29.05.2006
Думский комитет по бюджету и налогам одобрил поправки в Налоговый кодекс, которые разрешат предприятиям уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за счет расходов на выкуп земли. Это в несколько раз ускорит процесс выкупа земли под промышленными предприятиями, полагают эксперты.
«По нашим оценкам, земли промышленников в целом по стране составляют 1,57 млн га, – замечают авторы закона, депутаты Наталья Бурыкина и Елена Кондакова.
– Однако организации не выкупают права на эти земли, поскольку действующий Налоговый кодекс не предусматривает возможности относить расходы на приватизацию земли в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль».
«Данный законопроект повышает экономическую целесообразность выкупа активов, которые не потеряют стоимость. А земля, как потенциально интересный актив, традиционно не теряет привлекательности, – одобряет идею налоговый юрист PRADO «Банкир и консультант» Михаил Кюрджев. – Конечно, предприятия будут выкупать землю. Этот закон, несомненно, послужит им стимулом. Но как скоро они кинутся это делать – сказать сложно. Всё зависит от региона. Например, в Московской области, где инвестиционная привлекательность высока, этой возможностью никто не побрезгует. Но в других регионах могут возникнуть вопросы. Всё зависит от того, где расположено предприятие, какова рентабельность бизнеса», – замечает эксперт.
«Эта инициатива, безусловно, подтолкнет предприятия к самому выкупу, – соглашается налоговый юрист ЗАО «Финам» Сергей Грызунов. – Ведь пока компаниям приходится выплачивать цену выкупа земельных участков за счет чистой прибыли. А в случае принятия закона можно будет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и экономить на выплатах в бюджет. А это прямая выгода!»
«Бизнес поддерживает эту инициативу, – пояснил Сергей Беляков, замглавы комитета РСПП по налоговой политике. – Безусловно, это попытка исправить несовершенство действующего законодательства. Однако здесь есть два вопроса.
Во-первых, правительство предлагает ввести поправки в действие с января 2007 года, тогда как бизнес рассчитывал, что изменения вступят в силу уже в 2006 году.
Во-вторых, документ ущемляет права регионов: они уже сформировали базу налоговых поступлений исходя из положений действующего законодательства. Получается, что нагрузка на регионы в связи с перераспределением полномочий растет, а ее наполнение сокращается. Соответственно, встает вопрос о механизме компенсаций регионам. Это может быть сделано либо через увеличение срока амортизации, либо с помощью выплат из федерального бюджета», – замечает эксперт.
По оценкам Бурыкиной и Кондаковой, всего предприятиям за выкуп земли по новым ставкам придется заплатить порядка 410 млрд рублей. Таким образом, потери региональных властей по местной части налога на прибыль могут составить около 70 млрд рублей. Правда, авторы закона полагают, что регионы смогут компенсировать потери – именно за счет того, что в их бюджеты в итоге пойдет плата за выкуп земли.
«Но по отношению к тем, кто выкупил землю по действующему законодательству, ситуация все равно несколько несправедлива, поскольку для таких предприятий, как НЛМК, судебное решение обратного действия не имеет», – сетует Беляков.
Плановые показатели поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет РФ за 2005г. не выполнены, говорится в сообщении пресс-службы правительства по итогам заседания 24 мая 2006г., на котором было одобрено исполнение федерального бюджета за 2005г.
В частности, план сбора НДС по товарам, произведенным на территории РФ, исполнен на 95,6%. Невыполнение связано, прежде всего, с изменением налогооблагаемой базы, а также изменением объемов экспорта и импорта, влияющих на суммы возмещения НДС.
В этой связи следует отметить, что, по информации Минфина РФ, за 2005г. налогоплательщиками заявлено к возмещению НДС на сумму 683 млрд руб. (на 40,6% больше, чем за 2004г.), возмещено НДС налоговыми органами в размере 459,1 млрд руб. (на 40,4% больше, чем за 2004г.), остаток нерассмотренных заявленных сумм возмещения НДС на 1 января 2006г. составил 192 млрд руб. (на 67% больше, чем на 1 января 2005г.).
Кроме того, в отчетном периоде не выполнены плановые задания по поступлению в федеральный бюджет акцизов на этиловый спирт-сырец и спирт этиловый (исполнено на 68,7%), а также акцизов на автомобильный бензин (исполнено на 95,6%), что обусловлено, прежде всего, снижением объема реализации подакцизной продукции.
Поступление средств от уплаты ЕСН в федеральный бюджет за отчетный период составило 267,5 млрд руб. (100,5% к годовым бюджетным назначениям), или 1,2% к ВВП.
