24.08.2005
Предпринимателям с каждым днем становится все труднее разобраться в правилах уплаты налогов. Причина заключается в несогласованности позиций ФНС и Минфина по тем или иным вопросам. Количество противоречащих друг другу разъяснений растет день ото дня. Так, в майском письме Минфин разрешил малым предприятиям, работающим по упрощенной системе (доходы минус расходы), учитывать расходы на товары, приобретаемые для перепродажи, сразу после их оплаты. Налоговики с такой позицией не согласились. Они считают, что такие расходы можно учитывать только после реализации товаров. Разногласия возникли и по вопросу, штрафовать или не штрафовать фирмы при ошибке в коде бюджетной классификации (КБК), если она не привела к бюджетным потерям.
Предметом споров стал также приказ ФНС от 30 марта 2005 г. № САЭ-3-19/127. В нем, в частности, указывалось, что предприниматель, претендующий на «налоговую отсрочку», обязан представить инспекторам пакет документов, подтверждающих возможность наступления банкротства фирмы в случае единовременной уплаты налогов. Причем эти документы должны быть обязательно заверены «уполномоченным на это органом». Какой это орган, в документе не уточнялось. Дело в том, что раньше такие заключения выдавала Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Но в ходе административной реформы она была упразднена. В то же время и налоговикам этого права не дали. Пытаясь разобраться в ситуации, корреспондент «Федеральной бухгалтерской газеты» позвонил в Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. Там его заверили, что ввиду «крайней расплывчатости» содержащейся в приказе формулировки заверять такие документы должны все же сотрудники налоговых инспекций. Однако в Управлении урегулирования задолженностей и обеспечения процедуры банкротства ФНС корреспонденту «ФБГ» заявили, что «в Минфине, сделав такое скоропалительное заявление, сильно погорячились». Всем претендентам на отсрочку в управлении посоветовали «просто собирать как можно больше документов, подтверждающих угрозу наступления банкротства».
Фирмам-плательщикам налога на игорный бизнес будет небезынтересно письмо УФНС по г. Москве от 21 июля 2005 г. № 18-08/1/51848. В нем столичные налоговики рассказывают о порядке постановки на учет объектов обложения этим налогом. Так, фирма, которая устанавливает, например, игровой автомат, обязана не позднее чем за два рабочих дня до даты его установки сообщить об этом в местную налоговую инспекцию. Регистрация осуществляется на основании соответствующего заявления. Если количество таких «игровых» объектов меняется, то об этом в те же сроки также необходимо сообщить инспекторам. После этого в течение пяти дней организация получит новое свидетельство о регистрации объекта обложения налогом на игорный бизнес. Ранее выданное свидетельство у нее изымается.
23.08.2005
Только сегодня вступила в силу Инструкция об организации и осуществлении проверок и ревизий предпринимательской, торговой, производственной деятельности, а МВД уже подготовило новую. Она будет регламентировать порядок проведения проверок фирм в сфере законодательства о налогах и сборах. Начальник Департамента экономической безопасности МВД РФ Сергей Мещеряков пообещал, что соответствующий приказ опубликует на этой неделе «Российская газета».
Как пояснил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» Мещеряков, «новый приказ – это совершенно самостоятельный документ. Он более конкретен и узок по сравнению с опубликованным 12 августа. Им будет руководствоваться подразделение по борьбе с преступлениями в налоговой сфере, которое действует в структуре министерства уже с 2003 года».
Возможно, работодателей, выплачивающих своим сотрудникам зарплаты в конвертах, будут безоговорочно отправлять за решетку. Накануне глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов предложил дополнить Уголовный кодекс такой статьей. По его словам, минимизация таким образом ЕСН приводит к крайне негативным последствиям. Из-за «зарплатных» схем постоянно растет дефицит Пенсионного фонда. Да и вышедшие на заслуженный отдых работники по вине недобросовестных руководителей получают мизерные пенсии.
«Скорее всего речь идет не о новой норме кодекса, а об усилении ответственности за такие нарушения», – заявил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Он напомнил, что уже существует статья 199 Уголовного кодекса, в которой предусмотрено наказание за неуплату налогов и сборов. В то же время он считает, что «если предпринимателю невыгодно платить своим сотрудникам зарплату «по-белому», то какое бы наказание ему ни установили – это вряд ли поможет». Беляков убежден, что решать этот вопрос нужно другими способами.
