30.07.2001
С 1 января 2002 года в Москве будет введен единый налог на вмененный доход АЗС. В связи с этим возможно повышение цен на моторное топливо в конце этого – начале следующего года.
С инициативой введения налога выступили столичное Управление МНС РФ. По словам налоговиков, в ходе проверок столичных АЗС были установлены факты сокрытия доходов нефтяными компаниями от налогообложения. Выручка занижалась с помощью "корректировки" счетчиков на колонках и кассовых аппаратов.
Теперь владельцев АЗС обяжут платить налог не с проданного литра, а с количества колонок. Предполагается, что базовую доходность одной колонки установят в размере 150 000 руб. Эта величина будет повышаться или понижаться в зависимости от конкретных условий работы АЗС. Ставка налога составит 20%.
Опыт введения подобного налога в России уже есть. Единый налог на вмененный доход весной этого года был введен в Воронежской области, Ставропольском крае и составил 38500 и 63000 рублей с каждой колонки соответственно. Это вызвало подорожание топлива и временное приостановление работы большинства местных АЗС.
27.07.2001
Союз промышленников и предпринимателей (СПП) Коми на вчерашнем заседании высказывается против внесения изменений в федеральный закон "О недрах", которые на днях были утверждены Советом Федерации России.
По словам министра природных ресурсов и охраны окружающей среды РК А. Боровинских, основной поправкой к закону "О недрах" является то, что с 2002 г. все налоги с недр - акцизы, платежи на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и за пользование недрами - объединяются в единый налог. При этом этот налог теряет статус целевого, и может использоваться на любые цели. Кроме того, с 2002 г. в федеральный и республиканский бюджеты будут зачисляться 80% и 20% этого налога соответственно. В настоящее время эти пропорции составляют 30% на 70%. Специалисты подсчитали, что от нового закона бюджет республики потеряет около 1,5 млрд. руб.
В итоге члены СПП приняли решение создать рабочую группу и через Российский союз промышленников и предпринимателей обратиться к Правительству РФ, с просьбой пересмотреть поправки к закону "О недрах".
Проект индивидуальных счетов граждан, который ФКЦБ направила 25 июля в правительство, позволит гражданам совершенно легально выводить часть своего дохода из-под налогообложения, сообщает газета "Ведомости".
Предлагается установить максимальный размер ежегодного дохода гражданина, который направляется на долгосрочное инвестирование. Эта сумма не будет облагаться налогом в текущий налоговый период - налог придется платить в момент изъятия этих средств со счета.
Доход же от этих инвестиций будет облагаться по ставке, действующей на момент изъятия денег со счета, но она будет уменьшаться со сроком нахождения денег на счете. Таким образом, правительство еще раз опробует регрессивный метод, который с этого года применяется при расчете единого социального налога.
Эта схема во многом напоминает принцип, по которому устроены паевые инвестиционные фонды (ПИФ): не являясь юридическими лицами, они не платят налог на прибыль, а инвестор платит подоходный налог при продаже пая. В обоих случаях налог платится по окончании инвестиции, при изъятии денег.
Сейчас налогообложение доходов физических лиц от операций на рынке ценных бумаг не зависит от срока инвестиций. Граждане могут выбрать один из двух вариантов базы для уплаты налога: прибыль по итогам года или доход от реализации ценных бумаг, превышающий необлагаемый минимум 1000 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда). Ставка в обоих случаях составляет 13 процентов.
1 августа правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, возглавляемая вице-премьером Алексеем Кудриным, обсудит вопрос об изменении экспортных пошлин на нефть.
По утверждению источников газеты "Время новостей", экспортная пошлина на нефть может опуститься с отметки 30,2 евро за тонну ориентировочно до 22 - 23. Причиной тому снижение мировых цен на нефть за два последних месяца.
Кроме того, комиссия обсудит вопрос о вводе на постоянной основе постановления правительства о новом таможенном тарифе. Члены комиссии обсудят также вопрос о снижении импортных пошлин на очередной список технологического оборудования, не производимого в России.
