29.12.2005
Судебное решение, принятое в отсутствие представителя компании, не удастся отменить. Причем даже в том случае, если юрист, защищавший ее интересы, пропустил заседание по причине болезни. К такому выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 18 ноября 2005 г. № А43-27724/2004-13-843. Арбитры отметили, что раз фирма знала о времени и месте разбирательства, значит, вполне могла направить в суд другого своего представителя. Таким образом, принципы состязательности и равной судебной защиты, по мнению судей, в данном случае нарушены не были, а значит, решение отмене не подлежит.
Не исключено, что фирмы смогут значительно чаще и на законном основании использовать в своей работе электронную цифровую подпись. На это направлен законопроект, подготовленный Мининформсвязи. В ближайшее время он поступит на рассмотрение правительства. По словам директора правового департамента министерства Михаила Якушева, действующий закон об ЭЦП реально не работает. По его мнению, просто необходимо смягчить требования к удостоверяющим центрам ЭЦП. Первым шагом для этого может стать отмена их обязательного лицензирования. Как вариант, Якушев предлагает заменить ее на аккредитацию, причем добровольную.
Российские банкиры, вдохновленные призывами чиновников уменьшить оборот наличных средств, решили, что называется, сработать на опережение. В начале следующего года Центробанк собирается разрешить выпуск кредитных карт без открытия отдельного текущего счета. Предполагается, что соответствующая поправка будет в ближайшее время внесена в Положение Центробанка от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
В Комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» заявили, что полностью поддерживают инициативу Банка России. В свою очередь депутаты готовятся внести на рассмотрение парламента законопроект, обязывающий торговые точки с оборотом в 20 миллионов долларов и более принимать к оплате пластиковые карточки. По их мнению, безналичные расчеты позволят более точно определять реальный оборот и прибыль фирм.
Не исключено, что в Налоговом кодексе появится новый вид камеральных проверок, а именно по экспортному НДС. Это позволит налоговикам более тщательно анализировать документы, представленные для подтверждения права на возмещение этого налога. Такую поправку в законопроект о налоговом администрировании предлагают представители бизнес-сообщества. Об этом они заявили в ходе состоявшейся накануне встречи в Минфине. Один из ее участников, руководитель налогового комитета РСПП Сергей Беляков, пояснил, что это своего рода уступка финансистам. Взамен предприниматели настаивают на более четком разделении существующих уже камеральных и выездных проверок.
Проблема, по словам представителя РСПП, в том, что в предложенном Минфином законопроекте единственная разница между ними заключается в проведении камеральной проверки не на территории фирм. Как сообщил Беляков корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации», позицию Минфина по этому вопросу можно будет узнать лишь на следующем заседании рабочей группы, которая состоится скорее всего 20 января.
Процесс принятия решения о допуске товаров на территорию России будет проходить быстрее. Накануне Федеральная таможенная служба подписала соглашение с Россельхознадзором об информационном взаимодействии. Таким образом, считают главы ведомств, будут сняты избыточные административные барьеры при выдаче разрешительных документов. Комментируя подписание соглашения, руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов отметил, что оно может стать первым шагом к созданию единой базы данных всех контролирующих структур, идея которой заложена в Концепции развития таможенных органов.
Как пояснили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ФТС, «таможенники и представители Россельхознадзора будут обмениваться информацией на федеральном уровне и доводить ее до своих территориальных подразделений с помощью ведомственных информационных сетей».
