08.08.2006
ФНС России обнародовала данные о собираемости налогов в первом полугодии 2006 года. Согласно статистике, по сравнению с первым полугодием 2005 года, поступления по НДС выросли всего на 4 процента. Зато рост возмещений экспортерам за тот же период составил целых 60 процентов.
Министр финансов Алексей Кудрин отправил доклад премьеру Михаилу Фрадкову. Это ответ Минфина на резкую критику главы правительства в адрес ведомства Алексея Кудрина, назначенного виновным в кризисе алкогольного рынка.
Министр финансов, еще несколько дней назад публично заявлявший, что система учета оборота алкоголя, из-за которой возник кризис, готова войти в штатный режим работы, в докладе признается в обратном: ЕГАИС фактически не работает.
В докладе, подготовленном Минфином, говорится о причинах, приведших к кризису на рынке. "К причинам сложившейся ситуации относится неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС, – говорится в документе. – Это до сих пор не позволяет получить в ходе работы ЕГАИС информацию об объемах поставленной и отпущенной в розничную сеть продукции. ЕГАИС на данный момент не позволяет осуществлять мониторинг рынка". В документе сказано, что еще на конец июля "большинство производителей и оптовиков не смогли обеспечить фиксацию своих заявок на отгрузку алкогольной продукции в системе". Авторы доклада резюмируют: "Сейчас ЕГАИС не выполняет функций по контролю за оборотом спирта и алкогольной продукции, то есть основной своей функции".
Основная часть вины в сложившейся ситуации авторами доклада возложена на Минсельхоз. Они подчеркивают, что это ведомство "в недостаточной мере проводило мониторинг готовности алкогольного рынка к исполнению поправок в закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции", по которому была введена система ЕГАИС".
Кроме того, Минсельхоз, по утверждению Алексея Кудрина, затягивал подписание нормативных актов: "Практика согласования проектов постановлений выявила узковедомственные интересы соисполнителей, неконструктивные замечания. Обсуждение этих замечаний приводило к задержке выпуска постановлений".
В документе приводится и мнение Минсельхоза. Оно заключается в том, что ответственными за кризис на алкогольном рынке являются должностные лица Минэкономразвития, которые представляли правительство РФ в Госдуме при рассмотрении поправок в закон "О госрегулировании...". Конкретные фамилии не упоминаются. Но МЭРТ в Думе по этому вопросу последовательно представляли заместители министра Юрий Белецкий, Владимир Стржалковский и Андрей Шаронов.
Вину своего ведомства Алексей Кудрин признает лишь в том, что Минфин задержал выпуск четырех нормативных актов на один квартал. В целом же в докладе Минфина говорится, что ответственность за провал ЕГАИС должны разделить все шесть ведомств, внедрявших эту систему: Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, ФСБ, ФТС и ФНС.
В поручении Михаила Фрадкова, ответом на которое стал доклад Алексея Кудрина, говорилось о трех вещах: предлагалось "принять меры по исправлению сложившейся ситуации", доложить о причинах ее возникновения и найти ответственных за кризис. Письмо Минфина полноценно отвечает на второй вопрос, частично – на третий, но почти не касается первого. С одной стороны, это логично – Минфин сделал то, что находится в его компетенции. Но с другой стороны, премьера вряд ли устроит отсутствие конструктивных предложений по ликвидации кризисной ситуации.
Теперь, скорее всего, премьеру придется потребовать уточнения доклада (этого господин Кудрин сможет потребовать с выступающих соисполнителями МЭРТ, Минсельхоза, ФСБ и ФТС) и конкретики.
Столичные отделы статистики запрещают бухгалтерам направлять отчеты почтой, а ослушавшихся обещают оштрафовать. Например, в Северном административном округе, бухгалтерам категорически запрещают отправлять отчеты по почте: «Наша почта работает так, что отчеты могу прийти через месяц, а иногда мы их вовсе не получаем», — поделились с «УНП» инспекторы.
Но, как выяснила «УНП», угрозы инспекторов не правомерны. Отправлять статистическую информацию по почте можно, причем в любой день срока, установленного для представления отчетности.
