01.07.2008
Несмотря на многочисленные упреки в излишней жесткости при проведении проверок, отдельные налоговики были и остаются «чуткими» людьми, «готовыми в трудную минуту прийти на помощь» коммерсантам. Правда, ничего общего с законностью такая поддержка не имеет.
Как сообщает пресс-служба ГУВД по Иркутской области, некая сотрудница ИФНС города Ангарска установила, что руководитель одной из местных фирм задолжал бюджету без малого пять миллионов рублей. Вызвав коммерсанта для доверительной беседы, женщина сообщила ему, что прекрасно понимает его проблемы, вовсе не жаждет крови и готова замять дело, не вынося сор из избы. Услуги свои, заключающиеся в фальсификации результатов выездной проверки, инспектор оценила в 10 тысяч евро. Забрать деньги вымогательница поручила своему супругу, которого и задержали милиционеры, получившие от предпринимателя сигнал о вымогательстве. Теперь семейной паре, в соответствии со статьей 290 Уголовного кодекса – «Получение взятки группой лиц в крупном размере», грозит наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет. До окончания следствия подозреваемые будут находиться под арестом.
Финразведка опубликовала новый регламент проверок фирм, осуществляющих финансовые операции и сделки с имуществом, на предмет соблюдения «антиотмывочного» законодательства. Действие этого документа, утвержденного приказом ФСФМ от 23 мая 2008 г. № 131 (зарегистрирован Минюстом 6 июня 2008 г.), распространяется на компании, «в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы». К таковым относятся лизинговые компании, ломбарды, букмекерские конторы и организаторы лотерей, риелторские фирмы, а также коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов. В документе, в частности, говорится, что камеральные и выездные проверки в отношении таких организаций могут охватывать любой период деятельности организации, начиная с 1 февраля 2002 года – даты вступления в силу закона № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Кроме того, в данном приказе закреплены сроки проведения ревизий, представления истребованных Росфинмониторингом документов, условия продления периода проверки и т. д.
В ближайшее время нормы Налогового кодекса, регулирующие деятельность «спецрежимников», претерпят изменения. Например, станет иным порядок определения базовой доходности по единому налогу на вмененный доход. Он будет разработан на основе отраслевых исследований по видам предпринимательской деятельности. На прошедшем накануне заседании кабинет министров пришел к выводу, что такой подход обеспечит установление более объективной величины ЕНВД.
Кроме того, правительство считает, что настала пора радикально сократить объем отчетности, которую обязаны представлять компании и ПБОЮЛ, применяющие упрощенную систему налогообложения. Согласно принятому решению, «упрощенцев» обяжут сдавать декларации только по итогам налогового периода, то есть в четыре раза меньше, чем сейчас.
Правда, уменьшится и число тех, кто сможет воспользоваться грядущими изменениями. Так, будут выработаны более строгие критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности, чтобы налоговые «спецрежимы» могли применять исключительно малые фирмы и индивидуальные предприниматели.
Ставки акцизов на некоторые виды товаров, в том числе на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в течение 2009–2011 годов будут индексироваться на 10 процентов ежегодно. Необходимые для этого поправки в законодательство Госдума приняла на днях во втором чтении. Еще меньше повезло отдельным видам табачной продукции. Например, акциз на сигареты с фильтром будет расти на 20, а на «тяжелые» сигареты и папиросы – на 28 процентов в год. Соответственно, будет увеличиваться и цена названных товаров. Как скажется такая актуализация ставок на рознице, остается только гадать.
Вполне вероятно, что с начала следующего года компании и предприниматели, которые оказывают социально значимые услуги, будут освобождены от уплаты НДС. Такой поворот событий предусмотрен основными направлениями бюджетной политики на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов, которые накануне одобрило правительство.
