11.04.2007
В российской Торгово-промышленной палате (ТПП) разработаны поправки в Уголовный кодекс, вводящие для представителей налоговых органов новые весьма серьезные нормы ответственности за злоупотребления. К примеру, за незаконное доначисление штрафа сотрудник Федеральной налоговой службы (ФНС) рискует лишиться свободы на 10 лет.
ТПП предлагает ввести в кодекс три новые статьи. Во-первых, налоговиков можно будет осудить за принятие заведомо незаконного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности. Вторая статья карает ненадлежащее исполнение должностных полномочий, третья призвана бороться с проведением незаконных проверок.
Правда, наказывать провинившихся ТПП все-таки предлагает в основном с помощью штрафов. Например, за незаконное привлечение к ответственности (этот факт должен подтвердить суд) полагается выложить 300 000 рублей. За решеткой чиновник может оказаться лишь в случае, если причинит компании ущерб более чем на миллион рублей (лишение свободы на срок до 10 лет). За незаконную проверку "светит" семь лет за решеткой.
Ситуации, когда налоговики действуют не по закону, весьма распространены. Но на практике очень сложно доказать, что действия были заведомо незаконными.
“Как установить, что чиновник, отказавший в вычете НДС, сделал это из корыстных побуждений, а не просто заботился о пополнении бюджета?” — объясняет гендиректор компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.
“Новые нормы в кодекс вводить не стоит, — считает налоговый эксперт Наталья Трубицина. — Представителей ФНС можно привлечь к ответственности, как и всех чиновников, — за злоупотребления, за халатность, за взятки”.
Идея ввести для налоговиков уголовную ответственность не нова. Прошлым летом она даже обсуждалась в Госдуме. Руководство ФНС тогда высказало опасение, что угроза "уголовки" просто-напросто оставит службу без кадров. В итоге Минфин настоял на снятии поправок с рассмотрения.
Однако Сергей Шаповалов полагает, что специальная ответственность для фискальных органов нужна, поскольку "налоговики боятся начальства, ругающего их за недобор, больше, чем закона. Они прекращают ту или иную незаконную практику не после многочисленных судебных решений, а лишь по команде сверху. Когда инспектор будет находиться под психологическим давлением — с УК шутки плохи — эффект будет положительным, это оздоровит обстановку".
Депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов также оценивает перспективу принятия поправок, разработанных ТПП, весьма скептически: "Не думаю, что они будут приняты. По крайней мере, в этой редакции. Остановить "налоговый террор" призваны изменения в Налоговый кодекс, принятые в прошлом году. Они уже должны заработать, надо проанализировать, насколько уменьшилось количество "нагловиков", и только после этого выступать с новыми законодательными инициативами".
Апрель — напряженный месяц для бухгалтеров. Казалось бы, только годовую отчетность сдали, а уже пора готовить отчеты за первый квартал. Но если фирма небольшая, а бухгалтер опытный, то отчет может быть готов уже в первые дни месяца. Вот только вдруг оказывается, что те органы, для которых бухгалтер и старался сделать отчет побыстрее, совершенно не горят желанием этот отчет принять.
Начинаются "фокусы" со сдачей расчетной ведомости в орган Фонда социального страхования. Во-первых, пришедший с прошлогодним бланком бухгалтер с нескрываемым интересом узнает, что в январе утверждена новая форма и на старом бланке ведомость уже не принимают.
Во-вторых, переделав ведомость, бухгалтер выясняет, что ведомость у него не примут до тех пор, пока он не принесет некую справку... которая, что интересно, согласно действующим нормативным актам не сильно-то и требуется. Дело в том, что ранее действовало постановление Фонда социального страхования 2002 года, требовавшее ежегодно подтверждать основной вид экономической деятельности, в соответствии с которым исчисляется взнос на социальное страхование от несчастных случаев. Но в декабре 2005 года правительство России приняло постановление N 713, на основании которого Минздрав в январе 2006 г. издал приказ N 56. Эти акты предусматривают, что в случае неподтверждения вида деятельности единственное последствие — выбор органами социального страхования для страхователя наибольшего тарифа среди тех видов деятельности, которые страхователь осуществляет.
