16.05.2003
В половине московских налоговых инспекций уже установлена новая автоматизированная информационная система «Налог-2 Москва». Эта программа почти полностью автоматизирует работу налоговиков. С ее помощью можно не только вести учет налогоплательщиков, их счетов и рассчитывать налоги, но и проводить камеральные проверки.
Система на основании данных налогоплательщиков и инспекторов находит ошибки в уплате налогов и автоматически доначисляет платежи.
Правительство установило прожиточный минимум в целом по России за I квартал этого года в размере 2047 рублей на человека в месяц. Для трудоспособных граждан этот показатель равен 2228 рублей, для пенсионеров – 1554 рубля, для детей – 2039 рублей.
В последнем квартале прошлого года прожиточный минимум был установлен на уровне 1893 рублей, так что нынешний показатель по сравнению с предыдущим вырос примерно на 8 процентов.
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о защите прав организаций и предпринимателей при проведении государственного контроля. Этот документ запрещает ревизорам проверять малое предприятие первые три года его существования.
Правда, внеплановые ревизии инспекторы проводить могут. Нежданные гости наведаются к тем, кто нарушает требования по обеспечению безопасности.
Руководители налоговых инспекций могут рассматривать дела о нарушениях валютного законодательства. Об этом МНС России сообщило в письме от 01.04.2003 № ШС-6-24/380@. В документе налоговым органам разъяснено, какие наказания за нарушение валютного законодательства предусмотрены в статье 15.25 КоАПа.
В частности, административный штраф грозит тем, кто без соответствующих разрешений Банка России осуществляет валютные операции, связанные с движением капитала. Если разрешения есть, но выданы они не по правилам, то ответственности тоже не избежать. Она выльется в штраф в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Столько же заплатят нарушители порядка проведения валютных операций, установленного разрешением Банка России. Такое наказание предусмотрено и для тех, кто, оперируя с валютой, использует счета резидентов в иностранных банках, открытые с нарушениями.
От пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда должностным лицам придется отдать государству в качестве штрафа за несоблюдение порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям. На юридические лица за это же правонарушение наложат штраф от четырехсот до пятисот МРОТ.
Как отмечается в документе, нормы КоАПа также разрешают налоговикам составлять и передавать таможенникам протоколы о неисполнении требований таможенного режима экспорта. В соответствии со ст. 16.17 КоАПа неисполнение требований наказывается административным штрафом в размере от одного до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения.
Товары и услуги для дипломатов из США, Азербайджана, Польши, Швейцарии, Мексики и еще более 60 стран, облагаются НДС по нулевой ставке. Недавно об этом сообщило Министерство по налогам и сборам России.
В своем письме от 1 апреля 2003 года (№ РД-6-23/382) налоговики напомнили, что по Налоговому кодексу, нулевая ставка НДС применяется при реализация товаров и услуг для «официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами».А также товаров «личного пользования дипломатическим и административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей». Этот порядок распространяется, на страны, в которых установлен аналогичный режим налогообложения для российских посольств, консульств и других дипломатических представительств.
В письме указан перечень стран продажа товаров, которым освобождена от НДС в полном объеме. Также в документе содержаться перечень стран, по которым нулевая ставка налога применяется в зависимости от видов товаров. Согласно письму льготная ставка не применяется только для товаров и услуг, реализуемых дипломатам Республики Ангола и Мавритании.
15.05.2003
Постановкой юрлиц на учет в Пенсионном фонде РФ (ПФР) и в Фонде социального страхования будет заниматься Министерство РФ по налогам и сборам (МНС). Как сообщил журналистам замминистра экономического развития и торговли РФ Александр Маслов, такой порядок будет предусмотрен в новой редакции закона о регистрации юрлиц, подготовленной МНС. Замминистра напомнил, что, по действующему российскому законодательству, учредители юрлиц должны лично заниматься постановкой на учет своих компаний в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. После принятия подготовленных МНС поправок такой порядок будет устранен. Все необходимые сведения будут представляться в МНС, которое будет передавать эту информацию в фонды.
По словам А.Маслова, данный законопроект имеет поддержку депутатов, и есть твердая уверенность, что он будет принят Госдумой в период осенней сессии.
Замминистра сообщил также, что планируется объединить процесс регистрации юрлиц и их постановку на налоговый учет "в одном окне". Соответствующие поправки в Налоговый кодекс также планируется подготовить к осени текущего года.
