30.03.2006
Предприниматели могут не рассчитывать на то, что за счет средств Стабфонда будут снижены налоги. Об этом в ходе заседания круглого стола «На что и когда потратить Стабфонд – год спустя», который состоялся накануне в Высшей школе экономики, заявил министр финансов Алексей Кудрин. Он считает, что эта идея экономически не обоснована и если правительство решится на такой шаг, это повлечет за собой колоссальный приток денежной массы в российскую экономику. «Эти деньги окажутся лишними в экономике, – убежден Кудрин. – Для того чтобы тратить больше, государство должно брать деньги из реальной экономики, а не за счет дополнительных нефтяных доходов». В доказательство своих слов глава финансового ведомства привел опыт Норвегии, где размер стабилизационного фонда очень велик. «Однако государство не понижает, а наоборот, повышает ставки некоторых налогов», – отметил он.
Если фирма по каким-то причинам оказывает бесплатные услуги или передает свою продукцию безвозмездно, то связанные с этим расходы ей следует учитывать отдельно. Дело в том, что при расчете налога на прибыль принимаются лишь те затраты, которые необходимы для получения дохода. Безвозмездная же передача имущества (если, конечно, речь не идет о рекламе) доходов не приносит, а значит, возникающие при этом расходы налог не уменьшают. Такие разъяснения опубликовал Минфин в письме от 1 марта 2006 г. № 03-03-04/2/53.
Компания не должна начислять НДФЛ и ЕСН на суммы, выплаченные работникам за использование личных «мобильников» в служебных целях. Об этом сообщил Минфин в письме от 2 марта 2006 г. № 03-05-01-04/43. Дело в том, что компенсации, установленные законодательством, не облагаются ЕСН и НДФЛ (абз. 7 подп. 2 п. 1 ст. 238 и п. 3 ст. 217 НК). В то же время, согласно статье 188 Трудового кодекса, организации обязаны возмещать сотрудникам расходы, связанные с выполнением ими служебных обязанностей. Однако финансисты особо отметили, что размер компенсации фирма определяет самостоятельно, но он должен быть четко прописан в трудовом договоре.
Теперь арендаторы могут относить на расходы платежи, перечисленные владельцу помещения, еще до госрегистрации долгосрочного договора аренды. Такой вывод следует из письма Минфина от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/3/3. Финансисты решили, что регистрация прав на недвижимость определяет лишь права и обязанности сторон по договору, но никак не порядок налогообложения. Следовательно, если затраты на аренду экономически обоснованы и документально подтверждены, то и препятствий для их списания нет.
Фирмы, которые перечисляют зарплату своим сотрудникам на пластиковые карты, могут учесть при расчете налога на прибыль сумму комиссии, уплаченную банку за перевод денег. Такой новостью порадовал Минфин в своем письме от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/167. Представители главного финансового ведомства признали, что эти затраты экономически обоснованы и на основании подп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса относятся к внереализационным расходам.
Закон о кредитных историях может заработать в полную силу. Дело в том, что Сбербанк наконец-то согласился поделиться информацией о своих заемщиках с Национальным бюро кредитных историй. Правда, речь пока идет только о физлицах, допустивших невозврат займов, но впоследствии договор предлагается распространить и на фирмы, причем как с «плохими», так и с «хорошими» кредитными историями.
Напомним, что ранее Сбербанк, располагающий крупнейшей базой данных, наотрез отказывался предоставлять кому бы то ни было информацию о своих клиентах, чем ставил под сомнение концепцию закона. Другие банки, обеспокоенные доминирующим положением своего «собрата», предприняли ряд энергичных «убеждающих» шагов, вплоть до внесения поправок в закон «О кредитных историях». После этого Сбербанк был вынужден пойти на уступки. «С нашей стороны заключение этого договора – жест доброй воли, и мы надеемся, что это пойдет на пользу рынку», – прокомментировал ситуацию глава Сбербанка Андрей Казьмин.