Претерпев неудачу на коммерческом поприще, многие предприниматели совершенно падают духом. Однако некоторые из них пытаются найти новые, причем не всегда законные способы поправить свое финансовое положение. Так, экс-директор одной из воронежских фирм, уйдя из бизнеса, в течение нескольких лет попросту обворовывал бывших коллег и конкурентов, выдавая себя за менеджера по закупкам.
Как рассказали корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в областном УВД, найдя в газете объявление о продаже партии какой-либо продукции по безналичному расчету, мошенник заявлялся в офис фирмы-продавца, представлялся менеджером по закупкам одной из местных компаний и предлагал сотрудничество. При этом он в обязательном порядке предъявлял будущим «партнерам» один из имевшихся у него фальшивых паспортов со своей фотографией, но чужой фамилией. Доверчивые предприниматели без лишних слов выписывали пройдохе счет на предоплату. Далее дорога вела в компьютерный салон, где мошенник собственноручно изготавливал доверенность и платежное поручение. Для своих операций он выбрал один из коммерческих банков, подделал его печать и даже скопировал подпись реального оператора. В фирму аферист возвращался уже с полным пакетом документов. После их проверки лже-покупателю выписывали накладную, и он получал продукцию со склада. Добытый подобным образом товар, липовый менеджер тут же сбывал по дешевке. Таким образом ему удалось провернуть аферы с женскими сапогами, спецодеждой, мукой, постельным бельем и другими товарами.
Задержали афериста, можно сказать, случайно – сотрудники одной из фирм при осуществлении купли-продажи заподозрили обман и вызвали милицию. Под давлением улик аферист не стал отрицать своей вины и дал признательные показания по всем эпизодам дела. Суд приговорил махинатора к трем годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Не всякая неточность, допущенная налоговиками при составлении протокола об административном нарушении, приводит к отмене штрафа. Примером может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2005 года № А56-16301/2005
В рассматриваемом деле инспекторы обнаружили, что при получении платы за автостоянку компания не пробила кассовый чек. Был составлен протокол, однако в качестве организационно-правовой формы ревизоры указали ООО вместо ОАО. Казалось бы, ситуация очевидна: ошибка в названии нарушителя означает недействительность протокола. Однако судьи, к которым обратились налоговики, пришли к неожиданному выводу. Они отметили, что остальные сведения о фирме (ИНН, ОГРН, адрес) указаны верно, что позволяет ее однозначно идентифицировать. Значит, ошибка носит технический характер и не влечет за собой отмену наказания.
Если счет-фактура содержит недостоверные сведения, фирма не сможет на ее основании принять НДС к вычету или возмещению. На этот раз об этом напомнили арбитры ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 25 июля 2005 г. № А82-15109/2004-37. В рассматриваемом деле фирма для подтверждения права на вычет НДС предъявила счета-фактуры, выписанные поставщиком. Однако в ходе камеральной проверки выяснилось, что организации с указанным в «первичке» ИНН не существует. Судьи поддержали налоговиков и решили, что в этом случае права на вычет фирма-покупатель не имеет.
Возможно, чиновники при разработке новых законов будут принимать во внимание не только мнения питерских и московских бизнесменов, но также и интересы региональных предпринимателей. На это направлен целевой социологический проект «Центр и регионы: лицом к лицу», авторами которого выступили Центр исследований общественного мнения «Глас народа», РСПП и Клуб главных редакторов региональных газет «Четвертая власть». Собирать мнения местных предпринимателей разработчики будут посредством интернет-анкетирования.
Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» инициаторы проекта, сейчас выбирается тема, по которой будет проведен первый опрос. Так, планируется предложить региональным бизнесменам оценить справедливость распределения налоговых сборов и финансовых обязательств между регионами и федеральным центром, а также степень коррупции и криминализации в своем городе.
На днях в Брянске завершился судебный процесс по делу об уклонении от уплаты налогов. Директор фирмы, задолжавшей государству без малого девять миллионов рублей, приговорена к полутора годам лишения свободы условно.
Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в прокуратуре области, фирма, занимающаяся производством лимонада, под различными предлогами уклонялась от уплаты налогов в течение достаточно длительного времени. Когда сумма недоимки приблизилась к пяти миллионам рублей, терпение у налоговиков лопнуло и они решили взыскать долги с банковских счетов предприятия. Однако «закрома» оказались пустыми. Результатов не дал и арест продукции «Серебряного ручья» – на нее попросту не нашлось покупателей. Тем временем предприятие продолжало работать и по-прежнему не платило налоги. Тогда к делу подключились сотрудники ОБЭП. Проверив потенциальных покупателей, милиционеры выяснили причину «нищеты» коммерсантов: оказалось, что деньги за приобретенную продукцию переводились на счета сторонних, но «дружественных» организаций. После чего их с легкостью обналичивали. За время следствия было проведено около 20 выемок документов и десятки почерковедческих экспертиз. А закончилась вся эта «газированная история», как и следовало ожидать, обвинительным приговором.
При определении размера дохода, дающего право на применение УСН, фирма вправе уменьшить его на сумму НДС и налога с продаж. Однако эти налоги должны быть фактически уплачены в бюджет, а не определены расчетным путем. Об этом говорится в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 25 июля 2005 г. № А43-15201/2004-32-623.
Яблоком раздора стало заявление о переходе на УСН фирмы-«вмененщика». Размер ее дохода за 9 месяцев без учета НДС и налога с продаж, не превышал установленный предел в 11 миллионов рублей. Перейти на «упрощенку» ей разрешили. Однако позже выяснилось, что, применяя ЕНВД, фирма ни НДС, ни налог с продаж не платила, а заявленный ею доход с учетом этих налогов составлял более 13 миллионов рублей. Иными словами, организация уменьшила доход на суммы налогов, определенные теоретически. Теперь фирме придется доплатить все положенные на общем режиме налоги, а применять «упрощенку» далее она не сможет.
22.08.2005
Резонно рассудив, что один налог – хорошо, а четыре – лучше, представители ФНС решили увеличить налоговую нагрузку на владельцев популярных игровых автоматов типа «столбик» и «ромашка» ровно в четыре раза. Согласно письму, разосланному Федеральной налоговой службой по своим инспекциям, каждый такой аппарат, имеющий четыре игровых места, признается теперь «игровым комплексом», а потому облагается четырехкратным налогом.
По мнению заместителя исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ) Самоила Биндера, письмо ФНС не имеет абсолютно никакой юридической силы, поскольку такого определения, как «игровой комплекс», ни в одном нормативном акте просто не существует. Беседуя с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты», Биндер отметил, что прецеденты, когда налоговики обязывали предпринимателей платить за одну «ромашку» или один «столбик» как за четыре автомата, уже случались. Но доводы «службистов» в пух и прах разбивались в арбитражных судах. В своих решениях арбитры указывали, что «столбик» – это одно устройство с четырьмя местами, выполняющее одну игровую программу и обеспечивающее возможность одновременной игры до четырех человек. «Хочется посоветовать налоговым инспекторам почаще заглядывать в Налоговый кодекс и изучать арбитражную практику, о которую непременно разобьется их очередной демарш, а не считать стулья у автоматов», – заключил представитель РАРИБ.
Возможно, возраст выхода граждан на пенсию будет увеличен на 6 или 12 месяцев. Об этом накануне сообщил глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов. По его словам, эта мера необходима, поскольку ПФР испытывает острую нехватку средств. Причину Батанов видит в снижении ставки единого социального налога, которое не привело к планируемому «обелению» зарплат. Осложняет ситуацию еще и то, что уже сейчас, как показывает статистика, во многих регионах страны число пенсионеров превышает число работающих.
Как сообщил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков, «повышение пенсионного возраста только увеличит недоверие граждан к правительству» Исправлять эту ситуацию разумнее было бы за счет средств Стабфонда, убежден Беляков. «Ведь куда же его тратить как не на социальные нужды», – сказал он в заключении.
Бухгалтерам представилась возможность убедиться, не пропустили ли они за последние полгода важные изменения в налоговом законодательстве. Все федеральные законы, которые были приняты в течение весенней сессии, обобщили работники ФНС в письме от 25 июля 2005 г. № ШС-6-01/621. Документ оформлен в виде таблицы, в которой приведены названия законов и их краткое описание.
«Упрощенец» может передать ведение книги доходов и расходов аудиторской компании или индивидуальному аудитору. Причем эти затраты он вправе будет учесть при расчете единого налога как «расходы на аудиторские услуги» (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК). Такой вывод следует из письма Минфина от 6 июля 2005 г. № 03-11-04/2/15. Чиновники наконец признали, что к аудиторским относятся все услуги, перечисленные в Законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, а не только проверка отчетности. Например, консультирование, постановка, восстановление и ведение учета, а также составление деклараций.
