01.03.2004
Исполняющий обязанности министра по антимонопольной политике Илья Южанов предлагает вдвое повысить пороговое значение оборота для малых предприятий. Сейчас к малым относятся предприятия, выручка которых не превышает 15 млн рублей в год. По словам Южанова, на вчерашнем заседании правительства рассматривалась идея индексации пороговой выручки для малых предприятий. Однако, Южанов считает, что прежде, чем индексировать, надо поднять порог «как минимум вдвое». Видимо, поскольку нынешнее правительство тольок и.о., Южанов сказал, что решение по этому вопросу отложено до второй половины марта. Кроме того, Южанов заявил, что считает поддержку малого бизнеса непрофильной функцией для своего министерства. По его мнению, поддержкой малого бизнеса должны заниматься либо Минэкономразвития РФ, либо Минпромнауки РФ, либо самостоятельный федеральный орган.
Переход от единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда бюджетников может быть осуществлен в текущем году, считает и.о.министра труда Александр Починок. По его словам, министерство готовит законопроект, который после всех необходимых процедур утвержденный правительством законопроект будет направлен на рассмотрение Госдумы. Новый вариант системы оплаты труда предусматривает около семнадцати отраслевых сеток, определяющих оклады и условия труда. В Минтруда полагают, что отраслевая система позволит увеличивать зарплату бюджетникам дифференцировано, то есть по каждой категории работников, а не всем сразу.
МНС в приказе от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-09/96 предписало налоговикам проверять крупные фирмы, если они проводят реорганизацию или ликвидируются.
Принять решение о проведении проверки должны все инспекции, в которых фирма зарегистрирована. Сделать это нужно не позднее следующего дня после получения сообщения о реорганизации или ликвидации.
А в приказе МНС от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-09/97 инспекторам предписывается проводить камеральные проверки крупной фирмы, если она меняет место нахождения и переходит в другую инспекцию. В этом случае налоговики проверят, нет ли у нее задолженностей перед бюджетом.
Конституционный Суд пояснил, в каких случаях фирмы и граждане могут признаваться взаимозависимыми. Разъяснения содержатся в определении суда от 4 декабря 2003 г. № 441-О.
Теперь суды, признавая взаимозависимость сторон по основаниям, не указанным в статье 20 Налогового кодекса, могут ссылаться на другие нормативные документы.
Например, таким основанием может быть факт заинтересованности в совершении сделки. В таком случае суд должен сослаться на закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» или на закон «Об акционерных обществах», в которых содержаться соответствующие положения.
Минэкономразвития предлагает внести поправки в Налоговый кодекс и закон о банкротстве. Чиновники считают, что фирмам–должникам нужно давать отсрочку по уплате налогов.
По их мнению, решение о предоставлении отсрочки должен принимать Минфин. При этом срок погашения долгов перед бюджетом не может быть больше одного года.
Чиновники надеются, что отсрочка платежей повысит шансы банкротов на финансовое оздоровление.
Департамент развития предпринимательства Минэкономразвития предлагает внести поправки в закон о лицензировании. В частности, чиновники хотят сократить список лицензируемых видов деятельности со 123 до 52.
Отменить предлагается лицензирование в области строительства, перевозки нефтепродуктов, туризма, аудиторской и оценочной деятельности. Кроме того, срок выдачи лицензий сократится с 60 до 45 дней.
Службы, выдающие лицензии, должны будут создать общедоступные информационные ресурсы. На них будет содержаться все информация, необходимая для получения лицензии.
Милиция сможет изымать документы фирмы только после возбуждения уголовного дела. Такие поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» готовит МВД. Об этом на Форуме организации «ОПОРа России» сообщил первый заместитель начальника Организационно-планировочного управления МВД Александр Калинин.
