17.05.2007
Не исключено, что в скором времени штраф за опоздание со сдачей «нулевой» декларации более чем на 180 дней будет составлять минимум 600 рублей. А на 181-й день и вовсе включится «счетчик»: за каждый полный или неполный месяц просрочки придется дополнительно выложить 200 рублей. Парламентарии Законодательного собрания Челябинской области на днях внесли в Госдуму соответствующий законопроект. В настоящий момент согласно Налоговому кодексу за подобное прегрешение фирмам грозит штраф в размере 30 процентов от суммы, подлежащей уплате (п. 2 ст. 119). Однако если «провинившийся» припозднился со сдачей «нулевой» декларации, такое денежное взыскание теряет смысл и нарушитель избегает ответственности. С этим поборники строжайшей налоговой дисциплины смириться не могут. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается еще и в том, что если фирма задержит отчетность на срок до 180 дней, ей все же придется перечислить в бюджет сторублевый штраф, даже если сумма налога, указанного в ней, равна нулю (п. 1 ст. 119 НК).
Похоже, инновационные компании уже в следующем году смогут воспользоваться беспрецедентными налоговыми преференциями. Во всяком случае, представитель парламентского Комитета по бюджету и налогам Александр Коган накануне заверил журналистов, что соответствующие поправки в Налоговый кодекс могут быть приняты депутатами Госдумы до завершения весенней сессии. Авторы законопроекта, который, кстати, уже прошел процедуру первого чтения, предлагают, в частности, освободить от НДС услуги по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Помимо того, от этого налога будут избавлены и все научно-технические и опытно-конструкторские работы, направленные на создание новой или усовершенствование производимой продукции. В поправках также предусмотрена и льгота по налогу на прибыль. Его плательщикам будет позволено применять спецкоэффициент, не превышающий значение 2, в отношении амортизируемых средств, используемых в научно-технической деятельности.
Отдельный налоговый «подарок» приготовлен для «упрощенцев». В соответствии с законопроектом они получат возможность уменьшать налоговую базу на расходы по патентованию и НИОКР.
Вполне возможно, что вскоре в трудовой стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, можно будет безоговорочно включать 14 дней из тех, что предоставлялись работнику без сохранения заработной платы. Законопроект с соответствующими поправками в Трудовой кодекс на днях внесен в Госдуму. Напомним, что в настоящий момент согласно части 2 статьи 121 Трудового кодекса отдых за свой счет не включается в «отпускной» стаж, если его общая продолжительность превышает 14 дней в рабочем году. Однако это положение, отмечают авторы поправок, трактуется не в пользу трудящихся. К примеру, если сотрудник взял без сохранения заработка 10 дней в августе, а затем еще 5 дней в ноябре, то из стажа исключаются все 15 дней. Законотворцы предлагают переформулировать норму таким образом, чтобы из стажа «выпадали» только дни, превышающие две недели.
Расходы компании по возмещению клиенту ущерба, причиной возникновения которого стал собственный работник, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. К такому выводу пришел Минфин в письме от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66. Финансисты указали, что возместить убытки пострадавшему должен непосредственно виновный сотрудник. Статья 240 Трудового кодекса позволяет работодателю взять часть его «вредительских» затрат на себя. Однако при этом, по мнению представителей главного финансового ведомства, понесенные организацией расходы не могут быть признаны экономически обоснованными, как того требует статья 252 Налогового кодекса, а значит, учесть их при расчете налога на прибыль нельзя.
16.05.2007
Участники алкогольного рынка разработали программу поэтапного снижения потребления в России водки и других крепких напитков и постепенного замещения их натуральными винами и слабоалкогольными продуктами.
В основу построения новой модели алкогольного рынка решено заложить принцип постепенного количественного изменения ежегодного среднедушевого потребления спиртного с его разбивкой по видам и типам. Например, ожидается, что с 2012 года в возраст потребителей крепкого спиртного вступит поколение, больше привыкшее к слабому алкоголю, пиву и вину. Это значит, что вытеснение с рынка водки и иного "крепкого" произойдет естественно, а не путем каких-либо запретов.
А если к этому добавится еще и воспитательная работа с пропагандой здорового образа жизни, то на следующем этапе уже другое поколение откажется от водки еще легче. Разработчики концепции — эксперты Союза участников алкогольного рынка (СУАР) — надеются, что через пятнадцать лет структура потребления алкогольных напитков в России изменится кардинально.
