22.02.2007
Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму на заседании в четверг рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ".
Законопроект предусматривает переход к трехлетнему бюджетному планированию. Законопроект предусматривает ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 3 года (очередной финансовый год и плановый период).
В основу бюджетного планирования предлагается положить метод "скользящей трехлетки", при которой ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов.
Законопроектом предлагается существенно расширить общие (рамочные) требования к рассмотрению и утверждению бюджетов. Так, введены единые для бюджетов бюджетной системы РФ требования к составу утверждаемых законом (решением) о бюджете показателей, а также представляемым одновременно с проектом бюджета документам и материалам. При этом законодательным (представительным) органам власти предоставлено право детализировать данные требования применительно к соответствующим бюджетам.
Законопроект предусматривает: упорядочивание требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, исходя из общих норм Бюджетного кодекса и в связи с законодательным утверждением федерального бюджета на 3 года; рассмотрение проекта федерального бюджета в 3-х чтениях; рассмотрение и утверждение в 1-м чтении, наряду с основными характеристиками проекта бюджета, расходов на исполнение публичных нормативных обязательств и общего объема условно-утверждаемых расходов планового периода, подлежащих распределению только в случае подтверждения прогноза доходов на эти годы; рассмотрение и утверждение во втором чтении бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределения межбюджетных трансфертов, утверждение программ предоставления госкредитов и госгарантий, и утверждения текстовых статей; рассмотрение и утверждение в 3-м чтении ведомственной структуры расходов и проекта федерального бюджета в целом; уточнение оснований и порядка внесения и рассмотрения изменений в федеральный бюджет.
Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены другие сроки. Вводимые законопроектом нормы в основном предлагается применять, начиная с рассмотрения и утверждения бюджетов на 2008 г (для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ – на 2008 г. и период до 2010 г.), исполнения бюджетов в 2009 г., составления, проверки и утверждения бюджетной отчетности за 2008 г.
Комитет, поддержав законопроект, тем не менее отметил, что в нем не в полной мере учтены все требования бюджетного послания президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2007 г. Ряд положений законопроекта, по мнению комитета, нуждается в доработке, уточнении отдельных его положений и дополнительном обсуждении. В первую очередь, это касается вопросов обеспечения прозрачности бюджетного процесса, повышения ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, а так же роли Госдумы и Совета Федерации в бюджетном процессе.
На рассмотрение Госдумы законопроект планируется вынести 7 марта.
Совет Федерации отклонил в среду закон, продлевающий до 31 декабря 2014 г. статус особой экономической зоны (ОЭЗ) для Магаданской области. Госдуме предложено доработать закон в согласительной комиссии.
Закон предусматривает, что граница ОЭЗ расширяется до пределов административной границы Магаданской области. В ней вводится режим свободной таможенной зоны и особый порядок уплаты налога на прибыль организаций в соответствии с законодательством РФ.
Будет установлена двухуровневая система управления ОЭЗ при участии федеральных органов исполнительной власти. Предусматривается и переходный период сроком на 3 года в целях сохранения стабильного положения хозяйствующих субъектов — юридических лиц.
Признав необходимость правового определения функционирования этой зоны и создания благоприятных условий для развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности, сенаторы обратили внимание на ряд несоответствий нового закона действующим нормам, в том числе Налоговому кодексу РФ.
Кроме того, отметили они, на 2007 г. не предусмотрены соответствующие средства в федеральном бюджете на субсидии областному бюджету. Финансово-экономическое обоснование к закону не позволяет оценить выпадающие доходы бюджетной системы РФ, образованные в результате предоставления налоговых льгот резидентам ОЭЗ.
Журнал "Московский бухгалтер" провел «Горячую линию» по поводу проблем в исчислении и уплате единого социального налога. Вопросы, связанные с ним, возникают у бухгалтеров постоянно. На самые часто задаваемые — ответила Любовь Константинова, руководитель отдела ЕСН Управления ФНС по г. Москве.
В «Главной теме» номера аудиторы рассказывают о типичных ошибках, всплывающих при проверках, и о курьезных ситуациях.
Корреспондент «Московского бухгалтера» выяснил правомерно ли требование МИФНС № 46 предоставлять при регистрации фирмы справку из БТИ.
