11.07.2008
Сотрудники лицензирующей инстанции, заподозрившие фирму в грубых нарушениях «алкогольного» законодательства, вправе приостановить действие ее лицензии до вступления в силу соответствующего решения суда. Такой неутешительный вывод содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 7 июня 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1820.
В прошлом году представители Департамента лицензирования и регулирования отношений в сфере потребительского рынка Приморского края в ходе проверки выявили, что фирма осуществляет розничную продажу алкогольной продукции без надлежащей маркировки. Обратившись по этому поводу в арбитражный суд с иском об аннулировании лицензии компании, инспекторы параллельно заблокировали ее действие.
Суд первой инстанции счел принятые регистраторами меры незаконными, указав, что основанием для приостановления действия лицензии является лишь соответствующее решение суда. Однако кассация в лице ФАС Дальневосточного округа своих коллег не поддержал, указав на неправильную трактовку ими статьи 20 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Если лицензирующая организация приняла решение об обращении в суд с требованием об аннулировании лицензии общества, то она имеет полное право приостановить действие этого разрешительного документа до вступления решения суда в законную силу, сообщили арбитры.
Не исключено, что скоро банки станут лояльнее относиться к фирмам, обналичивающим крупные денежные суммы. Произойдет это в том случае, если президент страны и законодатели прислушаются к мнению банковского сообщества. Накануне руководители Московской международной валютной ассоциации (ММВА) направили письмо в адрес Президента России Дмитрия Медведева и спикера Госдумы Бориса Грызлова. В документе предлагается прекратить отзыв лицензий у банков, нарушающих закон о противодействии отмыванию доходов. «Нигде в мире не отзывают лицензию в связи с «антиотмывочным» законодательством. Распространена практика штрафов, привлечения к уголовной и административной ответственности. У нас же ЦБ под прикрытием закона осуществляет свою собственную регулятивную политику», — цитирует пресс-служба ММВА слова главы ассоциации Алексея Мамонтова. Банковское сообщество отмечает нецелесообразность, неэффективность и крайнюю вредность такой практики и настаивает на внесении в Закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) преступно полученных доходов» поправок, исключающих «несоразмерно жесткие санкции».
Компаниям и индивидуальным предпринимателям, использующим при подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности программу «Налогоплательщик ЮЛ», необходимо обратить внимание на ее свежую версию 4.12.1 от 3 июля 2008 года. Так, в ней учтена возможность формировать XML-файл с данными декларации по налогу на прибыль в соответствии с последними изменениями в формате представления этого документа в электронном виде. Кроме того, разработчики из ГНИВЦ доработали программное обеспечение для формирования заявления на получение патента в рамках УСН. Получить более подробную информацию о внесенных коррективах и скачать обновленный софт можно на официальном сайте ГНИВЦ ФНС.
В ближайшем будущем компании и индивидуальных предпринимателей, которые сдают отчетность в электронном виде, ожидает очередное обновление софта. Руководство Федеральной налоговой службы поручило сотрудникам ГНИВЦ доработать специализированное программное обеспечение в соответствии с приказом ведомства от 7 июля 2008 г. № ММ-3-6/301. Документом, в частности, установлен новый формат наименования файлов, содержащих данные налоговых деклараций и бухотчетности. Для документов, представляемых в электронном виде, измененные стандарты начнут действовать уже с 1 октября 2008 года.
10.07.2008
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) направила в Минюст России новое положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Согласно данному документу, ФСФР будет наделена правом отзывать лицензии у НПФ самостоятельно без решения суда. До настоящего момента аннулировать лицензию фонда можно было только в судебном порядке. В основном под сокращение попадут небольшие фонды с оценкой имущества для обеспечения уставной деятельности менее 30 млн рублей. А также те, которые не предоставляют отчетность или не ведут деятельность по какому-либо одному виду пенсионного страхования. Таким способом правительство стремится очистить рынок от несостоятельных организаций. Однако реализации подобных намерений может помешать отсутствие четких предписаний по ликвидации НПФ.
Учреждение получило из налоговой инспекции справку, в которой была отражена его задолженность перед бюджетом в виде пени, сроки взыскания которой истекли. Организация посчитала, что при таких обстоятельствах отражать в справке указанную задолженность незаконно, и обратилась в суд. Однако арбитры полностью поддержали фискалов, указав на то, что пропуск инспекцией сроков на взыскание пеней не является основанием для исключения их из лицевого счета налогоплательщика, сведения которого используются при составлении справки о состоянии расчетов с бюджетом. Не имеется оснований и для списания пеней в соответствии со статьей 59 НК РФ и постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. № 100 (постановление ВАС Волго-Вятского округа от 21 мая 2008 г. по делу № А79-9785/2007).
