12.04.2007
Госдума отклонила в среду в первом чтении два законопроекта, предлагавших вернуться к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц, сообщает "Росбалт".
Поправки, внесенные в начале февраля фракцией "Родина" (теперь она называется "Справедливая Россия"), касались статьи 224 второй части Налогового кодекса РФ. "Родинцы" предложили доходы до 60 тысяч рублей в год освободить от налога на доходы физических лиц, доход от 60 до 120 тысяч рублей в год облагать налогом по ставке 10 процентов. С дохода от 120 тысяч рублей до 1,2 миллиона рублей в год депутаты планировали взимать налог по ставке 13 процентов, с дохода от 1,2 до 3,6 миллиона рублей в год — по ставке 20 процентов, а все, что свыше — облагать налогом по ставке 30 процентов.
Авторы законопроекта полагали, что такой подход к налогообложению доходов физических лиц позволит облегчить налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличить налоговые поступления в бюджет от повышенного налогообложения сверхдоходов.
Этот законопроект ранее уже получил отрицательное заключение правительства, подписанное вице-премьером Александром Жуковым. В правительстве посчитали, что введение "ступенчатой шкалы" налогообложения доходов физических лиц вызовет уход зарплат "в тень". Против этой идеи выступил также спикер Госдумы Борис Грызлов.
Вторым отклоненным Думой законопроектом стали поправки, касающиеся главы 23 части 2 Налогового кодекса РФ. Авторы предлагали для малообеспеченных слоев населения с доходами до 60 тысяч рублей в год установить нулевую ставку налога с одновременной отменой стандартного налогового вычета в размере 400 рублей за каждый месяц с дохода до 20 тысяч рублей в год. При этом предлагалось сохранить действующую ставку налога в 13 процентов в год для физических лиц с доходами от 60001 рубля до 280000 рублей в год. Для дохода от 280001 рубля до 600000 рублей планировалось установить ставку налога в 20 процентов, а доход свыше 600 тысяч рублей предлагалось облагать по ставке в 30 процентов.
Напомним, что в настоящее время действует так называемая плоская шкала налогообложения — согласно статье 224 второй части Налогового кодекса общая ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 процентов. Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, является доход, полученный от источников в РФ и за ее пределами.
Заявление Росфиннадзора, что нацпроекты реализуются с минимумом нарушений, не зря показались экспертам чересчур оптимистичными. Буквально за сутки сумма нарушений, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) при проверке реализации нацпроектов, увеличилась почти в десять раз.
Еще во вторник глава Росфиннадзора Сергей Павленко в ходе интернет-конференции бодро рапортовал, что нацпроекты реализуются с небывалой для бюджетных средств честностью и порядком. «В целом по национальным проектам, если все до последнего суммировать, нарушения не превышают 1% в общем объеме проверенных средств», – сообщил он.
Однако уже в среду на сайте службы появился доклад о той же проверке, который являет совсем иную картину. Оказывается, Павленко упомянул лишь нарушения получателей – очевидно, желая приуменьшить масштаб проблемы. В докладе сказано, что их выявлено на 399 млн рублей: 299 млн рублей средств федерального бюджета и 100 млн рублей – внебюджетных фондов. Из них половина – неэффективно, то есть без злого умысла, а попросту бестолково.
Но это капля по сравнению с нарушениями, пришедшимися на главных распорядителей – чиновников, отвечающих за дележ средств, – 2,835 млрд рублей. Причем неэффективно из этой суммы использована была лишь десятая часть – 280 млн рублей. Судьбу еще 2,555 млрд рублей скрывает формулировка «другие финансовые нарушения».
И вся эта сумма пришлась на один-единственный нацпроект – «Здоровье». В остальных проектах – «Образование», «Развитие АПК» и «Доступное жилье» – у главных распорядителей процент нарушений нулевой.
Чиновники же из ведомства Михаила Зурабова потратили «не туда» 25,3% выделенных денег.
Сумма в целом правдоподобная, считает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. «Хотя в прессе были сообщения о более внушительном разворовывании средств, на уровне 80%», – добавляет он.
Между тем нецелевое расходование бюджетных денег – уголовно наказуемое преступление. «Статья 285 прим 1. Штраф 100–300 тыс. рублей, максимальное лишение свободы до 2 лет», – рассказал адвокат, управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. Если же речь идет о нарушениях в особо крупных размерах, то есть от 7,5 млн рублей, то виновным грозит до 5 лет лишения свободы и штраф 250–500 тыс. рублей. Если поводов для уголовного дела не наберется, предусмотрена административная ответственность: 40–50 МРОТ с физлиц и 400–500 МРОТ с юрлиц, пояснил юрист.
Но все это «светит» только исполнителям: руководителям организаций, главным бухгалтерам. На судьбе высшего руководства нацпроекта все эти нарушения вряд ли отразятся.
