20.02.2007
При списании предмета лизинга, выводимого досрочно из эксплуатации, собственник вправе учесть в составе внереализационных расходов суммы недоначисленной по нему амортизации. Об этом информирует Минфин в письме от 8 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/73. Финансисты рассмотрели следующую ситуацию: в результате действий лизингополучателя предмет договора был попросту утрачен. Признав свою вину, он возместил владельцу объекта причиненный имущественный ущерб. Полученные суммы безоговорочно относятся к внереализационным доходам. Вместе с тем подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса позволяет одновременно учитывать в составе внереализационных расходов затраты на ликвидацию основных средств. Причем, как подчеркивают представители финансового ведомства, в них включаются и суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Интересно, что данное разъяснение Минфин направил в Управление администрирования налога на прибыль ФНС. Так что, скорее всего, налоговики на местах при принятии решений будут руководствоваться именно им.
Компаниям скоро придется готовить документы, подтверждающие затраты на маркетинговые исследования или консультационные услуги. Их могут в любой момент потребовать налоговые органы. Это следует из рекомендаций по оформлению нарушений законодательства по налогу на прибыль, выпущенных для служебного пользования управлением Федеральной налоговой службы (ФНС) по Москве.
Таким образом фискалы намерены бороться с занижением налога на прибыль, при котором компании искусственно увеличивают свои расходы.
Первым пунктом из тех, что должны будут насторожить налоговиков в ходе проверки, станет однотипность документов, подтверждающих затраты на маркетинговые услуги. Компанию заставят представить подробнейшую информацию о полученных результатах работы, если окажется, что все договоры направлены, например, на изучение какого-либо определенного рынка, стоимость услуг в документах окажется фиксированной, а порядок оплаты и период предоставления заказанной информации — одинаковыми.
Отчитаться придется по каждой операции: к примеру, придется раскрыть сведения о стоимости услуг по интервьюированию, групповому обсуждению результатов. Если выяснится, что компания не занимается реализацией товара, связанного с исследованием, то затраты на него могут быть признаны экономически не оправданными.
«Налоговая инспекция уделяет пристальное внимание проверке договоров на маркетинговые услуги, поскольку трудно удостовериться в реальности их оказания», — говорит начальник отдела консалтинга АКГ «Финэкспертиза» Нина Козлова. Сейчас, как пишут налоговики, при проверке заказчик нередко предоставляет докладные записки. В них говорится, что заказчик устно передал задание маркетинговому агентству и в устной форме получил отчет. Налоговики будут отказываться признавать расходами оплату подобных исследований.
По словам руководителя налоговой практики в СНГ компании Ernst&Young Петра Медведева, особенно осторожными нужно быть компаниям, заказывающим исследования на крупные суммы, а также пользующимся услугами иностранных поставщиков.
20 февраля в здании ИА “Росбалт” прошла дискуссия на тему “Российские реформы: хотели как лучше, а получилось как?”, посвященная наметившимся проблемам реформы ЖКХ.
Генеральный директор института экономики ЖКХ Игорь Бычковский, занимающийся проблемой жилищно-коммунального сектора уже 34 года, напомнил, что на одного человека в России приходится 21 кв. метр жилья, в перспективе планируется довести это количество до 22 кв. метров, в то время как в США оно составляет 70 кв. метров. Только по официальным данным, 14% жилого фонда России составляет так называемый ветхий фонд. При этом в год на человека вводится 0.55 кв. метра. Для сравнения, в мире – около 1 кв. метра. Кроме того, в России на один километр подводящих коммуникаций приходится в общей сложности по две аварии, что в десять раз превышает количество аварий в Европе. Велик в сфере ЖКХ и расход “живого труда”: на одну тысячу жителей он в 2.5 раза выше, чем в европейских странах, заметил И.Бычковский.
Очевидно, считает он, что "традиционных" средств на реформу ЖКХ не хватит, потребуются инвестиции: сегодня на развитие инфраструктуры ЖКХ тратится 6.5% бюджета сферы, а требуется – 22%. Возместить же инвестиционную составляющую лишь за счет повышения тарифов не удастся, считает И.Бычковский: население страны может оплачивать лишь 8% бюджета ЖКХ. Бедность граждан РФ приводит к тому, что ипотека в состоянии обеспечить жильем лишь 10-15% граждан, т.е. “верхушку среднего класса”.
Среди трех форм управления в сфере ЖКХ, по словам И.Бычковского, “нет реальной альтернативы”: совершенно все равно, каким образом избирается управляющая компания, напрямую или при помощи образования ТСЖ. Управляющая компания (УК) не может управлять районом или округом, она действует “в пределах нескольких домов”. Городу, считает И.Бычковский, исторически легче управлять МУПами, но подобная система все равно нуждается в коренной трансформации. Именно город должен задавать уровень обслуживания сферы ЖКХ, который будет поддерживаться за счет заключения конкретных договоров с населением и УК. Должны действовать и договоры аренды, и уставы учрежденных концессий, и особые технические регламенты. Вскоре частных операторов в сфере ЖКХ станет значительно больше, предсказывает И.Бычковский, однако лишь в городах-миллионерах. Малые города России, в которых проживает треть населения страны, имеют минимальное количество ресурсов и, по его словам, “бизнес не соблазнят”. В лучшем случае частный бизнес придет в малонаселенные регионы нескоро, считает И.Бычковский, и потому отказываться от стратегического планирования в этой сфере рано.
ТСЖ представляется И.Бычковскому перспективным форматом, но продвигается он с трудом, потому что “превращен в источник бюрократических поборов”.