Комитет Госдумы по бюджету и налогам уже приступил к работе над законопроектом о проведении эксперимента по распределению налога на доходы физических лиц. Напомним, что автором данного документа является Мособлдума. В рамках данной инициативы предполагается в 2009–2011 годах провести эксперимент по распределению сумм НДФЛ в бюджеты Московской, Ленинградской и Тверской областей в случаях, если место жительства налогоплательщика не совпадает с местом его работы, где, соответственно, он и платит налоги. Результатом эксперимента должно стать более полное обеспечение соцпакетом по месту жительства налогоплательщика. Законопроект включен в повестку работы парламентариев на весеннюю сессию. По мнению многих экспертов, данная инициатива вполне своевременна — она поможет наладить взаимопонимание между налогоплательщиками и чиновниками. Как отмечают специалисты, законопроект не только будет регулировать отношения в сфере налогообложения, но и поможет решить многочисленные проблемы трудовых отношений.
Законодатели собираются увеличить легальный оборот этилового спирта за счет использования его в качестве добавки к моторным топливам. По словам чиновников, российскому рынку топливного этанола мешают лицензирование производства и оборота спирта, а также высокие акцизные ставки.
Новый законопроект, уже предложенный к рассмотрению в Госдуме России, признает моторное топливо с этанолом неспиртосодержащей продукцией. Таким образом, производители указанного топлива получат налоговый вычет по акцизам.
Жесткий же контроль за целевым использованием спирта отменять не собираются.
Минфин утвердил новое Положение по бухгалтерскому учету. Так, при подготовке годовой отчетности за 2008 год бухгалтерам предстоит использовать ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н. Оно заменит ныне действующее ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах».
Новое Положение обязаны применять все коммерческие организации (за исключением кредитных организаций), а не только акционерные общества, как это было установлено ранее. Оценить все плюсы и минусы изменений предстоит только в 2009 году, так что у бухгалтеров предостаточно времени разобраться в новом документе.
Депутаты в очередной раз проиндексировали акцизные ставки. В 2009–2010 годах акциз на бензин с октановым числом до «80» устанавливается в размере 2650 рублей за тонну, с иным числом — 3630 рублей за тонну. Акциз для дизельного топлива не изменился и составляет 1080 рублей за тонну.
Для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 90 л. с. осталась прежняя, нулевая ставка акциза. А вот ставки акциза на автомобили от 90 до 150 л. с. немного повысились и составили 21,70 рубля (2009 год), 23,90 рубля (2010 год), 26,30 рубля (2011 год) за одну лошадиную силу. Ставка на автомобили с мощностью двигателя свыше 150 л. с. определяется в размере 214 рублей (2009 год), 235 рублей (2010 год), 259 рублей (2011 год) за одну лошадиную силу. Эти изменения в статьи 182 и 193 Налогового кодекса утвердили депутаты во втором чтении.
Взятка недобросовестному контролеру не лучший способ избежать проблем. Примером тому служит недавний случай, который произошел в Ростовской области. Там сотрудники прокуратуры разоблачили начальника ИФНС по Орловскому району, пытавшегося извлечь личную выгоду из должностных обязанностей.
Выяснилось, что чиновник потребовал у директора одной из местных компаний «оплатить» непроведение выездной налоговой проверки. Проигнорировать правильность исчисления и уплаты фирмой НДС предприимчивый инспектор пообещал за 375 тысяч рублей. Вместе с тем он предупредил, что деньги следует передать через посредника — некоего депутата собрания сельского поселения. Однако все меры предосторожности оказались тщетными: нечистого на руку налоговика и его сообщника задержали при получении взятки. Причем самого начальника инспекции застали в тот момент, когда он брал мзду за аналогичную услугу по невмешательству от руководителя уже другой компании. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, нечистоплотному чиновнику предъявлено обвинение в покушении на взятку в крупном размере и в ее получении (ч. 4 ст. 290 УК). Теперь ему грозит значительная сумма штрафа и от 7 до 12 лет лишения свободы.
По всей видимости, нечистые на руку чиновники смогут практически безнаказанно наживаться за счет бизнесменов еще долго. По крайней мере, участники состоявшегося накануне совещания антикоррупционных организаций считают, что национальный план по борьбе с коррупцией, подготовка которого санкционирована распоряжением президента страны Дмитрия Медведева, не принесет существенных результатов. Причина — непрозрачность процесса его подготовки. «Стратегия заявляется как национальная, но широкая общественность не имеет доступа к ее разработке. Пока не проведено никакого исследования, нет диагностики состояния коррупции в России», — отметила директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International — Россия» Елена Панфилова. Более того, по ее словам, чиновники саботируют работу по созданию плана: обсуждение таких важных законодательных инициатив, как контроль за имуществом, доходами и собственностью госслужащих или защита журналистов, освещающих проблемы коррупции, отложено на осень.