Кроме того:
- «Перед выбором» — какие налоги нужно заплатить в первую очередь, если у фирмы мало денег и их не хватает на все обязательные платежи;
- «Налоги» — операции, облагаемые НДС и освобожденные от налога: правила ведения раздельного учета;
- «Практическая бухгалтерия» — эксперты разъясняют, как платить налог на прибыль по подразделениям.
И многое другое.
Увеличить размер госпошлины, взимаемой при регистрации ООО, до 100 тыс. руб., блокировать счета компаний при несовпадении юридического и фактического адреса и обязать руководителей организаций лично присутствовать при их регистрации — такими мерами МВД и Центробанк собираются бороться с "фирмами-однодневками".
О внесении изменений в законодательство, направленных на борьбу с "фирмами-однодневками", чиновники различных ведомств говорили уже давно. В частности, бывший руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Анатолий Сердюков еще весной 2006 года предлагал увеличить размер уставного капитала при регистрации компании в форме общества с ограниченной ответственностью до 25 тыс. евро. Правда, Минфин тогда не поддержал эту идею.
На этот раз вклад в борьбу с "фирмами-однодневками" решили внести МВД и Центробанк. МВД намерено добиться радикального увеличения размера госпошлины, взимаемой при регистрации юридического лица, в частности для ООО до 100 тыс. руб. Сейчас индивидуальные предприниматели уплачивают госпошлину в размере 400 руб., ООО — 2 тыс. руб. Авторы законопроекта не конкретизируют, сколько составит размер пошлины для ОАО и ЗАО, обещая решить этот вопрос в будущем.
Кроме того, оговариваются в МВД, в случае если фирма в течение двух лет не нарушает налоговое законодательство, она сможет претендовать на возмещение уплаченных денег из бюджета. Также правоохранители считают необходимым предоставить право налоговикам блокировать счета фирмы, если компания не находится по юридическому адресу. По их мнению, стоит ввести в законодательство норму, позволяющую отказывать в регистрации компании, учредителями которой являются лица, чьи прежние фирмы ранее не предоставляли отчетность.
Однако большинство экспертов не поддерживают эти инициативы. "От увеличения размера госпошлины прежде всего пострадают малые компании: для них 100 тыс. руб. может стать серьезным, а то и вовсе непреодолимым препятствием при открытии бизнеса",- уверен управляющий партнер юридической фирмы "Консультанты ТАГО" Антон Титков.
"Через два года эта сумма из-за инфляции будет несколько меньше, к тому же вернуть ее будет непросто",- добавляет замруководителя департамента аудита и налогового консультирования "МЦФЭР-консалтинг" Александр Беличко. Для недобросовестных предпринимателей, регистрирующих "однодневку", это не станет серьезным препятствием, считает управляющий партнер "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов. "Доходность от операций, которые проводятся с помощью "однодневок", достаточно велика и вполне может компенсировать затраты их учредителей даже после повышения госпошлины",- соглашается с ним руководитель практики риск-менеджмента группы компаний Energy Consulting Елена Розанова.
Не нравится экспертам и идея о блокировании счетов при несовпадении юридического и фактического адреса. "Это не совсем адекватная мера. А что делать предпринимателям, чья компания зарегистрировалась 15 лет назад, все это время активно развивалась и успела поменять несколько адресов, переезжая в более крупные помещения?" — удивляется Александр Беличко.
Впрочем, Антон Титков считает иначе: "Конечно, ничего хорошего в приостановлении операции по банковскому счету нет. Не секрет, что подобные полномочия сейчас дают налоговикам возможность для злоупотреблений. Однако если будут установлены четкие требования и критерии разблокирования счета, это процедура будет менее болезненна для предпринимателя".
Не только МВД предлагает меры по ужесточению правил регистрации. Помочь силовикам готов Центробанк. Так, регулятор намерен добиваться внесения поправок, которые обяжут руководителей юридического лица лично присутствовать при регистрации компании. Кроме того, ЦБ считает необходимым увеличить размер уставного капитала при регистрации компании и предлагает заставить учредителей фирмы раскрывать информацию о ее реальных владельцах.
На практике и сейчас для регистрации фирмы в Москве ее руководитель вынужден приезжать в инспекцию ФНС №46, напоминает Титков. "Просто теперь это требование будет закреплено на уровне нормативного акта",- говорит эксперт. Таким образом, действительно можно уменьшить количество фиктивных фирм, ведь большинство из них регистрируются на подставных лиц или по паспортам умерших людей, говорит Юрий Добронравов. Именно поэтому получение оперативной информации из МВД было бы самым полезным шагом из вышеперечисленных мер, считает Елена Розанова.