Председатель подкомитета по предпринимательству в жилищно-коммунальной сфере Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, бизнес-директор компании РБК Лидия Смолина заявила, что “изношенная инфраструктура сектора требует государственного вмешательства”. Ключевой проблемой ЖКХ Л.Смолина считает отсутствие комплексного подхода к реформе. На государственном уровне, отметила она, проблема не решится: слаба нормативная база реформы, поддержка ее идет только через соответствующий национальный проект в части модернизации объектов сектора. В 2007 году планируется привлечь в сектор 4.2 млрд рублей инвестиций. Однако инвесторы не смогут заработать на изготовлении проектной документации в отсутствии госзаказа , заметила Л.Смолина.
Рынок частных компаний в ЖКХ пока невелик, и, чтобы он привлек как можно больше частного бизнеса, следует провести тотальную инвентаризацию и регистрацию имущества ЖКХ, без которого инвестиционная привлекательность сферы останется весьма проблемной. Невнятна ситуация и с тарифным регулированием, которое меняется каждый год. Инвестиционная активность в ЖКХ сдерживается серьезными рисками невозврата средств.
Отвечая на вопрос корреспондента ИА “Альянс Медиа”, в какой области ЖКХ конкретно мог бы приложить свои усилия малый бизнес, Л.Смолина ответила, что недооценивать возможности малых предпринятий не следует. Малый бизнес, по ее мнению, в силах работать в сфере эксплуатации зданий и сооружений, а также в сфере распределения энергии, тепла и водных ресурсов.
Уже две недели не стихает бурная дискуссия по поводу предложений Минздравсоцразвития, корректирующих пенсионную реформу, а также альтернативного варианта, подготовленного в Минэкономразвития. Вчера свою точку зрения на дальнейшее выстраивание российской пенсионной системы высказал бизнес.
По словам руководителя рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем Леонида Федуна, одна из острейших проблем — разрыв между уровнем заработной платы работника и величиной его пенсии после прекращения трудовой деятельности — только усугубляется. Если на старте реформы коэффициент замещения (отношение размера пенсии к величине заработка) составлял 0,3 (то есть, выходя на пенсию, человек получал примерно треть зарплаты), то сейчас он уменьшился до 0,25, а еще через десять лет, по некоторым оценкам, не превысит 0,17-0,18. Таким образом, как сказал Леонид Федун, пенсионная система в нынешнем ее виде приведет к "гарантированной нищете" при выходе на пенсию даже высокооплачиваемых работников.
По мнению специалистов РСПП, обеспечить достойный размер будущих пенсий можно только развивая накопительную часть пенсионной системы. "В этом смысле можно только поблагодарить Михаила Зурабова, который предложил через несколько лет вернуть накопления "молчунов", которыми сегодня управляет ВЭБ, в страховую, то есть распределительную часть, это по крайней мере заставит работников "пошевелиться" и подтолкнет их воспользоваться услугами частных управляющих компаний", — считает Леонид Федун.
При этом предложение Минэкономразвития "принудительно" отдать средства "молчунов" частным управляющим Федун назвал "чересчур радикальным": "Кто и как будет решать, какая именно компания будет инвестировать деньги конкретного гражданина, — непонятно. К тому же, если в дальнейшем эта компания обанкротится, даже невозможно представить, сколько будет судебных исков и к чему это приведет".
“Развивать накопление нужно, — заявил Федун. — Но для этого все же необходимо заняться финансовым ликбезом населения, чтобы решение о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда люди принимали сами”.
В РСПП считают, что поправить финансовые дела пенсионной системы можно следующим образом. Во-первых, признать, что базовая пенсия — это никакая не пенсия (то есть то, что человек сам заработал), а всего лишь социальное государственное пособие по старости. И выплачиваться это пособие должно не за счет средств Пенсионного фонда (то есть за счет страхования), а из федерального бюджета. Соответственно, это поможет уменьшить дефицит средств на выплату страховых пенсий. К тому же можно было бы рассмотреть вопрос о том, кому именно платить базовые выплаты, а именно только тем, кто не смог сам заработать.
Во-вторых, напоминают в РСПП, стоит вспомнить о "замороженном" вот уже шесть лет законе о досрочных (профессиональных) пенсиях. При этом Федун не стал отрицать, что лоббируют непринятие этого закона "некоторые представители крупного бизнеса" (ведь введение профессиональных пенсий для отдельных групп работников подразумевает дополнительное отчисление средств на эти цели работодателем). Однако в целом бизнес все-таки склонен признать, что именно введение дополнительного, профессионального пенсионного страхования сможет и пенсии многим поднять, и нагрузку на Пенсионный фонд уменьшить.
Наконец, третье предложение, сформулированное РСПП, во многом, как ни странно, совпадает с предложением Минздравсоцразвития. Речь идет о введении дополнительного пенсионного страхования по желанию самого работника. Причем это желание можно стимулировать (ранее это предлагал и Михаил Зурабов) дополнительными отчислениями со стороны работодателя (будь то коммерческая фирма или государство). Такая система уже используется в некоторых отраслевых негосударственных пенсионных фондах (в частности, нефтяных) — дополнительных затрат от работодателя это требует немного, а эффект достигается заметный.
Госдума готовится к обсуждению проекта поправок в Бюджетный кодекс. Претензии к нему уже предъявили не только депутаты и Счетная палата, но и Фонд социального страхования.
Руководство Фонда социального страхования (ФСС) выступило категорически против проекта поправок в Бюджетный кодекс. Оно недовольно отменой зачетного механизма и централизацией контроля за кассовым исполнением бюджета фонда в казначействе. "Поправки разрушают действующую в системе обязательного социального страхования зачетную систему и противоречат принципу участия работодателя в страховой системе",– заявил первый зампред ФСС Борис Дуденков при обсуждении проекта Бюджетного кодекса в Совете федерации.