26.05.2006
Как выясняется, широко разрекламированная система электронного правосудия, позволяющая обратиться в суд и отслеживать ход процесса через Интернет, будет доступна далеко не каждому предпринимателю. Такой вывод можно сделать из выступления главы ВАС Антона Иванова. Он отметил, что даже в действующем «бумажном» судопроизводстве хватает случаев фальсификации различных документов, подделки подписей. «Электронка» же может открыть еще более широкие возможности для мошенников – в суды хлынет поток анонимных обращений, подложных документов и прочего мусора, с которым судьям волей-неволей придется разбираться. Поэтому, считает Иванов, доступ к этой системе должен быть каким-то образом ограничен. Каким именно – арбитры пока не знают, но идеальным способом решения проблемы, по мнению Иванова, мог бы стать американский вариант. Там исковые заявления могут подавать только адвокаты, отвечающие за их обоснованность своим честным именем.
То, что в скором времени будет введен в действие ряд технических регламентов, вовсе не означает, что предпринимателям со всех концов страны придется ехать в столицу для получения сертификата соответствия. Его выдадут непосредственно в том регионе, где фирма осуществляет свою предпринимательскую деятельность. С таким обещанием на международном бизнес-форуме выступил руководитель экономической рабочей группы при Администрации Президента Антон Данилов-Данильян. По его словам, соответствующую поправку в закон о техническом регулировании в скором времени рассмотрят депутаты Государственной Думы.
Небольшие компании нужно вообще освободить от налогов и перевести на систему добровольного социального страхования. Такое предложение было озвучено главой Минздравсоцразвития Михаилом Зурабовым на прошедшем накануне заседании правительства. Он считает, что малые предприятия должны сами обеспечивать соцпакет своим сотрудникам, иначе они так и будут находиться на постоянной дотации у государства и крупного бизнеса.
«Говорить, что малый бизнес залезает в карман государству и недоплачивает в фонды, смешно», — заявила руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «Опоры России» Дина Крылова, комментируя корреспонденту «ФАФИ» высказывание министра. Предприниматели, наоборот, во многом сняли обузу с государства и без его помощи сумели обустроить рабочие места как для себя, так и для своих сотрудников. Кроме того, за счет собственных средств они создают бизнес и платят с него реальные налоги. Показателен в этом смысле ЕНВД, который предприниматель платит независимо от того получил он прибыль или понес убытки. В то же время, заметила Крылова, очень многие компании среднего и крупного бизнеса обходят значительную часть налогов теми или иными путями.
Минимальный размер пошлины при обращении в арбитражный суд будет повышен с 500 до 5 тысяч рублей. По мере продвижения дела по инстанциям ее сумма может увеличиться еще в несколько раз. На этом настаивает глава ВАС Антон Иванов. Выступая на встрече с представителями бизнес-сообщества, Иванов отметил, что сейчас одной из главных проблем арбитражей остается злоупотребление предпринимателей процессуальным правом, которые частенько подают необоснованные иски. «Размер госпошлины должен быть по крайней мере не меньше расходов на рассмотрение дела. Тем самым мы хотим дестимулировать обжалование решений судебных инстанций», – отметил он.
Стоит учесть, что если раньше большую часть арбитражных разбирательств инициировали налоговики, то после введения нормы о внесудебном взыскании небольших штрафов первыми к арбитрам все чаще обращаются предприниматели. Таким образом, подорожание судейских услуг отразится в первую очередь на них.
Не исключено, что обязательное применение кассовых аппаратов, снабженных дорогостоящим чипом ЭКЛЗ, будет наконец отменено. На прошедшем накануне заседании правительства глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что предприниматели должны сами решить, какой кассовый аппарат им необходим.
Он напомнил, что требование об обязательном использовании контрольно-кассовой техники с ЭКЛЗ было введено почти четыре года назад. Его выполнение стоило бизнесу дополнительно до 14 миллиардов рублей в год, поскольку стоимость касс одномоментно выросла с пяти до двадцати тысяч рублей. В то же время, по данным министра, это никак не повлияло на собираемость налогов. Именно поэтому Греф считает, что всеобщую обязаловку пора бы уже и отменить.
Сотрудники милиции вскоре смогут расследовать нарушения прав интеллектуальной собственности параллельно с работниками прокуратуры. Накануне депутаты Госдумы приняли во втором чтении поправки в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса. По мнению представителей Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы, наработанный следователями органов внутренних дел опыт поможет эффективнее расследовать преступления, связанные с оборотом фальсифицированной продукции.
Принятие поправок в УПК поддержал и руководитель департамента экономической безопасности МВД Сергей Мещеряков. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он отметил, что эти новации дадут возможность правоохранительным органам в большем объеме использовать возможности закона об оперативно-розыскной деятельности в борьбе с контрафактом.
Теперь агенты и комиссионеры смогут смягчить потери от неполучения комиссионного вознаграждения. Им разрешили создавать резервы по сомнительным долгам в тех случаях, когда комитенты затягивают с перечислением денег (письмо Минфина от 17 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/343). Финансисты напомнили, что просроченная задолженность по расчетам за оказанные услуги признается сомнительной. Следовательно, ее сумма (или часть этой суммы) может быть включена в резерв (ст. 266 НК).