21 февраля в ТПП РФ состоялся круглый стол «Состояние дел по подготовке проекта Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Участники заседания, обсудив проект ФЗ, внесенный депутатом Государственной думы, председателем Комитета ГД по экологии Владимиром Грачевым и дорабатываемый Ростехнадзором, отметили, что при доработке законопроекта фактически реализуются положения, превращающие плату за негативные воздействия на окружающую среду в экологический налог.
Основное внимание в законопроекте уделено техническим, процедурным вопросам администрирования, в то время как сам закон должен установить все основные элементы и порядок определения платы, что позволило бы любому лицу рассчитать плату, подлежащую внесению в бюджетную систему РФ.
На основании представленного к рассмотрению законопроекта сделать это невозможно – он направлен на построение чрезмерно обременительной для плательщиков и надзорных органов и неэффективной системы администрирования платы, максимально возможного сбора платы в бюджет, а также обладает высокой коррупционной емкостью.
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Александр Соловьянов отметил, что закон не стимулирует природоохранную деятельность предприятий. По его мнению, создается очередной фискальный орган типа налоговой инспекции. «По-моему, если такого рода закон действительно пойдет в ГД или будет одобрен правительством, это будет ужасно», — заявил А.Соловьянов.
Участники круглого стола предложили при доработке проекта учесть ряд замечаний. По их мнению, величина ставок платы и конкретные коэффициенты к ставкам платы, перечень загрязняющих веществ, за которые должна взиматься плата, должны быть установлены непосредственно федеральным законом.
В целях исключения необоснованных издержек на осуществление государственного контроля и администрирования сборов плата за негативное воздействие должна начисляться по ограниченному списку основных загрязняющих веществ, обеспеченных надежной системой контроля, а также по комплексным показателям.
Кроме того, по их мнению, нужно сохранить в законопроекте и нормирование и плату, уточнив понятие системы нормирования.
В заключение было отмечено, что, прежде чем представлять законопроект для рассмотрения заинтересованным министерствам и ведомствам, необходимо осуществить оценку возможности исполнения законопроекта и последствия его введения для предприятий разных отраслей промышленности, для крупных предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса.
21 февраля Московская городская Дума приняла постановление «Об отзыве на проект федерального закона №371798-4 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Этот документ принят по инициативе фракции «Единая Россия» в целях поддержки проекта федерального закона, которым предусматривается ввести специальные нормы ответственности юридических и должностных лиц за производство и оборот нефтепродуктов, не отвечающих установленным требованиям.
Как пояснила председатель комиссии по экологической политике Вера Степаненко, таких норм в настоящее время нет ни в Уголовном, ни в Административном кодексах. Хотя известно, что, например, в Москве нефтепродукты не всегда соответствуют стандартам качества. А некачественное моторное топливо наносит существенный вред не только автомобилям, ускоряя износ их двигателей и других узлов и агрегатов, но, главное, здоровью населения, загрязняя также атмосферный воздух столицы.
По словам депутата, в Москве контролируется качество нефтепродуктов, но уже по факту их реализации на автозаправочных станциях, однако необходимо иметь механизм, который позволил бы отслеживать их качество при производстве и обороте. Поэтому депутаты Мосгордумы в своем отзыве поддержали федеральный законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Согласно этим изменениям, предлагается, например, ввести в Административный кодекс дополнительную статью об установлении административной ответственности для юридических лиц за обращение некачественных нефтепродуктов в размере от 4 до 5 тысяч МРОТ с конфискацией некачественных нефтепродуктов. Во-вторых, ввести в Уголовный кодекс норму об ответственности за совершение неоднократно или производство и оборот нефтепродуктов в крупном объеме, установив за эту деятельность штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3-х лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей.
По мнению депутатов Мосгордумы, введение этих норм не позволит компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оборота нефтепродуктов незаконно получать дополнительную прибыль от производства и реализации некачественного моторного топлива, нанося материальный ущерб потребителям, а также значительный вред окружающей среде и здоровью граждан.
Столичные власти будут настаивать на возврате системы квотирования рабочих мест для инвалидов, которая была отменена 122-м законом. Об этом заявил Мэр Москвы Юрий Лужков на заседании столичного правительства, сообщает Интерфакс.