Согласно разработанному Минфином проекту, с января 2010 года исполнение бюджета ФСС переводится на кассовый принцип. Все доходы и расходы ФСС будут проходить через казначейство, а действующий сейчас зачетный механизм исчезнет. Сегодня около 70% расходов ФСС, или 140 млрд руб. работодатель сам проводит через свои бухгалтерии на выплаты пособий: больничных листов, пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет.
В ФСС утверждают, что участие работодателей в зачетах минимизирует затраты и сокращает сроки выплаты пособий. "Принятие поправок приведет к временному разрыву между начислением и фактическим получением работником пособия – например, срок выплаты по больничному увеличится до одного месяца",– говорит Борис Дуденков.
Нагрузка на ФСС вырастет: в региональных отделениях придется создать выплатные кассы, увеличить штат на 30% (10 тыс. работников). Кроме того, ликвидация зачетов не позволит ФСС предоставлять дотации предприятиям, у которых выплаты превышают начисленный ЕСН, а также выделять средства на выплаты пособий малым предприятиям, применяющим специальные налоговые режимы.
В Минфине настаивают, что обслуживать финансовые потоки внебюджетных фондов необходимо через казначейство. "У нас нет подозрений, что нынешний механизм в системе соцстраха ведет к злоупотреблениям,– говорит один из авторов поправок глава департамента Минфина по бюджетной политике Алексей Лавров.– Выплаты из внебюджетных фондов – это обязательства РФ, они должны производиться через казначейство, это общий принцип".
В Госдуме полагают, что ничего менять не надо. "Попытка производить выплаты из ФСС через казначейство обернется параличом всей системы. Нынешняя так называемая зачетная схема выплат отработана и действует в стране с 30-х годов прошлого века. Она позволяет работникам при наступлении страхового случая сразу получать деньги у работодателя. ФСС – единственный фонд, где можно посмотреть в режиме реального времени состояние всех текущих выплат. Казначейству это и не снилось",– говорит депутат Госдумы Оксана Дмитриева.
Однако в Минфине считают, что никакого паралича системы страховых выплат не будет: ФСС на переход к новому механизму дается три года.
РСПП считает необходимым предусмотреть в законе о государственном кадастре недвижимости возможность оспаривания результатов оценки и привлечения независимого оценщика. Об этом на международном форуме "Развитие рынка земли и недвижимости в России" заявил президент РСПП Александр Шохин.
Кроме того он считает, что закон о государственном кадастре недвижимости должен быть принят в ближайшее время. Если же этого не произойдет, то потребуется перенести введение в действие закона, предусматривающего переоформление в собственность или аренду земельных участков, находящихся у предприятий на праве постоянного или бессрочного пользования. Этот закон должен вступить в силу с 1 января 2008 г. и он предусматривает предельную ставку 2,5% от кадастровой стоимости при оформлении таких земельных участков. А.Шохин считает, что между вступлением в силу закона о государственном кадастре недвижимости и законом о переоформлении прав на землю должен пройти как минимум год.
Президент РСПП также заметил, что в законе о переоформлении прав на землю отсутствует норма о предоставлении отсрочки платежа при оформлении. По его словам, РСПП настаивает на том, чтобы такая отсрочка предоставлялась, так как она необходима малым и средним предприятиям.
19.02.2007
Инспекция отказала в вычете по НДС, так как общество не представило вместе с декларацией международную авиационную грузовую накладную с отметками пограничных таможенных органов.
Однако экспортный груз был вывезен представителем общества пассажирским рейсом в личном багаже.
При этом кроме пассажирского билета и багажных квитанций общество представило в инспекцию ГТД с отметками таможенных органов "Выпуск разрешен" и "Товар вывезен полностью", авиабилет, а также доверенность, подтверждающую полномочия сотрудника общества на вывоз товаров.
Согласившись с доводами суда, инспекция, тем не менее, указала на то, что представленные пассажирский билет и багажные квитанции не переведены на русский язык. Жалобу чиновников суд отклонил, сославшись на то, что инспекция могла воспользоваться правом истребования дополнительных документов, предусмотренным статьей 88 НК РФ.
Кроме того, налоговики указали на несовпадение количества мешков с товарами, указанных в документах, — 7 и 8 мешков, — а также на то, что в доверенности указано 160 кг багажа, а в пассажирском билете — 150 кг. Однако и эти доводы налоговиков не были приняты судом: согласно авиабилету пассажир имеет право бесплатно перевезти 20 кг багажа. В данном случае дополнительно была оплачена перевозка 150 кг сверхнормативного багажа. Часть багажа была провезена представителем общества в салоне самолета. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2007 г. N А56-15544/2006).
Налоговые инспекции страны призывают компании при формировании справок по форме №2-НДФЛ в электронном виде следовать следующим правилам. Если число представляемых справок превышает 5 тысяч, формировать несколько файлов. При наличии у компании обособленных подразделений справки от головной организации и каждого подразделения должны содержаться в отдельных файлах. И, наконец, на каждый представляемый файл нужно сформировать отдельный реестр. Однако в ФНС России отмечают, что эти требований придерживаться не обязательно: «Это всего лишь рекомендации. Отказать в приеме справок, оформленных без учета наших рекомендаций, и оштрафовать за непредставление сведений инспекторы не имеют права», – сообщили корреспонденту «УНП» в ФНС.
В первом чтении приняты поправки в закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части квотирования рабочих мест для инвалидов.
Данным законопроектом повышается размер квоты на работу инвалидов на предприятиях с 2% до 4 % от общего количества рабочих мест.
При этом документ устанавливает, что теперь платить квоту за неработающих на предприятии инвалидов должны все организации,численность сотрудников в которых превышает 50 человек (ранее было 100 человек).
Также в законопроекте прописаны последствия невыполнения норм закона о квотировании: документ устанавливает конкретный размер платежа за каждого инвалида.