Причем применительно к плательщикам, осуществляющим один вид деятельности, Минздравсоцразвития даже и речи не ведет о выборе тарифа: что там выбирать среди одного?! Таким образом, если плательщик осуществляет один вид деятельности или несколько видов деятельности, подпадающих под один тариф, или если вид деятельности с наибольшим тарифом является у плательщика доминирующим, то смысла что-то подтверждать — строго следуя приказу Минздравсоцразвития — не имеется: орган ФСС должен все оформить самостоятельно.
Но "должен" не означает "хочет". Срок сдачи отчетов в органы ФСС — по 16 апреля включительно. Понятно же, что никакой бухгалтер не успеет за это время выяснить у господина Зурабова, почему сотрудники ФСС игнорируют подписанный министром приказ. Бухгалтеру бы ведомость успеть сдать. Тем более что копию этой ведомости — с отметкой органа ФСС — за какой-то непонятной надобностью хочет иметь у себя налоговая инспекция, принимая уже свою, налоговую, отчетность.
При введении второй части Налогового кодекса, предусматривавшего, что налогоплательщик единого социального налога представляет сведения о суммах начисленного ЕСН в Фонд социального страхования, государственные органы решили перестраховаться и обязать налогоплательщика сдавать специально выделенный в ведомости ФСС раздел, касающийся ЕСН, в налоговый орган. Такое условие содержало в 2000 г. постановление ФСС N 113.
Первый раздел предусмотренной этим постановлением ведомости был согласован с тогдашним министерством по налогам и сборам. Тогда же и появилось требование сдавать в налоговый орган ведомость, принятие которой подтверждено органом ФСС. Но уже в 2002 г. постановлением ФСС (тоже N 113) было определено, что составляется ведомость в двух экземплярах — один для фонда, второй — для страхователя. И ни о какой необходимости передавать ведомость налоговым органам (начиная с того момента и далее) речи уже не велось.
Тем не менее многие налоговые инспекции и до сих пор желают видеть в пачке сдаваемых отчетов заверенную органом ФСС ведомость по социальному страхованию. Такова сила инерции! Мало того, эту ведомость налоговики требуют даже с "упрощенцев", которые вообще никакого отношения к ЕСН не имеют!
И получается, что хотя никаким актом и никаким здравым смыслом представление ведомости ФСС в налоговую инспекцию не регламентировано, бухгалтер, не желая обострять отношения с налоговиками, тащит в инспекцию все, что скажут.
Но только не помогает это, если налоговый орган не имеет настроения принимать отчетность. Например, в подмосковных Люберцах первая неделя отчетного квартала посвящается налоговыми инспекторами обновлению программного обеспечения. Почему программу нельзя обновить заблаговременно — государственная тайна. Но без обновления отчеты налоговики не принимают.
Несмотря даже на то, что копии налоговых деклараций на дискетах далеко не все налогоплательщики и сдавать-то обязаны. Налогоплательщики зачастую просто идут навстречу сотрудникам налоговых инспекций, упрощая процесс обработки информации. Только это движение оказывается каким-то сильно односторонним: налогоплательщик делает то, чего может не делать, а налоговый орган не делает того, что делать обязан.
При этом упоминание о законе и о необходимости закон соблюдать вызывает у чиновников странную реакцию: "Ах вот вы как вопрос ставите?!" Создается впечатление, что слово "закон" для чиновника звучит как личное оскорбление.
Очевидно, вопрос о необходимости введения ответственности для служащих, принципиально игнорирующих действующие нормы, более чем актуален. Только вот ответственность должна быть действенной и разумной.