Сегодня соотношение рабочих мест составляет 100 на одного, то есть на 100 сотрудников приходится один с ограниченными возможностями. При этом работодатель не несет никакой ответственности за неисполнение даже такого соотношения.
Столичный градоначальник призвал вернуться к прежней формуле: из 30 рабочих мест как минимум одно должно быть предназначено для инвалида. Юрий Лужков также добавил, что московские власти будут усиливать поддержку предприятий, которые принимают на работу людей с ограниченными возможностями.
Госдума на пленарном заседании в среду приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
Законопроект, внесенный депутатом Владимиром Никитиным, направлен на усиление административной ответственности иностранных перевозчиков за нарушение порядка перевозок грузов, сближая уровень российских штрафных санкций с аналогичными показателями в странах Европейского Союза, и служит целям защиты российского рынка автотранспортных услуг.
В соответствии с законопроектом, использование транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории России, влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц грузоотправителей, грузополучателей, посредников — от 20 до 30 МРОТ; на иностранного перевозчика (индивидуального предпринимателя) — от 45 до 50 МРОТ; на иностранного перевозчика (юридическое лицо) — от 650 до 800 МРОТ.
Осуществление иностранным перевозчиком международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере от 20 до 25 МРОТ; на иностранного перевозчика (индивидуального предпринимателя) — от 45 до 50 МРОТ; на иностранного перевозчика (юридическое лицо) — от 650 до 800 МРОТ.
Осуществление иностранным перевозчиком без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию РФ, влечет наложение административного штрафа на водителя автотранспортного средства в размере от 20 до 25 МРОТ; на иностранного перевозчика (индивидуального предпринимателя) — от 45 до 50 МРОТ; на иностранного перевозчика (юридическое лицо) — от 650 до 800 МРОТ.
При совершении данных нарушений транспортное средство задерживается до устранения причины задержания и (или) уплаты административного штрафа.
Транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, в случае обнаружения в пункте пропуска через Государственную границу РФ транспортных средств или на территории РФ нарушения данным средством правил международных договоров РФ в области международного автомобильного сообщения, требований закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и законодательства РФ в области транспорта может быть допущено для дальнейшего движения по территории Российской Федерации только после устранения такого нарушения.
Не исключено, что перечень банковских операций, подлежащих обязательному контролю Финмониторинга, в скором времени будет ощутимо расширен. Более того, банкиры смогут без объяснения причин отказывать клиентам в открытии счета при малейшем подозрении на недобропорядочность. Соответствующий пакет поправок подготовили совместными усилиями специалисты МВД, Генпрокуратуры и Центробанка.
Как отметил в разговоре с корреспондентом «ФАФИ» зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, узаконивание «беспричинного» отказа в открытии счета создаст немало трудностей бизнесменам. «Представим такую ситуацию: я живу в крошечном городке, где есть единственный банк. Им командует человек, с которым я когда-то сидел за одной партой и однажды не дал списать контрольную. Я хочу запустить свое маленькое дело, но бывший одноклассник недолюбливает меня со школьной скамьи и потому без объяснения причин отказывает. Куда мне идти? – иронизирует парламентарий. – Плюс ко всему я не могу требовать судебной защиты по поводу неоткрытия счета, потому что мне просто не на что жаловаться. Ведь в банке меня формально не обидели, не сказали, что я плохой».
Губернатор Леонид Коротков провел совещание с представителями контролирующих и правоохранительных органов по вопросам производства и оборота алкогольной продукции на территории Амурской области.
Участники совещания говорили о том, что изменение правил игры на алкогольном рынке привело к возникновению ряда проблем. Первая — легализация рынка алкогольной продукции, особенно в сельской местности. Чтобы получить лицензию, нужно пройти долгий путь — получить заключения о соответствии объектов санитарным, противопожарным и экологическим требованиям, устранить задолженность по налогам. Реестр выданных лицензий с полной информацией о лицензиатах доведен до всех контролирующих органов. Получив лицензии, организации попали под многочисленные проверки контролирующих служб: УВД, Роспотребнадзора, налоговых органов. Опасаясь многочисленных проверок, ряд предпринимателей категорически отказались приобретать статус юридических лиц для получения лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Все это создало такую ситуацию, что в ряде сел алкоголем вообще перестали торговать легально.
Еще одной проблемой в сельской местности является то, что большая часть магазинов не соответствует санитарным требованиям, вступившим в силу с 2001 года, а также требованиям пожарной безопасности.
