14.02.2007
Предпринимательская деятельность по изготовлению пластиковых окон и дверей не относится к бытовым услугам, предусмотренным ОКУН, и в связи с этим не подпадает под ЕНВД. (Письмо Минфина РФ от 20.12.2006 г. N 03-11-05/280).
13.02.2007
Разовые поборы нечистых на руку правоохранителей с подконтрольных им коммерсантов давно уже стали привычным явлением. Увы, не является редкостью и систематическая экспроприация средств. Однако то, что вытворяли со своим «подопечным» стражи порядка из города Волжский (Волгоградская область), в привычные рамки вписывается с трудом.
Как рассказали корреспонденту «ФАФИ» в областной прокуратуре, полтора года назад сотрудник службы общественной безопасности местного ГУВД и его приятель – участковый уполномоченный обманом и угрозами заставили одного из местных индивидуальных предпринимателей открыть новую фирму. При этом стражи порядка настояли на включении в число учредителей компании чуть ли не всей своей многочисленной родни, а буквально через месяц потребовали выплатить «бедным родственникам» вознаграждения в размере от 70 до 120 тысяч рублей. Ссылки на фактическое отсутствие у фирмы прибыли в расчет не принимались. «Нет денег – найди. Иначе, сам понимаешь, «сошьем» уголовное дело, и пиши пропало», – давили они на бизнесмена. Предприниматель на первый раз деньги нашел. Нашел и на второй, и на третий. Потом передал вымогателям личный автомобиль. Тут чаша терпения переполнилась, и он все же обратился в Управление собственной безопасности. Сотрудники УСБ быстренько вывели предприимчивых коллег на чистую воду. В соответствии со статьями Уголовного кодекса 159 – «мошенничество», 290 – «вымогательство взятки» и 286 – «злоупотребление должностными полномочиями», теперь уже бывших правоохранителей могут лишить свободы на срок до десяти лет. На днях дело передано в суд для рассмотрения по существу.
Налоговики не имеют права отказать фирме в возмещении НДС лишь на том основании, что ее иностранный партнер подозревается в принадлежности к плеяде «однодневок». Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС по делу № А40-47873/02-107-625.
В 2002 году ИФНС № 26 по городу Москве отказала фирме в возмещении НДС по сделкам с некой компанией из США на том основании, что факт экспорта и поступления валютной выручки не подтвержден. Столичные предприниматели, однако, оказались крепким орешком: в течение следующего года сумели доказать свою правоту в трех судебных инстанциях и вернуть свои деньги (около 30 миллионов рублей). Тем бы дело и закончилось, однако спустя три года неугомонные налоговики потребовали от арбитров пересмотреть некогда вынесенное положительное решение. При этом инспекторы ссылались на вновь открывшиеся обстоятельства: выяснилось, что «американским друзьям» не был присвоен ИНН и они не сдавали налоговую отчетность в своей стране. На этот раз судьи пошли на поводу у инспекции и обязали фирму вернуть деньги. Московская компания с таким поворотом событий не смирилась и обратилась к высшим арбитрам. Президиум ВАС в конечном счете пришел к выводу, что право российской компании на возмещение экспортного НДС не связано с соблюдением ее иностранным партнером законов своей страны.
Фирмы, желающие успешно работать в производственных отраслях экономики, вскоре получат конкретные советы, которые помогут им осуществить задуманное. Как стало известно корреспонденту «ФАФИ», Минпромэнерго и объединение предпринимателей «Опора России» в настоящее время проводят совместный анализ состояния малого и среднего предпринимательства в промышленном секторе, а также барьеров и возможностей для его развития. По итогам исследования эксперты подготовят адресные рекомендации не только для федеральной и региональных властей, но и для бизнеса.
Реализуется проект в пилотных регионах–Архангельской, Нижегородской областях, Пермском и Краснодарском краях, Республике Татарстан, Москве и Санкт-Петербурге. Первые результаты будут представлены на суд общественности уже в конце февраля.