Среди неотложных мер, направленных на борьбу со мздоимством, Панфилова назвала введение контроля и регламентации деятельности высших должностных лиц с обязательной декларацией их доходов и ограничением на совмещение госслужбы с занятием бизнесом в соответствии с требованиями конвенции ООН против коррупции.
В свою очередь председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов в беседе с корреспондентом «ФАФИ» отметил, что чиновники являются «заложниками системы». По его данным, лишь 25 процентов госслужащих готовы довольствоваться официальным заработком, только 10–15 процентов не принимают денежных подношений, поскольку им их не дают, а остальные просто вынуждены брать взятки.
Возможно, вскоре небольшим компаниям станет проще продвигать свой товар на рынок. Законопроект о регулировании внутренней торговли проходит окончательное согласование в комитетах парламента и профильных ведомствах перед рассмотрением в правительстве. По словам авторов документа, прежде всего они позаботились о том, чтобы обеспечить доступ продукции малых фирм на полки супермаркетов без оплаты так называемого «входного билета». Сейчас сумма такой завуалированной взятки порой переваливает за 100 тысяч долларов. Законопроект трактует подобные действия как ограничение конкуренции и коммерческий подкуп. Наказанием за названные нарушения станут крупные штрафы и лишение свободы на срок до пяти лет. В Госдуму документ поступит осенью.
Борьба за неукоснительное соблюдение фирмами правил пожарной безопасности порой приобретает весьма искаженные очертания. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 30 апреля 2008 г. № А78-275/08-Ф02-1743/08 вынужден был разъяснить представителям «компетентных органов», что объект, к которому они предъявили претензии, вовсе не является пожароопасным.
В прошлом году представители прокуратуры Иркутской области привлекли к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП, одного из местных ПБОЮЛ, который занимался продажей древесины. По мнению прокуратуры, участок, на котором складируются бревна, брус и доски, является пожароопасным объектом. Следовательно, его эксплуатация требует наличия специальной лицензии, которой у предпринимателя нет. Арбитры, однако, встали на сторону коммерсанта, напомнив прокурорам нормы «Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов», утвержденного постановлением правительства от 14 августа 2002 г. № 595. Согласно им, пожароопасным объектом является сооружение закрытого типа, в котором хранятся или перерабатываются материалы, обладающие исключительными свойствами самовозгорания при взаимодействии с водой, кислородом и друг с другом. Заготавливаемый же предпринимателем лесоматериал хранился на открытом земельном участке. Доказательств того, что древесина и отходы деревопереработки склонны к самовоспламенению, проверяющие не представили. В результате ПБОЮЛ был спасен от штрафных санкций.
Фирма-продавец не несет никакой ответственности за то, что производитель алкогольного напитка не нанес на тару сведения о содержании в нем вредных веществ. Такой весьма неприятный для налоговиков вывод содержится в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2008 г. № А19-16829/07-43-Ф02-2287/08.
Инспекторы, проверив фирму, расположенную в городе Ангарске (Иркутская область), оштрафовали ее за нарушение части 3 статьи 14.16 КоАП. Поводом к «карательным» мерам послужило то, что на двух упаковках (тетрапакетах) вина крепостью 11 процентов отсутствовали сведения о сроках годности, а на двух бутылках ликера — не было ни слова о содержании вредных веществ.
Суд первой инстанции признал незаконным привлечение общества к ответственности. Арбитры указали на то, что обязательность размещения такой информации на упаковке установлена для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 10 процентов, а в данном случае «крепость» напитка была выше. А вот «ликерный» штраф судьи сочли правомерным.
Апелляция поддержала мнение коллег. Однако ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что порядок доведения до потребителей информации о содержании в спиртосодержащей продукции вредных веществ не установлен и соответствующий техрегламент до настоящего времени не принят. Что касается национального стандарта ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», а также документа под названием «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1078-01, ГОСТ Р 52194-2003», на которые ссылалась налоговая инспекция, то они в данном случае абсолютно неприменимы. Данные документы вообще не содержат требования об указании на потребительской таре информации о содержании вредных для здоровья веществ и не устанавливают обязанности продавца по нанесению каких-либо сведений на бутылки и прочую упаковку, поскольку всю необходимую информацию наносит изготовитель.