28.12.2005
На днях вынесен обвинительный приговор очередному коррумпированному чиновнику. Глава муниципального образования «Сосновское» (Ленинградская область), уличенный в вымогательстве крупной денежной суммы у местных коммерсантов, приговорен к трем годам лишения свободы.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в ГУВД области, в марте этого года руководство коммерческой фирмы обратилось к чиновнику за разрешением на строительство хозяйственного объекта. «Слуга народа», не вдаваясь в долгие объяснения, оценил свою благосклонность в 17 тысяч долларов. В противном случае он пригрозил всеми силами помешать строительству. Обескураженные такой беспардонностью предприниматели решили обратиться за помощью к правоохранителям. В момент передачи денег муниципальный служащий был задержан. Первоначально прокурор требовал для корыстолюбивого чиновника 10 лет строгого режима, обвиняя его в получении взятки. Однако адвокатам подсудимого удалось доказать, что их подзащитный не имел возможности ни выполнить, ни повлиять на выполнение своих угроз и обещаний. В связи с этим статья 290 Уголовного кодекса «взятка» была переквалифицирована в статью 159 – «покушение на мошенничество» и экс-чиновник отделался минимальным наказанием.
В Госдуму периодически вносятся (и столь же регулярно ею отклоняются) законопроекты, направленные на то, чтобы вернуть в уголовное законодательство такую норму, как конфискация имущества за экономические преступления. На состоявшейся накануне пресс-конференции «Как законотворчество Госдумы меняет жизнь россиян?» председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников разъяснил позицию депутатов. По его мнению, конфискация может являться инструментом недобросовестной конкуренции. «Не хотелось бы, чтобы институт конфискации превратился в институт давления на неугодных лиц. Я считаю, что такие меры могут вводиться только для лиц, связанных с финансированием терроризма, но не могут применяться к людям, которые совершили экономические преступления», – заявил депутат. Отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», Крашенинников подчеркнул, что в советское время конфискация являлась институтом возмещения ущерба, а в настоящее время для этого существуют более цивилизованные правовые механизмы.
Теперь предпринимателям и фирмам загрязнение окружающей среды обойдется значительно дороже, чем сейчас. Накануне президент Владимир Путин подписал изменения в КоАП, которые увеличили штрафы за такие нарушения для должностных лиц в 2-4 раза, для предпринимателей — в 2-5, а для фирм — в 2-10 раз.
А чтобы не было соблазна оттянуть момент оплаты штрафа, законопроект вводит наказание для «опоздавших»: фирмам дополнительно придется выложить от 500 до 1000 МРОТ, а должностным лицам — от 30 до 60 МРОТ.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в комитете Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, такие меры позволят хоть как-то предотвратить умышленное нарушение экологических требований. По мнению депутатов, довольно часто в целях экономии времени и средств природоохранные нормы не соблюдают те же экологи и главные инженеры предприятий. «Увеличение штрафов все-таки может заставить их задуматься», — уверены в Комитете.
Этот документ был принят Госдумой 9 декабря 2005 года и одобрен Советом Федерации 14 декабря 2005 года.
«Упрощенец» не должен платить единый налог со средств, поступивших от инвесторов и дольщиков на строительство здания. Об этом сообщил Минфин в письме от 29 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/138. Финансисты отметили, что в состав доходов не входят средства, полученные в рамках целевого финансирования, а в том числе и деньги дольщиков и (или) инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК).
Лицензирование аудиторской и оценочной деятельности, возможно, будет продлено до 1 июля 2006 года. На днях Совет Федерации принял необходимые поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Напомним, что лицензирование хотели отменить уже с 1 января наступающего года. Однако саморегулируемые аудиторские и оценочные организации, как посчитали депутаты, оказались не готовы взять на себя функцию контроля. Начало работы СРО было отложено на год. Теперь же законодатели, видимо, решили, что аудиторы и оценщики уже через шесть месяцев смогут самостоятельно обеспечивать бизнесу предоставление качественных услуг.
От составления финансовой отчетности малые фирмы освобождены не будут. Эта норма сохранена в проекте закона «Об официальном бухгалтерском учете», опубликованном накануне на сайте министерства финансов.