Предприниматель, обанкротившийся в силу объективных причин, достоин сожаления. Совсем иное дело – преднамеренное банкротство собственной фирмы. Такие «маневры» рано или поздно заканчиваются судебным приговором, как это и произошло на днях в Сыктывкаре (Республика Коми).
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе республиканской прокуратуры, в прошлом году директор местной коммерческой фирмы, дела у которой шли не слишком хорошо, решил снять с себя ответственность за происходящее, а заодно и поиметь солидный денежный куш. Для начала он заключил ряд сделок на заведомо невыгодных для предприятия условиях, чем еще больше увеличил его неплатежеспособность. К примеру, арендовал несколько списанных, годных разве что на металлолом грузовых автомобилей, принадлежащих, кстати, родственнику. По документам, автотранспортные средства исправно осуществляли перевозки по всей республике, на деле же это чудо техники мирно ржавело на заднем дворе фирмы. Кроме того, директор путем различных махинаций искусственно увеличил задолженность по зарплате своим сотрудникам, а в довершение всего стал распродавать знакомым по смешным ценам движимое и недвижимое имущество фирмы. К примеру, восемь единиц строительной техники ушли всего за 35 тысяч рублей, а здание ремонтного цеха – за 27 тысяч. Когда в дело после соответствующей «наводки» наконец-то вмешались правоохранители, от предприятия практически ничего не осталось. Следствие установило, что своими противоправными действиями махинатор причинил существенный ущерб как своим собственным работникам (575 тысяч рублей), так и государству (почти 5 миллионов рублей). В соответствии со статьями 196 (преднамеренное банкротство) и 201 (злоупотребление полномочиями) ему было назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы условно со штрафом в 50 тысяч рублей.
Во вторник в Госдуму был внесен законопроект, направленный на восстановление госмонополии на оборот этилового спирта. Эксперты говорят, что в этом случае дополнительные доходы бюджета могут составить порядка 30 млрд руб. в год.
Госмонополия на спирт — давняя традиция России. По некоторым оценкам, до революции полученные благодаря ей доходы составляли до половины всех поступлений в казну. Во времена СССР госмонополия на спирт обеспечивала от 10 до 30% бюджета. А ее отмена совпала с введением в нашей стране демократии (Б.Ельцын подписал указ об отмене госмонополии в 1992 году).
По данным думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, возврат госмонополии на спирт сверхдоходов казне не обеспечит. Речь может идти о дополнительном поступлении приблизительно 30 млрд руб. (Сейчас доходы госбюджета от реализации этилового спирта в России составляют около 60 млрд руб.) На фоне поступлений от продажи нефти это немного: госмонополия на спирт обеспечит не более 1% от всех поступлений в бюджет. Но эти 30 млрд руб. вполне сопоставимы с потребностями в финансировании ряда приоритетных нацпроектов.
Впрочем, авторы идеи о возрождении госмонополии на спирт не стремятся заработать. Минсельхоз, ставший инициатором внесенного вчера в Госдуму законопроекта, в первую очередь стремится к наведению порядка на этом рынке, уничтожению теневого сектора и обеспечению качества продукции. По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, госмонополию предлагается осуществлять через контроль объемов производства, поставки, закупки и потребления этилового спирта, а также нефасованной спиртосодержащей продукции. Под жесткий контроль будут поставлены заводы-производители. Кроме этого, минимальные отпускные оптовые и розничные цены на реализуемую на территории России алкогольную продукцию будет определять российское правительство. Закон о госмонополии на оборот этилового спирта может вступить в силу с 1 января 2007 года.
Вопрос в том, кто именно будет отвечать за реализацию госмонополии на оборот этилового спирта. Пока однозначного ответа на него нет. В настоящий момент оборот алкогольной продукции регулируют сразу пять федеральных ведомств. В Думе не исключают, что в случае принятия законопроекта будет создан специальный уполномоченный орган — новое Федеральное агентство. Впрочем, не исключено, что функции уполномоченного органа по реализации госмонополии будут переданы одному из уже существующих ведомств. Например, Минсельхозу. Ведомство Алексей Гордеева, впервые заговорившее о спиртовой госмонополии более года назад, именно этого и добивается.
