29.03.2006
27 марта Банк России объявил об отмене обязательной продажи валютной выручки. Кроме того, ЦБ решил с 1 мая этого года снизить вдвое нормативы резервирования средств при валютных операциях, связанных с оттоком и притоком капитала.
Эти шаги не стали сюрпризом для экспертов: ведь к 2007 году обе «повинности» – и продажа части выручки, и резервирование средств по капитальным операциям – должны быть отменены. К этому обязывают и положения денежно-кредитной политики ЦБ, и принятые в прошлом году законопроекты, направленные на достижение «полной конвертируемости» российской валюты.
Но если снижение нормы резервирования наверняка понравится бизнесу, то отмена продажи выручки на реальной жизни никак не скажется. Эксперты отмечают, что пока рубль укрепляется, экспортеры будут расставаться с валютой очень охотно и по собственной воле. А поскольку иного источника рублевой ликвидности в обмен на валюту у рынка нет, то ЦБ как был, так и останется его основным игроком.
Эксперты отмечают, ЦБ с легкостью отказался от инструмента, который и так уже давно не применялся. По их мнению, само понятие обязательной продажи валютной выручки как средства принуждения потеряло актуальность вместе с концом эпохи «слабого рубля». «Сейчас, на фоне укрепления рубля, экспортеры в любом случае хотят продавать валюту, спрос на рубли растет, — сказал старший аналитик «МДМ-Банка» Питер Вестин. – Если раньше ЦБ приходилось регулировать отток капитала, то теперь он вынужден сосредоточиться на притоке».
Раньше экспортеров принуждали продавать валюту, что неизбежно приводило к потерям на падающем курсе рубля. Теперь же ситуация обратная: экспортеры теряют, если хранят заработанное в валюте. Поэтому они продают доллары и евро за рубли безо всякого принуждения со стороны властей.
И именно потому, что спрос на рубли так велик, Банк России будет вынужден остаться на валютном рынке тем, кем он является сейчас – «Гулливером среди лилипутов». Дело в том, что Центробанк – это по-прежнему единственный участник рынка, способный превратить по-настоящему крупные суммы валюты в рубли. Поток валютной выручки и желание экспортеров продать ее настолько сильны, что ресурсов российской банковской системы на это не хватает. ЦБ не раз говорил, что когда-нибудь он уйдет с рынка и отпустит рубль в «свободное плавание». Однако сейчас он не может этого сделать: в противном случае рублей на рынке станет катастрофически не хватать, и российская валюта разом подорожает до заоблачных высот.
Между тем, рубль и так укрепляется быстрее, чем хотелось бы Центральному Банку. По планам ЦБ, эффективный (то есть по отношению к корзине валют основных торговых партнеров России) курс рубля в реальном выражении не должен укрепиться за этот год более чем на 9%. Однако эксперты полагают, что добиться этого не удастся. Причина быстрого усиления рубля заключается в том, что ЦБ вынужден бороться и с инфляцией.
Более 80% действующих в Москве предприятий игорного бизнеса не соответствуют требованиям городского законодательства, сообщил вчера пресс-секретарь комплекса внешних связей столицы Александр Коныгин.
Он рассказал, что до конца марта в Москве будут проверены все казино, игровые залы, отдельные предприятия игорного бизнеса. В ходе уже проведенных проверок установлено, что "более 80% действующих в городе предприятий игорного бизнеса не соответствуют требованиям московского законодательства и подлежат закрытию", — отметил А.Коныгин.
По его данным, сегодня в городе функционирует 2640 предприятий игорного бизнеса, где установлено 61 тыс. 283 единицы игорного оборудования.
"Работы по приведению объектов игорного бизнеса в соответствие с требованиями московского законодательства производятся планомерно во всех административных округах столицы", — отметил пресс-секретарь.
По его словам, уже исчезли с улиц и подземных переходов так называемые "столбики" и "ромашки".
"Закрываются залы игровых автоматов, расположенные в помещениях, где прежде находились магазины товаров первой необходимости. Исчезает навязчивая реклама игорных заведений, зазывающая граждан, якобы отдав свои последние средства, легко обогатиться", — подчеркнул А.Коныгин.