Фирмы, которые работают на каком-либо спецрежиме, вполне могут рассчитывать на списание части старых долгов перед бюджетом. Минфин признал УСН, ЕНВД, ЕСХН федеральными налогами, хоть и не перечисленными в статье 13 Налогового кодекса. В то же время недоимка по федеральному налогу, взыскание которой оказалось невозможным по юридическим, экономическим или социальным причинам, признается безнадежной и списывается (п. 1 ст. 59 НК). Данное правило применяется и к задолженности по пеням (п. 2 ст. 59 НК). Такой информацией поделилась ФНС в письме от 10 мая 2006 г. № ММ-6-19/481.
Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что в ближайшее время в российском обществе станет известно о новых громких уголовных делах, связанных с коррупцией. Об этом он сообщил, отвечая на вопросы журналистов по итогам состоявшегося сегодня в Минске очередного заседания Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ.
"Что касается конкретной работы по борьбе с коррупцией, в частности, в России, то, я считаю, она была, есть и остается актуальной", — сказал В.Устинов. "Поэтому не удивляйтесь, если в ближайшее время вы будете свидетелями новых так называемых громких уголовных дел, связанных с борьбой с коррупцией", — отметил генпрокурор России.
Кассовые аппараты теперь смогут работать до истечения срока их полезного использования. Об этом рассказал член комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Чижов.
Законопроект, вносящий поправки в статью 3 Закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" был принят накануне в первом чтении.
В настоящее время в соответствии с законом, в случае исключения из Государственного реестра моделей контрольно-кассовой техники, их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
"Законопроектом предлагается слова "нормативный срок амортизации" заменить словами "срок полезного использования", — отметил Чижов. Сделано это не случайно. "Проект направлен на поддержку индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Сейчас после истечения срока амортизации контрольно-кассового оборудования (а это не более 6-7 лет), предприниматели вынуждены списывать оборудование и покупать новое. А это как минимум 18 тысяч рублей за один аппарат", — пояснил депутат.
При подготовке законопроекта ко второму чтению планируется законодательно увеличить сроки полезного использования контрольно-кассового оборудования и оградить малый бизнес от дополнительного налогового бремени.
"Комитет считает целесообразным при подготовке рассматриваемого законопроекта ко второму чтению предусмотреть установление конкретных допустимых сроков полезного использования контрольно-кассовой техники. Основой для этого могут быть выбраны нормативы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР, в соответствии с которыми годовая норма амортизационных отчислений для контрольно-кассовой техники составляет 11 процентов. Таким образом, срок полезного использования контрольно-кассовой техники составит не менее 9 лет", — заключил он.
Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о возможности "в случае необходимости" для поддержки малого бизнеса введения ограничений на развитие и порядок работы крупных торговых сетей в России. Ритейлеры возмущены заявлением министра.
Заявление, вчера ставшее главной темой обсуждения в бизнес-сообществе, Герман Греф произнес экспромтом в ходе презентации мер по поддержке малого предпринимательства на заседании правительства. Из слов главы МЭРТа следовало, что ведомство следит за процессом конкуренции крупных торговых сетей и мелкой розничной торговли – и, как заявил министр, "в случае необходимости" может в нее вмешаться, защитив малый бизнес.
Герман Греф, пояснив, что МЭРТ может предложить запретить торговлю крупными сетями супермаркетов "в час пик" – после 18-19 часов, когда вся российская розница делает основные обороты. Кроме того, он заявил о возможном запрете на строительство сетевых супермаркетов или гипермаркетов в населенных пунктах, в которых проживает не более 40 тыс. чел.
Впрочем, пока говорить о разработке в правительстве концепций регулирования работы розничной торговли, аналогичных существующим в США и Западной Европе десятилетиями, еще рано – господин Греф оговорился, что пока лишь изучает этот опыт.
Среди ритейлеров, несмотря на всю условность заявления Германа Грефа и импровизационный характер его выступления, предложения вызвали самый жесткий отпор. "Такие ограничения абсолютно неприемлемы, хотя в нашей стране можно ожидать всего,– заявил генеральный директор ООО "Городской супермаркет" (сеть "Азбука вкуса") Владимир Садовин.– Мне сложно оценить, насколько запрет на торговлю после 18.00-19.00 для сетей мог бы помочь малому предпринимательству, но розничный бизнес он убьет однозначно, по крайней мере в Москве, поскольку в вечернее время наблюдается основной поток людей в магазины ".
"Стимулировать развитие малого бизнеса следует, создавая льготные налоговые условия, а не убивая крупных ритейлеров,– заявила гендиректор консалтинговой компании "Магазин магазинов" Анна Ширяева.– Предложенные чиновниками меры некорректны по отношению к розничным компаниям и к потребителям, которых, по сути, хотят лишить права выбирать, где им совершать покупки".
По данным ИК "Финам", на оборот после 18 часов приходится около 40% оборота торговых сетей. При этом пик активности покупателей за день приходится на интервал 18.00-21.00. Таким образом, по подсчетам экспертов, в масштабах России потери розничных сетей от введения подобного ограничения могут составить $35-38 млрд.
