06.10.2006
В настоящее время число пользователей мобильной связи среди россиян превысило количество обладателей квартирных телефонов, показывают последние исследования Аналитического центра Юрия Левады.
Как сообщили сегодня социологи Центра, за год значительно выросло число россиян, имеющих в своем распоряжении мобильные телефоны — с 41% в сентябре 2005 года до 58% в настоящее время.
При этом, по данным "Левада-Центра", телефонной связью дома в настоящее время пользуется 55% респондентов и за прошедший год таковых стало больше на 6% процентов.
Растет и число россиян, которые имеют у себя дома компьютер — теперь он есть у 22% респондентов (16% год назад).
Как показал сентябрьский опрос более двух тысяч россиян, в настоящее время 18% респондентов (против 16% год назад) пользуются персональным компьютером ежедневно или несколько раз в неделю дома, на работе и в других местах, 5% — примерно один раз в неделю (4%). Никогда не пользуются компьютером — 71% (в прошлом году — 77%).
За год, по данным социологов, стало больше россиян, которые имеют возможность общаться с миром и узнавать новости через интернет — в настоящее время 84% опрошенных не пользуются всемирной сетью, тогда как год назад таковых было больше на 4% процента.
Исследования "Левада-Центра" по этой же теме, проведенные отдельно в Москве, показали, что в столице уже осуществлена практически сплошная телефонизация — сотовые телефоны имеют 70% жителей столицы, а домашние — 92%. Треть москвичей имеют компьютеры дома, число же пользователей интернетом и электронной почты среди столичных жителей достигло такого уровня, при котором "всемирная паутина" стала существенным социальным и информационным фактором жизни жителей столицы.
Турфирмы и их клиенты до сих пор не знают, как будет работать механизм финансовых гарантий тем, кто собирается путешествовать. Эта норма вводится поправками в закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Новую порцию масла в огонь подлили на заседании комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Комитет предложил увеличить размер банковской гарантии в десять раз.
Напомним, что с 1 января 2007 года отменяется лицензирование туристической деятельности. Выступившее инициатором поправок Федеральное агентство по туризму Российской Федерации полагает, что введение финансовых гарантий послужит защите прав потребителей, поможет добросовестным туроператорам, повысит прозрачность турбизнеса и будет противодействовать созданию финансовых пирамид. Размер финансовых гарантий Ростуризм предложил определить в 10 млн. рублей для фирм, занимающихся международным туризмом, и в 1 млн. рублей — для операторов по России.
При этом руководство агентства подчеркивало, что для обсуждения в Думу вносится в первую очередь сам принцип финансовых гарантий, а их размер может быть скорректирован.
На заседании кредитно-финансовый комитет как раз и "скорректировал". Вместе с рекомендацией Госдуме принять в первом чтении поправки в туристический закон прозвучало предложение об увеличении размера банковской гарантии в сфере внутреннего туризма с 1 до 10 млн. рублей, а в сфере внешнего туризма — с 10 до 100 млн. рублей.
Можно предположить, что эта идея горячего энтузиазма у работников турбизнеса не вызовет. Хотя многие работники турфирм предрекают себе и коллегам скорое разорение и горячо выступают против поправок только потому, что так и не поняли до сих пор их механизм.
"Те самые миллионы — это не депозит, который надо вывести из оборота компании, — пояснила заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Надежда Назина. — Речь идет о небольшом ежемесячном взносе, который и был рассчитан так, чтобы быть по силам серьезным туроператорам".
Эту арифметику "надо объяснять", чем агентство сейчас активно занимается. Сегодня в Хабаровске открывается очередное региональное совещание работников туротрасли, в котором примут участие и Назина, и заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин. В Хабаровске и начнут "прорабатывать" новое предложение об увеличении суммы гарантии.
Стоит отметить, что некоторые туроператоры уже начали "строить" свои турагентства, вводя для них собственные системы финансовой ответственности. Это выглядит вполне разумно, поскольку за недобросовестного агента по закону туроператор ответит своим кошельком. "Но эта процедура трудоемкая, и заниматься ею сейчас, когда закон еще не вступил в силу, нелогично, — считает Светлана Куркович, директор по туризму компании "Инна тур". — Мы этого пока не делаем. А к вопросу о сумме фингарантий надо подходить очень взвешенно, дабы не вызвать увеличения стоимости турпакета для клиента".
