Одного лишь ненадлежащего оформления справки к грузовой таможенной декларации вовсе недостаточно для того, чтобы оштрафовать компанию за продажу спиртного без сопроводительных документов. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14 августа 2008 г. № Ф04-4968/2008(9797-А27-29) указал, что за такую небрежность достаточно вынести устное замечание. Разумеется, согласно статье 10.2 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, справка к ГТД входит в перечень документов, необходимых для легальной продажи алкогольных напитков, отметили арбитры. Однако наличие ошибок в ее оформлении не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным нарушением. Исходя из этого суд отменил решение налоговиков о привлечении компании к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП.
Для того чтобы взыскать затраты на капитальный ремонт арендованного имущества с владельца такового, мало представить доказательства неотложной необходимости произведенных улучшений. Как указал ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 31 июля 2008 г. № А79-9368/2007, предварительно следует еще непременно согласовать объем и сроки выполнения работ с арендодателем.
Согласно материалам дела, предприниматель отремонтировал пришедший в негодность водопровод в подвальном помещении, арендованном для организации пункта общественного питания. Однако арендодатель отказался возместить понесенные коммерсантом затраты или зачесть их в счет арендной платы. Обманутый в своих ожиданиях предприниматель обратился в суд. Он указал, что замена труб была крайне необходима, поскольку система водоснабжения не ремонтировалась с момента постройки здания – с 1976 года. Значит, собственник не исполнял свои обязанности по производству капремонта, стало быть, арендатор имел право заменить прогнивший водопровод, не испрашивая позволения. Но в судах трех инстанций все его доводы и доказательства в виде дефектной ведомости и свидетельских показаний разбились об один пункт договора аренды, в котором говорится, что арендатор обязан производить затраты на улучшение взятого во временное пользование имущества и оборудования с согласия арендодателя. Арбитры заключили, что это вполне согласуется с положениями статьи 616 Гражданского кодекса, и отказали коммерсанту в удовлетворении требования.
При сдаче статистической отчетности теперь следует руководствоваться Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных данных, которое утверждено постановлением правительства от 18 августа 2008 г. № 620. Документом определены не только правила сдачи таких данных, но и ответственность за их непредставление или сообщение недостоверных сведений. Кроме того, официально закреплена возможность отчитываться перед Росстатом как традиционным способом – представив сведения на бумажном носителе (через посредника или лично), так и отправив данные по телекоммуникационным каналам связи.
Структурные подразделения статистического ведомства обязаны разместить формы федерального статнаблюдения и подробные указания по их заполнению на своих официальных интернет-страницах. Более того, им придется совершенно бесплатно снабдить своих «клиентов» бумажными бланками, а также провести инструктаж по их заполнению.
Стоит обратить внимание, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистическую «первичку» в упрощенном порядке. Это закреплено в законе о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ.
Индивидуальные предприниматели должны становиться на учет по месту осуществления «вмененной» деятельности. На это указал Минфин в письме от 5 августа 2008 г. № 03-11-04/3/370. В обоснование своей позиции финансисты привели положения пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, которыми предусмотрен именно такой порядок постановки на учет плательщиков ЕНВД, коими могут являться и ПБОЮЛ. Вместе с тем пункт 3 статьи 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ предписывает индивидуальным предпринимателям регистрироваться в налоговой по месту жительства.
Дождались-таки столичные инспекторы того момента, когда их труды будут оценены по достоинству! Ежеквартально Управление федеральной налоговой службы рассматривает работу каждой инспекции по определенным критериям. Например, для «выездников» и «камеральщиков» предполагаются доначисления по итогам проверок и в зависимости от суммы взысканных налогов, пеней и штрафов. А юридические отделы соревнуются между собой по количеству выигранных арбитражных процессов. В зависимости от квартальных показателей каждый отдел получает свой балл. Если вдруг по какому-либо критерию результат стал хуже, чем за аналогичный период прошлого года, то очки присуждают... штрафные.