Госдума в очередной раз отложила на днях рассмотрение поправок в Налоговый кодекс (НК), которые обсуждаются уже более года. Официальная причина задержки — комитет по бюджету и налогам не успел учесть все замечания, возникшие при первом чтении проекта. Однако, как выяснили "Новые Известия", дело не только в этом. Приниматься будут не только поправки в НК, но целый пакет налоговых изменений, которые одних предпринимателей загонят еще глубже «в тень», а других просто разорят.
Как рассказал источник в Федеральной налоговой службе (ФНС), в Минюсте рассматривается законопроект, касающийся ужесточения ответственности за неуплату налоговых задолженностей. Сейчас по уголовной статье могут осудить лишь тех неплательщиков, которые игнорируют соответствующие решения суда. Но большинство предписаний о доначислении налогов выносят не суды, а сами налоговые органы. Тем, кто не платит по счетам фискалов, в самом худшем случае грозит административное наказание в виде штрафа, который не может превышать трехкратный размер суммы неуплаченных налогов. Теперь же в статью 315 УК, карающую злостное неисполнение коммерческой или иной организацией вступивших в законную силу приговоров суда и иных судебных решений, за которое могут дать два года, предлагаются изменения. Во-первых, включить в нее и налоговые преступления. Во-вторых, к судебным решениям добавить еще и постановления налоговых и таможенных органов.
Эксперты оценивают этот проект неоднозначно. "У государства и без того достаточно инструментов воздействия на налоговых правонарушителей, — сказал депутат Госдумы Сергей Глазьев. — Введение новых санкций лишь дает дополнительные возможности властям преследовать не угодных им людей". Опрошенные налоговые аналитики, с одной стороны, признают, что ужесточение ответственности напугает "уклонистов". Однако, с другой, отмечают они, важно, чем будут руководствоваться судебные и налоговые органы, определяя злостных неплательщиков. Ведь сейчас во главу угла ставится повышение собираемости налогов, а какой ценой это достигается, не так уже важно.
Еще одно нововведение касается даже предпринимателей, исправно платящих все налоги. Как сообщил в понедельник начальник управления государственной регистрации юридических и физических лиц ФНС Сергей Дуканов, налоговики предлагают "приостанавливать правоспособность фирм, которые не находятся по адресу, заявленному в регистрационных документах компании". Заявленная цель — борьба с фирмами-однодневками. Сначала к компании, которая не работает там, где она "прописана", будут применяться меры административного характера — предупреждение и штраф в размере 5 тыс. руб. А если и это не поможет, фирму могут просто закрыть.
Такая перспектива стала шоком для многих бизнесменов. Ведь большинство московских предприятий, прежде всего малых, находятся не там, где они зарегистрированы. В первую очередь потому, что своих помещений у них нет, а арендуемые постоянно приходится менять: цены-то растут, как на дрожжах. "В действующем законодательстве и так уже предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений в регистрирующий орган", -недоумевает заместитель руководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ Юлия Духнина.
По ее данным, сейчас более 70% организаций малого и среднего бизнеса "ведут деятельность по адресу, не указанному в учредительных документах". Если ввести новый порядок, то, переезжая, им каждый раз придется сниматься с учета в налоговом органе и государственных внебюджетных фондах и потом вставать на него по новому адресу. А это, по словам специалиста, значительные временные и денежные затраты. "Кроме того, на практике смена места нахождения и перевод в другую налоговую инспекцию нередко сопровождаются налоговой проверкой предприятия, которая может затянуться на длительный срок", — отмечает эксперт. А адвокат Александр Селянин отметил, что "налоговики слишком много на себя берут". По словам юриста, любое прекращение деятельности фирм возможно лишь по решению суда, а не исполнительного органа.