Известно ведь, что дело не в суровости наказания, а в его неотвратимости. И наказывать чиновников нужно с "мелочей" — за задержку в принятии документов, за противоправный отказ совершить действия, за выдвижение требований, не предусмотренных законодательством. Есть финансовая ответственность для налогоплательщиков — организаций и должностных лиц. Пусть равная ответственность будет и для налоговых органов. Административные, дисциплинарные наказания намного более полезны, чем дополнение уголовного закона санкциями, которые выглядят "мертвыми" (т.е. неприменимыми на практике) уже на стадии обсуждения.
Очевидно, издание Президиумом Высшего арбитражного суда РФ информационного письма N 117 от 13 марта сего года больше пользы будет иметь для налогоплательщиков, чем переписывание Уголовного кодекса. Касается это информационное письмо, казалось бы, далеких от наказания вопросов: исчисления и уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд. Однако Президиумом ВАС РФ сказано, что в случае, если налоговый орган проиграл подавшему на него в суд налогоплательщику, уплаченная налогоплательщиком при обращении в суд госпошлина подлежит взысканию не с бюджета, а непосредственно с налогового органа. И последующее обжалование решения суда — если налоговики захотят его обжаловать — налоговый орган также должен будет оплатить госпошлиной за свой счет.
Так что теперь проигрыш в суде перестанет для налоговых органов быть прогулкой в суд "за казенный счет". Теперь такой проигрыш станет "развлечением" очень даже платным.
И как раз принцип "за все надо платить" должен быть основополагающим при установлении ответственности для чиновников. Пусть они будут платить понемногу. Но за каждое отступление от законов и иных правовых актов.
Усилия правоохранителей, направленные на искоренение мздоимства в госструктурах, похоже, мало впечатляют самих представителей «коррупционного жанра». Так, глава одного из районов Астраханской области, уличенный в вымогательстве денег с предпринимателей, не смог расстаться со своей пагубной привычкой, даже находясь под следствием.
Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, в феврале текущего года в отношении астраханского чиновника было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 285 Уголовного кодекса – «злоупотребление должностными полномочиями». В ходе следствия у оперативников появились основания подозревать фигуранта еще и в хищениях денежных средств из областного бюджета. Таким образом появилось еще одно дело – о мошенничестве в крупном размере, совершенном с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК – «мошенничество»). Поняв, что терять ему, в сущности, уже нечего, неугомонный коррупционер, как ни странно, все еще не отстраненный от должности, решился на последнюю авантюру. Вызвав для беседы руководителей коммерческой фирмы, мечтающих получить в собственность земельный участок, он запросил с них за услуги 2 миллиона рублей. При получении части оговоренной суммы (около 780 тысяч рублей) неутомимого взяточника все-таки задержали с поличным сотрудники УБЭП и наконец-то заключили под стражу. Таким образом к его «послужному списку» добавилась ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса – «получение взятки должностным лицом в крупном размере». В настоящее время все три уголовных дела соединены в одно производство. По совокупности статей теперь уже бывший глава района может отправиться за решетку на срок до двенадцати лет.
Копии бухгалтерской отчетности фирма обязана представить по требованию любого ее акционера. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 9 марта 2007 г. № А56-60502/2005. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 9 Закона от 24 ноября 1995 г. № 208-ФЗ, право доступа к документам бухучета имеют акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 25 процентами голосующих акций общества. Вместе с тем, отметили судьи, положения Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ различают понятия документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Поскольку ограничение, введенное законом об акционерных обществах, касается только данных бухучета, то промежуточную бухгалтерскую отчетность компании должны представлять акционерам независимо от количества принадлежащих им акций.
Можно надеяться, что уже в недалеком будущем малому бизнесу станет проще предоставить банку обеспечение при получении кредита. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам намерен в течение года подготовить концепцию комплексного совершенствования залогового законодательства. Об этом на прошедшей на днях Второй ежегодной конференции «Финансовая инфраструктура малого бизнеса: опыт и прогнозы» сообщил вице-президент Ассоциации региональных банков, ответственный секретарь экспертного совета думского кредитного комитета Олег Иванов. По его словам, после согласования концепции со всеми заинтересованными структурами в конце текущего или в начале следующего года, могут появиться и конкретные законодательные акты. В частности, речь идет о специальном законе о залоге движимого имущества, столь актуальном для малого бизнеса. Такой документ мог бы расширить перечень объектов, принимаемых банками в качестве обеспечения кредита.