Представитель законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, автор законопроекта, озвучил причины введения поправок: «На данный момент в России числится 14 млн инвалидов, то есть каждый 10-й житель России – инвалид. При этом 90% инвалидов у нас не трудоустроены».
В связи с крайней ситуацией области трудоустройства инвалидов законопроект необходимо принять, считает Тюльпанов.
Однако Правительство категорически против принятия данного документа: принятие этого закона существенно увеличит нагрузку на малый бизнес.
Представители Правительства на заседании ГД также указали на существенный недостаток данного проекта – фиксированный максимальный платеж за каждого нетрудоустроенного инвалида.
По мнению представителей Правительства, фиксированный платеж, например, будет иметь разную значимость для крупной консалтинговой компании и для небольшого фермерского хозяйства.
Член Комитета по охране здоровья Госдумы Борис Кибирев также негативно высказался о законопроекте: «Закон не решит проблему, так как в палатке инвалид мало что может сделать».
По заявлению председателя комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева, теперь, когда закон принят в первом чтении, будет создана рабочая группа, в которую войдут представители общественных организаций инвалидов, представители малого бизнеса, представители объединения работодателей. Цель работы группы – выработка приемлемого варианта проекта, который учтет интересы всех сообществ.
УФНС России по Тверской области заявило, что в 2007 году инспекторы будут использовать в работе так называемые «контрольные сообщения». Суть нового метода состоит в том, что при проведении выездной налоговой проверки компании инспектор составляет «контрольные сообщения» о деятельности ее контрагентов и направляет их в ИФНС по месту нахождения контрагентов для дальнейшей проверки отражения финансовых операций в налоговой отчетности этих предприятий. Это, например, информация о заключенных между компаниями договорах (ценах, суммах, условиях). По сути, проверяя одну компанию, инспекторы будут формировать контрольный материал в отношении других. Тверское управление сообщает, что такой опыт позаимствован ими у налоговиков Германии.
Журнал "Финанс" опубликовал рейтинг 500 богатейших российских граждан. Как выяснилось, Роман Абрамович больше не является обладателем крупнейшего состояния в стране. Между тем, количество долларовых миллиардеров в России выросло в 2006 году на 11 человек.
Рейтинг формируется в три этапа. Сначала эксперты журнала анализируют рыночное положение компаний. Затем происходит оценка состояний. Он осуществляется путем сложения стоимости предприятий, акциями которых владеет бизнесмен, земли, недвижимости и прочих доходов, полученных в результате активной деятельности участника рейтинга. Капитализация компаний, акции которых торгуются на биржах, рассчитана на 15 января 2007 года.
Завершающий этап включает анализ капитала миллиардеров, владеющих различными активами, для того, чтобы исключить из него денежные средства, потраченные на покупку новых активов, стоимость которых учтена на втором этапе.
Список богатейших россиян издание публикует уже четвертый год подряд. Общий объем состояний участников рейтинга равняется 425,1 миллиарда долларов. Это почти в 1,5 раза больше по сравнению с 2005 годом, хотя тогда список насчитывал 720 человек.
Первую строчку списка занял владелец компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска. Его состояние эксперты оценили в 21,2 миллиарда долларов. В прошлом году Дерипаска согласился объединить свою компанию "Русал" с СУАЛом Виктора Вексельберга для создания крупнейшего алюминиевого холдинга в мире.
На вторую ступень пьедестала переместился губернатор Чукотского автономного округа и владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович. По информации издания, в распоряжении Абрамовича находится 21 миллиард долларов.
Почетное третье место досталось гендиректору компании "Норильский никель" Михаилу Прохорову. Правда, после того, как он и его партнер Владимир Потанин разделят бизнес, Прохоров оставит свой пост и займется созданием крупнейшего частного энергохолдинга страны. Состояние бизнесмена оценивается в 14,2 миллиарда долларов. Большинству россиян он стал известен после скандала на французском курорте Куршевель, случившегося в январе 2007 года.
Столько же принадлежит уже бывшему партнеру Прохорова главе ЗАО "Холдинговая компания "Интеррос" Михаилу Потанину, занявшему четвертую строчку рейтинга. Год назад партнеры стояли в списке под номерами "восемь" и "девять" соответственно.
Пятое место с состоянием в 13,9 миллиарда долларов занял председатель совета директоров и крупнейший акционер Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. Компании принадлежит завод в Дании Dan Steel. Кроме того, НЛМК в 2006 году объявил о намерении приобрести итальянский концерн Duferco.
На 50 миллионов долларов меньше удалось скопить владельцу "Альфа групп" Михаилу Фридману. Его журнал поместил на шестую позицию рейтинга. Подняться на эту строчку предпринимателю удалось благодаря тому, что его компания приоткрыла "завесу тайны структуры акционерного капитала".
На седьмое место списка попал президент нефтяной компании "Лукойл" Вагит Алекперов с состоянием 12,3 миллиарда долларов. Примечательно, что его организация объявила об амбициозном плане инвестиций, согласно которому компания в ближайшие 10 лет вложит около 100 миллиардов долларов в различные проекты.
Следом идет собственник компании "Нафта-Москва" Сулейман Керимов с состоянием 12,1 миллиарда долларов. Широкому кругу россиян бизнесмен стал известен после автокатастрофы в Ницце. Предприниматель не справился с управлением автомобилем Ferrari Enzo и на полной скорости врезался в дерево. Вместе с Керимовым в салоне находилась и известная телеведущая Тина Канделаки.
Девятая строчка рейтинга досталась крупнейшему акционеру "Северстали" Алексею Мордашову, а замыкает десятку главный акционер группы компаний "Ренова" Виктор Вексельберг. Состояния предпринимателей оценивается в 11,25 и 11,20 миллиарда долларов соответственно.
