14.09.2005
Если фирма выплачивает своим сотрудникам компенсацию за работу в вечерние и ночные часы, то она может учесть ее при расчете налога на прибыль. Об этом напомнили чиновники Минфина в письме от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/29.
В документе финансисты сослались на статью 255 Налогового кодекса, которая регулирует порядок учета расходов на оплату труда. К таким расходам как раз и относятся любые начисления сотрудникам стимулирующего характера, связанные с режимом работы или условиями труда. Однако положения этой же статьи требуют, чтобы подобные выплаты были предусмотрены трудовым или коллективным договором. Только в этом случае на размер доплаты можно уменьшить базу по налогу на прибыль.
Возможно, в скором времени малым фирмам станет значительно проще получить кредит в коммерческих банках. Дело в том, что в настоящее время Центробанк разрабатывает инструкции, позволяющие банкам выдавать небольшие кредиты малому бизнесу по упрощенной технологии. Об этом сообщил журналистам первый заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев.
В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» Медведев отметил, что принципиальная договоренность о «выдаче кредитов «маленьким бизнесменам» технически более простым способом, без открытия счета», уже достигнута, и теперь дело за Центробанком. Коснувшись закона «О кредитных историях», который теоретически должен облегчить малому бизнесу доступ к кредитным ресурсам, депутат назвал его «очень неловким». «В своем теперешнем виде он не содержит стимула к созданию кредитных историй», – заявил он. Также, по его словам, в настоящее время создана специальная рабочая группа, которая должна проанализировать возможные последствия вступления в силу закона и в случае необходимости подготовить поправки к нему.
Предприниматель-«упрощенец», который выезжает по рабочим вопросам на собственной машине, может уменьшить единый налог за счет компенсации за использование личного транспорта в служебных целях. Однако не стоит забывать, что при расчете налога можно учесть сумму компенсации только в пределах норм, установленных постановлением правительства от 8 февраля 2002 г. № 92. Об этом сообщили чиновники Минфина в письме от 8 августа 2005 г. № 03-11-04/2/40.
13.09.2005
В будущем налоговики не смогут проводить более двух выездных проверок на одной фирме в течение года. Такое заявление сделал заместитель министра финансов Сергей Шаталов, комментируя внесенный правительством в Госдуму законопроект по улучшению налогового администрирования.
Сейчас, по словам Шаталова, число выездных налоговых проверок не ограничено, а время их проведения определяется по фактическому нахождению налоговиков на предприятии. Это позволяет затягивать ревизии чуть ли не на год. Если депутаты одобрят новый законопроект, выездная проверка «в общих случаях», как заметил замминистра, будет длиться не более двух-трех месяцев.
Впрочем, иногда такого срока для контроля недостаточно. Ведь «могут потребоваться дополнительные процедуры, экспертизы, проведение встречных проверок, запросы информации со стороны иностранных налоговых ведомств», – пояснил Сергей Шаталов. В связи с этим проектом предусмотрена процедура последовательного продления выездной налоговой проверки. Но даже в самых сложных случаях длительность ревизии не будет превышать 14-15 месяцев.
Возможность затягивания проверок, по мнению предпринимателей, действительно существует. Однако, как сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» заместитель руководителя комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков, «в этом вопросе депутатами должны быть учтены замечания бизнеса. Мы придерживается позиции, что инспекторы не могут злоупотреблять правом продления срока проверки и не должны изначально относиться к налогоплательщику как к преступнику».
Ограбление фирмы – событие для ее персонала само по себе из ряда вон выходящее. А уж если «экспроприацию средств» произвел собственный сотрудник, да еще и состоящий в должности бухгалтера, – такое обидней вдвойне.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в УВД Ярославля, в начале прошлой недели к ним обратилась бухгалтер-кассир небольшой коммерческой фирмы. Она рассказала, что несколько часов назад на нее напали двое неизвестных, избили и похитили принадлежащие фирме деньги в сумме более трехсот тысяч рублей. Лицо и руки женщины украшали несколько свежих ссадин и кровоподтеков. Милиционеры отнеслись к заявлению со всей серьезностью и возбудили уголовное дело по факту нападения. Однако дальнейшее поведение потерпевшей показалось оперативникам, мягко говоря, странным. Женщина откровенно путалась в показаниях, давала противоречивые приметы преступников, указывала разное время и место происшествия. А когда следователи обратили ее внимание на эти «нестыковки» – расплакалась и рассказала все начистоту. Выяснилось, что нападение инсценировала сама бухгалтер. А помогли даме в осуществлении преступных помыслов ее сожитель и «просто знакомый», найти и задержать которых не составило особого труда. С вопросом, куда подевались деньги, оказалось сложнее – сообщники недобросовестного бухгалтера пока не идут на контакт со следствием.
