Как зарегистрироваться юридическому или физическому лицу, если один Общероссийский классификатор видов экономической деятельности введен, а другой еще не отменен? Так, уже действует классификатор ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст, — его ввели с 1 января сроком на три года. И в то же время никто не отменял Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.! Применять именно его рекомендуют в своем письме от 11 июля 2008 г. № ЧД-6-6/488 специалисты Федеральной налоговой службы России.
Федеральная налоговая служба разместила на своем официальном сайте письмо от 5 мая 2008 г. № ШС-6-3/331@ «О социальном налоговом вычете по суммам уплаченных пенсионных взносов». Документ опубликован в связи с многочисленными обращениями региональных налоговых органов и налоговых агентов. Их интересует вопрос о том, как должно осуществляться налогоплательщиками документальное подтверждение своего права на получение социального налогового вычета по суммам уплаченных ими пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные на территории России. Сотрудники Федеральной налоговой службы России решили откликнуться на просьбу налоговых агентов.
Минфин РФ подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают меры по предотвращению «дробления» бизнеса в целях уклонения от налогов. Речь идет об ограничениях, не позволяющих представителям крупного бизнеса применять упрощенную систему налогообложения. В рамках применяемых ныне схем крупная компания делится на несколько мелких, подпадающих под применение специального режима налогообложения, и тем самым снижает свои налоговые обязательства. Для применения упрощенной системы налогообложения Налоговый кодекс предусматривает ряд ограничений, которые были призваны ограничить применение спецрежима только малым и средним бизнесом. В целях противодействия разукрупнению организаций для получения доступа к УС Минфин предлагает дополнить перечень ограничений, а также определять численность, доход и стоимость активов и основных средств совокупно по всем тем организациям, по которым совпадают учредители и род бизнеса.
На радость трудолюбивым сотрудникам Правительство установило размер надбавки за работу в ночное время. Теперь за каждый час работы с 22.00 до 06.00 работодатели должны платить сотрудникам на 20 процентов больше, чем за работу в дневное время (постановление Правительства России от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»).
Недавно в Трудовой кодекс были внесены изменения согласно Закону РФ от 22 июля 2008 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Одну из важных поправок внесли в статью 356 Трудового кодекса, в которой обозначены основные полномочия Федеральной инспекции труда. Согласно новому документу, должностные инструкции для инспекторов пополнятся пунктом, по которому чиновники будут проверять правильность расчета больничных листов. Это коснется той части расчета по нетрудоспособности, которую оплачивает работодатель из своих средств, то есть первые два дня.
Федеральная таможенная служба изменила фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении ввозимых в Россию подакцизных товаров. Например, для всех видов этилового спирта на ближайшие 2,5 года установлены следующие ставки для расчета сумм обеспечения уплаты таможенных платежей:
Изменения коснулись и другой продукции: консервированных фруктов с небольшим содержанием этилового спирта, некоторых составных спиртовых полуфабрикатов, прочих сброженных смесей и т. п. Полный перечень товаров, которых коснулись поправки, содержит приказ ФТС России от 17.07.2008 № 875. Отметим, что в связи с его принятием, утратил силу приказ ФТС России от 12.12.2006 № 1300, который устанавливал ранее соответствующие ставки на ряд товаров.
Любители незаконной оптимизации, видимо, предпочитают не учиться на чужих ошибках. На собственной шкуре убедиться в неотвратимости наказания решил и один из тюменских дельцов. Совмещая должности руководителя и главного бухгалтера фирмы, он представлял в налоговую инспекцию декларации по НДС с существенно заниженными данными. Таким образом ему удалось «сэкономить» несколько десятков миллионов рублей. Однако усомнившиеся в его честности налоговики поделились своими соображениями с правоохранителями, а те, в свою очередь, «раскопали» скрытые от государства суммы.
Теперь «оптимизатору» предстоит отвечать по части 2 статьи 199 Уголовного кодекса за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Тюменской области, материалы дела переданы в суд для рассмотрения по существу.
При передаче подрядным организациям материалов и оборудования без снятия их с бухучета для проведения строительных работ на своем объекте компания вовсе не должна уплачивать НДС. Такой вывод коллегии судей на днях обсудит Президиум ВАС.