Институт частных таможенных брокеров, за отдельную плату помогающих фирмам разобраться в сложностях законодательства и правильно оформить документацию, может быть упразднен. Такое пожелание высказал первый вице-премьер Сергей Иванов, выступая на совместной коллегии Федеральной таможенной службы и Министерства транспорта. Как передает пресс-служба Минтранса, эксперты транспортного ведомства пожаловались чиновнику на «устойчивую тенденцию передачи таможенными органами части своих функций, таких как проверка документов, расчет суммы таможенных пошлин, брокерам». Дескать, те берут деньги, но при этом не несут фактически никакой ответственности за свои действия. «Практика взимания платы за услуги таких организаций, а также коммерческое сопровождение товаров и транспортных средств становится все шире. Она вызывает справедливые, по нашему мнению, нарекания перевозчиков, ведь фирмам приходится платить, и немало, за услуги, которые им не нужны», – приводит пресс-служба слова замминистра транспорта Евгения Москвичева.Реакция первого вице-премьера выразилась в предложении вообще ликвидировать частные компании, обеспечивающие сопровождение грузов через границы. По его мнению, перевозчики не должны платить за контроль, тогда как обязанность по его осуществлению лежит на госорганизации.
Вскоре у малого бизнеса появится еще один вид поддержки – ведомственный. Разрабатывать соответствующие программы совместными усилиями должны правительство и бизнес-объединения. К такому выводу пришли участники состоявшегося на днях заседания Совета Общественной палаты. По их мнению, это позволит сформировать единую госполитику по поддержке малого предпринимательства, что совершенно необходимо для его эффективного развития. Пока же представители делового сообщества и Общественная палата запланировали подготовить доклад о неудовлетворительном состоянии малого и среднего бизнеса в стране. Его они намерены представить президенту и председателю кабинета министров уже в мае.
Вполне вероятно, что вскоре фирмам придется подлаживаться под возможности своих сотрудниц, имеющих малолетних детей, устанавливая для них гибкий режим работы. Разработкой и внедрением специальных графиков труда для молодых мам специалисты соответствующих ведомств займутся уже в ближайшее время. Такое поручение дал президент страны Владимир Путин на состоявшемся на днях заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов, сообщает пресс-служба главы государства.
Сотрудник, который по тем или иным причинам взял отпуск без сохранения зарплаты, конечно, может захворать в период «отдыха», но лишь за свой счет. Дело в том, что в статье 9 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ четко сказано, что пособие по временной нетрудоспособности не назначается сотрудникам за то время, когда они были освобождены от работы с полным или частичным сохранением заработка, а также без оплаты. Таким образом, даже если бедолага принесет в бухгалтерию «больничный» лист, фирма вовсе не должна его оплачивать. Об этом информирует ФСС в письме от 13 марта 2007 г. № 02-13/07-1795.
Предпринимателям не придется в ближайшем будущем платить новый налог — на поддержку материнства и детства. Госдума отклонила на днях соответствующий законопроект в первом чтении. Аргументируя свое решение, депутаты указали авторам документа на недостаточную проработку представленных на рассмотрение поправок в Налоговый кодекс и напомнили об уже принятых мерах по повышению рождаемости в России. Напомним, что авторы законопроекта – депутаты Ярославской областной думы – намеревались улучшить демографическую ситуацию, прежде всего, за счет фирм. По их замыслу, плательщиками налога должны были стать все юридические лица, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. На нужды роста народонаселения с них планировалось взимать полпроцента от выручки, полученной от реализации товаров, работ и услуг.
10.04.2007
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" завершило очередное исследование российского рынка лизинга и составило рейтинг крупнейших лизинговых компаний по итогам 2006 г.