Комиссии в налоговых органах и при региональных администрациях за восемь месяцев текущего года заслушали более 250 тыс. работодателей, выплачивающих работникам заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, в том числе на заседаниях комиссий в налоговых органах побывало более 200 тыс. налогоплательщиков, говорится в сообщении Федеральной налоговой службы (ФНС).
С начала 2006 года в налоговых органах, а также при администрациях городов, районов, муниципальных образований всех регионов России созданы комиссии по легализации "теневой" заработной платы.
На заседания комиссий приглашаются налогоплательщики, выплачивающие работникам заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Списки таких налогоплательщиков к началу года были составлены в каждом регионе. Планируется до конца года заслушать всех налогоплательщиков, попавших в списки.
Как отмечается в сообщении, в РФ свыше 4 млн налогоплательщиков представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Из них свыше 500 тыс. налогоплательщиков выплачивают своим сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионах, что составляет 13% от числа отчитывающихся.
Начальник управления администрирования ЕСН ФНС России Евгения Останина в комментарии, который приводится в сообщении, сообщила, что по данным Росстата и Минэкономразвития России, удельный вес "теневой" заработной платы в целом по стране в 2004 году составлял 44,3%, в 2005 году — 43,6%.
После того как до конца года будут заслушаны все налогоплательщики, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, предполагается начать работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднеотраслевого уровня.
Одновременно будут проводиться контрольные мероприятия, направленные на выявление и пресечение схем ухода от налогообложения, в том числе "конвертной" схемы, подчеркнула Е.Останина.
Темп роста рынка лизинговых услуг, который в предыдущие годы составлял 60-70% в год, в ближайшее время может замедлиться. Столь неблагоприятный прогноз участники рынка связывают с налоговыми проблемами, в частности с возмещением налога на добавленную стоимость.
В настоящее время объем "зависшего" НДС по лизинговым сделкам составляет порядка $300 млн, и, по мнению экспертов, он будет увеличиваться, если службы налогового контроля не вступят в конструктивный диалог с участниками рынка лизинговых услуг.
Начиная с 2005 года налоговые органы под различными предлогами,которые участники рынка лизинговых услуг считают в большинстве необоснованными, задерживают либо отказывают компаниям в праве возмещения НДС. По расчетам экспертов российской ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг", с начала 2005 года общий объем "зависшего" НДС по сделкам лизинговых компаний составляет около $300 млн.
По словам члена экспертной группы ассоциации "Рослизинг" Алексея Киркорова, поводом для отказа в возмещении НДС служит слишком маленькое с точки зрения налоговых органов вознаграждение лизинговой компании за оказанные услуги. Это дает основание воспринимать лизинговую сделку как недобросовестную.
Участники рынка предполагают, что региональные налоговые инспекции действуют в рамках негласного поручения Федеральной налоговой службы (ФНС), у которой есть норматив на объем возмещенного НДС.
Еще одна причина претензий налоговых органов к лизинговым компаниям, по мнению финансового директора ГК "Балтийский лизинг" Марии Хохловой, может быть связана с перекосом денежных потоков в сторону столицы. "Все московские компании имеют свои представительства в России, в регионах они оплачивают не только оборудование поставщикам, но и НДС в бюджет. А вот все предъявление по налогам сосредоточено в головных компаниях на территории Москвы. Таким образом, по России идет дисбаланс начислений и предъявлений НДС".
Следует заметить, что с проблемой возмещения НДС сталкиваются в основном компании Центрального региона РФ. Это показывает, по мнению участников рынка, что в ситуациях возврата НДС проявляются два момента – и особенности структурирования сделок в самих лизинговых компаниях, и различающаяся практика налоговых органов субъектов федерации.