Возможно, вскоре представители предпринимательского сообщества смогут напрямую контролировать работу налоговиков, а также чиновников других служб и министерств. Правда, для этого им придется взять на себя дополнительную неоплачиваемую нагрузку и стать членами общественных советов, которые будут созданы при госведомствах. Указ о порядке их образования подписал накануне президент Владимир Путин.
Общественные советы могут быть созданы по предложению Общественной палаты. Однако эту инициативу должны еще одобрить руководители федеральных министерств и служб. Если они примут положительное решение, совет будет сформирован в двухмесячный срок.
Фирмам, прописанным по месту массовой регистрации и на основании этого занесенным ФНС в так называемые черные списки, не следует чрезмерно волноваться. Уж где-где, а в банковском секторе они не окажутся нежелательными персонами. Как рассказал корреспонденту «ФАФИ» исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Юрий Кормош, накануне представители ЦБ открытым текстом рекомендовали банкирам игнорировать требования налоговиков о том, чтобы не открывать счета таким организациям. В Центробанке считают, что подозрения налоговиков не могут служить доказательством в суде. Кроме того, российским банкам не следует отвечать на запросы зарубежных коллег, требующих раскрыть им информацию о клиентах. Ответ на такой запрос, отмечает ЦБ, станет нарушением банковской тайны.
Что греха таить, не только ни одна фирма или индивидуальный предприниматель, но и фактически ни одно министерство не застрахованы от утечки конфиденциальных сведений. Базы данных, лишь официально именующиеся «закрытыми», продаются едва ли не на каждом углу. Однако в обозримой перспективе ситуация может измениться к лучшему: специалисты Минэкономразвития разработали проект информационного кодекса, базирующийся на кардинально ином подходе к защите государственных и корпоративных секретов. Об этом сообщил заместитель директора Департамента корпоративного управления МЭРТ Церен Церенов. Он признал, что существующее сегодня информационное законодательство практически не работает, и государство, декларируя защиту информации, не выполняет взятых на себя обязательств. Поэтому, считает представитель МЭРТ, назрела необходимость «кодификации» информзаконодательства в целом и пересмотра системы деления конфиденциальных сведений по категориям.
Отсутствие документов о государственной регистрации прав на земельные участки не освобождает фирмы от обязанности уплачивать налог на землю. Об этом напомнила ФНС в письме от 21 июля 2006 г. № ММ-6-21/714. В нем, в частности, сказано, что фирмы и индивидуальные предприниматели, не имеющие свидетельства о госрегистрации прав на используемые земли, могут подтвердить право собственности другими документами, которые обязаны иметь владельцы недвижимости. Например, договором купли-продажи или судебным актом, вступившим в силу. Полный перечень таких документов в середине мая обнародовал Минфин (письмо от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37).
Реформа налогового законодательства подошла к концу. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, принятый недавно Закон о совершенствовании налогового администрирования должен стать «последней вехой реформирования», после которой наступит «очень длительное затишье». Собеседник «ФАФИ» не исключил также, что после принятия всех подзаконных актов может появиться некий специальный документ федерального значения, запрещающий на определенный период вносить изменения в НК. Продолжительность такого своеобразного моратория пока не уточняется.
Аферисты не носят на груди табличку: «Обману по доступной цене». Напротив, они представляются своим жертвам в высшей степени респектабельными и добропорядочными людьми. На днях одного такого «комбинатора», на удочку которого попалось немало руководителей московских фирм, задержали оперативники.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ГУВД Москвы, 65-летний ранее судимый житель Санкт-Петербурга некоторое время назад перебрался в столицу и стал налаживать связи в бизнес-кругах. Своим новым знакомым, в основном руководителям фирм средней руки, питерский гость представлялся… чиновником московского правительства. Презентабельная внешность, манеры и недюжинные актерские способности мошенника не оставляли людям и тени сомнения в его правдивости. Слово за слово, коммерсанты жаловались ему на различные проблемы, одна из которых, как известно, это нехватка площадей для дальнейшего развития бизнеса. «Чиновник» тут же выражал готовность посодействовать в аренде интересующего их объекта с правом последующего выкупа. Получив со своих протеже сто, триста, а то и пятьсот тысяч долларов, мошенник через некоторое время предъявлял им копии писем с визами «отцов города» (разумеется, поддельными), а затем скрывался в неизвестном направлении, менял место жительства и номер мобильного телефона. Поняв, что их обманули, коммерсанты спешили в милицию. Оперативники приложили все усилия для того чтобы прервать гастроли новоявленного Остапа Бендера, и через пару месяцев их старания увенчалась успехом. В обозримой перспективе аферист может отправиться в места не столь отдаленные на срок от пяти до десяти лет лишения свободы.