Впрочем, эксперты не исключают, что если хорошенько копнуть, то и в других нацпроектах можно выявить весьма серьезные нарушения: не исключено, что Зурабов оказался в этом вопросе в лидерах потому, что его персоне в последнее время уделяется повышенное внимание. Политический заказ тоже исключать нельзя, отмечает Сатаров: «Нужно посмотреть, так же ли тщательно проверялись другие нацпроекты».
В ближайшее время в Москве будут закрыты все вещевые рынки, сообщил мэр Юрий Лужков. На их месте появятся цивилизованные магазины. Но москвичей почему-то не радует забота правительства. Простые потребители боятся роста цен, а аналитики считают, что таким образом правительство просто лишает нас права выбора.
«Моя позиция ясная: перспектив у вещевых рынков быть не должно, – заявил мэр Москвы Юрий Лужков в среду на заседании профсоюзного актива города. – Вещевые рынки для нас, кроме негатива, ничего не дают».
Московские власти давно уже принимают меры по ограничению открытых торговых площадок. За последние годы ликвидированы рынки на стадионе «Динамо» и других спортивных сооружениях, сокращены площади и время торговли рынка в Лужниках. В январе мэр подписал распоряжение о прекращении деятельности самого крупного в Москве Черкизовского рынка. К концу 2007 года все торговые точки на занимаемой им территории Российского государственного университета физкультуры, спорта и туризма должны быть ликвидированы.
На части рынков, например, Тимирязевском, все торговцы перешли в павильоны. В ближайшее время этот процесс будет окончательно завершен.
«Закрытие рынков – мера давно назревшая и цивилизованная, большого ущерба она никому не принесет», – говорит эксперт Центра Развития Наталья Акиндинова. Тенденция такова, что доля рынков, как продовольственных, так и непродовольственных, в общем розничном обороте снижается, объясняет она. Если в феврале 2006 года на них приходилось 19,8% оборота, то уже в феврале этого года эта цифра составила 16,8%.
Тем не менее, как показывает опрос ROMIR Monitoring, до сих около 23% москвичей приобретают обувь и 29% – одежду на вещевых рынках и ярмарках. «Закрывать рынки просто антинародно. Ведь многие по финансовому состоянию только и могут покупать одежду на них! – возмущается директор Российского института потребительских испытаний Ирина Виноградова. – После запрета на торговлю иностранцами на рынках уже и так сложно купить дешевые фрукты и овощи».
«Закрытие рынков может спровоцировать рост цен, так как издержки магазинов значительно больше уличной торговли», – соглашается Акиндинова. Но ввиду высокой конкурентности данного сегмента это явление будет носить временный характер, убеждена эксперт: если скачок и произойдет, то динамика цен быстро нормализуется.
А гениректор ЦМАКП Елена Абрамова считает, что ликвидация открытых рынков будет лишь поводом для того, чтобы повысить цены, а никаких реальных предпосылок для этого нет. «Сейчас большое предложение, транспортные тарифы не увеличиваются, множество товаров ввозится из юго-восточной Азии, где они покупаются в долларовом эквиваленте, а доллар сейчас падает. В магазинах цены ниже, чем на Черкизовском рынке. И в них часто проводят распродажи. То, что на рынках цены ниже, – лишь иллюзия».
В этом году исполняется 10 лет первой российской Концепции административной реформы, а с начала ее воплощения в чуть исправленном виде прошло уже ровно 4 года. Однако поставленная ею задача сокращения госаппарата выполнена «с точностью до наоборот»: по сравнению с 2003 годом чиновников в России стало больше на 12%, а с 1999-м – на 40%. Тем временем размеры «откатов» выросли в разы.
Административная реформа рождалась долго и в муках. Целями на 2006–2008 годы провозглашались: «повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти».
Главными результатами, как сказано на сайте МЭРТ, должны стать «рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров». А основное средство – сокращение государственного аппарата во всех звеньях управления.
Под высокие цели выделены были и немалые деньги – 470 мл. руб. на 2006 год. Правда, по наблюдениям независимых экспертов, рост чиновничьего аппарата это не остановило. В Минэкономразвития, отвечающем за реализацию реформы, с такими оценками категорически не согласны. Как сообщил начальник отдела административной реформы департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Максим Паршин, рост бюрократического аппарата в РФ – иллюзия.
«Сегодня в России около 1,2 млн чиновников всех уровней и 22,5 тыс. – федерального уровня, что значительно меньше, чем США в пропорции к численности населения. Общее число чиновников в РФ не меняется – мы и Минфин за этим четко следим, поскольку от этого зависит объем государственного финансирования. Даже если появятся какие-то новые министерства или ведомства, это будет сделано за счет реорганизации, и число чиновников от этого не изменится», – отметил г-н Паршин.
При этом он подчеркнул, что если есть какие-то сомнения по поводу данных МЭРТ, нам следует обратиться в Росстат, который ведет статистический анализ численности госслужащих.
