31.07.2006
Банки не имеют права навязывать своим клиентам условия типовых договоров, предписывающие разрешать споры в третейских судах. К такому решению пришел Президиум Высшего Арбитражного Суда, рассмотревший на днях спор между крупным банком и казанской коммерческой фирмой. Несколько месяцев назад компания подала иск в арбитражный суд Республики Татарстан по поводу некой суммы, якобы не зачисленной банком на ее счет. Однако арбитры не стали рассматривать дело, поскольку договор банковского счета предусматривал передачу всех споров в местный третейский суд. Президиум ВАС выяснил, что так называемую третейскую оговорку банк внес в договор без ведома клиента, фактически оставив его без права выбора. Законодательство запрещает включать в формуляры условия, выгодные одной стороне, но обременительные для другой, резюмировали арбитры. Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ВАС, соответствующее постановление будет опубликовано к середине августа.
Не исключено, что в обозримом будущем фирмы обяжут маркировать свою продукцию специальными радиочастотными метками (RFID), которые будут содержать информацию о его подлинности. Такую идею накануне озвучили участники круглого стола «Авторское право России и проблемы правоприменения».
Как пояснил в беседе с корреспондентом «ФАФИ» один из инициаторов предложения, система радиочастотной идентификации, или распознавания (RFID – Radio Frequency IDentificacion), действующая во многих европейских странах, состоит из так называемого «умного чипа» (радиочастотной этикетки) и считывателя информации – сканера. Пользователь системы может за считанные секунды выяснить все необходимые ему сведения о товаре: страну, производителя, артикул, тип, цвет, размер, дату выпуска, серийный номер и т. д. Причем для стопроцентной идентификации продукции даже не обязательны условия прямой видимости. По заверениям сторонников «альтернативной защиты», RFID гарантирует стопроцентную защиту от подделок. К тому же, отмечают они, у радиочастотных меток больший, чем у штрих — кодов, объем памяти, да и данные на них заносятся гораздо быстрее.
Не исключено, что споры с чиновниками можно будет разрешить без лишних затрат и в кратчайшие сроки. До конца текущего года Минэкономразвития подготовит концепцию закона по порядку досудебного обжалования решений государственных органов. Об этом сообщил накануне директор Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Анрей Шаров. Кроме того, представитель министерства заверил, что долгожданные проекты административных регламентов и стандартов государственных услуг будут внесены в Госдуму в начале осенней сессии.
Налоговики не вправе отказывать фирмам в приеме деклараций на бумажном носителе. Они могут лишь порекомендовать представить отчетность в электронном виде – и не более того. Об этом Минфин напоминает в письме от 12 июля 2006 г. № 03-02-07/1-178. Однако, как отмечают финансисты, в ближайшее время ситуация изменится кардинальным образом. В соответствии с поправками в статью 80 Налогового кодекса уже с 1 января 2007 года компании, в которых работает более 250 человек, в обязательном порядке должны будут сдавать отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Еще через год та же участь постигнет фирмы, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек
В России может появиться новое министерство, занимающееся контролем за оборотом самых ходовых товаров. С таким предложением выступил член Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Анатолий Семенов. По его мнению, только путем создания такой единой структуры (возможно, на базе МЭРТ, но только с приданием определенных силовых функций), можно дать отпор вконец распоясавшимся «пиратам».
К появлению моря контрафакта, пояснил Семенов, отвечая на вопрос корреспондента «ФАФИ», приводит не столько несовершенство законов, сколько общая неразвитость технологии оптовой и розничной торговли, отсутствие четких критериев отличия контрафактного товара от настоящего. «Постоянно увеличивающееся количество товаров с высокой добавленной стоимостью не дает правоохранительным структурам вменяемо действовать на рынке. Ну невозможно научить каждого участкового, как отличить паленую водку от настоящей, легальный диск от пиратского», – сетует депутат. По его мнению, главной задачей нового министерства должна стать разработка внятного индустриального стандарта торговли и контроль за его соблюдением. Неплохо было бы, по мнению Семенова, сформировать также министерство интеллектуальной собственности. Впрочем, этим мечтам вряд ли суждено сбыться в ближайшее время. «Чиновники ведут красивые переговоры о борьбе с контрафактом с международными организациями, собираются ужесточать наказания за подделку, и даже наказывать покупателей фальсифицированной продукции. Все говорят о чем угодно, только не о сути проблемы», – резюмировал он.