Большая часть "невозмещенного" НДС сосредоточена в операциях возвратного лизинга. При такой сделке предприятие, нуждающееся в пополнении оборотных средств, продает имеющееся у него оборудование лизинговой компании, которая, в свою очередь, передает это же оборудование в лизинг. При этом лизингодатель, выкупивший оборудование у лизингополучателя, получает право на возмещение НДС.
Если при обычном финансовом лизинге более очевидно, что покупается новое оборудование, пусть и с использованием налоговых льгот, то возвратный лизинг с точки зрения налоговых органов до сих пор выглядит как схема ухода от налогов: оборудование никуда не движется, а налоговая оптимизация возникает. Хотя с точки зрения законодательства схема возвратного лизинга совершенно законная.
В ФНС пояснили, что отказ в возмещении НДС правомерен лишь в случаях неверного оформления документов, предоставляемых налоговому органу, или в случае доказанности недобросовестности плательщика судом. Однако более половины российских лизинговых компаний, по данным ассоциации "Рослизинг", вынуждены судиться с налоговыми органами. При этом в 85% судебных исков суд принимает сторону налогоплательщика, то есть лизинговой компании. При этом речь не идет о возврате "чистыми" деньгами – лизинговые компании получают право на зачет в счет будущих бюджетных платежей. К тому же судебные разбирательства требуют больших дополнительных трудозатрат на юридическое сопровождение и подготовку документации.
По мнению экспертов, решением проблемы взаимодействия лизинговых компаний и налоговых органов прежде всего должен стать конструктивный диалог заинтересованных сторон. Они также обращают внимание на отсутствие лицензирования лизингового бизнеса в настоящее время, которое открывает путь недобросовестным лизингодателям.
Озвученные проблемы уже привели к снижению объемов рынка возвратного лизинга. По оценкам экспертов ассоциации "Рослизинг", при отсутствии налоговых проблем его объем в 2005 году мог бы составить порядка $850 млн при фактических цифрах в $500 млн – то есть $350 млн не были освоены лизинговыми компаниями.
"Сама по себе цифра в $350 млн не такая уж и внушительная,– говорит зампредседателя Ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг" Василий Кашкин.– Но тут надо учитывать мультипликативный эффект лизинга. Эти $350 млн выражаются как минимум в росте ВВП в два раза, поскольку задействуют ряд других отраслей".
Невозмещенный НДС снижает оборот лизинговой компании. По оценке экспертов "Рослизинга", каждый доллар выручки российской лизинговой компании позволяет привлечь в три раза больше кредитов, а значит, создать в три раза больше нового бизнеса. Таким образом, $300 млн "зависшего" НДС привели к почти $1 млрд несозданного нового бизнеса. Что выражается в непоставленном оборудовании на российские предприятия, несозданных рабочих местах и, как следствие, неуплаченных налогах в бюджет.
Банк России отозвал лицензию на осуществление банковских операций у кредитной организации Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Хард-банк" (ООО КБ "Хард-банк"). Об этом сообщил сегодня
Департамент внешних и общественных связей Банка России.
Решение об отзыве лицензии принято в связи с неисполнением ООО КБ "Хард-банк" (Саратов) федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократными нарушениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также учитывая неоднократное применение мер в порядке надзора.
Кредитная организация была активно вовлечена в проведение клиентами сомнительных безналичных операций по выводу денежных средств за границу. Данные операции имели признаки фиктивности (с мая по август 2006 года сумма платежей по таким операциям составила порядка 4 млрд рублей). Кроме того, объем выдачи наличных денежных средств клиентам на закупку сельхозпродукции за три последних месяца превысил 1 млрд. рублей.
За допущенные нарушения в течение последних двенадцати месяцев к кредитной организации неоднократно применялись принудительные меры воздействия.
С 5 октября 2006 года в соответствии с приказом Банка России от 04.10.2006 № ОД-509 в ООО КБ "Хард-банк" назначена временная администрация сроком действия до момента назначения в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" конкурсного управляющего либо назначения в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" ликвидатора. Полномочия исполнительных органов банка в соответствии с федеральными законами приостановлены.
