14.06.2006
В ближайшее время размер уставного капитала для барнаульских предпринимателей, торгующих алкоголем, может быть снижен. В конце прошлого года в республике был принят закон, разрешающий торговать алкоголем лишь предприятиям с уставным капиталом до 700 тысяч рублей. В результате начали закрываться те маленькие сельские магазины, которые наряду с алкоголем продавали и продукты питания. Таким образом, закон оказался приемлемым только для крупных компаний.
В связи с этим депутаты городской думы Барнаула выступили с инициативой снизить уставной капитал фирм, торгующих в сельской местности, до 100 тысяч рублей. Региональные парламентарии должны рассмотреть этот вопрос на одной из ближайших сессий. Депутаты гордумы уверены, что закон позволит развиваться малому бизнесу, а также одновременно будет препятствовать проникновению на рынок мошенников.
Об этом сообщает
«АМИ-Центр».
В ближайшее время депутаты Свердловской облдумы рассмотрят законопроект о повышении ставок налога на игорный бизнес. 13 июня 2006 года на заседании думского комитета по бюджетной политике была сформирована рабочая группа, которая займется подготовкой этого документа. Как заявил заместитель председателя комитета Геннадий Тверитинов, ставки должны вырасти не менее чем на 8% — запланированный на текущий год уровень инфляции. В настоящее время за каждый игровой автомат его владельцы ежемесячно перечисляют в казну 6 250 рублей. Ожидается, что в текущем году в региональный бюджет поступит 781 миллион рублей сборов данного налога.
Попытка передела мелкорозничной торговли, год назад произошедшая в Петроградском районе Санкт-Петербурга, грозит еще нескольким районам. В Петроградском распоряжением главы администрации 102 адреса из 287 были переданы трем ООО – «Союз», «Лидер», «Орбита». Распоряжение отменила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, но в последующих конкурсах все же 37 адресов досталось этим трем обществам.
В этом году эти предприятия претендуют на торговые адреса в Василеостровском, Приморском, Фрунзенском районах. Председатель общественного совета по малому бизнесу администрации Фрунзенского района города Андрей Колотилин подтверждает, что компании «Союз», «Лидер» и «Орбита» подали заявки на места по торговле выпечкой и мороженым согласно адресной программе. Никаких противоправных действий со стороны этих предприятий он не отметил.
Об этих трех компаниях говорят и в Приморском районе. Частный предприниматель Галина Шелаболина утверждает: из-за того, что адреса выделяют этим трем предприятиям, ей обещают одно-два места и только в 2007 г.
Наличие 600 миллионов рублей активов, обеспечение 80% выигрышей на каждый автомат и отсутствие других видов деятельности — вот, как минимум, три условия, которые должны выполнить коммерческие структуры, занимающиеся игорным бизнесом. Ожидается, что именно такие жесткие рамки установит новый федеральный закон.
Уже сегодня большинство частников, владеющих «однорукими бандитами» в Таганроге, говорят о том, что эти условия вряд ли смогут выполнить. Зато игорные заведения, активно размещаемые в Таганроге организациями с московской и даже зарубежной пропиской, судя по всему, новых положений федерального закона не опасаются.
Практически сразу же после принятия федерального закона частные предприниматели Таганрога из игорного бизнеса будут вытеснены крупными столичными филиалами. Отчасти это к лучшему, поскольку ожидается, что московский игорный бизнес принесет с собой солидные инвестиции в развлекательную индустрию приморского города, который в последнее время приобретает статус зоны отдыха.
На карте Таганрога уже появляются крупные объекты индустрии развлечений, построенные сторонними коммерческими компаниями. Урон будет нанесен лишь владельцам небольших игорных заведений, которые в общей сложности выставили сегодня 500 игровых автоматов.
Кстати, у большинства их хозяев лицензии уже устарели, но до сих пор не определен порядок замены лицензий. Именно поэтому, как считают городские власти, в игорном бизнесе Таганрога пока много нарушений и беспорядка. Вся надежда — на принятие новых законов, сначала федерального, а затем и регионального. Но при любом раскладе игорный бизнес Таганрога обретет столичное лицо и повадки.