Ассоциация российских банков (АРБ) полагает, что вознаграждение, получаемое банками за услуги, связанные с доставкой на дом пенсий, не должно облагаться НДС. Она обратилась в ЦБ с просьбой разъяснить, попадают ли эти операции в разряд банковских. А банкиры считают, что банк вообще не должен брать на себя функции почтальона.
Ассоциация российских банков просит Центробанк разъяснить, нужно ли банкам платить налог на добавленную стоимость (НДС) на вознаграждение, которое банк получает за выплату пенсий населению в форме доставки на дом. По мнению налоговых органов, эта услуга не относится к банковской операции, и вознаграждение за ее проведение облагается НДС, говорится в письме. Но в АРБ с этим не согласны.
По закону "О пенсиях" пенсионер имеет право получать пенсию на дом. Здесь с "Почтой России" конкурируют банки. В штате банка есть кассиры-доставщики, и банк производит выплату пенсий ее получателям, выдавая наличные деньги через кассу банка и подотчетных лиц, отмечает АРБ. А значит, операция включает в себя кассовое обслуживание физлиц, которое по закону "О банках и банковской деятельности" признается банковской операцией. Вознаграждение, которое Пенсионный фонд выплачивает банку за доставку пенсии по месту жительства ее получателя, не должно облагаться НДС. "Данная позиция подтверждается арбитражной практикой",- пишет АРБ. Но, по мнению юриста "Линии права" Елены Якутик, оказываемые банком услуги выходят за рамки кассового обслуживания.
В АРБ не называют банк, по инициативе которого было подготовлено обращение, но отмечают, что особенно эта проблема актуальна для региональных банков, которые взяли на себя обязанность по выплате пенсий в форме доставки. Однако столичные банкиры убеждены, что это не выход из положения. Зампред правления Внешторгбанка Розничные услуги Ирина Бушева считает, что это совсем не банковская услуга. Она слишком затратная и требует соответствующей инфраструктуры, добавляет зампред правления Импэксбанка Эльмира Тихонычева. По мнению Бушевой, нужно развивать более технологичные проекты, а не брать на себя функции почты.
Большинство региональных банков уже давно перечисляют пенсионерам деньги на карточки, а доставка пенсии в чистом виде — это единичные случаи, рассказывает вицепрезидент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков.
А ассоциация региональных банков "Россия" поддерживает своих коллег. Деятельность банков, берущих на себя ряд социальных функций, нужно стимулировать, в том числе и за счет налоговых послаблений, говорит ее президент Александр Мурычев. По его словам, предоставление таких услуг приносит банкам не столько дивиденды, сколько трудности.
Если компания по почте направляет в налоговую инспекцию заявление о регистрации игрового автомата или стола казино, датой подачи документа нужно считать шестой день с момента отправки письма. Такое указание содержится в письме Минфина России от 07.07.06 № 03-06-05-02/06.
Министерство финансов обратится в правительство с просьбой отдать функции по координации дальнейшей работы на алкогольном рынке Минсельхозу, сообщил журналистам пресс-секретарь главы Минфина Алексея Кудрина Павел Кузнецов.
"Минфин попросит у правительства, чтобы координатором дальнейшей работы в этой сфере являлся Минсельхоз, который должен заниматься регулированием алкогольного рынка в соответствии с положением о министерстве", — сказал он. По словам Кузнецова, Минфин готовит соответствующий доклад, который объективно отразит причины сложившейся ситуации на алкогольном рынке и меры по ее преодолению. Кудрин накануне поздно вечером провел совещание с участием представителей и руководителей Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, разработчиков ЕГАИС ФГУП НТЦ "Атлас" и Минсельхоза, отметил Кузнецов. Представители "Атласа" заявили, что в настоящий момент наблюдается массовое подключение оптовиков к ЕГАИС и система выходит на штатный режим работы.