"Известно, что в Германии, Австрии, законодательство предусматривает аналогичные меры поддержки малого бизнеса: крупные сетевые магазины не работают после 19.00 и по выходным дням. Но в России подобные ограничения будут иметь негативный эффект – несетевая розница сегодня не может предложить ни качественных товаров, не ассортимента, ни приемлемых цен",– считает директор по коммуникациям сети "Перекресток" Александр Бархатов.
На днях часть ассоциаций участников российского игорного рынка объединилась в единую структуру. Ассоциация деятелей игорного бизнеса (АДИБ), Национальная ассоциация букмекеров (НАБ) и Ассоциация игорного бизнеса в Интернете (АИБИ) объявили о создании Союза ассоциаций игорного бизнеса.
По словам учредителей союза, появление новой структуры связано с желанием участников российского рынка развивать свой игорный бизнес цивилизованным способом. Членами новой структуры смогут стать отраслевые ассоциации представителей игорного бизнеса. «Наш союз – первое объединение, в котором учтены интересы всех сегментов игорного бизнеса: операторов казино и игровых залов, букмекерских контор и тотализаторов, производителей игорного оборудования, интернет-казино, – объясняет ситуацию президент АИБИ Олег Журавский. – Мы готовы оказывать содействие власти в ее усилиях по наведению порядка в нашей отрасли». О своем желании вступить в новое объединение уже заявили ассоциация «Все игры» и Рязанская ассоциация деятелей игорного бизнеса.
Характерно, что союз возник в преддверии рассмотрения в Государственной думе РФ во втором чтении законопроекта об игорном бизнесе. Организаторы объединения не скрывают, что именно рассмотрение законопроекта явилось катализатором создания новой структуры. Президент АДИБ Игорь Балло считает неправильным, когда несколько различных ассоциаций направляют поправки к законопроекту, исходя только из своих интересов. «Закон, необходимый государству, бизнесу и обществу в такой ситуации просто не может получиться грамотным», – поясняет он свою позицию. Участники союза заявляют, что готовы всячески взаимодействовать с депутатами Госдумы в вопросах законотворчества, касающегося игорного бизнеса.
В целом участники игорного бизнеса положительно отнеслись к инициативе создания союза, который объединит разрозненные ассоциации отрасли. Однако, по мнению некоторых из них, союз создан для лоббирования в Госдуме интересов средних и мелких игроков рынка. Они считают, что ему вряд ли удастся достичь желаемого результата.
Вице-премьер РФ Александр Жуков не видит целесообразности в принятии закона, запрещающего российским чиновникам высокого ранга употреблять в публичных выступлениях слова "доллар" и "евро". Об этом он заявил в беседе с журналистами, комментируя законопроект, вводящий такие ограничения, который был одобрен Госдумой в первом чтении.
"Я не очень хорошо понимаю смысл этой законодательной инициативы: какая цель преследуется и какую проблему этот закон решает", — сказал А.Жуков. Он отметил, что разработчики закона нигде не обосновали целесообразность его принятия. "Авторы законопроекта должны пояснить, что это даст", — сказал А.Жуков.
Он добавил, что в России уже приняты все необходимые решения относительно того, что цены на товары, продаваемые на внутреннем рынке, должны устанавливаться в рублях. По его словам, такое решение является правильным. Однако, нет никакого смысла, чтобы отказываться от исчислений в долларах и евро цен на товары, торгующиеся на зарубежных рынках или макроэкономических показателей развития иностранных государств.
А.Жуков заявил также, что считает правильной идею о создании в России торговой площадки, на которой могли бы вестись торги по нефти. По его словам, этот шаг поможет сделать российский рубль более весомой валютой, так как один из наиболее существенных товаров российского экспорта будет продаваться за рубли и у иностранных покупателей возникнет реальная потребность в приобретении рублей.
Рыболовные суда России будут избавлены от прохождения таможенного досмотра при пересечении государственной границы. Такое решение единогласно приняла в среду Госдума.
В настоящее время рыболовные суда, ведущие промысел, обязаны проходить пограничный и таможенный контроль при каждом пересечении линии госграницы. Однако это вызывает неудобства во время лова в приграничной зоне. Неоднократная миграция косяков рыб через границу и связанная с этим необходимость прохождения новых досмотров делают лов экономически невыгодным. Чтобы пройти весь пограничный контроль, судам иногда требуется 3-5 суток.
Одобренный Думой закон наделяет пограничные органы ФСБ РФ полномочиями, позволяющими при необходимости разрешать российским рыболовецким судам неоднократное пересечение границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. Как считают депутаты, это позволит значительно сократить временные и экономические затраты при ведении промысла.