Правоохранительные органы теперь обладают всей информацией о наиболее характерных схемах отмывания преступных доходов. Сведениями о них поделилась Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ). Об этом в ходе брифинга «Банковская система России: как бороться с отмыванием денег сообщил руководитель ФСФМ Виктор Зубков.
В своем выступлении Зубков подчеркнул, что ФСФМ в отличие от многих других финансовых разведок наделена широкими полномочиями. В том числе не просто получает информацию, но и проводит финансовые расследования. К настоящему времени в федеральной базе данных службы накоплено более четырех миллионов сообщений о подозрительных финансовых сделках в России. В то же время глава ФСФМ призвал не драматизировать ситуацию и «не создавать криминальный образ российской банковской системы». Зубков уверен, что наша банковская система развивается, работает, обеспечивает весь комплекс хозяйственных задач экономики России и в основном соответствует международным стандартам.
В свою очередь президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян отметил что бороться с отмыванием преступных доходов необходимо, но «проводить это надо аккуратно, не как кампанию, а как методичную повседневную работу». Как считает банкир, в настоящее время эта борьба ведется с излишним шумом. Крупные российские банки относятся к клиентам с излишней подозрительностью и ежедневно направляют в Комитет по финансовому мониторингу по 1,5 тысячи сообщений о подозрительных операциях, тогда как западные – лишь по 10–15 сообщений. В результате, пояснил Тосунян корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации», на Западе создается впечатление, будто в России сплошь и рядом занимаются отмыванием доходов.
Организацию, которая ошиблась в КБК при перечислении денег в бюджет, нельзя наказывать за неуплату налога. К такому выводу пришли арбитры ФАС Уральского округа в постановлении от 17 августа 2005 г. № Ф09-3553/05-С2. По их мнению, Налоговый кодекс предусматривает всего лишь несколько случаев, когда обязанности по уплате налога не считаются исполненными (п. 2 ст. 45 НК). Во-первых, если фирма сама отозвала «платежку», во-вторых, если платежный документ вернул банк, а в-третьих, если на счету не хватило денег. Так как в Налоговом кодексе ничего не говорится про ошибку в КБК, то и штрафовать компанию в данном случае не за что.
Иногда банальное отсутствие возможности пробить кассовый чек или выдать бланк строгой отчетности может спасти от штрафа по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Примером тому служит постановление ФАС Уральского округа от 10 августа 2005 г. № Ф09-3361/05-С1.
В нем судьи не дали налоговикам привлечь к ответственности предпринимателя, который не выдал клиенту бланк строгой отчетности. Арбитры выяснили, что у бизнесмена для этого просто не оказалось времени. Дело в том, что услуга, за которую он получил деньги, была оказана вне здания автосервиса, а зайти внутрь и выписать квитанцию инспекторы ему попросту не позволили. Следовательно, вины в действиях предпринимателя нет, и привлекать его к ответственности не за что.
Президентский законопроект об упорядочении досудебного рассмотрения споров представлен в Госдуму. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» стало известно от советника президента по правовым вопросам Вениамина Яковлева.
Законодательство, регулирующее досудебные процедуры, отметил Вениамин Яковлев, давно нуждается в коренном изменении. В тех ведомствах, где споры носят массовый характер, должны быть созданы специальные подразделения по разрешению споров. В первую очередь речь идет о налоговой, таможенной службах и земельных ведомствах, добавил он.
Отныне чтобы подтвердить факт собственного пребывания в России, физическим и юридическим лицам придется представлять в налоговую службу значительно больше документов. Их перечень расширен приказом ФНС от 8 сентября 2005 г. № САЭ-3-26/439. В нем указано, что налоговики должны официально подтвердить резидентский статус в течение 30 календарных дней с момента получения всех необходимых бумаг. Оформляется это, как и прежде, либо справкой, либо заверением специальной формы, установленной законодательством иностранного государства.
Напомним, до сих пор вопрос получения статуса резидента регламентировался письмом Госналогслужбы от 30 января 1996 г. № ВГ-4-06/7н. Приказом ФНС этот документ отменен.