05.10.2006
Вскоре качество работы налоговых инспекторов руководители ФНС оценят по новым критериям. Параметры, по которым деятельность налоговиков будет признана эффективной или, наоборот, малополезной, предполагают установить уже к концу этого года. Такая задача определена Планом мероприятий ФНС по реализации Концепции административной реформы в 2006–2008 годах.
Простимулировать подчиненных к улучшению трудовых показателей руководство Федеральной налоговой службы намерено с помощью системы материального поощрения. Однако с ее созданием в ФНС решили не торопиться и отодвинули срок разработки стимулирующих мер на конец следующего года.
Налоговики не имеют прав требовать заплатить пени за период, который предшествовал проверяемому. На это указал ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 30 августа 2006 г. № Ф03-А73/06-2/2693. Как следует из материалов дела, инспекторы провели выездную проверку правильности уплаты НДФЛ с 1 января 2002-го по 30 июня 2005 года. Обнаружив недоплату, контролеры потребовали доплатить налог, а также перечислить пени и штраф. Однако этого им показалось мало, и они включили в требование сумму пени за предыдущий период, который в рамки проверки не входил. Но подобный «комплексный» подход у судей поддержки не нашел, поскольку в Налоговом кодексе ясно сказано, что инспекторы вправе проверить фирму за период, не превышающий трех лет.
Парламентарии согласились с чиновниками Ростуризма в том, что для малого бизнеса на рынке туроператоров места нет. Накануне представители Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы одобрили законопроект «Об основах туристического бизнеса в РФ». Напомним, что он предполагает введение финансовых гарантий в размере от 1 до 10 миллионов рублей для туроператоров, работающих на «внутренних» маршрутах, и от 10 до 100 миллионов рублей для организаторов международных путешествий. Отметим, что небольшие компании не против нести ответственность за отдых российских и зарубежных граждан, однако суммы страховых и банковских гарантий кажутся им неподъемными.
Тем не менее после вчерашнего решения Комитета стало ясно, что законопроект поступит на рассмотрение депутатов Госдумы в его нынешнем виде.
В недрах Минфина доводится до ума законопроект, призванный ограничить возможность деления крупных компаний на мелкие фирмы с последующим переходом на упрощенную систему налогообложения. Как пояснил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» источник в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики финансового ведомства, вариантов корректировки Налогового кодекса несколько: либо запретить уход с общего режима компаниям, которые были созданы на базе реорганизованных или ликвидированных организаций, либо «проводить оценку соответствия установленным критериям по совокупности всех взаимозависимых организаций». По оценкам экспертов, налоговая нагрузка при упрощенной системе, которая была введена исключительно для стимулирования деятельности малого бизнеса, в три-четыре раза меньше, чем при общем. «Многие компании, которые при всем желании не назовешь маленькими, пытаются воспользоваться этим режимом для минимизации налогов. Примеров, когда вместо одного магазина появляется десяток мелких, достаточно много, и таким метаморфозам давно пора положить конец», – пояснил собеседник «ФАФИ». В Минфине не исключают, что документ может быть принят уже в осеннюю сессию.
Сотрудник вправе потребовать расторжения трудового договора даже находясь на больничном или в отпуске. Об этом сообщает Федеральная служба по труду и занятости в письме от 5 сентября 2006 г. № 1551-6. Представители Роструда обратили внимание на то, что Трудовой кодекс не содержит препятствий для подачи заявления об увольнении по собственному желанию. По мнению трудовиков, запрет на увольнение, установленный статьей 81 ТК, распространяется лишь на случаи, когда инициатива расставания с персоналом исходит от работодателя.
