В работе фирм, занимающихся международной транспортировкой грузов, грядут изменения. Очередными поправками будет дополнен Федеральный закон № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Во-первых, перечень опасных грузов низкой и средней степени опасности, для перевозки которых требуется специальное разрешение, предполагается сократить. Во-вторых, будет сформирован исчерпывающий перечень той продукции, которая Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов отнесена к грузам повышенной опасности.
Кроме того, усилятся меры по контролю за соблюдением порядка «опасных» перевозок транспортными средствами, принадлежащими как российским, так и иностранным компаниям.
С 30 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556, определяющее предельные значения выручки для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Микропредприятия не должны превышать лимит годовой выручки в 60 млн. рублей, малые предприятия — 400 млн. рублей, а средние предприятия — 1000 млн. рублей. При определении выручки суммы НДС не учитываются.
Напомним, что указанные значения должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет. Так требует законодательство о развитии малого и среднего бизнеса.
Случаев, когда сотрудники милиции из борцов с экономической преступностью в одночасье превращаются в фигурантов уголовных дел, увы, не становится меньше.
Так, в ходе проверки магазина, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, сотрудники оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям УВД Ханты-Мансийского автономного округа у ПБОЮЛ изъяли бухгалтерскую документацию и компьютерные системные блоки, в результате чего его хозяйственная деятельность была практически парализована. В ходе приватной беседы старший оперуполномоченный потребовал у коммерсанта за прекращение проверки и возврат вещдоков 3 миллиона рублей, а затем скостил отступные до 1 миллиона. Однако, как выяснилось, и с этой суммой ПБОЮЛ расставаться вовсе не собирался: сразу после беседы с корыстолюбивым правоохранителем он поспешил в Управление собственной безопасности. Через некоторое время оперуполномоченного задержали с поличным. Теперь ему в соответствии с частью 4 статьи 290 Уголовного кодекса «Получение должностным лицом взятки в крупном размере» грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.
Аналогичный случай произошел и в Иркутской области. Там по подозрению в вымогательстве вожделенного миллиона за решетку угодили сразу два высокопоставленных сотрудника подразделения по борьбе с экономической преступностью. До конца недели им будет предъявлено обвинение по той же самой статье УК.
Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, могут не спешить со сдачей персонифицированной отчетности в ПФР. Штраф за несвоевременное исполнение данной обязанности им не грозит. Такой вывод следует из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2008 года № А69-1030/08-8-Ф02-3386/08. Арбитры напомнили, что в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Причем данный вид наказания распространяется отдельно и на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы. К таковым как раз и относятся ПБОЮЛ-«одиночки». Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 11 Закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, страхователи отчитываются перед ПФР о каждом работающем у них застрахованном лице раз в год, но не позднее 1 марта. При этом подобного ограничения для физлиц, самостоятельно уплачивающих свои пенсионные взносы, законом не установлено. Следовательно, как бы ПБОЮЛ ни старался, он просто не может опоздать со сдачей отчета в Пенсионный фонд.
Владельцы платежных терминалов, работающие по так называемым агентским соглашениям, нашли неожиданных союзников. Как сообщили корреспонденту «ФАФИ» в комитете Госдумы по финансовым рынкам, на днях Минфин официально признал легитимность подобной схемы наряду с банковской. Копия письма финансистов направлена в МВД.
Напомним, что в настоящее время платежные терминалы находятся практически вне закона. Дело в том, что их владельцы в большинстве своем работают напрямую с конечными получателями средств по агентским соглашениям, отводя при этом кредитным организациям всего лишь роль расчетного центра. Однако ситуация изменилась с момента вступления в силу Указания Центробанка от 20 июня 2007 года № 1842-У, которое обязывает организации, принимающие платежи, в обязательном порядке заключать договоры с банками, где открыты счета тех, кому эти деньги предназначены. Угрозу кризиса сняла устная договоренность между представителями ЦБ и МВД, пообещавшими до поры до времени не предпринимать никаких карательных акций.
Параллельно депутаты разработали законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», прямо узаконивающий агентские соглашения. Беда в том, что по настоянию ЦБ и Ассоциации российских банков его обсуждение перенесено Госдумой на осеннюю сессию. Дабы подобная отсрочка не была воспринята правоохранителями как сигнал к проведению масштабных проверок пунктов приема платежей на предмет наличия банковского договора, представители комитета Госдумы по финансовым рынкам приняли решение направить запрос с просьбой прояснить эту ситуацию непосредственно в Минфин.
Вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем малые компании и ПБОЮЛ будут освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду. В пользу такого поворота событий высказался глава Ростехнадзора Константин Пуликовский на совместном заседании общественного совета службы и совета по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства. Пуликовский признал, что в настоящее время в процессе оформления лимитов на размещение и вывоз отходов существуют административные барьеры. Правда, связаны они не с действующим законодательством, а с его трактовкой недобросовестными работниками службы. По словам руководителя Ростехнадзора, отмена «грязных» сборов для малого бизнеса не станет существенной потерей для госказны, так как средства, взимаемые с подобных предприятий, составляют лишь полпроцента от всех поступлений по данной статье.