Еще в более далекой перспективе планируется увеличить минимальный размер уставного капитала компаний до европейского уровня: для обществ с ограниченной ответственностью — 25 тыс. евро, для закрытых акционерных обществ — 50 тыс., для открытых — 100 тыс. Эксперты полагают, что такие финансовые планки в условиях России превратят предпринимательство в занятие для избранных, и начать бизнес "с нуля" будет практически невозможно. Напомним, что сейчас минимальный размер уставного капитала для ООО составляет 10 тыс. руб., и найти такие деньги не проблема.
Не прошло и месяца с момента ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции, а на подходе уже новое антикоррупционное соглашение. Накануне Министерство юстиции совместно с МИД внесли в правительство пакет документов для ратификации Международной конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
Руководитель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов считает, что торопясь ратифицировать новую конвенцию, российская сторона прежде всего преследует «имиджевые» интересы – не ударить лицом в грязь перед Советом Европы. По большому счету, пояснил Кабанов в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации», содержание документа мало чем отличается от предыдущего, однако действует он в рамках ЕС. «Очередная ратификация даст яркий визуальный эффект, однако ощутимых результатов, по крайней мере в ближайшее время, не принесет», – уверен глава НАК.
Депутаты Государственной думы выступили с инициативой обязать все торговые точки с месячным оборотом свыше 20 тысяч долларов США устанавливать в своих магазинах терминалы для принятия платежей по пластиковым картам.
Эквайринг — это деятельность кредитной организации по осуществлению расчетов с предприятиями торговли или услуг по операциям с использованием банковских карт. С инициативой узаконить эквайринг в торговле выступил заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков.
Поправки в законодательство дадут право региональным властям на местах требовать от владельцев магазинов и торговых сетей с месячным оборотом свыше 20 тысяч долларов США установки терминалов для приема платежей по банковским картам. Причем, как пояснил Анатолий Аксаков, данное требование будет носить обязательный характер, и к магазинам, отказавшимся от установки или затягивающим с ней, будут применяться административные штрафы.
Кроме развития в России безналичных платежей, предлагаемые законодателями поправки направлены на снижение затрат на производство денег, той самой бумажной и "железной" наличности, на изготовление которой государство тратит огромные средства. "На производство 1 копейки государство тратит целых 20 копеек", — заявил Анатолий Аксаков.
По мнению депутата, принятие поправок должно привести к снижению уровня инфляции в стране. "Это антиинфляционные поправки", — заявил он. На данном этапе неясно, как будет выбираться магазином банк, который станет его обслуживать, как будут выбираться платежные системы, которые будут приниматься в магазинах. И пока с трудом верится, что это не отразится на ценах в торговых точках. Но все-таки к плюсам поправок можно отнести экономию торговых точек на инкассации наличности.
Александр Галущенко, начальник управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания, отметил, что разговоры об увеличении безналичных расчетов ведутся давно, примерно лет десять. Известно, что весь западный мир активно использует карточки для оплаты покупок в магазинах. Поэтому предложение неплохое. Но опять надо делать поправку на Россию: как это будет реализовываться? Если банки совместно с государством не простимулируют предпринимателей устанавливать терминалы, то, чтобы избежать связанных с этим расходов, бизнес может либо занижать доход (так как указана конкретная сумма), либо разбивать торговое заведение на несколько более мелких. Повышать стоимость товара для покрытия убытков от обустройства терминалов будет невыгодно из-за конкуренции. Так что пока надо попытаться спрогнозировать, что принесет нововведение рядовым потребителям и предпринимателям.
Для облегчения декларирования запасных деталей к бытовой и компьютерной технике Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) просит импортеров предоставлять прайс-листы фирм-производителей на поставляемые детали.
Как сообщила пресс-служба ФТС, вопросы импорта комплектующих к электронной технике, и товаров текстильной и легкой промышленности обсуждались на заседании консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России.
Говоря о незаконном импорте продукции легкой промышленности из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, начальник главного управления по борьбе с контрабандой ФТС Владимир Егоров сообщил, что наиболее уязвимыми для нелегальной продукции являются российско-казахстанский и российско-украинский участки государственной границы.
