03.04.2006
Фирма может практически безнаказанно опаздывать с подачей в налоговую инспекцию декларации по пенсионным взносам. Такой приятный вывод позволяет сделать постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2006 г. № А13-12506/2005-19. Судьи обратили внимание на достаточно очевидный факт – в Налоговом кодексе предусмотрена ответственность лишь за налоговые нарушения. В то же время пенсионные взносы уплачиваются согласно отдельному Закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, который, по мнению арбитров, никоим образом не относится к налоговому законодательству.
Не исключено, что получать разрешения на реализацию всевозможных инвестиционных проектов предприниматели смогут в упрощенном порядке. Для того чтобы сократить излишние административные барьеры, при Минпромэнерго создана специальная рабочая группа. Планируется, что именно она выступит с соответствующими законодательными инициативами. Как стало известно корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации», участники рабочей группы склоняются к введению так называемой системы «одного окна» для получения необходимых разрешительных документов.
Стоит отметить, что бизнес уже сейчас со скепсисом отнесся к этой идее. По словам председателя комиссии по девелопменту и строительству Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Алексея Кожевникова, в строительной сфере принцип «одного окна» эффективно не заработал. «Количество согласований при строительстве жилья странным образом не уменьшилось, а увеличилось. Режим «одного окна», который на бумаге выглядит хорошо, на деле стал для предпринимателей еще одним барьером», – отметил он.
Теперь фирмы до 10 процентов первоначальной стоимости основных средств могут списывать единовременно как затраты на капвложения. Делается это в том месяце, в котором начинается начисление амортизации (п. 3 ст. 272 НК). О таких поправках в Налоговый кодекс напомнил Минфин в письме от 13 марта 2006 г. № 03-03-04/1/219. Финансисты отметили, что новый порядок списания расходов компания применяет либо в отношении всех объектов ОС, введенных в эксплуатацию в 2006 г., либо не применяют вообще. Если организация решила воспользоваться такой возможностью, то она должна закрепить в своей учетной политике конкретный размер единовременного списания, но не более 10 процентов стоимости.
Фонд соцстраха наравне с налоговиками имеет полное право взыскивать штрафы с предпринимателей во внесудебном порядке. Об этом ФСС сообщает в письме от 15 марта 2006 г. № 02-18/07-2431. Таким образом, как только сотрудники фонда обнаружат просроченный платеж и вынесут решение о привлечении компании к ответственности, фирма предстанет перед выбором. Она может либо перечислить штраф добровольно, либо подать жалобу в вышестоящее отделение ФСС. Если же компания не предпримет никаких действий в течение трех месяцев, то ревизоры обратятся к судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания штрафа.
Стоит отметить, что такой порядок действует только в случаях, когда размер санкций не превышает 50 тысяч рублей. В противном случае дело должен рассматривать суд.
Фирма, которая расклеивает рекламные плакаты и стикеры исключительно внутри салонов автобусов, маршруток и других видов общественного транспорта, не должна платить ЕНВД. Об этом говорится в письме Минфина от 17 марта 2006 г. № 03-11-04/3/140. Финансисты указали, что на «вмененку» переводится лишь наружная реклама (п. 2 ст. 346.26 НК), то есть деятельность по размещению информации на крышах и боковых поверхностях транспортных средств.
С конца апреля предприниматели смогут беспошлинно ввозить необходимое для работы импортное технологическое оборудование. На днях правительство постановлением от 24 марта 2006 г. № 168 утвердило нулевые ввозные ставки для тех его видов, которые не производятся в России. В документе указано, что льготный режим будет действовать в течение девяти месяцев, начиная с 29 апреля 2006 года. Однако уже сейчас в правительстве думают над тем, чтобы продлить этот срок. Об этом, в частности, заявил вице-премьер Александр Жуков. Он уверен, что такое решение «даст возможность перевооружить предприятия и в будущем принесет большую отдачу».
Организация, у которой есть несколько «обособленцев», даже за 2005 год вправе отчитаться по налогу на прибыль через выбранное ею ответственное подразделение. К такому выводу пришел Минфин в письме от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/174. Как отмечают финансисты, это касается даже тех фирм, чьи «обособленцы» в течение всего предыдущего года самостоятельно подавали декларации и перечисляли в бюджет авансовые платежи по налогу. Причем сдавать «уточненки» по отчетным периодам таким подразделениям также не придется.