Зато самым преуспевающим инспекциям начислят денежную премию. Останется только распределить ее между сотрудниками...
Не исключено, что уже в ближайшем будущем малые компании освободят от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такое мнение высказал глава Ростехнадзора Константин Пуликовский на совместном заседании Общественного совета службы и Совета по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства. Отмена «грязных» сборов с малого бизнеса и ПБОЮЛ большой потери государству не принесет. Дело в том, что доля вклада таких предприятий не больше 0,5 процента от всех денег, собираемых государством по данной статье.
Кроме этого, Пуликовский согласился с тем фактом, что в настоящее время процессу оформления лимитов на размещение и вывоз отходов все-таки препятствуют административные барьеры. Правда, по его словам, виновато в этом не действующее законодательство, а недобросовестные работники госслужбы, неверно трактующие закон. Чиновники заставляют компании согласовывать разработанные специализированной организацией лимиты, но их нужно просто регистрировать в Ростехнадзоре. Пуликовский высказал идею о том, что такие процедуры могли бы носить уведомительный характер и быть полностью бесплатными для предприятий малого и среднего бизнеса.
Вполне возможно, что принципы налогообложения алкогольной отрасли будут изменены. В частности, речь идет о том, чтобы объединить акцизы по всем видам алкогольной продукции, перенести уплату акциза на момент получения сырья на спиртзаводе и установить его ставку в размере 100 рублей за 1 литр безводного спирта. Такое предложение выдвинули Минсельхоз, Минэкономразвития, Федеральная налоговая служба, Минпромторг и Федеральная таможенная служба.
Однако ведомство, непосредственно отвечающее за это, против. Минфин России уверен, что такое изменение будет способствовать производству нелегального спирта. На сегодняшний день неизвестно, какой оборот примет «акцизный» спор.
В сентябре этого года грядут очередные изменения по трансфертному ценообразованию. Правительством будут рассмотрены соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Планируемые изменения связаны с тем, что механизм трансфертного ценообразования прописан нечетко и в судебной практике практически не используется. Нововведения помогут поставить ситуацию под контроль. Кроме того, они исключат возможность занижать цену на продукцию внутри холдингов.
Налоговики нашли новый способ устанавливать скрытую взаимозависимость фирм. На помощь в этом деле пришел, как всегда, Интернет. Теперь при встречной проверке инспекторы будут выяснять, с какого IP-адреса контрагент общается со своим банком при помощи системы «Банк-Клиент». Совпадение адресов налоговики будут расценивать как аффилированность покупателя и поставщика.
В п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124, предусмотрено, что зарубежные компании обязаны встать на налоговый учет независимо от наличия обстоятельств, с которыми российское законодательство о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов. То есть иностранные организации, деятельность которых на территории Российской Федерации не осуществляется через постоянное представительство, не освобождаются от обязанноти постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации, а также от представления налоговой отчетности (в том числе налоговой декларации по налогу на прибыль) в контролирующие структуры. Декларация по налогу на прибыль представляется фирмой в налоговый орган по месту постановки на учет в сроки, установленные ст. 289 НК РФ. Форма декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 5 января 2004 г. № БГ-3-23/1.
Постановление Правительства РФ от 31.07.2008 № 579 вводит в действие новые формы бланков исполнительного листа для работы судов. Особое внимание уделено охране бланков от подделок и утраты: они должны изготавливаться на специальной бумаге с различными видами защиты, учитываться в специальном журнале и выдаваться только под роспись. А как поступать с испорченными и утерянными бланками, будет решать специальная комиссия.
Фирмы и ПБОЮЛ не имеют права использовать в дизайне своих печатей изображение государственного герба. Иначе их ожидает серьезное административное наказание. Пример тому – случай, произошедший с одной из сахалинских коммерсанток.