Работодателям, чье производство связано с вредными и опасными условиями труда, возможно, уже с 2013 года придется платить единый социальный налог по повышенной ставке. Ставка ЕСН может быть индивидуализирована и для некоторых видов деятельности вырастет аж до 32 процентов. Как сообщает пресс-служба Минфина, это предусмотрено в долгосрочной бюджетной стратегии России на период до 2023 года, которую министерство намерено в течение недели внести в правительство. В главном финансовом ведомстве уверены, что компенсировать расходы пенсионной системы на тех, кто вынужден досрочно прекращать работу из-за ее особых условий, необходимо за счет самих «опасных» отраслей.
В ближайшее время квота на иностранных работников может быть увеличена на 1 миллион 300 тысяч человек. О вероятности такого развития событий заявила на прошедшей пресс-конференции заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова. Интересно, что квоту оставят лишь для представителей малого бизнеса, крупные же компании не будут ограничены в наборе иностранного персонала. Впрочем, отметила Егорова, данная инициатива пока находится лишь в стадии обсуждения.
Акционерные общества, созданные с участием государства, региональных властей или муниципалитетов, могут применять УСН. Это подтвердил Минфин в письме от 7 августа 2008 года № 03-11-02/89, опровергая свои же инструкции, данные ранее сотрудникам Федеральной налоговой службы в письмах от 12 марта 2007 года № 03-11-02/66 и от 8 мая 2007 года № 03-11-02/124. Тут, правда, не обошлось без вмешательства Высшего Арбитражного Суда, который в Определении от 28 мая 2008 года № 6214/08 признал данные документы не соответствующими положениям Налогового кодекса. Дело в том, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, указал ВАС, по смыслу гражданского законодательства не являются юридическими лицами и не соответствуют определению организаций, которое дано в статье 11 Налогового кодекса. Следовательно, и положение подпункта 14 пункта 3 статьи 346 Налогового кодекса, запрещающее переходить на «упрощенку» ОАО, доля участия в которых сторонних юрлиц превышает 25 процентов, не имеет к ним никакого отношения.
Если договор с кредитной организацией предусматривает возможность изменения процентной ставки в зависимости от колебаний ставки рефинансирования ЦБ, то при списании расходов следует руководствоваться ставкой рефинансирования, действующей в день начисления процентов. В письме от 11 августа 2008 года № 03-03-06/1/453 специалисты Минфина сообщили, что в таких ситуациях уведомление от банка не играет решающей роли, даже если обязанность кредитной организации сообщить о произошедших изменениях прямо прописана в договоре. Финансисты напомнили, что если по договору кредитования процентная ставка представляет собой постоянную величину в течение срока действия договора обязательства, то для расчета предельной суммы процентов, которую можно учесть при налогообложении прибыли, нужно применять ставку рефинансирования, действовавшую на дату привлечения кредита.
В Швейцарии грядет налоговая реформа, призванная сделать налоговую систему более эффективной и прозрачной. Она коснется налога на добавленную стоимость. Предлагается сократить ставку НДС с 7,6 до 6,1 процента и унифицировать систему НДС, отменив льготные ставки.
Если реформа обретет законодательную силу, то она позволит снизить административную нагрузку на бизнес, усмирить цены на целый ряд товаров, включая топливо, автомобили и электронику. При этом возможно подорожание медицинских, образовательных и некоторых других услуг.
В Калужской области понижена налоговая ставка по налогу на прибыль для организаций, которые вкладывают свои средства в агропромышленный комплекс. Она составит 13,5 процента для тех, кто инвестирует вклады (дополнительные вклады) в уставные капиталы сельхозорганизаций или паевые взносы. Приветствуется также безвозмездная передача в собственность сельскохозяйственным организациям имущества, в том числе денег, и приобретение акций непосредственно у этих организаций.
При этом чем больше вложения, тем дольше будет период применения пониженной ставки. Такие положения установлены Законом Калужской области от 24 июня 2008 г. № 439-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для инвесторов в сфере агропромышленного комплекса».
Главное финансовое ведомство страны не поддержало идею о проведении налоговой амнистии для юридических лиц. Чиновники считают, что эта акция могла бы быть полезной лишь при определенных обстоятельствах.
Компаниям предлагалось уплатить в бюджет НДС, налог на прибыль организаций и НДПИ, которые не были задекларированы до 1 января 2007 года. Налоговая амнистия обходила стороной ЕСН и НДФЛ, поэтому Министерство финансов не согласилось с проведением такого мероприятия.
Однако осенью законопроект об амнистии может быть внесен на рассмотрение в Госдуму.
Финансисты обозначили ключевые значения при постановке на налоговый учет подразделения, которое расположено на территории, удаленной от головного офиса. Значительную роль играет, например, наличие оборудованных рабочих мест для сотрудников. Важна и продолжительность работы специалистов фирмы в данном населенном пункте. Такие критерии выделены в письме Минфина России от 10 июля 2008 г. № 03-02-07/1-271.