Детальной разработкой "Концепции долгосрочной национальной государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции и культивирования здорового образа жизни на 2008-2032 годы" займется экспертный совет Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму. Затем она будет передана на обсуждение в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообществу и в общественные институты.
В апреле специально по заказу разработчиков концепции "Ромир Мониторинг" провел опрос населения. Люди отвечали на вопрос: "Необходима ли России государственная политика в сфере производства и оборота алкогольной продукции и культивирования здорового образа жизни?" И вот что выяснилось. Ситуацию с употреблением в нашей стране алкоголя и его суррогатов (не считая пива, которое законодательство РФ не относит к алкогольной продукции) подавляющее большинство россиян назвали критической. Так считает подавляющее большинство опрашиваемых, независимо от того, занимают они руководящие посты или вовсе не имеют работы, проживают в столице или крохотной деревушке. Причем такого мнения придерживаются не только 92% женщин, но и 78% мужчин. Эта проблема серьезно тревожит 75% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет.
В чем же причина такого положения дел? Больше всего люди обвиняют слишком легкий доступ к горячительному. И отмечают, что спиртное чрезмерно широко рекламируется. Другая причина — в отсутствии у нас пропаганды здорового образа жизни. Но если с этими проблемами при желании справиться не так уж трудно, то другие причины гораздо серьезнее. Среди них — падение уровня жизни людей и их экономическая неуверенность в завтрашнем дне. Не на последнем месте — недостаток духовных ценностей и доступных способов проведения досуга.
Кто же виноват "в спивании россиян"? Отвечая на этот вопрос, 10% опрошенных во всем обвинили производителей и продавцов алкоголя. За ответственность общества, общественных институтов и объединений высказались 22%. 32% главными виновниками считают самих пьющих. А 35% опрошенных во всем обвинили государство и его органы управления.
Но при этом, как ни странно, идею о создании долгосрочной государственной программы в сфере производства и продажи спиртного и культивирования здорового образа жизни активно поддержали чуть больше половины опрошенных – 56%. Зато они предложили "готовые рецепты". Первый — ужесточить борьбу с нелегальной продукцией, запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года. Второй — ввести государственную монополию на производство алкоголя, изъять его рекламу на радио и телевидении. Третий — вернуть принудительное лечение от алкоголизма с применением современных медицинских методов. Четвертый — ввести уголовную и административную ответственность за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, развивать систему общественного контроля за соблюдением правил розничной торговли.
Среди предложений были и такие — ограничить продажу алкоголя в утреннее время, организовать общества анонимных алкоголиков и повысить цены на спиртное. Участники алкогольного рынка приняли к сведению эти пожелания и некоторые из них учли при разработке концепции.
Особое место в ней уделено состоянию дел в сельской местности и в промышленных центрах, вовлечению в употребление алкоголя детей. Однако разработчики подчеркивают, что создавать модель структуры потребления населением алкогольной продукции необходимо поэтапно. Главное — не создавать дефицит и сохранить доступ к легальной качественной алкогольной продукции различных социальных слоев населения. И постепенно добиваться снижения потребления крепких напитков, замещения их слабоалкогольной продукцией. Причем в каждом регионе будет создаваться собственная модель с учетом национальных, культурных, религиозных и других особенностей.
Сегодня на российском рынке около 40% водки и иного крепкого алкоголя — это нелегальный и суррогатный продукт. По сравнению с 1980 годом потребление вин снизилось в три раза. Правда, во столько же раз выросло потребление пива. Сейчас его объемы превышают винные в 9-10 раз. Кроме того, 12 лет назад на нашем рынке появились слабоалкогольные коктейли. В 2004-2006 годах по объему производства коктейли переросли отечественные вина и достигли 50% от уровня их потребления.
Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект, согласно которому банки должны будут раскрывать эффективную ставку по ссудам. Ее необходимо будет прописывать в договоре при выдаче кредита, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Ко второму чтению депутаты планируют изменить понятие "ссуда", прописанное сейчас в законопроекте, на "кредит". Кроме того, разработчикам необходимо будет уточнить порядок расчета эффективной ставки. Сейчас в законопроект сказано, что она рассчитывается по правилам, установленным Центробанком России, в процентах годовых. Эффективная ставка должна учитывать все затраты заемщика на получение и обслуживание кредита.
Законопроект был внесен в Госдуму Законодательным Собранием Краснодарского края.
