03.05.2005
Для фирм и предпринимателей, которые занимаются игорным бизнесом, Минфин установил порядок постановки на учет (приказ от 8 апреля 2005 г. № 6554). В приказе чиновники перечислили документы, которые требуются от фирм и предпринимателей. Так, первые должны представить заявление, а также копии свидетельств о госрегистрации (либо о внесении в ЕГРЮЛ) и о присвоении ИНН. А бизнесмены – то же самое, но вдобавок еще и копию паспорта. Через пять дней после получения документов налоговики ставят «игроков» на учет и выдают соответствующее уведомление.
Регистрироваться по месту установки игровых объектов бизнесменам нужно в том случае, если они не состоят на учете ни в одной инспекции на территории данного субъекта федерации.
Не исключено, что фирмы сами будут определять в учетной политике перечень прямых расходов при исчислении налога на прибыль. Такие поправки в 25-ю главу Налогового кодекса накануне прошли второе чтение. Также согласно внесенным изменениям предлагается разрешить организациям самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов между незаконченным производством и изготовленной в текущем месяце продукцией. При этом такой порядок должен быть установлен в учетной политике фирмы и применяться не менее двух налоговых периодов.
29.04.2005
Арбитры признали недействительным письмо МНС от 12 мая 2004 г. № 33-0-11/327. В соответствии с этим документом инспекторы отказывались регистрировать кассовые аппараты без электронной контрольной ленты защищенности (ЭКЛЗ). Корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» удалось получить решение Арбитражного суда Омской от 25 марта 2005 г. по делу №254862/04. В нем судьи указали, что МНС письмом № 33-0-11/327 превысило свои полномочия и, кроме того, документ даже не был опубликован в установленном законом порядке. Таким образом, по мнению судей, он не имеет юридической силы. Для весомости, свой вывод арбитры подтвердили материалами прокурорской проверки в отношении замруководителя ФНС Сергея Шульгина. Именно он завизировал письмо, которым из Государственного реестра были исключены модели кассовых аппаратов без ЭКЛЗ. По данным Генпрокуратуры, это не единственный подписанный им документ, выпущенный с нарушением закона о ККТ № 54-ФЗ.
Решение Арбитражного суда вступило в силу 25 апреля. С этого дня налоговые инспекции Омской области регистрируют кассы без ЭКЛЗ.
Бухгалтерам, возможно, дадут больше времени на представление истребованных налоговиками документов и на обжалование результатов налоговых проверок. Такое предложение содержится в законопроекте по налоговому администрированию, который накануне одобрило правительство. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов сообщил, что в документе «принципиально изменены правила исчисления этих сроков». Так, по его словам, они считать их надо будет не в календарных днях, как сейчас, а в рабочих. Шаталов считает, что это даст предпринимателям дополнительное время «для выполнения тех или иных процессуальных действий».
Чиновники в очередной раз пошли навстречу предпринимателям. Накануне правительство разрешило налоговикам увеличить отсрочку по уплате налогов с 6 месяцев до 1 года. Такое предложение содержится в законопроекте по налоговому администрированию, подготовленном Минфином. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, увеличение этого срока позволит отказаться от так называемого института налогового кредита. Также он отметил, что в отдельных случаях уплата налогов может быть отсрочена даже на 3 года. Однако такое решение будет принимать непосредственно правительство.
Уплата единого налога заменяет уплату, в частности, налога на доходы физлиц (п. 4 ст. 346.26). Это правило применяется в отношении «вмененных» доходов. При их получении предприниматель не обязан подавать декларацию по НДФЛ. Об этом корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» сообщили в ФНС. Даже если коммерсант работает еще в какой-нибудь фирме, то и в этом случае он не должен подавать декларацию. Сотрудники налогового ведомства объяснили это тем, что организация при выплате зарплаты обязана удержать и перечислить НДФЛ (ст. 226 НК). Кроме того, она должна подать сведения о доходах в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 230 НК).
Похоже, пока не закрыт вопрос о том, с какого момента считать налог уплаченным. Накануне на заседании правительства, где обсуждались поправки в Налоговый кодекс по налоговому администрированию, заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда Александр Арифулин высказался за то, чтобы считать налог уплаченным не с момента представления налоговой платежки в банк, а с момента зачисления денег в бюджет.
Ранее и Минфин выдвигал такое предложение. Однако потом, учтя мнение бизнес-кругов, главное финансовое ведомство решило отказаться от этого нововведения. Директор экономических программ Общественной организации предпринимателей «Деловая Россия» Андрей Неведеев в беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» отметил, что предложенный порядок был актуален для 1998 года, когда многие компании специально перечисляли налоги через так называемые проблемные банки. «Введение этого порядка сейчас, необоснованно поставит фирмы в зависимость от добросовестности работы банков», — сказал Неведеев.