Вторая проблема — нарушения со стороны поставщиков и производителей. На рынке опять появилась "парфюмерная" жидкость "двойного назначения" ("Фараон", "Кнос", "Ясон", "Троян"). Информация, указанная на этикетках, не соответствует требованиям статьи 10.1 Федерального закона от 22.11.95 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с названной статьей непищевая продукция является денатурированной при условии содержания в ней денатурирующих веществ: керосина или бензина, денатониума (бензоата), кротонового альдегда (иных денатурирующих веществ законодательством не предусмотрено, в т.ч. диэтилфталата). Этикетка должна содержать информацию об опасном использовании для жизни или здоровья этой продукции в пищевых целях. Все эти и ряд других нарушений исходят непосредственно от поставщика или производителя, например: неправильно оформляются сопроводительные документы; заверка сертификатов производится поставщиками, не имеющими на это никакого права; информация не соответствует требованиям.
Третья проблема — продажа алкогольной продукции со старыми марками. С 1 июля 2006 г. введены новые марки. Не секрет, что оптовые организации распродали имеющиеся у них остатки по сниженным ценам, которые сейчас периодически выявляются в розничной сети и, как правило, у предпринимателей, например, такие нарушения выявлены 14 февраля в ресторане "Соколовский". Сообщает ИА "ИНФОЛайн".
21.02.2007
Если в компании завелся нечистый на руку сотрудник, одержимый жаждой быстрого обогащения, да еще связанный с криминальными элементами на стороне, пиши пропало. За короткое время такой работничек способен пустить своего хозяина по миру, как это и произошло недавно в Нижнем Тагиле (Свердловская область).Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в областной прокуратуре, менеджер крупной компании, используя свое служебное положение, систематически занимался сбором информации о кредиторской задолженности предприятия. Эти сведения, составляющие коммерческую тайну, «засланный казачок» передавал своему подельнику – директору частной фирмы. Тот, пользуясь услугами своих знакомых, изготавливал липовые доверенности от имени кредиторов предприятия, заверял их у «прикормленного» нотариуса и представлял в финансовое управление якобы задолжавшей ему компании. Таким образом за несколько лет сообщники похитили около 24 миллионов рублей. Уже после того, как махинаторов вывели на чистую воду, следствие вскрыло еще несколько фактов их противоправной деятельности. Кроме мошенничества за ними числятся вымогательство крупной денежной суммы у местного коммерсанта и подкуп должностного лица, направленный, опять же, на получение конфиденциальных сведений о деятельности предприятия. Сидеть участникам преступной группировки, судя по всему, предстоит долго – им предъявлены обвинения по пяти статьям Уголовного кодекса: части 4 ст. 159 – «мошенничество в особо крупном размере», части 4 ст. 174-1 – «легализация средств, полученных преступным путем», части 3 ст. 163 – «вымогательство», части 2 ст. 204 – «коммерческий подкуп», а также части 3 ст. 210 – «организация преступного сообщества и участие в его деятельности».
Вполне возможно, что малым фирмам в недалеком будущем станет гораздо проще получить право на выполнение госзаказа. Накануне депутаты Госдумы приняли в третьем чтении необходимые для этого поправки в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Так, изменениями устанавливается, что госзаказчики обязаны выделять исключительно для субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от всего годового объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг. Напомним, что в настоящее время малые фирмы имеют возможность получать госзаказы лишь на весьма ограниченный перечень товаров, который утверждает правительство.
МВД намерено в ближайшее время тщательнейшим образом проверить рынки. С этой целью во всех субъектах Федерации на межведомственном уровне будет выработан новый нормативный порядок проверок, проводить которые предполагается с участием подразделений Федеральной миграционной службы, Роспотребнадзора, Росздравнадзора и других контролирующих ведомств. Об этом, как сообщает пресс-служба МВД, в ходе прошедшего на днях совещания заявил первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин. Он отметил, что анализ работы органов внутренних дел в 2006 году показал высокий уровень криминогенности российских рынков. Не снижается он и в настоящее время. Так, с начала текущего года, по словам Чекалина, сотрудники милиции выявили почти 103 тысячи правонарушений в сфере торговли, из незаконного оборота изъяты товары на сумму 230 миллионов рублей.