Первый вице-премьер России Дмитрий Медведев считает отмену визового режима между Россией и Евросоюзом «хорошей идеей как по экономическим, так и политическим соображениям». Об этом он заявил на Десятом Петербургском международном экономическом форуме. По словам Медведева, отмена визового режима — одно из проявлений глобализации и данный вопрос уже обсуждается руководителями России и стран Евросоюза на высшем уровне. Медведев отметил, что Россия всегда заявляла о себе как о европейской стране. Он также сообщил, что «наши взаимоотношения со странами дальневосточного региона развиваются по нарастающей».
МЭРТ РФ до конца 2006г. подпишет соглашения еще с пятью западными автоконцернами о строительстве заводов по промышленной сборке автомобилей на территории России. Об этом вчера сообщил журналистам в Санкт-Петербурге глава Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) Герман Греф.
Напомним, что сегодня МЭРТ и компания Nissan подписали соглашение о строительстве завода Nissan под Санкт-Петербургом. Со стороны МЭРТ соглашение подписал Герман Греф. Также было подписано инвестиционное соглашение между компанией Nissan и правительством Санкт-Петербурга. Со стороны администрации города соглашение подписала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, со стороны Nissan — президент компании Карлос Гон.
Как ранее сообщал вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский, в строительство автосборочного промышленного предприятия в Санкт-Петербурге японский концерн Nissan инвестирует порядка 200 млн долл. Завод будет построен в новой индустриальной зоне города в районе пос.Каменка. Проектом предусмотрено создание производства полного сборочного цикла, включая сварку, окраску и сборку кузовов автомобилей. Начало выпуска продукции запланировано на 2009г. Ожидается, что максимальный эксплуатационный объем завода составит 50 тыс. автомобилей в год. В рамках проекта также планируется, что завод будет выпускать несколько моделей марки Nissan, адаптированных для российского рынка. На данный момент Nissan поставляет в РФ в общей сложностей порядка 40 тыс. автомобилей в год.
Ни один бизнес-центр, который будет строиться в столице на условиях соинвестирования субъектами малого бизнеса, не будет отдан под торговые помещения. Об этом категорично заявил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев на встрече с предпринимателями, которая прошла в минувшую пятницу, 9 июня, в префектуре Южного административного округа. По его словам, в первую очередь в городе необходимо поддерживать предприятия, работающие в таких сферах, как производство, инновации, ремесленничество, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и социальные услуги. «Никаких магазинов в таких центрах не будет», — подчеркнул министр.
Он сообщил, что в настоящее время готовится и скоро будет подписано постановление московского правительства, прописывающее порядок соинвестирования и утверждающее адреса земельных участков, отданных под такое строительство. Всего в городе их будет 50 – по 5 в каждом округе. Уже известно, что к соинвестированию предприниматели будут допускаться на конкурсной основе; они смогут претендовать на площадь не более 500 кв. м. Кстати, М.Вышегородцев отметил, что возможны случаи, когда власти пойдут бизнесменам навстречу и смогут выделить больше квадратных метров. «Я скорее пойду на это, чем на предоставление площадей торговым организациям», — сказал он. Он особо подчеркнул также, что город будет строго контролировать честность соинвесторов: полученную таким способом площадь нельзя будет ни сдать в аренду, ни продать. «Это будет контролировать московское Управление экономической безопасности под руководством А. Корсака», — добавил министр.
Поясняя, глава ДПиРМП рассказал, что поначалу планировалось отдавать площади соинвесторам в собственность, однако именно по избежание нецелевого использования было решено оформлять помещения в долевую собственность согласно ФЗ №194 «О долевом строительстве». 10% получит в собственность город, а соинвесторы получат свои доли, но не больше проинвестированного. При этом на городских площадях будут размещены объекты инфраструктуры поддержки МБ.
М.Вышегородцев напомнил, что согласно Комплексной программе поддержки и развития малого предпринимательства на 2007-2009 гг., утвержденной совсем недавно столичным правительством, предусмотрен ввод 1 млн кв. м нежилых площадей для субъектов МП до конца 2009 г. При этом в 2007 г. будет введено 60 тыс. кв. м, в 2008 г. – 300 тыс. кв. м, а в 2009 г. – 640 тыс. кв. м. Он также добавил, что предпринимателям, желающим участвовать в строительстве бизнес-центров в Юго-Западном, Северо-Западном и Юго-Восточном округах, придется вкладывать свои средства уже в 2007 г.
Министр особо отметил, что к соинвестированию будут допускаться только те предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке и работают как минимум 2-3 года. Для начинающих бизнесменов московские власти по-прежнему предусматривают субвенции, правда, их сумма со следующего года будет уменьшена с 250 тыс. рублей до 150 тыс.
