15.03.2007
Вполне возможно, что рейдерам станет вскоре труднее осуществлять незаконные захваты предприятий. Корпоративные конфликты будут рассматривать лишь суды, расположенные по месту нахождения компании, которая стала предметом спора. Соответствующий законопроект порекомендовал депутатам принять в первом чтении Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» сообщили в банковском комитете. Напомним, что аналогичная идея изложена в разработанной Минэкономразвития концепции корпоративного законодательства. Эта мера, по мнению чиновников и парламентариев, поможет покончить с практикой, когда решение о смене собственника на предприятии или об изменениях в реестре акционеров может быть принято в любом «удобном» для рейдеров российском суде.
Не исключено, что в ближайшем будущем привлекательность иностранной рабочей силы для фирм значительно снизится. Правительство намерено уделить повышенное внимание тому, чтобы уровень дохода гастарбайтеров был, по крайней мере, не ниже установленного прожиточного минимума. В ходе прошедшего на днях заседания кабинета министров такая мера рассматривалась как одна из составляющих регулирования внешней трудовой миграции. Отслеживать уровень доходов мигрантов поручили ФМС и снабдили контролеров методикой расчета среднемесячного дохода иностранца и членов его семьи (постановление правительства от 9 февраля 2007 г. № 91). Работников, получающих заработок, который не позволяет содержать себя и домочадцев, будут лишать статуса временно проживающего на территории России. Это автоматически ставит крест на законности дальнейшего пребывания иностранца в стране и низводит его до положения нелегала со всеми вытекающими для работодателя последствиями.
Рассчитывая оплату труда сотрудников для распределения долей прибыли между головной организацией и ее филиалом, можно проигнорировать данные штатного расписания. Такой вывод следует из письма Минфина от 2 марта 2007 г. № 03-03-06/2/42. По мнению представителей главного финансового ведомства, если часть сотрудников головного офиса фактически трудится в подразделении, то их зарплату необходимо учесть при расчете доли филиала. Причем совершенно не важно, что по штатному расписанию они числятся работниками головного офиса, который к тому же перечисляет им зарплату.
В среду, 14 марта, Комитет ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел на своем заседании проект федерального закона, вносящий изменения в ФЗ о техрегулировании (в части изменения сроков принятия технических регламентов). По итогам обсуждения депутаты приняли решение поддержать данный законопроект и рекомендовать Думе принять его во втором чтении.
Законопроектом предусматривается принятие до 2010 года федеральными законами следующих первоочередных технических регламентов: «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности строительных материалов и изделий», «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности лекарственных средств», «О безопасности лифтов», «О безопасности электрических станций и сетей», «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», «О безопасности электромагнитной совместимости», «О безопасности общих требованиях пожарной безопасности», «О безопасности колесных транспортных средств», О безопасности медицинских изделий», «О безопасности средств индивидуальной защиты», «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов», «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», «О безопасности оборудования для взрывных сред», «О безопасности упаковки».
При этом в документе отмечается, что федеральными законами могут быть приняты и другие технические регламенты, разработанные и внесенные в Государственную думу с соблюдением положений настоящего федерального закона.
Ответственность за разработку приоритетных техрегламентов возлагается на Правительство РФ.
Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение коллег очередные поправки в закон "О рекламе". Рекламное сообщество сетует на то, что не успевает подстраиваться под постоянно меняющиеся реалии своей профессиональной деятельности.
Эксперты отрасли предрекают очередной передел рынка наружной рекламы, который затронет самые разные сферы бизнеса. Предлагаемые поправки могут устанавливать запрет на получение более 35% разрешений на установку рекламных конструкций, выданных на территории муниципального образования (для Москвы и Санкт-Петербурга — субъекта РФ). Депутаты предлагают выдавать разрешения на установку рекламоносителей на конкурсной основе и не допускать к конкурсам лиц, имеющих 35% или более разрешений. Казалось бы, ограничение монополизации и ничего более. Если бы не одно "но": конкурсы планируется проводить не только на новые, но и на уже имеющиеся рекламные конструкции, несмотря на то, что операторы "наружки" уже заплатили вперед за разрешения на места и сами конструкции.
Депутат Владимир Мединский объясняет новую инициативу большим количеством обращений от муниципальных органов власти. Им, по словам депутата, кажется, что "рынок наружной рекламы находится под угрозой монополизации". В ответ на заявления депутата аналитики одного из ведущих отраслевых исследовательских центров — "ЭСПАР-Аналитик", занимающегося ежемесячным мониторингом рынка рекламных конструкций, установленных в российских городах, замечают, что сейчас в нашей стране нет ни одного оператора рынка наружной рекламы, кто бы превышал эти нормы.