Вскоре небольшие фирмы и ПБОЮЛ смогут рассчитывать на значительное снижение давления со стороны контролирующих госструктур. Соответствующие изменения предложили внести в законодательство участники парламентских слушаний «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
По словам председателя Госдумы Бориса Грызлова, планируется разработать поправки, предусматривающие введение уведомительного порядка организации бизнеса, а также сокращение количества проверок малых предприятий. На нрегулирование системы госнадзора направлен и пакет законопроектов, одобренный Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства. В ннем, в частности, содержатся нормы об исключении так называемых «внепроцессуальных прав» сотрудников МВД в отношении компаний и ПБОЮЛ.
Вместе с тем запланировано упорядочить систему штрафов предприятий малого бизнеса, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Предполагается, что весь пакет законопроектов Госдума рассмотрит в первом чтении в начале осенней парламентской сессии.
Обещания руководства Генпрокуратуры защитить представителей малого бизнеса от злоупотреблений со стороны контролирующих структур начинают воплощаться в жизнь. Одними из первых на призыв генпрокурора Юрия Чайки среагировали его подчиненные из Республики Татарстан —– на днях они завершили масштабную проверку соблюдения представителями Федеральной налоговой службы законодательства об административных правонарушениях. В рамках этого мероприятия сотрудники прокуратуры выявили пять фактов незаконного привлечения предпринимателей к ответственности по статье 15.1 КоАП — за неоприходование наличных денежных средств. Кроме того, прокуратура опротестовала в Верховном Суде пять постановлений местных ИФНС о санкциях за несвоевременное представление в инспекцию сведений о доходах за 2006 год, вынесенных налоговиками с нарушениями требований статьи 15.3 КоАП.
Как сообщает пресс-служба Отдела по надзору за исполнением налогового и финансового законодательства прокуратуры Республики Татарстан, на сегодняшний день «решается вопрос о вынесении в адрес руководителя республиканского Управления ФНС представления с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности».
09.07.2008
Инфляция в России за неделю с 1 по 7 июля 2008 года составила 0,2 процента, а рост цен с начала года - 9 процентов. Об этом сообщает Росстат.
В июне потребительские цены в России выросли на один процент, что оказалось на уровне 2007 года. Чиновники предполагают, что в июле темпы роста цен значительно снизятся, а инфляция составит 0,5-0,7 процента.
Правительство ожидает, что цены по итогам всего года вырастут на 10,5 процента. В Центробанке считают, что инфляция окажется на уровне 12 процентов.
Резкий скачок цен в России был вызван, в основном, подорожанием сырья и продуктов питания на мировом рынке. В 2007 году при плановом показателе в восемь процентов инфляция составила 11,9 процента.
В июне правительство поручило Минфину внести программу, предусматривающую таргетирование инфляции, что означает перенаправление всей финансовой политики страны на борьбу с ростом потребительских цен. Это позволит существенно снизить рост цен в России, однако понадобится на это до пяти лет.
На данный момент индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны подавать в инспекцию налоговую декларацию не позднее 25 рабочих дней со дня окончания отчетного периода. Вместе с тем, уплачивать налог бизнесмены должны в течение 25 календарных дней с той же даты. Таким образом, предпринимателям во многих случаях приходится платить налог раньше, чем представлять декларацию.
Но, возможно, скоро ситуация изменится. В Госдуму России уже поступил законопроект, призванный для обоих указанных действий установить срок в 25 календарных дней, то есть с учетом выходных.
Ситуацию в сфере налогообложения в Италии по сравнению с другими европейскими странами можно охарактеризовать как плачевную. Каждый итальянец считает, что он не должен платить налоги, так как никто этого не делает. Многие считают, что в последнее время ситуация даже ухудшилась в связи с промахами правительства Романо Проди, которое за два года довело экономику страны до кризиса. Недавно ситуация прояснилась благодаря неожиданному казусу. Левоцентристское правительство, которое возглавлял ныне ушедший в отставку премьер-министр Проди, опубликовало в Интернете информацию о доходах всех 40 миллионов итальянцев, выплативших налоги в 2005 году. Через какое-то время списки были удалены из Сети, однако итальянцы успели узнать о том, что многие богатые и влиятельные их сограждане уклонялись от выплаты налогов. Это вызвало определенную шумиху как в прессе, так и политических кругах Италии. В мае Проди на посту премьера сменил Сильвио Берлускони. Этот небезызвестный в Италии политик некогда отметился высказыванием о том, почему итальянцы уклоняются от уплаты налогов — этому не стоит удивляться, учитывая то, как мало делает для них государство в сфере коммунальных услуг. Однако в ходе предвыборной кампании Берлускони также акцентировал внимание избирателей на своих намерениях бороться с налоговым мошенничеством.