А.Маслов сообщил, что в ходе заседания Правительства было уделено внимание срокам, необходимым для осуществления всей процедуры регистрации юрлица. По его словам, установленные сейчас законодательством сжатые сроки для регистрации на практике не соблюдаются. Замминистра отметил, что этой проблеме уделяется постоянное внимание, и МНС к концу года надеется решить эту проблему.
Госдума на заседании 15 мая 2003 года отклонила в первом чтении законопроект, внесенный депутатом Сергеем Колесниковым, "О внесении изменений в статью 255 части второй Налогового кодекса РФ".
Законопроект предусматривает предоставление работодателям возможности самостоятельно определять в пределах совокупной суммы платежей, составляющей до 15% от суммы расходов на оплату труда, объемы средств, направляемые на те или иные цели добровольного страхования. При этом допускается возможность направления всей совокупной суммы платежей на один вид добровольного страхования.
Как отмечается в заключении Правительства РФ на законопроект, предлагаемые поправки ставят под сомнение реализацию основных принципов пенсионной реформы, предусматривающей создание системы, при которой трудовая пенсия будет складываться из базовой, страховой и накопительной частей. Правительство считает целесообразным сохранить твердо установленные предельные размеры отчислений, принимаемые к вычету из налоговой базы отдельно по пенсионному страхованию и по медицинскому страхованию.
Госдума на заседании 15 мая 2003 года приняла в первом чтении законопроект, внесенный Правительством РФ, "О внесении дополнения в Налоговый кодекс РФ (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившим силу федерального закона "О плате за пользование водными объектами".
Целью законопроекта является приведение законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с НК РФ. Согласно документу, плата за пользование водными объектами заменяется водным налогом.
Законопроект устанавливает твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод. При этом, одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод. Сумма водного налога будет в полном объеме зачисляться в доход бюджетов субъектов РФ. В настоящее время плата за пользование водными объектами зачисляется в размере 40% в федеральный бюджет, 60% - в бюджеты субъектов РФ. Законопроект составлен с учетом ранее внесенного правительственного документа, предусматривающего снижение действующих ставок платы для объектов гидроэнергетики с 1 января 2003 года для целей гидроэнергетики с 4-20 руб. до 1-8 руб. за 1000 кВт ч вырабатываемой электроэнергии на ГЭС.
Размеры ставок водного налога рассчитаны, исходя из предполагаемого индекса инфляции на 2004 год в размере 1.17 и объемов поступлений от платы за пользование водными объектами в 2003 году. Поступления от водного налога в 2004 году после введения в действие главы "Водный налог" составит 8.4 млрд. руб.
Госдума на заседании 15 мая 2003 года приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда". В соответствии с документом, с 1 октября 2003 года МРОТ устанавливается в сумме 600 руб. в месяц, сейчас МРОТ определен в 450 руб.
Законодательные органы субъектов могут принимать законы, устанавливающие более высокий размер минимальной заработной платы в субъекте РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Московские налоговики объявили о завершении подключения столичных инспекций к системе электронной отчетности. Теперь любой московский бухгалтер может избавить себя от бесконечных очередей в налоговой – фирме нужно обеспечить выход в интернет и купить необходимое программное обеспечение. Кстати, пересылать документы по такой системе можно будет вплоть до полуночи последнего дня их сдачи.
Пока договоры на передачу «виртуальных» деклараций заключила только 3971 фирма из 700 тыс. московских организаций.
МНС в
письме от 01.04.2003 № ШС-6-24/380 разъяснило, в каких случаях налоговики могут применять административную ответственность за нарушения валютного законодательства.
В частности, эти чиновники могут оштрафовать организацию (или предпринимателя), если та (или тот) ведет расчеты в валюте, не имея разрешения Центробанка. Причем сумма штрафа может равняться стоимости сделки.
Второе нарушение – невозвращение валюты из-за границы при срыве сделок по импорту товаров. Третье – непредставление или нарушение правил представления отчетности о движении денежных средств на заграничных счетах. И, наконец, четвертое, за что спросят налоговики, – нарушение установленного порядка зачисления экспортной выручки.
Министерство обращает внимание, что рассматривать дела по статье 15.25 Административного кодекса могут налоговики рангом не ниже руководителя регионального управления МНС.