Основными правонарушителями в этой области являются физические лица, осуществляющие ввоз товаров небольшими партиями под видом товаров для личного пользования.
Принятые правительством облегченные таможенные условия для ввоза оборудования — временная мера, считает спикер Государственной думы Борис Грызлов. Так он прокомментировал журналистам изменения в системе таможенных пошлин.
"Ставилась задача облегчить условия ввоза оборудования, аналоги которого у нас не производятся. Теперь это произошло", — отметил Б.Грызлов.
До конца года, постановлением правительства, такие ставки ввозных пошлин отменены почти для восьмисот наименований оборудования, не имеющего российских аналогов. В результате для многих российских предприятий открылись новые возможности, считает председатель Госдумы. По его словам, теперь они смогут преодолеть отставание от современного уровня, смогут создать новые рабочие места, увеличить долю российских товаров на рынке.
При этом, считает Б.Грызлов, это — временная мера. "Нам нужно развивать экономику, основанную на новых технологиях, и лучше ориентироваться на покупку технологий, чем оборудования, а еще лучше — на собственные разработки. Но хорошо уже то, что после принятых мер на рынке увеличится доля готовых товаров отечественного производства", — сказал Б.Грызлов.
Спикер Госдумы также прокомментировал программу повышения экспортных пошлин на древесину. По мнению Б.Грызлова, добиться ограничения экспорта круглого леса, наладить собственное производство — одно из важнейших условий ухода от сырьевой зависимости, условий стабильного развития и внедрения новых технологий.
"Проблема касается не только технологического развития, создания новых рабочих мест, увеличения доходов бюджета, но и выхода экономики из тени", — сказал глава нижней палаты парламента. Он отметил, что экспорт круглого леса в очень значительной степени происходит за бесценок и "втемную".
"Правительство действительно могло принять решения о стимулировании обработки леса раньше. Программу повышения экспортных пошлин на древесину, о которой говорят представители исполнительной власти, вовсе не обязательно привязывать к проекту Лесного кодекса", — считает Б.Грызлов.
Большинство россиян отрицательно относятся к игорному бизнесу и выступают за его ограничение. Таковые результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос проведён 4–5 марта 2006 г., в нем участвовали 1593 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Среди близких и знакомых каждого четвертого россиянина есть азартные игроки. Наиболее распространённый вид азартных игр – на игорных автоматах. Найти игорные автоматы можно почти в каждом городе и в половине сельских населённых пунктов страны.
Отношение россиян к азартным играм неоднозначно: 54% их осуждают, 42% – нет; тогда как к игорному бизнесу – резко отрицательное: негативно его воспринимают 65% опрошенных, позитивно – только 6%.
Большинство, 60%, высказываются за ограничение и 32% – за запрет игорного бизнеса. Мнения по поводу возможных ограничений – вывести ли игорные автоматы за черту города, или ограничить их численность в общественных местах – разделились поровну (по 30% за каждый вариант).
Несмотря на отрицательное в целом отношение россиян к игорному бизнесу, в социальных последствиях «игромании» они склонны винить, прежде всего, самих игроков (53%), а также власти (35%), и лишь в незначительной степени – предпринимателей из сферы игорного бизнеса (10%).
Тем не менее только 6% опрошенных сообщили, что позитивно относятся к игорному бизнесу, и еще 26% не видя принципиальных отличий между ним и другими типами предпринимательской деятельности – тогда как две трети (65% опрошенных) его осуждают.
О законопроекте, регулирующем деятельность игорного бизнеса, знают либо что-то слышали более половины (56%) россиян, наиболее высок уровень информированности в Москве и Санкт-Петербурге (70%). Россияне в большинстве своём (81%) поддержали бы закон об ограничении деятельности игорного бизнеса.
