Счетной палате.
Больше половины нетрудоустроенных москвичей получают пособие по безработице в минимальном размере, сообщает управление государственной службы занятости населения города.
"В начале мая при величине прожиточного минимума трудоспособного населения в 5789 рублей, максимальный размер пособия по безработице составил 2880 рублей, минимальный — 720 рублей", — говорится в сообщении.
При этом пособие по безработице в минимальном размере получали 51,4% безработных граждан, а в максимальном размере — 24,3% москвичей.
Средний размер начисленного пособия за апрель составил 1000 рублей 98 копеек.
По состоянию на начало мая в Московской службе занятости зарегистрировано 31,7 тысяча безработных.
Инфляция в России по итогам этого года не превысит запланированных показателей (7,0-8,0%), но есть риски дополнительного укрепления реального эффективного курса рубля на 1,0-2,0%, заявил министр финансов Алексей Кудрин.
"Цели по инфляции абсолютно достижимы", — сказал он на парламентских слушаниях по проекту бюджета на 2008-2010 годы.
"Но если цена на нефть окажется выше или приток капитала увеличится, есть риски для укрепления курса рубля", — добавил он.
Как напомнил министр, сейчас укрепление реального эффективного курса оценивается в 4,0%.
"Речь идет о рисках дополнительного укрепления от 1,0 до 2,0%", — сказал позже министр в беседе с журналистами.
Вместе с тем, Кудрин напомнил, что ЦБ, "не скрывая, отметил в денежно-кредитной политике" диапазон укрепления рубля на ближайшие три года — 0-10,0%.
Дополнительные расходы бюджета несут в себе инфляционные риски, однако, инфляция будет в рамках запланированной, отметил Кудрин. Он подчеркнул, что инфляцию снижать необходимо, потому что ее сохранение на нынешнем уровне может привести к притоку спекулятивного капитала. Тогда все разговоры о диверсификации экономики не пройдут, считает Кудрин.
Депутат Государственной думы Сергей Глазьев — известный экономист, придерживающийся левых политических взглядов. Он сторонник активного участия государства в экономике, когда-то лоббист бюджета развития, а теперь — вложений средств cтабфонда в российскую экономику. По сути, ту же экономическую политику в своем последнем послании провозгласил президент Владимир Путин. О том, что еще предстоит сделать правительству в этом направлении, руководитель Национального института развития рассказал в интервью.
В: Сейчас Минфин сделал трехлетний бюджет с огромными инвестиционными расходами, тратит часть стабфонда, а в послании Федеральному собранию Владимир Путин пообещал инвестировать еще триллион рублей. Вы довольны?
О: Действительно, многие наши предложения сегодня начали реализовываться. Многие положения нашей программы "Социальная справедливость и экономический рост" легли в основу заявленной президентом новой стратегии развития страны. Жаль только упущенного времени: мы начинали реализовывать эту стратегию еще с правительством Примакова. Если бы правительство Путина ее продолжило, у нас была бы сейчас другая страна с вдвое более высоким уровнем жизни и конкурентоспособной, диверсифицированной экономикой. Она бы шла по инновационному пути развития.
Потребовалось семь лет, чтобы научить Грефа понятиям инновационной и инвестиционной политики. С восьмилетним опозданием создается банк развития. Спустя шесть лет после того как Греф и Кудрин ликвидировали бюджет развития, мы возвращаемся к этой идее через фонд национального благосостояния и федеральные целевые программы.
Еще полгода назад Кудрин рассуждал о том, что наша экономика не может переварить сверхприбыль от экспорта нефти, убеждая президента в необходимости замораживания многих триллионов рублей налоговых поступлений в стабфонде и в вывозе этих денег за рубеж. Нам удалось убедить главу государства отказаться от этой безумной политики превращения России в дойную корову для стран НАТО и не бояться потратить сверхприбыль от экспорта нефти на нужды нашего собственного социально-экономического развития.
В ближайшие три года 90% нефтегазовых доходов бюджета — более чем по 2 трлн рублей в год — пойдут в дело. Теперь возникает вопрос: насколько эффективно государство распорядится этими деньгами?
Созданный в позапрошлом году инвестиционный фонд целый год раскачивался, Греф не знал, куда направить 70 млрд рублей выделенных ему бюджетных ассигнований. В конце концов он не нашел ничего лучшего, как пойти в кильватере олигархов, софинансируя их инвестиции в капиталоемкие объекты инфраструктуры. Под вывеской государственно-частного партнерства правительство идет в колее крупного бизнеса, помогая ему эксплуатировать наши природные богатства.
А ведь роль государства — не помогать крупному бизнесу, а направлять развитие экономики по инновационному пути, стимулируя освоение перспективных, прорывных направлений НТП. Пока об этом лишь говорят — в частности, об освоении нанотехнологий. В трехлетнем проекте бюджета указанных президентом 130 млрд рублей нет.
В: Значит, деньги есть, а программы нет?
О: Правительство демонстрирует беспомощность в переводе экономики на инновационный путь. Несмотря на увеличение в будущем году ассигнований на развитие экономики на 221 млрд рублей, а всех бюджетных расходов — более чем на триллион рублей, прогнозируемые темпы экономического роста снижаются с 6,7% прироста ВВП в прошлом году до 6,1% в будущем.
Правительство начинает наконец вкладывать немалые деньги в развитие (в будущем году планируется выделение 392 млрд рублей в формирование институтов развития и промышленных корпораций, а также 671 млрд рублей на целевые программы), а в темпах экономического роста планирует замедление. Получается, что все эти меры по масштабному наращиванию инвестиций в развитие дадут всего 0,5% ВВП! Это значит, что в правительстве не знают, как эффективно потратить деньги.