Налоговые инспекторы во время камеральной проверки не имеют права требовать от фирмы статотчетность. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 5 апреля 2005 г. № А42-8666/04-22. Арбитры напомнили, что налоговики могут дополнительно запрашивать документы, связанные с исчислением и уплатой соответствующего налога (ст. 88 НК). Однако, указали судьи, статистические формы не используют при расчете налога, следовательно, истребованы быть не могут. Довод инспекции, что статистика нужна им для «достижения максимальной степени исследования всех обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налога», судьи отвергли. По их мнению, вся необходимая для этого информация содержится в первичных документах, которые в данном случае фирмой были представлены.
Как сообщили в пресслужбе Федеральной службы судебных приставов, ведомство намерено добиваться права проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении должников и их имущества. В новом законопроекте предполагается, что приставы будут включены в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако это изменение не предусматривает , что им дадут права вмешательства "в тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также правом на неприкосновенность жилища". Зато приставы получат право допрашивать свидетелей и исследовать материалы дела.
Как поясняют чиновники, подобное предложение возникло из-за частых случаев возврата исполнительных листов взыскателям: долг невозможно вернуть «ввиду отсутствия должника». Судя по данным статистики, именно по этой причине ежегодно прекращается около 20 процентов исполнительного производства по решениям суда.
«Законопроект, конечно, спорный. Но мне кажется, что если бы его приняли, это было бы неплохо, – рассказала корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» Елена Солтан, юрист юридического центра «Глосса». – У нас часто бывают случаи, когда дело выиграно, исполнительный лист уже на руках, а доолжник утверждает, что у него нет никакого имущества. Судебные приставы, конечно, пытаются найти что-нибудь по документам. Но, как правило, у них ничего не выходит, и организации вынуждены обращаться еще и в правоохранительные органы».
Скоро малым фирмам откроют дорогу в авиационную промышленность. Об этом заявил директор Департамента государственного регулирования в экономике Андрей Шаров на встрече с представителями малого бизнеса. «Наши авиационные предприятия слишком неповоротливы, а потому неконкурентоспособны на мировом рынке, — пояснил Андрей Шаров, — во всех странах малые компании выполняют заказы крупных авиастроительных предприятий. Это экономически более выгодно». По его словам Минэкономразвития уже провел необходимые переговоры с руководителями авиационной промышленности.
В скором времени бухгалтерам фирм, временно приостановивших свою хозяйственную деятельность, не придется осложнять себе жизнь подачей в налоговую инспекцию так называемой «нулевой» налоговой декларации. С предложением об ее упразднении выступило на днях Министерство финансов. Финансисты считают, что налогоплательщику, у которого в истекшем периоде отсутствовали объекты налогообложения, достаточно будет направить в инспекцию лишь «уведомление в упрощенной форме».
Когда предложение Минфина поступит на рассмотрение в Госдуму, проблем с его обсуждением, скорее всего, не возникнет. «Конечно, мы поддержим данную инициативу, поскольку она избавит налогоплательщиков от лишних забот и не противоречит интересам налоговой службы», – сказала корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» представитель комитета по бюджету и налоговым сборам Госдум
Малые фирмы вскоре должны будут обращаться за поддержкой к муниципальным властям. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Леонид Рокецкий заявил, что надо разграничить полномочия между федеральным центром и местными властями. Малый бизнес должен работать с муниципальными образованиями, подчеркнул Леонид Рокецкий.
Эту мысль поддержала и член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. В беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» она сказала: «Налоги, которые малые компании платят по упрощенной системе налогообложения, будут поступать в местные бюджеты. Поэтому с вступлением в силу Закона № 131-ФЗ муниципалитеты сами будут стимулировать дробление фирм».
28.04.2005
Фирме придется выполнять свои обязательства по бессрочному договору аренды земли, даже если тот не зарегистрирован. Признать сделку ничтожной не получится. Подобное дело недавно рассмотрел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 7 апреля 2005 г. № А56-32921/04). Спор возник из-за того, что арендатор земли просрочил платеж, а пени платить отказался. Владелец территории обратился в суд с надеждой получить причитающиеся деньги. Арбитры поддержали собственника, причем от уплаты пеней ответчика не спасла даже ссылка на ничтожность сделки. Судьи напомнили, что операции с недвижимостью подлежат госрегистрации, если иное не сказано в законе (ст. 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122- ФЗ). При этом от регистрации освобождаются договоры аренды земли, заключенные на срок менее года (п. 2 ст. 26 Земельного кодекса). Арбитры указали, что бессрочный договор может быть расторгнут в любой момент одной из сторон (п. 2 ст. 610 ГК), следовательно в регистрации он не нуждается.