«Упрощенец» не может учесть сумму уплаченного единого налога в расходах следующего периода. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27 июня 2006 г. по делу № А21-6218/2005. Судей не смутил даже тот факт, что в подпункте 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса прямо сказано, что фирмы на УСН вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов, уплаченные в соответствии с законодательством. По какой-то причине арбитры решили провести аналогию с налогом на прибыль: согласно пункту 4 статьи 270 НК суммы этого налога не относятся к расходам, уменьшающим свою же базу.
Разброс цен на бухгалтерское программное обеспечение огромен. Любого разработчика интересует вопрос, насколько меняется спрос на программу в зависимости от ее цены.
В главный период летних отпусков на интересный эксперимент решилась компания БухСофт.ру. К пятилетию фирмы принято решение снизить цены на бухгалтерские программы до 100 — 200 рублей.
Стоит отметить, что обычная цена данных программ, как и у программ конкурентов в среднем составляет от 5 до 20 тысяч рублей.
По результатам проведенного эксперимента компания намерена ответить на вопрос о влиянии цены бухгалтерской программы на покупательскую активность.
Подробнее об акции на сайте
www.buhsoft.ru
Налоговая инспекция ищет новые способы борьбы с предпринимателями, которые не используют контрольно-кассовые аппараты. Закон не предусматривает никаких специальных форм такого контроля и налоговики полагаются только на свою фантазию. Например, оренбургская налоговая служба пообещала дарить подарки за использованные чеки.
Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области начало акцию по сбору кассовых чеков, билетов, квитанций, подтверждающих покупку товара, выполнение работ или получение услуг. Во всех инспекциях области для этого установлены специальные металлические ящики. Полученные от населения чеки будут использоваться для сравнения с информацией, зарегистрированной в блоке фискальной памяти контрольно-кассовых аппаратов (ККМ) или в кассовых документах.
По словам организаторов акции, чеки можно предоставить анонимно, однако на оборотной их стороне следует обязательно написать место, где был получен билет. В дальнейшем среди наиболее активных граждан, опустивших в ящик больше всего чеков, будут проведены розыгрыши ценных призов.
Таким образом налоговая служба намеревается контролировать обязательное использование ККМ и махинации с отчетностью предпринимателей.
Применять кассовую технику с 2003 года обязаны все организации и предприниматели, которые продают товары или услуги, за исключением лоточников. Между тем, обязательность использования ККМ вовсе не устранила махинации. Предприниматели находят для этого самые разные способы. Например, можно использовать кассовый аппарат старого образца, не регистрируя его в инспекции, не выдавать покупателю чек или пробивать его на существенно меньшую сумму. Менее распространены случаи нарушения пломб кассового аппарата с целью исправить показания контрольной ленты.
У такого поведения предпринимателей есть причины и помимо банального желания уйти от налогов. Кассовый аппарат с электронной лентой, защищенной особым шифрованием, стоит 15-18 тыс.руб., за новый блок нужно платить 5-6 тыс.руб. Резкое увеличение стоимости обслуживания ККМ в связи с введением таких лент уменьшило чистую прибыль российских предприятий малого бизнеса на 5–10%, говорится в аналитическом докладе организации «ОПОРА России», подготовленном по заказу МЭРТ. При этом штраф за работу без ККМ составляет 3-4,5 тыс. руб. Таким образом,
предпринимателям выгоднее работать без ККМ и платить штраф.