Мнение аналитиков совпадает и с данными Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По закону "О конкуренции" доминирующей признается компания, доля которой на рынке составляет 35%. А самые крупные игроки на рынке наружной рекламы не имеют более 25%, говорит заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров.
Если поправки будут приняты, то может так получиться, что обновленный закон "О рекламе" будет бороться с призраками монополистов, ведь до заветных 35% лидерам рынка пока еще далеко. Имея резервы и доступ на мировые финансовые рынки, именно лидеры могут приобрести на конкурсах самые выгодные места для размещения "наружки". Новый закон может стать смертоносным орудием для малого бизнеса, а призван он в том числе и защищать мелких операторов наружной рекламы.
Вполне очевидно, что лимит, установленный депутатами, можно будет просто обойти. Эксперты прогнозируют, что на российском рынке "наружки" будут появляться многочисленные небольшие компании в зарубежных юрисдикциях. И никто никогда не сможет доказать, что они аффилированы к кому-то из уже известных игроков рынка.
Некоторые эксперты рынка связывают появление новых поправок в законопроект в том числе и с возрастающими аппетитами компании "Гэллери", активно стремящейся догнать лидеров отрасли. Для увеличения капитализации компаниям необходимо приобретать как можно больше дополнительных активов, в условиях нехватки финансовых средств это значительно легче делать при частичном обвале рынка. Возможно, подобное развитие событий было бы выгодно и другим крупным операторам, таким как News Outdoor, "Вера-Олимп", "Бигборд" и т.д., однако их заинтересованность в лоббировании указанных поправок не замечена. При этом необходимо учесть, что данные компании за прошедшие год-два смогли привлечь финансовые средства, которые исчисляются сотнями миллионов долларов.
На одном из совещаний, которое провел на днях один из авторов законопроекта Владимир Мединский, ответственным за обобщение и анализ поправок, предложенных депутатами, был определен эксперт Геннадий Поляков, возглавляющий правовой департамент одной из дочерних структур "Гэллери".
По мнению экспертов, перераспределение сил на рынке наружной рекламы приведет к неминуемому удорожанию рекламных поверхностей. Лидеры рынка имеют серьезные резервы, которые они наверняка пустят на покупку собственных и чужих рекламных конструкций. После этого цена на размещение вырастет пропорционально затратам, а они планируются немалые. В итоге раздутые рекламные бюджеты нужно будет возмещать. Можно, конечно, предположить, что операторы "наружки" вздохнут и решат, что готовы несколько лет терпеть убытки вместо получения прибыли. Но наиболее вероятно, что по всем законам бизнеса дороговизна рекламных поверхностей будет заложена в стоимость рекламируемого товара. Как следствие — потребителю придется выкладывать кругленькую сумму за привычные товары и услуги исключительно из своего кармана.
По замыслу инициаторов поправок, переход на новую систему распределения рекламных мест начнется в апреле будущего года. Конечно, задуманные конкурсы и аукционы, по результатам которых и будут выдаваться разрешительные документы на установку конструкций, логичнее проводить по окончании срока аренды, а не в тот период, когда она еще действует. С этим согласны и сами депутаты. Однако мысль не нова — сейчас и так новые рекламные места компании получают только на аукционе.
Эксперты рассчитали, что в случае принятия поправок потребуется минимум два года, чтобы перейти на новую систему. »Если поправки примут, места, на которых компания стоит, должны пройти через конкурсную процедуру, — говорит гендиректор агентства "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. — И параллельно с организацией системы конкурсов начнутся судебные иски из-за нарушения прав собственности».
Определенные неприятные последствия в ходе реализации предложений проекта изменений к закону получат и местные власти. Рынок наружной рекламы очень тесно связан с местными властями, которые и получают от него серьезное пополнение городских бюджетов. Выработанную годами схему работы придется менять, что неудобно в первую очередь для самих чиновников — потребуются лишние ресурсы на приведение всей местной законодательной базы в соответствие с федеральным законом.
Вносимые поправки не новы. Они были разработаны еще год назад "в целях развития конкуренции". Однако тогда депутаты не уделили им должного внимания. Зато сейчас они активно их продвигают. Эксперты связывают это прежде всего с борьбой различных коммерческих, и не только, интересов. "Лоббистский характер таких поправок, на мой взгляд, очевиден", — подтвердил мнение экспертов депутат Госдумы Виктор Похмелкин.