В Росстате вопросу, больше или меньше стало в стране бюрократии, крайне удивились. «Как можно не заметить, что растет число чиновников, если у нас чуть ли не каждый день появляются новые ведомства и департаменты», – с недоумением отметила замначальника управления статистики труда, образования, науки и культуры Росстата Лидия Белоконная.
По данным ведомства, общее число работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в органах госвласти возросло с неприятной цифры 666 тыс. в 2003 году до 751 тыс. в 2006 году. Для сравнения: в 1999 году число таких служащих составляло лишь 485 тыс.
Чем больше чиновников, тем круче они «берут» – конкуренция. По данным Московского бюро по правам человека, в 2006 году рынок деловой коррупции в России превзошел доходы федерального бюджета в 2,6 раза. При этом 53% россиян признают, что у них есть личный опыт дачи взяток для решения своих проблем, а 19% делают это часто. Среди сфер, в наибольшей мере пораженных коррупцией, граждане называют местные органы власти (31%), ГАИ (30%) и милицию (22%).
То, чего не замечают власти, отлично понимает бизнес, который чувствует власть бюрократов на себе. По мнению вице-президента «ОПОРы РОССИИ» Владислава Корочкина, административная реформа еще толком не начиналась, а уровень коррупции лишь растет.
Правда, сегодня межведомственная комиссия по административной реформе, привлекая бизнес и независимых экспертов, разрабатывает новые регламенты, призванные четко определить полномочия чиновников в самых разных сферах, максимально сузив так называемую «область административного усмотрения». Уже в этом году должны быть приняты более 300 таких регламентов.
Пока же радоваться нечему, разве что совершенствованию методики вымогательства. «Сегодня чиновники уже уходят от того, чтобы напрямую брать взятки, чаще они придумывают административные барьеры и аффилированные с ними частные структуры, – пояснил г-н Корочкин. – Например, сейчас действует 30-дневный карантин для сельскохозяйственной продукции, и если вы хотите, скажем, привезти в Москву на продажу яблоки, вы просто не можете столько ждать – они сгниют или просто станут не нужны клиенту. А чтобы сократить этот срок, вам придется обращаться в специально определенные чиновниками частные структуры, которые возьмут с вас за это деньги. Вот такую форму взяточничества и можно искоренить посредством создания новых административных регламентов и стандартов».
«Нельзя сказать, что административная реформа не работает вовсе, просто отдача от нее крайне медленная, – рассказала директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. – По закону только к январю этого года должны были быть разработаны планы по противодействию коррупции, а ожидать результатов можно только через 3–4 года. Сегодня, по нашим наблюдениям, общее число чиновников в России уже перестает расти, но для того, чтобы оно начало снижаться, нужна политическая воля.
Впрочем, этот год – предвыборный, поэтому мы обязательно станем свидетелями показных антикоррупционных скандалов: «Единая Россия» будет разоблачать «Справедливую» и наоборот. Это, конечно, мало повлияет на общее состояние коррупции, но в значительной степени вскроет замкнутое информационное пространство – взаимные обвинения позволят россиянам осознать истинное состояние дел в стране».
Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект "О платных автомобильных дорогах", сообщили в думском комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
Законопроект разграничивает полномочия между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в сфере ремонта, эксплуатации и обслуживания платных автомобильных дорог.
Кроме того, законопроект устанавливает требование к альтернативному бесплатному маршруту с тем, чтобы не ущемлять право граждан на свободное перемещение.
Законопроект также устанавливает, что платные автомобильные дороги должны находиться в государственной собственности, в частности муниципальной.
Задолженность неплатежеспособных кредиторов, по которым истек срок исковой давности, можно учесть при формировании базы по налогу на прибыль и без обращений в суд. ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 28 февраля 2007 г. № Ф08-731/2007-288А указал, что действующее законодательство не ставит списание дебиторской задолженности в зависимость от того, предпринимались ли налогоплательщиком действия по взысканию долгов с дебиторов (п. 2 ст. 266 НК). Таким образом, представители ФНС, утверждавшие, что если компания не приняла мер по «выбиванию» долгов из своих партнеров, то расходы нельзя признать экономически обоснованными, остались с «носом».
Американская сторона переговоров о вступлении России в ВТО не желает отменять в отношении нашей страны поправку Джексона-Вэника. С таким заявлением накануне выступила представитель США Сьюзен Шваб. Напомним, что отмена данной нормы, принятой в 1974 году и лишающей Москву нормального торгового статуса, является необходимым условием для присоединения к ВТО. И теперь России фактически дали понять, что она еще не готова к международному торговому сотрудничеству. Особенно обескураживающе тирада американской переговорщицы выглядит на фоне неоднократных заверений президента Джорджа Буша и министра торговли США Карлоса Гутьерреса в том, что консенсус в этом вопросе уже достигнут и поправка будет ликвидирована в ближайшее время.