В поле зрения прокуратуры она попала после очередной проверки. Контролеры обнаружили, что на банковских документах и трудовых договорах, оформленных предпринимательницей, красуется российский двуглавый орел. Между тем право размещать государственную символику на печатях имеют только учреждения и организации, поименованные в статье 4 Закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ. Индивидуальные предприниматели и коммерческие компании такой чести не удостоены. Этого оказалось достаточно для того, чтобы даме выдвинули обвинение в посягательстве на институты госвласти и оштрафовали по статье 17.10 КоАП за незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации.
О фактах нарушения закона о «малой приватизации» фирмы и индивидуальные предприниматели могут сообщить в общественное бизнес-объединение «ОПОРА России». Пресс-служба организации сообщает, что полученная информация будет направлена в правительство, Минэкономразвития и Генпрокуратуру. Как показали результаты проведенного «ОПОРОЙ» мониторинга, вступивший в силу 5 августа Закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ нарушается практически повсеместно. Мораторий на реализацию муниципального имущества не соблюдается, продолжается аукционная распродажа помещений, арендуемых представителями малого предпринимательства, формирование имущественных фондов идет вяло, отмечают эксперты. С таким вопиющим нарушением прав коммерсантов «ОПОРА» и предлагает покончить объединенными усилиями.
Возможно, на рынке труда в ближайшее время произойдут довольно существенные изменения. Обнародованным на днях распоряжением от 15 августа 2008 г. № 1193-р правительство одобрило соответствующую Концепцию действий на 2008–2010 годы. Согласно документу, в планы руководства страны входит совершенствование законодательства в области занятости, повышение мобильности рабочей силы, оптимизация привлечения гастарбайтеров, стимулирование экономической активности граждан и многое другое. Помимо прочего, концепция предполагает, например, упрощение регистрации работников по месту временного пребывания, пересмотр возмещаемых при переезде в другую местность затрат, обеспечение доступа трудовых переселенцев к социальным услугам.
Минздравсоцразвития совместно с заинтересованными ведомствами поручено подготовить проект плана необходимых мероприятий в течение трех месяцев.
Не исключено, что скоро миноритарии акционерных обществ смогут влиять на судьбу компании и сохранить ее жизнеспособность в случае конфликта крупных акционеров. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в департаменте корпоративного управления Минэкономразвития, в недрах ведомства подготовлен законопроект, направленный на эффективное разрешение патовых ситуаций в акционерных обществах. В частности, судам будет дано право назначать временных членов совета директоров или наблюдательного совета по иску миноритариев, владеющих более чем 25 процентами обыкновенных акций, в том случае, если действующие топ-менеджеры не могут прийти к согласию по жизненно важным вопросам. Кроме того, Минэкономразвития предлагает штрафовать тех членов совета директоров, которые своей несговорчивостью и нерасторопностью причинили компании убытки.
В рамках выездной проверки налоговики вправе затребовать практически любые документы, касающиеся деятельности компании. Такой вывод следует из письма Минфина от 5 августа 2008 г. № 03-02-07/1-336. Финансисты отметили, что статья 93 Налогового кодекса дает должностному лицу налогового органа право истребовать у организаций необходимые для проверки документы, но… Их конкретного перечня в Кодексе нет. Представители финансового ведомства высказали предположение, что инспекторы должны запрашивать информацию, которая все-таки связана с налоговым контролем. Однако, видимо, понимая, что у контролеров «аппетит» отменный, специалисты Минфина порекомендовали обратить внимание на положения пункта 3 статьи 93 Кодекса. Ими установлен порядок, которому нужно следовать, если компания не успевает в срок исполнить желание инспекторов видеть те или иные документы. Интересно то, что, проанализировав причины, из-за которых возможна «заминка» с выполнением требования, налоговики сами определят разумный срок для его исполнения. Никаких ограничений на сей счет Кодекс также не содержит.
Плата за сброс сточных вод в водоемы с легкой руки Министерства природных ресурсов и экологии вскоре может быть увеличена в 10 раз. О возможности такого поворота событий заявил на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным глава Минприроды Юрий Трутнев.