Одним из инициаторов отмены финотчетности для малого бизнеса был Фонд НСФО. Его эксперты подготовили законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», который, кстати, уже внесен в Государственную Думу. «Расходы, связанные с ведением финансовой отчетности, себя не оправдывают, – заявил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» заместитель председателя правления Фонда НСФО Михаил Киселев. – Это вынуждает предпринимателей либо расширять штат, либо заставлять сотрудников выполнять больший объем непроизводительной работы». По словам Киселева, данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности, предоставляемых малыми фирмами, вполне достаточно для контроля за их финансовой деятельностью.
Фирма вправе учесть при расчете налога на прибыль расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера. Однако сделать это можно, если заключением санитарно-эпидемиологической службы подтверждено, что вода из-под крана непригодна для питья. Ведь только тогда затраты будут направлены на создание нормальных условий труда, а значит будут считаться экономически обоснованными (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК). Такие разъяснения дал Минфин в письме от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408.
Требования к образцам акцизных марок, с нетерпением ожидавшиеся фирмами-импортерами алкогольной продукции, наконец, были утверждены правительством. Они содержатся в постановлении № 786 от 21 декабря 2005 года. Цена новых марок, которые будут использоваться с начала 2006 года, составит 1300 рублей за тысячу штук без учета налога на добавленную стоимость.
Отметим, что внедряемая сейчас технология изготовления марок позволит считывать сведения о маркированном алкоголе. Они впоследствии будут переданы в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС). Продукция, информация о которой не попадет в ЕГАИС до 1 июля следующего года, окажется в нелегальном обороте. Именно поэтому фирмы-импортеры торопили правительство с принятием постановления о требованиях к акцизным маркам.
27.12.2005
В недалеком будущем чиновникам, рискнувшим использовать свое служебное положение в корыстных целях, может не поздоровиться. Дело в том, что на прошлой неделе в Госдуму внесен проект закона о ратификации конвенции ООН по противодействию коррупции. Помимо прочего этот документ предполагает создание административных судов, которые займутся исключительно рассмотрением жалоб на чиновников и госорганизации. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.
Отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», Крашенинников напомнил, что законопроект об административных судах уже был принят Госдумой в первом чтении, а в начале 2006 года депутаты собираются рассмотреть законопроект об административном судопроизводстве. «Закон крайне важный и нужный… Но боюсь, что самым большим противником законопроекта станет правительство», – заявил Крашенинников. Многие министры, пояснил Крашенинников, уже сейчас осознают, что запросто могут стать ответчиками и не заинтересованы в появлении подобного института. От обычных судов, по словам председателя Комитета, административные будут отличаться в первую очередь тем, что срок первичного рассмотрения дела в них предлагается ограничить десятью днями. Кассационная жалоба может рассматриваться не больше месяца (в обычных судах эти сроки в три раза больше). Кроме того, они будут экстерриториальными (одни суд на 2-3 субъекта РФ). Это, по мнению Крашенинникова, сделает их менее зависимыми от местных властей. «Западный опыт показывает, что административные суды очень эффективны при борьбе с коррупцией и прекрасно вписываются в концепцию ООН», – заключил депутат.
Не удержанный по каким-либо причинам НДФЛ с зарплаты сотрудника далеко не во всех случаях означает для фирмы наложение штрафных санкций. Примером тому может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2005 г. № А21-4393/2005-С1.
Так, перечислив заработную плату сотруднику, бухгалтер «забыл» о налоге на доход, и не придумал ничего лучше, кроме как перечислить его из средств фирмы. В ходе проверки инспекторы это обнаружили и поспешили выписать бизнесменам штраф. Однако суд ревизоров не поддержал. Арбитры пришли к выводу, что статья 123 Налогового кодекса, на которую ссылались налоговики, предусматривает наказание лишь за «неправомерное неперечисление» суммы НДФЛ. Поскольку же фактически платеж в бюджет фирма перечислила, то привлекать ее к ответственности нет оснований.