Молодёжь более людей среднего и старшего возраста вовлечена в азартные игры, в первую очередь на игорных автоматах. Только 52% опрошенных в возрасте 18-24 лет сообщили, что среди их знакомых нет людей, увлекающихся азартными играми (среди опрошенных старше 60 лет – 91%). Молодые люди лучше информированы о том, где эти автоматы находятся, а также более терпимо относятся к игрокам и игорному бизнесу.
Тем не менее, и среди молодёжи большинство высказывается в поддержку законопроекта, ужесточающего требования к игорному бизнесу.
С 1 апреля согласно новым положениям федерального закона «О контроле за оборотом алкогольной продукции» на территорию России будет запрещен ввоз алкоголя с акцизными марками старого образца. Продавать спиртные напитки со старой маркировкой также будет запрещено. О том, как эти меры повлияют на ситуацию на рынке, шла речь в агентстве РИА "Новости" в ходе пресс-конференции «Последствия прекращения импорта алкоголя из дальнего зарубежья».
По данным председателя Подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Петра Каныгина, на 1 июля 2006 года в незаконном обороте окажется 160-200 миллионов литров алкогольной продукции. Акцизные марки нового образца уже напечатаны Госзнаком, однако нанесение на них штрих-кода пока невозможно, т.к. не налажена работа Единой государственной автоматизированной информационной системы по взаимодействию таможенной службы с импортерами. Со стороны бизнес-сообщества происходящее оценивается как фактическое эмбарго России в отношении западных поставщиков алкоголя.
В Госдуме на рассмотрении находятся поправки к закону об обороте алкогольной продукции — о продлении сроков ввоза алкогольных товаров со старыми акцизными марками до 30 июня, а сроков реализации — до 30 сентября 2006 года. Но по словам президента НО «Союз участников алкогольного рынка» Османа Парагульнова, официального отзыва правительства России на этот законопроект нет, и когда поправки будут приняты Госдумой, сказать затруднительно.
По оценкам экспертов, от 160 до 200 миллионов литров легального алкоголя, произведенного в странах дальнего зарубежья, оклеенного акцизной маркой старого образца и ожидающего отгрузки на складах, не будет ввезено в Россию. Сложившаяся ситуация может серьезно осложнить процесс переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию, считают участники пресс-конференции.
Вчера глава ФНС Анатолий Сердюков продемонстрировал свое отношение к последним инициативам Минфина из доклада "Основные направления налоговой политики на 2007-2009 годы". Он предложил вернуться к специфической (в рублях) ставке акцизов на сигареты, не дифференцировать ставку акциза на бензин и не предоставлять вычеты по НДС налогоплательщикам до получения ими денег по сделкам.
На прошлой неделе Минфин представил на рассмотрение правительственной комиссии во главе с премьером Михаилом Фрадковым доклад "Основные направления налоговой политики на 2007-2009 годы". Вопреки ожиданиям доклад комиссия не одобрила, а приняла "к сведению".
Кроме расхождений между премьером и Минфином по вопросу о снижении НДС до 13%, у такого решения была и еще одна причина – критика многих положений доклада со стороны главы ФНС Анатолия Сердюкова. Вчера же в ходе онлайн-конференции господина Сердюкова выяснилось, по каким именно пунктам налоговой реформы у ФНС есть собственное мнение, противоречащее мнению головного ведомства.
Так, есть свое мнение у налоговиков о механизме администрирования НДС. ФНС предлагает пересмотреть введенный с 1 января 2006 года принцип уплаты НДС "по отгрузке" – сейчас налог уплачивается до получения оплаты по сделке, то есть фактически авансом. Эта мера, по мнению ФНС, снизила эффективность налогового контроля, ведь "по отгрузке" теперь предоставляется и вычет по этому налогу. Поэтому "в целях минимизации потерь доходов федерального бюджета" ФНС предлагает предоставлять предпринимателям вычет по НДС лишь по факту оплаты поставленных ими товаров, работ и услуг. Другими словами, налог предлагается платить при отгрузке товара, а вычет по нему получать лишь после поступления денег на счет. Неизбежное возникновение значительных кассовых разрывов у предпринимателей ФНС, похоже, нисколько не беспокоит.
