09.02.2006
Вполне возможно, что фирма, решившая принять на работу иностранного гражданина, сможет осуществить эту процедуру без лишних затрат. Дело в том, что Федеральная миграционная служба предлагает отменить положение о финансовых гарантиях компаний, привлекающих на работу иностранцев. В настоящее время, в соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ», компания обязана вносить за иностранных сотрудников своеобразный залог на тот случай, если их вдруг придется депортировать из страны. Причем сумма залога отнюдь не копеечная – за каждого «легионера» компания должна поручаться одной тысячей долларов.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ФМС, соответствующую поправку предполагается вынести на обсуждение депутатов Госдумы в ходе весенней сессии.
Не исключено, что повторная проверка перестанет ассоциироваться у предпринимателей с доначислением налогов. Об этом в ходе прошедшего накануне заседания круглого стола «Проблемы и перспективы налогового администрирования: ожидания и результаты» заявил руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков. По его словам, все финансовые издержки по проведению повторных проверок пора перенести с плеч фирмы на инспекции. «Предприниматели абсолютно не заинтересованы в трате своих средств на исследование ошибок налоговых органов, – заявил он. – Если налоговая решила провести повторную проверку, пусть заплатят за используемую оргтехнику, организацию рабочего места, арендуемую площадь».
С тем, что за некомпетентность налоговики должны отвечать, в том числе и материально, согласен заместитель председателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он отметил, что это в конечном счете выгодно и самим налоговикам, «качество работы которых неизбежно возрастет».
Опасения предпринимателей, что с 1 января 2006 года у них возникнут проблемы с возмещением НДС, оказались вполне обоснованными. Дело в том, что Совет Федерации отклонил проект федерального закона о внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса. Предполагалось, что именно этот документ устранит «техническую ошибку» Минфина, которая делала практически невозможной возврат экспортного НДС. Однако осуществляя столь благородную миссию, законодатели внесли в документ весьма сомнительные с точки зрения сенаторов дополнения.
Как пояснил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» зампред бюджетного комитета Совета Федерации Вячеслав Новиков, отклоненный законопроект, в частности, содержит поправку, позволяющую принимать к вычету только те суммы НДС, которые были уплачены в бюджет. «Мы посчитали, что это положение нарушает права налогоплательщика», – заключил Новиков. По его словам, в ближайшее время в Госдуме будет создана специальная согласительная комиссия по этому вопросу.
Если «упрощенец» выставил счет-фактуру с выделенным налогом, то перечислением НДС в бюджет ему не ограничиться. В дополнение ему придется заплатить и единый налог со всей суммы полученных за товар денег, в том числе и с НДС. К такому неутешительному для фирм выводу пришел Минфин в письме от 31 января 2006 г. № 03-11-04/2/21. Представители главного финансового ведомства указали, что фирмы, применяющие УСН, доходы от реализации должны определять согласно статье 249 Налогового кодекса. В то же время эта статья не предусматривает уменьшения суммы выручки на какие-либо налоги.
08.02.2006
Товар, полученный от поставщика в виде бесплатного бонуса к партии приобретенной продукции, есть не что иное, как безвозмездно полученное имущество. Его рыночная стоимость должна быть включена в состав внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК). Об этом напомнил Минфин в письме от 19 января 2006 г. № 03-03-04/1/44. В то же время при реализации бонусного товара, по мнению финансистов, уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на указанную стоимость фирма не вправе. Ведь согласно подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса уменьшить доходы от перепродажи товаров можно только на стоимость их приобретения, а в данном случае она нулевая.