По его словам, в последнее время увеличилось количество направляемых в правительство Москвы документов на согласование в связи с открытием новых или перерегистраций действующих предприятий игорного бизнеса. "Более 60% всех поданных заявок не соответствуют требованиям закона "О порядке размещения объектов игорного бизнеса на территории Москвы", — отметил пресс-секретарь.
В Евросоюзе к концу 2007 года будет действовать процедура "одного окна" для регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.
Об этом говорится в материалах по итогам заседания 23-24 марта в Брюсселе Европейского Совета — полномочного форума глав государств и правительств 25 стран-членов ЕС.
"Страны ЕС должны принять адекватные меры для значительного сокращения периода времени для регистрации предпринимательской деятельности, в частности, малых и средних предприятий с целью обеспечения к концу 2007 года оформления бизнеса в течение одной недели на территории любого из государств ЕС", — отмечается в документе.
В ходе заседания лидеры ЕС одобрили также создание Европейского института технологий.
Сегодня в России число пользователей оценочных услуг составляет сотни тысяч, а в ближайшее время грядет массовое применение профессиональной оценки в связи с той "революцией", которая плавно происходит в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в корпоративном управлении, в инвестиционном и финансовом анализе.
К сожалению, действующие стандарты оценки в настоящее время устарели. Кроме того, отсутствие единой системы стандартов и существующие пробелы в методологии тормозят профессиональное развитие российских оценщиков и приводят к снижению качества услуг по независимой оценке.
Поэтому еще в прошлом году Минэкономразвития были заказаны в рамках научно-исследовательских работ проекты Федеральных стандартов оценки. И вот теперь департамент корпоративного управления с привлечением широкого круга экспертов приступает к их доработке и совершенствованию. В апреле этого года будет создана рабочая группа по разработке Федеральных стандартов. Как считают в министерстве, разработка Федеральных стандартов оценки позволит обеспечить единый подход к формированию условий и требований к проведению оценки имущества.
Новые стандарты в первую очередь должны будут соответствовать Международным стандартам оценки. Но при этом при их разработке будут учитываться интересы российских и международных потребителей услуг по оценке, а также лучший опыт профессиональной деятельности российских оценщиков. Новые стандарты станут нормативным правовым актом, готовым для интеграции в законодательное поле России.
В настоящий момент МЭРТ уже представило на суд общественности первые три проекта Федеральных стандартов. Первый стандарт называется "Общие понятия и принципы оценки" и направлен он на описание основных терминов, использующихся в оценочной деятельности, принципов, на которых построен процесс определения стоимости имущества, а также подходов к оценке. В частности, это описание однородной терминологии независимой оценки; синхронизация оценочной терминологии с терминологией, использующейся в законодательстве России и терминологией Международных стандартов оценки. Помимо этого идет описание ключевых принципов оценки, на которых строится процесс оценки и которым должны удовлетворять используемые при оценке подходы и методы.
Проект второй — "Цели оценки и виды стоимости". Он включает перечень видов стоимостей, использование которых, с одной стороны, допускается текущим российским законодательством, а с другой стороны — требуется согласно различным законодательным нормам. Кроме того, он описывает ситуации, в которых собственник имущества или другое заинтересованное лицо может обратиться к оценщику с заказом на определение стоимости имущества, формулирует различия между видами стоимостей, а также дает исчерпывающее описание процесса совместного выбора заказчиком и оценщиком вида стоимости, подходящего под задачи, решаемые заказчиком.
Проект третий — "Составление отчета об оценке". Он направлен на определение общих требований к отчету об оценке, а также описание видов отчетов. Здесь речь идет об определении обязательных разделов содержания (структуры) отчетов об оценке и наполнения соответствующих разделов; определении требований к раскрытию информации об объекте оценки, оценщике, заказчике и существенных условиях оценки. Определение требований к описанию процедуры оценивания — примененных методов анализа и логических заключений, а также определение требований к описанию информации, использованной в процессе оценки, и так далее.