На состоявшемся заседании коллегии Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Челябинской области был рассмотрен вопрос о ходе реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц в бюджет согласно постановлению Правительства РФ N410. Условия реструктуризации предусматривают постепенное погашение задолженности перед бюджетом в течение шести лет и пеней – в течение четырех лет.
17 предприятий подали заявления на реструктуризацию. В их числе – ОАО "Копейский машиностроительный завод", ЗАО "Передвижная механизированная колонна" Металлургического района г. Челябинска, ООО "Реммедстрой", ЗАО "Строительное управление –5" из города Трехгорного, сообщили агентству в пресс-центре управления МНС РФ по Челябинской области. Это первые ласточки, отметил заместитель налогового управления Владимир Корниенко. Чтобы войти в режим реструктуризации всем предприятиям, кто подаст заявления, необходимо в течение 2–3 месяцев погасить задолженность по текущим платежам, выполнить другие условия, предусмотренные постановлением.
26.07.2001
С начала июля сотрудники налоговой полиции проверили 69 предприятий торговли, реализующих спиртные напитки. Проверки поводились в Калининграде, Зеленоградске и Балтийске. В основном не соблюдаются требования закона частными предпринимателями: в магазинах отсутствуют необходимые документы на алкогольную продукцию, продавцы не выбивают или не дают кассовые чеки покупателям. В результате проверки 26 руководителей понесли административную ответственность в виде штрафа на сумму 100 минимальных размеров оплаты труда каждый. Всего с начала месяца уже взыскано с нарушителей и поступило в бюджет свыше 130 тысяч рублей, сообщает "Янтарный край".
Федеральная комиссия по ценным бумагам России завершила согласование с Минфином РФ и Минэкономразвития РФ концепции открытия индивидуальных инвестиционных счетов граждан.
Согласно концепции, будет установлен максимальный размер ежегодного дохода гражданина, который можно направлять на инвестиционный счет. Эта сумма не будет облагаться налогом на доходы физических лиц в текущем налоговом периоде. Предполагается, что налог придется платить в момент изъятия этих средств из инвестиционной схемы. Ставка налога будет такой же, как и в момент зачисления средств на счет. А доход от инвестиций будет облагаться по ставке, действующей на момент изъятия денег из инвестиционной схемы. Причем эта ставка будет уменьшаться, в зависимости от срока нахождения денег на счете. Как именно будет происходить регрессия налоговой ставки, предстоит определить Правительству РФ.
В связи с этим планируется внести изменения в главу 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Кроме того, разрабатывается проект закона «Об индивидуальных инвестиционных схемах». Этот законопроект, а также изменения в Налоговый кодекс России будут представлены на рассмотрение Госдумы РФ до конца этого года. И как считают в Правительстве РФ, предлагаемые изменения вступят в силу уже во втором полугодии 2002 года.
Налог на имущество физических лиц необходимо сделать дифференцированным, а ставка налога должна быть увеличена. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции в МНС РФ директор НИИ развития налоговой системы, бывший замминистра МНС, государственный советник налоговой службы 1-го ранга Дмитрий Черник. По его словам, на сегодняшний день этот налог "вызывает много проблем". Так, количество неучтенных и недостроенных объектов исчисляется миллионами. При этом, сказал Черник, оценка стоимости имущества в России неэффективна. Он также отметил, что существующая ставка налога от 0 до 2% слишком низка и должна быть увеличена. По мнению Черника, также необходимо сделать региональный налог с продаж чрезвычайным для того, чтобы не было дублирования с налогом на добавленную стоимость (НДС). Он отметил, что в связи с земельной реформой также необходимо упорядочить и изменить Земельный кодекс. Другим изменением должен быть переход от регрессионной шкалы социального налога к плоской шкале.
Конституционный суд Росси признал неконституционным положение пункта 7 статьи 21 закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».
Согласно этому положению, победители коммерческого конкурса по приватизации должны инвестировать средства в приватизируемые объекты, а также соблюдать сроки и объемы договора. Иначе собственник лишается средств, уплаченных за объект приватизации.