ФНС России утвердило формы сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Новые
формы сведений опубликованы на
официальном сайте ФНС РФ.
Соответственно признан утратившим силу приказ МНС от 5 апреля 2004 г. «Об утверждении форм сведений о выданных организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов».
Руководителям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации предписано довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и органов, выдающих в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
30 марта в Центральной акцизной таможне наглядно продемонстрировали, что единая государственная автоматизированная система учета алкогольной продукции (ЕГАИС), которая полностью защитит российский алкогольный рынок от подделок, действительно существует. Каждому производителю алкоголя она обойдется в $25 тыс.
Усилить контроль за оборотом алкогольной продукции власти решили в прошлом году. В числе прочих мер планировалось введение ЕГАИС – единой государственной автоматизированной системы учета алкогольной продукции, спирта и спиртосодержащей продукции.
В рассказах депутатов это выглядело так: на каждой производственной линии в России должен был быть установлен специальный маркер, наносящий информацию о месте и времени производства бутылки алкоголя на акцизную марку. Данные с маркера должны автоматически поступать в акцизную таможню, а в каждом магазине на кассе должны быть установлены считывающие устройства, позволяющие распознавать информацию с акцизной марки. Схожие маркеры должны были приобрести и дистрибуторы импортного алкоголя.
Новые правила должны были заработать еще с начала 2006 года. Однако, Центральная акцизная таможня решилась продемонстрировать существование ЕГАИС только в четверг. «Новейшие технологии», которые обещали разработчики, как оказалось, заключаются в ноутбуке со сканирующем устройством, которые предполагается размещать непосредственно на местах продаж.
Сотрудники (ФТС) подтвердили, что штрих-код, размещенный на новой акцизной марке, будет содержать информацию о производителе, стране происхождения бутылки, обороте компании и о том, насколько легально произведена и привезена бутылка. Таким образом, заверила заместитель Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева, «контролирующие органы смогут найти любую бутылку в стране».
Получать марки участники рынка смогут по месту подачи заявки, а регистрировать их (это необходимо делать перед нанесением на бутылку) импортеры смогут на восьми таможнях – в каждом федеральном округе.
Дистрибуторам импортного алкоголя придется сложнее. Чтобы получить акцизные марки от таможни, компании-импортеру необходимо будет прислать запрос в ФТС. Там не более чем за 10 дней должны сверить запрос с лицензией компании на продажу в России и выдать «добро» на получение такого-то количества марок на определенный вид продукции. Далее импортер должен закупить марки стоимостью 1,30 рубля за штуку без учета НДС, вывезти их за рубеж, на предприятие, где производится продукция, планируемая для продажи в России. Непосредственно на производстве марки должны быть наклеены на бутылки, которые потом можно ввозить в Россию.
Для потребителя на новой марке будет содержаться почти та же информация, что и на самой бутылке, на этикетке. Со временем терминалы с ноутбуками просто обязаны будут быть доступны во всех крупных местах продажи алкоголя.
В среднем каждой компании для того, что перестроиться на обеспечение импортной продукции новыми марками, придется потратить около $25 тыс. Как убеждают представители «Винного мира» и «МоРо» (дистрибутор и продавец алкоголя), цена продукции в рознице, возможно, повысится из-за этих расходов на 0,1–0,2%.
Участники рынка, однако, сомневаются, что все принятые государством меры смогут обезопасить рынок от подделок. К тому же таможенники уже признали, что сроки, которые предварительно поставили импортеры на внедрение системы и возвращение рынка в привычное русло, – 3 месяца – не совсем адекватны. «Не раньше чем через 9 месяцев можно будет сделать выводы о том, как стабилизировался рынок, какие импортеры покинули его в связи с переменами, какие только пришли на рынок», – полагает Голендеева.
Если в таможенных органах все терминалы уже стоят, связь налажена и доступ к общей базе есть, то в компаниях-импортерах этого еще нет.
Кроме того, компания, которая обеспечивает российских импортеров оборудованием, всего одна – «Атлас», жалуются дистрибуторы алкоголя. Импортерам нужно подать заявку в «Атлас», дождаться очереди, установить оборудование, получить марки, отсканировать и отпечатать их на своих базах в России, потом отправить марки за границу, там их наклеить и только потом ввозить продукцию в страну. Все это требует времени.