Я убежден, что при грамотном управлении выделяемыми деньгами можно получить не 0,5%, а 5% ВВП. Правительство просто не обладает должной квалификацией, чтобы выстроить современную систему управления развитием экономики.
В: Правительство не только создает институты развития, но и проводит политику госхолдингизации, то есть заменяет собой частный бизнес. Нам это надо?
О: Сейчас правительство предлагает собрать все, что выжило после чубайсовской приватизации, в крупные промышленные объединения. Это нужно было делать 15 лет назад. Сегодня большая часть нашего машиностроения, включая тяжелое машиностроение, приборостроение, станкостроение, погибла. Власть наконец спохватилась и начала собирать то, что выжило. Но опять-таки главная проблема заключается не в том, чтобы собрать заводы одной отрасли в объединенную корпорацию, а в том, как эта корпорация будет работать.
В: Это должно делать именно государство? Бизнес ведь эффективнее — он собственник, а государство присылает чиновников, для которых это чужой бизнес.
О: Все делают люди, которые могут работать по-разному и в частных, и в государственных корпорациях. Надежды идеологов приватизации на эффективного частника в условиях отсутствия добросовестной конкуренции провалились. Об этом можно судить, например, по итогам приватизации нефтяной промышленности, витрине нашего капитализма, в которой производительность труда упала в четыре раза.
В: Для перехода на инновационный путь развития нужна инициатива бизнеса. Какова ваша позиция в нынешнем споре вокруг налоговых реформ и судьбы НДС?
О: Я считаю, что НДС — рудимент политики, разрабатывавшейся в условиях галопирующей инфляции. НДС был инструментом обеспечения финансовой стабильности, когда государство не успевало индексировать акцизы, не было природной ренты из-за низких цен на нефть и газ, предприятия не показывали прибыль.
Сейчас все по-другому. Мы получаем огромную природную ренту. Внедренная мною в 1992 году экспортная пошлина на вывоз сырья дает четверть доходов бюджета. А вместе с НДПИ природная рента дает почти половину всех доходов. Мы добились реализации главного требования нашей предвыборной программы по изъятию природной ренты в бюджет государства. Так давайте теперь воспользуемся этим для снижения налогов и освободим экономику от НДС.
Он раскручивает маховик инфляции, угнетает экономическую активность, порождает злоупотребления и тормозит экономический рост. По сути этот налог — своеобразный штраф за создание добавленной стоимости. При этом его начисление в будущем году ожидается в 16 трлн рублей (46% ВВП), а вычеты из него составляют 14,8 трлн рублей (42,5% ВВП) — целая армия бухгалтеров перелопачивает для этого половину создаваемой в стране стоимости! Имея в прошлом году профицит в 2 трлн рублей, мы могли бы без проблем отказаться от НДС, поступления которого в федеральный бюджет в будущем году планируются в сумме 1,2 трлн рублей — более чем в 10 раз меньше, чем начисляется!
Что касается налога с продаж, он не генерирует инфляцию по всем технологическим цепочкам, а является налогом на потребление. Он гораздо лучше администрируется и работает на местные и региональные бюджеты.
В Краснодаре в ближайшие два года появится особая экономическая зона регионального типа. В треугольнике железных дорог на улице Демуса на 700 гектарах построят промышленные и пищеперерабатывающие заводы. Сюда же перенесут уже имеющиеся предприятия.
Как рассказал руководитель департамента промышленности Андрей Кравченко, вопрос о переносе предприятий за пределы центра в кубанской столице стоит остро. "На улице Гаражной многоквартирные жилые дома стоят прямо за забором завода резиновых технических изделий. А предприятие имеет определенную санитарную защитную зону. Многие предприятия планируют расширяться, для некоторых расположение в центре города обходится слишком дорого", — сказал Кравченко. Для предприятий особой экономической зоны регионального типа будут значительно снижены налоги и рентная плата за землю.
На Кубани могут быть созданы несколько ОЭЗ промышленно-производственного типа. Наиболее вероятные площадки для реализации проектов — "Восточная промышленная зона" в Краснодаре и "Кирпили" в Кореновском районе.
Покупая что-либо у, казалось бы, вполне заслуживающего доверия партнера, стоит лишний раз удостовериться – является ли он собственником предмета торга. В противном случае есть риск потратить немалые деньги даже не на кота в мешке, а лишь на пустой мешок. Так, на днях в Кирове правоохранители задержали замдиректора одного из местных ООО (к слову сказать, известного и уважаемого в городе человека), пытавшегося продать несуществующий пакет акций компании.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в городской прокуратуре, подозреваемый, являясь наемным менеджером крупного предприятия, выдавал себя за его совладельца. Обрабатывая потенциального покупателя, махинатор предъявил ему фиктивную выписку из реестра акционеров компании, где он значился обладателем акций. Тот поверил. Весь пакет акций «продавец» оценил в 45 миллионов рублей, а в качестве предоплаты запросил 2 миллиона. Так и остался бы облапошенный «клиент» с пустыми карманами, но мир не без добрых людей. Накануне передачи денег неосторожному приобретателю «шепнули» о возможной финансовой западне, и тот обратился к правоохранителям. Теперь экс-директор, в соответствии с инкриминируемой ему частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса – «мошенничество в особо крупном размере» может стать совладельцем разве что тюремного барака, зато надолго – лет этак до десяти.