«Говоря о документальном подтверждении сделки, стоит сказать, что каждый соинвестор получит свидетельство, зарегистрированное на долю в совместной собственности; это произойдет после вложения средств», — резюмировал М.Вышегородцев.
Вице-спикер Годсумы Любовь Слиска открыла вчера в Малом зале нижней палаты парламентские слушания Комитета по бюджету и налогам на тему «Проблемы упрощённого порядка декларирования доходов физическими лицами в России».
«Эта акция должна быть одноразовой и не коснуться тех, чьи доходы получены преступным путем», — заявила Слиска в своей вступительной речи на слушаниях. Участники слушания обсудили правительственный законопроект «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», внесенный 2 мая 2006 года.
С основным докладом на слушаниях выступил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин, который заявил, что целью законопроекта является легализация средств, а не выполнение фискальных задач. Законопроект предельно прост, и эта простота должна определить успех предполагаемой кампании.
Моторин подчеркнул, что мы не называем это налоговой амнистией, "поскольку она не носит прощенческий характер". Необходимо уплатить 13% с суммы, которую в добровольном порядке владелец намерен легализовать, причем это может быть любое имущество, в т.ч. деньги в банке или акции. Платеж носит добровольный характер, причем в результате декларирования доходов не может наступать уголовной или административной ответственности.
Законопроектом устанавливается декларационный платеж, уплачиваемый физическими лицами в случае принятия ими добровольного решения о декларировании доходов, что позволяет не вводить данный временный платеж в корпус законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Предусматривается, что декларационный платеж исчисляется и уплачивается физическим лицом самостоятельно исходя из 13 процентов декларируемого дохода.
В этом случае его можно рассматривать как эквивалент неуплаченного налога на доходы физических лиц (а не как льготу для лиц, нарушавших налоговое законодательство, в случае, если размер платежа будет менее 13 процентов).
Период, в течение которого предполагается провести упрощенное декларирование, должен быть достаточен для того, чтобы граждане могли осознанно и взвешенно принять решение о легализации своих доходов. В то же время такой период не должен растягиваться. Оптимальным представляется период в девять месяцев, причем авторы законопроекта предполагали начать его действие с 1 июля 2006 года.
Однако на слушаниях М. Моторин предположил, что действие закона сместится. Предполагается, что Дума примет его в период осенней сессии. В целях обеспечения возможности получения свидетельств о декларировании доходов всеми гражданами, задекларировавшими доходы в установленный срок, свидетельства о декларировании доходов будут выдаваться до 1 июля 2007 года.
Упрощенному декларированию подлежат доходы, полученные гражданами до 1 января 2005 года, то есть до наступления налогового периода, за который доходы должны будут декларироваться в общеобязательном порядке в 2006 году.
При осуществлении упрощенного декларирования доходов гражданами не устанавливается минимальных или максимальных ограничений по суммам декларируемых денежных средств и видам валют. В качестве условия упрощенного декларирования доходов устанавливается только уплата декларационного платежа.
Процедура упрощенного декларирования завершается выдачей специального свидетельства, подтверждающего выполнение физическим лицом требований данного федерального закона. Декларационный платеж устанавливается в качестве неналогового дохода бюджетов субъектов Российской Федерации.
О перспективах развития малого предпринимательства в России газете «Комсомольская правда» рассказал директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России Андрей Шаров.
В частности, он напомнил, что в настоящее время разрабатывается федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России, который предположительно должен вступить в силу с 1 января 2007 года. Документом, в частности, будут введены четкие критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса: к микробизнесу будут отнесены предприятия с численностью сотрудников до 15 человек, к малому бизнесу от 16 до 100, к среднему — от 101 до 250. «Сейчас из-за того, что в законодательстве не существует четких определений, предприятия не могут пользоваться имущественной или финансовой господдержкой, уплачивать налоги по упрощенным режимам, как это происходит в европейских странах», — пояснил А.Шаров. Законом предусматривается правило равного доступа к мерам господдержки для любых предприятий, удовлетворяющих вышеназванным критериям.