Впрочем, в России надеются, что подобная контратака является лишь неким пиар-ходом или своеобразной «игрой мышцами» и не будет иметь серьезных последствий. Так, помощник президента страны Сергей Приходько отметил, что данное заявление «вызывает вопросы и будет уточнено властями США». Надежду на то, что заявление г-жи Шваб, «являющееся признаком некоего политиканства и не очень чистоплотной игры», будет дезавуировано Белым домом, выразил и глава Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.
Вполне вероятно, что в недалекой перспективе взять банковский кредит можно будет практически не выходя из офиса. О планах внедрения мобильного банкинга и преимуществах подобной технологии на прошедшей на днях финансовой конференции рассказал директор Российского микрофинансового центра (РМЦ) Михаил Мамута. Сегодня сотовые операторы позволяют своим абонентам посредством виртуального мобильного счета с помощью телефона оплачивать немалое количество услуг. По мнению Мамуты, нет никаких существенных преград для того, чтобы включить в эту систему и кредитование. Он уверен, что сотрудничество банков и мобильных операторов могло бы существенно увеличить «плотность оказания финансовых услуг». Представитель РМЦ заверил, что в течение года будет проведен доскональный мониторинг действующего законодательства, который позволит начать реализацию ряда пилотных проектов по применению новой технологии кредитования.
Процедура получения разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферу для фирм и индивидуальных предпринимателей отныне заметно упрощена. Это стало реальностью благодаря новому порядку, который ввела в действие Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Теперь бизнесменам-«грязнулям» в территориальные подразделения Ростехнадзора нужно представлять всего три документа: само заявление о выдаче разрешения на выбросы, утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов для каждого конкретного стационарного источника выбросов и временно установленные согласованные объемы выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Как сообщает пресс-служба госведомства, разрешение, равно как и отказ в его получении, фирмы получат на руки в течение месяца с момента подачи заявления. Добавим, что вступившим в силу документом не регулируется выдача разрешений владельцам транспортных средств, также загрязняющим атмосферу автовыхлопами.
Специалисты Ростехнадзора отметили, что новый порядок выдачи разрешений позволит устранить ряд избыточных административных барьеров на пути прирородопользователей. Напомним, что прежде для получения столь необходимого разрешения требовался гораздо более внушительный пакет документов. В частности, письмо-заявка о выдаче разрешения, проект нормативов ПДВ, заключения к нему, выданные Ростехнадзором и его региональным управлением, ранее выданное разрешение на выброс загрязняющих веществ, таблица «Перечень загрязняющих веществ» на электронном носителе и т. д.
День Победы в этом году будет ознаменован еще одним довольно ярким событием. Именно с этого дня санкции за нарушение антимонопольного законодательства значительно ужесточат. На днях президент России Владимир Путин подписал поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым вводятся так называемые оборотные штрафы за злоупотребление доминирующим положением на рынке, картельный сговор, а также за недобросовестную конкуренцию. Как отмечает пресс-служба ФАС, первоначально предусматривалось введение штрафных санкций в размере от 0,5 до 2 процентов от годового оборота компании за злоупотребление доминирующим положением, и от 2 до 4 процентов за картельный сговор. Однако в ходе обсуждения поправок законодатели пришли к мнению, что недобросовестные компании, которые нарушат антимонопольные нормы, должны заплатить от 1 до 15 процентов выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено правонарушение. Представители ФАС уверены, что новая система санкций отобьет желание повторно нарушать положения антимонопольного законодательства и будет препятствовать необоснованному росту цен.
Фирмам, уличенным в «пиратских» действиях, вряд ли стоит рассчитывать на снисхождение. Президент Владимир Путин подписал федеральный закон, серьезно ужесточающий ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а также за незаконное использование товарного знака. Об этом сообщает пресс-служба главы государства. Согласно изменениям, внесенным данным документом в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса, максимальный срок наказания за деяния подобного рода увеличивается с пяти до шести лет. Такая, казалось бы, не слишком значительная разница в 12 месяцев автоматически переводит «пиратство» из категории преступлений средней тяжести в разряд тяжких.
Напомним, что закон был принят Госдумой 21 марта и одобрен Советом Федерации 30 марта 2007 года.
Не исключено, что в ближайшем будущем процедура прохождения таможенного контроля для участников ВЭД претерпит значительные изменения. Так, например, досматривать товар станут в местах его декларирования, а не на пунктах пропуска, как сейчас. Таможенники же будут проводить такие контрольные мероприятия лишь тогда, когда обнаружат явные признаки нарушения законодательства или с появлением конкретной информации о противоправных действиях фирмы. Это существенно сократит очереди на границе. На пересмотре таможенной системы анализа и управления рисками настаивает первый вице-премьер правительства Сергей Иванов. В ходе прошедшей на днях совместной коллегии Минтранса и ФТС он подчеркнул, что от качества и скорости проведения контрольных мероприятий во многом зависит конкурентоспособность всей нашей экономики. Не нужно превращать госграницу в труднопреодолимое препятствие для добросовестных перевозчиков, уверен вице-премьер.