В январе Центробанк потребовал от банков раскрывать реальные ставки по кредитам. Однако финансовые организации до 1 июля имеют право не указывать в договоре часть дополнительных штрафов и комиссий. Банк России готов смягчить свои требования таким образом, чтобы банке могли не раскрывать стоимость просрочки платежа и комиссию за досрочное погашение кредита.
Министерство финансов предложило дачникам, которых не устраивает величина земельного налога, оспорить ее в суде, пишет газета "Время новостей". При этом чиновники рекомендуют судиться не с налоговыми органами, которые обязаны взимать налоги по установленной ставке, а с местными властями, которые эти ставки устанавливают.
Разъяснение Минфина появилось после того, как к президенту Владимиру Путину обратился московский ветеран, которому был начислен земельный налог в размере 47 тысяч рублей. После более внимательных подсчетов в министерстве также выяснили, что москвич должен уплатить не 47 тысяч, а всего 13834 тысячи рублей, так как норма, устанавливающая льготу по земельному налогу только для жителей Одинцовского района, была названа Минфином неконституционной.
Чиновники и дачники давно ведут ожесточенные споры об уплате земельного налога. В России существует практика коттеджного долгостроя, позволяющая владельцам недостроенных особняков годами откладывать уплату земельного налога. Ведомство Алексея Кудрина осенью 2006 года предлагало ввести обязательный срок регистрации таких домов.
Попытка налоговых органов взимать такой налог задним числом с московских дачников, не зарегистрировавших постройки, в свое время провалилась. Интересно, что по мнению главы Роснедвижимости, для 80 процентов российских дачников земельный налог за 2006 год должен был стать меньше, чем раньше из-за перехода на его расчет по кадастровой стоимости.
Средний годовой заработок члена правления "Газпрома" в 2006 году увеличился более чем на 40 процентов, достигнув почти 33 миллионов рублей (почти 1,3 миллиона долларов), сообщает "Интерфакс". Как говорится в квартальном отчете монополии, всего в прошлом году "Газпром" выплатил 16-ти членам своего коллегиального исполнительного органа 526,812 миллиона рублей. Эта сумма включает заработную плату, премии, комиссионные, льготы и/или компенсации расходов, а также иные имущественные предоставления. Расходы по аналогичной статье в 2005 году составили 367,554 миллиона рублей.
Компания напоминает, что в 2006 году было утверждено положение о системе годового бонуса руководящих работников и положение о премировании руководящих работников акциями общества. Однако в отчетном году вознаграждения топ-менеджерам по этой программе не начислялись и не выплачивались.
Сумма вознаграждений, выплаченных членам совета директоров, составила в 2006 году 105,668 миллиона рублей против 56,774 миллиона рублей в 2005 году.
Банк России готов смягчить свои требования по раскрытию банками эффективных ставок, включающие в себя все дополнительные платежи и комиссии. Банкиры смогут не учитывать в своих расчетах штрафы за просрочку платежа заемщиком и комиссии за досрочное погашение кредита, что позволит им не показывать до 20 процентов возможной стоимости кредита. Об этом пишет газета "Коммерсант". Требование Банка России раскрывать реальные ставки по кредитам содержится в указе, опубликованном 15 января. С 1 июля банки не смогут заниматься кредитованием без указания в кредитном договоре эффективной процентной ставки.
ЦБ РФ подготовил документ, разъясняющий порядок расчета банками эффективных ставок. В нем регулятор разрешил кредитным организациям не включать в свои расчеты штрафы за просрочку платежа и комиссии за досрочное погашение кредита. В список дополнительных платежей, помимо заявленной в рекламе банка процентной ставки, будут входить комиссии за рассмотрение заявки от заемщика, выдачу и обслуживание ссуды, открытие и ведение счетов, платежи в пользу третьих лиц (к примеру, нотариусов).
При расчете эффективной ставки по кредитным и дебетовым картам банкам нужно будет включить в расчет ставки комиссии за выпуск и годовое обслуживание карт и комиссии за обязательное открытие и обслуживание банковского счета.
По подсчетам ЦБ, разница между эффективной и декларируемой ставками по кредитам в настоящее время может достигать более 100 процентов.
"Из тени" вышли только 458 миллионов рублей. Такие расчеты можно сделать исходя из сумм перечисленных декларационных платежей, внесенных гражданами по закону о "налоговой амнистии". По состоянию на 1 апреля они составили около 57 миллионов рублей.