В этом году в десятку богатейших людей страны не попал совладелец АФК "Система" Владимир Евтушенков. Он занял 13-е место в рейтинге с 8 миллиардами долларов.
Последнюю строчку рейтинга занял партнер совладельца холдинга "Башкирская химия" Александр Фрайман. Состояние предпринимателя эксперты оценили в 90 миллионов долларов.
Стоит отметить, что количество долларовых миллиардеров за год увеличилось на 11 предпринимателей, достигнув показателя 61 человек. Среди таких бизнесменов оказались в основном представители потребительского рынка. 80 процентов от общего объема состояний приходится на бизнесменов, занявших первые 100 позиций списка.
Кроме того, число участников рейтинга, создавших бизнес с нуля, увеличилось с трех до десяти человек. Ими стали: собственник банка "Русский стандарт" Рустам Тарико (45-е место в рейтинге, 4,3 миллиарда долларов), совладельцы группы "Промсвязькапитал" Дмитрий и Алексей Ананьевы (28-е и 29-е места соответственно, по 3,6 миллиарда долларов), акционеры холдинга X5 Retail group Андрей Рогачев (41-е место, 1,76 миллиарда долларов) и Александр Гирда (46-е место, 1,48 миллиарда долларов) и другие.
Примечательно, что авторы рейтинга причислили к числу работавших над ним специалистов Михаила Горбачева за появление впервые после НЭПа в СССР предпринимателей; Анатолия Чубайса как идеолога ваучерной приватизации, повлекшей массовый переход государственных предприятий в частную собственность; Владимира Потанина — за авторство залоговых аукционов, благодаря которым активы стоимостью в сотни миллиардов долларов перешли в частную собственность за пару миллиардов; Сергея Кириенко — за дефолт 1998 года, способствовавший оздоровлению экономики и развитию потребительских секторов; а также Владимира Путина — за "равноудаление" ряда миллиардеров.
Проблема создания единой базы страховщиков обсуждается несколько лет. Сегодня решение данной проблемы найдено благодаря уникальной идее специалистов Центра страхового права. «Бюро страховых историй», созданное на основе данной идеи позволит страховщикам получить полную гарантию сохранности коммерческой тайны относительно заключенных договоров страхования и рассматриваемых страховых событиях.
Вместе с тем каждый филиал любой страховой компании региона России сможет проверить страхователя (потерпевшего по ОСАГО) и объект страхования (автомобиль, имущество, груз) на случаи двойного страхования, поданные заявления другим страховщикам и прошлые проблемы с обманом страховой компании.
Кроме того, с помощью «Бюро страховых историй» можно будет получить информацию о нечестных страховых агентах, сотрудниках ГИБДД, туроператорах, нотариусах, адвокатах, риэлтерах. Начало работы «Бюро страховых историй» планируется уже в апреле 2007 года.
Количество страховых компаний, имеющих высший рейтинг надежности «Эксперт РА», увеличилось до 10-ти после повышения рейтинговой оценки ООО «Группа Ренессанс Страхование» до уровня А++ «Высокий уровень надежности с позитивными перспективами».
«Сейчас с уверенностью можно утверждать, что на российском страховом рынке наконец-то сформировалась группа лидеров, заметно выделяющихся среди остальных страховых компаний, как по показателям надежности и финансовой устойчивости, так и по подходу к ведению бизнеса, — заявил руководитель направления рейтингов страховых компаний Рейтингового агентства «Эксперт РА» Алексей Янин. — Именно эти компании в настоящее время и формируют «лицо» страхового рынка».
За последние четыре года количество российских страховщиков, получивших оценку А++, увеличилось в 2,5 раза (в 2003 г. их было 4). Увеличение числа высших рейтинговых оценок является отражением качественного развития отечественного страхования, формирования «ядра» рынка, отличающегося высокой финансовой устойчивостью.
Среди существенных изменений показателей деятельности с 2003 года, наиболее характерных для компаний, входящих в рейтинговый класс А++, специалисты «Эксперт РА» выделяют снижение доли страхования жизни во взносах с 10-20% до 0-5%, существенный рост диверсификации страхового портфеля, снижение уровня убыточности в целом по портфелю (с 0,5 – 0,7 до 0,45 – 0,6), повышение качества перестраховочной защиты, рост рентабельности страхового бизнеса (с 1-5% до 5-20%), повышение рентабельности инвестированного капитала (с 5-20% до 10-30%), а также рост расходов на ведение дела (с 0,1-0,3 до 0,15-0,35).
Список компаний, имеющих рейтинг надежности А++ «Эксперт РА»:
1) Группа «КапиталЪ»
2) Группа АльфаСтрахование
3) Группа компаний «Росгосстрах»
4) Группа СОГАЗ
5) Ингосстрах
6) МАКС
7) Москва Ре
8) Ренессанс Страхование
9) РОСНО
10) Страховой дом ВСК.
Все сделки между взаимозависимыми лицами будут жестко контролироваться налоговыми органами. Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс (НК), определяющие правила контроля за трансфертными ценами. Эксперты говорят, что это может парализовать работу многих компаний.
Еще в конце января, представляя доклад об основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы, Минфин пообещал навести порядок в сфере сделок между взаимозависимыми лицами. Судя по всему, этой работе придают огромное значение, ведь, по мнению специалистов ведомства, предприниматели все чаще минимизируют свои платежи, манипулируя ценами при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.
Самая распространенная схема уклонения от налогов — продажа зависимой компании, находящейся в регионе с льготным налогообложением, продукции с занижением цены. Таким образом и материнская, и дочерняя компании уменьшают свои платежи. Еще один вариант: реализация товаров по стоимости ниже рыночной аффилированному юридическому лицу, которое после этого может исчезнуть вместе с выручкой.