Заложены в планы на трехлетку также и изменения по налогу на прибыль организаций. Разработчики документа предлагают позволить компаниям учитывать все экономически обоснованные расходы по обучению, лечению и пенсионному обеспечению работников. Правда, в документе сделана оговорка, что названные траты уменьшат базу по налогу на прибыль «в социально разумных пределах». К сожалению, сами эти пределы чиновники пока никак не обозначили.
Фирмы и ПБОЮЛ, ведущие розничную торговлю алкогольными напитками, парфюмерией и бытовой химией на спиртовой основе, значительно снизят риски при выборе поставщика, проверив, есть ли у него действующее разрешение на изготовление подобных товаров. Необходимая для этого информация представлена в обновленном на 26 июня 2008 г. Государственном реестре лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Документ опубликован на официальном сайте ФНС. В нем актуализированы сведения о более чем 4800 фирмах-изготовителях, в частности, уточнены списки выданных и аннулированных лицензий, а также тех, действие которых было приостановлено или возобновлено. Напомним, что согласно статье 26 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ производство и оборот алкоголя и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены, а следовательно, недобросовестный поставщик может создать проблемы с правоохранительными структурами и контрагентам.
Пересчитать 30-процентный НДФЛ по «резидентской» ставке можно лишь с начала того налогового периода, в котором изменился статус иностранного работника. За месяцы, предшествующие данному налоговому периоду, ставка останется неизменной. Сотрудники Минфина в письме от 10 июня 2008 г. № 03-04-06-01/162 напомнили, что перерасчет сумм налога производится после наступления даты, с которой налоговый статус поменяться не сможет, либо при окончательном определении такового по итогам года.
30.06.2008
Срок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций предлагается перенести с 28-го на 25-е число месяца. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс внесены в Госдуму на рассмотрение.
Сроки подачи налоговых деклараций (расчетов) по итогам отчетных и налогового периодов также предлагается перенести с 28-го на 25-е число месяца.
С 1 июля вводится в действие новая форма декларации по налогу на прибыль организаций. В частности, появился новый порядок кодификации информации, располагаемой на титульном листе отчетности. Кроме того, декларация приведена в соответствие с изменениями налогового законодательства, вступившими в силу с 2008 года.
Один из основных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, предложенных налоговыми инспекторами год назад, — налоговая нагрузка на компанию. Ранее метод расчета налоговой нагрузки был такой: сумма уплаченных налогов делилась на оборот компании по данным бухучета.
Теперь же в расчет принимаются не уплаченные, а начисленные налоговые платежи, которые делятся на бухгалтерскую выручку. При этом не учитываются страховые взносы в ПФР и ФСС и налоги, удержанные и перечисленные компанией в качестве налогового агента. Для каждой отрасли приводится свой показатель налоговой нагрузки.
6 июня Госдума приняла в третьем чтении поправки в Закон «О концессионных соглашениях». Данный документ закрепляет право собственности концессионера на продукцию и доходы, получаемые им в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Кроме того, согласно поправкам, концедент (государство, предоставившее концессию) вправе принимать на себя часть расходов на создание и реконструкцию сдаваемого в эксплуатацию объекта и предоставлять концес-сионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством страны.
Внесенными поправками также уточнен порядок балансового учета объекта соглашения и начисления амортизации, а также обращения взыскания по долгам концессионера. Законопроект устанавливает возможность передачи в аренду не только земельного участка, но и права пользования его недрами и водным объектом (частью). Однако в ходе рассмотрения документа была принята поправка, уточняющая, какие именно лесные участки и водоемы могут передаваться концессионеру и на какие сроки. В результате условия такого соглашения, определенные на основании решения о заключении договора и конкурсного предложения, не могут быть изменены соглашением сторон, за исключением определенного ряда случаев.