Тем не менее, ФНС не собирается отказываться от требования обязательного применения ККМ в малом бизнесе. Месяц назад она в очередной раз официально повторила, что «применение кассовой техники направлено на обеспечение прав граждан в области торговли, охрану фискальных интересов государства и налоговой дисциплины».
Если инициатива оренбургских налоговиков окажется успешной, инспекции других регионов могут тоже взять этот метод на вооружение. Таким образом будет создан очередной прецедент, регулирующий отношения между налоговиками и предпринимателями.
Назначенный меньше месяца назад на пост главного прокурора столицы Юрий Семин призывает предпринимателей к корректному поведению в отношении представителей проверяющих структур. Он осудил тех, кто при помощи охраны не пускает ревизоров даже на порог своих компаний. «В последнее время это считается чуть ли не хорошим тоном», — заявил Ю.Семин в ходе пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента «Альянс Медиа».
По словам прокурора, при любой проверке, даже если законность ее проведения вызывает сомнения, необходимо использовать легальные формы обжалования действий контролирующих органов. «Это можно делать путем обращения в вышестоящую инстанцию, суд или прокуратуру», — напомнил он. При этом Ю.Семин добавил, что со своей стороны московская прокуратура будет тщательно следить за тем, чтобы права предпринимателей при проведении контрольных мероприятий неукоснительно соблюдались. «Однако не стоит забывать, что противостояние действиям властей всегда может обернуться против вас», — отметил он.
Характеризуя работу столичной прокуратуры в целом, он заявил, что за первые 6 месяцев 2006 г. в городе зафиксировано 123 тыс. преступлений. Таким образом, можно констатировать, что в Москве — самый высокий уровень преступности по стране. По мнению Ю.Семина, такая ситуация cложилась из-за большого количества приезжих, а также в связи с упущениями в деятельности правоохранительных органов.
Говоря о направлениях дальнейшей работы столичной прокуратуры, Ю.Семин выделил шесть основных: правозащитная функция, участие в реализации приоритетных национальных проектов, усиление координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, усиление борьбы с коррупцией и должностными преступлениями, международное сотрудничество, создание режима прозрачности в деятельности ведомства.
Принцип работы прокуратуры новый прокурор тоже намерен пересмотреть. Так, он заявил, что первым делом необходимо сократить объем бумажной работы, а также избавиться от погони за цифрами. «Пока сотрудники должны предоставлять огромное количество отчетов в вышестоящие инстанции, писать множество различных докладных. А погоня за цифрами, в свою очередь, привела к тому, что проводились прежде всего мероприятия, при помощи которых эти цифры получались. От этого пострадало качество", — считает Ю.Семин. Теперь же, по его словам, работа ведомства станет организовываться так, "чтобы прокурор имел возможность проявить творческий подход". Это будет выражаться в том, что тактику и средства исполнения поставленных целей прокуроры должны будут искать самостоятельно. «И оценка работы будет проходить не по количеству докладных, а по общему криминальному фону», — добавил прокурор.
Кроме того, предстоит решить проблему перегруженности московской прокуратуры. Ю.Семин отметил, что на сегодняшний день в городе более 100 уголовных дел, расследование которых длится уже больше года. И в целом количество принятых к производству дел выше, чем количество оконченных.
Компаниям придется платить налог на имущество, даже если у нее еще не оформлено право собственности на недвижимость. В противном случае налоговики смогут не только взыскать налог, но и оштрафовать фирму, затягивающую процесс регистрации. Для этого фискалам будет достаточно доказать, что компания длительное время фактически пользовалась имуществом.
Минфин своим письмом № 03-06-01-02/28 разъяснил, что отсутствие свидетельства о праве собственности на недвижимость – еще не повод для того, чтобы не платить налог на имущество. При этом специалисты главного финансового ведомства исходят из того, что по Налоговому кодексу обязанность уплаты налога возникает с того момента, когда имущество начинает учитываться на балансе организации в качестве основных средств.