Региональные отделения ФСС готовы оплатить детские путевки в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия. На одного ребенка фонд может выделить до 400 рублей в сутки. При этом максимальная продолжительность пребывания в лагере – 24 дня. Об этом сказано в письме ФСС от 21.04.2003 № 02-18/10-2463.
Чтобы отделение ФСС оплатило путевки, нужно подать туда заявление, где указать название лагерей, профили лечения и его сроки. Стоимость полученных и выданных путевок следует отразить в таблице 7 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ.
В Минэкономразвития обещают, что принцип «одного окна» при регистрации фирм все-таки заработает с 1 января 2004 года. Чиновники этого ведомства проанализировали свои ошибки и вместе с налоговиками разработали поправки в закон о регистрации, которые 15 мая будут рассмотрены на заседании Правительства. Суть поправок заключается в том, что фирма сможет начать работу сразу после получения ИНН и открытия счета.
Новая система регистрации юридических лиц, которая действует с 1 июля 2002 года, обошлась предпринимателям вдвое дороже, чем прежняя. Кроме того, процесс создания фирмы вместо положенных пяти дней иногда растягивается до двух месяцев, а регистрируемым самим приходится сообщать о себе сведения в Госкомстат и внебюджетные фонды. Дело в том, что в инспекциях, которые взяли на себя роль регистраторов, просто не хватает специалистов.
Бюджетный комитет Госдумы при подготовке ко второму чтению законопроекта о госпошлине решил сократить список льготников по этому платежу. Если депутаты одобрят проект, то МНС придется платить пошлину при каждом обращении в суд. Народные избранники надеются, что нововведение отобьет у налоговиков желание подавать сомнительные иски на налогоплательщиков. Специалисты подсчитали, что эти платежи обойдутся ведомству в 3 млрд рублей ежегодно.
Дело в том, что фискалы часто затевают заведомо проигрышные судебные дела, чтобы потянуть время и вынудить компанию заплатить добровольно. Теперь чиновники и бизнесмены будут равны перед судом – депутаты согласились освободить от пошлины только истцов, отстаивающих интересы ребенка.
14.05.2003
Скоро уголовная ответственность бухгалтеров может существенно измениться. Недавно Президент внес в Государственную Думу законопроект с поправками к Уголовному кодексу. В нем предлагается новая редакция статей о налоговых преступлениях. Что ждет бухгалтеров, если поправки будут приняты, читайте в статье
"Новое в уголовной ответственности бухналтера" из 5-го номера журнала
«Практическая бухгалтерия».
Новая глава Налогового кодекса РФ о СРП решает вопрос о налогообложении участников этих соглашений. Об этом журналистам сообщил заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин. По его словам, до внесения данного законопроекта режим налогообложения СРП прописывался в нескольких законодательных актах. Таким образом, документ, который сегодня будет рассматриваться в Госдуме, учитывает все особенности налогообложения участников СРП, отметил С.Штогрин.
Главной особенностью документа является то, что доля государства в общем объеме произведенной продукции по соглашениям СРП составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции. При доработке законопроекта ко второму чтению комитет исходил из того, чтобы увеличить долю доходов государства и минимизировать налоговые преференции.
В случае, когда СРП осуществляется на принципах прямого раздела продукции, компенсационная продукция не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции. При добыче на континентальном шельфе РФ компенсационной продукцией признается 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов.
В соответствии с законопроектом, налог на добычу полезных ископаемых уплачивается в размере 50% от ставки, а при достижении определенного уровня прибыльности налогообложение производится по полной ставке.
Как отметил С.Штогрин, ко второму чтению в текст документа была включена поправка, в соответствии с которой месторождения, где не идет реализация СРП, должны быть выставлены на аукцион. Только в том случае, если желающих принять участие в аукционе не будет, эти месторождения могут осваиваться на условиях СРП.
С.Штогрин сообщил, что месторождения Приразломное, Штокмановское, Сахалин-3 и ряд месторождений Каспия будут реализованы на условиях СРП.
Управлением МНС по г. Москве ввело новый порядок приема заявлений от фирм, которые желают получить государственную регистрацию и одновременно встать на налоговый учет. Так, если вновь созданная организация находится по адресам, обслуживаемым инспекциями № 13, 14, 33, 34 и 43 по САО и СЗАО, то регистрировать ее будет межрайонная инспекция МНС России № 39. Такой порядок начнет действовать со второй декады мая.