Как напомнил вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, до 1993 года суда, ведущие промысел водных биоресурсов в пределах экономической зоны России, могли пересекать государственную границу в уведомительном порядке. При этом капитану достаточно было сделать соответствующую запись в судовом журнале, а таможенные и пограничные процедуры проводились только если судно заходило в иностранные порты или совершало перегруз с иностранными судами в море.
Во избежание "лишних" пересечений границы капитаны траулеров стараются не удалаться от берега больше, чем на 12 миль (расстояние до морской границы России), что снижает улов. В результате ущерб федерального бюджета от недолова основных видов промысловых рыб только в зоне Приморья в прошлом году составил более 200 миллионов рублей.
Москва наконец дождалась выхода в свет собственного кодекса об административных правонарушениях. Вчера Мосгордума приняла в первом чтении этот свод карающих статей на все случаи жизни. По мнению вице-спикера Мосгордумы Андрея Метельского, принятый документ уникален тем, что дает полную картину обо всех действующих в городе штрафах по различным группам нарушений — от экологических до общественных
Над кодексом, который занял 87 страниц, законотворцы бились больше года — для того, чтобы кодекс стал прозрачным для всех и каждого, включая и юристов-скептиков, утверждающих, что суды любых уровней будут игнорировать московские штрафы из-за противоречий с общероссийским КоАПом. Однако, по словам председателя комиссии по законодательству Александра Семенникова, кодекс после доработок и согласований как с московским правовым управлением при правительстве Москвы, так и Генпрокуратурой, ни в чем не противоречит старшему федеральному "собрату".
Ради этой юридической гармонии пришлось даже выбросить ряд дельных статей. К примеру, Москве не позволили штрафовать устроителей концертов в случае, если они не предупредили зрителей о том, что музыкант работает под фонограмму.
По словам вице-спикера Мосгордумы Андрея Метельского, новый кодекс уникален тем, что дает полную картину обо всех действующих в Москве штрафах по различным группам нарушений — от экологических до общественных. При этом А. Метельский не согласен с мнением по поводу того, что кодекс выпустили лишь для того, чтобы ужесточить в столице штрафные санкции. Он уверен, что повышая штрафную планку, Мосгордума лишь скорректировала степень наказания в соответствии с тяжестью преступлений, расплата за которые до сих пор была до смешного мала.
Одним из ярких примеров этого служили экологические правонарушения, которые буквально ничего не стоили должностным лицам. Если раньше мера ответственности за них в среднем составляла 25-30 МРОТ, то сейчас на порядок больше. Впрочем, по мнению спикера Мосгордумы Владимира Платонова, и этого недостаточно. На вчерашнем заседании он предложил депутатам пойти дальше, подготовив поправки в Госдуму для значительного увеличения верхних планок действующих штрафов.
Характерно, что впервые в Москве появятся и принципиально новые штрафные санкции. К примеру, теперь столичные милиционеры вправе штрафовать в Москве тех, кто: гадает на улице(от 1 до 3 МРОТ), играет в общественных местах в азартные игры (от 1 до 3 МРОТ), сознательно бросает на улице домашнего питомца (до 20 МРОТ), или не следит за тем, чтобы несовершеннолетние дети в ночное время с 22.00 до 6.00 не находились в общественных местах без родителей или опекунов (хозяева дискотек и баров рискуют заплатить сумму в 50 МРОТ).
В число новых также попала и штрафная статья 2.7 второй главы кодекса в пользу льготников. Она обяжет аптечных провизоров не нарушать установленный столичными властями порядок по выдаче лекарственных средств льготникам, а иначе аптекари за отказ бесплатно предоставить таблетки из льготного списка рискуют поплатиться рублем: до 20 МРОТ за одну такую ошибку.
Не отделаются легким испугом в скором будущем и организации, которые при строительстве и реконструкции общественных и жилых зданий не берут в расчет маломобильных граждан, которые, к примеру, не могут осилить лестницу без пандуса. За этот вид нарушений установлен штраф от 50 до 100 МРОТ. Причем к маломобильным гражданам кодекс относит не только инвалидов всех категорий, но также стариков и мамаш с колясками.
Второе чтение московского кодекса состоится только в сентябре.
О результатах работы межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию российского законодательства в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента РФ рассказала Оксана Дмитриева, депутат Государственной думы, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики. В своем выступлении на пленарном заседании "Государственная политика в области инновационной деятельности", прошедшем 24 мая в рамках VII Всероссийской конференции представителей малых предприятий "Инновации и развитие малого бизнеса", она обозначила основные проблемы в развитии малого инновационного бизнеса.
Важнейшей проблемой, по ее мнению, является отсутствие законодательной основы для создания малых инновационных предприятий научно-исследовательскими институтами, государственными академическими институтами, университетами, государственными научными центрами. Учреждение инновационной фирмы с участием государства является необходимым условием на пути коммерческой реализации НИР, проводимых государственными предприятиями, считает она.