Продолжительность рабочего дня 28 апреля 2007 года должна быть сокращена на один час. Об этом сообщает Федеральная служба по труду и занятости. Напомним, что по решению правительства выходной день с субботы 28 апреля перенесен на понедельник 30 апреля. В этом случае, сообщает Роструд, согласно разъяснению Минтруда России от 25 февраля 1994 г. № 4 перенесенный рабочий день должен соответствовать тому дню, на который передвинут выходной. Поскольку 30 апреля–предпраздничный день, то, следуя статье 95 Трудового кодекса, он должен быть «коротким», а значит, и в субботу сотрудники смогут уйти домой на час раньше.
Фирмам, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует учесть, что в формате деклараций, передаваемых по электронным каналам связи, появились изменения. Коррективы в состав и структуру показателей по единому налогу внесены приказом Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2007г. № ММ-3-13/209, с которым можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. Налоговики особо обращают внимание на то, что руководствоваться названным документом необходимо уже при представлении декларации за первый отчетный период 2007 года.
11.04.2007
О том, как работала Федеральная налоговая служба в 2006 году, а также о перспективных задачах налогового администрирования рассказал заместитель руководителя ФНС России Владимир Гусев.
Он сообщил, что в 2006 году ФНС обеспечила 67% доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поступило около 7 трлн руб. администрируемых cСлужбой доходов, что на четверть больше, чем в 2005 году. Из них в федеральный бюджет поступило 3 трлн руб., в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации — свыше 2,7 трлн руб., в государственные внебюджетные фонды — 1 трлн руб. Показатели доходов на 2006 год, установленные законом о федеральном бюджете, исполнены, кроме того, бюджет получил дополнительно 17 млрд руб.
Однако показатели по НДС не выполнены, отметил В.Гусев. В качестве основной причины он назвал увеличение налоговых вычетов вследствие изменений законодательства о налогах и сборах. Потери ФНС оценивает в 373 млрд руб.
Планируется, что темп роста объемов поступлений НДС в 2007 году составит 149%. К настоящему моменту ФНС согласовала с Минфином оценку поступления налога на 2007—2010 годы. В 2007 году сборы НДС составят немногим свыше 1 трлн руб. вместо 1,4 трлн руб., предусмотренных в бюджете.
Темп роста поступлений налога на прибыль в 2006 году составил 140% к уровню 2005 года, сообщил В.Гусев. В основном это обусловлено повышением цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и цен на металл, а также увеличением объемов реализации нефти и газа.
Однако, отметил он, уже сегодня пересматривается в сторону снижения прогноз мировых цен на нефть на 2007—2010 годы. В таких условиях темп роста прибыли замедлится, а может быть, и снизится. В этом случае необходимо оценить риски исполнения показателей поступления налога на прибыль, заложенных в финансовом плане на 2007—2009 годы.
Благодаря деятельности комиссий по легализации "теневой" заработной платы число организаций, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума, сократилось в четыре раза, сообщил В.Гусев. «По сравнению с 2005 годом это был прорыв в налоговом администрировании, — считает он. — Эффект очевиден: размер поступлений от ЕСН и НДФЛ превысил запланированный».
В 2007 году работа комиссий по легализации теневой заработной платы будет продолжена, но уже на новом уровне, сказал В.Гусев. Крайне важным он считает повышение эффективности налогового контроля.
«Сразу оговорюсь: мы не ставим задачу стопроцентного охвата налогоплательщиков проверками. Акцент сделан на предварительной подготовке контрольных мероприятий и высоком качестве их проведения, иначе говоря, на системном налоговом мониторинге. Внедрять его служба начала менее года назад, но уже сейчас отмечается повышение налоговой дисциплины», — сказал он.
По словам В.Гусева, в целях совершенствования налогового администрирования разработан новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Теперь, планируя проверку, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым и аффилированным организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно.
При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам, считает В.Гусев. Кроме того, создается эффект присутствия налогового контроля во всех сферах экономической деятельности по всей стране.
Отвечая на вопрос о взаимодействии налоговых органов с муниципалитетами, В.Гусев рассказал, что текущем году статистическая налоговая отчетность о налоговой базе и структуре начислений по пяти видам налогов, которые уплачиваются в местные бюджеты, будет формироваться по муниципальным образованиям.
Еще в прошлом году ФНС России разработала Типовое соглашение по информационному взаимодействию налоговых органов субъектов Российской Федерации с администрациями этих субъектов. Сегодня такие соглашения заключены в 72 субъектах РФ. Соответственно обеспечен доступ широкого круга пользователей к статистической информации управлений ФНС России через Интернет.