А.Шаров сообщил, что правительством уже приняты решения по упрощению бухотчетности для предпринимателей и предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения. Также будут решены проблемы, связанные с использованием предпринимателями кассовой техники. По подсчетам МЭРТ, что расходы малых предпринимателей на ее покупку и обслуживание составляют порядка 30 млрд рублей в год, а единый налог на вмененный доход (ЕНВД), уплачиваемый предпринимателями в бюджет, — 42 млрд рублей. «По сути, кассовая техника — это второй налог, который в конечном итоге перекладывается на потребителей. Между тем кассовые машины никак не помогают контролировать собираемость этого налога», — заявил А.Шаров. В связи с этим МЭРТ предлагает предусмотреть возможность для предпринимателей-плательщиков ЕНВД использования любой модели кассовой машины или же возможность работать вообще без нее, лишь предоставляя по требованию покупателя товарный чек. Это предложение уже передано в правительство, решение должно быть принято в ближайшее время, сообщил А.Шаров, добавив, что эта мера сократит расходы предпринимателей на десятки миллиардов рублей.
Относительно снижения налогового бремени для малого бизнеса он сообщил, что «». По его словам, единственная проблема в данной сфере связана с применением коэффициента К2, который устанавливают местные власти. «В большинстве регионов его рассчитали разумно, но оказалось много и таких, где ставка налога увеличилась в 5-8 раз. Это приводит к закрытию бизнеса, его уходу «в тень», — отметил А.Шаров. В связи с этим, считает он, необходимо подготовлены методические рекомендации правительства или Минфина для муниципалитетов, как именно следует устанавливать этот коэффициент. «Решения местных властей, ставящие бизнес на грань разорения, будут отменены», — заявил А.Шаров.
Коснувшись вопроса контроля деятельности предпринимателей сферы потребительского рынка, он отметил, что в настоящее время милиция занимается тем, что проверяет сертификаты, ценники, сроки годности товаров. «На наш взгляд, такое использование органов внутренних дел нерационально», — уверен А.Шаров, эти функции предлагается передать Роспотребнадзору и разработать регламент его взаимодействия с органами внутренних дел.
Также А.Шаров сообщил, что правительство поручило до конца года провести общероссийский мониторинг административных барьеров на пути малого бизнеса по трем основным показателям: регистрация предприятий, лицензирование и проверки.
А.Шаров отметил, что по объемам кредитования малого бизнеса Россия занимает 148-ое место в мире. В структуре финансов малых предприятий лишь 6% составляют банковские кредиты. По его словам, «хотя резерв здесь колоссальный, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 30 млрд долларов ежегодно, а удовлетворяется она на 10-15%». Основные проблемы в данной сфере — отсутствие у предпринимателей кредитной истории и недостаток залогового обеспечения. Для решения второй проблемы правительство совместно с региональными властями реализует программу по созданию гарантийных фондов. В ней сейчас принимает участие 31 регион. Кроме того, в текущем году планируется начать софинансирование лучших региональных программ поддержки малого бизнеса.
Характеризуя создание и функционирование в России бизнес-инкубаторов, А.Шаров заявил, правительство будет продолжать деятельность в данной сфере. В 2006 году к софинансированию будет принято примерно 100 бизнес-инкубаторов из разных регионов. Кроме того, в стране уже создано пять венчурных фондов: в Москве, Татарстане, Красноярске, Томске и Перми.
Сегодня Мосгордума рассмотрит в первом чтении законопроект, который позволяет менять объект УСН каждый год, тогда как сейчас это можно сделать только раз в четыре года. Эксперты уверены, что принятие законопроекта устранит несправедливость в отношении тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения, но предсказывают ожесточенное сопротивление со стороны Минфина.
Большинство предпринимателей в качестве объекта налогообложения выбрали в свое время выручку, так как первоначальный вариант главы УСН запрещал относить стоимость закупаемых товаров на фактические расходы, что автоматически делало невыгодным выбор прибыли объектом налогообложения. Однако уже после принятия данной главы НК РФ Госдума проголосовала за поправку, которой разрешалось относить закупочную стоимость товаров на расходы. Но оказалось, что изменить однажды выбранный объект налогообложения предприниматели могут лишь спустя три года после применения УСН, да и то с условием возврата на год на общий режим налогообложения.
Устранить техническую коллизию не удалось до сих пор. Завтра Мосгордума рассмотрит поправки в Налоговый кодекс, принятие которых позволит предпринимателям менять объект налогообложения по истечении года работы по упрощенной схеме без перехода на традиционный режим налогообложения. «Это абсолютно оправданное предложение,— считает адвокат юридической компании Legas Михаил Аландаренко.— Оба режима прописаны в Налоговом кодексе, однако предприниматель не может быстро сменить объект налогообложения при «упрощенке», хотя это экономически никак не оправдано».