По словам О.Дмитриевой, целый комплекс проблем связан также с действующим Бюджетным кодексом. Последняя его редакция, находящаяся сейчас на рассмотрении в Госдуме, не решает таких актуальных проблем, как финансирование научных исследований и инновационной деятельности, трансфер технологий, внедрение инноваций в производство.
Открытым остается вопрос возврата НДС малым инновационным предприятиям, работающим на экспорт, отметила О.Дмитриева. В связи с тем, что спрос на результаты научной деятельности внутри страны ограничен, вопрос выхода на внешний рынок становится принципиальным для инновационных фирм. Однако по существующему законодательству малые инновационные предприятия не могут быть отнесены к традиционным экспортерам, а значит, не имеют права на возврат экспортного НДС. Они вынуждены отказываться от экспорта, что существенно снижает рентабельность процесса коммерциализации разработок.
О.Дмитриева также отметила, что в действующем законодательстве нет понятий "инновационное предприятие", "инновационная деятельность", соответственно предприятие, занимающееся коммерческим внедрением результатов научных разработок, не имеет никаких налоговых преференций, в отличие от научного предприятия, чьим основным профилем является научная деятельность.
Депутат Госдумы рассказала о разработке межведомственной группой целого ряда изменений в различные законодательные налоговые акты, касающихся как научной, так и инновационной деятельности. Предлагается внести в "Закон о науке и научно-технической политике" определения "инновационная деятельность" и "инновационное предприятие", а также расширить предел перехода на упрощенную систему налогообложения для научных организаций и инновационных предприятий (до 70 млн рублей). Кроме того, необходимо создать открытый перечень расходов, что позволит гораздо большему количеству малых инновационных предприятий перейти на упрощенную систему налогообложения, подчеркнула она.
По словам О.Дмитриевой, существуют и другие предложения, касающиеся инновационного бизнеса в целом, а не только малого. В частности, предлагается ввести ускоренную амортизацию техники и оборудования, расширить инвестиционную льготу, планируется восстановление льгот по земле и имущественному налогу для научных организаций и предприятий инновационого бизнеса. Существует предложение по льготному налогообложению благотворительной деятельности, осуществляемой организациями, которые направляют средства на поддержку науки. Для научных организаций и предприятий инновационного бизнеса предлагается восстановить "налоговые каникулы" по налогу на прибыль, которые раньше были у всех малых предприятий в течение первых пяти лет со дня создания: первые два года можно было работать без налога, а потом платить по пониженной ставке.
Таким образом, будет "сделан структурный сдвиг в пользу инновационных предприятий и предприятий научной деятельности", подытожила О.Дмитриева.
"Пакет изменений в налоговое законодательство готов и будет внесен в Государственную думу и представлен в правительство в самое ближайшее время", — сказала она в заключение.
Бизнесмены обратились к депутатам с просьбой внести в законодательство изменения, которые остановили бы практику изъятия силовыми структурами у компаний товара для его последующей реализации. Депутаты согласны, что проблема требует немедленного решения, – злоупотребления и коррупция силовых ведомств здесь налицо.
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) предложила Госдуме изменить процедуры изъятия, хранения, оценки и реализации крупных партий товаров, арестованных в качестве вещественных доказательств. На заседании думского комитета по экономической политике президент РАТЭК Александр Онищук заявил, что в последнее время под видом борьбы с незаконным ввозом регулярно изымаются импортные товары, которые потом реализуются через не известные в отрасли фирмы по заниженным ценам. При этом механизмы оценки и реализации изъятого имущества непрозрачны, а зачастую преступны. Было отмечено даже, что существуют силы, заинтересованные в построении схем контрабандного ввоза товаров с целью его последующего изъятия и реализации.
Бизнес всерьез озаботился этой проблемой пару месяцев назад, когда МВД изъяло у известной компании партию сотовых телефонов на сумму более 19 млн долларов. По версии силовиков, изъятые аппараты являлись контрафактом. Вслед за этим был совершен наезд на подмосковный склад другой крупной торгующей электроникой фирмы. Правда, закончился он ничем, но рынок напугал еще больше.
Впрочем, как рассказал исполнительный директор Союза производителей и импортеров Борис Фантаев, сомнительные случаи изъятия товара происходят не только на рынке бытовой техники. «Товар изымали и у мебельных компаний, и у компьютерных, – утверждает эксперт. – Это, в общем-то, распространенная практика, просто до последнего компании старались не предавать информацию гласности, пытались договориться в тихую, откупиться».
Теперь, когда бизнес стал возмущаться такой практикой, о проблеме, как отмечает г-н Фантаев, «заговорили все – вплоть до премьер-министра». По его словам, в сговоре о реализации вещдоков, которыми объявляются конфискованный товар, участвуют представители и МВД, и прокуратуры, и Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Неделю товар хранится на складах РФФИ, а потом реализуется через приближенные к сотрудникам этих структур фирмы по цене 20–30% от стоимости. Доход от продажи делится, а бюджет же получает максимум четверть от стоимости конфискованного товара.