Фирма, которая получила наличные деньги в счет частичной предоплаты услуг, обязана выдать кассовый чек. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22 ноября 2005 г. № А56-24943/2005. Судьи сослались на статьи 2, 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, согласно которым кассовую технику нужно применять при получении наличных за товары, работы, услуги. Одновременно они отметили, что частичная предоплата исключением не является.
К борьбе с коррупцией подключились и Счетная палата. Накануне ее глава Сергей Степашин заявил, что необходимо проверить все российские законы и исправить те нормы, которые позволяют чиновникам брать взятки. По его словам, сделать это нужно в кратчайшие сроки, поскольку коррупция приняла в стране просто ужасающие масштабы.
Однако, по мнению заместителя руководителя налогового комитета РСПП Сергея Белякова, одной только проверкой законодательства вряд ли можно решить проблему коррупции. В первую очередь, считает он, нужно создать такие условия, чтобы и сами предприниматели не давали взяток. «А это куда сложнее, чем переписать законы, — заключил он в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
Скорее всего покупатели 30-процентного пакета обязаны будут предложить всем акционерам продать им остальные акции. Причем в случае согласия потенциальных продавцов покупатель должен гарантировать им незамедлительную оплату ценных бумаг. Такие поправки в закон «Об акционерных обществах» на днях одобрены депутатами сразу во втором и третьем чтениях. По их мнению, это нововведение позволит успешнее бороться с таким явлением, как недружественные поглощения. Ведь, владея даже одной десятой долей процента уставного капитала фирмы, недобросовестные акционеры могут доставить владельцу основного пакета массу неприятностей и практически парализовать работу компании.
Эксперты, однако, от инициативы законодателей, мягко говоря, не в восторге. Так, руководитель рабочей группы Госдумы по противодействию недружественным поглощениям Геннадий Гудков считает, что предновогодняя спешка депутатов является типичным примером, когда «хотели, как лучше, а получилось – как всегда». «Стремясь оградить компании от происков рейдеров, законодатели достигли прямо противоположного эффекта: фактически развязали захватчикам руки. Теперь им достаточно лишь заявить о намерении купить крупный пакет акций того предприятия, на который они «положили глаз», и заполучить в свои руки реестр акционеров. А дальше – дело техники», – заявил Гудков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». Он напомнил, что в законодательстве некоторых стран действует подобная норма, но там это дело сугубо добровольное, и за всеми нюансами ее исполнения тщательно следят контролирующие инстанции. «У нас же захватывать чужую собственность будут до тех пор, пока не будет изжита коррупция в судебной системе, в правоохранительных органах», – уверен депутат.
Налог на добавленную стоимость может быть заменен налогом с продаж. С таким предложением в ходе заседания круглого стола по проблемам экономической политики государства выступил накануне начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Он уверен, что «с введением налога с продаж разрешится крупномасштабная проблема воровства».
С тем, что механизм возмещения НДС зачастую используется фирмами для уклонения от уплаты налога, согласен руководитель отдела налогового и юридического консультирования АКГ «РСМ Топ-Аудит» Евгений Каган. По его мнению, вопрос отмены НДС и введения налога с продаж – наполовину экономический, наполовину политический. «Государство не умеет эффективно бороться с «черным оборотом», – заявил он в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». – Поэтому чиновникам проще брать налоги с тех операций, которые «на виду». Налог с продаж легче администрировать. Он взимается с розничного оборота, который легко контролируется с помощью кассовых аппаратов».
«Упрощенцы» могут учесть при расчете единого налога расходы на оплату интернета и обслуживание адреса электронной почты. Об этом сообщил Минфин в письме от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/151. Дело в том, что в перечень расходов при УСН входит оплата услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК). В то же время согласно ст. 2 Закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ электросвязью признается любая передача информации по проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Кроме того, финансисты порадовали «упрощенцев», использующих систему «клиент-банк». Деньги, перечисленные банку за проведение электронных платежей, также уменьшат базу по единому налогу – как оплата услуг, оказываемых кредитными организациями (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК).