08.02.2007
При расчете налога на прибыль фирмы все-таки могут учесть выплаты штатным сотрудникам по договорам гражданско-правового характера. Это означает, что начисленные вознаграждения автоматически становятся объектом обложения ЕСН. К такому выводу пришел Минфин в письме от 26 января 2007 г. № 03-04-06-02/11. Однако финансисты сочли необходимым предупредить организации о возможных проблемах с представителями ФНС. Дело в том, что налоговики вполне могут усомниться в экономической обоснованности данных расходов. Во всяком случае они точно проверят, не включаются ли работы, выполняемые подрядчиком, в его обязанности по трудовому договору.
Высший арбитражный суд опубликовал вчера проект поправок в Арбитражный процессуальный кодекс, существенно меняющих порядок движения дел по инстанциям. Проект повышает роль апелляционной инстанции, которая для некрупных дел станет последней.
Опубликованный вчера законопроект, разработанный Высшим арбитражным судом (ВАС), призван решить наиболее сложные проблемы арбитражного процесса и, по сути, завершить реформу арбитражных судов. Основное внимание документ уделяет роли апелляционной инстанции.
До 2004 года самостоятельных апелляционных судов не существовало – апелляционные коллегии существовали под одной крышей с судами первой инстанции, подчиняясь единому руководству. Это приводило к тому, что судьи апелляционных коллегий почти автоматически подтверждали решения своих коллег, а участники споров стремились обращаться сразу в кассационную инстанцию. Сейчас создание самостоятельных апелляционных судов, которых в России должно быть 20, почти завершено, однако многие адвокаты по-прежнему считают апелляцию "лишней" инстанцией.
Статистика, приведенная в пояснительной записке к законопроекту, показывает, что около 36% дел попадают сразу в кассационную инстанцию, минуя апелляционные суды.
Законопроект ВАС призван эту практику изменить, запретив "перепрыгивать" через инстанции.
Одновременно проект сокращает круг дел, по которым можно будет подавать кассационные жалобы. Так, для дел о взыскании убытков или неустойки на сумму до 200 тыс. руб., взыскании административного штрафа до 100 тыс. руб. апелляция станет высшей инстанцией. Обратиться по таким делам в кассацию можно будет лишь в исключительных случаях.
Апелляционная инстанция появится и в самом ВАС, что должно решить давнюю проблему. Арбитражный процессуальный кодекс предписывает ВАС самому рассматривать часть дел по первой инстанции, например, экономические споры между РФ и ее субъектами. Это хоть и редкие, но очень крупные и известные дела, такие как оспаривание итогов приватизации.
"Необходимость создания системы обжалования решений суда первой инстанции ВАС очевидна, поскольку ее отсутствие умаляет право сторон на судебную защиту",– считает адвокат коллегии "Юков, Хренов и партнеры" Евгений Ращевский.
Создание апелляции внутри ВАС, впрочем, создает структурную проблему: в пояснительной записке к законопроекту сказано, что роль апелляционной инстанции будет играть президиум ВАС. "Если президиум ВАС будет рассматривать дело как апелляционная инстанция, то кто тогда будет рассматривать это же дело в порядке надзора?" – удивляется старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Игорь Серебряков.
Не менее серьезные вопросы могут вызвать и другие изменения, предлагаемые ВАС. Законопроект меняет порядок вступления в силу решений суда: это будет происходить после прохождения не апелляционной инстанции, как сейчас, а кассационной, последней инстанции для большинства дел. На практике это означает увеличение на два-три месяца срока, когда исполнить вынесенное решение будет нельзя.
Компенсировать задержку исполнения решений проект предлагает путем предварительного исполнения, предполагающего внесение денежной суммы, подлежащей уплате, на депозит суда после прохождения апелляционной инстанции.
С 2003 года начала действовать упрощенная система налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, введенная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и теперь каждый потенциальный налогоплательщик может самостоятельно принять решение о применении упрощенной системы налогообложения и уведомляет об этом налоговый орган по месту своей регистрации (месту жительства).