В соответствии с планом работы Экспертно-консультативного совета по вопросам оценочной деятельности при Минэкономразвития России итоговое рассмотрение первых трех проектов Федеральных стандартов оценки намечено на июнь 2006 года.
Банкам, которые намерены занять место на рынке розничных услуг, но до настоящего времени не занимались развитием розничного направления, будет довольно трудно развить его сейчас. Такое мнение высказал аналитик компании "Брокеркредитсервис" Денис Мухин. "Теперь банкам, которые хотят развить розницу, "запрыгнуть в последний вагон" будет все сложнее", — сказал он.
Эксперт указал, что оптимальным способом открытия розничного бизнеса является покупка более мелкого банка с развитой розничной сетью. "Однако лучшие банки уже приобретены", — считает аналитик.
Руководитель бизнес-направления управления продуктами розничного бизнеса ФК "УРАЛСИБ" Василий Палаткин считает, что в настоящее время выход на розничный рынок для нового игрока становится крайне проблематичным. Как отметил эксперт, банкам, начавшим развивать розничное направление недавно, будет сложнее конкурировать с кредитными организациями, уже присутствующими на рынке. "Для того, чтобы развить розницу, сейчас требуются серьезные инвестиции, в десятки раз превышающие те, которые вкладывали розничные банки 5-6 лет назад. Это даже не десятки миллионов долларов, а гораздо больше", — подчеркнул В.Палаткин.
Тем не менее, представитель ФК "УРАЛСИБ" считает, что на розничном рынке еще остались перспективные незанятые "ниши" — ипотечное кредитование и направление кредитных карт.
Эксперты отмечают, что интерес иностранных инвесторов к приобретению российских банков также обусловлен развитостью розничного направления. В частности, как сообщил информированный источник в банковских кругах, из-за неразвитости розничного бизнеса, акционерам МДМ-банка в 2005г. не удалось договориться о продаже банка иностранным инвесторам.
Правительство Московской области одобрило сегодня проект городского закона о дополнительной финансовой, инфраструктурной и информационной поддержке малого предпринимательства.
Как сообщил глава областного комитета по развитию предпринимательства Дмитрий Самойленко, документ позволяет "предоставлять малым предприятиям льготы по областным налогам, давать льготные бюджетные кредиты, снижать ставки аренды помещений. Он дает возможность региональным властям полностью или частично компенсировать предпринимателям затраты на подготовку кадров, участие в выставках и внешнеэкономической деятельности".
По словам главы комитета, "государственные заказчики Московской области, в соответствии с проектом закона, должны размещать на малых предприятиях не менее 15% cвоих заказов".
Д.Самойленко пояснил, что малым по предлагаемому закону считается предприятие с числом занятых от 30 до 100 человек, в зависимости от вида деятельности.
Проект закона после одобрения правительством Московской области направляется на рассмотрение Мособлдумы.
27 марта Министерство юстиции совместно с МИД РФ внесли в правительство пакет документов для ратификации Международной конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Вообще-то одну практически такую же по содержанию бумагу страна совсем недавно уже ратифицировала. Речь идет о Конвенции ООН против коррупции, которая успешно прошла через Госдуму не далее как 17 февраля. В ней содержится полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия. Ожидается, что использование всех этих механизмов должно не просто уменьшить количество преступлений, связанных со взяточничеством, но и помочь вернуть из-за рубежа средства, которые ушли туда по коррупционным путям.
Однако есть и другая конвенция – та, что действует в рамках ЕС. О ней, собственно, и речь. И вопрос о ее ратификации должен быть решен до начала председательства России в Комитете министров Совета Европы (май–ноябрь 2006 года). По мнению экспертов, не имей страна такой международной перспективы, о европейской бумаге власть, скорее всего, вообще могла бы забыть – хватит с нас ооновского документа.
Чтобы его выполнить, чиновникам предстоит еще столько работы, сколько на антикоррупционном поле им еще никогда не выпадало. Да и не стоило бы лезть раньше всех. Ведь в настоящее время участниками Конвенции являются 32 государства. Подписали, но не ратифицировали ее 15 стран, в том числе шесть членов Евросоюза: Австрия, Германия, Греция, Испания, Италия и Франция. В такой компании можно было и не торопиться.