«Действующее законодательство позволяет возбудить дело против компании, которая когда-то имела договорные соглашения с другой фирмой, в отношении которой ведется уголовное дело, – говорит Борис Фантаев. – Недавно именно по этому принципу у одной мебельной компании был изъят товар на сумму 10–12 млн долларов. После нашего вмешательства удалось вернуть 20–30% товара, остальное было разворовано или повреждено».
В то же время силовые структуры, по версии эксперта, не несут никакой ответственности за то, что делают. «Недавно одна компания пыталась обратиться в прокуратуру с жалобой на незаконное изъятие товара, но у нее просто не приняли заявление, – утверждает он. – Как мы видим, прорехи в законодательстве используют не только бизнесмены, чтобы уйти от налогов, но и сотрудники государственных структур для собственной наживы».
Депутаты согласны с тем, что законы нуждаются в серьезной правке. «Процедура изъятия тех же сотовых трубок никакой критики не выдерживает, – заявил заместитель председателя комитета по информационной политике Борис Резник. – Ввесь процесс ареста партии товаров, назначение экспертов и проведение экспертизы является закрытым и потому вызывает множество вопросов».
По словам г-на Резника, нигде в мире следователь не может самовольно арестовать товар без санкции суда, у нас же эта функция отдана в руки именно силовым структурам.
«Как они доказывают, что товар контрабандный или угрожающий здоровью потребителей, а потому подлежит изъятию, никто не знает, – продолжает депутат. – Я пытался поговорить со следователями того же МВД на транспорте, и получил ответ: «Мы будет поступать так, как считаем нужным». Видно, у них очень серьезная крыша, можно только предположить, какие деньги там крутятся – сотни миллионов долларов».
Практически все предприятия нуждаются в инвестиционных ресурсах. Для освоения новых способов производства необходимо современное оборудование. Это требует немалых финансовых вложений, изъятия доли оборотного капитала, появляется высокая налоговая нагрузка на единицу продукции. При дефиците собственных средств такие расходы не может позволить себе большинство предприятий. Выход – лизинг, собщает газета "Эпиграф".
Законодательство предусматривает финансовую аренду оборудования (лизинг) как единственный вид. Но современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм, моделей контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. На практике чаще всего применяются следующие виды лизинга: оперативный (прямой), финансовый и возвратный.
Оперативный лизинг – это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Основные признаки оперативного лизинга:
- лизингодатель не рассчитывает возместить все свои затраты за счет поступления лизинговых платежей от одного лизингополучателя;
- лизинговый договор заключается, как правило, на 2-5 лет, что значительно меньше сроков физического износа оборудования, и может быть расторгнут получателем в любое время. Риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе.
При оперативном лизинге лизинговая компания приобретает оборудование заранее, не зная конкретного арендатора. Поэтому фирмы, занимающиеся оперативным лизингом, должны хорошо знать конъюнктуру рынка инвестиционных товаров, как новых, так и бывших в употреблении. При этом виде лизинга компании сами страхуют имущество, сдаваемое в аренду, и обеспечивают техническое обслуживание и ремонт.
Как пояснила начальник отдела маркетинга ЗАО «Дельтализинг» Валентина Полякова, наиболее часто этот вид лизинга употребим при сделках автолизинга, а также на строительных объектах. Пример – компания-подрядчик берет в оперативный лизинг несколько единиц строительной техники, по окончании работ на объекте возвращает их лизинговой компании. В данном случае выкупа ОС по окончании договора лизинга не происходит, фактически оперативный лизинг – это аренда в чистом виде; удобство состоит в том, что лизинговая компания берет на себя все проблемы по обслуживанию основного средства.
Финансовый лизинг – соглашение, предусматривающее в течение периода действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя. Основные черты финансового лизинга:
- участие третьей стороны (производитель или поставщик объекта);
- невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, т. е. срока, необходимого для возмещения расходов арендодателя. Однако на практике это иногда происходит, что оговаривается в соглашении о лизинге, но в этом случае стоимость операции значительно возрастает;
- более продолжительный период соглашения (обычно, срок службы объекта);
- объекты сделок, как правило, отличаются высокой стоимостью. Так же, как и при оперативном лизинге, после завершения срока контракта лизингополучатель может: купить объект, но по остаточной стоимости; заключить новый договор на меньший срок и по льготной цене; вернуть объект сделки лизинговой компании.
Возвратный лизинг. При этой форме поставщиком оборудования и клиентом является одно и то же лицо. Смысл сделки: высвободить деньги, затраченные на покупку оборудования, путем продажи его лизинговой компании, и возвращение его же, только уже на условиях лизинга.
«Согласно законодательству, предметом лизинга может выступать любое имущество, используемое в коммерческих целях, т. е. с целью извлечения прибыли. Фактически, каждая лизинговая компания определяет перечень объектов для себя самостоятельно. В частности, наша компания не работает с авиационной техникой, аэрокосмической, телекоммуникационной, а также не осуществляет лизинг морских судов и игровых автоматов. Есть специализированные лизинговые компании, которые работают только по одному или нескольким типам оборудования, например, лизинг медицинской техники, лизинг автомобилей», говорит В. Полякова.