Лизинговый рынок бьет рекорды: в 2006 году рост основных показателей оказался самым большим за последние 5 лет. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд долл. (8 млрд в 2005 г.), а суммарный портфель лизинговых компаний – 19,5 млрд долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005 г. — 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005 г. – 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд долл.
Рост рынка в значительной степени был обусловлен избытком ликвидности у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств.
Кроме того, существенно улучшилась осведомленность потенциальных клиентов о лизинге.
Прирост объема нового лизингового бизнеса составил 83%. «Это означает, что рынок вышел на новую стадию роста, — считает директор департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Павел Самиев. — Первый цикл, начавшийся в 1999-2000 гг., в 2005 году завершился волной инвестиционного спроса и обновления основных фондов. Впечатляющий прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2006 году стал фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет. Сейчас мы наблюдаем начало повышательной волны нового цикла».
Как показало исследование, основная доля нового бизнеса в 2006 году пришлась на лизинг железнодорожного состава, лизинг грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупности составили около 50% рынка. Данное соотношение характерно для многих стран с развитым рынком лизинга. По оценкам аналитиков «Эксперт РА», сегмент лизинга железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 году. Также хорошие перспективы для развития есть у лизинга недвижимости и сельскохозяйственной техники и продукции.
Конкуренция заставляет лизинговые компании перестраивать и оптимизировать свой бизнес. В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, удлиняются сроки сделок. 2006 год, по словам представителей многих компаний, стал годом снижения маржи по лизинговым сделкам. Кроме того, среди наиболее важных тенденций на рынке – диверсификация источников финансирования деятельности, оптимизация управления рисками и бизнес-процессами, а также экспансия лизинговых компаний в регионы.
Диверсификация источников финансирования заставляет лизинговые компании активнее повышать свою кредитоспособность и подтверждать ее высокий уровень рейтинговыми оценками.
Однако есть ряд факторов, которые, как и ранее, сдерживают развитие рынка. В числе основных проблем – невозврат НДС, повышенное внимание налоговых органов к сделкам возвратного лизинга, пробелы в законодательстве, касающемся лизинга недвижимости.
Рейтинг «ТОР-100 лизинговых компаний России в 2006 году» представлен на
сайте «Эксперт РА».
В ближайшие дни Минфин может объявить о существенном недоборе доходов федерального бюджета в I квартале 2007 года. По появившейся вчера неофициальной информации, план по сбору налогов недовыполнен на 14%.
Вчера вечером агентство "Прайм-ТАСС" со ссылкой на источник в правительстве распространило данные об исполнении федерального бюджета в I квартале 2007 года. В соответствии с ними доходы бюджета в январе–марте 2007 года составили 1 трлн 421,1 млрд руб.– это ровно на 150 млрд руб., или 10%, меньше, чем предполагалось планом (в Минфине его называют уточненной бюджетной росписью).
Публикация этих данных обычно осуществляется 10-15 апреля, и появление данных 9 апреля оказалось сюрпризом для Минфина. Один из сотрудников заявил, что "утечка, скорее всего, произошла в Федеральном казначействе, а по ее факту будет возбуждено служебное расследование".
Основной недобор налогов, согласно этой информации, произошел как раз по линии ФНС. За три месяца она собрала 674,1 млрд руб. Это на 105 млрд руб. меньше плана – фактический сбор доходов составил 86,5% от запланированного. Федеральная таможенная служба, несмотря на информацию о росте импорта, собрала 678,5 млрд руб. (90,8% плана). Росимущество и другие органы (5% общих сборов) немного перевыполнили план.
Исполнение бюджета 2007 года радикально отличается от опыта последних лет: и в 2005, и в 2006 году доходы существенно опережали график. В I квартале прошлого года план по доходам был перевыполнен на 17,9%, при этом поступления в бюджет были немного ниже, чем в 2007 году.
В Минфине недобора доходов в 2007 году ожидали. Еще 30 марта на сайте ведомства были опубликованы "Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2010 годы", в которых прогнозировалось, что фактические доходы в 2007 году окажутся на 716,2 млрд руб. ниже, чем предусмотрено законом о бюджете. Но самым значимым фактором снижения в документе обозначено снижение цен на нефть, а не проблемы с НДС.