Ситуация с мздоимством, между тем, ухудшается год от года. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что взяточничеству в России пока всерьез ничто не угрожает. «Ситуация в стране за последние 5 лет крайне ухудшилась, – рассказал он. – Административная реформа оказалась, мягко скажем, малоэффективной – ее действия мы не видим. Коррупция постепенно стала неотъемлемой частью системы государственного управления, поскольку реально влияет на принятие государственных решений. У нас даже есть разновидности взяток – низовые, системные, политические».
По поводу перспектив эксперт отмечает, что ратификация Конвенции даст хороший «визуальный эффект», ибо позволит «хорошо смотреться на фоне предстоящего вступления в ВТО». Эффективная реализация конвенции при нынешней системе госбюрократии, по мнению эксперта, вряд ли возможна.
Камень преткновения, полагает г-н Кабанов, в том, что законы исполняют чиновники, а за нарушения их наказывают суды, которые сплошь и рядом от тех чиновников зависимы. А когда в дело вмешивается прокуратура, это тоже не обеспечивает полной непредвзятости. «Мы до сих пор не можем быть уверены в том, что хотя бы одна ветвь власти у нас чиста. У нас все коррумпированы», – с сожалением констатирует специалист. Поэтому, прогнозирует он, выполнение новых международных обязательств, скорее всего, сведется к тому, что чиновники высокого ранга «просто спустятся до уровня борьбы с низовой, бытовой коррупцией».
Смольный выступил в понедельник против целевого выкупа городских помещений малым бизнесом. Такая инициатива скоро поступит на рассмотрение депутатов Госдумы РФ.
Пока будущее законопроекта "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" выглядит достаточно туманным и на федеральном уровне. Рассмотрение переносилось уже дважды, последний раз — с 22 марта на середину апреля. Документ содержит норму, позволяющую субъектам малого бизнеса выкупать у государства занимаемые ими помещения не с открытых торгов, а целевым образом. К многочисленным критикам законопроекта из Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ присоединился Смольный.
"Невозможно ни экономически, ни политически обосновать данную преференцию. Наша страна уже имеет большой опыт приватизации государственного имущества, опыт не самый удачный, который не дает возможности проследить целесообразность передачи того или иного государственного актива в частные руки", — заявил Андрей Степаненко, директор ОАО "Фонд имущества СПб".
Эта структура организует в Петербурге торги, на которые выставляются помещения, арендуемые предприятиями малого бизнеса. Андрей Степаненко подчеркнул, что город и так создает для них достаточно льготные условия, и опроверг слухи о том, что в торгах по выкупу встроенных помещений участвуют крупные компании.
Между тем прошлым летом в них уже побеждала торговая сеть "Оранж", имеющая в городе более 20 точек продаж цветов и явно не подпадающая под определение "малый бизнес". Тогда ООО "Оранж" выкупило площади, арендуемые им самим, однако его руководство заявило о намерении в будущем расширять свой бизнес за счет участия в таких аукционах.
Андрей Степаненко, директор ОАО "Фонд имущества СПб", предлагает малому бизнесу не ждать милостей от федеральных властей, а идти на торги. $650 за кв. м — средняя продажная цена на торгах по помещениям, арендуемым представителями малого бизнеса.
28.03.2006
Как стало известно на днях, Министерство финансов и Федеральная налоговая служба намерены инициировать поправки, ужесточающие правила регистрации фирм. Но уже сейчас столичные налоговики в порыве борьбы с фирмами-однодневками практически полностью перекрыли возможность открытия фирм по адресам массовой регистрации. Незаконными, тем самым, становятся и платные услуги по учреждению предприятий в пользу третьих лиц.