Однако иногда компании, получив имущество в качестве вклада в уставный капитал либо по договору купли-продажи, намеренно не спешат регистрировать права на него. Они переводят имущество в разряд основных средств, но используют для производства продукции или управленческих нужд. В Минфине считают, что такие факты должны рассматриваться как уклонение от налогообложения, а компании – наказываться по всей строгости.
Идея, в общем, не новая. Понятно, что чем раньше платится налог, тем лучше для бюджета. Еще два года назад одно из писем Федеральной налоговой службы под грифом ДСП («для служебного пользования») обязывало налоговиков при установлении фактов уклонения от госрегистрации недвижимости через суд привлекать «уклонистов» к уплате налога на имущество организаций и применять к ним меры ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом.
Нельзя сказать, что юристы считают позицию чиновников бесспорной. «До регистрации права собственности на имущество налогоплательщик вправе, но не обязан учитывать его в качестве основного средства, – отмечает партнер юридической компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. – И то, что, по сути, оно таковым является, еще не обязывает компанию платить налог на имущество».
Ведущий юрист юридического агентства «Ирсан» Максим Яковлев более категоричен. По его словам, НК действительно не связывает момент регистрации права собственности на имущество с обязанностью уплаты налога, речь идет о моменте принятия этого имущества к бухгалтерскому учету. «Подход Минфина абсолютно верен с точки зрения питерской юридической школы. Ее особенность заключается в том, что для того чтобы государство жило счастливо, гражданского законодательства не требуется, вполне достаточно Налогового кодекса, – заявил г-н Яковлев. – Между тем объектом бухгалтерского учета является имущество организаций, и любой выпускник приличного юрфака скажет, что этот статус (имущества организации) появляется, если компания зарегистрировала право собственности на это имущество».
Кроме того, по мнению г-на Яковлева, формулировки Минфина во многом носят оценочный характер. Так, неясно, какую задержку с регистрацией налоговики будут рассматривать как злоупотребление, поскольку в письме сказано «длительное время». Эксперт считает, что в любом случае это время должно быть больше налогового периода, то есть календарного года.
Таким образом, попавшей в поле зрения фискалов фирме придется заплатить налог, пени и штраф. По статье 122 НК с компании могут взыскать от 20% неуплаченного налога на имущество организаций (если правонарушение совершено по неосторожности) до 40% налога (если будет доказана умышленность деяния). Причем поскольку сейчас штрафы в размере до 50 тыс. руб. взыскиваются с компаний во внесудебном порядке, по мнению г-на Яковлева, не исключено, что штраф попросту спишут со счета организации.
Михаил Зурабов предлагает с начала следующего года вдвое увеличить минимальное пособие по уходу за ребенком до полутора лет до 1500 руб. За второго и последующих детей будут выплачивать до 3 тысяч рублей. Работающие же матери смогут рассчитывать на пособие в размере до 40 процентов от заработной платы, но не более 6 тысяч рублей.
Федеральная налоговая служба и Минфин России спорят о том, как учитывать таможенные платежи при приобретении основных средств и материалов. Финансовое ведомство считает, что эти платежи для расчета налога на прибыль можно списывать единовременно. Налоговики категорически не согласны: таможенные пошлины надо учитывать в стоимости имущества.
Спор двух ведомств по вопросу учета таможенных платежей возник после вступления в силу изменений, которые внесены Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ в главу 25 НК РФ. С этого года таможенные платежи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы можно списать единовременно. Но как быть с покупками основных средств? Ведь в таких случаях в первоначальную стоимость объекта ОС входят все расходы на его приобретение. В том числе и таможенные пошлины. Получается, что у бухгалтера есть выбор: включить расходы в первоначальную стоимость или списать единовременно. Это и стало камнем преткновения в споре между ФНС и Минфином.