Вполне вероятно, что наказание для предпринимателей, задерживающих или не выплачивающих в положенный срок заработную плату своим сотрудникам, ужесточат. Накануне депутаты Госдумы в ходе пленарного заседания приняли в первом чтении соответствующие поправки в целый ряд законодательных актов. Одобренный парламентариями законопроект предусматривает, во-первых, увеличение размеров штрафов за задержку выплаты зарплаты свыше двух месяцев с нынешних 80 тысяч до 120 тысяч рублей. Во-вторых, в случае если долги предприятия работнику приведут к каким-либо тяжким последствиям, с нарушителя взыщут штраф в сумме 500 тысяч рублей или в размере заработной платы за три года. Напомним, что сейчас подобная провинность «оценена» законом в 300 тысяч рублей или карается выплатой двухлетней зарплаты.
Не стоит медлить с выплатой положенных сотрудникам денег и индивидуальным предпринимателям. На них предполагается распространить действие статьи 145.1 Уголовного кодекса, согласно которой невыплата заработка из корыстной или иной личной заинтересованности на протяжении более чем двухмесячного срока может привести к двухлетнему тюремному заключению. Перспектива пробыть за решеткой от трех до семи лет «светит» бизнесмену, если его недобросовестные действия повлекли за собой тяжкие для работника последствия. Также для ПБОЮЛ и должностных лиц увеличен с 500 до 1000 рублей минимальный размер административного штрафа за нарушение трудового законодательства.
Вполне возможно, что в перспективе работодателей исключат из системы выплат социальных пособий сотрудникам. Минфин разработал поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым с 2010 года ФСС прекратит оплачивать через фирмы больничные листы, предоставлять пособия по беременности и родам, при рождении ребенка или по уходу за ним. Все средства согласно проекту Минфина должны будут идти через Федеральное казначейство. Вместе с тем это предложение уже нашло ярых противников в лице представителей ФСС. Так, в ходе прошедшего в Совете Федерации совещания «О проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года» первый заместитель председателя ФСС Борис Дуденков заявил, что принятие поправок приведет к временному разрыву между начислением и фактическим получением работником пособия.
Еще более пессимистично оценивают последствия возможной реформы в Координационном совете объединений работодателей России (КСОРР). Его представители убеждены, что в результате может быть нарушена отлаженная в настоящее время система оплаты пособий. «Сейчас, к примеру, работнику достаточно прийти с больничным листом в бухгалтерию – и ему довольно быстро оплатят пропущенные по болезни дни, – пояснил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» пресс-секретарь КСОРР Алексей Попонин. – Согласно же проекту Минфина получить причитающиеся по болезни выплаты он сможет в специальных центрах, которые откроются далеко не во всех населенных пунктах страны». Следовательно, срок выплат сильно растянется, отметил Попонин.
Оказывается, перевести «дебиторку» в разряд безнадежных долгов не так просто. Такой вывод следует из письма Минфина от 6 февраля 2007 г. № 03-03-07/2. Финансисты указали, что безболезненно списать долг можно, если: истек установленный срок исковой давности; соответствующее обязательство прекращено по решению местных властей или в соответствии с гражданским законодательством его попросту невозможно исполнить; должник прошел процедуру ликвидации. Иных оснований для признания долга безнадежным, по мнению представителей главного финансового ведомства, нет.
Большинство банкиров против того, чтобы выделять надзор из стен ЦБ. Об этом заявил первый исполнительный вице-президент РСПП, председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, выступая на парламентских слушаниях в Госдуме во вторник.
Александр Мурычев поддержал взвешенную политику ЦБ РФ, направленную на усиление надзора и недопущение системного кризиса. Вместе с тем он высказал ряд замечаний в адрес ЦБ по развитию банковской системы, отметив, что ЦБ слабо учитывает в своей деятельности потребности кредитных организаций в капитале и возможности кредитования экономики. Как считает Мурычев, серьезного развития требует система рефинансирования банков. Это дополнительная гарантия «вовлеченности» ЦБ в процесс оценки реальных рисков и возможностей экономики, усиление ответственности ЦБ за принятые решения.
По мнению Мурычева, ставка рефинансирования как инструмент индикативного анализа не работает. Доходность госбумаг на протяжении трех лет находится постоянно ниже этой ставки. Показатель инфляции никак не коррелируется с доходностью госбумаг и ставкой рефинансирования. А при кредитовании реального сектора банки обязаны ориентироваться на эту, оторванную от экономики, ставку.