Пока же компании простаивают и терпят огромные убытки, так как сети не хотят брать на продажу продукцию со старыми марками.
Подписные цены на периодические издания в России решено заморозить на уровне действующих в 1-м полугодии 2006 года. Такое решение принято по итогам состоявшегося накануне совещания первого вице-премьера России Дмитрия Медведева с представителями Общественной палаты, Роспечати, «Почты России» и главных редакторов ряда отечественных СМИ.
Как сообщил глава профильной комиссии Общественной палаты Павел Гусев, «на совещании, посвященном формированию подписных тарифов на отечественную прессу, была, в том числе, затронута тема резких контрастов в цене подписки между различными изданиями». По словам Гусева, возглавляющего также Союз журналистов Москвы, «особенно этот разнобой в подписных тарифах проявляется в регионах, где цены на аналогичные издания могут отличаться в разы».
В этой связи, подчеркнул он, «Дмитрий Медведев поручил соответствующим министерствам и ведомствам проанализировать структуру формирования подписных тарифов на прессу и до получения результатов этой работы — заморозить подписные цены на периодические издания на уровне тарифов, действующих в первом полугодии текущего года».
«В связи с тем, что с 1 апреля начинается подписная кампания на второе полугодие, — сказал Гусев, — это решение было с удовлетворением встречено присутствовавшими на совещании руководителями СМИ».
Последние годы в России знаменуются стабильным ростом заработной платы. Так, в 2005 году средняя зарплата в регионах возросла на 10%, в Москве этот показатель увеличился за год на 25%. По информации Мосгорстата, средний заработок москвича в конце прошлого года составил 19 369 рублей, что на 38% выше показателя годичной давности.
"Столь высокие темпы заработной платы могут стать угрожающими для экономики", — заявила в программе "Диалог" телеканала "РБК" лидер российской демократической партии "Наш выбор" Ирина Хакамада.
В настоящее время рост заработной платы в России составляет 8,8%, в то время как рост производительности труда — 5%. По словам политика, поднимая зарплаты, "мы накапливаем излишний денежный спрос на рынке, при этом мы не достигаем оптимальных размеров заработной платы, связанных с результатами труда".
Действительно, сегодня сырьевая экономика обеспечивает рост заработной платы, но не обеспечивает рост собственного производства и строительства новой экономики. Это, несомненно, способствует инфляции. "Не меняя структуру экономики, не реализуя налоговую стимулирующую политику в отношении корпораций, мы получаем набухающий пирог денежной массы", — говорит И. Хакамада.
Как отметила Ирина Хакамада, в настоящее время в России наблюдается "дикая" дифференциация доходов населения: ее показатель равен 1:17 (при 1:4 в развитых странах). По мнению И. Хакамады, показатель дифференциации доходов 1:4 будет достигнут, когда малый бизнес в структуре экономики обеспечит создание 50-60% ВВП и задействует около 60% населения.
Оппонент Ирины Хакамады заместитель полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Александр Починок считает, что для того, чтобы разрыв между богатыми и бедными стал меньше, необходимо увеличивать число рабочих мест в частном секторе в целом.
По мнению А. Починка, если наша страна поставит себе задачу догнать уровень зарплат жителей некоторых стран Европы, не стимулируя роста производительности труда, последствия могут быть печальными.
"Что будет, если зарплата россиянина сравняется с зарплатой человека, проживающего в Чехии, Португалии, Бельгии? Мы станем покупать в разы больше, тем самым, развивая потребительский бум", — убежден А. Починок. Кроме того, сверхбыстрый рост зарплаты приведет к снижению конкурентоспосбности отечественной продукции.
Также, по мнению А. Починка, необходимо выводить экономику из тени, поскольку в некоторых секторах доля теневого оборота достигает 80% (гостиничный бизнес, строительство, сельское хозяйство).
Как считает И. Хакамада, неправильно постоянно сравнивать уровень зарплат в России и на Западе. Необходимо учитывать, что на уровень зарплаты в РФ влияют, в частности, замедление производительности труда и темпов роста национального производства, увеличение количества импорта, падение удельного веса национального продукта и пр.
Как выход из сложившейся ситуации Ирина Хакамада предложила радикальные меры, а именно: "поменять стержень экономической политики". "Нужно переходить от политики бесконечного контроля дохода корпораций к политике стимулирования дохода корпораций и через них дохода жителей", — говорит она.