Конституционный суд РФ разъяснил, что, согласно пункту 2 статьи 8 Основного закона в России одинаково признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. А в статье 35 Конституции РФ, указано, что частная собственность защищается законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Напомним, что причиной проверки стал запрос Верховного Арбитражного суда (ВАС) РФ. Пока очень мало прецедентов, связанных с возвращением приватизируемых предприятий в государственную собственность, однако ВАС РФ посчитал необходимым провести такую проверку.
Администрация Президента РФ предлагает внести поправки в закон «Об аудиторской деятельности» после его подписания президентом. Поправки касаются ограничения функций контролирующих органов при проверке качества аудита. В принятой редакции законопроекта, проверяя качество аудита, контролирующий орган и аккредитованная при нем аудиторская организация получают доступ к клиентским документам. Хотя в проекте закона, который скоро подпишет президент, прописана ответственность за разглашение аудиторской тайны, многие аудиторы уверены, что закон нарушает конфиденциальность информации клиента. По словам представителей администрации президента, аудиторам пока что не ясен статус аудиторских организаций, аккредитованных при контролирующем органе.
Также может быть внесена поправка, в соответствии с которой, осуществлять аудиторскую деятельность в России можно будет, имея только иностранный диплом аудитора.
Напомним, что закон «Об аудиторской деятельности» одобрен Госдумой и Советом Федерации, и будет подписан Президентом РФ до 3 августа 2001 года.
25.07.2001
За последние полгода челябинским налоговым полицейским удалось выявить 15 предприятий-лжеэкспортеров. В результате в бюджеты всех уровней удалось вернуть 10 миллионов рублей, уже перечисленных на расчетные счета этих предприятий, а также предотвратить получение ими еще 268 миллионов рублей.
В последнее время лжеэкспорт получил в России широкое распространение и наносит серьезный ущерб государству, считают налоговые полицейские. Аферисты, ничего не вывозя за пределы страны, предоставляют в налоговые инспекции фиктивные документы, свидетельствующие о том, что их предприятия экспортировали за рубеж тот или иной товар. Так как в соответствии с действующим законодательством НДС с экспортных сделок не взимается, они требуют возмещения "затраченных" средств.
Особое внимание налоговая полиция уделяет работе по предупреждению и выявлению преступлений на предприятиях металлургической отрасли, которая занимает важнейшее место на промышленном рынке Челябинской области. С начала 2001 года здесь вскрыто 37 преступлений, общий ущерб от которых составил почти полмиллиарда рублей, сообщает пресс-служба управления федеральной службы налоговой полиции РФ по Челябинской области. Это и лжеэкспорт, и уклонение от уплаты налогов путем внедрения схемы вексельных расчетов, и сокрытие реальных объемов выпускаемой продукции. За полгода сотрудники налоговой полиции проверили около 740 организаций Челябинской области, занимающихся производством и реализацией крепких напитков, и в половине случаев обнаружили различные нарушения. По результатам проверок возбуждено 27 уголовных дел, ликвидированы 2 подпольных цеха по производству суррогата.
По результатам работы в первом полугодии 2001 года мордовское управление Федеральной службы налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) занимает 20-е место среди региональных управлений в России. В Приволжском федеральном округе мордовское управление поднялось с 10-й на 7-ю позицию. Об этом сообщил на прошедшей сегодня пресс-конференции руководитель налоговых полицейских республики, полковник Николай Чих. С начала года, благодаря работе мордовских налоговых полицейских, в бюджетную систему поступило 124 млн руб. Возбуждено 242 уголовных дела (154 из них уже поступили для рассмотрения в суды республики), выявлено и предотвращено более 1 тыс. административных правонарушений.
В настоящее время кроме центрального управления, в Мордовии работают шесть межрайонных отделов, позволяющих более четко осуществлять оперативные мероприятия. Н.Чих сообщил также, что в 2002 году предполагается двукратное увеличение финансирования мордовского управления ФСНП РФ. Это не только позволит приобрести необходимую автомобильную технику и офисное оборудование, но и изменить систему материального стимулирования оперативных работников управления: по результатам работы будет осуществлен пересмотр персонального рейтинга, от которого зависят их премии.
По словам Н.Чиха, особую озабоченность налоговых полицейских вызывает сегодня ситуация в лесном хозяйстве Мордовии: ведется заготовка лесоматериалов, при этом древесина продается без надлежащего учета, что приводит к неуплате налогов. В 2001 году в этой отрасли сотрудниками мордовского управления ФСНП РФ заведено 9 уголовных дел. Возмещено в бюджет 1 млн 200 тыс. руб. неуплаченных налогов.
Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2001 г. №541 внесены изменения в Правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой.
Так, устанавливается, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается организации, производящей алкогольную продукцию, или организации, осуществляющей оптовую торговлю этой продукцией, на одно или несколько специально выделенных и обустроенных помещений, места нахождения которых совпадают, которые предназначены для хранения в режиме налогового склада и реализации произведенной на территории РФ алкогольной продукции и принадлежат организации-производителю или организации оптовой торговли на праве собственности или ином вещном праве либо находятся у них в аренде, доверительном управлении. Для получения разрешения добавляется условие отсутствия задолженности по уплате налогов и сборов и сумм пеней в бюджеты всех уровней.
В случае приостановления действия разрешения устанавливается срок устранения обстоятельств, повлекших приостановление его действия. Этот срок не может превышать 6 месяцев. Если в установленный срок указанные обстоятельства не устранены, разрешение аннулируется органом, выдавшим разрешение.
Рабочая группа Российского союза промышленников и предпринимателей направила в МНС России рекомендации по внесению изменений и дополнений в постановление от 3.09.1999 № 1002 в редакции от 23.05.2001 и в приказ МНС России от 21.06.2001 № БГ-3-10/191. Этими документами устанавливаются порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
В материалах, представленных в МНС, предлагается лишить налоговый орган права отказывать налогоплательщику в реструктуризации задолженности при условии предоставления им всех необходимых документов. В случае досрочного погашения задолженности срок проведения реструктуризации сокращается и сумма ежеквартальных процентов пропорционально уменьшается.
Суммы налогов и сборов, доначисленные по актам проверок налоговыми органами и оспариваемые налогоплательщиком в суде, до вступления решения суда в законную силу не должны включаться в текущую задолженность по налогам и сборам.
Госдума во время осенней сессии может рассмотреть законопроект, вносящий поправки в закон о товарных знаках. Проект закона разработан при участии Ассоциации патентных поверенных и Ассоциации владельцев товарных знаков.
В соответствии с предлагаемыми поправками повышается ответственность за использование чужих товарных знаков. Уточняются положения об оспаривании регистрации товарных знаков и о коллективных товарных знаках. Кроме того, предлагается расширить перечень общеизвестных товарных знаков.
Также поправками предоставляется ряд льгот для предпринимателей, которые пытаются получить правовую охрану знака. Расширяется число обозначений, которым будет предоставлена правовая охрана.
Вчера в Чувашии обсуждалась Концепция развития налогового потенциала республики. Как сообщает "ВолгаИнформ", в республике работает Программа реформирования системы управления общественными финансами. Финансовая же самостоятельность возможна при постоянном наращивании налогового потенциала, как в республиканский, так и в местный бюджет.
18 июля кабинет министров Чувашии утвердил Концепцию развития налогового потенциала республики. Это первый концептуальный документ на уровне Минфина республики. Концепция предусматривает работы в нескольких направлениях. В частности, это осуществление социально-экономической политики, которая способствуют повышению уровня доходов населения, улучшению финансового состояния предприятий. Кроме того, это реформирование межбюджетных отношений, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического потенциала. Еще одно направление реализации Концепции содержит меры по улучшению налогового администрирования и сужению возможностей для уклонения от налогов.
С начала года сотрудники областной налоговой полиции провели более 200 проверок предприятий, работающих в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и возбудили по ним 109 уголовных дел. В результате выявлен нанесенный государству ущерб в размере 65 млн. рублей, сообщила следователь управления ФСНП России по Ростовской области Светлана Ситникова.