“По экспертным оценкам, сумма скрытого от налогообложения капитала составляет примерно 100 миллиардов долларов. В основном это деньги крупного и среднего бизнеса. Но первые итоги акции показывают, что пока крупный и средний бизнес в налоговой амнистии не участвует”, — комментирует заместитель директора экспертного института РСПП Андрей Нещадин.
По его словам, судя по перечисленным суммам, налоговой амнистией воспользовались мелкие предприниматели, у которых возникли проблемы с налоговиками, либо собирающиеся брать кредит в банке и потому добивающиеся прозрачности в своих отчетах.
Именно поэтому львиная доля декларационных платежей приходится на Москву и Ставропольский край. Это регионы-доноры, которые обладают довольно значительным уровнем предпринимательства и частных хозяйств.
Есть несколько моментов, из-за которых пробуксовывает "налоговая амнистия", отмечает А.Нещадин. Первый — это неверие в ее результаты и непонимание необходимости легализовать доходы. Налоговая амнистия успешна лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы и жесткость контроля над уплатой налогов. То есть для того, чтобы гражданин, получающий зарплату в конверте, решился продекларировать свои доходы, он должен знать, что "серые схемы" будут закрыты, а нести ответственность за их использование будет не только работодатель, но и он лично.
Что же касается крупного бизнеса, то в большинстве своем эти деньги чаще всего находятся за рубежом вместе с их владельцами. Но добраться до них и добиваться их возврата очень сложно. Амнистия работает только в той системе, когда государство демонстрирует, что оно накачало мускулы и начинает заниматься этой проблемой. Эта же схема может быть использована и в отношении получавших взятки чиновников.
Кроме того, сила государства обеспечивается полной прозрачностью всех платежей. Так, в любой западной стране большинство платежей идет через банковские счета, больше 100-200 долларов никто в кармане не носит, а любое крупное поступление средств на счет становится немедленно известно.
Наконец, еще одна немаловажная причина, по которой граждане не спешат легализовать доходы, это привычка всегда тянуть дело до последнего. И потому, возможно, к концу года желающих "раскаяться" станет больше. Но при этом нужна разъяснительная работа. Вести ее должны прежде всего местные органы управления, ведь именно в бюджет субъекта, где зарегистрирован налогоплательщик, поступают средства.
В Воронеже завершился громкий и не совсем обычный судебный процесс по делу о мошенничестве в особо крупном размере. На скамье подсудимых оказались сразу шесть бизнес-леди. Впрочем, представитель сильного пола в этом сугубо дамском коллективе все же присутствовал, но его участие в аферах носило эпизодический характер.
Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в областной прокуратуре, в начале 2004 года дамы, подружившиеся на почве жажды личного обогащения за чужой счет, зарегистрировали подставные фирмы и взяли в аренду несколько офисных и складских помещений. Затем новоявленные бизнесвумен дали в газеты объявления о желании приобрести оптовые партии продуктов питания. Отклика долго ждать не пришлось. Представители компаний, желающих выгодно и быстро продать свой товар, сами привозили его на склады. Махинаторши выплачивали им небольшую часть оговоренной суммы, а остальные деньги клятвенно обещали перечислить на банковские счета. Особо настойчивым предъявляли фиктивные платежные поручения, мол, деньги уже в пути. Пока поставщики ждали, аферистки быстренько вывозили товар со складов, сбывали его и растворялись в тумане. Таким способом были обмануты поставщики из десяти российских регионов. Общая сумма ущерба составила около 5 миллионов рублей. Но туман на то и туман, чтобы когда-нибудь да рассеяться… Год назад всех участников «криминальной семерки» задержали.
Железнодорожный районный суд Воронежа приговорил 50-летнюю главу «женской преступной группировки» к 7 годам тюремного заключения. Четверым ее сподвижницам назначено наказание от 2 до 6 лет лишения свободы. Самая молодая коммерсантка и представитель сильной половины человечества отделались 2 годами лишения свободы условно. Однако, как указал собеседник «ФАФИ», прокуратура посчитала приговор не соответствующим тяжести преступления и намерена добиваться ужесточения наказания.
