12.10.2001
МНС России письмом от 27.09.2001 № БК-6-07/728 разъяснило порядок реализации алкогольной продукции со старыми акцизными марками. Согласно этому письму на остатки такой алкогольной продукции будет наклеиваться региональная специальная марка. При этом акциз второй раз уплачиваться не будет.
Для того, чтобы купить региональные специальные марки и реализовать остатки, организации необходимо подать заявление, в котором должно быть указано наименование подлежащей маркировке продукции, объем в декалитрах, количество бутылок, их емкость и требуемое количество региональных специальных марок. Кроме того, к заявлению прикладывается акт снятия остатков алкогольной продукции налоговыми органами на 1 сентября этого года.
В консолидированный бюджет с начала года поступило 174 млрд рублей от налога на доходы физических лиц. Об этом 11 октября сообщил глава департамента налогообложения физлиц МНС России Игорь Кашин.
По сравнению с тем же периодом прошлого года эта цифра выросла в 1,5 раза. По мнению главы департамента, рост собираемости налога связан с введением с начала года 13-ти процентной ставки на доходы физических лиц, увеличения доходов населения и выхода ряда налогоплательщиков из тени.
Запланированная же цифра в текущем году по этому налогу в консолидированный бюджет составляет 190 мрлд рублей, а в федеральный – 1,9 мрлд рублей.
Как подытожил И. Кашин, «ситуация с налогом на доходы физлиц складывается благоприятно».
Правительство РФ на заседании 11 октября одобрило законопроект «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Этот документ входит в пакет законопроектов по пенсионной реформе.
По словам заместителя министра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, первые полутора года с момента введения накопительной системы, пенсионные взносы будут инвестироваться в государственные ценные бумаги. В течение этого периода никаких вложений в иностранные активы не предусматривается.
М. Дмитриев также отметил, деньги в зарубежные активы будут вкладываться не раньше, чем через два-три года. В законопроекте установлен предельный размер таких вложений – 20 процентов.
Проектом закона предусматривается, что россияне, которым осталось пять лет до выхода на пенсию, не смогут выбирать, куда будут инвестироваться средства с их индивидуального лицевого счета в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Также они не смогут выбирать финансовую организацию, где будет формироваться накопительная часть их трудовой пенсии.
Застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования россиянин сможет воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля и правом изменения порядка формирования накопительной части трудовой пенсии не чаще одного раза в год.
Средства накопительной части пенсионной системы будут инвестироваться, даже если застрахованное лицо не воспользовалось своим правом выбора финансовой организации при формировании накопительной части трудовой пенсии. Его пенсионные накопления ПФР передаст управляющей компании, определенной Правительством РФ из числа отобранных по конкурсу. Требования к составу и структуре инвестиционного портфеля этой управляющей компании будут также установлены Правительством РФ.
Общая сумма задолженности предприятий на сегодняшний день в основные внебюджетные государственные фонды составляет 523 млрд рублей. Эти цифры сегодня обнародовал заместитель министра по налогам и сборам РФ Салават Аминев.
Из этой суммы задолжность в Пенсионный фонд составляет 421, 5 млрд рублей, в Фонд социального страхования – 17 млрд рублей, в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – 5,5 млрд рублей, в территориальные Фонды обязательного медицинского страхования – 69,7 млрд рублей и в Фонд занятости – 9 млрд рублей. По его словам, около 70 процентов долгов составляют пени и штрафы и лишь 30 процентов – собственно сам долг.
Также С. Аминев заметил, что больше всего должников у Пенсионного фона – 2857 тыс. предприятий, что составляет 80 процентов от общего количества предприятий-должников.
По мнению замминистра по налогам и сборам, только 50 процентов предприятий-должников смогут полностью выплатить свои долги и реструктуризировать свою задолженность перед государственными внебюджетными фондами.
МНС России начало принимать заявления на реструктуризацию задолженности предприятий по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды. Об этом на пресс-конференции 11 октября сообщил заместитель министра МНС России Салават Аминев.
По его словам, чтобы получить разрешение на реструктуризацию у территориальных налоговых органов необходимо соблюсти ряд условий. В частности налогоплательщик не должен иметь задолженности по авансовым платежам по ЕСН в течение двух месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
Реструктуризация задолженности предусматривает выплату предприятиями-должниками 15 процентов долгов по пеням и штрафам в течение 5 лет равными долями не реже одного раза в квартал по установленному графику. При соблюдении графика выплат и полной выплате текущих платежей 85 процентов задолженности по пеням и штрафам списывается государством. Списание будет происходить после того, как предприятие-должник выплатит 15 процентов долгов.