Сумма лизинговых платежей составляет лизинговую стоимость оборудования. Лизинговая компания при расчете лизинговых платежей исходит из возмещения всех своих затрат, понесенных при реализации сделки, и планируемого вознаграждения. Поэтому лизинговые платежи определяются как сумма затрат лизингодателя, уже понесенных и предполагаемых в будущем, увеличенных на сумму вознаграждения (маржи) лизингодателя. Лизинговая стоимость оборудования включает в себя:
- сумму амортизационных отчислений на лизинговое имущество за весь срок действия договора лизинга;
- стоимость кредитных ресурсов, привлекаемых лизинговой компанией для приобретения оборудования;
- расходы лизинговой компании, связанные с уплатой налогов, сборов, пошлин по лизинговой сделке;
- стоимость услуг лизинговой компании;
- стоимость дополнительных услуг лизинговой компании, если таковые предусмотрены в договоре лизинга.
Как рассказал руководитель компании ООО «Первый лизинговый брокер» Алексей Цирельников, лизинговые платежи можно разделить на три вида. Равномерные платежи означают одинаковые платежи на всем протяжении лизингового контракта. Они могут быть существенно дороже по сравнению с другими платежами за счет того, что остаточная стоимость предмета лизинга снижается не так быстро, как с другими видами платежей. Эти платежи можно использовать лишь на краткосрочных соглашениях, т. к. они не приводят к значительному росту сумм выплат. Уменьшающиеся платежи предполагают, что величина каждого последующего платежа ниже предшествующего. В этом случае лизингополучатель снижает свои затраты по сделке. Каскадные лизинговые платежи позволяют лизингополучателю подстраивать лизинговые выплаты под свои финансовые поступления. Эти платежи оптимальны для тех клиентов, у которых наблюдается сезонность в работах и денежных поступлениях. Вид лизинговых платежей не зависит от срока лизинга, и размера амортизации. Это механизм оптимизации платежей, позволяющий выбрать наилучший вариант для всех участников лизингового соглашения, сообщил А. Цирельников.
Алексей Спиридонов из «Сибирской лизинговой компании» считает, что для лизингодателя основной риск – неполучение лизинговых платежей согласно графику, а для лизингополучателя – в случае невыполнения графика платежей два раза подряд и более – изъятие объекта лизинга с обязательным погашением задолженности.
В «ДельтаЛизинге» лизинг для малых предприятий считают рискованным. В. Полякова объясняет: «С момента образования нашей компании мы работали именно с сегментом малого и среднего бизнеса. Это всегда более рискованный сегмент, нежели крупный, но в то же время наиболее динамично развивающийся. Основное отличие – более тщательный анализ, с использованием не только официальной, но и управленческой отчетности», – констатировала В. Полякова.
Получение имущества в лизинг накладывает на малые предприятия определенные ограничения и обязательства. Они принимают на себя риск случайной гибели или порчи имущества и страхуют его в пользу лизингодателя, обязуются содержать и использовать его в полном соответствии с техническими условиями и нести все связанные с этим расходы. Арендатор не имеет права сдавать полученное в лизинг имущество в аренду, использовать его в качестве залога и даже перемещать его в какое-либо иное место, не указанное в договоре, без согласия лизингодателя. Лизингодатель имеет право проводить на объектах арендатора инспекции и проверять наличие, состояние и условия использования имущества, а также получать от арендатора финансовую отчетность и иную информацию, сообщает А. Цирельников.
Низкая залогоспособность малых предприятий существенно ограничивает возможности расширения и обновления производства за счет заемных средств. В условиях лизинга имущество остается в собственности лизингодателя, что заметно снижает уровень риска для лизинговых компаний при работе с малыми предприятиями. В случае неуплаты лизинговых платежей и других нарушений условий договора лизинга имущество может быть изъято у арендатора и передано другим предпринимателям. С точки зрения лизингодателя, отслеживать использование имущества легче, чем контролировать правильное и обоснованное использование денежных средств, предоставленных в кредит.
Лизинговые операции с малыми предприятиями имеют свои преимущества и сложности, влияющие на степень риска финансовых вложений. С одной стороны, инвестирование средств в форме производственного оборудования большому количеству МП снижает риск невозврата вложенных средств за счет дробления инвестиций на ряд проектов. С другой стороны, особенности работы с малым бизнесом несут в себе дополнительные риски, связанные, в частности, с:
- хронической нехваткой оборотных средств у МП;
- меньшим запасом устойчивости против непредвиденных обстоятельств;
- отсутствием достаточных помещений;
- трудностями в оформлении прав на помещения и землю под размещение оборудования;
- недостаточной квалификацией персонала по эксплуатации оборудования;
- отсутствием управленческого опыта, недостатком знаний при составлении бизнес-планов.