Дело в том, что положения действующего закона противоречат новому Уголовно-процессуальному кодексу и закону «О милиции». В законе о милиции установлены сроки изъятия документов – не более семи суток. В законе «Об оперативно-розыскной деятельности» об этом не упоминается. А вот новый УПК разрешает изымать документы только после возбуждения уголовного дела. Чиновникам предстоит привести в соответствие все три документа.
В начале января в Бельгии вступил в силу закон об амнистии на вывезенные капиталы. Теперь фирмы и граждане, не боясь штрафов, могут вернуть на родину из зарубежных банков деньги, с которых они не платили налоги. Правда, государству все же придется отдать от 6 до 9 процентов от суммы капитала. 6 процентов с возвращенного капитала «снимут», если владелец вложит его в акции бельгийских компаний, а 9 – в случае простого перевода денег из-за рубежа.
В Министерстве финансов Бельгии рассчитывают, что амнистия позволит вернуть в страну 10–15 миллиардов евро, а в виде сборов бюджет получит около 850 миллионов евро.
Экспортеры не обязаны представлять таможенникам зарегистрированные в налоговой счета-фактуры, которые они получили от продавцов. Об этом сказано в приказе МНС от 25 февраля 2004 г. № БГ-3-06/145.
Постановление ГТК и МНС от 21 августа 2001 года № 810/БГ-3-06/299, которое устанавливало такую обязанность для экспортеров, признано утратившим силу. Такие изменения налоговики внесли в связи с вступление в силу нового Таможенного кодекса.
26.02.2004
МНС объяснило налоговикам, как среди многих фирм распознать «однодневку». Разъяснения содержатся в приложении к письму от 31 декабря 2003 г. № БГ-6-09/1390.
Под подозрение налоговиков подпадают фирмы, у которых минимальный уставный капитал и один учредитель. Кроме того, однодневки часто регистрируются по поддельным паспортам и несуществующим адресам. Однако отказать фирме в регистрации налоговики могут только в том случае, если докажут недействительность паспорта учредителя.
Министерство советует налоговикам присматриваться к тому, кто подписывает декларации и бухгалтерскую отчетность фирмы. Сведения об этих лицах должны содержаться в реестре фирм. В противном случае фирму можно привлечь к ответственности.
Возможно, систему НДС-счетов введут временно. Об этом заявил глава правительства Михаил Касьянов.
Премьер не исключает, что через два-три года после введения НДС-счетов их можно будет отменить. Дело в том, что эти счета нужны для улучшения администрирования налога и ликвидации схем ухода от него. Когда все наладится, спецсчета будут не нужны, и их можно будет ликвидировать.
В Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" будут вносить поправки, так как в нынешней редакции он вступает в противоречие с новым УПК и со статьей 11 закона "О милиции". Об этом, как сообщает корреспондент «Двойной записи», рассказал на Форуме организации «ОПОРА России» первый заместитель начальника Организационно-планировочного управления МВД Александр Калинин. Изменения коснутся сроков изъятия документов. Ст. 11 закона "О милиции" устанавливает срок изъятия документов максимум семь суток (а если изъятие может повлечь за собой остановку деятельности предприятие, то максимум 48 часов), тогда как в законе "Об оперативно-розыскной деятельности" сроки изъятия документов вообще не указаны. К тому же, по новому УПК документы нельзя изымать до возбуждения уголовного дела, то есть изменениям может подвергнуться и сама статья 11 закона "О милиции".
Организации, использующие метод начисления определяют дату признания расходов на телефонную связь в соответствии условиями оплаты, указанными в договоре. В частности, если услуги связи следует оплачивать в момент выставления счета, то эта дата и является временем признания расходов, разъясняет Минфин в письме от 12.02.2004 № 04-02-05/1/12. При кассовом методе, сказано в письме, затраты признаются после их фактической оплаты. Налогоплательщик самостоятельно определяет дату признания расходов на связь после оплаты выставленного счета.
Минфин считает необходимым в будущем ввести прогрессивные ставки для налога на имущество граждан.