В среду, 14 марта, депутаты Московской городской думы приняли во втором чтении проект закона «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».
Как сообщил депутат Александр Семенников (фракция «Единая Россия»), ко второму чтению законопроекта поступило 294 поправки, из которых 198 поправок были предложены депутатами, а 96 – редактором. Еще более 200 поправок прислали заинтересованные организации, которые не являются субъектами законодательной инициативы. Было много обращений граждан, которые высказывали свои предложения. Так, в проект кодекса предлагалось внести нормы, которые позволяли бы вести борьбу с шумом не только в ночное время, но и в дневное.
Редактором законопроекта было поддержано 39 поправок депутатов, отклонено 159 поправок, из которых 62 были полностью или частично учтены поправками редактора. На основе поддержанных поправок и поправок редактора были внесены изменения в 117 статей проекта, что составляет 63 процента от общего количества статей. Таким образом, проект кодекса ко второму чтению был существенно доработан, но концепция законопроекта не изменилась. Не изменилась структура документа, прежними остались названия его глав, количество и последовательность расположения, а также последовательность расположения статей внутри каждой главы. Законопроект, предлагаемый к принятию во втором чтении, содержит 198 статей, объединенных в 16 глав. Поправки, предложенные депутатами и поправки редактора, можно разделить на четыре группы. Первая – это поправки, которыми предлагается исключить из проекта Кодекса отдельные статьи или части статей. Вторая – поправки, дополняющие проект новыми статьями или имеющиеся статьи новыми частями. Третья и самая многочисленная группа поправок связана с изменением санкций за отдельные виды правонарушений. Четвертая группа поправок направлена на уточнение редакции тех или иных норм и на обеспечение их соответствия федеральному законодательству.
Александр Семенников напомнил, что в проект кодекса вошли нормы из двух десятков законов города Москвы.
В результате голосования проект закона был принят во втором чтении, а работа над поправками продлится до 11 апреля, сообщает пресс-центр МГД.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) 6 марта подписали соглашение «О сотрудничестве и координации деятельности при осуществлении полномочий в установленных сферах деятельности».
Целью соглашения является выработка единой согласованной политики по обеспечению соблюдения ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и других нормативно-правовых актов РФ о размещении заказов.
Реализация соглашения позволит повысить эффективность выполнения контрольных функций ФАС России и Росфиннадзора, предупреждать, выявлять и пресекать правонарушения, связанные с использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов при размещении заказов. Также в рамках подписанного документа предполагается совершенствование и интеграция информационных ресурсов, используемых в сфере размещения заказов.
В соответствии с соглашением ФАС России должна предоставлять в Росфиннандзор информацию о предпринятых мерах, в том числе: о количестве дел об административных правонарушениях, возбужденных ФАС России по информации Росфиннандзора в отношении получателей бюджетных средств при размещении заказов; о сумме наложенных и взысканных штрафов; о привлечении к административной ответственности должностных лиц; о судебных решениях по делам о признании размещения заказа недействительным; обзоры административной практики в сфере размещения заказов.
Росфиннадзор предоставляет в антимонопольный орган информацию о нарушениях законодательства о размещении заказов, выявленную Росфиннадзором в ходе ревизий и проверок в финансово-бюджетной сфере.
Об этом сообщает пресс-служба ФАС России.
14.03.2007
Вскоре, при приеме на работу главного бухгалтера или начальника финотдела руководители фирм должны будут свериться со специальным реестром дисквалифицированных лиц, сформированным в недрах МВД. В черный список вошли люди, ранее осужденные за должностные преступления и лишенные судом права занимать руководящие должности. Услуга по проверке сведений о кандидатах будет платной. Предполагается, что за каждую справку фирме придется выложить около ста рублей. Однако это ничто по сравнению со штрафом, который грозит компании, рискнувшей назначить на ответственный пост человека с небезупречной биографией. В этом случае речь уже будет идти о сумме в 100 тысяч рублей. Как отмечает руководство МВД, процессуально такие нормы заложены в статье 32.11 КоАП. Она требует обязательной проверки в милицейском реестре всех, с кем заключаются контракты на управление юридическими лицами. Но до недавнего времени никакого реестра не существовало, следовательно, отсутствовал и всякий спрос за нарушения. Теперь же милиция намерена весьма жестко контролировать выполнение требований закона и карать за их несоблюдение.
Президиум Высшего арбитражного суда РФ порадовал налогоплательщиков приятными новостями.