Начиная со следующего года Министерство финансов планирует заняться повышением финансовой грамотности населения. Такой вывод можно сделать из заявления заместителя министра финансов Сергея Сторчака, сделанного им в ходе прошедшего накануне в Госдуме заседания круглого стола. По его словам, в настоящее время соответствующая федеральная целевая программа (ФЦП) находится на согласовании в Минэкономразвития, а к концу этого года она должна быть рассмотрена кабинетом министров. Предполагаемый масштаб ФЦП поражает воображение, поскольку на ее реализацию из госбюджета в течение пяти-девяти лет Минфин предлагает выделить от 80 до 100 миллионов долларов. За казенные деньги предприниматели, в частности, получат подробную информацию об обязанностях налогоплательщика, разных видах страхования и прочие сведения, которые позволят им принимать правильные решения и более полно использовать имеющиеся возможности для развития бизнеса.
Бизнесмены вскоре смогут давать достойный отпор недобросовестным представителям разного рода контролирующих ведомств. Своеобразной «шпаргалкой» в этом деле послужит для них научно-практическое пособие «Защита прав предпринимателей при проведении проверок», выпущенное при содействии Комиссии по противодействию коррупции нижней палаты российского парламента. Презентация издания состоялась накануне в Госдуме. «Если спросить представителей малого и среднего бизнеса, что является главным препятствием на пути их развития, то почти каждый скажет, что это коррупция, – считает первый вице-спикер Думы Олег Морозов. – В настоящее время недобросовестные чиновники стали гораздо большей бедой для бизнеса, чем несовершенство законодательства, и наша задача – помочь им справиться с этой проблемой».
Первый тираж выпущенного пособия чрезвычайно мал – всего пятьсот экземпляров. Однако как сообщил заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы Владимир Груздев, «единороссы» уже договорились с издательством о публикации книги в Интернете, на официальном сайте их партии.
Вскоре вероятность того, что, нанимая на работу иностранных граждан, фирма попадет на гастарбайтера с липовыми «корочками», станет минимальной. Дело в том, что Федеральная миграционная служба (ФМС) намерена добиться права на ведение оперативно-разыскной деятельности. Об этом в ходе прошедшей на днях конференции «Трудовая миграция в России и странах СНГ: тенденции, проблемы и пути сотрудничества» заявил заместитель директора ФМС Вячеслав Поставнин. «Работа нашей службы заключается в законном оформлении иностранных граждан, присвоении им определенного статуса на территории России, – отметил он. – Здесь мы противостоим криминальным структурам, для которых приоритетной является деятельность по фальсификации миграционных документов». По мнению Поставнина, опыт предыдущих лет наглядно показал, что без проведения специальных операций службе будет очень сложно разоблачать злоумышленников, которые используют фирмы для производства и распространения подделок.
Суммы списанной кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами увеличивают базу по налогу на прибыль. Такой вывод сделал Минфин в письме от 20 апреля 2007 г. № 03-03-04/2. Представители главного финансового ведомства признали, что подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса действительно позволяет в некоторых случаях не включать в состав внереализационных доходов суммы списанной «кредиторки». Однако финансисты считают, что данными благами можно воспользоваться, только если задолженность «простили» бюджеты разных уровней, т. е. федеральный или региональные. Внебюджетные же фонды, согласно статье 6 Бюджетного кодекса, к таковым не относятся.
Отсрочить уплату земельного налога, ссылаясь на отсутствие кадастровой стоимости участков, теперь вряд ли получится. Сотрудников Роскадастра вооружили практически до зубов едиными правилами оценки. Не далее как 2 мая Минюст зарегистрировал приказ Минэкономразвития от 15 февраля 2007 года № 39, утверждающий необходимые для этого методические указания. В документе, в частности, подчеркивается, что при расчете кадастровой стоимости земельных наделов следует опираться на данные о ценах рыночных сделок (купля-продажа, аренда, ипотека). В качестве источников информации авторы методички рекомендуют использовать как официальные реестры, содержащие сведения о сделках с недвижимостью и отчеты оценщиков, так и объявления о рынке недвижимости, опубликованные в средствах массовой информации (в том числе и на официальных сайтах организаций).
15.05.2007
В ближайшее время Минэкономразвития должно внести в правительство новые правила банкротства финансовых небанковских организаций. Если соответствующий законопроект будет одобрен, то процедура банкротства финансовых организаций будет сокращена, а контрольный орган в случае проблем компании сможет вводить в нее временную администрацию.