Томские налоговики решили, что в описываемом случае имела место операция по выполнению СМР для собственного потребления. Следовательно, исходя из пункта 2 статьи 159 Налогового кодекса, компания должна была включить стоимость использованных на таких работах материалов и оборудования в базу по НДС. Суд первой инстанции поддержал коммерсантов, указав, что, согласно пункту 1 статьи 146 НК к работам для собственного потребления относятся лишь работы, выполненные налогоплательщиком для своих нужд собственными силами. Однако представители кассационного суда вступились за инспекторов. Они посчитали, что фирма занизила налоговую базу применительно не к стоимости подрядных работ, а к стоимости «давальческих» материалов и оборудования, переданных подрядчику безвозмездно. Имущество отражалось как капвложения по статье «Строительные и монтажные работы», а затем его стоимость включалась в стоимость ОС, введенных в эксплуатацию. В результате заказчик занизил задолженность перед подрядчиками, решили арбитры и признали доначисление ему 7 миллионов рублей НДС вполне правомерным.
Однако тройка судей ВАС в определении от 23 мая 2008 г. №4445/08 о передаче дела в Президиум почти дословно повторила вывод первой инстанции о том, что в данном случае объект налогообложения НДС возникает у подрядчика. При этом арбитры отметили, что исходя из положений статей 39, 146, 154 НК, платить НДС сама фирма-заказчик должна бы была лишь в том случае, если бы передала материалы и оборудование подрядчику в собственность. В рассмотренном случае такой передачи не было.
Руководитель фирмы не в ответе за действия своего продавца, нарушившего законодательство о применении ККТ. К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 4 августа 2008 г. № Ф09-5515/08-С1.
Итак, орские налоговики оштрафовали местную компанию по статье 14.5 КоАП за то, что в ходе контрольной закупки продавец не выдала им кассовый чек на пачку сигарет стоимостью 35 рублей. Однако арбитры встали на сторону хозяев фирмы, которые заявили, что в этом «досадном недоразумении» нет их вины. Дирекции удалось доказать, что сигареты «Мальборо» в ассортименте реализуемого обществом товара не значатся, купленная контролерами пачка принадлежала лично продавцу, который приторговывал на рабочем месте в своих интересах.
Примечательно, что месяцем раньше ФАС Северо-Западного округа постановлением от 30 июня 2008 г. № А56-48849/2007 вынес по аналогичному делу прямо противоположное решение. Питерские арбитры подчеркнули, что по смыслу статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели несут полную ответственность за неисполнение требований по применению ККТ работающими у них продавцами. Так что популярная в адвокатских кругах поговорка о том, что «на двух арбитров приходится три мнения», не перестает обрастать документальными подтверждениями.
Не исключено, что скоро фирмам и предпринимателям, уличенным в каком-либо нарушении законодательства, станет гораздо сложнее доказать его малозначительность. По некоторым составам правонарушений это станет и вовсе невозможным. На днях пленум ВАС намерен рассмотреть проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Принятие этого документа может иметь для компаний весьма неприятные последствия. В одном из его абзацев говорится о том, что малозначительными могут быть признаны только правонарушения с материальным составом, да и то только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Попав в подобную историю, как и прежде, вполне реально будет из нее выпутаться, отделавшись устным замечанием. А вот за «формальные» деяния, ответственность за которые предусмотрена независимо от последствий совершенного правонарушения (например, несвоевременное представление налоговой декларации), придется расплачиваться по полной. Правда при наличии смягчающих обстоятельств суд все-таки может «скостить» штраф, причем не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК). Похоже, что представители ВАС считают это вполне справедливым поворотом событий.
Ранее высшие арбитры дружно указывали на то, что статья 2.9 КоАП, в которой как раз и говорится о «малозначительности», не содержит оговорок о ее неприменимости к каким-либо составам. Это давало нижестоящим судам возможность активно использовать ее положения при рассмотрении любых дел.
Вполне вероятно, что вскоре за несвоевременное перечисление ежемесячных взносов в ПФР компаниям придется заплатить и пени. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, в настоящий момент в ведомстве обсуждают необходимость внесения такой поправки в статью 26 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Дело в том, что в соответствии с действующей ныне нормой, страхователя нельзя привлечь к ответственности за задержку с уплатой авансов. Это, по мнению финансистов, зачастую приводит к снижению поступлений ежемесячных страховых взносов, а потому возникают проблемы с выплатой пенсий. В Минфине считают, что исправить положение можно, подкорректировав Закон № 167-ФЗ в соответствии с положениями статей 58 и 75 Налогового кодекса. Напомним, согласно им, за несвоевременную уплату «налоговых» авансов пени начисляются в том же порядке, как если бы компания припозднилась с уплатой налога.