Некоторые аспекты учета организаций и физических лиц в налоговых ведомствах, а также такие понятия, как «индивидуальный предприниматель» и «институт налогового резидента РФ», намерены уточнить законодатели. Посвященный этим вопросам законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» депутаты Госдумы планируют рассмотреть 23 сентября в первом чтении. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщил глава думского Комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев.
Важнейшим в сфере регулирования взаимоотношений чиновников и предпринимателей считает этот документ и заместитель министра финансов Сергей Шаталов. По его мнению, такой закон предоставит налогоплательщикам возможность защищать свои права и интересы, а исполнение налоговых обязанностей сделает необременительным.
12.09.2005
Арендодателям, применяющим УСН и уплачивающим налог с доходов, будет интересно письмо Минфина от 16 августа 2005 г. № 03-11-04/2/48. В нем чиновники объясняют порядок расчета налоговой базы в ситуации, когда по договору сверх суммы арендной платы арендатор самостоятельно оплачивает еще и коммунальные платежи. Несмотря на то, что «упрощенец» фактически этих денег не получает, он должен включить их в состав своих доходов и заплатить с них единый налог.
Начало будущего года сулит предпринимателям новые хлопоты. В конце минувшей недели на рассмотрение депутатов Госдумы поступил законопроект, согласно которому все ООО должны пройти перерегистрацию в срок с 1 января по 1 июля 2006 года.
Предложенные Минэкономразвития поправки в первую часть Гражданского кодекса, а также в федеральные законы об ООО и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключают из учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью учредительный договор, но в тоже время усложняют процедуру выхода из таких обществ. Разаработчики законопроекта утверждают, что перерегистрация ООО даст шанс выявить среди обществ липовые фирмы.
У представителей бизнес-сообщества нет больших претензий к самому законопроекту. Более того, они считают, что необходимость его принятия продиктована велением времени. В то же время руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Дина Крылова высказала опасение, что массовая перерегистрация ООО в столь короткие сроки обернется для предпринимателей колоссальными очередями в налоговые инспекции и, как следствие, дополнительными издержками. Принятие законопроекта, заметила представитель «ОПОРЫ» в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» должно сопровождаться разработкой организационных мер адекватного характера. Только тогда можно говорить, что процесс пройдет относительно безболезненно. «Однако, принимая во внимание, в каких очередях приходится простаивать бухгалтерам фирм в настоящее время, надеяться на то, что ФНС своевременно примет надлежащие меры, не приходится», – заключила она.
Обещания госчиновников создать нормальные условия обслуживания предпринимателей в налоговых инспекциях начинают приобретать реальные очертания. Недавно руководство ФНС утвердило Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (приказ ФНС от 2 сентября 2005г. № САЭ-3-25/422).
В приказе представлены все виды «услуг» налоговиков и указаны сроки, в которые они должны уложиться при решении той или иной проблемы налогоплательщика. Согласно документу время ожидания в очереди к налоговому инспектору должно быть не более 30 минут, а при «пиковых» нагрузках – не более одного часа.
В то же время ликовать по этому поводу предпринимателям преждевременно. Как заявила в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» начальник Управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС Елена Толгская, «стандарт просто свел воедино уже существующие нормы». Однако ни для кого не секрет, что в эти нормы налоговики зачастую не укладывались, о чем свидетельствуют многочасовые очереди в инспекциях. Каким образом ФНС собирается повысить оперативность рассмотрения поступивших запросов, остается загадкой. К тому же никакой новой инстанции для контроля за деятельностью налоговиков в ближайшее время создаваться не будет. По словам Толгской, предпринимателям придется, как и раньше, жаловаться на нерасторопных инспекторов «в вышестоящие налоговые органы».
Предпринимателя, который несвоевременно сообщит в налоговую об открытии банковского счета, ждет штраф (ст. 118 НК). Причем спасти его от санкции сможет лишь стихийное бедствие или другие обстоятельства непреодолимой силы (ст. 111 НК). Об этом напомнили арбитры ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 10 августа 2005 г. № А05-801/05-13. Судьи подчеркнули, что даже такая уважительная причина, как поездка в служебную командировку, не снимает с бизнесмена вины за нарушение. Ведь подобный вариант не упомянут в статье 111 Налогового кодекса.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" проводит VII конкурс "Лучшие годовые отчеты российских компаний".