Пока в министерстве готовят новую главу Налогового кодекса, которая снизит ставку этого налога с 2 до 0,1 процента. Правда, рассчитывать сумму налога будут исходя из рыночной стоимости имущества. Как заявил замминистра финансов Михаил Моторин: «В дельнейшем мы будем вести речь о более высоких и прогрессивных ставках».
Парламент Словакии кардинально изменил налоговое законодательство страны. Во-первых, с нового года фирмы этой страны платят налог на прибыль по ставке 19 процентов. Во-вторых, подоходный налог стал одинаковым для всех – от мультимиллионера до дворника. Он тоже равен 19 процентам. Ранее шкала подоходного налога колебалась от 10 до 38 процентов в зависимости от доходов гражданина.
Власти страны ожидают, что столь низкие налоги на доходы предприятий и граждан привлекут в страну предпринимателей, людей с высоким заработком и зарубежных инвесторов.
Комиссия по налоговой политике на своем заседании рассмотрела поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Эти поправки предполагают переименование и изменение статуса некоторых налогов.
Например, НДФЛ планируется сделать региональным налогом, а налог на имущество - местным. Ставка налога на прибыль не изменится, но в федеральный бюджет нужно будет перечислять 6,5 процентов от суммы, а не 5 процентов как сейчас. Соответственно в региональный бюджет попадет 17,5 процента налога.
Акцизы на нефтепродукты власти хотят исключить из списка акцизов. Этот платеж переименуют в дорожный сбор, и будут собирать на региональном уровне.
Департамент развития предпринимательства МЭРТ России предложил ряд поправок в закон о лицензировании. В частности, по словам заместителя руководителя Департамента Елены Хановой, согласно поправкам должны быть сокращены 52 из 123 лицензируемых видов деятельности, сообщает корреспондент «Двойной записи». Отменят, например, лицензирование всех видов деятельность в области строительства, в области перевозки нефти и нефтепродуктов, туризма, аудиторской и оценочной деятельности. Срок выдачи лицензии сократится с 60 до 45 дней. Так же все лицензирующие органы обяжут создать информационные ресурсы, на которых будет содержаться все информация, относящаяся с лицензированию и обеспечить открытый доступ к этим ресурсам. Все это г-жа Ханова сообщила сегодня участникам Форума общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".
Минфин подготовил проект главы Налогового кодекса о земельном налоге. В ближайшее время он будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Если новая глава будет принята, размер налога будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земли. Сейчас сумма налога зависит от площади участка, а действующие ставки были установлены еще в 1991 году.
По мнению замминистра финансов Михаила Моторина, регионам предоставят право самим определять срок перехода на новую систему расчета налога – с 2005 или с 2006 года. Проблем с расчетами возникнуть не должно, ведь кадастровая стоимость определена уже для 95 процентов земельного фонда.
Госкомстат своим постановлением от 09.02.2004 N 11 утвердил формы единовременной статистической отчетности по розничным ценам на некоторые виды продовольственных товаров. Утвержденные постановлением формы – N 1-РЦ "Сведения о структуре розничной цены отдельных видов продовольственных товаров за IV квартал 2003 г." и N 2-РЦ "Сведения о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по реализации отдельных видов продовольственных товаров за декабрь 2003 г." –предназначены для сбора информации издержках и доходах при продаже продовольствия. Эти формы до 30 марта обязаны предоставить все коммерческие и некоммерческие организации (в том числе их обособленные подразделения), которые производят и/или реализуют мясо, птицу, хлеб, подсолнечное масло, молочные продукты и некоторые другие продовольственные товары.
Московская областная дума приняла единый законодательный акт, объединяющий около 50 региональных налоговых законов. Теперь все изменения в федеральном налоговом законодательстве, связанные с реформой налогообложения, будет проще вводить в единый региональный законодательный акт. В связи с ожидаемым изменением законодательства РФ о налогах и сборах предполагается установить с 1 января 2005 года на территории области новые налоговые формы и ввести их в данный законодательный акт.