Кроме того, главе ФНС не нравятся ожидаемые акцизные новации Минфина в табачной отрасли. Господин Сердюков заявил, что его ведомство настаивает на введении специфической (в рублях) ставки акциза на табачные изделия вместо ныне действующей комбинированной (в рублях плюс процент от отпускной цены). Напомним, Минфин в своем докладе предлагает сохранить действующую систему и лишь немного скорректировать ее – рассчитывать налог не с отпускной, а с розничной цены сигарет. Однако, по мнению главы ФНС, такая мера "не упростит и без того сложную систему взимания акциза и может привести к появлению новых схем ухода от налогообложения". "Для обеспечения отсутствия зависимости доходов бюджета от ценовой политики предприятий необходимо ликвидировать адвалорные ставки",– заявил вчера Анатолий Сердюков.
Не согласен главный налоговик с Минфином и в вопросе реформирования топливных акцизов. Ведомство Алексея Кудрина предлагает ввести более низкую ставку этого налога на высококачественный бензин и более высокую на низкокачественный. "ФНС предлагает установление единой ставки акциза на все виды автомобильных бензинов, в том числе на прямогонный",– заявил Анатолий Сердюков. По его словам, установление единой ставки позволит стимулировать производство высококачественных бензинов, поскольку удельный вес акциза в цене более дорогого бензина будет ниже. "Такая мера решит проблему присутствия на российском товарном рынке некачественных автомобильных бензинов, полученных путем смешения",– отметил глава ФНС.
Напомним, в соответствии с принципами административной реформы проведение налоговой политики в России возложено на Министерство финансов. Формально подчиненная ему ФНС лишена права нормотворчества и может лишь разъяснять налогоплательщикам статьи действующего законодательства. Однако на деле налоговики зачастую игнорируют позицию Минфина, сам же Анатолий Сердюков предпочитает "решать вопросы" не со своим "куратором" Алексеем Кудриным, а напрямую с администрацией президента.
Отныне руководители тысяч российских предприятий, закупающих за границей новое оборудование, смогут сэкономить на пошлинах. В общей сложности экономия составит полтора миллиарда долларов.
Впервые в истории новой России правительство своим постановлением полностью обнулило пошлины сразу на 700 видов высокотехнологичного, наукоемкого оборудования, которое не производится в России. Речь идет о новой современной технике для сельского хозяйства, нефтегазовой, пищевой, легковой, деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, полиграфической, электронной отраслей.
Напомним, что отменить пошлины на ввоз "уникального" оборудования российский бизнес просит уже несколько лет. Фактически с 1998 года, когда после финансового кризиса в стране начался промышленный рост и у предприятий появились деньги для обновления производства. Но высокие пошлины этому мешали. На некоторые виды оборудования пошлина доходила до 20-30%. И те же машиностроители, у которых рентабельность едва дотягивает до 2-3%, просто не могли себе позволить менять ветшающую на глазах технику. Правда, правительство все-таки шло навстречу предпринимателям, но достаточно осторожно. Первые пошлины на импортное оборудование (всего 400 видов) были снижены с 15 до 5-10% лишь в 2001-2002 годах.
Благодаря отмене пошлин отечественные компании сэкономят до полумиллиарда долларов. Впрочем, столько же потеряет и государственный бюджет. Но, похоже, правительство это не пугает. В понедельник на совещании у президента вице-премьер Александр Жуков заметил, что "это даст возможность переоборудовать предприятия, и затем бюджет получит более высокую отдачу". Герман Греф в свою очередь пояснил, что компенсировать выпадающие доходы государство будет за счет таможни. А именно за счет "закручивания" гаек на границе, уличая нечестных предпринимателей в обмане на "серых" схемах.
Между тем представители отраслей, приветствуя решение правительства, идут дальше. К примеру, председатель Комитета ТПП РФ по развитию лесной отрасли Александр Беляков, комментируя "обнуление" пошлин, заметил, что теперь следует также освободить бизнес от НДС на ввозимое высокотехнологическое оборудование, аналоги которого в России не производятся, или хотя бы объявлять налоговые каникулы на период монтажа оборудования, пока оно не работает.