Американец, уволенный неделю назад из бухгалтерской фирмы в городе Троя, штат Мичиган, в понедельник пришел в офис компании и открыл огонь по бывшим сослуживцам, убив двоих и тяжело ранив еще одного.
Как сообщает
AFP, несмотря на то, что за последние дни шифр кодового замка на входе был изменен, 38-летний Энтони Лакаламита (Anthony Lacalamita) смог проникнуть в помещение фирмы Gordon Advisors с помповым ружьем в руках, после чего направился прямиком к трем сотрудникам — женщине и двум мужчинам — и произвел по ним несколько выстрелов. 63-летняя Мэдлин Кафури (Madeline Kafoury) от полученных ран умерла по пути в больницу, мужчины 47 и 48 лет, чьи имена не сообщаются, были госпитализированы в критическом состоянии, один из них позже скончался.
Среди работников офисного здания, в котором помимо Gordon Advisors расположено несколько адвокатских контор, после выстрелов началась паника — часть из них забаррикадировалась в своих комнатах, другие спешно выбежали на улицу. Злоумышленник же покинул здание и на своем автомобиле попытался скрыться от полицейских по федеральной автостраде, развивая при этом скорость почти до 200 километров в час. Спустя примерно 15 минут Лакаламита решил добровольно сдаться властям.
"Видимо, он понял, что если бы не сдался, то мы бы его застрелили", — цитирует AP помощника шерифа округа Дженеси (Genesee County) Джеймса Гейджа (James Gage).
В машине подозреваемого сотрудники полиции обнаружили помповое ружье 12 калибра с тремя патронами к нему. Лакаламита в ходе задержания молчал и выглядел, по словам полицейских, "чрезвычайно подавленным".
Город Троя, в котором развернулись драматические события, расположен в 25 километрах к северу от Детройта. На сайте Gordon Advisors размещено сообщение о том, что в связи с гибелью Мэдлин Кафури офисы компании будут закрыты 10 апреля.
Весьма печально закончилась деятельность председателя комитета по развитию потребительского рынка и предпринимательства районной администрации Волгограда. Чиновница, уличенная в вымогательстве денег у местных коммерсантов, приговорена к трем годам и одному месяцу лишения свободы. Кроме того, ей в течение двух лет запрещено занимать руководящие должности. Могло быть и хуже, однако служители Фемиды учли в качестве смягчающих обстоятельств тяжелое семейное положение подсудимой, на иждивении которой находится дочь-инвалид и престарелые родители.Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, с марта по ноябрь 2006 года женщина почти ежедневно получала от индивидуальных предпринимателей взятки в размере от полутора до шести тысяч рублей за выдачу разрешений на размещение торговых точек. Правоохранителям удалось доказать 87 эпизодов мздоимства. Еще в ходе следствия чиновница полностью признала свою вину и ходатайствовала о рассмотрении ее уголовного дела в ускоренном порядке.
Срок вступления в силу ограничения оборота денатурированной спиртосодержащей непищевой продукции откладывается на три месяца. Накануне депутаты Госдумы сразу в трех чтениях приняли соответствующий законопроект. Напомним, что одно из положений закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта» предусматривает полный запрет на торговлю парфюмерно-косметической продукцией, не соответствующей отечественным нормам денатурации. Положение должно было вступить в силу 1 апреля текущего года. Однако участники рынка не раз указывали, что запрещенные в России добавки содержатся практически во всей импортной парфюмерии и косметике, и в случае исчезновения ее с прилавков стране грозит очередной кризис, аналогичный алкогольному. Мнение коммерсантов не осталось без внимания: пока депутаты перенесли срок вступления в силу данной нормы на 1 июля, а в дальнейшем намерены пойти еще дальше и отменить запрет вовсе. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщили в Комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Представители бизнес-сообщества рады, что здравый смысл наконец-то возобладал. «Декларируемая цель запрета – борьба с отравлениями суррогатами. Но я сомневаюсь, что человек, у которого не хватает денег на качественную водку, будет приобретать для «питьевых» целей достаточно дорогостоящий импортный парфюм», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Владимир Салев.