Что же такое УСН, нужна ли она предпринимателю и если нужна, то как ей пользоваться?
Главным преимуществом упрощенной системы налогообложения по сравнению с ранее действовавшей является возможность прогнозирования и планирования налогового бремени самим налогоплательщиком за счет вариативности объекта налогообложения и добровольного характера выбора самой упрощенной системы налогообложения.
Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение от уплаты следующих налогов:
- НДС (налог на добавленную стоимость)
- НДФЛ (налог с дохода физических лиц)
- ЕСН (единый социальный налог)
Но индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование работников.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает ЗАМЕНУ УПЛАТЫ следующих налогов :
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- НДС, (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);
- налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единого социального налога (ЕСН) (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Другие налоги платятся индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с общим режимом налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
3) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
4) индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
5) индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового Кодекса;
6) индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за превышает 100 человек;
Перейти на упрощенную систему налогообложения можно с нового года, предварительно (с 1 октября по 30 ноября) подав заявление установленного образца в налоговую инспекцию по месту жительства.
Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговой инспекции. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Предприниматель может самостоятельно выбрать налоговую ставку единого налога исходя из налогооблагаемой базы. С доходов устанавливается налоговая ставка 6 процентов, с доходов, уменьшенных на величину расходов, — 15 процентов. Объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов) указывается в заявлении о переходе на УСН и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
При определении объекта налогообложения предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходы должны быть оплачены. К расходам, уменьшающим доходы в целях налогообложения, относятся:
1) расходы на приобретение основных средств;
2) расходы на приобретение нематериальных активов;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда;
7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) арендные платежи за арендуемое имущество;
12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
13) расходы на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на аудиторские услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта).
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, обязаны подавать в налоговую инспекцию налоговую декларацию по итогам работы за квартал не позднее 25 дней с момента окончания квартала. По итогам работы за год налоговая декларация предоставляется не позднее 30 марта. Налог, подлежащий уплате по истечении календарного года, уплачивается не позднее 30 марта. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом.
Предприниматели, применяющие УСН, не вправе до окончания календарного года перейти на общий режим налогообложения. Исключение составляет случай, когда по итогам с начала года доход превысит 15 млн. рублей, такой предприниматель считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении квартала, в котором его доход превысил установленное ограничение.
Предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
Предприниматель, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через два года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Теперь, когда вы немного познакомились с тем, что такое УСН, вам осталось решить, следует ли вашему предприятию переходить на нее.
Вчера глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев рассказал о тенденциях на рынке страхования, произошедших в прошлом году. Премия по всем видам страхования составила 602,1 млрд руб., или на 22,7% больше, чем годом ранее. Страховые компании выплатили 345,2 млрд руб., что на 25,8% превышает аналогичный показатель 2005 года. По словам г-на Ломакина-Румянцева, «компаний, которые демонстрируют нулевые выплаты, осталось очень немного — всего 12».
Вчера Илья Ломакин-Румянцев сообщил, что в прошлом году впервые среди страховщиков появились миллиардеры — компании со сборами свыше 1 млрд руб., число которых достигло 32.
Он также проинформировал, что за 2006 год ФССН отозвала 180 лицензий, из которых 68 — по причине недостатка уставного капитала, 46 — из-за нарушения установленного порядка и сроков предоставления отчетности. При этом Илья Ломакин-Румянцев отметил: «Нас очень радует, что темпы роста премии меньше, чем темпы роста выплат».
Причина превышения темпа роста выплат над темпом роста премии достаточно проста, полагает первый заместитель генерального директора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. «В предыдущие годы схемное страхование применялось прежде всего в страховании жизни. Сейчас мы видим явное снижение премии по страхованию жизни, что отражается на сборах по всему рынку, — прокомментировал Дмитрий Маркаров. — При этом понятно, что сборы по классическому страхованию жизни значительно увеличились».