"Производители начали подключаться к ЕГАИС со 2 января, а оптовики ждали до последнего и начали подключаться в конце июня. Поэтому в этот период заявки от них начали поступать в лавинообразном режиме, что существенно затруднило работу с ЕГАИС", — объяснили причины сбоев в работе системы представители ФГУПа, подчеркнув, что "Атлас" при участии ФНС готов обеспечить оптовикам подключение и бесперебойную работу. "Но теперь пиковая нагрузка на ЕГАИС прошла, существенно увеличена мощность ее каналов, установлены дополнительные серверы", — процитировал разработчиков ЕГАИС Кузнецов. Что же касается сообщений об остановке работы отечественных производителей, в "Атласе" подчеркнули, что при работе производителей с ЕГАИС сбоев не было и до 1 июля. Там полагают, что задержки в работе у производителей могут быть связаны с переоформлением лицензий.
Кузнецов также сообщил, что на совещании таможенники и налоговики договорились о взаимодействии по передаче информации в ЕГАИС, что должно позволить импортной продукции оперативно доходить до розницы. "Сказать о сроках стабилизации рынка можно будет через несколько дней, когда будет подтверждена информация о том, что поставки алкоголя в розницу постепенно увеличиваются", — сказал Кузнецов
Вполне возможно, что Россия в скором времени превратится в одну большую особую экономическую зону. Частное предпринимательство будет максимально освобождено от административно-бюрократического давления и постоянного контроля со стороны ревизоров. Такой фантастический вывод позволяет сделать выступление главы Минэкономразвития «О создании ОЭЗ в РФ», прозвучавшее накануне на заседании правительства. Министр доложил о том, что в настоящий момент у нас одобрено создание шести зон. Две из них промышленно-производственные и четыре – технико-внедренческие. Во всех шести регионах приняты местные законы о льготном налогообложении предприятий. Кроме того, в ближайшем будущем появятся еще курортно-туристические и транспортные зоны. Греф подчеркнул, что все эти проекты пилотные и их цель отработать механизм, который пригодится при создании особых зон по всей России.
Денежная купюра номиналом 5 тысяч рублей появится в обращении уже 31 июля 2006 года. Новая банкнота размером 157 на 69 мм имеет красно-оранжевый цвет и является одной из самых защищенных купюр в мире. Отличить ее от подделки можно с помощью скрытого изображения, водяных знаков, микроперфорации и цветопеременных красок. На лицевой стороне купюру украшает хабаровский памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому работы Опекушина, на обратной – городской мост через Амур.
Всего Центробанком планируется выпустить порядка 675 миллионов экземпляров
28.07.2006
Вести и обеспечивать работоспособность Единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) поручено ФНС России. Соответствующие поправки в Положение о Федеральной налоговой службе были одобрены на заседании Правительства РФ. Об этом сегодня сообщил министр экономического развития и торговли РФ Г.О. Греф.
Зачем унижать всех своих сотрудников одинаково низкой зарплатой, если можно платить повышенную, но только избранным? Так, по всей видимости, рассуждал руководитель ханты-мансийской коммерческой фирмы, распределяя всю прибыль исключительно между собой любимым, главбухом и кассиром. Точку в деле поставил суд.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе Генпрокуратуры, несмотря на получаемую предприятием прибыль, в последнее время задолженность по зарплате у директора отсутствовала только перед самим собой, главным бухгалтером предприятия и бухгалтером-кассиром. Более того, себе директор переплатил лишних 53 тысячи, кассиру – 16, главбуху – около двух. Остальные работники фактически были переведены на подножный корм. В конце концов терпение служащих, не получавших свои кровные по полгода, лопнуло, и они обратились в прокуратуру. На их мучителя было заведено дело по ч. 1 ст. 145.1 Уголовного кодекса – «невыплата заработной платы». Потерпевшими были признаны 56 работников предприятия. Общая сумма задолженности, согласно судебно-бухгалтерской экспертизе, составила более 762 тысяч рублей. На днях суд назначил виновнику наказание в виде лишения свободы сроком на один год условно с двухгодичным испытательным сроком.