Всевозможные правовые базы буквально кишат всевозможными разъяснениями Минфина по поводу того, как поступать фирмам в том или ином случае. Однако руководствоваться ими нужно с осмотрительностью. Как пояснил, выступая на налоговом семинаре, организованном газетой “The Moscow Times”, начальник отдела Минфина по координации и контролю деятельности ФНС Сергей Разгулин, гарантией от доначисления налогов могут быть лишь разъяснения Минфина общего характера, с пометкой «доведено до сведения ФНС», ну и, разумеется, адресованные финансовым ведомством самим налоговикам. Таким образом, руководствуясь разъяснениями, данными на запросы других лиц, налогоплательщик действует на свой страх и риск. По словам Разгулина, до начала будущего года Министерство финансов может выпустить своеобразное «разъяснение о порядке выдачи разъяснений». Он напомнил, что в 2004 году, после очередного этапа налоговой реформы, Минфин уже выпускал подобную «инструкцию по применению», в которой объяснялось, кому должен быть адресован запрос, кем может быть подписан ответ и т. д. «Если есть потребность, можно опубликовать новое разъяснение с учетом произошедших изменений», – пояснил Разгулин.
Однако даже выпуск такого документа проблемы не решит. Дело в том, что согласно норме закона № 137-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2007 года, налогоплательщик, руководствовавшийся при исчислении и уплате налогов разъяснениями Минфина, освобождается не только от штрафа, но и от пени. Однако в документе указано, что налогоплательщик обязан уплатить штраф и пени в том случае, если в своем запросе он указал неполную или недостоверную информацию по вопросу (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111). «Что считать недостоверной информацией – остается загадкой, которую в каждом конкретном случае предстоит решать судам», – отметил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» один из участников семинара, руководитель аналитической службы юрфирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов.
Вполне возможно, что из бухгалтерского учета вскоре исчезнет такое понятие, как «суммовая разница». На днях соответствующие поправки в ПБУ 3/2000 предложили внести специалисты Совета по стандартам фонда «Национальные стандарты финансовой отчетности». По их мнению, сегодня это понятие дублирует другое – «курсовая разница», что часто вводит бухгалтеров в заблуждение. Эксперты фонда считают, что устранить путаницу можно, заменив «суммовую разницу» понятием «иностранная валюта». «Это позволит установить единые правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте или в условных денежных единицах, а также единый порядок пересчета их стоимости для учетных целей в рубли», – пояснили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе НСФО.
Взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию «налога», закрепленному в статье 8 Налогового кодекса, а значит льготы по ЕСН на них не распространяются. Об этом Минфин сообщает в письме от 18 августа 2006 г. № 03-05-02-04/127. В подтверждение своей позиции финансисты приводят информационное письмо Президиума ВАС от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании». Таким образом, хотя выплаты инвалидам I, II или III групп, не превышающие в налоговом периоде 100 тысяч рублей, и освобождены от обложения ЕСН (ст. 239 НК), фирмам все же придется начислить на них пенсионные взносы.
Налогоплательщики обязаны уплачивать НДПИ по месту нахождения каждого участка недр. Местом нахождения таких участков признается территория субъекта Российской Федерации. Исчислять и уплачивать НДПИ по отдельным поселениям, входящим в регион, налогоплательщики не обязаны. Соответствующие разъяснения Минфина России налоговая служба довела до сведения налогоплательщиков письмом от 17.08.2006 № ММ-6-21/820@.
Если компания по поручению продавца оплатила товар физическому лицу, это не помешает принять к вычету «входной» НДС. Суть спора такова. Компания по просьбе поставщиков произвела оплату товара на счета, указанных поставщиком физических лиц. Налоговики на этом основании отказались принимать вычет по «входному» НДС. Однако суд встал на сторону компании. Судьи указали: в Кодеке нет требования, что вычет можно применять только если покупатель перечислил оплату именно на счет продавца. А распоряжение продавца перечислить оплату на счет физического лица не противоречит гражданскому законодательству.
Кроме того судьи отклонили еще один довод налоговиков. Те ссылались на то, что не обнаружили поставщиков в реестре налогоплательщиков. Но суд отметил, что отсутствие поставщиков в реестре налогоплательщиков еще не означает, что компании не зарегистрированы в ЕГРЮЛ. В итоге судьи пришли к выводу что налоговики не доказали, что компания действовала недобросовестно. Решение об отказе в возмещении налога было признано недействительным.
Источник: постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.09.06 № Ф04-8415/2005(25961-А27-42).