Пошлины на ввозимую в Россию продукцию в недалеком будущем будут ощутимо снижены, а на некоторые товары отменены вообще. Такие предложения содержатся в проекте основных направлений таможенной политики на 2008–2010 годы, подготовленном специалистами ФТС и вынесенном на рассмотрение правительственной комиссией по бюджетным корректировкам. Согласно этому документу, средневзвешенную ставку тарифов снизят с 12,9 до 11,5 процента. Что касается частностей, то, к примеру, ставка ввозной пошлины на промышленные товары опустится с нынешних 10 до 7,6 процента. Пошлины на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, авторы документа предлагают обнулить и на этот раз не ограничивать действие льготы девятью месяцами. Появился повод для оптимизма и у отечественных фирм-экспортеров, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Уже в течение текущего года предполагается отменить экспортные пошлины на товары химического синтеза и готовую продукцию деревоперерабатывающего комплекса, включая пиломатериалы и целлюлозу.
Не исключено, что вскоре недоимки по страховым взносам, а также пени и штрафы, независимо от суммы, ПФР будет взыскивать во внесудебном порядке. Комитет по труду и социальной политике Госдумы предлагает депутатам рассмотреть соответствующий законопроект не далее как в апреле текущего года. Стоит отметить, что в нижнюю палату документ поступил непосредственно из Высшего Арбитражного Суда. По мнению служителей Фемиды, требования о взыскании, с которыми Пенсионный фонд обращается в суды, не носят спорного характера и лишь увеличивают нагрузку на представителей правосудия. Напомним, что по Закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ПФР в настоящее время может взыскивать недоимки самостоятельно только в случае, если сумма задолженности не превышает 5 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч – для юрлиц.
Пересчитать пени, набежавшие в результате допущенной в налоговой «платежке» ошибки, далеко не всегда можно в упрощенном порядке. Если из-за досадной опечатки средства попали не в федеральный бюджет, а в Пенсионный фонд, то как бы то ни было обидно, искать справедливость придется исключительно в суде. К такому выводу пришел Минфин в письме от 29 января 2007 г. № 03-02-07/1-125. Проблема заключается в том, что действующая редакция статьи 45 Налогового кодекса позволяет в случаях, когда из-за ошибки в «платежке» денежные средства все-таки попали в бюджетную систему, пройти сверку со своей налоговой инспекцией и обнулить пени. Однако, по мнению финансистов, данные правила не распространяются на взносы по обязательному пенсионному страхованию. Здесь действует Закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому налоговики должны только контролировать правильность исчисления и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В Минфине обратили внимание на то, что данным законом не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм, и порядок его проведения. На этом основании финансисты сделали вывод, что подобные споры могут быть разрешены только в судебном порядке. Более того, указывают представители главного финансового ведомства, налоговики вовсе не должны сообщать компаниям о наличии переплаты по пенсионным взносам. Ведь в пункте 3 статьи 78 Налогового кодекса, который налагает такую обязанность на ревизоров, речь идет сугубо о налогах и сборах, а пенсионные взносы к ним не относятся.
Реализация населению карт экспресс-оплаты по договорам розничной купли-продажи вполне может быть переведена на ЕНВД. Об этом информирует Минфин в письме от 9 февраля 2007 г. № 03-11-05/25. Финансисты признали, что предпринимательская деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по реализации карт экспресс-оплаты услуг связи, приобретенных в собственность для дальнейшей продажи, относится к розничной торговле.
Напомним, что ранее Минфин придерживался иной позиции. Например, в письме от 22 июня 2005 г. № 03-06-05-04/173 представители главного финансового ведомства утверждали, что в таких ситуациях о ЕНВД не может быть и речи, поскольку сами телефонные карты не являются товаром.