Сейчас, по мнению Минфина, крайне сложно доказать наличие зависимости между компаниями и, следовательно, доначислить налоги и штрафы за их неполную уплату. Теперь ситуация должна измениться.
В подготовленном законопроекте, во-первых, дается достаточно четкое определение зависимым лицам (в их число включены и офшорные компании). Во-вторых, приводится список сделок, которые должны контролироваться Федеральной налоговой службой (ФНС). Кроме этого, дается четкое определение рыночной цены: она будет устанавливаться инспекторами не на глаз, как сейчас, а при помощи довольно сложной методики.
"В документе есть ряд изменений, которые сложно оценить,- отмечает юрист коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Елена Гурбатова.- То, что Минфин предлагает руководствоваться при контроле ценообразования не некоей единой для идентичных случаев рыночной ценой, а интервалом цен, что больше соответствует действительности, можно только приветствовать. С другой стороны, расчет этого интервала цен менее прозрачен. К тому же теперь малейшее отклонение от определенных границ интервала принесет налогоплательщикам неприятности: им может быть доначислен налог и выписан штраф".
Однако на этом положительные изменения, которые собирается внести Минфин в НК, заканчиваются. Эксперты уверены, что поправки, которые вводят институт декларирования сделки, принесут бизнесменам массу проблем. Дело в том, что статьи 4319 и 4320 закона обязывают налогоплательщиков предоставлять в инспекцию всю информацию о контролируемых сделках (если ее сумма превышает 1 млн. руб.).
Это значит, что предприниматель должен направить в инспекцию весьма объемный документ, где укажет налоговый период, в который совершалась сделка, ее условия, лиц, с которыми совершена контролируемая сделка, и т. д.
По мнению экспертов, это может парализовать работу российских компаний. "Предприниматели со всей страны станут присылать в налоговые инспекции информацию о своих сделках, которую ФНС просто не в состоянии будет обработать",- говорит партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. "Чтобы выполнить эти требования, финансовые директоры и бухгалтеры должны работать только на налоговую инспекцию",- отмечает Гурбатова. Кроме того, Костальгин напоминает, что условия проведения сделок являются коммерческой тайной, и добавляет: "Ее разглашение обернется огромными убытками для компаний".
Ассоциация менеджеров и ИД "Коммерсантъ" представили результаты очередного опроса российских бизнесменов в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. В этот раз респондентов попросили оценить инициативы российских властей по повышению информационной открытости как собственной, так и подконтрольной им банковской системы. Оказалось, что бизнесмены идею открытости приветствуют, но не особо верят в возможность практической реализации подобных проектов.
В опросе приняло участие 114 ведущих топ-менеджеров и собственников российских компаний. Опрос проводился в период с 25 января по 5 февраля.
Первой темой, предложенной для обсуждения российскому деловому сообществу в январе, стало внесение правительством РФ в Госдуму пакета законопроектов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности госорганов. Эти документы не только подробно регламентируют порядок информирования граждан о работе органов власти, но и впервые устанавливают наказание за его нарушение. За затягивание ответа, необоснованный отказ в предоставлении информации или дезинформирование граждан чиновникам будет грозить штраф в размере до 30 минимальных зарплат. Мнения представителей российского бизнеса по вопросу, позволят ли данные меры снизить административные барьеры, выстраиваемые чиновниками, разделились практически поровну.
Примерно половина (47,8%) участников опроса уверены, что данные меры позволят это сделать. Другая половина респондентов полагает, что нужны другие меры борьбы (23,9%) и что данные меры не позволят снизить административные барьеры (21,7%). 6,6% проголосовавших выбрали пункт "другое". Судя по результатам, отечественный бизнес, имеющий обширную практику работы с чиновниками, с осторожностью оценивает возможные перспективы от реализации этих законопроектов.
При этом чуть меньше половины (45,6%) респондентов уверены, что одними только штрафами проблему не решить. 41,3% ответивших считают, что уровень штрафа за нарушение, предусмотренный в законопроекте (до 30 МРОТ, 3 тыс. руб.), недостаточен, и лишь 13,1%, напротив, считают его достаточным.
Отечественные деловые круги прекрасно понимают, что для снижения административных барьеров нужны не отдельные меры, а целый комплекс, это и показали итоги опроса.
На вопрос, будут ли реально в случае принятия законопроекта налагаться штрафы на чиновников, его нарушающих, подавляющее большинство (71,8%) респондентов ответили, что все будет зависеть от политической воли надзорных органов. Около четверти (23,9%) считают, что штрафы налагаться не будут, поскольку чиновники всегда найдут способ избежать ответственности. И лишь 4,3% опрошенных полагают, что штрафы будут налагаться.
Это показывает, что бизнес прекрасно понимает: в нашей стране законы применяются избирательно и все будет зависеть от политической воли в каждом конкретном случае.
Второй темой месяца, предложенной вниманию представителей российских деловых кругов в январе, стало признание Верховным судом правомерности претензий Роспотребнадзора о незаконности взимания банками дополнительных комиссий и штрафов при обслуживании кредитов.
Юристы уверены, что теперь российские банки ожидает волна исков со стороны заемщиков, что снизит рентабельность кредитного бизнеса банков. За последнее время это уже второй ощутимый удар по кредитному бизнесу банков: чуть раньше, в январе, ЦБ обязал банки указывать в договорах эффективную ставку по кредиту, которая может отличаться от декларируемой в разы. Каково мнение отечественного бизнес-сообщества по эффективности и последствиям данных мер?
Почти две трети опрошенных представителей деловых кругов уверены, что меры госрегулирования кредитного рынка будут неэффективны (15,3%) и банки все равно найдут способ обойти преграду и сохранить/увеличить свои доходы (47,8%). Но около трети (36,9%) ответивших, напротив, считают, что данные меры будут эффективны.