По мнению И. Хакамады, необходимо стимулировать прозрачность и конкурентоспособность экономики, также необходимо или отказываться от налога на добавленную стоимость, или снизить его до 10-11%. Кроме того, целесообразно увеличить до 30 миллионов объем упрощенного налогообложения оборота для малых предприятий.
Россия должна создать конкурентную экономику, которая будет "проглатывать" лишнюю денежную массу и превращать ее в собственный экономический рост, уверена лидер партии "Наш выбор".
Гости программы согласились, что нельзя рассматривать повышение зарплаты и любые меры по стимулированию ее роста отдельно от всех экономических проблем. Сегодня соблюдение экономически обоснованного соотношения темпов роста зарплаты и производительности труда имеет фундаментальное значение для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом. Поэтому необходимо комплексное решение таких вопросов, как ускорение темпов модернизации производства, подготовка и повышение квалификации кадров, создание условий для наиболее рационального размещения производительных сил, проведение продуманной миграционной политики.
Приняв меры, как полагает И. Хакамада, конкурентная экономика будет поглощать лишнюю денежную массу и превращать ее в собственно экономический рост. В результате станет возможным увеличение зарплаты бюджетникам и стимулирование ее роста в корпорациях, заключает политик.
31.03.2006
Министерство финансов приступает к разработке новой формы платежного поручения. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщила замруководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталья Комова. В частности, пояснила она, рассматривается целесообразность «выделения суммы НДС на основном поле платежного документа», а не на вспомогательном. По мнению Комовой, такая модернизация платежки поможет сотрудникам ФНС эффективнее бороться с различного рода злоупотреблениями – они с легкостью смогут сравнить входящий и исходящий НДС. В то же время представитель Минфина оговорилась, что окончательного согласования данного порядка с Центробанком пока нет.
Каждая организация в ответе за собственного контрагента. На этот раз это неоднократно вызывавшее споры мнение подтвердил ФАС Северо-Западного округа (постановление от 16 февраля 2006 г. № А05-4667/2005-9). Иными словами, к изучению счета-фактуры, который выставил поставщик, фирме, не желающей лишиться вычета, следует относиться с особой тщательностью. Конечно, на некоторые нарушения при составлении документа арбитры могут закрыть глаза, однако часть реквизитов все же должна быть прописана с ювелирной точностью. Среди прочего это касается ИНН поставщика.
В рассматриваемом деле в ходе выездной проверки выяснился очень неприятный факт. Указанный в счетах-фактурах ИНН продавца оказался липовым – этот номер никогда и никому не присваивался. Именно поэтому налоговики сочли, что компания-покупатель неправомерно применяла вычеты по НДС, и предложили уплатить начисленную сумму налога. В свою очередь судьи указали, что спорные документы составлены с нарушением требований подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса. Следовательно, инспекция правомерно вынесла решение об отказе в зачете «входного» НДС и доначислила налог.
Зарплату рядового налогового инспектора высокой не назовешь, и недобросовестные представители этой профессии частенько пытаются пополнить свой бюджет за счет предпринимателей. Так, на днях милиционеры задержали сотрудника ИФНС Ханты-Мансийска, уличенного в вымогательстве и получении взятки у директора местной фирмы.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе УВД Ханты-Мансийского автономного округа, неделю назад инспектор выявил ряд нарушений в финансово-хозяйственной деятельности небольшой фирмы. В приватной беседе с директором предприятия ревизор достаточно прозрачно намекнул, что готов закрыть глаза на все недочеты за определенное вознаграждение. Чуть позже была озвучена и его сумма – 600 тысяч рублей. Коммерсант выразил согласие, а сам известил о факте вымогательства сотрудников ОБЭП. В арсенале последних нашлось достаточно проверенных способов, чтобы вывести недобросовестного инспектора на чистую воду – через несколько дней он был задержан с поличным в момент получения задатка в размере 200 тысяч рублей.
В отношении инспектора возбуждено дело по статье 290 Уголовного кодекса (получение взятки), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет. Учитывая, что недостатка в доказательствах следствие не испытывает (в распоряжении оперативников имеются видеоматериалы, подтверждающие факт вымогательства), такой срок вполне может стать реальностью.
22.12.2005 Минюст зарегистрировал новую справку о доходах по форме 2-НДФЛ для отчета за 2005 год. Форма этой справки о доходах физических лиц утверждена приказом ФНС от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@.