В России может быть наложен запрет на использование импортного программного обеспечения с закрытым исходным кодом, который не имеют возможности проверить отечественные специалисты по безопасности. Такие поправки в закон «Об информационных технологиях и защите информации» предлагает внести зампред Фонда социального страхования Сергей Ковалевский. Только так, по его мнению, можно гарантированно избежать вредоносного действия так называемых недокументированных функций, которые очень сложно выявить и доказать причастность создателей программы к искажению или разрушению информации. Правда, оговорился Ковалевский, речь идет не обо всем программном обеспечении, а только об операционных системах и системах управления базами данных. «Я говорю только о сугубо системных вещах – это операционная система и система управления базами данных. Я не трогаю пакеты Word, Excel и прочие. Они не угрожают информационной безопасности и не могут разрушить базу данных», – отметил он.
На российском рынке, наконец, появятся все необходимые предпосылки для равноправной конкуренции малого и крупного бизнеса. Накануне соответствующий закон прошел последнюю инстанцию – был подписан Владимиром Путиным.
Как сообщает пресс-служба президента, основная цель этого документа – создать условия для эффективного функционирования товарных рынков. В частности, новые правила конкуренции усовершенствованы в правовом отношении, предупреждена и пресечена деятельность монополий и уточнено ключевое понятие «товар».
Кроме того, теперь запрещены и любые действия, способные внести смуту в честное соперничество компаний со стороны чиновников, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка.
Сообщать в налоговую инспекцию об уменьшении объектов игорного бизнеса нужно не ранее чем за два дня до прекращения их эксплуатации. На это указывает Минфин в письме от 14 июля 2006 г. № 03-06-05-03/20. Финансисты отметили, что в соответствии с постановлением Президиума ВАС от 22 марта 2006 г. № 11390/05 обязанность по расчету налога на игорный бизнес прекращается в день подачи такого заявления. Именно на этом основании представители финансового ведомства сделали вывод, что, если компания предупредила о своих намерениях раньше установленного статьей 366 Налогового кодекса срока, то налицо экономия на налоге. Таким образом, за свою оперативность фирма может быть привлечена к ответственности, установленной пунктом 7 статьи 366 НК.
Специфические ставки акцизов практически на все виды подакцизных товаров с 1 января 2007 года будут проиндексированы на 8,5 процента. Исключение составили лишь нефтепродукты, натуральные вина и сигареты. Соответствующие поправки в главу 22 части второй Налогового кодекса и в другие законодательные акты накануне подписал президент страны Владимир Путин. Для того чтобы поддержать отечественных производителей натуральных вин и сдержать рост цен на бензин, и было решено пока не менять ставки акцизов на эту продукцию. Производителям и продавцам табачных изделий повезло гораздо меньше: ставки для них проиндексированы на 30 процентов. Законом сохраняется комбинированная ставка, однако ее процентная составляющая, по новой схеме, должна взиматься исходя из максимальной розничной цены. Кроме того, ограничение размера акциза устанавливается в рублях, а не в процентах от розничной цены, как в настоящее время. Вводится и требование о том, чтобы на каждой пачке печаталась максимальная розничная цена и дата изготовления табачной продукции.
Сборы за выдачу лицензий на производство и продажу алкоголя фирмы имеют полное право учесть при расчете налога на прибыль. Причем, применяя кассовый метод учета расходов, компания такие затраты может полностью включить в себестоимость сразу после их оплаты. При методе же начисления списывать на расходы стоимость лицензии нужно равномерно в течение срока ее действия. Такое напоминание содержится в письме от 22 июня 2006 г. № 03-03-04/1/541.