Сообщения об инцидентах по отказам фирмам в регистрации появились еще в феврале нынешнего года. Не объясняя причин, инспекторы отказываются открывать фирмы, если они зарегистрированы по массовым адресам или если директором значится гражданин, ранее уличенный в качестве директора-номинала. Адресами массовой регистрации налоговики решили считать регистрацию десяти и более фирм по одному адресу. Под горячую руку попали фирмы, пытающиеся сдать документы на регистрацию по доверенности, граждане, являющиеся учредителями или руководителями десяти и более фирм. Однако весь этот перечень сформулирован вне рамок закона.
Строго говоря, закон дает налоговикам лишь пять дней на удовлетворение заявки на регистрацию лица и ни днем больше. Теоретически отказать в регистрации юридического лица можно лишь по двум основаниям: если документы поданы в чужую налоговую инспекцию или если они неправильно оформлены. На практике именно второй пункт и становится поводом для затягивания с регистрацией. Учредителя фирмы, вызывающего подозрение, приглашают для ознакомления через месяц и как минимум объясняют, что фирма по данному адресу зарегистрирована быть не может, а как максимум — штрафуют за предоставление при регистрации заведомо ложных сведений.
Формальное основание для отказа в регистрации — нарушение регистрационных правил, за которое учредителю грозят штраф 5 тыс. руб. и составление протокола об административном нарушении. Правда, совсем недавно налоговики сами охотно регистрировали по этим адресам все новые и новые фирмы, чем
пользовались предприятия малого бизнеса, и не только они. Дело в том, что арендодатели московских офисов не разрешают использовать в качестве места регистрации адрес своего здания. Но тем не менее столичные инспекции уже давно начали составлять списки адресов массовой регистрации.
В феврале черные списки разослали по банкам, чтобы те не открывали счета фирмам, зарегистрированным по подозрительным адресам. Поводом для этого стало письмо Федеральной налоговой службы с показателями работы регистрирующих органов. Несмотря на общую тенденцию к повышению количества составленных протоколов по привлечению предпринимателей к ответственности за нарушение законодательства о госрегистрации, в Москве этот показатель за прошлый год снизился в четыре раза. Инспекции, видимо, принялись наверстывать упущенное.
Стало известно, что пять московских банков уже отказывают в открытии счета фирмам, чьи адреса фигурируют в списке неблагонадежных. В минувшую среду намерение ужесточить правила регистрации подтвердили на уровне Минфина. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, Минфин не намерен создавать дополнительные препятствия для отказа в регистрации, однако не исключено, что будет разработан законопроект, вводящий дополнительные основания для отказа в регистрации. Какими будут
эти основания, он не пояснил, сказав лишь, что в качестве критерия рассматривается размер уставного капитала. По мнению главы Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова, вполне возможно, будут увеличены сроки рассмотрения документов, поданных на регистрацию.
Однако пока соответствующие поправки в Налоговый кодекс не приняты, отказ в регистрации на том основании, что регистрирующему органу не нравится юридический адрес, противоречит законодательству, считают юристы. По словам главы юридического отдела консалтинговой группы Horwath МКПЦН Татьяны
Винокуровой, у инспекций Федеральной налоговой службы нет полномочий своими внутренними распоряжениями вносить изменения в федеральные законы. Маловероятно, что налоговикам удастся добиться внесения изменений в закон о государственной регистрации юридических лиц, считает она, хотя бы потому, что зачастую юридическое лицо, которое еще не создано, в принципе не имеет возможности получить другой юридический адрес, кроме как у фирм, занимающихся их продажей.
Эффективность подобных запретительных методов борьбы с однодневками невелика, поскольку лица, заинтересованные в проведении регистрации юридического лица, в большинстве случаев добиваются в этом положительного результата через суд, подчеркивает юрист. Зато последствия введения такого рода борьбы отражаются на добросовестных предпринимателях, заставляя тратить их силы и средства на разрешение споров с регистраторами.
Похоже, налоговики придумали еще один изощренный способ борьбы с фирмами-однодневками. Так, если инспекторы не обнаружат компанию по адресу, который указан в регистрационных документах, то попросту приостановят ее деятельность. Единственное, что разрешат сделать «парализованной» компании, так это провести расчеты с бюджетом и выплатить заработную плату своим сотрудникам. Очевидно, что ни о каких сделках и расчетах с контрагентами в таких условиях и речи быть не может. Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ФНС, соответствующий законопроект пока находится на стадии разработки.