Екатерина Евстигнеева
Банк России планирует изменить порядок отзыва у банков лицензий за недостоверную отчетность. Согласно проекту нового указания ЦБ, отозвать лицензию можно будет не по совокупности причин, а при наличии хотя бы одного повода. Еще одной причиной применения санкций может стать неотраженность в отчетах операций, объемы которых превышают 600 000 рублей. Нововведение должно сократить количество теневых махинаций, однако оно сделает банки более уязвимыми. Предполагается, что рассматриваемый документ отменит действующее указание Центробанка № 1311-У. «Цель нового указания — повысить прозрачность взаимодействия ЦБ с банками при отзыве лицензий», — пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. Чиновники-финансисты изменили и сам перечень поводов для отзыва лицензии. Согласно требованиям проекта, отчетность будет считаться недостоверной отнюдь не только в случае «недосоздания» банками резервов, сокрытия фактов невыполнения обязательных нормативов и неисполнения обязательств перед кредиторами, как это происходит сегодня. Банк России будет вправе отозвать лицензию, если отчетность «не отражает фактического проведения операций на сумму, либо если проведение данных операций не подтверждается документами».
Попытки налоговых органов войти в реестр кредиторов при процедуре банкротства с требованием о взыскании штрафных санкций потерпели фиаско. ИФНС России по городу Ногинску обратилась в Арбитражный суд Московской области с просьбой о включении ее в качестве конкурсного кредитора в третью очередь реестра требований и взыскании задолженности с налогоплательщика по налогам и пеням в сумме 77 181 263,18 рубля и штрафных санкций в сумме 11 184 903 рубля.
Судом вынесено решение об отказе во внесении в реестр требований суммы штрафных санкций, так как они предъявлены с нарушением требований статьи 114 Налогового кодекса, не были установлены отдельным судебным решением и не взыскивались в судебном порядке (постановление ФАС Московского округа от 8 мая 2008 г. № КГ-А41/2506-08 по делу № А41-К2-13350/07).
Вскоре работодателей освободят от обязанности сохранять за сотрудниками средний заработок за время их пребывания в суде в качестве свидетелей. Оплачивать гражданам дни вынужденного отсутствия на рабочем месте станут участники спора. Как сообщает Управление Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, соответствующие поправки в Гражданский процессуальный кодекс приняты на днях во втором чтении. По мнению авторов законопроекта, такое изменение обеспечит конституционную гарантию равенства граждан перед законом, а также равную защиту организаций от убытков по выплате зарплаты работникам за время их отсутствия в связи с явкой в суд.
Страховщик имеет право предъявить финансовые претензии фирме, водитель которой стал виновником автоаварии, в течение трех лет с момента происшествия. Такой вывод содержится в вынесенном накануне постановлении Президиума ВАС по делу № А12-1032/07-С16-5/5.
В 2004 году водитель «КамАЗа» одной из волгоградских фирм основательно помял подвернувшийся ему под колеса ВАЗ-21053 и был признан виновником ДТП. Компания, в которой была застрахована «легковушка», оперативно возместила своему клиенту ущерб (2220 рублей), а уже в 2007 году обратилась в суд с иском к владельцам «КамАЗа», требуя взыскать с них эту сумму в порядке суброгации. Суды трех инстанций страховщика пострадавшей стороны не поддержали, указав на пропуск двухлетнего срока исковой давности по требованию, вытекающему из договора страхования. Однако ВАС усомнился в справедливости выводов своих нижестоящих коллег, отметив, что иск предъявлен непосредственно тому, кто причинил вред, а не его страховщику. Следовательно, предметом рассмотрения являются отношения, предусмотренные статьей 1079 Гражданского кодекса, согласно которой вред, причиненный «в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях». То есть в данном случае действует общий срок исковой давности – три года (ст. 1064 ГК). В результате дело направлено на новое рассмотрение.
Представители Ростехнадзора, возможно, перестанут инспектировать малые и средние фирмы, деятельность которых не представляет реальной угрозы для жизни людей и окружающей среды. С предложением вывести такие предприятия из госреестра опасных производственных объектов выступил глава ведомства Константин Пуликовский в ходе заседания специального совета, созданного при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Участники встречи приняли решение после проведения необходимых исследований создать обновленный реестр, в который попадут только «очень опасные» предприятия с числом сотрудников менее 250 человек. Именно на этих компаниях Ростехнадзор планирует в дальнейшем сосредоточить внимание инспекторов.