По всей видимости, бизнесменам в ближайшие два года придется серьезно увеличить фонд оплаты труда на своих предприятиях. Сделать это их заставит государство, которое к концу 2008 года намерено установить планку минимального размера оплаты труда (МРОТ) на уровне 4300 рублей. Как сообщила пресс-служба Совета Федерации, на днях верхняя палата российского парламента поддержала соответствующее предложение представителей правительства, профсоюзов и Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР). Так, по мнению председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совфеда Владимира Гусева, заявления о том, что ускоренное повышение МРОТ негативно отразится на предприятиях сельскохозяйственной и промышленной сферы, не имеют под собой ни жизненной логики, ни экономического обоснования. «Благодаря такому росту МРОТ подойдет к уровню прожиточного минимума, который составляет сейчас практически такую же сумму», – отметил сенатор.
Добавим, что с 1 сентября текущего года размер МРОТ возрастет не до 2 тысяч рублей, как это планировалось ранее, а до 2500 рублей.
Профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 221 НК РФ, в отношении доходов физических лиц, полученных от сдачи в субаренду помещения, не применяются. (Письмо Минфина РФ от 29.12.2006 г. N 03-05-01-05/290)
НДС, включенный в квитанцию за проживание командированного работника в гостинице, учитывается в составе прочих расходов при формировании базы по налогу на прибыль на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264. Об этом Минфин России проинформировал в письме от 09.02.2007 № 03-03-06/1/74.
Компания вправе зачесть имеющуюся переплату по НДС в счет платежей по налогу на прибыль, но только в части, которая зачисляется в федеральный бюджет. Однако ту часть, которая идет в региональный бюджет, необходимо будет перечислить в бюджет дополнительно. Впрочем, такой порядок будет действовать только до 1 января 2008 года. Начиная со следующего года, зачет сумм федеральных, региональных и местных налогов и сборов будет производиться только по соответствующим налогам и сборам. Налог на прибыль и НДС относятся к федеральным налогам, поэтому их, как и прежде можно будет зачесть между собой. Причем уже в полном объеме, независимо от того, в какой бюджет должны быть зачислены эти суммы (ст. 13 НК РФ). Такое мнение выразили чиновники УФНС России по г. Москве. Однако эксперты «УНП» придерживаются другой точки зрения, а именно: компании уже с этого года могут зачитывать НДС в счет предстоящих платежей по федеральным налогам без ограничения по бюджетам. Сделать это позволяют поправки, внесенные в статью 176 Налогового кодекса.
Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога получил отрицательное заключение Правительства РФ. Кроме того, по словам первого заместителя Председателя Госдумы О.В. Морозова, депутатское большинство также не поддержит поправки в Налоговый кодекс.
Депутат пояснил, что пока не настало время возвращаться к прогрессивной шкале подоходного налога, которая была отменена с 1 января 2001 года. «Сама идея о прогрессивном налоге заслуживает обсуждения. Но сегодня Госдума, на мой взгляд, не поддержит это предложение, потому что пока экономический смысл плоской шкалы еще себя не исчерпал», — подчеркнул О.В. Морозов.
Напомним, законопроект о введении прогрессивной шкалы для подоходного налога накануне внесла в Госдуму фракция «Родина». В документе предлагается освободить от налога граждан, чей доход не превышает 60 тыс. руб. в год. Для тех, кто зарабатывает от 60 до 120 тыс. руб. в год, ставка налога составит 10%. 13% предполагается взимать с доходов от 120 тыс. до 1 млн. 200 тыс. руб., 20% — от 1 млн. 200 тыс. до 3 млн. 600 тыс. руб. в год. Доходы, которые превышают 3 млн. 600 тыс. руб. в год, разработчики законопроекта хотят облагать НДФЛ по ставке 30%.
Расходы на приобретение жилых помещений для сдачи в аренду можно учесть в целях налогообложения.
Организация, работающая на УСН, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в виде сдачи в аренду жилых помещений, может учесть в целях налогообложения расходы на приобретение данных основных средств в отчетном (налоговом) периоде ввода в эксплуатацию равными долями в течение налогового периода. (Письмо Минфина РФ от 10.01.2007 г. N 03-11-04/2/2).
ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по развозной (разносной) торговле исчисляется с использованием физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
При этом стоит учесть, что к развозной (разносной) торговле не относится торговля подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения.(Письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. N 03-11-05/12).
Количество действующих российских юридических лиц на 1 января 2007 составило 3,361 млн – эти данные вчера обнародовала Федеральная налоговая служба. Из объявленных вчера налоговиками цифр наибольший интерес представляют данные о динамике "рождаемости" компаний: по данным ФНС, за минувший год появились 468 тыс. новых юридических лиц, 348 тыс. организаций за этот период прекратили свое существование. В каждый из примерно 250 рабочих дней в 2006 году регистрировались 1,9 тыс. фирм, прекращали свою деятельность – 1,4 тыс. Таким образом, ежедневно в России становится на 500 юридических лиц больше.
ФНС такой прирост экономической активности отнюдь не радует. Как ранее заявлял руководитель службы Анатолий Сердюков, "более половины новых юрлиц в стране создаются с целью уклонения от налогов". Косвенно это подтверждается другими данными налоговой статистики: на 1 октября 2006 года отчетность в ФНС не сдали (задержка год и более) 1,175 млн организаций, или треть от существующих. Именно эти фирмы, в нарушение законодательства не сдающие никакой, даже "нулевой" отчетности, в ФНС и считают "однодневками".
В 2005 году у налоговиков появилось средство, позволяющее им ликвидировать компании, не ведущие деятельности. Речь идет о праве на внесудебное исключение "мертвых" юридических лиц из единого госреестра ЕГРЮЛ. В 2006 году налоговики этим правом пользовались достаточно активно, вычеркнув из реестра 255 тыс. организаций. Однако такой способ налоговики готовы применять только в отношении компаний, не имеющих долгов перед бюджетом. Компании же с долгами (среди не сдающих отчетность фирм на 1 января 2007 года, по оценке ФНС, таких было 315 тыс.) налоговики ликвидируют только через судебные процедуры. Однако 20 декабря 2006 года Высший арбитражный суд фактически отказал налоговым органам в праве обращаться в суды с подобными исками, решив, что они должны ликвидировать недействующие компании административным исключением из реестра даже при наличии налоговых долгов.
Столкнувшись с этой проблемой ликвидации брошенных "однодневок", в ФНС сейчас лоббируют внесение поправок в закон о госрегистрации юридических лиц, для того чтобы перехватывать фирмы-пустышки еще на этапе их создания. Напомним, что сейчас на всю процедуру регистрации закон отводит налоговикам всего пять дней. Однако согласно заявлению замглавы ФНС Татьяны Шевцовой, сделанному ею в декабре 2006 года на съезде Российского союза налогоплательщиков, служба просит правительство увеличить этот срок. Речь идет о внесении в законодательство поправок, предоставляющих ФНС право на срок до 20 дней приостановить регистрацию для проведения более детальной проверки представленных ей документов. Эти предложения, проходящие сейчас процедуру ведомственных согласований, могут быть внесены в правительство уже в марте-апреле 2007 года.
Уже более трех лет в России действует упрощенная система налогообложения, которая была создана специально для малых предприятий. Со временем она подверглась ряду изменений и будет корректироваться и дальше. О том, кому выгодно работать на УСН, а также какие изменения, возможно, ожидают этот режим, в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» рассказала председатель подкомитета по налоговому законодательству Комитета ГД по бюджету и налогам Наталья Бурыкина.
Она напомнила, что по действующему законодательству (глава 26.2 части второй Налогового кодекса РФ) на упрощенной системе налогообложения имеют право работать предприятия, годовой доход которых не превышает 20 млн рублей, стоимость основных средств — 100 млн рублей, а численность работников – 100 человек. УСН предусматривает замену ряда налогов (НДС, налога на имущество, ЕСН и налога на прибыль) единым налогом. Кроме того, у предприятий появляется возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. При этом упрощенная система налогообложения предполагает два способа уплаты налогов: либо разница между доходами и расходами облагается налогом по ставке 15%, либо доход без вычета расходов облагается налогом в размере 6%. Последнее, отметила Н.Бурыкина, выгодно предприятиям, у которых небольшие расходы.