Приказ вступил в силу по истечении десяти дней с момента публикации, то есть 19.01.2006 года. С момента вступления в силу данного приказа налоговые органы стали осуществлять прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов по новой форме 2-НДФЛ, с новыми справочниками доходов и вычетов, и в соответствии с новым форматом справки о доходах физического лица в электронном виде.
Оспариваемый Приказ ФНС РФ, существенно нарушает права и законные интересы заявителя по целому ряду оснований.
С текстом заявления об оспаривании Приказа ФНС РФ от 25 ноября 2005 г. N САЭ-3-04/616@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" можно ознакомиться на сайте www.buhsoft.ru
(https://www.buhsoft.ru/?title=pressa/26/at.php)
Далеко не всегда взносы в негосударственный пенсионный фонд уменьшают налог на прибыль. Об этом напомнил Минфин в письме от 2 марта 2006 г. № 03-05-02-04/20. По мнению представителей главного финансового ведомства, при расчете налога на прибыль можно учесть лишь средства, которые фирма перечисляет на индивидуальные счета сотрудников, да и то в пределах 12 процентов от фонда оплаты труда (п. 16 ст. 255 НК). Если же компания работает с фондом по схеме, когда все платежи поступают на единый счет фирмы, то уменьшить налог на прибыль нельзя. Утешает лишь то, что хотя бы ЕСН с этой суммы платить не придется.
Самые острые проблемы российского бизнеса могут быть решены в ближайшее время. На ежегодной встрече с представителями бизнес-сообщества Владимир Путин пообещал учесть пожелания предпринимателей, касающиtся совершенствования налогового администрирования.
В ходе встречи глава РСПП Александр Шохин высказался о необходимости закрепить в Налоговом кодексе презумпцию добросовестности налогоплательщика, ввести четкую регламентацию процедур налоговых проверок. Также, продолжил он, должен быть определен перечень документов, которые могут потребовать налоговые органы в ходе проверок? и прописаны процедуры обжалования решений налоговиков. В свою очередь Путин отметил, что согласен со многими предложениями бизнесменов в части налогового администрирования. «Надеюсь, что закон будет принят и все заработает», — заключил глава государства.
«Мы уже давно пытаемся доказать, что внесенный правительством законопроект не обеспечивает права налогоплательщиков и не соответствует тем задачам, которые перед ним ставились. И мы безусловно рады, что президент, хоть и не вдаваясь в подробности, но все же разделил нашу озабоченность и согласился с нашими замечаниями», – отметил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.
Российским фирмам, которые занимаются разработкой и производством оборудования, не стоит опасаться наплыва аналогичной иностранной продукции. Деньги из Стабилизационного фонда на покупку импортной техники и технологий расходоваться не будут. В этом накануне заверил предпринимателей министр финансов Алексей Кудрин. На круглом столе «На что и когда потратить Стабфонд – год спустя» он назвал неразумным прозвучавшее предложение закупить оборудование и комплектующие для некоторых отраслей экономики и здравоохранения за рубежом. «Если мы, к примеру, потратим средства фонда на приобретение современной импортной медицинской аппаратуры и обеспечим ею все российские больницы, то убьем спрос для российских производителей на двадцать лет вперед», – заявил министр. Кудрин подчеркнул, что нельзя ставить в невыгодные конкурентные условия отечественный бизнес, поскольку «это неприемлемо с точки зрения законодательства, российского потребителя и развития институтов рынка».
«Вмененщику», заключившему договор простого товарищества, придется платить налоги в общем порядке. Такой вывод следует из письма Минфина от 17 марта 2006 г. № 03-11-05/68. Дело в том, что согласно пункту 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса с 1 января 2006 г. «вмененка» к совместной деятельности не применяется. Кроме того, поменять ЕНВД на «упрощенку», по мнению финансистов, также в середине года нельзя. Они указали, что п. 2 статьи 346.13 Налогового кодекса позволяет перейти на УСН, только если налог на вмененный доход был отменен местными властями.
Фирмы должны рассчитывать ЕНВД исходя из количества торговых мест, которые они самолично передали в аренду. Об этом сообщил Минфин в письме от 7 марта 2006 г. № 03-11-04/3/118. Финансисты подчеркнули, что пересчитывать налог не придется даже если арендатор организует на снимаемой площади несколько торговых мест и сдаст их в субаренду.