Первая — и с наибольшим воодушевлением прокомментированная прессой — новость относится к делу фирмы "Мартоль". В 2003 г. ООО "Мартоль" отстояло в судах трех инстанций право на получение возврата уплаченного поставщикам НДС (при экспорте товара). Налоговая инспекция тогда отстаивала точку зрения, будто факт экспорта не подтвержден, а поставщики фирмы "Мартоль" не находятся по указанным адресам. Таким образом налоговики пытались доказать недобросовестность фирмы в целях обоснования своего отказа вернуть деньги. (Термин "недобросовестность" остался в материалах дела с тех пор, когда это определение использовалось повсеместно.) После проигрыша в судах налоговые органы оставили в покое поставщиков фирмы "Мартоль" и занялись покупателем — компанией, зарегистрированной в США (тем самым, к слову, признав факт экспорта состоявшимся). Налоговая инспекция — через вышестоящие органы — связалась со службой внутренних доходов США и получила информацию, что американская компания не имеет идентификационного номера налогоплательщика и не сдавала налоговую отчетность.
С полученными данными налоговый орган тут же обратился в суд, заявляя о необходимости пересмотреть старое дело по вновь открывшимся обстоятельствам. Суд первой инстанции посчитал, что дело должно быть пересмотрено. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с доводом, что сведения об иностранном покупателе могут трактоваться как вновь открывшиеся обстоятельства применительно к установлению правомерности возврата российского налога.
И вот ВАС РФ объяснил нижестоящим судам, что институт пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу, предназначен не для того, чтобы дать налоговым органам возможность произвольно представлять в суд какие-либо сведения после вступления судебного акта в законную силу и требовать пересмотра дела. ВАС РФ указал, что только сведения, имеющие существенное значение, могут послужить основанием для пересмотра. А сведения, получаемые от Службы внутренних доходов США, не могут рассматриваться в качестве имеющих существенное значение. И, кроме того, возмещение НДС российскому налогоплательщику не связано с соблюдением иностранным контрагентом законодательства своей страны.
Данная позиция ВАС РФ создает определенную опору для налоговой стабильности, ограничивая происки недобросовестных налоговиков, пытающихся найти формальные поводы для того, чтобы налогоплательщикам деньги не возвращать. Потому что изобретение понятия "покупатель-однодневка" относится как раз к формальным поводам, а не к борьбе с уклонением от уплаты НДС. Если речь идет о поставщике, которому уплачены деньги (включая НДС) за товар, то для государства важно удостовериться, перечислил ли поставщик полученный НДС в бюджет. В случае же, когда проверяемая фирма получила деньги от покупателя, что должен доказать факт возможной неуплаты налога покупателем? Что деньги, полученные проверяемой фирмой, не следует рассматривать как выручку? Но очевидно, что против признания полученных денег выручкой налоговые инспекторы возражать не будут. И очевидно же, что к трехсторонним взаимоотношениям фирмы, ее поставщиков и бюджета законопослушность покупателя отношения не имеет (во всяком случае налоговая законопослушность; возникновение вопроса об отмывании денег, например, потребует отдельного доказывания данного факта, и с недобросовестностью налогоплательщика таковое обстоятельство в любом случае не связано).
Остается надеяться, что подход "непредставление налоговой отчетности покупателем не может рассматриваться как недобросовестность налогоплательщика" будет применяться судами и в том случае, когда покупателем выступит не американская, а российская фирма.
Другое, полезное для налогоплательщиков решение, принято по делу фирмы "Эс Си Эй Хаджин Продактс Раша". Ситуация была достаточно курьезная: фирма представила в налоговую инспекцию декларацию по НДС за август. Налоговая инспекция запросила подтверждающие документы за апрель. (Как позднее заявляли налоговики в суде, они, мол, ошиблись, указывая месяц.) Фирма же действовала четко в соответствии с полученным запросом, представив документы именно за апрель, как от нее и требовали.
При всей курьезности ситуации последующий подход судей потрясает силой простоты. Судьи сочли, что фирма не могла не понимать, что от нее требуется предоставить документы за август, а потому непредставление документов правомерно влечет отказ в возмещении НДС.
Такая постановка вопроса позволяет налоговикам вообще ничего не указывать в требовании о представлении документов. Поскольку фирма ведь должна понимать, какие документы от нее требуются! Более того, и само требование о представлении документов можно фирме не выписывать. Зачем это делать, если фирма и без того обязана все понимать?!