Однако налоговый эксперт Energy Consulting Константин Павлович не исключает, что даже в случае принятия поправок они не окажут серьезного влияния на малый бизнес. По его словам, зачастую предприниматели, решив изменить профиль или специфику деятельности, просто открывают новую фирму и таким образом меняют объект налогообложения, а прежняя фирма в этом случае ликвидируется. При этом эксперт опасается, что налоговики будут создавать административные препятствия компаниям, желающим сменить объект налогообложения при применении «упрощенки».
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева предсказывает сопротивление со стороны Минфина. «Все законы, касающиеся усовершенствований и упрощений для малого бизнеса, проходят через Госдуму достаточно тяжело. Подготовленный Мосгордумой документ не будет исключением,— отметила она. — Кроме Минфина, который никогда не способствовал снижению налогового бремени, у малого бизнеса могут появиться соперники в лице крупных сетевых компаний».
С 1 июня в Москве введен запрет на торговлю шаурмой в уличных кафе. Впрочем, москвичи этого не заметили — горячими лепешками с мясом и овощами как торговали, так и торгуют. Сотрудники департамента потребительского рынка столицы пообещали начиная с 15 июня устроить массовые рейды по городу. Пойманных за руку нарушителей кроме штрафа ждет занесение в черные списки — им не будут продлены разрешения на торговлю.
Запрет на шаурму в Москве продлится лишь до сентября. Осенью чиновники обещают вновь вернуть ее народу.
«Шаурма — блюдо специфическое, — поясняет замруководителя департамента потребрынка Валентина Варфоломеева. — Верхние слои мяса в нем обжариваются, а нижние — нет. Кроме того, в рецептуру входит салат. И это создает благоприятную почву для развития микроорганизмов. Особенно в жару. И особенно в антисанитарных условиях, часто царящих в автомагазинах, где шаурма готовится».
По официальным данным, сегодня в столице 300 харчевен на колесах, в меню которых входит запрещенный продукт. В конце мая Роспотребнадзор проверил почти 200 торговых точек. Почти во всех эпидемиологи выявили нарушения. Самые распространенные — неправильная технология приготовления блюда и отсутствие чистой воды.
С вредным блюдом столичные чиновники ведут войну с 2003 года. Несколько лет назад департамент потребрынка ввел сертификацию автолавок, желающих продавать шаурму. Самое главное условие — передвижное кафе должно иметь собственный источник водоснабжения. Из 500 точек осталось 300.
«Я надеюсь, что в скором будущем удастся сделать так, что шаурма останется только в стационарных пунктах питания, где есть все условия не только для приготовления кушанья, но и для посетителей, — говорит руководитель департамента потребрынка Владимир Малышков. — Но самое главное — запрет на шаурму не предполагает закрытия автокафе. Пожалуйста, продавайте чебуреки, лепешки, пирожки, сосиски».
Все, кто желает нажаловаться на торговцев некачественным фаст-фудом, могут круглосуточно звонить по "горячей линии" Роспотребнадзора: 687-40-41, 687-40-35 и в департамент потребрынка столицы: 200-48-52.
13.06.2006
Лизингодатель-«упрощенец» не может учитывать при расчете единого налога стоимость основных средств, приобретенных для передачи в аренду. К такому странному выводу пришел Минфин в письме от 18 мая 2006 г. № 03-11-04/2/113. Представители финансового ведомства решили, что раз такие активы отражаются не на счете 01, а на 03-м, то к основным средствам они не относятся.
Впрочем, логика финансистов не выдерживает никакой критики. В пункте 5 ПБУ 6/01 прямо сказано: «…основные средства, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование…». Получается, что такие активы – это те же самые основные средства, которые просто отражаются на другом счете. Так что у организаций есть вполне реальные шансы отстоять свои реальные расходы, правда, уже в суде.