Важным направлением работы ФНС в 2007 году останется деятельность по совершенствованию системы госрегистрации. Недостатки существующих законов оставляют множество возможностей как для создания фирм-однодневок (а это уклонение от налогов), так и для захвата фирм рейдерами, отметил В.Гусев. Чтобы ликвидировать пробелы в законодательстве, Федеральная налоговая служба совместно с Минэкономразвития России подготовила предложения по изменению подходов к государственной регистрации юридических лиц. Сейчас законопроект согласовывается с заинтересованными государственными органами.
Одна из проблем налогового администрирования — существенная сумма налоговой задолженности. ФНС продолжает вести работу по ее урегулированию.
«На начало 2007 года задолженность по налогам в бюджетную систему составила около 2 трлн руб., что на 123 млрд руб., или на 6%, ниже соответствующего показателя годичной давности. То есть прогресс налицо», — отметил В.Гусев.
По его словам, к должникам применяются различные меры взыскания: направляются требования об уплате налога, выставляются инкассовые поручения, принимаются решения о взыскании недоимки за счет имущества.
Достаточно эффективно налоговые органы взаимодействуют со Службой судебных приставов. Только за прошлый год сумма, взыскиваемая судебными приставами, возросла на 20%.
Важный вопрос — задолженность отсутствующих должников, по которым законодательство обязывает инициировать процедуры банкротства. За 2006 год ФНС России инициировала 62 тысячи таких процедур, сообщил В.Гусев. В то же время по экспертной оценке взыскать можно не более 5% имеющейся задолженности отсутствующих должников. Чтобы урегулировать такую задолженность без процедуры банкротства (исходя из принятой Высшим арбитражным судом позиции), нужно вносить поправки в законодательство о банкротстве, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и законодательство о государственной регистрации. По словам В.Гусева, соответствующие предложения направлены в Минэкономразвития России и Минфин России.
Первый заместитель председателя Государственной думы Олег Морозов, комментируя журналистам законопроекты о введении прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц, рассматриваемые Госдумой в первом чтении 11 апреля, сказал: «Нам предлагают перечеркнуть все, что делалось в сфере экономики последние семь лет. Последствия будут самые разрушительные. Во-первых, снова уйдет «в тень» заработная плата». Он заявил, что именно благодаря введению в 2001 году единой 13-процентной ставки подоходного налога поступления от него устойчиво растут. Так, только в 2006 году этот рост составил 31,6%, причем он достигнут в основном за счет выхода заработной платы «из тени». Сегодня налог на доходы физических лиц стал третьим по значимости для бюджета после налогов на прибыль и на добычу полезных ископаемых, подчеркнул О.Морозов.
Кроме того, считает он, «манипуляции с налогами ударят по среднему классу, ухудшив социальный климат в обществе». Наконец, по словам О.Морозова, «от нас отвернутся иностранные инвесторы, рассматривающие стабильность налоговой системы в качестве одного из главных условий сотрудничества с Россией».
«Нас не может не беспокоить усиливающийся разрыв в доходах населения. Но эту проблему надо решать совсем другими способами. Речь, в частности, идет об изменении налога на недвижимость и взимании его в зависимости от рыночной стоимости жилья. При этом для малоимущих слоев населения налог на недвижимость должен быть чисто символическим», — отметил О.Морозов, добавив, что «это все же дело будущего, хотя и недалекого». Тем не менее, по его словам, ряд мер можно реализовать уже сегодня. Так, группой депутатов уже внесен в Госдуму проект закона, направленный на поддержку малообеспеченных семей. Кроме того, предлагается удвоить налоговый вычет работающему главе семейства, если его жена находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. «В перспективе мы будем настаивать на полном освобождении налогоплательщиков, имеющих двух и более детей, от подоходного налога», — заметил О.Морозов, пояснив, что предоставление этой льготы будет поставлено в зависимость от среднедушевого дохода семьи.
Об этом сообщает пресс-служба О.Морозова.
В России с 9 мая вводятся "оборотные" штрафы (в процентах от выручки компании-нарушителя) за недобросовестную конкуренцию и контрафакт, сообщила Федеральная антимонопольная служба.
В настоящее время штрафы за нарушение антимонопольного законодательства взимаются в минимальных размерах оплаты труда (МРОТах).
Президент России накануне подписал закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Поправки в КоАП вводят оборотные штрафы в размере до 15% выручки за злоупотребление доминирующим положением, за картельный сговор и недобросовестную конкуренцию.
Первоначально правительственный проект поправок предусматривал введение штрафных санкций за злоупотребление доминирующим положением в размере от 0,5 до 2%, за картельный сговор — от 2 до 4% с оборота компании за год, предшествовавший нарушению.
"Однако в процессе обсуждения проекта поправок в КоАП подход к расчету штрафов был уточнен — за нарушение антимонопольного законодательства недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15% выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено правонарушение", — уточняется в сообщении ФАС.
Кроме того, в законопроект введены "оборотные" штрафы за недобросовестную конкуренцию, связанную с введением в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
"Также впервые в российское законодательство вносятся положения, предусматривающие отмену наказания для компаний, которые добровольно прекращают свое участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях и сотрудничают с антимонопольным органом в расследовании таких правонарушений", — отметили в ФАС.