«Мы предлагаем организациям закрепить порядок признания таможенных пошлин в учетной политике. Дело в том, что действующая редакция главы 25 Налогового кодекса позволяет либо учитывать такие платежи в составе стоимости имущества, либо списывать их единовременно как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п. 2 ст. 254, п. 1 ст. 257, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). А если затраты на равных основаниях могут быть отнесены сразу к нескольким группам расходов, то организации вправе выбрать, к какой конкретно группе их относить (п. 4 ст. 252 НК РФ). Вот об этом и нужно написать в своей учетной политике». Такой порядок специалисты Минфина изложили в письме от 20.02.06 № 03-03-04/1/130.
«У организаций нет права выбора учета таможенных платежей», — так заявляют специалисты управления администрирования налога на прибыль ФНС России. По их мнению, при покупке основных средств таможенные пошлины можно отнести лишь в стоимость приобретенного имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ). Аргумент такой: в состав прочих расходов включаются платежи, не поименованные в статье 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). А эта статья Налогового кодекса как раз не позволяет учитывать при расчете налоговой базы расходы по приобретению амортизируемого имущества (подп. 5 ст. 270 НК РФ). Что же касается материалов, то в пункте 2 статьи 254 кодекса прямо сказано, что таможенные пошлины и сборы формируют стоимость материально-производственных запасов. А если есть прямая норма, то применять положения пункта 1 статьи 264 и учитывать таможенные платежи в числе прочих расходов нельзя.
Это приведет к подорожанию напитка на 30%. Согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 26 июля, увеличивающему ставку акцизов на слабоалкогольную продукцию почти в два раза, теперь за литр безводного этилового спирта придется заплатить 162 рубля вместо привычных 83 рублей. По словам генерального директора компании «Хэппилэнд» Игоря Барбашова, потребители слабоалкогольных коктейлей из-за повышения цены скорее всего предпочтут дешевую водку сомнительного качества. Кстати, рост акцизов на водку составит всего 2%. При этом более удачливые производители крепкого спиртного и этим недовольны. Сергей Сорокин, генеральный директор компании «Русский алкоголь», считает, что нужно понизить налоговые ставки, которые сегодня составляют 2/3 стоимости бутылки водки.
07.08.2006
У главбуха есть только два способа выяснить, насколько соответствуют действительности опыт и знания, заявленные в резюме соискателя-бухгалтера. Первый способ – взять кандидата на работу и, возможно, разочароваться. Второй – провести тестирование.
«Кстати, реакция соискателя на ваше предложение пройти тест тоже является весьма информативной, — замечает менеджер по подбору персонала ЗАО «Галакс» Анна Кривошеева. — Если человек спокойно соглашается, то в некоторых случаях тест можно и не проводить – как правило, уверенность в своих силах не возникает на пустом месте. Когда кандидат под тем или иным предлогом стремится увильнуть от прохождения теста, – есть повод заподозрить, что с его профессиональной компетенцией не все гладко. Если же соискатель гневно заявляет, что не желает тратить свое драгоценное время на подобную ерунду или, того хуже, вслух подозревает вас в намерении заставить его под видом теста бесплатно выполнить какую-то работу, подумайте дважды – нужен ли вам коллега с очевидно неадекватной оценкой происходящего. Ведь любой разумный человек понимает, что выполнение тестового задания несомненно пойдет на пользу и ему самому. Оно помогает соискателю определить собственный уровень подготовки и в случае необходимости скорректировать дальнейшее профессиональное развитие».
Если налогоплательщик в поле 101 "Статус лица оформившего документ" платежки ошибочно ставит вместо "02" (налоговый агент) значение "01" (налогоплательщик), то зачесть излишне уплаченный по такой платежке НДС в счет предстоящих платежей нельзя.
Эту ситуацию чиновники Минфина прокомментировали в письме от 23.06.2006 г. № 03-02-07/1-163.
Прощение долга в рамках главы 25 НК РФ приравнивается к безвозмездной передаче имущества и не учитывается в качестве расходов в целях налогообложения прибыли. Таким образом, прощенная должнику дебиторская задолженности не признается убытком организации-кредитора и не может быть отнесена к внереализационным расходам. Об этом Минфин России сообщил в письме от 12.07.2006 № 03-03-04/1/579.