Коллегия судей, готовившая дело к передаче в президиум ВАС РФ, к счастью для налогоплательщика, вопрос о пределах понимания исследовать не стала, рассудив просто: требование представить документы именно за август налоговый орган налогоплательщику не направлял. Следовательно, отказ в возмещении НДС налогоплательщику, исполнившему полученное требование, означал бы "незаконное возложение на налогоплательщика бремени несения отрицательных последствий за ненадлежащее выполнение налоговым органом своих функций по осуществлению налогового контроля". Как свидетельствует размещенная на сайте ВАС РФ информация, президиум согласился с доводами коллегии судей, признав решение налогового органа в части отказа возместить НДС недействительным.
Еще одно рассматривавшееся в ВАС РФ дело касается организаций, обеспечивающих работников питанием. От "Артели старателей "Восток" налоговый орган требовал уплаты ЕНВД, ссылаясь на то, что оказание услуг общественного питания облагается этим налогом, а организация, обеспечивающая своих работников питанием, должна рассматриваться в качестве организации общественного питания.
Суд первой инстанции согласился с доводами организации, объяснявшей, что обеспечивать работников питанием она вынуждена в соответствии с действующим законодательством. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что артель старателей как раз и оказывала услуги общественного питания.
ВАС РФ счел правильной позицию суда первой инстанции, поскольку предпринимательская деятельность (при которой возникает доход, подлежащий обложению ЕНВД) организацией в данном случае не осуществлялась. Предоставление питания работникам заведомо не влекло получение дохода (на что направлена предпринимательская деятельность), а, напротив, вынуждало организацию нести расходы. Само питание предоставлялось в соответствии с постановлением правительства и на основании коллективного договора. Следовательно, обеспечение работников питанием не порождает объекта обложения ЕНВД.
Таким образом, организации, "подкармливающие" своих сотрудников, получили в виде постановления ПВАС РФ дополнительный аргумент на случай, если чересчур ретивые налоговики захотят взыскать лишний налог.
В обозримом будущем все без исключения операции фирм по обналичиванию сумм свыше 600 тысяч рублей будут проходить под пристальным контролем финразведки. Как сообщил глава ФСФМ Виктор Зубков, соответствующий законопроект в настоящее время дорабатывает межведомственная комиссия по отмыванию преступных доходов. Не исключено, что уже осенью текущего года документ обретет статус закона, отметил он. При этом главный финразведчик страны напомнил, что сейчас обязательному контролю ФСФМ подлежат лишь операции с наличными средствами на сумму более 600 тысяч рублей, «удовлетворяющие определенным критериям «антиотмывочного» законодательства». В частности, сведения о крупной обналичке поступают в финразведку, если получатель или отправитель средств находится в государстве, которое не сотрудничает с FATF, если деньги перечислены с неименного счета и снимаются в наличной форме и т. д.
Бизнес-сообщество отнеслось к новой инициативе скептически. Так, замруководителя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев считает такую норму абсолютно излишней. «Расширять и без того немалый перечень информации, обязательной для передачи в ФСФМ, нецелесообразно, есть другие более действенные способы по отслеживанию «грязных денег», – отметил Медведев в беседе с корреспондентом «ФАФИ». Депутат сослался на опыт развитых стран, в большинстве которых борцы с незаконной обналичкой получают от банкиров информацию только о подозрительных операциях, а не «огульную обязаловку».
В Белоруссии упрощается система налогообложения малого бизнеса. Указ об этом подписал глава белорусского государства Александр Лукашенко. Как сообщила пресс-служба президента, в частности, "расширен круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения за счет увеличения предельной численности наемных работников с 15 до 100 человек и предельного среднегодового размера валовой выручки до 2 млрд рублей" Республики Беларусь, что эквивалентно примерно 934 тыс. долл. США.
Также предполагается установить пониженные ставки налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и работающих в сельской местности, в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек.
Кроме того, индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность "перехода к осуществлению своей деятельности в более цивилизованной организационно-правовой форме — юридического лица". Это положение особенно актуально в связи с тем, что в конце прошлого года президент подписал указ, в котором предусмотрено введение некоторых ограничений для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с привлечением труда наемных работников. Так, с 1 января 2008 года они будут иметь право нанимать только членов семьи и близких родственников в количестве 3 человек. Но на юридических лиц эта норма не распространяется.
У компании-эмитента не возникает прибыли при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (пункт 1 статьи 277 НК РФ), поэтому разница между номинальной стоимостью акций и ценой их размещения не учитывается в доходах для определения налогооблагаемой прибыли. Кроме того, это разница не включается в налоговую базу по НДС, ведь операции по реализации ценных бумаг освобождаются от обложения этим налогом (подпункт 12 пункта 2 статьи 149 НК РФ). Об этом финансовое ведомство сообщило в письме от 21.02.07 № 03-07-11/17.