Бизнес, похоже, понимает, что банки не будут мириться с потерей доходности и все равно найдут возможность восполнить убытки.
Пострадают же от таких мер в первую очередь банки, занимающиеся потребительским экспресс-кредитованием (60,9%), потребители кредитов (23,9%) и торговые сети, реализующие часть товаров и/или услуг за кредитные средства (17,4%), уверены опрошенные. Лишь 10,9% респондентов полагают, что никто не пострадает и все только выиграют, а 8,7% – что пострадает весь банковский сектор.
При этом большая часть (71,7%) участников опроса уверены, что данные меры вводятся в интересах потребителей, около половины (45,6%) – что в интересах государства, а треть (32,6%) – что в интересах представительств и дочерних структур иностранных банков в РФ. 10,9% респондентов считают, что меры госрегулирования кредитного рынка вводятся в интересах российских банков, а 8,7% выбрали пункт "другое".
Нельзя не отметить оптимизм отечественных деловых кругов, считающих, что в первую очередь данные меры госрегулирования вводятся для защиты потребителей, а во вторую – государства.
Систему контроля, аналогичную печально знаменитой «алкогольной» ЕГАИС, предполагается ввести для учета всех товаров, продаваемых на территории России. С инициативой создания Единой системы идентификации товаров выступили депутаты.
Они намерены прописать все особенности ее функционирования в базовом законе о торговле, который в настоящее время разрабатывает Минэкономразвития. До 1 июля документ должен поступить на рассмотрение правительства. В законе будут прописаны основные принципы регулирования, меры поддержки торговой деятельности, а также предусматривается создание системы государственного контроля и установление ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.
Депутаты тоже активно включились в процесс разработки закона. Они предложили свою модель контроля за розницей в виде Единой системы федеральной идентификации товаров (ЕСФИ). В общих чертах она напоминает недавно созданную Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС), призванную следить за «каждой каплей спирта в стране». Внедрение ЕСФИ позволит государству упорядочить весь товарооборот на территории России.
Для того чтобы она заработала, производители и торговые сети должны перейти на единый стандарт маркировки товара. Сейчас не всегда товар содержит весь объем необходимой информации. Действующий закон о защите прав потребителей требует, чтобы продаваемая продукция содержала наименование техрегламента, в соответствии с которым он сделан, сведения о цене, гарантийном сроке, местонахождении производителя, об импортере, а также указания на правила продажи. «Все эти данные порой чисто физически не удается зафиксировать на этикетке, либо нужно сопровождать товар большим пакетом бумажек, которые все равно потребители не читают», — говорит советник зампреда комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Анатолий Семенов.
Депутаты предлагают автоматизировать учет товаров. Однако в отличие от «алкогольной» ЕГАИС, для включения в которую требуется специальное программное обеспечение, участникам ЕСФИ предоставляется свобода в выборе средств нанесения информации на товар в рамках установленного техрегламента. Производители и продавцы могут делать это любым способом, но обязательно пригодным для электронного сканирования: это может быть как штрихкод, так и радиочастотная метка.
При продаже товара все данные попадают в Федеральную налоговую службу, которая фиксируют не только факт продажи, но и компоненты добавленной нематериальной стоимости (акцизы, авторские отчисления, лицензионные выплаты и другие составляющие, формирующие стоимость товара), распределяя эти суммы между получателями. «Внедрение системы позволит перейти от анонимной торговли к автоматизированной», — поясняет г-н Семенов.
Кроме того, предлагается ввести обязательное страхование ответственности продавцов.
Эксперты считают предложенную систему учета разумной, но преждевременной. «Даже не во всех странах Европы применяются радиочастотные метки, — говорит Илья Кузнецов, старший консультант отдела консалтинга «Магазин Магазинов». — Внедрение такой системы учета потребует от ее участников дополнительных расходов, которые в конечном итоге лягут на потребителей».
16.02.2007
Достижением российского законодательства МЭРТ считает сокращение сроков госрегистрации предприятий и не намерено отказываться от этого. Однако, по мнению властей, есть возможность искоренить тенденцию регистрации фирм по поддельным паспортам и недействительным юридическим адресам. Для этого предлагается ввести в законодательство о госрегистрации ряд новых процедур, предусматривающих, в частности, возможность приостановления регистрации на 20 рабочих дней, а также обязательность опубликования в СМИ определенной информации. У бизнеса свой взгляд на эти предложения.
В четверг, 15 февраля, в Московском деловом клубе «Собрание» состоялось заседание комитета ОПОРЫ РОССИИ по корпоративному праву и корпоративным финансам на тему «Об эффективности мер, предложенных Правительством РФ по борьбе с рейдерством и фирмами-однодневками». В ходе заседания состоялось обсуждение проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс, а также в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Законопроект представил начальник отдела корпоративного законодательства департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Сергей Цыганков. Он отметил, что «действующий закон о госрегистрации стал значительным шагом вперед на пути либерализации экономики», однако правоприменительная практика свидетельствует о ряде проблем, решению которых и должны послужить предлагаемые изменения законодательства. С.Цыганков подчеркнул, что данный документ не имеет целью борьбу с фирмами-однодневками, а создает эффективные механизмы защиты прав предпринимателей.
«Мы считаем, что скорость регистрации фирм – это достижение законодательства, и мы не хотели бы отказываться от него», — заявил представитель МЭРТ. В то же время он отметил, что при этом нельзя допускать возможности нарушения законодательства, создания фиктивных компаний. Суть законопроекта, по словам С.Цыганкова, состоит в проверке действительности намерений субъекта, создающего новое юридическое лицо, а также намерений субъекта, предоставляющего свои помещения для получения предпринимателем юридического адреса. Например, для защиты прав и законных интересов собственников любых помещений, жилых и нежилых, предлагается ввести обязанность предоставлять нотариально заверенное согласие собственников помещений на использование адреса для местонахождения юридического лица. Повышению публичности деятельности компаний будет способствовать институт предварительной публикации в электронном средстве массовой информации изменений некоторых сведений фактического характера: местонахождения, наименования, организационно-правовой формы, уменьшения/увеличения уставного капитала. Также законопроектом уточняется перечень оснований для отказов в регистрации.