Напомним, что сегодня временная администрация назначается только в банках. Сейчас мер, направленных на предупреждение банкротства проблемных небанковских финансовых организаций, в законодательстве нет. Есть общая процедура банкротства, предусмотренная законом о банкротстве, и есть статьи, устанавливающие некоторые особенности применения его норм, например, к страховым организациям.
В Минэкономразвития уверены, что действующий закон о банкротстве не в полной мере учитывает особенности деятельности страховщиков, управляющих компаний (УК), негосударственных пенсионных фондов (НПФ), поэтому изменения, предусмотренные законопроектом, в первую очередь коснутся именно их.
Однако стоит отметить, что в новом законопроекте планируется прописать общие правила несостоятельности для всех финансовых организаций.
Основная цель законопроекта — установление порядка и условий осуществления мер по предупреждению банкротства финансовых организаций и повышению эффективности процедур их банкротства.
Так, согласно документу, в перечне мер по предупреждению банкротства для любой финансовой организации — разработка и реализация плана финансового оздоровления. Другими словами, законопроект предлагает финансовой организации, оказавшейся в полосе затруднений, составить план по оздоровлению и сообщить об этом контролирующему органу. Далее ей будет дана возможность самостоятельно справиться со своими проблемами, если же компании не удастся исправить свое положение, тогда в нее будет введена временная администрация, которая либо восстановит платежеспособность компании, для этого отводится до шести месяцев, либо даст заключение о целесообразности ее банкротства.
Законопроектом предусмотрен и ряд оснований для применения мер по предупреждению банкротства. Среди них неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов, отсутствие денежных средств на счетах финансовой организации, вызвавшее задержку в уплате обязательных платежей на срок свыше десяти дней, существенное снижение собственных средств по отношению к размеру уставного капитала или фактического размера маржи платежеспособности. Все это может стать причиной для введения временной администрации. Кроме того, основанием для ее введения, отмечается в законопроекте, служат и ограничение, приостановление или отзыв лицензии любой финансовой организации.
Новые поправки в настоящий момент вызывают пока волнения только у страховщиков, которые опасаются, что возможность введения временной администрации со стороны Росстрахнадзора приведет к административному диктату и переделу страхового рынка. Но разработчики законопроекта считают, что они беспочвенны. Не надо делать страшилку из временной администрации. Ведь ее задача не обанкротить организацию, а сделать все, чтобы восстановить ее платежеспособность. Что же касается передела рынка, то здесь проще отозвать лицензию, нежели более полугода исправлять финансовое положение компании.
У компаний, тратящих долгие месяцы на возмещение НДС, появился защитник в лице Высшего арбитражного суда (ВАС). Возможно, уже совсем скоро при отказе налоговых органов в возмещении налога без мотивированного решения суды автоматически будут принимать решения в пользу налогоплательщика. Такую норму президиум ВАС рассмотрит в конце мая.
Сейчас фискалы зачастую отказывают налогоплательщикам в возмещении налога, даже не предоставляя мотивированного решения с объяснением причин, как того требует закон. Конечно, налогоплательщик может обратиться в суд, но у налоговиков есть возможность уже в ходе судебного разбирательства представить свои разъяснения. «Практика такова, что если налоговый орган не вынес по существу решение об отказе, а компания обратилась в суд, то процесс судебного разбирательства фактически превращается в налоговую проверку», — говорит ведущий юрисконсульт компании «Налоговая помощь» Алексей Маслов. Нередко процессы по возмещению НДС затягиваются на долгие месяцы.
ВАС решил сломать такую практику. Если суд установит, что мотивы отказа, содержащиеся в оспариваемом решении, необоснованны или решения, вынесенного в законном порядке, вообще не существует, у фискалов не будет возможности представлять свои возражения в судебном процессе. Судьи автоматически признают действия налоговиков незаконными и заставят вернуть требуемую налогоплательщиком сумму.
По словам вице-президента компании AGA Management Николая Фрейтака, решение ВАС позволит предпринимателям сэкономить на госпошлине при судебных тяжбах с налоговиками. Дело в том, что до сих пор суды рассматривали иски, связанные с возвратом НДС, в качестве имущественных требований. Соответственно такие дела обходились компаниям дороже, чем споры о признании недействительным решения налогового органа.
«Раньше компании, которые не хотели уплачивать пошлину, ограничивались просьбой признать суд решение фискалов недействительным без возмещения НДС», — говорит Фрейтак. Если же в иске упоминалось о возмещении НДС, суды утверждали, что фактически требование носит имущественный характер, и увеличивали госпошлину.