Учет неотделимых улучшений зависит в первую очередь от того, дал ли на них согласие арендодатель. Об этом напоминает Минфин в письме от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/2/166. Так, при отсутствии согласия стоимость произведенных арендатором работ возмещению не подлежит. Если же арендодатель дал добро и даже возместил расходы на улучшения, то они автоматически считаются у него амортизируемым имуществом. В ситуациях, когда арендодатель хотя и согласился на модернизацию, но вот затраты не возместил, амортизацию по таким капвложениям будет начислять уже арендатор. Правда, только в течение срока действия договора аренды.
Регистрация прав на недвижимость хоть и носит заявительный характер, но все же является обязательной. Несмотря на то, что сроки, в которые фирма должна подать документы на регистрацию, законодательно не установлены, затягивать с этой процедурой явно не стоит. Мало того что за такое нарушение компанию могут привлечь к административной ответственности по статье 19.21 Административного кодекса, так еще и в Минфине промедление с регистрацией стали рассматривать не иначе как уклонение от уплаты налога на имущество со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно этому посвящено письмо главного финансового ведомства от 27 июня 2006 г. № 03-06-01-02/28.
Напомним, что имущество, готовое к эксплуатации, но права на которое не зарегистрированы, можно учитывать двумя способами. На счете 01 «Основные средства» или на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Ранее Минфин в своих многочисленных разъяснениях писал, что в первом случае оно облагается налогом на имущество, а во втором – нет.
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 8 июля 2006 г. и одобренный Советом Федерации 14 июля 2006 г. Об этом сегодня сообщила пресс-служба главы государства.
Закон предусматривает индексацию с 1 января 2007 г. специфических ставок акцизов на подакцизные товары на 8,5% (за исключением сигарет, нефтепродуктов и натуральных вин). По сигаретам предлагается более высокая индексация ставок налога — в размере 30%.
Размеры ставок акцизов на нефтепродукты, на натуральные вина, в том числе шампанские, игристые, газированные, шипучие индексацию акцизов предлагается сохранить на действующем уровне.
На алкогольную (за исключением натуральных вин) и спиртосодержащую продукцию установлена единая ставка акциза. При этом нулевую ставку акциза предлагается установить на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию и спиртосодержащую продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.
В соответствии с законом, ставка акциза составит на: — спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) — 23 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта этилового; — спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащую продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке — 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах; — алкогольную продукцию (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) — 162 руб. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах; — вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта — 2 руб. 20 коп. за 1 литр, вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 10 руб. 50 коп. за 1 литр; — пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно — 0 руб. за 1 литр, свыше 0,5 и до 8,6% включительно — 2 руб. 07 коп. за 1 литр, свыше 8,6% — 7 руб. 45 коп. за 1 литр; — табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции — 300 руб за 1 кг; — сигары — 17 руб. 75 коп. за 1 штуку, сигариллы — 217 руб за 1000 штук, сигареты с фильтром — 100 руб. за 1000 штук + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 115 руб за 1000 штук, сигареты без фильтра, папиросы — 45 руб. за 1000 штук + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 60 руб. за 1000 штук; — автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно — 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.), свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно — 18 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.), свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) — 181 руб. за 0,75 кВт /1 л.с./; — автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно — 2657 руб. за 1 тонну, с иными октановыми числами — 3629 руб. за 1 тонну; дизельное топливо — 1080 руб. за 1 тонну, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 2951 руб. за 1 тонну, прямогонный бензин — 2657 руб. за 1 тонну.
Закон содержит статью о порядке определения расчетной стоимости табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки. Расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки /пачке/ табачных изделий и количества единиц потребительской упаковки /пачек/ табачных изделий, реализованных /переданных/ в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию РФ.
Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки /пачки/ табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий. Под маркой (наименованием) в данном случае понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) индивидуализированным обозначением, присвоенным производителем или лицензиаром, и другими признаками — рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.
Налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет (таможенный орган) по месту оформления подакцизных товаров (уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут применяться указанные в уведомлении максимальные розничные цены. Форма уведомления устанавливается Минфином РФ.