На днях в Брянске завершился судебный процесс над главным бухгалтером коммерческой фирмы, уличенной в хищении казенных средств. На скамью подсудимых женщину, по ее собственным словам, привела «непростая жизненная ситуация».
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе УВД Брянска, в середине прошлого года дама взяла кредит в местном филиале крупного коммерческого банка. Однако в дальнейшем у главбуха что-то «не срослось» – время шло, а надежды погасить долг в установленные сроки таяли с каждым месяцем. Тогда женщина, с помощью компьютерной программы, к которой она имела доступ, просто перевела на свою именную банковскую карту 80 тысяч рублей со счетов своей фирмы. В этот же день она сняла всю сумму и сполна расплатилась с кредиторами. На что рассчитывала бухгалтер, сказать сложно – тайное стало явным буквально через неделю. В отношении главбуха было возбуждено дело сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: 159 (мошенничество) и 174 (легализация денежных средств). Суд, приняв во внимание ряд смягчающих обстоятельств, приговорил ее к двум с половиной годам лишения свободы условно и к штрафу в размере 2 тысячи рублей. Кроме того, она должна выплатить своим теперь уже бывшим руководителям похищенную сумму.
При ФАС России создан экспертный совет по применению антимонопольного законодательства в части защиты от недобросовестной конкуренции. Он образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением антимонопольного законодательства РФ в части защиты от недобросовестной конкуренции, а также выработки предложений по его совершенствованию.
В своей деятельности экспертный совет руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами и распоряжениями Федеральной антимонопольной службы, а также положением о совете.
Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Федеральной антимонопольной службе. Решения совета имеют рекомендательный характер и представляются в Федеральную антимонопольную службу для принятия решений о соответствии действий хозяйствующих субъектов требованиям законодательства РФ, реализации государственной политики в области контроля соблюдения антимонопольного законодательства в части защиты от недобросовестной конкуренции и подготовки предложений по совершенствованию указанного законодательства.
Положение «Об Экспертном совете» утверждено приказом ФАС России от 22 марта 2006 года. Председателем экспертного совета назначен заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. В настоящее время персональный состав совета находится в стадии формирования.
«Упрощенец» имеет полное право при расчете единого налога учесть расходы по транспортировке сторонней организацией приобретенного товара. Такой вывод следует из постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26 февраля 2006 г. № А39-4800/2005-328/10. В рассматриваемом деле налоговики доначислили фирме налог, а также потребовали уплатить пени и штраф. По мнению инспекторов, перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, является исчерпывающим и расходы по транспортировке реализуемого товара в него не входят. К счастью, судьи не разделили их позицию. Они отметили, что расходы, указанные в статье 346.16 Налогового кодекса, принимаются в порядке, который установлен для налога на прибыль. Так, в силу статьи 268 НК фирма может уменьшить свои доходы на затраты, которые непосредственно связаны с реализацией товаров. В частности, на расходы по их хранению, обслуживанию и транспортировке.
Право проводить оперативно-розыскные мероприятия должны иметь и судебные приставы. Такое предложение в очередной раз озвучил глава ФССП Николай Винниченко. По его мнению, включение ФССП в число правоохранительных служб значительно повысит эффективность работы судебных приставов.
Законодатели не исключают такую возможность, однако считают, что подходить к решению вопроса надо очень взвешенно. «Понять рвущихся в бой судебных приставов можно – они действительно очень ограничены в своих возможностях, а работа оперативных подразделений МВД в этом плане оставляет желать лучшего», – отметил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» член Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. При этом, считает Гудков, инициатива ФССП нуждается в детальной проработке, поскольку умножение количества спецслужб – весьма сомнительный выход из ситуации.
Чиновники различного уровня периодически заявляют о том, что российский бизнес имеет слишком уж много разного рода преференций. Так, на днях аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, выступая на Первом Всероссийском совещании по проблемам финансового контроля, предложил «провести инвентаризацию всех налоговых льгот с целью их последующей отмены». Взамен Пансков предлагает ввести практику адресных ассигнований для каждой конкретной компании.