По мнению Дмитрия Маркарова, со страхового рынка ушли схемы, причем из страхования жизни в другие секторы они не перетекли.
Премия в 2006 году по добровольному страхованию, заняв 56% от сборов по всем видам страхования, составила 337,1 млрд руб., что на 15,8% выше, чем годом ранее. Лидером по росту премии среди видов добровольного страхования является имущественное страхование, премия по которому выросла до 227,9 млрд руб., или на 22,8%.
«Это понятно, потому что быстро нарастает объем жилищного строительства, растет автомобильный парк и объем инвестиций в промышленные фонды — новые собственники хотят сохранить свои активы», — говорит Илья Ломакин-Румянцев.
Сектор страхования жизни демонстрирует снижение премии — она уменьшилась на 36,8% и составила 16 млрд руб. Данное сокращение, говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин, означает, что политика регулятора способствовала очищению рынка от схем.
Поступления по обязательному страхованию заняли 44% от общей премии и составили 265 млрд руб., или на 32,9% выше, чем годом ранее. Среди обязательных видов страхования наиболее интенсивно в рассматриваемом периоде развивалось обязательное медицинское (ОМС), премия по которому достигла 195,3 млрд руб., или выросла на 38,9%.
«Как повысить минимальный размер оплаты труда?» — под таким названием в среду, 7 февраля, в РИА «Новости» прошел круглый стол с участием представителей трех заинтересованных в решении этого вопроса сторон – представителей правительства, бизнеса и профсоюзов. Главный вывод дискуссии – установление МРОТ на уровне субъекта федерации должно проходить лишь по согласованному решению работодателей, профсоюзов и властей региона.
Поводом для проведения круглого стола стало предстоящее в ближайшее время рассмотрение в ГД РФ проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ». Законопроектом предусматривается поэтапное повышение к 2008 году МРОТ на федеральном уровне в 3-4 раза выше нынешнего и вывод его на уровень прожиточного минимума, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Проект предусматривает также введение коммерческого МРОТ, определять который будут регионы самостоятельно.
Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов назвал установление МРОТ на уровне прожиточного минимума нормальным государственным механизмом регулирования развитых экономик. При существующем уровне развития экономики и корпоративной системы в России он считает процесс повышения МРОТ правильным. По его мнению, рост зарплат не существенно влияет на инфляционные процессы, так как основу для роста инфляции в России составляет "инфляция издержек". «Поэтому основной способ борьбы с инфляций – это развитие свободного полноценного рынка», — считает Б.Титов.
Касаясь установления регионального уровня МРОТ, он отметил, что это также важный шаг вперед и поэтому ДР намерена его поддерживать. Но при этом общественная организация не согласна с предложенным механизмом установления МРОТ — в регионах решать эту проблему должны местные законодатели. Б.Титов сообщил, что ДР будет настаивать, чтобы на региональном уровне размер МРОТ устанавливался совместно с бизнесом и профсоюзными организациями на местах. «Верхняя планка МРОТ должна задаваться с учетом интересов бизнеса. В случае ее завышения в регионе бизнес на этой территории не будет развиваться и не будет инвестировать в производство. Поэтому если этим сложным процессом настройки будет заниматься только власть, ничего хорошего не получится», — заключил Б. Титов. Он также высказался категорически против еще одного положения законопроекта, предусматривающего чрезмерное усиление ответственности бизнеса за выплату зарплаты ниже МРОТ.
Глава "Деловой России" напомнил, что многие бизнесмены заинтересованы в выводе зарплат из тени. Однако для низкорентабельного бизнеса, по его мнению, занятого в машиностроении, АПК и легкой промышленности, выход из тени равносилен разорению, особенно с учетом существующей налоговой нагрузки и незащищенности бизнеса со стороны государства от конкуренции с мировыми игроками на рынке.
Председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев сообщил, что позиция КСОРР полностью совпадает с позицией "Деловой России". КСОРР также настаивает на том, чтобы региональные МРОТ устанавливались на основании соглашений между тремя сторонами – местной властью, бизнесом и профсоюзами. Он пояснил, что все предприятия региона обязаны выплачивать зарплату не ниже установленного МРОТ независимо от успешности предприятия. По мнению О. Еремеева, в условиях предвыборного популизма местные законодатели могут завысить планку МРОТ в угоду избирателям и таким образом аннулировать существующие межотраслевые соглашения.
Председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков напомнил, что выполнение условия, при котором МРОТ должен быть не ниже прожиточного уровня в стране, должно быть узаконено на федеральном уровне. По его словам, в конце 2008 года МРОТ должен составить 4300 рублей. До момента пока МРОТ не будет выведен на уровень прожиточного минимума, регионы получат право устанавливать свои МРОТ, но не ниже федерального уровня. Новый законопроект устанавливает такую возможность для них. При этом необходимо учитывать, что в каждом конкретном регионе минимальный прожиточный уровень существенно разнится.
Директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов отметил, что вопрос определения МРОТ – сложный системный вопрос. В частности, правительству так и не удалось прийти к консенсусу по темпам повышения уровня оплаты труда. Он объяснил, что повышение уровня заработной платы – серьезный рычаг влияния на макроэкономику. Так, по данным министерства, если установить на сегодняшний день уровень заработной платы свыше 2500 рублей, то 46% российских предприятий сферы АПК окажутся не в состоянии платить подобные зарплаты. Не лучше обстоят дела в бюджетной сфере – 25% работников сферы образования получают зарплату ниже указанного уровня. И для многих предприятий, работающих в рыночной экономике, такой подход будет разорителен. Например, в гостиничном и ресторанном бизнесе только 13% работников поучают зарплату выше МРОТ. «Поэтому подобные решения требуют от государства сбалансированного подхода при повышении заработной платы и определении уровня МРОТ, прежде всего, чтобы не пострадал бизнес», — заключил представитель Минздравсоцразвития.
Он пояснил, что больше всего пострадают малорентабельные предприятия, работающие по белым схемам. Особенно при условии существования черного или серого рынка труда с использованием мигрантов. Впрочем, он напомнил, что активизация участия государства в регулировании этой сферы привела к росту оплаты труда на рынках. Так, если полгода назад час работы на рынке стоил 200 руб., то теперь оплата составляет 500 руб.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», по каким критериям должен определяться МРОТ и как это повлияет на малый агробизнес, А. Сафонов ответил, что это еще одна очень серьезная тема для рассмотрения. По его мнению, уровень МРОТ нужно рассчитывать с учетом сложившейся экономической ситуации на предприятиях региона. В частности, на предприятиях легкой промышленности и АПК. По его мнению, существует несправедливая конкуренция между российскими работодателями в легкой промышленности и китайскими подпольными цехами, где в течение более 5 лет вообще не платят налоги в казну РФ. Кроме того, процесс определения МРОТ должен быть увязан с реализацией нацпроектов на местах, т.к. они позволили повысить доходы бюджетников, занятых в сфере образования и здравоохранения. "Государство не опасается повышать МРОТ, но частный бизнес может оказаться на грани разорения. Поэтому повышение МРОТ требует комплексного подхода и повышать его нужно постепенно",- завил А. Сафонов.
Б. Титов согласился, что необходимы разные планки определения МРОТ в каждом конкретном регионе. «Зарплата в 2 тыс. рублей для Читы и Москвы – это абсолютно разные деньги», — заверил он. И предложил, поскольку закон не запрещает, устанавливать МРОТ для регионов с учетом отраслевых коэффициентов.
О. Еремеев со своей стороны отметил, что в идеале МРОТ должен быть равен прожиточному минимуму в конкретном регионе. «Но чтобы просчитать этот минимум, нужна унифицированная для российских территорий система подсчета прожиточного уровня. Пока ее нет», — заключил он.
Сегодня комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении два законопроекта, которые вносят поправки в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ.
В частности, проект № 319692-4 освобождает от НДФЛ суммы, получаемые гражданами в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым правительством РФ. Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2008 года.
Также одобрен проект № 345474-4, согласно которому от подоходного налога освобождаются премии правительства РФ в области средств массовой информации. Кроме того, в проект внесена поправка, согласно которой НДФЛ не облагаются премии, присужденные высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) за выдающиеся достижения в соответствующих областях.
Лица, занимающиеся оптовой или розничной реализацией нефтепродуктов, не являются плательщиками акцизов. Об этом напоминает Управление ФНС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому АО. Однако нужно учесть следующее. В случае если у налогоплательщика есть свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, до 1 января 2007 года будут признаваться плательщиками акцизов. То же самое касается тех, кто с 1 января реализует нефтепродукты, полученные до 1 января 2007 года и (или) отгруженные до указанной даты. Кроме того, обязанность по уплате акцизов сохраняется и за лицами, осуществляющими операции с прямогонным бензином.
Вознаграждения штатным работникам по гражданско-правовым договорам можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Тогда данные выплаты необходимо облагать ЕСН. Об этом проинформировал Минфин России в письме от 26.01.2007 № 03-04-06-02/11.
Финансовое ведомство предупредило предпринимателей, что налоговые органы обязаны проверять экономическую обоснованность подобных расходов. Поэтому в целях налогообложения прибыли гражданско-правовые договоры не должны подразумевать выполнение работ или оказание услуг, которые исполняются в рамках трудовых договоров.
Фирма заявила к вычету ЕСН сумму, гораздо большую, чем уплатила в том же налоговом периоде. В результате она не только не получила вычет, но и была вынуждена доплатить налог, пени и госпошлину в арбитражный суд.
В ходе проверки инспекция установила, что за первое полугодие 2005 года фирма применила налоговый вычет по ЕСН в сумме начисленных за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (1595528 руб.), при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование фактически уплатило только в размере 797921 руб.
Поскольку в указанном отчетном периоде сумма примененного налогового вычета превысила сумму фактически уплаченного страхового взноса за этот же период, инспекция признала полученную разницу в размере 797607 руб. (1595528 — 797921) занижением суммы ЕСН.
Налоговики приняли решение о доначислении обществу неуплаченной суммы налога за первое полугодие 2005 года и начислении пеней.
Решение инспекции поддержал арбитражный суд: как говорится в абзаце 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ, в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2007 N А56-51012/2005).
07.02.2007
Газета "The Moscow Times" приглашает Вас принять участие в практической конференции для корпоративных юристов "Юридический форум. Ключевые изменения российского законодательства", которая состоится 15-го марта 2007 года. В рамках мероприятия будут рассматриваться ключевые изменения в тех сферах российского законодательства, с которыми компаниям приходится сталкиваться в своей ежедневной работе.
Основные темы для обсуждения:
Коммерческое право
Корпоративное законодательство
Изменения налогового законодательства
Международное и валютное законодательство
Эксперты компаний Salans, CLIFF, "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" будут детально освещать ключевые вопросы, которые нужно учитывать при проведении сделок M&A, реструктуризации и продажи бизнеса, расскажут об изменениях в законе о конкуренции и его влиянии на дистрибуцию, об особенностях требований антимонопольного законодательства и других не менее актуальных вопросах.
Специальное предложение: для членов ОКЮР предоставляется скидка 25%. Дополнительная информация на сайте
https://www.events.moscowtimes.ru, тел. +7 (495) 232 3200 доб. 4203 (Мария Потапова).
Обновлена форма налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности. Соответствующие изменения внес приказ Минфина России от 19.12.2006 № 177н, который Минюст России зарегистрировал 31 января.
Поменялся титульный лист и раздел 1, а также правила их заполнения. Так, на первом листе необходимо указывать теперь код вида экономической деятельности, а вот основной государственной регистрационный номер — нет. Также исключены строки для подписи главного бухгалтера.
Декларацию по новой форме нужно представлять за первый налоговый период 2007 года.
УФНС России по Ивановской области напомнило компаниям, что согласно пункту 4 статьи 114 Налогового кодекса инспекторы могут увеличить штраф за непредставление декларации в 2 раза. Например, это может произойти, если декларация за 2 квартал сдана с нарушением срока после вступления в силу решения суда или инспекции о наложении штрафа за несвоевременное представление декларации за 1 квартал (то есть за предыдущий отчетный период).
Напоминаем, что 12 февраля (следующий понедельник) истекает срок уплаты налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам за январь 2007 года.
Еще один слуга народа нажил себе крупные неприятности, пытаясь поправить свое материальное положение за счет коммерсантов. На сей раз на скамье подсудимых оказался ведущий специалист Санкт-Петербургского управления Роспотребнадзора. По версии следствия, чиновник вымогал у одной из местных фирм комплект зимних шин для своего автомобиля.
В конце минувшего года к правоохранителям обратилась управляющая сетью магазинов по продаже автозапчастей. С ее слов выходило, что одну из принадлежащих ей точек посетил представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и выявил ряд мелких недостатков. Однако вместо того чтобы честь по чести составить протокол об административном нарушении, ревизор стал навязчиво предлагать свои услуги по «минимизации последствий» своего визита. В качестве гонорара борец за права потребителей просил всего лишь «переобуть» его иномарку в зимнюю резину. В итоге чиновника поймали с поличным. Несмотря на кажущуюся малозначительность нарушения, мздоимцу предъявлены обвинения по самой «тяжелой» – четвертой части статьи 290 Уголовного кодекса – «получение взятки должностным лицом», предусматривающей наказание в виде лишения свободы от семи до двенадцати лет. По решению прокуратуры дожидаться суда ему придется в следственном изоляторе.
Депутаты намерены существенно облегчить жизнь фирмам – участникам ВЭД, внеся в Таможенный кодекс ряд либеральных поправок. Как рассказала в беседе с корреспондентом «ФАФИ» один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Азарова, основные изменения касаются статьи 322 Таможенного кодекса, которая устанавливает налоговую базу для исчисления таможенных пошлин и налогов. Кроме того, авторы документа хотят упростить порядок выпуска товаров при совершении импортером административного правонарушения. По словам Азаровой, сейчас товары, которые таможенники сочли подозрительными, находятся на складах временного хранения до окончания производства по делу. «В результате импортер несет существенные издержки, даже если нарушение малозначительное. Предлагаемые нами изменения в статью 154 ТК позволят осуществить выпуск товара до окончания производства», – указала депутат. Еще одна новация: в статье 320 будет подробно прописана норма о солидарной ответственности декларантов и брокеров. Делается это для того, чтобы последние при возникновении спорной ситуации не перекладывали всю вину на импортеров и не выходили сухими из воды. Как отметила Азарова, пакет поправок разрабатывался в тесном контакте с представителями бизнес-сообщества и в нем учтены все их замечания. Сейчас документ направлен для ознакомления в регионы и будет вынесен на обсуждение Госдумы ориентировочно в конце февраля.
Не исключено, что в ближайшем будущем фирмы смогут снижать свою налоговую нагрузку, предоставляя вакансии молодым специалистам, впервые ищущим работу. В недрах Госдумы в настоящее время кипит работа над законопроектом, цель которого помочь выпускникам высших и средне-специальных учебных заведений решить проблему поиска первого рабочего места. Как рассказал корреспонденту «ФАФИ» председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, предполагается, что каждый год по состоянию на 1 января компании должны будут сообщать в службу занятости об имеющихся у них вакансиях. Треть из них забронируют для выпускников вузов, которые смогут ознакомиться с созданным банком данных и выбрать подходящую работу. Причем, если вчерашний студент окажется единственным претендентом на вакантную должность, то по направлению службы занятости фирме придется принять его на работу без всяких испытаний. Для начала, по словам депутата, квотирование станет обязательным лишь для государственных учреждений и предприятий, выполняющих госзаказ. Коммерческие компании смогут присоединиться к этой программе в добровольном порядке. Для того чтобы такое желание все же появилось, авторы законопроекта намерены поощрить столь благородный поступок, как трудоустройство молодежи, налоговыми или иными льготами. Правда, на данный момент Исаев не смог конкретизировать какими именно.