«Если предприятия оказывают какие-то услуги населению, а те, с кем они работают, не являются плательщиками косвенных налогов, в частности, НДС, им будет достаточно интересно перейти на более простой способ уплаты налоговых платежей», — отметила Н.Бурыкина. Так, по ее мнению, на УСН вполне могут работать предприятия сферы розничной торговли или бытового обслуживания. Если же в своей деятельности компания взаимодействует с фирмами-плательщиками НДС, то применение УСН может поставить ее в невыгодные условия по сравнению с конкурентами, применяющими общую систему налогообложения. При покупке товаров или услуг у предприятия на УСН компания-плательщик налога на добавленную стоимость не сможет принять НДС к вычету. «Каждое предприятие малого бизнеса должно само определяться, для кого оно работает, кому оно оказывает услуги или продает товары, и в зависимости от этого решать, как ему выгоднее работать: с общей системой налогообложения или же с УСН», — подчеркнула Н.Бурыкина.
Если предприятие решило работать на УСН, то ему достаточно подать с 1 октября по 30 ноября заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации, и он начнет работать на «упрощенке» с 1 января будущего года. «То есть в данном случае применяется не разрешительный, а уведомительный порядок», — пояснила Н.Бурыкина. При этом, добавила она, есть ряд действий, которые должен совершить налогоплательщик. Например, если до перехода на УСН он был плательщиком НДС, то часть этого налога, которую он успел взять к вычету, он будет вынужден вернуть.
При этом для работы на УСН установлено четкое ограничение. Если доход предприятия за три квартала превысили 15 млн рублей, то оно будет вынуждено вернуться на общую систему налогообложения с пересчетом соответствующих налогов. «То есть надо планировать ту выручку, которую предприятие получает по результатам своей деятельности», — отметила Н.Бурыкина. Кроме того, она сообщила, что в настоящее время Думой рассматривается законопроект, вносящий поправки в НК в части дополнения критерия дохода предприятия рядом других, превышение которых также повлечет за собой возврат на общую систему налогообложения.
Предприниматель может и сам решить, что ему невыгодно работать на УСН, и вернуться на общий режим налогообложения. Как отметила Н.Бурыкина, «никаких специальных ограничений по переходу предпринимателей на упрощенную систему налогообложения и обратно нет: они каждый год могут менять систему налогообложения». Ограничением будет лишь их собственная финансовая выгода: если предприниматель решит вернуться с УСН на общий режим налогообложения в середине отчетного периода, он будет вынужден доплатить все налоги, которых не было на УСН. «У него возникнет задержка каких-то платежей, он заплатит штрафы, пени и неустойки за несвоевременную уплату налогов», — пояснила Н.Бурыкина. Если же он решит уйти с «упрощенки» с нового календарного года, то ему также достаточно подать об этом заявление.
По словам депутата, особых проблем у малых предприятий, работающих на УСН и представляющих собой простые формы хозяйствования, нет. Все проблемы начинаются в тот момент, когда у компании начинает расти выручка и превышает установленный критерий доходов. В этом случае, отметила Н.Бурыкина, «ограничение в 20 млн рублей является сдерживающим фактором». По ее словам, предприниматель должен сам решить, как он намерен развивать свой бизнес: хочет ли он всю жизнь работать как малый предприниматель или намерен расти. В первом случае ему вполне подойдет УСН, во втором он должен сам просчитать для себя наиболее выгодный вариант. «То есть встает вопрос планирования развития собственного бизнеса», — отметила Н.Бурыкина.