Предложение аудитора не вызвало восторга в бизнес-кругах. «Я думаю, ни у одного чиновника не повернется язык сказать, что в современных условиях жизнь бизнеса легка. Усложнить ее еще больше, отменив все льготы, конечно, можно, но надо быть готовым к тому, что в какой-то исторический момент бизнес просто «загнется» – и все», – заявил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» вице-президент «ОПОРЫ России» Александр Паперно. В то же время он отметил, что сама идея провести инвентаризацию льгот – своевременная и разумная, поскольку в этой области действительно существует неразбериха. «Но именно проинвентаризировать, упорядочить, а не рубить с плеча», – заключил представитель «ОПОРЫ».
Для игорного бизнеса наступают нелегкие времена – Госдума приняла в первом чтении законопроект «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари». Документ резко ужесточает ограничения на игорный бизнес и требования к размещению игорных заведений. Так, не смогут заниматься этим видом деятельности фирмы, чьи чистые активы составляют менее 600 миллионов рублей. Минимальная площадь игрового зала казино не может быть меньше 800 кв. метров, и на ней должно быть размещено не менее 40 игровых столов. Кроме того, будут введены квоты.. Так, по мнению разработчиков, на городок с числом жителей 200 тысяч человек вполне достаточно одного казино и десяти игровых салонов. Для Москвы, Петербурга и городов-курортов квота несколько больше.
Сами представители игорного бизнеса, похоже, смирились со своей участью, однако надеются, что документ все же претерпит некоторые изменения ко второму чтению. «Нашей отрасли нужен такой закон, который учитывал бы интересы цивилизованной части бизнеса. Он должен позволять прогнозировать дальнейшее развитие отрасли», – так уклончиво отреагировали на новость в пресс-службе Рооссийской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), куда корреспондент «Федерального агентства финансовой информации» обратился с просьбой прокомментировать ситуацию. Но это – только официальная позиция… «Принятие законопроекта – это даже не начало конца, это конец игорного рынка как такового. Его, при попустительстве ФАС, отдали в полное распоряжение трем-четырем компаниям-монстрам, которые смогут выжить в предлагаемых условиях. Но, собственно говоря, под этих «титанов» закон и писался», – заявил корреспонденту «ФАФИ» один из членов ассоциации, просивший не называть его фамилию.
Если фирма безвозмездно получила имущество от учредителя, то в течение года следует использовать его только для собственных нужд. Нежелательно передавать его в аренду, доверительное управление, в залог или продавать. Ведь в противном случае компании придется со стоимости имущества заплатить налог на прибыль. Об этом сообщил Минфин в письме от 9 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/100. Финансисты напомнили, что «подаренные» средства не облагаются налогом, если они получены от учредителя, доля которого в капитале более 50 процентов. Однако такая льгота действует только при соблюдении одного условия: имущество в течение года не должно передаваться третьим лицам (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК).
Отсутствие в ряде регионов федеральных специальных марок нового образца еще не означает, что производители алкогольной продукции должны приостановить свою деятельность. Об этом говорится в сообщении «О федеральных специальных марках», опубликованном накануне на сайте ФНС. В нем, в частности, указано, что с 1 января 2006 года для маркировки алкогольной продукции могут использоваться федеральные специальные марки как нового, так и старого образца, дополненные носителями информации. Причем срок реализации продукции, промаркированной марками старого образца с носителями, законодательно не ограничен. Главное, нанести маркировку на бутылки до 1 июля текущего года.
Утверждена новая Памятка по уплате годовых пошлин за поддержание в силе патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельства на полезную модель.
За поддержание в силе патента на изобретение, промышленный образец годовые пошлины взимаются: либо с третьего года, считая с даты подачи (поступления) заявки, либо с того года, считая с даты подачи (поступления) заявки, в котором подано ходатайство о выдаче патента РФ. Первая уплата годовой пошлины должна быть осуществлена после принятия решения о выдаче патента.