Около трети крупных американских и британских компаний читают электронную почту своих сотрудников. Руководство компаний беспокоит, главным образом, содержание исходящих сообщенй своих служащих, в связи с риском утечки важной внутреннней информации. Согласно результатам совместного исследования компаний Forrester Research и Proofpoint около трети американских компаний за последний год страдали от раскрытия коммерческой или компрометирующей информации. Наибольшее внимание организации уделяют защите финансовой информации и данных о клиентах. Оказалось также, что все больше организаций нанимают в штат специальных людей, которы занимаются чтением электронных писем сотрудников, которые, в большинстве случаев, об этом и не подозревают. В найме сотрудников, занимающихся перлюстрацией электронной почты, признались 38% респондентов из Великобритании и США (всего было опрошено 406 компаний и 1000 служащих). Около трети американских также компаний признались, что у них были случаи увольнения сотрудников за нарушение правил использования элеткронной почты, и заявили, что около 20% исходящих писем содержат информацию, которая представляет риск сохранности коммерческой тайны.
Стоимость приобретенной бухгалтерской литературы можно сразу же списывать в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Причем даже в том случае, если было куплено уникальное издание по цене свыше 10 тысяч рублей. Об этом сообщил Минфин в письме от 15 мая 2006 г. № 07-05-06/116. Финансисты отметили, что обычно имущество дороже 10 тысяч рублей относится к основным средствам и списывается через амортизацию. Однако книги амортизируемым имуществом не признаются (подп. 6 п. 2 ст. 256 НК), поэтому расходы на их приобретение учитываются при расчете налога на прибыль единовременно.
«Упрощенцам», которые приобретают основные средства в рассрочку, следует быть очень аккуратными с отнесением их стоимости на расходы. Дело в том, что такие затраты учитываются при расчете единого налога лишь после полной оплаты имущества, причем равными долями в течение года. Об этом сообщил Минфин в письме от 16 мая 2006 г. № 03-11-04/2/108. Поэтому фирмы, которые списывали стоимость основного средства на расходы по частям по мере его оплаты, могут столкнуться с необходимостью пересчитать налог. Например, в случае если оплата растянулась на два или более года.
Агент может учесть при расчете налога на прибыль расходы, которые согласно договору принципал ему не возмещает. Об этом Минфин сообщил в письме от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/463. По мнению финансистов, из пункта 9 статьи 270 НК следует, что расходы учитываются либо у принципала, либо у агента, но не одновременно у обоих. Именно поэтому, агент не вправе уменьшить налоговую базу на расходы, которые он осуществил для принципала и тот учел их в своем налоговом учете.
В России выше, чем в других странах, риски компаний, связанные с соблюдением трудового права. Об этом говорится в подготовленном Ernst and Young аналитическом докладе «Риски в сфере трудовых отношений».
В среднем рост зарплат по стране приближен к уровню инфляции и составляет 10-13% в год, однако по ряду позиций, по исследованиям Ernst and Young, он доходит до 60-80%. Если в позапрошлом году быстрее всего росли зарплаты у специалистов маркетинга, то в прошлом году рывок был в сфере HR (Human Resource — управление персоналом). Кроме того, на рынке по-прежнему наблюдается повышенный спрос на финансовых специалистов, в том числе со знанием МСФО, а также на специалистов в области производства, сервисного обслуживания (инженерный состав) и высококвалифицированных рабочих.
Как говорят данные проведенного E&Y обзора зарплат за прошлый год, в котором участвовало более ста компаний из 11 регионов, в России сохраняется значительный разрыв в уровне зарплат между центром и провинцией. Если принять уровень московских зарплат за 100%, то даже в относительно благополучном Подмосковье зарплаты ниже практически на треть (70% по отношению к московским). Чуть выше зарплаты в Санкт-Петербурге — 74%, на Сахалине — 79%, а в Западной Сибири и Поволжье — 61% и 59% соответственно.
Средняя ежемесячная зарплата в Москве до налогообложения, по данным того же исследования, для рабочих и вспомогательного персонала составляет 786 долл., для административного звена — 1060 долл., для среднего звена управления — 3200 долл., для высшего звена — более 7000. В частности, по данным обзора, на должности технического директора в Москве в среднем получают 5,5 тыс. долл., менеджер по работе с клиентами и инженер отдела по работе с персоналом зарабатывает около 2 тыс. долл., специалист по информационным технологиям — 1,6 тыс. долл., младший бухгалтер — чуть более 1 тыс. долларов.
На российском рынке все сильнее дифференцируются не только зарплаты, но и формы неденежного вознаграждения, подчеркивают специалисты Ernst and Young. Если еще пять лет назад при выборе достойного места работы человек отдавал при прочих равных безусловное предпочтение тому, где предлагают некий соцпакет, то теперь соцпакет зачастую воспринимается как само собой разумеющееся и речь уже о конкретных льготах в рамках пакета: служебный автомобиль, детский сад, оплачиваемый мобильный телефон, спортклуб.