Все без исключения разработанные и реализуемые в регионах программы поддержки малого предпринимательства имеют шанс получить ощутимую материальную помощь из федерального центра. Чиновники Минэкономразвития решили спонсировать подобные проекты на конкурсной основе. Об этом в ходе заседания правления Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» заявила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Наталья Ларионова. По ее мнению, нельзя удовлетворить потребности малого бизнеса, поддерживая в государственном масштабе только лишь строительство бизнес-инкубаторов, экспортно ориентированные малые фирмы, микрофинансирование и венчурные фонды. Поэтому любое мероприятие, которое является актуальным для того или иного региона, отметила Ларионова, может быть вынесено на конкурс МЭРТ и получить необходимую помощь.
Не исключено, что вскоре у малых предприятий появится возможность легко и просто вписаться в структуру промышленного производства. Такая цель легла в основу программы «Легализация деятельности самозанятого населения и развитие малого бизнеса». Об этом на прошедшем заседании координационного совета Общественной палаты рассказал президент объединения предпринимателей «ОПОРА России» Сергей Борисов. По его словам, существующие меры поддержки малых предприятий хотя и предоставляют им определенные льготы и ресурсы, но вовсе не повышают их конкурентоспособность и технологический уровень. Представленная лидером бизнес-объединения программа предполагает создание благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса. Базой для этого должны стать крупные «якорные» предприятия (заводы), призванные сгруппировать вокруг себя малые и средние фирмы, выполняющие услуги на условиях аутсорсинга. Вокруг них будут сформированы полноценные отраслевые кластеры, которые станут основой региональной экономики. Пилотный проект программы стартует в этом году в Архангельске. Уже вскоре там должно начаться строительство промышленного парка: инженерной инфраструктуры и необходимых для фирм помещений.
Уже в недалеком будущем предпринимателям, вероятно, будет проще добиться от чиновников получения необходимой информации. Как стало известно корреспонденту «ФАФИ», законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Госдума намерена рассмотреть 20 апреля. Документ четко регламентирует механизм предоставления официальных сведений властными структурами. Так, ответить на запрос чиновники должны будут не позднее 30 дней со дня его регистрации. Максимально допустимая отсрочка составит не более 15 дней, и, для того чтобы отложить ответ, потребуются веские причины. Кроме того, пользователя информации должны будут предупредить о задержке в течение недели со дня получения запроса. Немаловажно, что обратившемуся за официальными сведениями вовсе не обязательно обосновывать необходимость их получения. Нужно лишь непременно подписаться, указать свой адрес и воздерживаться от оскорбительных выпадов. Согласно сопутствующим законопроекту поправкам в КоАП за неправомерный отказ предоставить информацию и затягивание сроков ответа чиновнику будет грозить штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей.
Фирма на УСН, привлекая к ведению кадрового учета стороннюю организацию, расплачиваться с ней должна из средств, оставшихся после уплаты единого налога. Дело в том, что данный вид затрат не предусмотрен в статье 346.16 Налогового кодекса, а значит, подобные расходы ни при каких обстоятельствах не уменьшают налоговую базу «упрощенца». Об этом сообщает Минфин в письме от 29 марта 2007 г. № 03-1104/2/72.
Услуги компаний по выдаче поручительства за третьих лиц облагаются НДС в общем порядке. Таков вердикт Минфина, изложенный в письме от 12 марта 2007 г. № 03-07-07/07. Финансисты указали, что в перечне операций, освобожденных от НДС, действительно поименованы услуги по выдаче поручительства за третьих лиц (ст. 149 НК). Вместе с тем, как отмечают представители главного финансового ведомства, данной льготой вправе воспользоваться лишь банки либо организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Что же касается фирм, которые не имеют специальной лицензии, то на них данная норма не распространяется.