Заявления на реструктуризацию платежей во внебюджетные фонды предприятия могут подавать до 1 января 2002 года. Как заметил С. Аминев, данный срок может быть продлен. Однако «на повторную реструктуризацию должники могут не надеяться».
Госдума России на заседании 11 октября согласилась с предложением Совета Федерации о создании согласительной комиссии для преодоления разногласий по федеральному закону "О холдингах". В состав этой комиссии войдут представители обеих палат парламента.
Закон был принят Госдумой России 27 июня 2001 года и отклонен Советом Федерации 20 июля 2001 года.
Законопроектом "О холдингах" определяются правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов.
По данным МНС России на начало октября реструктуризировано почти 123 млрд рублей задолженности по налогам и сборам, что составляет чуть более 17 процентов от суммы общей задолженности предприятий.
Всего в налоговые органы подано 13235 заявлений на реструктуризацию 159 млрд рублей долгов. Наибольшая активность наблюдается в Приволжском федеральном округе – там уже подано 3770 заявлений на сумму более 34 млрд рублей. Больше всего долгов намерены реструктуризировать организации Уральского федерального округа – 1319 заявлений на сумму 42 млрд рублей. Последнее место по всем параметрам занимает Дальневосточный федеральный округ – там подано всего 837 заявлений на сумму около 5,5 млрд. рублей.
Депутаты на заседании 10 октября отклонили в первом чтении проект закона, вносящий поправку в ГК РФ. Согласно этой поправке юридическое лицо, помимо самостоятельного баланса или сметы, обязано иметь счет в кредитной организации.
По мнению авторов поправки, в настоящее время многие небольшие организации в России осуществляют только наличные расчеты, не открывая расчетных счетов. Предполагалось, что предложенная поправка позволит налоговым органам уменьшить количество наличных денег, усилить контроль за организациями и повысить собираемость налогов.
Однако комитет по законодательству Госдумы России представил на него отрицательное заключение. Как сообщил на заседании председатель комитета Павел Крашенинников, внесение в ГК РФ подобных поправок не приведет к достижению поставленной автором. Он полагает, что данную проблему должны решать налоговые и таможенные органы в соответствии с налоговым законодательством.
Совет Федерации РФ вместе с представителями Правительства РФ создают согласительную комиссию, которая займется разработкой мер по ужесточению контроля за рынком алкогольной и спиртосодержащей продукции. Об этом было объявлено на очередном заседании Совета 10 октября.
Заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Белецкий изложил основные положения проекта закона о государственном регулировании алкогольного рынка, который вскоре будет внесен в Госдуму. Законом будет введены квоты на производство, на закупку и на поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот закон также будет регулировать цены на этиловый спирт.
Однако кроме вышеперечисленных мер, правительство намерено ужесточить наказания за незаконный оборот алкогольной продукции. В дальнейшем правительство планирует разрешить производство спиртных напитков лишь на специализированных заводах. Сейчас производить спиртные напитки могут и непрофильные предприятия, открывая дополнительные цеха.
Окончательный вариант законопроекта должен быть представлен в Правительство РФ к 1 ноября, чтобы затем направить его на рассмотрение в Госдуму России.
Организации и предприятия Нижневартовска, имеющие долг по налогам и сборам, пеням и штрафам, могут провести реструктуризацию задолженности в налоговой инспекции до 1 января 2002 года. Порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года, утвержден соответствующим постановлением правительства РФ.
Как сообщает ИА "Самотлор-экспресс", инспекция МНС Нижневартовска пояснила, что решение о реструктуризации задолженности может быть принято в отношении организаций, которые в течении двух месяцев до подачи заявлений и принятия налоговым органом соответствующего решения, осуществляли полное и своевременное внесение авансовых платежей по единому социальному налогу. В отношении организаций, не погасивших задолженность, либо не подавших заявления на реструктуризацию, будут приниматься меры по взысканию задолженности, включая инициирование банкротства.
Семинар "Проблемы совершенствования деятельности администраций муниципальных образований по развитию предпринимательства в условиях изменения законодательной базы" состоялся 12 сентября в здании администрации Самарской области. Семинар организован департаментом развития предпринимательства Самарской области совместно с аппаратом администрации области для глав местных администраций и руководителей муниципальных центров поддержки предпринимательства. В семинаре приняли участие руководитель аппарата администрации области Сергей Савельев и руководитель департамента развития предпринимательства Самарской области Юрий Копытин.