Она сообщила, что в настоящее время вопрос повышения планки доходности предприятия, которая дает ему право работать на УСН, является дискуссионным. «Есть предложения поднять ее и до 50, и до 70, и до 100 млн рублей. Я убеждена, что если мы пойдем по этому пути, то мы должны сделать планки доходов дифференцированными для различных видов деятельности», — заявила Н.Бурыкина. Так, по ее словам, для производственных компаний планка доходов может быть на уровне 100 млн рублей, а для торговли достаточно 20 млн рублей. При этом депутат подчеркнула важность проведения большой статистической работы, которая позволила бы четко определить эту планку для всех видов малого предпринимательства. «А такой серьезной статистикой никто не занимается, поэтому определения планки – это вещи вкусовые. Не думаю, что под ними есть какая-то серьезная научная и статистическая база», — добавила Н.Бурыкина. При этом, по ее мнению, если будет проведена необходимая работа и планка доходности будет диверсифицирована, отпадет необходимость существования другого специального налогового режима – единого налога на вмененный доход. Предложения же по простому повышению планки доходности Н.Бурыкина считает нерациональными, так как в этом случае «мы обезличиваем малый бизнес, так как рентабельность в разных отраслях разная, а мы таким единым показателем всех выровняли».
Таким образом, одно из направлений законодательной работы в сфере реформирования УСН связано с корректировкой планки дохода, дающей право работать на этой системе. Еще одно направление работы в данной области, по словам Н.Бурыкиной, связано с предоставлением предприятиям, работающим на УСН, права платить НДС. В этом случае бизнес, оставаясь на упрощенной системе налогообложения, сможет сам решить, выгодно ли ему будет платить налог на добавленную стоимость и тем самым привлечь клиентов-плательщиков НДС.
Кроме того, обсуждаются в настоящее время и предложения налоговых инспекций по ужесточению критериев перехода малых предприятий на УСН. Дело в том, пояснила Н.Бурыкина, что налоговые инспекции, выполняя свою основную фискальную функцию, видят в большом количестве предприятий, перешедших на УСН, угрозу недостаточному обеспечению бюджетов всех уровней. «Налоговые волнуются, что слишком много развелось малых предприятий, которые используют упрощенную систему налогообложения, поэтому, по их мнению, нужно ввести дополнительные ограничения, чтобы не все малые предприятия могли по собственному выбору применять УСН», — пояснила депутат. Однако эти предложения пока находятся на уровне обсуждений, таких законопроектов в Думу не поступало, добавила она.
В целом, отметила Н.Бурыкина, подводя итог беседе, «выгода перехода на упрощенную систему налогообложения должна просчитываться самим малым предприятием».
Апелляционную жалобу на решение налоговой инспекции можно подать только до вступления в силу того решения, по которому она подается.
Как разъяснили специалисты УФНС по Удмуртской республике, на подачу этой жалобы отведено десять дней. Жалоба подается в налоговый орган, вынесший оспариваемое решение, и уже оттуда со всеми материалами передается в вышестоящую инстанцию.
По истечении срока налогоплательщик теряет право на подачу апелляционной жалобы. В случае если апелляционная жалоба представлена не в налоговый орган, который вынес оспариваемое решение, а непосредственно в вышестоящий налоговый орган, то последний отказывает в рассмотрении жалобы.
Белгородские налоговики пообещали, что будут сообщать каждому налогоплательщику об изменении реквизитов счетов Федерального казначейства и другие сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов. Соответствующие обязанности за инспекторами закреплены приказом ФНС России от 09.11.06 № САЭ-3-10/776@.
Если организация переведена на уплату ЕНВД, и у нее есть необходимость закупать продукты часто и небольшими партиями, то их можно оприходовать на основании кассовых чеков из супермаркетов, где указаны наименование товара, количество, цена и сумма покупки.
В таком случае чеки должны прикладываться к авансовому отчету подотчетного лица организации, купившего товар. (Письмо Минфина РФ от 25.01.2007 г. N 03-11-04/3/23).