Наиболее спорным моментом, по словам С.Цыганкова, является введение института приостановления процедуры регистрации для проверки регистрирующим органом сведений фактического характера. Такая проверка требует приостановления госрегистрации как минимум на 20 рабочих дней. «В обсуждении с бизнес-сообществом мы хотели бы взвесить возможные недостатки такой проверки и сопоставить допустимость роста издержек для бизнеса с возможными положительными эффектами в области защиты прав третьих лиц и самих предпринимателей», — отметил представитель МЭРТ.
«Мы не хотим и не будем брать на себя правовую экспертизу документов, — заявила в ходе обсуждения законопроекта начальник отдела управления государственной регистрацией и учета юридических и физических лиц ФНС России Светлана Федченко. – Предлагаемые меры не средство борьбы с кем бы то ни было, но они позволят пресечь массовость использования недостоверных сведений при регистрации предприятий». Она пояснила, что орган госрегистрации будет проверять достоверность паспортных данных, заявленных при регистрации; действительность намерений физлиц участвовать в учреждении юридического лица, а также желание собственников помещений предоставлять их для регистрации юридического адреса. «Такие сведения фактического характера необходимо и возможно проверять», — подчеркнула С.Федченко. По ее словам, целью введения такой процедуры вовсе не является увеличение сроков регистрации: максимальный срок в 20 дней является действительно необходимым для проверки указанных сведений. «Если предприниматель при регистрации указывает недостоверные сведения, его нельзя пускать в правовое поле», — объяснила представитель ФНС необходимость данной нормы.
Однако бизнес-сообщество считает данную норму коррупциогенной. Дело в том, что у регистрирующих органов появится возможность выбора: какие-то компании будут регистрироваться беспрепятственно, процедура регистрации других будет приостанавливаться, высказала опасения предпринимателей член правления ОПОРЫ РОССИИ Дина Крылова.
Еще один спорный момент касается установления в законе обязательности предпринимателей публиковать в электронном СМИ определенную информацию до ее регистрации. Как пояснила С.Федченко, не позднее чем за 10 дней до официальной регистрации предприниматели будут должны опубликовать сведения, касающиеся изменения местонахождения, наименования, увеличения/уменьшения уставного капитала. Эта норма даст возможность предпринимателю опротестовать недостоверные сведения, поданные относительно его компании, считает представитель ФНС.
Предприниматели не согласились с необходимостью данной нормы. Так, председатель профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Георгий Комаров считает, что публикация каких-либо сведения возможна только после их регистрации, иначе недобросовестные компании смогут заявить о своих намерениях и не осуществить их. «Это существенное замечание», — отметила С.Федченко. Д.Крылова предложила как вариант одновременно вносить сведения на регистрацию и публиковать их. С.Федченко сказала, что в этом случае срок регистрации увеличится соответственно до десяти дней. Кроме того, высказывались и мнения, что введением данной нормы ответственность за отслеживание недостоверных сведений будет перекладываться с органа регистрации на предпринимателей. Однако в то же время звучало и одобрение введения этой нормы.
Вице-президент ОПОРЫ Владислав Корочкин вообще считает рассматриваемый законопроект преждевременным. По его словам, следует дождаться разработки административного регламента регистрации юрлиц и ИП, в котором, по его мнению, все поднятые вопросы будут сняты.
По итогам обсуждения было решено обобщить поднятые на заседании вопросы и позже встретиться еще раз для более предметного обсуждения.
Глава Минэкономразвития Герман Греф призвал представителей бизнеса принять участие в проведении благотворительной акции "Детское сердце", которая пройдет завтра в рамках четвертого экономического форума в Красноярске.
Он подчеркнул, что это не реклама, а "очень хорошая инициатива" местных властей и Минэкономразвития считает, что ее нужно обязательно поддержать. Суть благотворительной акции состоит в соревновании по биатлону между командами федеральных чиновников, администрации Красноярского края, федеральных инвесторов и регионального бизнеса.
Г.Греф не уточнил, сколько может быть привлечено финансовых средств. Ранее министр сообщал, что для участия в благотворительной акции необходимо сделать взнос в размере 100 тыс. руб. (эквивалент стоимости операции для одного ребенка). Компании, взнос которых превысит 500 тыс. руб, "будут особо отмечены", — сказал Г.Греф.
Благотворительная акция "Детское сердце" проходит не первый год. Целью ее является финансирование операций детей Красноярского края, страдающих пороками сердца.
Как сообщает корреспондент ИА "Клерк.Ру" из Госдумы, депутаты приняли в первом чтении законопроект, устраняющий противоречия между первой и второй частью НК РФ, касающиеся налога на имущество.
Данный проект направлен на устранение противоречия между пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим предоставление права законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации определять форму отчетности по налогу на имущество организаций, и пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса, определяющим, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Как сообщил заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин, законопроектом "О внесении изменения в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вносится техническая поправка во вторую часть НК РФ.
Суть изменений в том, что в первой части НК РФ есть только понятия «декларация» и «расчет по налогу», а понятия «отчетность по налогу на имущество» нет. Проект приводит первую и вторую часть в соответствие.
ФНС рассмотрела вопрос исчисления налога на имущество физических лиц в зависимости от его суммарной инвентаризационной стоимости.
При определении ставок налога на имущество физических лиц налоговые органы должны руководствоваться соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. (Письмо ФНС РФ от 18.01.2007 г. № ШТ-6-21/54@).