Президиум Высшего арбитражного суда отказался признать незаконным дарение долей в ООО без согласия других участников компании. Это упрощает рыночный оборот долей, по сути превращая закрытые компании в открытые. Эксперты опасаются, что это упростит задачи рейдеров, а иностранные инвесторы станут выводить бизнес из-под российской юрисдикции.
Вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) решил принципиальное для корпоративных юристов дело о передаче долей в ООО, закрытых компаниях, посторонним приобретателям. Ривхат Валиев, владелец 60% долей в ООО "Светлячок", попытался оспорить дарение и продажу двумя своими партнерами 35% долей, что привело к появлению в ООО двух новых участников. Господин Валиев заявил, что дарение долей без его согласия нарушило устав компании, сделка является ничтожной, а доли, доставшиеся новым участникам, обязано выкупить само ООО.
Закон об ООО действительно допускает свободный оборот долей только в случае, если он не запрещен уставом компании. Такой запрет означает, что без согласия всех партнеров новый участник в ООО появиться не может, а купить доли могут только существующие партнеры либо компания.
В конце 2005 года арбитражный суд Свердловской области иск господина Валиева удовлетворил, но апелляционная и кассационная инстанция решение отменили и отказались признать дарение незаконным. Коллегия судей ВАС передала дело в президиум, посчитав, что нарушение запрета, содержащегося в уставе ООО, приравнивается к нарушению закона и делает сделку юридически ничтожной.
Президиум ВАС, однако, с таким выводом не согласился и пересматривать дело не стал, поддержав тем самым свободу смены участников ООО.
Вчерашнее постановление президиума ВАС, по мнению экспертов, может затронуть все ООО, которых в России больше 1,5 млн. "Позиция суда противоречит логике закрытого партнерства в ООО",– считает директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor`s Юлия Кочетыгова. По ее словам, запреты устанавливаются именно тогда, когда личность партнера играет важную роль для бизнеса, а отчуждение доли третьим лицам без согласия партнеров ООО серьезно нарушает их права.
"Обычно ООО создается для узкого круга участников, которые стремятся оградить свой бизнес от вмешательства извне",– говорит адвокат коллегии "Юков, Хренов и партнеры" Дмитрий Степанов. Он опасается, что вчерашнее постановление может сформировать практику, которая не позволит закрывать ООО от появления новых участников и сделает их уязвимыми, в частности, для корпоративных захватов.
А администратор сайта zahvat.ru Андрей Тюкалов назвал позицию ВАС "удивительным подарком корпоративным стервятникам" и предположил, что "в разработку рейдеров попадет еще больше ООО, которые и сейчас составляют более половины целей захвата". Господин Тюкалов рассказал, что ООО в принципе более уязвимы, поскольку у них нет реестра акционеров и регистратора, договориться с которым можно не всегда. "В отношении ООО достаточно сдать в налоговую инспекцию учредительные документы с измененным составом учредителей и поменять органы управления, для чего достаточно только ресурса в налоговой инспекции",– считает эксперт.
Остаются считанные дни, чтобы предложить нашей героине выход из трех ситуаций. «Московский бухгалтер» опубликовал последний отрывок из дневника столичного бухгалтера Амалии Васильевны. Ей не понаслышке знакомы все профессиональные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. Очереди в различные ведомства, не всегда доброжелательное отношение их сотрудников, невнятное законодательство... да мало ли сложностей у бухгалтера. В конце рассказа героиня оказывается на распутье и не знает, как поступить. Вы сможете помочь коллеге — предложить свой вариант решения проблемы. Редакция выберет три самых оригинальных и правильных предложения, которые будут опубликованы в следующем номере журнала.
Для того чтобы принять участие в конкурсе, надо заполнить
анкету.
Победителей ждут ценные призы. Участник, занявший первое место, получит ноутбук, второе место принесет вам мобильный телефон, а третье — бесплатную подписку на 3 месяца на журнал «Московский бухгалтер». Все победители получат в подарок систему электронного документооборота «Контур-Экстерн» для своей компании.
Для полной победы необходимо участие в трех этапах конкурса. Но даже те, кто еще не участвовал, имеют шанс предложить сразу три варианта выхода из сложившихся ситуаций и стать претендентом на главный приз. Желаем удачи!
Призы предоставлены генеральным спонсором — компанией «СКБ Контур».
10 апреля в здании ТПП РФ прошел круглый стол на тему «Франчайзинг: право, этика, безопасность».
Председатель подкомитета по франчайзингу Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Ирина Рыкова подчеркнула важность темы в связи с адаптацией отечественного законодательства в рамках вступления России в ВТО и предоставила слово старшему научному сотруднику Института государства и права Российской Академии наук (ИГПРАН), соавтору книги «Франчайзинг: Коммерческая концессия» Елене Васильевой.