«Это ровно тот объем средств, который необходим для строительства очистных ооружений. Таким образом, бизнес или сам построит очистные сооружения и не будет платить дополнительно ничего, или заплатит государству, тогда государство само выполнит эти функции», – цитирует слова министра правительственная пресс-служба. По мнению Трутнева, существующие ставки за сброс загрязняющих веществ в водные объекты мизерные, а потому предприниматели не заинтересованы ни экономить воду при потреблении, ни очищать ее при сбросах, отметил руководитель Минприроды. План по улучшению системы управления водными ресурсами будет представлен на рассмотрение правительства в течение сентября.
Имущественный вычет по НДФЛ в обозримой перспективе может быть увеличен. Целесообразность таких изменений косвенно подтвердил в ходе состоявшейся накануне пресс-конференции замглавы Минфина Сергей Шаталов. «Вопрос об увеличении жилищного вычета обсуждается, но решение не принято», – констатировал Шаталов.
Такое, казалось бы, достаточно нейтральное высказывание тем не менее можно расценивать как значительный прогресс: ранее представители Минфина заявляли, что какие бы то ни было послабления в данном вопросе приведут к невосполнимым бюджетным потерям, и обсуждать подобные изменения отказывались.
Напомним, что сейчас максимальная сумма имущественного налогового вычета при покупке недвижимости составляет 1 миллион рублей. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в аппарате комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному праву, в настоящее время на рассмотрении парламентариев находятся сразу три законопроекта, корректирующие эту ставку. Один из них предусматривает повышение «тарифа» до 1,5 миллиона рублей, второй – до 1,7 миллиона, третий – аж до 3 миллионов рублей. Какая из этих цифр понравится финансистам, догадаться нетрудно. Впрочем, ни один из законопроектов депутаты пока не обсуждали, отложив вопрос до осенней сессии.
Давно обещанный и с нетерпением ожидаемый бизнесом и простыми гражданами единый налог на недвижимость будет введен в России лишь с 2011 года. Об этом сообщает пресс-служба Минфина со ссылкой на замглавы ведомства Сергея Шаталова.
Напомним, что ранее финансисты неоднократно заявляли, что налог на недвижимость, который будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости объекта и заменит собой налог на имущество организаций и физлиц, а также земельный налог, может быть введен уже 1 января 2009 года. Затем срок был сдвинут на 2010 год.
По словам Шаталова, такая «просрочка» вызвана рядом объективных обстоятельств, в частности повышенной сложностью внедрения методики массовой оценки, позволяющей определять стоимость объектов недвижимости, приближенную к рыночной. При этом Шаталов не преминул отметить, что плюсы от нововведения с лихвой перекроют минусы от длительного ожидания: ставки налога будут намного ниже действующих, поскольку «правительство не планирует увеличить совокупную налоговую нагрузку».
Профицит бюджета Российской Федерации в 2008 году прогнозируется на уровне 4,6% ВВП. Об этом недавно заявил министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, в рублевом эквиваленте профицит бюджета в 2008 году достигнет значения 1,944 триллионов рублей, в 2009 году — 707 миллиардов рублей, в 2010 году — 610 миллиардов рублей, в 2011 году — 702 миллиардов рублей. Что касается уровня ожидаемых доходов бюджета, то в 2008 году они, по словам министра, составят 21,2% ВВП (8,966 триллионов рублей), в 2009 году — 19,6% ВВП (9,518 триллионов рублей), в 2010 году — 18,7% ВВП (10,402 триллионов рублей), в 2011 году — 1,0% ВВП (11,408 триллионов рублей). Кудрин также сообщил, что бюджетные расходы на 2008 год запланированы в размере 16,6% ВВП (7,022 триллионов рублей), а с учетом переходящих остатков с 2007 года — 17,6% ВВП. Предполагаемый на 2009 год уровень расходов составит 18,1% ВВП (8,811 триллионов рублей), в 2010 году — 17,6% ВВП (9,792 триллионов рублей), а в 2011 году — 16,9% ВВП (10,706 триллионов рублей).