Штраф по статье 119 Налогового кодекса нужно рассчитывать не от общей суммы налога, отраженного в декларации, а за минусом авансовых платежей, перечисленных в течении отчетного периода. Такую точку зрения высказал Федеральный арбитражный суд г. Москвы (постановление от 28 января 2003 г. № КА-А40/54-02). Напомним, что по статье 119 НК РФ фирму могут оштрафовать, если она не представила декларацию вовремя.
Регистрация юрлиц в качестве резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) будет осуществляться в пятидневный срок со дня предоставления документов регистрирующему органу. Такой порядок предусмотрен доработанным Минэкономразвития законопроектом "Об особых экономических зонах в РФ", текст которого имеется в распоряжении АК&М. В предыдущем варианте законопроекта на регистрацию отводилось 10 дней.
Регистрация юрлица осуществляется в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Перечень документов, необходимых для регистрации, должен содержать документы, предусмотренные этим законом, а также письменное заключение Администрации ОЭЗ о согласовании инвестиционного проекта и решение о регистрации резидента ОЭЗ. Из доработанного законопроекта было исключено положение о возможности осуществления всех видов деятельности на территории ОЭЗ ее резидентами без получения ими лицензий. Администрация ОЭЗ организует проведение экспертизы и согласование представленной ей документации по инвестиционным проектам. Экспертиза проводится исключительно в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности возводимых зданий и сооружений для жизни и здоровья людей и соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации. Экспертиза и согласование проектной документации проводятся в срок, не превышающий 60 дней для экспертного рассмотрения и с огласования проектной документации в полном объеме и 30 дней для экспертного рассмотрения и согласования отдельных разделов документации. Экспертиза производится государственными экспертными органами.
Юрлицо может быть зарегистрировано в качестве резидента промышленно-производственной зоны, только если оно является вновь созданным. Регистрация в ОЭЗ организаций, созданных в результате реорганизации других юрлиц, запрещена.
Для резидента ОЭЗ объем капитальных вложений, за исключением нематериальных активов предусмотренных инвестиционных проектов, должен превышать сумму в рублях, эквивалентную 10 млн. евро.
Резиденты промышленно-производственных зон не имеют права заниматься иной деятельностью, не предусмотренной инвестиционным проектом. Деятельность резидентов технико-внедренческих зон должна отвечать профилю высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, при которых ОЭЗ было образовано.
На территории ОЭЗ не допускается размещение объектов, имеющих оборонное значене, предприятий добывающих отраслей промышленности, электроэнергетики, черной и цветной металлургии, а также производства вооружений и военной техники и подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Резидент ОЭЗ не вправе являться учредителем других организаций, в том числе резидентов ОЭЗ, входить в состав органов управления организаций и иметь обособленные подразделения вне территории ОЭЗ.
Согласованный Минэкономразвития и Минфином законопроект "Об особых экономических зонах в РФ" (ОЭЗ), вероятно, будет внесен в Правительство до конца мая 2003 года. Об этом сообщил АК&М источник, осведомленный о ходе подготовки законопроекта. По его словам, доработанный вариант законопроекта "Об ОЭЗ" в целом согласован профильными департаментами Минэкономразвития и Минфина.
В процессе доработки законопроекта вызывавшие разногласия вопросы, касающиеся критериев и порядка отбора ОЭЗ, в тексте законопроекта оговорены не были. Решение этих вопросов отнесено к компетенции Правительства РФ. Аналогичным образом были решены вопросы, касающиеся механизма управления зонами и статуса управляющего органа - Администрации ОЭЗ. Во многом остаются открытыми вопросы, связанные с источниками финансирования и объемом средств, необходимых для обустройства ОЭЗ.
При доработке законопроекта из него были исключены положения, касающиеся упрощенного порядка въезда на территорию ОЭЗ иностранных граждан и отмены регистрации иностранцев, работающих на предприятиях ОЭЗ.
Как сообщил источник, все разногласия, касающиеся налогообложения резидентов ОЭЗ, к настоящему времени министерствами сняты. Подготовленные вместе с базовым законопроектом "Об ОЭЗ" поправки в НК РФ, предусматривающие введение особого порядка уплаты налога на прибыль организаций для резидентов ОЭЗ, вероятно, будут внесены в Правительство без новых изменений.
После внесения проектов по ОЭЗ в Правительство у вице-премьера РФ Бориса Алешина, скорее всего, будет проведено совещание, посвященное их рассмотрению.