Своевременная уплата налоговых платежей – почетная, хотя, может быть, и не слишком приятная обязанность каждого законопослушного бизнесмена Предприниматели, не разделяющие подобную трактовку, вступают в прямую конфронтацию с законом. Так, недавно сотрудники ОБЭП пресекли деятельность группы коммерсантов, по вине которых госбюджет недосчитался 216 миллионов рублей.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе Следственного комитета при МВД, несколько лет назад два предприимчивых бизнесмена разработали криминальную схему, с помощью которой им долгое время удавалось уходить от уплаты налогов. Для начала один из участников криминального дуэта официально зарегистрировал на свое имя некое ООО на территории Белгородской области. Параллельно в Москве, но уже по подложным документам, его партнер открыл несколько подставных фирм. Суть аферы сводилась к следующему: белгородская фирма закупала у поставщиков продукцию и через фиктивные компании реализовывала ее третьим лицам. Часть вырученных средств отправлялась поставщикам, а часть поступала на расчетные счета организаций, опять-таки зарегистрированных по утерянным либо похищенным паспортам. Таким образом, «головная организация» платила налоги по минимуму, а прибыль оседала в карманах дельцов. По словам собеседника «ФАФИ», летом минувшего года проверяюшие инстанции провели ревизию одной из подставных компаний, после чего «раскрутили всю цепочку». Чувствуя неотвратимость наказания, махинатор-москвич, которого милиционеры считают организатором махинаций, пустился в бега. Его менее расторопного белгородского коллегу задержали сотрудники ОБЭП. В настоящее время следствие по делу завершено. Подельникам, которым инкриминируется экономическое преступление по части 3 статьи 159 Уголовного кодекса (мошенничество, совершенное группой лиц), грозит до десяти лет лишения свободы.
Налоговики смогут нагрянуть с выездной проверкой на малую или среднюю фирму лишь один раз в год. Такое ограничение предусмотрено в поправках к правительственному законопроекту о совершенствовании налогового администрирования, которые разработала Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков убежден, что проблема частых проверок наиболее актуальна именно для небольших организаций. «У них недостаточно материальных ресурсов для того, чтобы обеспечить работу инспектора в своем офисе. Таким образом, проверка попросту может парализовать работу фирмы», – заключил Остарков.
Налоговики поставили рекорд по скорости изменения форм отчетов. Письмом от 31 января 2006 г. № ММ-6-03/100 ФНС утвердила новую справку по инвентаризации кредиторской задолженности. Предыдущая была введена письмом от 27 января 2006 г. № ММ-6-03/85. При этом каких-либо серьезных изменений справка не претерпела – поменялись лишь формулировки названий некоторых граф.
Законопроект «О персональных данных» противоречит Конституции и должен быть отправлен на «концептуальную доработку». К такому выводу пришли участники прошедшего накануне в Госдуме круглого стола. В первую очередь нарекания депутатов вызвала идея создания электронного досье с биометрическими (отпечатки пальцев, структура сетчатки и ДНК) и другими данными гражданина. При этом предполагается, что каждому гражданину будет присвоен «пожизненный идентификационный номер». Это приведет к тому, считает ведущий мероприятия депутат Владимир Кашин, что лица, не согласившиеся предоставить такую информацию о себе, будут подвергаться дискриминации (им, к примеру, могут отказать в приеме на работу). По мнению участников, недостатки законопроекта столь значительны, что не позволяют доработать его путем внесения поправок и его нельзя рассматривать во втором чтении.
В свою очередь разработчики законопроекта считают, что в ходе обсуждения был совершенно искажен не только смысл, но и сами формулировки положений законопроектов. Так, советник министра информационных технологий и связи Евгения Колосова в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» подчеркнула, что в государственном реестре населения будут содержаться лишь фамилия, имя, отчество, дата и место рождения всех граждан. Он будет включать ссылки на информационные базы Пенсионного фонда, налоговой службы и других ведомств. «Это чисто технологическая система, которая будет использоваться для сверки данных», – подчеркнула Колосова. Что касается «идентификационного номера», то, как утверждает представитель Минсвязи, это всего лишь некая учетная запись (своеобразный ключ поиска для персональных данных каждого гражданина), которая является уникальной комбинацией и используется также для сверки данных. «Проект этого социально значимого закона полностью соответствует положениям Конституции и нормам международного права», – заверила Колосова.