Крупные налоговые преступления в сельском хозяйстве все чаще совершаются по сложным схемам. 55% проверок завершаются возбуждением уголовных дел. С начала года судами по материалам налоговой полиции осуждено шесть человек, которые занимались махинациями с сельскохозяйственной продукцией.
Чаще всего нарушения, связанные с уклонением сельскохозяйственных предприятий от уплаты налогов и обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, производятся путем неотражения выручки в бухгалтерской отчетности.
В рамках операции "Урожай-2001 " началась работа по выявлению фактов занижения урожайности. Одна из серьезных проблем, с которыми столкнулись оперативники, - неучтенные доходы от реализации сельхозпродукции, которая производится на неучтенных землях с использованием наемной и неучтенной техники. Предприятия, имеющие большие задолженности по налогам и другим обязательным платежам, идут на всевозможные махинации. Так, несмотря на то, что у ряда предприятий в официальном пользовании земли нет, они засеивают сельхозпродукцией сотни гектаров, а уборочную технику используют украинскую, которую перевозят через границу нелегально и на баланс предприятия не ставят. Естественно, урожай, который предполагается собрать, также не будет учтен и попадет в нелегальный оборот.
На рынке "Юбилейный" - 15 нарушений, на Болгарском рынке - 3. Основные провинности: отсутствие накладных, не ведется тетрадь учета доходов и расходов. Как правило, продавцы говорят, что все бумаги у хозяина или забыли, но за "склероз" все равно приходится отвечать. Составляется протокол и виновные приглашаются к начальнику налоговой полиции, а он уже принимает решение. В киосках тоже проводилась работа.
Выявлено 13 случаев правонарушений. Самое распространенное - отсутствие книги учета. В некоторых киосках нет справок грузотаможенных деклараций. (С этого документа должна быть снята ксерокопия. Выдается он на пиво, сигареты и свидетельствует о том, что данный товар не является контрафактным, т.е. завезен легально на территорию России. В справке указывается номер партии товара и номер акцизной марки). Иногда справки ГТД присутствуют, а номера не совпадают с товаром. Подчас отсутствуют элементарные отметки об уплате единого налога. К правонарушителям принимаются следующие санкции. За непорядок со справками ГТД штраф от 50 до 100 минимальных оплат труда. За отсутствие сертификатов соответствия, книг учета, трудовых соглашений и отметки об уплате единого налога в случае первой провинности штраф 2-5 минимальных оплат труда, во второй раз 5-10, а в третий раз составляется представление о закрытии торговой точки в администрацию города.
24.07.2001
Правительство РФ постановлением от 14.07.2001 № 534 утвердило Правила проведения в 2001 году реструктуризации задолженности организаций перед федеральным бюджетом по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, предоставленных из федерального бюджета, а также за просрочку уплаты процентов за пользование ими.
Решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам принимается в отношении юридических лиц, которые не имеют долгов перед федеральным бюджетом. При этом задолженность на 1 января 2001 года не должна превышать сумму задолженности по пеням и штрафам, которая имелась на дату подписания акта сверки задолженности.
Сумма задолженности в указанном акте определяется отдельно по пеням и по штрафам. Уплатить долги можно будет в течение 5 лет. Заявление о реструктуризации задолженности организации должны направить в Минфин России до 1 декабря 2001 года.
Если предприятие нарушит график погашения долгов, это может явиться основанием для расторжения Минфином соглашения, либо для вынесения предупреждения. В случае, если график нарушен более двух раз, министерство вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.
В счет погашения долга организации должны направлять средства ежемесячно и равными долями.
Правительство РФ постановлением от 19.07.2001 №541 внесло изменения в правила выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, а также в порядок их функционирования.
Поправками устанавливается, что помещения под акцизный склад должны находиться в собственности организации-производителя или организации оптовой торговли, либо арендоваться ею.
Для того, чтобы получить разрешение на учреждение акцизного склада, производители алкогольной продукции и организации оптовой торговли не должны иметь задолженности по уплате налогов.
Также документом дополняется перечень причин для аннулирования лицензии. Так, лицензия может быть аннулирована в случае, если продукция со склада реализуется индивидуальным предпринимателям, не имеющим предусмотренной законом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.