Заявления бизнес-сообщества о недопустимости принятия разработанного МЧС «пожарного» техрегламента в предложенной редакции наконец услышаны. Более того, руководство «чрезвычайного министерства» уже учло большинство требований предпринимателей.
Напомним, что совсем недавно руководство РСПП направило в Госдуму обращение с требованием ни в коем случае не принимать техрегламент «Общие требования пожарной безопасности» в третьем, окончательном чтении. По мнению заявителей, документ создает почву для коррупции, усиливает административное давление на малый и средний бизнес и вообще не соответствует закону «О техническом регулировании». Однако на состоявшейся накануне встрече с представителями РСПП и «ОПОРЫ России» глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что беспокоящие бизнес нормы из проекта уже изъяты. В частности, исключены положения, предусматривающие возможность по тем или иным причинам отступить от норм регламента, уточнена сфера декларирования и т. д.
Как сообщает пресс-служба «ОПОРЫ», результатом встречи стал подписанный ее участниками протокол, в котором отмечено, что техрегламент учитывает интересы всех заинтересованных сторон и может быть одобрен для вынесения на третье, окончательное чтение на заседании Госдумы. Предполагается, что документ будет принят до конца весенней сессии и вступит в силу через девять месяцев. За это время рабочая группа из представителей МЧС, РСПП, «ОПОРЫ России» и других организаций должна разработать ряд подзаконных актов. После вступления регламента в силу ее участники продолжат совместную работу по мониторингу правоприменительной практики.
Строительные и аудиторские компании не смогут перейти на саморегулирование, по крайней мере, до конца этого года. Соответствующую поправку в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» депутаты одобрили накануне сразу во втором и третьем чтении. По словам одного из авторов документа – председателя Комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, это связано с необходимостью разработать положения о материальной ответственности саморегулируемых организаций за ущерб, нанесенный некачественным исполнением профессиональных обязанностей. С этой задачей парламентарии надеются справиться до конца декабря.
Отметим, что ранее переход на саморегулирование компаний, занятых проектированием, строительством и инженерными изысканиями, а также аудиторской деятельностью, должен был состояться 1 июля 2008 года.
Вероятно, вскоре в законодательстве появятся четкие определения «недобросовестности налогоплательщика» и «необоснованной налоговой выгоды». О необходимости конкретизировать данные понятия заявили участники заседания круглого стола «Добросовестность налогоплательщика: практика, проблемы, перспективы». Проект федерального закона, устраняющего существующие ныне разночтения, подготовят эксперты комитета по законодательству Мосгордумы.
Сейчас, отметил зампред Экспертного совета при комиссии по законодательству столичной Думы Лев Бардин, налоговики и арбитражные суды при вынесении решений активно оперируют понятием «недобросовестность», по-своему трактуя одни и те же действия налогоплательщиков. Попытки исправить ситуацию предпринимали ВАС и КС, однако установить единые критерии оценки им не удалось – представители налоговой службы просто-напросто не принимают разъяснения судов как обязательные к применению. «Так что до тех пор, пока в нормативно-правовых актах не будет четкого объяснения, что есть недобросовестность и как она определяется, отношения между налоговыми органами и предпринимателями будут строиться по принципу: кому-то повезло больше, а кому-то меньше», – резюмировал Лев Бардин.
Фирмы и индивидуальные предприниматели, использующие при подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности программу «Налогоплательщик ЮЛ», могут воспользоваться свежей версией данного софта. В ней, в частности, подкорректировано программное обеспечение формирования документов, необходимых для постановки на учет «вмененщиков». Среди новых разработок – дополнения, касающиеся составления деклараций и отчетов компаний и ПБОЮЛ, занятых в игорном бизнесе. Найти и скачать версию 4.12 с приложенной к ней инструкцией по установке программы можно на официальном сайте ГНИВЦ ФНС.