Счета-фактуры, оформленные в электронном виде и подписанные электронно-цифровой подписью, не являются основанием для принятия к вычету сумм НДС. Дело в том, объяснили сотрудники Минфина в письме от 21 августа 2008 г. № 03-03-06/1/478, что главой 21 Налогового кодекса не предусмотрена возможность использования ЭЦП руководителя и главбуха организации в данном документе. Нет соответствующего положения и в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, которые утверждены постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914. Так что до внесения в названные нормативные правовые акты необходимых изменений нечего и мечтать об электронном документообороте счетов-фактур, резюмировали финансисты.
Распространение бесплатной печатной продукции подлежит обложению НДС в общем порядке. На это указали эксперты Минфина в письме от 22 августа 2008 г. № 03-07-11/279. Поспорить с финансистами достаточно сложно, особенно если речь идет не о рекламных буклетах, которые компания распространяет с целью заинтересовать своей продукцией новых клиентов. Дело в том, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, объектом по НДС, в частности, признается такая операция, как реализация товаров (работ/услуг). На случай безвозмездной передачи права собственности на ту или иную продукцию в норме есть специальная оговорка о том, что данная операция также считается реализацией.
Компания вправе уменьшить налог на прибыль на затраты, связанные с приобретением электронного билета для командированного сотрудника, даже если эти расходы имеют лишь косвенное подтверждение. Такое снисхождение проявил Минфин в письме от 21 августа 2008 г. № 03-03-06/1/476. По мнению финансистов, достаточно наличия документов, свидетельствующих о направлении работника в командировку, чеков из гостиницы и иной «первички», удостоверяющей факт пребывания гражданина в служебной поездке. Также необходимы посадочный талон или распечатка электронного билета, в которой указаны фамилия пассажира, маршрут, стоимость билета и дата полета.
Кабинет министров Адыгеи подсчитал сумму, которую недополучает республика в результате уклонения от уплаты налогов. Итоги не радуют — миллиард рублей ежегодно! В связи с этим фискальным органам наказано повысить контроль над работой. Основной причиной не пополнения до нужного уровня казны власти видят в том, что многие предприятия используют «серые» схемы ухода от налогообложения.
Если у российского резидента изменились реквизиты счетов (вкладов), открытых за границей, то он обязан уведомить об этом налоговые органы по форме, установленной ФНС России. Так указано в постановлении Правительства РФ от 15 июля 2008 г. № 532.
Торговые сети должны подготовить кодекс справедливого поведения. Такое заявление на заседании Президиума Правительства сделал первый вице-премьер Игорь Шувалов. В разработке документа будут принимать участие сельхозпроизводители, торговцы и их посредники. Цель нового кодекса — минимизировать признаки дискриминации при допуске отечественной сельхозпродукции в российские торговые сети.
До 1 июня 2009 года должна быть разработана концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. Также к тому времени должны быть подготовлены конкретные проекты по изменению Гражданского кодекса РФ. Подобные требования к законодателям содержатся в указе Президента России от 18.07.2008 № 1108.
11 августа столичная прокуратура провела заседание, на котором было принято решение о создании Общественного совета при прокуратуре города Москвы по защите малого и среднего бизнеса. В состав правозащитного объединения вошли представители таких союзов предпринимателей, как Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», ее московское отделение, Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей — Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), Московская ассоциация предпринимателей и Московская торгово-промышленная палата.
Новое «подразделение» с прокуратурой займется совместным мониторингом ситуаций, складывающихся в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и исключением административных ограничений. Кроме того, в ее функции войдет информационное взаимодействие с целью оперативного реагирования на факты нарушения законодательства и прав субъектов предпринимательской деятельности со стороны органов исполнительной власти и контролирующих органов.
На официальном сайте Федеральной налоговой службы размещена программа под названием «Декларация 2007» (версия 1.0.2 от 12 мая 2008 г). Данное ПО предназначено для автоматизации составления деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Основные функции программы таковы: ввод входной информации из документов налогоплательщика, расчет производных (итоговых) показателей, арифметический контроль данных налоговой декларации. Среди других возможностей приложения — проверка правильности исчисления льгот, налоговых вычетов, налоговой базы и суммы налога, а также формирование конечного текстового документа. Установочный файл и сопроводительная документация доступна по адресу https://www.nalog.ru/document.php?id=26415&topic=prog_fiz.