Цель проекта — привлечение внимания общественности и отечественного бизнеса к проблеме годовой отчетности и передовому опыту раскрытия информации. С ростом корпоративной культуры и принятием Кодекса корпоративного поведения растет и внимание компаний к составлению этого имиджевого, по сути, документа — если в первом конкурсе участвовало всего 19 годовых отчетов, то в 2004 году в конкурсе приняли участие уже 60 российских компаний. Отчеты на конкурс представили не только "голубые фишки", но и компании "второго эшелона", чьи акции практически не обращаются на открытом рынке. Годовые отчеты уже не напоминают красочные рекламные буклеты, но общепризнанных стандартов подготовки отчетности пока так и не выработалось. Безусловно, решению этой проблемы немало поспособствует и проведение самого конкурса, и семинар, посвященный практическим аспектам создания годовых отчетов, который пройдет одновременно с подведением итогов конкурса.
Ответчиком по спорам с филиалом является головное предприятие. Причем истец не обязан даже уведомлять провинившееся подразделение о рассмотрении дела. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 8 августа 2005 г. № А56-10733/2005. Арбитры указали, что поскольку филиал не является участником процесса, требование направить в его адрес копию искового заявления неправомерно. Таким образом, его отсутствие на судебном заседании не может служить основанием для отказа арбитров рассматривать иск.
Не исключено, что следователи МВД получат право наравне со следователями прокуратуры вести предварительное следствие по делам о нарушении авторских и смежных прав. Такие поправки в часть пятую статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса накануне одобрило правительство. Представляя законопроект, глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что предложенные поправки позволят более эффективно пресекать преступления, связанные с оборотом контрафактной продукции. Ведь, по его словам, следственными органами внутренних дел накоплен большой опыт расследования преступлений экономической направленности.
В свою очередь и. о. председателя Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов сомневается, что это нововведение позволит более эффективно защищать интересы предпринимателей. Беседуя с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации», глава НАК отметил, что нарушения авторских и смежных прав – большая проблема и ее необходимо решать. Но инициатива МВД, уверен Кабанов, это не выход из ситуации. По его словам, за этим решением стоит банальная попытка межведомственного противодействия, в результате каждая из структур при расследовании подобных дел «будет исходить из собственных интересов и тянуть одеяло на себя».
09.09.2005
Предпринимателям, оштрафованным за ту или иную провинность, стоит посочувствовать. Поздравить же их можно лишь с одним – исполнить свою «непочетную» обязанность по уплате штрафа им станет гораздо легче. Дело в том, что депутаты Госдумы сразу во втором и третьем чтениях приняли поправки в КоАП, согласно которым в постановлении о наложении штрафа будут проставляться реквизиты получателя платежа.
Эксперт «ОПОРЫ России» Юлия Духнина считает, что это нововведение значительно упростит порядок уплаты штрафа, поскольку предпринимателям, допустившим нарушение, теперь не нужно будет самостоятельно искать необходимые реквизиты. Некоторые, отчаявшиеся найти их нарушители, откладывают уплату штрафа в долгий ящик. «На практике в постановлении о наложении штрафа данные о получателе платежа иногда указываются. Но сейчас это станет обязанностью, поэтому новая норма действительно несколько снизит потери бюджета», – заявила Духнина в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
Подготовленный правительством законопроект о внесении изменений в первую часть Налогового кодекса в значительной степени приравнивает камеральные проверки к выездным. В этом накануне признался заместитель министра финансов Сергей Шаталов. По его мнению, в ходе камеральных проверок налоговым инспекциям следует разрешить проводить аналитическую работу. Она позволит определить, насколько верны предоставленные фирмами сведения. Помимо этого, отметил замминистра финансов, налоговики смогут по итогам камеральной проверки составить акт о допущенных нарушениях. «После рассмотрения претензий инспекция может предъявить требование об уплате налога. Это требование будет иметь тот же правовой статус, что и при выездной проверке», – пояснил Шаталов.
По мнению управляющего партнера юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергея Пепеляева, «если Госдума одобрит эти поправки, налоговики смогут на законных основаниях истребовать все первичные документы, подтверждающие право на налоговые вычеты и предоставление льгот». Это, заметил он в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации», половина бухгалтерского документооборота. Сергей Пепеляев также заявил о неправомерности взимания штрафов по итогам камеральной проверки: «Фактически за каждую поданную декларацию налоговики смогут наложить на фирму штраф».