При этом финансисты напомнили, что стационарным считается место, если оно создано на срок более одного месяца. Так что если сотрудники будут трудиться не по месту нахождения фирмы меньше месяца, то и регистрировать обособленный офис нет необходимости.
Год семьи в Российской Федерации ознаменовался не только введением нового праздника «День семьи, любви и верности». Не забыла Государственная Дума и о тех, кто своевременно не исполняет своих родительских обязанностей. Ужесточились санкции по отношению к «алиментщикам». Теперь размер неустойки за каждый день просрочки вместо 1/10 процента составит 1/2 процента от суммы невыплаченных алиментов.
При условии выплаты алиментов в размере 10 000 рублей, например, за пять дней просрочки нерадивый родитель платил раньше 50 рублей неустойки. После официального опубликования закона должнику придется заплатить 250 рублей, то есть в 5 раз больше.
Возможно, подбор кадров через государственные центры занятости населения (ЦЗН) вскоре станет более эффективным. Повлиять на качество услуг так называемой биржи труда могут сами работодатели, приняв участие в анкетировании, которое проводит Роструд. Представителям организаций предложено, в частности, сообщить, за какими услугами им приходилось обращаться в центр занятости, и оценить результат своего общения с работниками данного госучреждения. Не возбраняется также выразить свои претензии. Пользователи Интернета могут высказать наболевшее на сайте www.inesp.ru до 14 сентября, опрос непосредственно в ЦЗН планируется завершить чуть раньше – 3 сентября. Как сообщает пресс-служба Роструда, полученные результаты будут учтены при разработке мер по повышению эффективности деятельности центров.
Фирма имеет полное право уменьшить базу по налогу на прибыль на затраты по обеспечению порядка на внутрикорпоративных мероприятиях, если они проводились в принадлежащем ей помещении. Кроме того, она может включить в расходы сумму амортизационных отчислений по такому ОС, как сауна для приема особо значимых контрагентов. Такой вывод сделал ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 2 июля 2008 года по делу № А05-6193/2007.
Налоговикам, которые отказали в принятии названных расходов в силу пресловутой экономической неоправданности и доначислили компании налоги и пени, арбитры указали на несколько ключевых нюансов. Что касается «корпоративок», то предметом договора, заключенного фирмой с одним из ЧОП, является охрана имущества, а также обеспечение порядка на массовых мероприятиях в помещении, которое является ее собственностью. Таким образом, услуги ЧОП напрямую связаны с охраной принадлежащего компании имущества, являются обоснованными и подлежат включению в состав прочих расходов, делают вывод судьи.
Довод налоговиков о том, что баня не является производственным объектом и поэтому нельзя учесть в расходах сумму ее амортизации, арбитры также отмели. Они установили, что компания использовала сауну «исключительно для приема и обслуживания представителей других организаций в целях поддержания взаимовыгодного сотрудничества», а также для проведения переговоров в неформальной обстановке, то есть именно в представительских целях. Исходя из этого, данная баня предназначена для извлечения дохода, и разговоры об экономической нецелесообразности здесь совершенно неуместны.
ИФНС не имеет права «заморозить» банковские счета фирмы, признанной банкротом, во время процедуры внешнего управления. Об этом говорится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 2 июля 2008 г. по делу № А05-429/2008.
В середине 2006 года компания подала заявление о финансовой несостоятельности, в отношении нее были введены процедуры наблюдения, финансового оздоровления сроком на два года и внешнего управления. Именно в этот период налоговикам приспичило приостановить операции по банковским счетам организации из-за неуплаты пеней по ЕСН. Свои действия инспекторы подкрепили тезисом о том, что задолженность по пеням в данном случае является текущей, и закон не возбраняет им применить любые меры принудительного взыскания вплоть до заморозки счета. Однако арбитры расценили поступок инспекторов как банальное самоуправство. В своем вердикте они указали, что блокировка счетов фирмы-банкрота в период действия внешнего управления и финансового оздоровления фактически является одной из форм наложения ареста на имущество должника. Это отнюдь не способствует восстановлению платежеспособности компании и запрещено положениями статьи 94 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, подчеркнули судьи, которые в таких случаях позволяют арестовывать имущество только по решению суда.
Отсутствие на копиях ГТД отметки таможни «Ввоз подтвержден» не свидетельствует о том, что фирма не доказала факт ввоза импортных товаров, и не является поводом для отказа в НДС-вычете.
К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 9 июля 2008 года по делу № А56-24688/2006. Судьи напомнили представителям ИФНС, что в силу статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные документы, на основании которых товар принимается на учет (в том числе и ГТД), должны в обязательном порядке содержать такие реквизиты, как дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за ее совершение, а также их личные подписи. Что касается отметки «Ввоз подтвержден», то ее проставление в ГТД обязательным вовсе не является. Правда, в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета от 21 июля 2003 года № 806 такая отметка может быть проставлена по просьбе заинтересованного лица при наличии оснований, предусмотренных данным документом. Отметив, что таковых у компании не было, а налоговики не запросили у таможни информацию о ввозе товара, арбитры сочли их решение противоправным.