В случае выдачи патента на изобретение, промышленный образец пошлина за третий год поддержания его в силе, считая с даты подачи заявки, уплачивается, и документ, подтверждающий уплату этой пошлины, представляется: либо в течение последних двух месяцев второго года, считая с даты подачи заявки, либо в срок, установленный Положением о пошлинах.
Уплата годовой пошлины за любой год действия патента может быть произведена в течение дополнительного срока, составляющего 6 месяцев со дня истечения установленного срока. В этом случае размер пошлины увеличивается на 50%.
Патент на изобретение действует до истечения двадцати лет с даты подачи (поступления) заявки. Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет с даты подачи (поступления) заявки. Патент на промышленный образец действует до истечения десяти лет с даты подачи (поступления) заявки.
Уплаченная пошлина подлежит возврату в случаях, когда уплата произведена в размере, превышающем установленный, или когда действие, за которое уплачена пошлина, не совершалось. В этих случаях по ходатайству лица, уплатившего пошлину, излишне уплаченная сумма возвращается в установленном порядке либо принимается в счет других патентных пошлин, уплата которых допустима на дату подачи ходатайства.
Более подробно с документом можно ознакомиться на
официальном сайте Роспатента.
Зеленограду в самое ближайшее время предстоит испытать на себе жизнеспособность федеральной новации о создании особых экономических зон. В октябре прошлого года Москва вместе с еще пятью регионами Российской Федерации выиграла конкурс на создание ОЭЗ — всего участвовало 59 заявок. ОЭЗ в Зеленограде откроется раньше других — уже в 2006 году.
18 января между Москвой и федерацией было подписано соглашение о создании ОЭЗ в Зеленограде. Обе стороны обязуются израсходовать каждая по 1 млрд 400 млн рублей на строительство транспортной и инженерной инфраструктур на двух участках: 150 га в промзоне Алабушево и 5 га на территории Инновационного комплекса Московского института электронной техники. Резиденты — компании, которые зарегистрируются и будут работать в экономической зоне, необходимые им здания и сооружения построят сами. Правда, на участке МИЭТ большого строительства не потребуется: там уже почти все есть. Именно по этой причине технико-внедренческая ОЭЗ в Зеленограде заработает уже в нынешнем году.
«Ограничений по резидентам не существует, — объяснил глава имущественно-экономического комплекса правительства Москвы Юрий Росляк. — Желающие подают свои заявки в экспертный совет. 30 заявок уже есть, с первыми резидентами мы вас ознакомим в мае. Победят компании, предлагающие высокотехнологичные и наукоемкие проекты».
Это электроника, телекоммуникации, информационные технологии, а также медицинские нанотехнологии. Например, производство растворимого в воде инсулина, который позволит принимать препарат через рот, что избавит зависимых от уколов.
Интерес потенциальных резидентов объясним: их бизнес будет развиваться в щадящем налоговом режиме. В частности, они освобождаются от уплаты НДС на товары, ввозимые в зону, и в течение 5 лет — от налога на имущество. Если все получится, то суммарный объем продаж компаний, которые откроют производство на обоих участках, может достичь 140 млрд рублей в год.
По прогнозам экономистов, только миэтовский участок ОЭЗ позволит привлечь дополнительно 15 тысяч работников. Сегодня в ЗелАО проживают около 40 тысяч человек трудоспособного возраста. На научных и промышленных предприятиях числятся всего 14 тысяч человек, включая "трудовых мигрантов" из большой Москвы. Примерно столько же работают в бюджетной сфере, 2-3 тысячи — в малом бизнесе, в том числе на многочисленных предприятиях, зарегистрированных в близлежащих деревнях Подмосковья.
Если учесть, что участок Алабушево позволит привлечь по меньшей мере в 10 раз больше кадров, чем МИЭТ, то становится ясно, что самих зеленоградцев на собственную зону не хватит. Поэтому в планах столичного правительства построить две развязки на 37-м и 41-м километрах Ленинградского шоссе, а также организовать экспресс-электрички от Ленинградского вокзала в Алабушево.