Как сообщает пресс-служба администрации области, в ходе семинара были рассмотрены результаты и перспективы деятельности департамента по развитию предпринимательства, местных администраций и муниципальных центров поддержки предпринимательства в Самарской области в условиях изменения нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности. Так, в июле этого года Государственной Думой принят пакет "антибюрократических" законов, стимулирующих развитие предпринимательства: "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц", а также "О кредитных потребительских кооперативах граждан".
11.10.2001
Госдума России на заседании 10 октября отклонила поправку в Гражданский кодекс РФ, авторы которой предлагали предусмотреть принудительную ликвидацию предприятия в том случае, если в течение года не проводились операции по его банковским счетам.
Эта поправка была отклонена в связи с тем, что Правительство РФ дало отрицательный отзыв на проект. Кабинет министров признал целесообразность принудительной ликвидации предприятий, фактически прекративших свою деятельность и не ликвидированных в установленном порядке. Однако он полагает, что предлагаемые поправки в ГК создадут ограничения в свободе собственников распоряжаться имуществом в виде средств, находящихся на его счетах в банках, что противоречит Конституции РФ.
Госдума России на заседании 10 октября приняла в третьем чтении проект закона, в соответствии с которым суммы, уплачиваемые физическим лицам комиссионными магазинами и ломбардами при продаже принадлежащего им имущества, освобождаются от налогообложения, если они не превышают 120 тыс. рублей в год. Если размер полученного дохода более 120 тыс. рублей, то с суммы превышения будет взиматься налог на доходы. Он будет уплачиваться по окончании года после подачи налоговой декларации. Таким образом, комиссионные магазины и ломбарды перестанут исполнять функции налоговых агентов.
В настоящее время ломбарды и комиссионные магазины удерживают налог на доходы с любых сумм, полученных гражданами. Однако если доход от продажи имущества не превышает 125 тыс. рублей, то по окончании года уплаченный налог возмещается.
Во Владивостоке решено с 1 января следующего года снизить ставки налога на имущество физических лиц. Такое решение приняли депутаты местной городской думы на заседании 4 октября.
До последнего времени во Владивостоке действовали ставки, утвержденные постановлением главы города от 12 октября 1999 года. Они составляли 0,1 процента при стоимости имущества до 300 тыс. рублей, имущество стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей облагалось по ставке 0,2 процента и при стоимости имущества более 500 тыс. рублей ставка была равна 2 процентам.
Однако налогоплательщики посчитали, что такие ставки несправедливы, так как при стоимости имущества до 500 тыс. рублей сумма налога составляет максимум 1000 рублей, а при стоимости имущества свыше 500 тыс. – минимум 10 тыс. рублей. Они обратились в суд с требованием признать незаконным постановление главы города. Суд удовлетворил иск налогоплательщиков.
В связи с этим местной городской думой было принято решение пересмотреть ставки этого налога. В результате депутаты пришли к таким цифрам: если стоимость имущества составляет менее 300 тыс. рублей – ставка налога составит 0,1 процента, если от 300 до 500 тыс. – 0,2 процента, от 500 до 800 тыс. – 0,3 процента, от 800 тыс. до 1 млн – 0,5 процента, от 1 до 1,5 млн – 1 процент и свыше 1,5 млн – 2 процента.
В то же время одновременно со снижением ставок налога на имущество физлиц во Владивостоке, в Москве и в Санкт-Петербурге ставки этого налога увеличиваются.
На заседании 10 октября депутаты отклонили законопроект, который вводит обязательное нотариальное удостоверение договора покупки либо продажи автомобилей. В настоящее время ГК РФ не предусматривает такого требования для автомототранспорта. Этот документ был отклонен в связи с тем, что против его принятия выступило Правительство РФ.
В соответствии с этим законопроектом также предполагалось заверять у нотариуса доверенность на право владения, пользования и распоряжения транспортным средством. Также планировалось ограничить передачу таких прав.
Совет Федерации на заседании 10 октября одобрил проект Земельного кодекса РФ. За принятие этого закона проголосовало 103 сенатора, против - 29, и воздержалось - 9.
Этим документом закрепляются основные принципы земельного законодательства, устанавливаются состав участников, объекты земельных отношений и категории земель, а также определяется разделение полномочий между разными уровнями власти.