Документ ВАС содержит и другие положительные для налогоплательщиков моменты. Сегодня в московских арбитражных судах сложилась практика, которая допускает лишь трехмесячный срок обжалования действий фискалов. В постановлении ВАС утверждается право компаний требовать возврата НДС через суд в течение трех лет, как это предполагает Налоговый кодекс.
По словам Алексея Маслова, это особенно важно для маленьких компаний, у которых отказы в возмещении НДС бывают чуть ли не каждый месяц и им выгоднее сразу возместить крупную сумму, чем судиться несколько раз в год.
Правда, в постановлении ВАС есть и ложка дегтя. В прошлом году Конституционный суд принял решение о том, что суды должны исследовать все документы налогоплательщика вне зависимости от того, были они рассмотрены налоговыми органами или нет. ВАС обходит данное решение и указывает на то, что судьи не должны принимать к рассмотрению те документы, которые налогоплательщик обязан был предоставить в налоговую, но не предоставил. То же самое относится к документам, которые дополнительно могут потребовать фискалы.
Такую норму эксперты считают опасной. «А если налоговая запросит документы, которые вообще не имеют никакого отношения к делу?» — недоумевает Алексей Маслов. По словам партнера юридической фирмы «Консультанты ТАГО» Оксаны Грикевич, налоговый инспектор далеко не всегда подписывает опись документов, получаемых в рамках камеральной проверки. «Следовательно, в суде у налогоплательщика может не оказаться доказательств, подтверждающих, что все документы были предоставлены», — говорит Оксана Грикевич.
Федеральная налоговая служба в 2006 году завершила работу с налогоплательщиками, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума, и в 2007 году занялась теми, кто платит зарплату ниже среднего уровня в определенной отрасли экономики. ФНС составила их списки на основании данных налоговой отчетности, статистических данных и анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, уточняет "Интерфакс".
В первую очередь в списки включены юридические лица, применяющие общую или смешанную систему налогообложения, работодатели с численностью сотрудников более 50 человек.
Из списков исключены налогоплательщики, работающие менее года, прекратившие финансово-хозяйственную деятельность, или находящиеся в стадии банкротства.
Из круга интереса комиссий по легализации теневых заплат исключены бюджетные организации, силовые министерства и ведомства, оборонные предприятия. В список не вошли налогоплательщики, работа которых носит сезонный характер, например, в сельском хозяйстве.
"Интерфакс" также сообщает, что церкви, благотворительные организации, жилищно-строительные и гаражно-строительные кооперативы, некоммерческие объединения не будут приглашаться ФНС на заседания комиссий, где налоговые органы подвергнут анализу финансовую деятельность налогоплательщиков.
У ФНС есть подозрения, что низкая заработная плата может оказаться не только объективным результатом хозяйственной деятельности, но свидетельствовать об использовании различных "серых" схем. Если у компании уровень оплаты труда меньше, чем среднеотраслевой, ее руководство будет вызвано для доверительной беседы. Если представители компании откажутся приходить на встречу, ее включат в план выездных проверок. А материалы по компаниям, в которых зарплата ниже МРОТ, передадут в инспекцию по труду и правоохранительные органы.
По данным ФНС, благодаря деятельности комиссий по легализации "теневой" зарплаты количество налогоплательщиков, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума, в 2006 году сократилось более чем в 5 раз, а 25 тысяч работодателей повысили зарплату в два раза. Налоговики активно используют жалобы граждан на "серые" зарплаты, которые поступают к ним по телефонам доверия.
Думский комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму почти закончил подготовку законопроекта о государственном регулировании цен на основные товары, продукты и услуги. "Уповать, что рынок сам урегулирует цены, я считаю экономически неправильно", — заявила заместитель председателя комитета Елена Панина. Ее слова передает РИА Новости. Заместитель председателя думского комитета не сообщила, цены на какие именно товары будут регулироваться государством. В настоящее время к таким можно отнести тарифы естественных монополий — каждый год они утверждаются в правительстве.
Елена Панина известная тем, что ранее возглавляла Российскую объединенную промышленную партию. В 2006 году партия решила распуститься для того, чтобы войти в "Единую Россию". Сейчас Панина представляет в Госдуме именно эту партию.
Напомним, что в России в настоящее время действует Федеральная антимонопольная служба, одна из задач которой следить за тем, чтобы цены регулировались рыночными способами.