Суд признал законными претезии фирмы о признании недействительным требования ИФНС в части включения в него недоимки по ЕСН и пеней. Компания оплатила текущий платёж по ЕСН, однако налоговая инспекция зачислила его в счёт недоимки. Суд указал, что платежные документы на уплату налога были составлены в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для зачета спорной суммы налога в счет недоимки, а не в счет текущих платежей. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу N А66-559/2006).
Поправки, касающиеся проведения банковских операций и почтовых переводов, будут внесены в закон о нацбезопасности России, сообщил спикер Госдумы Борис Грызлов. «Закон об изменении подхода к возможностям проведения банковских операций, почтовых переводов необходим», — заявил спикер Госдумы Борис Грызлов журналистам по окончании встречи президента с лидерами думских фракций. «Мы согласовали, что данные поправки будут внесены в закон, который обеспечивает национальную безопасность, где президенту предоставляется право вводить определенные ограничения в отношении стран и территорий, которые представляют угрозу национальной безопасности России», — сказал Грызлов.
При снижении ставки единого социального налога (ЕСН) до 13-14% бизнес должен будет кратно повысить зарплаты. Такое мнение высказал заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов в прямом эфире телеканала РБК. По его словам, для достижения тех сборов, которые присутствуют на данный момент, средний уровень заработной платы на одного работника должен быть около 2-2,5 тыс. долл. в месяц. Иначе необходимо будет определять те источники, которые компенсируют выпадающие доходы.
Кроме того, он отметил, что при снижении ставки ЕСН до 26% ожидалось увеличение объемов легальных выплат заработной платы. По итогам 2005г. бюджет и Пенсионный фонд недополучили около 295 млрд руб. по сравнению с теми результатами, которые были бы, если бы ставки не менялись. С.Шаталов указал, что в дальнейшем данная разница будет сокращаться, и в 2009г. она выйдет на уровень 140 млрд руб. По его словам, расширение налогооблагаемой базы произошло в очень незначительной степени. За счет снижения ЕСН дополнительной легализации пока не наблюдается: в целом объем "теневой" заработной платы, а также использование разнообразных схем ухода от налогообложения остались на том же уровне. Порядка 30-35% заработной платы в России до сих пор выплачивается "вчерную", подчеркнул замминистра финансов.
04.10.2006
С 1 января 2007 года в России вводится новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД).
Грузовая таможенная декларация была введена в практику таможенного оформления товаров в России в 1989 году. Ее прообразом был единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
В 1994 году Россия и ее основной торговый партнер Европейский союз подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает, в числе прочего, гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России.
С этой целью в ФТС России была разработана значительно упрощающая таможенные формальности новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, соответствующая форме единого административного документа ЕС. Она позволяет использовать единый комплект бланков ГТД/ТД, в отличие от применяемых в настоящее время отдельных бланков ГТД и бланков транзитной декларации.
При процедурах основного таможенного оформления и при транзитных перевозках товаров новая ГТД/ТД будет использоваться с 1 января 2007 года.
Таким образом, российский аналог ЕАД будет сопровождать товары как от момента их ввоза на таможенную территорию РФ до таможни назначения, так и от момента выдачи российской таможней отправления разрешения на вывоз товаров до их фактического убытия с таможенной территории России.
Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар.
В связи с необходимостью учета конвенциальных норм эти правила претерпели некоторые изменения.
Например, в связи с тем, что в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года графа 7 ЕАД – “графа декларанта” – заполняется по желанию пользователей и может содержать любой справочный номер, присвоенный данной партии товаров заинтересованным лицом, регистрационный номер грузовой таможенной декларации и транзитной декларации с 01.01.2007 будет проставляться в графе “А” – “графе таможенного органа”.
Поскольку в соответствии с указанной Конвенцией графа 50 ЕАД подлежит заполнению лишь при оформлении процедуры таможенного транзита, данное положение нашло свое отражение в новых правилах: сведения, ранее заявляемые в графе 50 ГТД, подлежат заявлению с 01.01.2007 в графе 44.
Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года не предусмотрено также заполнение графы 45 ЕАД при производстве формальностей в стране экспорта. В связи с этим в соответствии с новыми правилами заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, графа 45 также не заполняется.
Введение новой ГТД/ТД является промежуточным шагом в деле подготовки России к интеграции в общеевропейскую процедуру транзита, регламентированную подписанной в 1987 году Евросоюзом и государствами – членами ЕАСТ Конвенцией о процедуре общего транзита. В настоящее время ее применяют уже 32 страны.
В ближайшее время в Российской таможенной академии и Национальной ассоциации таможенных брокеров начнется обучение таможенных брокеров и декларантов работе с новым документом.
Министерство финансов ищет новые способы повысить эффективность администрирования налога на добавленную стоимость. На фоне участившихся разговоров о возможной замене НДС налогом с продаж заместитель министра финансов Сергей Шаталов сделал несколько заявлений о том, как финансовое ведомство собирается сделать этот налог более эффективным. Отметим, что за последнее время соотношение между сбором налога и возмещением НДС изменилось не в пользу бюджета.
На минувшей неделе Сергей Шаталов рассказал, как Минфин собирается с этим бороться. "Есть два механизма, которые мы хотим реализовать, — заявил заместитель министра финансов. — И первый из них — введение информационной системы, которая позволит видеть все платежи по НДС, которые осуществляются налогоплательщиками в расчетах со своими контрагентами и государством".
Речь идет о том, чтобы в платежках указывать сумму НДС не во вспомогательном, как сейчас, а в основном поле. Тогда сумма налога будет видна при банковских проводках и доступна для контроля налоговиков.
Отметим, что эта идея не нова, и подобные предложения уже не раз звучали из уст государственных чиновников. Однако она наталкивалась на сопротивление банкиров, которым, по сути, предстоит делать дополнительную работу.
"Сальдируя эти суммы по всем операциям в течение какого-то периода, можно отследить разницу и, таким образом, "поставить метку" у налогового органа", — сказал Сергей Шаталов. Если расхождения велики, то у налоговиков появится повод назначить налоговую проверку. Конкретные сроки запуска нового механизма заместитель министра финансов не назвал.
Сейчас эта идея обсуждается с ФНС, Центробанком и Минэкономразвития. "В принципе все участники оценивают идею позитивно, но требуется решить ряд сопутствующих вопросов, связанных и с банковской тайной, и с организацией этого процесса, и с программным обеспечением", — заявил Сергей Шаталов.
Эксперты в целом позитивно оценивают идею Минфина. Переориентация работы налоговых органов со сплошных проверок (проверок всех налогоплательщиков) на работу с компаниями группы риска, то есть компаниями, имеющими подозрительные показатели, является правильным подходом, подчеркивает Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит". Это позволяет налоговикам сконцентрироваться на проблемных налогоплательщиках, а не выколачивать хоть что-нибудь из вполне добросовестных организаций.
Для реализации этого предложения потребуется усиление аналитических подразделений налоговых органов и оснащение их дополнительным программным обеспечением для обработки информации, связанной с перечислениями НДС.
Кто же попадет "под колпак" ФНС? По мнению Эдуарда Кучерова, с большой долей вероятности можно предполагать, что будут подлежать проверке те, "входящий" НДС которых превышает полученный НДС, или те, полученный НДС которыми незначительно превышает НДС уплаченный. Возможно, что контролироваться также будут компании, которые слишком много уплачивают НДС за различного рода услуги, и те, поставщики которых не уплачивают НДС в бюджет. В этой связи нельзя исключить, что под контроль попадут также компании, которые осуществляют крупные инвестиции в объекты капитальных вложений и формируют большой "входящий" НДС, однако их ситуация по сравнению с нынешней ситуацией принципиально не изменится.
Однако чем больше информации в руках налоговиков, тем больше риск, что она может оказаться в общем доступе: печальный опыт появления на рынке баз данных из государственных органов, к сожалению, не единичный. Поэтому в случае внедрения подобной системы следует ограничить количество ее пользователей центральным аппаратом ФНС, региональными управлениями и межрегиональными инспекциями, отметил Эдуард Кучеров.