В условиях нестабильного поведения доллара многие предприятия в расчетах с сотрудниками переходят на рубли и реже на евро. Лишь 35% компаний деноминируют заработную плату в иностранной валюте, среди них 15% компаний придерживаются евро.
Еще одна проявившаяся в России тенденция — при подборе квалифицированных кадров потенциальные сотрудники сами диктуют свои условия работодателю. Все чаще встречаются ситуации, когда компания решает, что N именно тот сотрудник, который компании необходим, и в дальнейшем должность создается именно под конкретного человека. Правда, такой подход приводит к отсутствию продуманной структуры подразделений и к тому, что фактические обязанности сотрудников не соответствуют занимаемой ими должности, подчеркивают в E&Y. В российских компаниях даже при наличии передовых технологий подбор персонала отчасти является игрой вслепую.
Риски с соблюдением трудового права российские компании недооценивают. Даже те предприятия, которые подчеркнуто декларируют, что их взаимоотношения с работниками построены жестко на основе трудового права, просто не подозревают, какие подводные камни таятся в самом законодательстве. Этими обстоятельствами знающий законы работник может воспользоваться, если захочет вступить в конфликт. При расчете отпускных, к примеру, редко кто из работодателей учитывает, что их размер будет варьироваться в зависимости от того, в каком месяце берется отпуск.
"Российское трудовое законодательство в основном ориентировано на работников промышленных предприятий", — поясняет эксперт E&Y Жанна Добрицкая. — Поэтому когда вполне добропорядочные компании в договорах с сотрудниками прописывают ненормированный рабочий день, то букве закона это не противоречит, но противоречит духу Трудового кодекса, который говорит, что ненормированный день может устанавливаться только в исключительных случаях".
Не исключено, что не в меру усидчивые налоговики и правоохранители, частенько навещающие предпринимателей без видимой причины, больше не смогут этого сделать. Каждая фирма будет вести своеобразные журналы «учета проверяющих» (журналы проверок). Представитель контролирующей инстанции, прежде чем начать проверку, должен будет подробно описать, что именно он пришел проверять и в связи с чем, сколько времени он собирается это делать, поставить дату и подпись. Такое предложение озвучил заведующий кафедрой экономической безопасности Финансовой академии при правительстве Владимир Авдийский, выступая в Госдуме на заседании Экспертного совета по экономической и инвестиционной политике. По его словам, такие спецжурналы должны выдаваться при регистрации в налоговой инспекции каждой фирме независимо от вида собственности и уровня капитализации.
С ним солидарен и член Комитетета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. «Лично меня нынешняя ситуация с проверками просто поражает: забрести к вам на огонек без всякого объяснения причин и обеспечить вам несколько «приятных» часов, а то и дней, может кто угодно, начиная от сотрудника ОБЭП до контрразведчика, борца с оргпреступностью или постового милиционера. С этим, конечно же, надо что-то делать», – отметил Гудков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
Проект президентского указа о создании Агентства по управлению пунктами пропуска через госграницу будет внесен в правительство в конце июня. Об этом накануне в ходе конференции «Таможня и бизнес – партнерские отношения» сообщила директор Департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина. Напомним, что о необходимости организации такого агентства заявил на днях глава МЭРТ Герман Греф. По его словам, оно приступит к работе уже в четвертом квартале этого года. Министр отметил, что в результате на границе должны остаться лишь пограничники и таможенники. «В этом случае количество взяточников хотя бы уменьшится», – считает Греф.
Если малые фирмы и захотят перейти на международные стандарты финансовой отчетности, то осуществить задуманное они смогут только в весьма отдаленной перспективе. По признанию авторов специального проекта стандартов для малых и средних фирм, работа над ним оказалась более сложной, чем предполагалось ранее. В итоге подготовка проекта будет завершена Международным советом по МСФО лишь к октябрю текущего года. Об этом на прошедшем накануне заседании круглого стола, организованном Фондом НСФО, сообщил член совета по МСФО (IASB) Ханс Георг Брунс. Кроме того, по словам Брунса, упрощенный вариант международных стандартов еще пройдет обкатку на малых предприятиях Европы. Займет это как минимум весь следующий год, и только по его итогам можно будет говорить о возможности повсеместного применения стандартов МСФО.