Закономерные вопросы вызывает несогласованность действий Центрального банка и налоговых служб. Участились случаи, когда ЦБ по результатам проверки требует досоздания резервов под кредитные риски, а налоговые органы одновременно за тот же период – снижения резервов, считая, что их повышение позволяет уклониться от уплаты налога на прибыль.
Комментируя решения ЦБ о введении «кураторства» для всех участников банковского рынка, Мурычев подчеркнул, что было бы важным перед этим узнать и проанализировать опыт ЦБ в «пилотных» банках, так как у банков возникает много вопросов. В частности, пока непонятно, что ожидает при этом кредитные организации с разветвленной филиальной сетью.
Александр Мурычев предложил создать при председателе ЦБ РФ консультативный совет, что, по его мнению, во многом бы способствовало принятию ЦБ объективно необходимых решений с учетом мнения банковского и экспертного сообщества, а ему вести объективный и непредвзятый анализ действий регулятора.
Для эффективного реформирования пенсионной системы крупный бизнес считает необходимым вернуться к существовавшей ранее системе уплаты страховых взносов вместо единого социального налога (ЕСН). Соответствующие предложения подготовил и уже внес в правительство Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
ЕСН был введен в 2001 году вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования). Чиновники полагали, что единый платеж значительно упростит администрирование налога, но на практике бухгалтерам по-прежнему приходится оформлять платежи в фонды отдельными документами.
Уже в 2005 году налог пришлось реформировать — было принято решение снизить ставку ЕСН с 35,6% от фонда оплаты труда до 26%. Ожидалось, что при снижении ставки предприниматели выйдут из «тени» и будут более охотно показывать «белую» зарплату. Но и этого не случилось. По данным Росстата, средние зарплаты в 2005 году выросли на 23%, а соцналог и взносы во внебюджетные фонды упали на 1,1%.
Сейчас ЕСН составляет 26% от фонда оплаты труда, из них 6% идет в Пенсионный фонд на выплату базовой части пенсии, 14% — на страховую часть пенсии, 3,2% — в Фонд социального страхования, 0,8% — в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), 2% — в территориальные ФОМС.
Не получив эффекта от введения ЕСН, предприниматели стали настаивать на возврате к прежней системе отчисления платежей. Как сообщил вчера первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, РСПП уже внес свои предложения в правительство.
«Необходимо вернуть пенсионную систему на страховые принципы», — полагает г-н Мурычев. «Единый социальный налог на сегодняшний день не способен выполнять свое главное предназначение — функцию социального страхования работника», — поясняет замруководителя комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков. А потому РСПП предлагает разделить выплату ЕСН в бюджет на две части: налоговый платеж и страховые взносы в государственные фонды и на накопительную часть пенсии.
Также необходимо, по мнению предпринимателей, стимулировать добровольные платежи на пенсионные цели, отменить тройное налогообложение, при котором со взносов предприятий уплачивается ЕСН, а со взносов и пенсионных выплат граждан взимается подоходный налог. Кроме того, нужно усилить роль негосударственных институтов в пенсионной системе, защитить интересы вкладчиков и участников НПФ путем создания объединенных гарантийных фондов.
Впрочем, у идеи замены ЕСН страховыми взносами есть очень серьезный противник — Минфин. В ведомстве Алексея Кудрина осторожно говорят, что рокировка платежей если и возможна, то лишь через несколько лет.
Эксперты также соглашаются, что замена ЕСН страховыми взносами в ближайшее время не нужна — налоговой системе нужна в первую очередь стабильность.
Вчера первый заместитель Генерального прокурора России Александр Буксман на парламентских слушаниях в Госдуме заявил, что проведенная Генпрокуратурой проверка Банка России показала, что «ЦБ не обеспечивает надлежащую реализацию возложенных на него функций, и это создает идеальные условия для коррупционных проявлений».
Досталось ЦБ и от члена Национального банковского совета ЦБ (НБС) Владислава Резника, который считает, что «пришла пора подумать о выделении функций банковского надзора из Банка России».
По сути, эти выступления являются подтверждением сведений, изложенных в так называемых письмах банкира Френкеля, арестованного по подозрению в организации убийства первого зампреда ЦБ.