Решение об отмене импортных пошлин вступит в силу через месяц после публикации сроком на 9 месяцев, т.е. продлится фактически до конца 2006 года. Затем вопрос о пошлинах будет рассмотрен заново.
29.03.2006
Этот год в плане подачи налоговых деклараций во всех смыслах можно считать необычным. Например, с оповещением о своих доходах можно тянуть до 2 мая. Однако к заполнению документа для налоговой следует подойти серьезнее, чем обычно. Объясняется это просто — в этом году Федеральная налоговая служба (ФНС) примет к сведению только те налоговые декларации, которые заполнены по новой форме.
По словам начальника управления делами ФНС Виктора Грачева, "изменения коснулись самой формы декларации — поменялись названия разделов и листов, изменились формулировки в заголовках пунктов и подпунктов листов декларации, возросло количество показателей на листах декларации. Но порядок заполнения по своей сути не изменился".
Все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. У компьютеризированных сограждан проблемы с заполнением обновленного бланка сведены к минимуму. ФНС на своем сайте www.nalog.ru разместила новую форму налоговой декларации, которую можно скачать в личное пользование. Здесь же имеется программа по автоматизированному заполнению документа "Декларация-2005".
Любителям более традиционных форм придется зайти в ближайшую налоговую инспекцию и бесплатно заполучить новый бланк. Но ФНС явно благоволит к гражданам, которые на "ты" с компьютером. Мало того, что они могут воспользоваться программой, которая автоматически заполнит бланк. Они также имеют возможность отправить свою декларацию "в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", то есть по электронной почте. Хотя подобная возможность существует с 2002 года, о ней мало кто знает.
Но если вам ближе традиционный подход, не страшит кипа бумаг на столе и очередь в налоговую инспекцию, то надо приготовиться к тому, что придется потратить большое количество личного времени и нервов.
Кто должен заполнять налоговую декларацию
1. Частные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
2. Нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой.
3. Частные лица, которые получали вознаграждения от других лиц, не являющихся налоговыми агентами. В частности, граждане, которые сдают в аренду квартиры или любое другое имущество.
4. Частные лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности.
5. Счастливчики, получившие выигрыши от игры в лотерею и от других азартных игр. Декларация заполняется исходя из сумм таких выигрышей, при этом их размер значения не имеет.
Как заполнить и отправить налоговую декларацию
1. Налоговая декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой, черным или синим цветом. Возможна ее распечатка на принтере.
2. Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде. Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
3. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Если «упрощенцу» грозит потеря права на спецрежим, он может начать выписывать счета-фактуры и уплачивать НДС. Тогда при переходе на общий налоговый режим компании не придется восстанавливать сумму налога и перечислять его еще раз. Об этом сообщил Минфин в письме от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/50.
Пытаясь «подмаслить» очередного проверяющего, предприниматель сам подводит себя под статью 291 Уголовного кодекса. Так, на днях прокуратура возбудила уголовное дело в отношении орловского коммерсанта, уличенного в даче взятки сотруднику милиции.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе УВД Орловской области, на днях милиционеры, проверяющие торговые точки на рыночной площади, изловили индивидуального предпринимателя, у которого не было при себе документов на товар. Пока блюстители закона составляли протокол, проштрафившийся коммерсант пытался убедить их, что забыл документы дома, и уговаривал решить вопрос мирным путем. Стражи порядка были непреклонны. Тогда жертва собственной забывчивости достал из кармана 500 рублей. Увидев деньги, милиционеры… обещали подумать и зайти позже. Странное поведение проверяющих не насторожило взяткодателя, и в назначенный день он явился в условленное место (привокзальное кафе). Положив купюру на стол, преступник направился было к выходу, однако был задержан. Теперь неумение общаться с представителями правоохранительных органов может обернуться для него лишением свободы сроком до трех лет.