Напомним, что законопроект «О персональных данных» был одобрен в первом чтении 25 ноября 2005 г.
Понятие «добросовестный налогоплательщик» должно быть исключено из правоприменительной практики. Тем более оно не должно появиться в Налоговом кодексе. Об этом во время проведения круглого стола «Проблемы и перспективы налогового администрирования: ожидания и результаты», устроителем которого стала Общественная организация «ОПОРА России», заявил заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Андрей Макаров. «Получилось так, что в сфере налоговых отношений мы ушли от презумпции невиновности налогоплательщика к презумпции добросовестности», – с сожалением отметил Макаров. Изобретение этого термина и его использование Конституционным Судом, по словам депутата, позволяет налоговикам и судьям трактовать статьи Налогового кодекса по своему усмотрению. «Пора прекратить произвол, творимый представителями исполнительной и судебной власти», – считает он.
Хотя предпринимательская деятельность по передаче в аренду стационарных торговых мест на ярмарках и подлежит переводу на уплату ЕНВД, сдачу в аренду крытого рынка в целом перевести на «вмененку» нельзя. С доходов от такого вида деятельности придется платить налоги в общеустановленном порядке. Об этом сообщил Минфин в письме от 18 января 2005 г. № 03-11-04/3/17. Чиновники обращают внимание налогоплательщиков на то, что в статье 346.27 Налогового кодекса указано, что ярмарка относится к торговым сооружениям, имеющим несколько стационарных торговых мест. Сдача в аренду таких объектов не должна облагаться ЕНВД.
Далеко не все предприниматели обязаны полностью уплачивать фиксированный платеж на пенсионное страхование. Об этом сообщил Пенсионный фонд в письме от 10 января 2006 г. № КА-09-20/07. Чиновники отметили, что бизнесмены 1966 года рождения и старше финансируют лишь страховую часть пенсии (определение Конституционного суда от 12 мая 2005 г. № 183-О). А размер такого взноса составляет 100 рублей (п. 3 ст. 28 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Фирма может «одолжить» автомобиль своего сотрудника, заключив с ним, например, договор аренды транспортного средства без экипажа. По условиям такого соглашения расходы по содержанию и эксплуатации машины несет сама компания (ст. 642, 644–646 ГК). Следовательно, при расчете налога на прибыль помимо арендных выплат она учитывает и затраты на покупку бензина и запасных частей. Об этом Минфин сообщил в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/463. Представители финансового ведомства обратили внимание, что выплачивать владельцу машины компенсацию за использование автомобиля в служебных целях в таких ситуациях не надо.
07.02.2006
В возмещении НДС может быть отказано, если товарные накладные оформлены с нарушением установленных действующим законодательством правил. Исправленные накладные в этом случае в расчет не принимаются, поскольку последние относятся к первичным учетным документам, которые должны быть составлены в момент совершения операции. Об этом говорится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2006 г. № А13-6662/2005-14.
ИФНС отказала обществу в возмещении НДС, поскольку организация по адресу, указанному в оформленных от его имени счетах-фактурах, не находилась, и налоговую отчетность не представляла. Первичные документы по оприходованию товара обществом представлены не были, а все поданные в инспекцию документы были подписаны неустановленным лицом.
Общество пыталось обжаловать данное решение, руководствуясь положением статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где указано, что «факт незаполнения каких-либо граф в накладной формы ТОРГ-12 не препятствует принятию указанных документов к учету». Однако суд иск организации отклонил: дело в том, что фирма представила вниманию налоговиков и арбитров исправленные экземпляры первичных учетных документов, составленные заново уже после обнаружения ошибок.