Если покупателю возвращают из кассы деньги за товар в день покупки, то продавец должен пробить чек возврата. Кроме того, в этом случае оформляется акт о возврате денег по унифицированной форме № КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Если же возврат денег происходит в последующие дни, то деньги отдают покупателю на основании письменного заявления с указанием его паспортных данных и составляют расходно-кассовый ордер по форме № КО-2. Порядок его оформления утвержден Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Такие разъяснения дали красноярские налоговики на сайте областного УФНС.
Вслед за представителями МВД о возможности материального поощрения «информаторов» заговорили чиновники Минприроды. В разработанной министерством концепции Экологического кодекса содержится норма, предусматривающая вознаграждение за сообщения о нарушениях природоохранного законодательства, причинении существенного вреда окружающей среде или здоровью человека. Как сообщил накануне директор Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Минприроды Александр Ишков, предполагается, что определенная доля от взысканного ущерба может направляться «доброжелателю» в качестве денежных «экологических» премий. Ишков подчеркнул, что право премирования должно в первую очередь принадлежать органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления, в бюджеты которых станут поступать средства от штрафных санкций.
Отвечая на вопрос корреспондента «Федеральной бухгалтерской газеты», Ишков пояснил, что такой метод широко используется на Западе, но у нас до сих пор считается не очень этичным. «Мы пока еще стесняемся этого, а напрасно, поскольку данный механизм может стать очень действенной мерой по пресечению нарушений», – отметил он.
Фирмам не придется переоформлять действующие лицензии. Об этом сообщил МЭРТ в письме от 26 июля 2005 г. № 11268-АШ/ДО5. Чиновники отметили, что порядок лицензирования был изменен Законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ. Однако «задним числом» поправки применяться не будут. Поэтому все выданные ранее лицензии останутся в силе до окончания срока, в них указанного (ст. 49 ГК).
Фирме, которая собирается продать недвижимость, не нужно получать разрешение собственника земли. В случае сделки право пользования земельным участком автоматически перейдет покупателю вместе с приобретенной постройкой (п. 2 ст. 271 ГК). Однако продавец должен сообщить землевладельцу о сделке, если такая обязанность предусмотрена договором аренды (п. 3 ст. 552 ГК). Об этом напомнил Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 22 июля 2005 г. № А56-49175/04.
19.08.2005
Индивидуальные предприниматели, которые решили нанять сотрудников, должны дважды регистрироваться в Пенсионном фонде. Такой вывод следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21 июня 2005 г. № 343/05. Дело в том, что бизнесмен должен уплачивать пенсионные взносы за себя, а заключив трудовые договоры с сотрудниками, отдельно и за них. Вот судьи и решили, что это две разные категории страхователей. Одно дело – сам ПБОЮЛ, и совсем другое – работодатель.
В Минэкономразвития, несмотря на стремление сократить административные барьеры, считают решение арбитров вполне обоснованным. Специалисты ведомства отметили, что снижение административной нагрузки на предпринимателей никоим образом не должно ставить под угрозу социальную защиту граждан. Об этом корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» сообщили в пресс-службе МЭРТ.
Предпринимателей ожидает очередной «налоговый сюрприз». На сей раз – от чиновников Минприроды, предлагающих ввести ряд новых «экологических» налогов. Об этом на заседании Общественного экологического совета заявил директор Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Минприроды Александр Ишков. Представляя концепцию разработанного в министерстве экономического раздела экологического кодекса, Ишков отметил, что в настоящее время одних только административных механизмов охраны окружающей среды недостаточно. В связи с этим он предложил не только ужесточить существующие нормативы, но и ввести новые налоги: налог на нежелательную в экологическом отношении продукцию и на потребление отдельных видов продукции или ресурсов. Кроме того, предполагается введение пошлин на ввоз в страну «нежелательной» продукции или сырья.
В ходе заседания участники совета поддержали большинство предлагаемых норм. Однако в беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» некоторые из них выразили обеспокоенность «коррупционноемкостью» и «непрозрачностью» ряда положений документа. Кроме того, по их мнению, некоторые уже существующие природоохранные нормативы «невыполнимы в принципе» и ужесточать их не имеет никакого смысла.