Е.Васильева напомнила, что с 1 января 2008 года вступает в силу 4 часть Гражданского кодекса РФ, регламентирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Срок до 1 января будущего года дан, по мнению Е.Васильевой, в том числе для того, чтобы лучше отрегулировать нормативно-правовые отношения в российском франчайзинге.
Некоторые изменения в связи с этим внесены в главу 54 ГК РФ, посвященную франчайзингу. Е.Васильева отметила, что понятие «комплекса исключительных прав» теперь относится ко всему предмету франчайзинга, ранее включавшим и другие права. Введены также наряду с лично-имущественными и «иные права». Исключительные права, по словам Е.Васильевой, распространяются на результаты технического творчества, модели, промышленные образцы, средства индивидуализации — «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение». Последние две правовые категории утратили возможность свободного оборота и переходят к новому владельцу лишь в случае реорганизации компании или, например, при полном переходе прав от одного лица к другому.
«Из договора франчайзинга уходит объект, формулировавший ранее весь договор, — права на фирменное наименование», – подчеркнула Е.Васильева. Теперь центральное место в договоре будет занимать коммерческое обозначение, различия которого с фирменным наименованием и товарным знаком пока не обозначены в законодательстве достаточно чётко. «В понятии «коммерческого обозначения» должно быть заложено обладание им признаков индивидуальности, неповторимости, однако ничего подобного в ГК РФ пока не содержится», – отметила она. Права на коммерческое обозначение прекращаются, судя по поправкам, в ходе судебного преследования, однако здесь явно забывается о правах потребителя, которого будут продолжать обманывать недобросовестные копировщики товарных знаков. Вызывает удивление размытость отличий обязательно регистрируемого фирменного наименования от не требующего регистрации коммерческого обозначения.
В пункте 4 ст. 1027, по ее словам, содержится норма об обязательной подаче франчайзи отчета о своей деятельности франчайзеру, если освобождение от этой обязанности не содержится в договоре отдельным пунктом. В связи с этим возникает вопрос, можно ли относить договор франчайзинга к лицензионным договорам или требуется вынесение его в отдельную категорию, считает Е.Васильева. Экспертов, по ее словам, смущает то, что договор франчайзинга включается в подраздел договоров об услугах, и в конечном итоге происходит ограничение правоспособности лица сделкой.
Е.Васильева выразила сожаление тем фактом, что тематика франчайзинга на сегодняшний день не разработана так же хорошо, как законодательство в области лизинга. Она считает, что прежние договоры менять не надо: обратной силы часть Гражданского кодекса РФ не имеет, однако нерадикально и умеренно пересмотреть отношения с контрагентами стоит.
Заместитель председателя АРУ Константин Павлов выразил мнение, что правовое регулирование, удовлетворяющее все стороны, невозможно в принципе. Он обратил внимание на то, что правовые отношения внутри российского франчайзинга порой напоминают улицу с односторонним движением: франчайзер, по словам К.Павлова, пытается закрепить свое положение в отсутствие зачастую элементарных норм любыми способами, в результате отношения с франчайзи превращаются в дискаунтерные — партнеру, полностью зависящему от поставок, нередко сбывают залежалый товар. На Западе, отметил К.Павлов, особенно сильны положения о недобросовестной конкуренции, и следует добиваться того, чтобы и франчайзер, и франчайзи располагали достаточной для успешной работы правовой защитой. Требуется разрешение вопроса о регистрации бизнеса на местах. По словам К.Павлова, потребуется подключение органов МСУ для расследования тех случаев, когда компания с ничего не выражающим именем торгует продуктами известных марок. Меры на местах, по мнению К.Павлова, позволят защитить от недобросовестной конкуренции и права потребителей.
Эксперт по экономической безопасности бизнеса, редактор газеты "Безопасность и торговля" Валерий Михайленко заявил, что в области франчайзинга проверка добросовестности партнера должна быть строже, чем при обычных сделках, потому что партнер может по-разному использовать предоставленные ему права.
В.Михайленко считает, что уровень информационной безопасности на российских коммерческих предприятиях оставляет желать лучшего. Меж тем в отсутствие системы безопасности, в том числе информационной, предприятие не может работать, считает он. Основными источниками конфиденциальной информации могут выступать люди, документы, публикации, технические носители и средства, а также продукция предприятия и даже его отходы. Основными каналами утечки информации служат, судя по опросам, мобильные носители, ёмкость которых постоянно растёт, второе место занимает электронная почта.
В то же время на многих коммерческих предприятиях в уставе отсутствует положение о коммерческой тайне, а также практика экспертного и активного аудита систем безопасности в правовой, организационной, инженерно-технической и охранной областях.
В.Михайленко считает при этом, что никакие меры по обеспечению безопасности (например, вход на совещание без мобильных телефонов, прослушивание и запись всех телефонных разговоров в компании) не могут нарушать права человека.