Вместе с кодексом был одобрен и проект закона о введении его в действие. Законопроект определяет порядок установления прав на землю и цен на земельные участки. Также он разъясняет особенности приватизации зданий, строений и сооружений, возникающие в связи с введением в действие Земельного кодекса. Кроме этого, в нем определен порядок действия ряда норм Земельного кодекса до принятия специальных законов. В частности, установлено, что до введения в действие закона об обороте сельхозземель запрещается приватизация таких земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Также при переходе прав на земельный участок запрещается изменение его целевого назначения.
Завершилась Вторая Международная конференция, посвященная франчайзингу в России. Конференция состоялась 9 сентября в Центральном Доме предпринимателя. Среди выступающих были представители Российской ассоциации развития франчайзинга и крупных франчайзинговых компаний.
Под франчайзингом понимается продажа товаров под уже известной торговой маркой в обмен на часть прибыли. В России понятия франчайзинг нет, но есть договор коммерческой концессии. По сути это одно и тоже. Отношения по такому договору регулируются Гражданским кодексом РФ. В настоящее время франчайзинг не получил в России широкого распространения. В первую очередь это связано с несовершенством правовой базы, в частности главы 54 ГК РФ. Хотя кодекс соответствует европейскому законодательству, он рассматривает отношения по франчайзингу только в общих чертах.
В заключении участники конференции порекомендовали к рассмотрению и принятию Госдумой проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 54 ГК РФ». Этот проект был подготовлен франчайзинговым сообществом России.
Госдума на заседании 10 октября приняла во втором чтении проект части третьей Гражданского кодекса РФ. Он включает в себя два раздела – «Наследственное право» и «Отношения в области международного частного права».
В части проекта, касающейся наследственного права, заложены принципы универсальности наследственного правопреемства и свободы завещания. Первый из них означает, что к наследнику переходят не только имущественные права, но и обязанности наследодателя, а второе – что завещатель может как распорядиться своим имуществом, так и не оставлять никаких распоряжений на этот счет.
В отличие от действующего ГК РФ, среди оснований наследования первым названо наследование по завещанию, а вторым – по закону. Это сделано для того, чтобы больше людей составляли завещание и это не было простой формальностью. В проекте указано, что наследство может быть получено не только гражданами, но и юридическими лицами и государством. При этом сохраняется правило, согласно которому, завещание должно быть составлено в письменной форме, подписано завещателем и удостоверено нотариусом. Однако иногда можно составлять закрытые завещания, а в исключительных случаях – завещания в простой письменной форме.
В отличие от действующего ГК, который устанавливает только две очереди наследников, в проекте предусмотрено установление восьми очередей. По мнению законодателей, это будет способствовать сохранению имущества в частной собственности.
Раздел, касающийся международного частного права, посвящен регулированию гражданско-правовых отношений, при которых одной из сторон выступает иностранное лицо. Кроме того, новая глава ГК РФ будет применяться в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей.
10.10.2001
Кассационная коллегия Верховного суда России 25 сентября вынесла определение по заявлению Национальной ассоциации операторов рынка цветных и черных металлов о признании недействительным пункта 4 постановления правительства РФ от 11.05.2001 N368 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов". Об этом ИА "Росбалт" сообщили в Лицензионной палате Санкт-Петербурга.
Пунктом 4 предусматривалось, что лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов в части, относящейся к лому черных металлов, выданные в установленном порядке до принятия настоящего постановления, были действительны только в течение трех месяцев после его официального опубликования.
В связи с этим Лицензионная палата Санкт-Петербурга сообщает, что ранее выданные лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов в части, относящейся к лому черных металлов, действительны до истечения указанного в них срока.
Экспертный совет при ФКЦБ России рассмотрел и одобрил с учетом замечаний проект Постановления ФКЦБ РФ "Об утверждении Правил отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами", сообщает ИАА "УралБизнесКонсалтинг".
Постановление вступает в силу с 1 января 2002 г. С этого момента правила, утвержденные постановлением ФКЦБ России от 27 ноября 1997 года N 40, считаются утратившими силу.
Изменение существовавших правил обусловлено необходимостью приведения их в соответствие с новыми положениями по бухгалтерскому учету. Постановление улучшает формирование достоверного и полного представления о финансовых результатах деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Оно также позволяет эффективнее систематизировать отражение в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами. Правила распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляющих свою деятельность в соответствии с главой 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и не применяются кредитными организациями.