Конституционный Cуд отменил термин «добросовестный налогоплательщик», который появился после выхода Определения от 25 июля 2001 г. № 138-О. В новом документе от 18 января 2005 г. № 36-О Конституционный суд указал, что «осуществленная Арбитражным судом города Москвы универсализация выводов, содержащихся в Определении КС № 138-О, недопустима». Следовательно, налоговые службы уже не смогут использовать такое понятие, как «добросовестность», при подготовке обвинения.
Некоторые суды, опираясь на этот термин, издавали свои постановления, противоречащие презумпции невиновности. Например, арбитраж Дальневосточного округа посчитал, что «отсутствие в действиях налогоплательщика нарушений закона не означает одновременно и его добросовестность».
Решение Конституционного Суда не может не радовать представителей бизнеса. «Это абсурдное понятие рано или поздно должны были отменить. И фирмы, и налоговые любую неточность в законодательстве трактуют по-своему, для своей выгоды. А тут – целое понятие, смысл которого никто и не пытался определить. Это же такой простор для работы!» — сказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» юрист одной из московских юридических фирм Алексей Богатов. Однако он считает, что радоваться пока рано. Высший арбитражный суд еще не вынес свое решение.
Предприятиям общественного питания, которые используют несколько смежных залов, будет интересно письмо Минфина от 11 марта 2005 г. № 03-06-05-04/55. В соответствии с ним для целей ЕНВД помещения признаются одним залом обслуживания посетителей, если их площади не разделены в инвентаризационных и договорных документах. Если же границы помещений обозначены, то фирма сможет применять «вмененный» налог по каждому залу при условии, что его размер менее 150 кв. метров. В этом случае общая площадь значения не имеет.
Минфин предлагает утвердить Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. В нем должны будут содержаться конкретные сроки совершения налоговиками всех процедур, которые возникают во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Финансисты считают, что работа налоговых инспекторов должна оцениваться в первую очередь по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов и своевременности возврата излишне уплаченных сумм.
Проблему микрокредитования малого бизнеса, возможно, удастся решить через кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ).
Одна из серьезнейших задач, которую приходится решать малому бизнесу – получение кредитов. Необходимость привлечения для ее решения такого ресурса, как КПКГ, обсудили участники VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий. Успешный опыт такой работы в России есть. Однако, согласно действующему законодательству, КПКГ могут использовать для кредитования малого бизнеса лишь 50 процентов консолидированных средств граждан.
Эксперты, опрошенные корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты», считают, что это существенный шаг навстречу малому бизнесу. По их мнению, эти кооперативы могут быть хорошими партнерами для банков и осуществлять посреднические функции между ними и предпринимателями.
Похоже, к просьбам предпринимателей упорядочить систему проведения налоговых проверок наконец-то прислушались. Накануне правительство в целом одобрило законопроект по улучшению налогового администрирования. В этом документе большое внимание уделено налоговым ревизиям. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, в нем уточнен перечень документов, которые могут затребовать налоговики в ходе камеральной проверки. При этом, как отметил чиновник, фирма вправе отказать ревизорам в повторном предоставлении бумаг, если такая проверка уже проводилась ранее. Что же касается выездных проверок, то тут окончательно установлены сроки ее проведения — 2 или 3 месяца. Здесь Шаталов особо подчеркнул, что для продления ревизии налоговики должны иметь веские основания, например, таким основанием может послужить необходимость в экспертизе. А вот решение о таком продлении будут выносить не сами налоговики, а руководитель Федеральной налоговой службы либо его заместитель.
В целом согласованный вариант поправок в Налоговый кодекс предпринимателей устраивает. Председатель Экспертного совета «Деловой России» сказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты»: «Минфин обещает нам, что повторные проверки станут исключительным явлением. Посмотрим, как будут развиваться события. Если проверок будет столько же, сколько и сейчас, мы вернемся к этому вопросу».
Министр финансов Алексей Кудрин высказался против инициативы возврата сборов для формирования дорожных фондов. Предложение по их введению прозвучало в проекте транспортной стратегии до 2020 года. Кудрин сослался на опыт развитых стран, в которых нет отдельных фондов для финансирования строительства дорог. Средства выделяются непосредственно из бюджета. Как пояснил министр, нужно не вводить дополнительный налог, а четко распределять полномочия по развитию транспортной системы между федеральными и региональными властями.
Штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если они повлекли занижение налоговой базы, могут существенно увеличить. Такие поправки в 120-ю статью Налогового кодекса предлагает внести Минфин. Финансисты хотят установить штраф не 10 процентов от суммы неуплаченного налога, а 5 процентов от суммы, на которую была занижена налоговая база.
Однако по словам председателя Координационного совета предпринимательских союзов Александра Шохина, этот вопрос требует доработки. Он считает, что такое изменение является достаточно существенным и требует немалых дискуссий. Для начала, по его замечанию, «необходимо все как следует рассчитать, а только потом принимать либо отвергать это предложение».