«Издаваемые ЦБ акты зачастую содержат формулировки, создающие условия для необоснованно широкой вариативности при рассмотрении вопросов выдачи кредитным организациям лицензий, допуске их в систему страхования вкладов физлиц, — заявил г-н Буксман. — Это создает идеальные условия для коррупционных проявлений. И они есть реально, о чем свидетельствует уголовно-правовая статистика». Впрочем, первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян на всякий случай уточнил, что проверка не выявила фактов коррупции в ЦБ.
«Нормы банковского надзора изменяются в зависимости от конкретных ситуаций и конкретных банков, — сказал Александр Буксман. — На момент проверки более полутора тысячи служащих ЦБ, в том числе выполняющих надзорные функции, являлись держателями акций коммерческих банков». Г-н Меликьян опять уточнил, что в большинстве случаев это акции Сбербанка.
В ЦБ это грехом не считают. Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский сказал, что ему неизвестен ни один случай, когда наличие у сотрудников ЦБ акций коммерческих банков мешало бы им осуществлять функции банковского надзора.
Член НБС Владислав Резник был более безжалостен к ЦБ, чем представитель правоохранительных органов Александр Буксман. По его мнению, ЦБ создал параллельную с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) систему нормативного регулирования, и фактически эта позиция регулятора стала внешним проявлением «сознательно избранной идеологии надзорной деятельности, сводившейся к созданию собственного правопорядка».
«Пришла пора подумать о выделении функций банковского надзора из Банка России», — считает г-н Резник.
Председателю ЦБ Сергею Игнатьеву эта идея не понравилась. В ответ он дал понять, что эти слушания организованы с подачи тех банков, которые не вошли в систему страхования вкладов или были лишены банковской лицензии.
«Изъятие у ЦБ функций банковского надзора пользы не даст никакой, — сказал в перерыве мероприятия Алексей Симановский. — А вред может принести вполне определенный».
Беспрецедентная критика ЦБ, прозвучавшая на парламентских слушаниях, наводит на мысль о грядущих перестановках в ЦБ.
По мнению экспертов Росбанка, за последние 3-4 года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80% и достиг к концу 2006 года 160 млрд рублей. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка.
Главной проблемой банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса (МБ). Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей МБ не являются владельцами ликвидного имущества. Третий немаловажный фактор — недоверие, испытываемое банками к МБ. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет, поясняет начальник кредитного управления банка "Северный морской путь" Анатолий Ковалев, и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне — небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.
С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с МБ. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие, даже если у банка и имеются соответствующие программы для МБ, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.
Как правило, представители малого бизнеса могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей. Такие кредиты все равно намного выгоднее, чем ссуды в потребительских кооперативах (24-36% годовых) или у ростовщиков (как правило, 60% годовых), но доступны далеко не всем.
Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие — до $50 тыс. (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные — как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.
Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на 5 лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. Но у МБ зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог.
Объем "черного" рынка кредитов оценивается в $6-8 млрд за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15-25% в год. По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5-7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической.
Выход из создавшейся ситуации есть. Однако нормализация на рынке кредитования МБ сопряжена с определенными усилиями, которые должны предпринимать не только банкиры и бизнесмены, но и государство. Главное, о чем мечтают банкиры и чиновники, — выход предприятий малого бизнеса из "тени".
Как снизить стоимость кредитов для малого бизнеса? По мнению Игоря Корольченко, начальника отдела маркетинга департамента по работе с малым бизнесом Росбанка, банк должен совершенствовать технологию выдачи ссуды — технологию рассмотрения заявки, технологию обслуживания. Сейчас многие банки предлагают свои кредитные продукты на примерно одинаковых условиях. Поэтому здесь начинает играть роль уровень сервиса.
Евгений Ельский, начальник отдела клиентского развития Московского кредитного банка, считает, что снижение ставок возможно при улучшении качества заемщиков. Существующие ставки обусловлены прежде всего высоким риском невозврата кредитных средств. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях.
Максим Шиндяпкин, управляющий директор департамента среднего и малого бизнеса Банка Москвы, уверен: чтобы снизить стоимость кредитов для малого бизнеса, следует стандартизировать и автоматизировать процедуру их предоставления. На снижение ставок оказывает влияние усиление конкуренции, вследствие которой на рынке появляется большое количество предложений. Кроме того, в последнее время наметились тенденции активного включения в процесс кредитования государственных органов. Так, Банк Москвы и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого фонд предоставляет поручительства в качестве дополнительного обеспечения, компенсируя размер своего вознаграждения и ставки.