Формы отчетности, которые размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы, могут быть недостоверными. Интернет-ресурс ФНС, по сообщениям сразу нескольких СМИ, в течение длительного времени находится под контролем хакеров. На сайте можно обнаружить несколько десятков Web-шеллов, которые позволяют не только исказить отражение данных на мониторах посетителей или парализовать работоспособность Web-узла, но и распространить конфиденциальную информацию из баз данных ФНС. В настоящее время налоговики не смогли восстановить безопасность своего ресурса, а только обеспечили удаление ссылок на Web-шеллы.
Бухгалтер Управления федеральной почтовой связи – филиала ФГУП «Почта России» в Якутии – прекрасно знала о проводимой реорганизации управления, вот и решила под шумок похитить денежные средства, принадлежащие почте. Изготовив поддельные платежные поручения и обманув начальников ряда отделений почтовой связи, мошенница получила на подставных лиц свыше 900 тысяч рублей. Однако попалась при попытке обналичить крупную сумму.
Суд, приняв во внимание возмещение ущерба и наличие у подсудимой малолетних детей, назначил мошеннице наказание в виде четырех лет лишения свободы условно с испытательным сроком два года.
Погасив задолженность по налогам, фирма может не торопиться с перечислением пеней. Дело в том, что пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса предусматривает штраф исключительно за неуплату или неполную уплату налога. В то же время пени не налог, а всего лишь компенсация бюджетных потерь (п. 1 и 2 ст. 75 НК). Следовательно, и штрафовать за их неперечисление нельзя. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 14 декабря 2005 г. № А56-18661/2005.
Вышло в свет новое издание, не имеющее аналогов на российском рынке экономической литературы, – бератор «Розничная торговля от А до Я». Впервые в одном издании собрана воедино вся информация о работе любого подразделения розничной и оптово-розничной фирмы, охвачены все этапы деятельности торговой компании с момента ее создания.
Бератор подскажет, как выбрать организационно-правовую форму предприятия, зарегистрировать товарный знак, получить лицензию, подобрать и оформить работников. Большое внимание в справочнике уделено взаимоотношениям с поставщиками и покупателями, кассовой дисциплине, правилам оформления и хранения товаров, уплате налогов.
Любой компании приходится отчитываться перед различными ведомствами – налоговой инспекцией, Пенсионным фондом и т. п. Поэтому отчетности торговой компании в бераторе посвящен целый раздел. Еще один раздел рассказывает о том, как правильно вести себя с контролерами, отстаивать свои права и минимизировать штрафы.
Новый бератор – настольная книга для тех, кому необходимо контролировать все подразделения торговой фирмы. Благодаря тому, что бератор – обновляемое издание, предприниматель будет всегда в курсе последних требований законодательства.
По вопросам приобретения бератора обращайтесь по телефону: 8 (495) 796-90-17.
Ежемесячная страховая выплата, связанная с утратой трудоспособности, рассчитывается исходя из среднего заработка сотрудника за 12 месяцев. Причем здесь возможны два варианта. Первый – это месяцы, которые непосредственно предшествовали несчастному случаю. Второй – месяцы до момента, когда была установлена утрата трудоспособности. Во втором случае может возникнуть следующая проблема: пострадавший сменит работу, и факт наступления страхового случая будет установлен уже на новом месте. В ФСС утверждают, что заработок, полученный таким лицом у нового работодателя, при расчете суммы страхового платежа не учитывается (письмо ФСС от 16 января 2006 г. № 02-18/06-261). Данный вывод специалистами фонда сделан на основании «правового смысла» пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Очевидно, игорный бизнес вскоре станет слишком дорогим удовольствием для малых фирм. Стоимость лицензии в 30 миллионов рублей, которую устанавливает доработанный законопроект «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари», окажется для них просто неподъемной. Согласно документу помимо лицензии, компании, желающие проводить азартные игры, обязаны представить банковскую гарантию на сумму 300 миллионов рублей, а их собственный капитал должен составлять не меньше 150 миллионов.
Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрит новую редакцию закона в ближайший четверг. Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Комитете, на пленарном заседании парламентарии обсудят его уже 15 февраля.