Уже в ближайшем будущем в нашей стране будут реализованы механизмы противодействия взяточничеству, заложенные в международных конвенциях по борьбе с коррупцией. На днях президент России Владимир Путин подписал Указ об образовании специальной межведомственной рабочей группы, основной задачей которой станет подготовка системного изменения российского законодательства в соответствии с международными договорами. Речь идет, прежде всего, о Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г, ратифицированных Россией в прошлом году. Руководителем группы назначен помощник президента Виктор Иванов. Свои предложения по необходимым поправкам его новая команда должна будет представить до 1 августа 2007 года. К тому же времени межведомственной группе предстоит определить или создать специализированную организацию, которая займется координацией работы по борьбе с коррупцией.
При подтверждении права на возврат «экспортного» НДС фирма не вправе представить кредитовое авизо, уточняющее порядок расчетов, вместо выписки банка. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 11 января 2007 г. № А26-11191/2005-216. Судьи признали, что в Налоговом кодексе отсутствует определение понятия «выписка банка», поэтому предложили обратиться к нормативным актам Центробанка. В них сказано, что таковой считается второй экземпляр лицевого счета, предназначенный для выдачи клиенту. Раз форма выписки все же установлена специальными документами, то авизо не может ее заменить. Именно поэтому авизо нельзя рассматривать как подтверждение фактического завершения расчетов между партнерами, которого требуют положения пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса.
Вполне возможно, что в будущем уровень МРОТ в регионах страны будет устанавливаться на основе трехстороннего соглашения, достигнутого представителями местных властей, профсоюзов и бизнеса. Соответствующая поправка появится в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты РФ» перед вторым чтением в Госдуме. Об этом в ходе прошедшего накануне заседания круглого стола сообщили председатель Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олег Еремеев, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов, лидер профсоюзов Михаил Шмаков и директор Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития Александр Сафонов.
Напомним, что согласно принятому в первом чтении варианту законопроекта правом определять размер регионального МРОТ наделялись исключительно законодательные органы субъектов Федерации. Лидер бизнес-объединения «Деловая Россия» Борис Титов заявил, что, по его мнению, отдавать чиновникам на откуп столь важный показатель никак нельзя. «В таком случае есть вполне реальная угроза, что во многих регионах МРОТ может быть неоправданно завышен. Это в свою очередь приведет к разорению или уходу в тень значительного числа фирм», – подчеркнул он.
Вновь созданные организации не вправе формировать резерв под предстоящий ремонт основных средств. К такому выводу пришел Минфин в письме от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9. Финансисты напомнили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 324 Налогового кодекса предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Вместе с тем очевидно, что фирма, которая только начала свою деятельность, просто не может располагать данной информацией. Именно поэтому в главном финансовом ведомстве решили, что первые три года деятельности для учета расходов на ремонт ОС компания должна руководствоваться пунктом 1 статьи 260 Кодекса, согласно которому затраты относятся к прочим расходам и признаются при расчете налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
Стоит отметить, что арбитражная практика по данному вопросу не всегда подтверждает правомерность точки зрения Минфина. Примером тому послужит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2006 г. по делу № Ф04-8923/2005(17776-А67-35). В нем арбитры указали, что если в резерве аккумулируются средства только для проведения особо сложных и дорогих видов капремонта, то предельная сумма резерва не более средней величины фактических расходов на ремонт, сложившейся за последние три года, не имеет значения.