Затраты на приобретение земельного участка организация может учитывать в расходах отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода. В учетной политике организация должна отразить срок, в течение которого будут погашены данные расходы. Об этом Минфин России сообщил в письме от 14.02.2007 № 03-03-06/1/95.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ". Об этом говорится в сообщении пресс-службы президента.
Закон увеличивает страховое возмещение по вкладам граждан в банках до 400 тыс. руб. со 190 тыс. руб. Предусматривается, что возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается в размере 100% от суммы вклада, не превышающей 100 тыс. руб., плюс 90% суммы вклада, превышающей 100 тыс. руб., но в совокупности не больше 400 тыс. руб.
В настоящее время возмещение по вкладам составляет 100% от суммы всех вкладов в банке, не превышающей 100 тыс. руб., плюс 90% суммы вкладов, превышающей 100 тыс. руб., но не более 190 тыс. руб. в совокупности.
Российским банкам придется передавать еще больше информации об операциях своих клиентов в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ). На вчерашней конференции, посвященной борьбе с легализацией преступных доходов в банковской системе, глава финансовой разведки Виктор Зубков объявил, что в правительство скоро будет внесен законопроект, согласно которому все данные об операциях с наличными на сумму от 600 тыс. руб. будут поступать в ФСФМ.
Он уверен, что правительство и парламент одобрят проект. Участники рынка считают эту инициативу не слишком удачной. Сейчас служба обязательно контролирует операции, перечисленные в законе о противодействии отмыванию, кроме того, банк отправляет ей данные по сделкам, которые считает не соответствующими хозяйственной деятельности предприятия. Но поскольку понятия «хозяйственная деятельность» в законе нет, каждый оценивает подозрительность операций с наличными, как может. Ежедневно российские банки отправляют около 20 тыс. документов в ФСФМ.
«С появлением нового закона сообщений в Росфинмониторинг будет направляться в несколько раз больше. Вопрос в том, насколько это будет информативно для самой службы», — говорит начальник управления финансового мониторинга Промсвязьбанка Татьяна Смирнова. По ее мнению, полезнее было бы ввести критерии сомнительных операций. «Инициатива обсуждается примерно год, но до сих пор речь шла об операциях с наличными только юридических лиц и предпринимателей, — говорит начальник службы финансового контроля Банка Москвы Алексей Седов. — Если начнется обязательный контроль всех операций с наличными, будет вал сообщений. Должны быть ограничения по типам клиентов, и, думаю, на стадии обсуждения они появятся».
Впрочем, не все собравшиеся на конференции были едины во мнении. «Банки часто для перестраховки направляют сообщения обо всех таких операциях, так что не думаю, что это сильно увеличит их работу», — говорит президент ассоциации «Россия», депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
Глава ФСФМ предлагает, впрочем, не только ужесточить требования к банкам, но и позволить им не открывать счета подозрительным клиентам. Пока в России очень редко финансовый институт имеет право отказаться от обслуживания частных и юридических лиц. Предложение разрешить банкам не открывать счета подозрительным клиентам г-н Аксаков уже подготовил и направил на согласование в Центробанк и «Росфинмониторинг». Правда, г-н Аксаков предлагал просто отказывать в открытии счета без объяснения причин, но требования решили смягчить, чтобы избежать возможной дискриминации частных клиентов. В Гражданский кодекс предложено ввести понятие «специальный счет частного лица», который должен открываться в любом случае, но с некоторыми ограничениями, например на денежные переводы или другие операции и их объем.
Г-н Зубков рассказал также о результатах деятельности его ведомства. В прошлом году ФСФМ провела 7931 финансовое расследование, что на 33% больше, чем в 2005 году, и вдвое, чем в 2004-м. По итогам каждой второй проверки «Росфинмониторинг» направляет материалы в правоохранительные органы.
Таким образом, сегодня результативность расследований службы составляет 53%, а на Западе — от 10% до 30%, заявил Зубков. Но что удивительно: с ростом эффективности работы ФСФМ увеличивается и число нелегальных операций. «Произошел резкий рост числа кредитных организаций, которые специализируются на теневых финансовых услугах с использованием большого числа подставных фирм», — посетовал глава ФСФМ, добавив, что в последнее время наблюдается переток теневых финансовых операций из Москвы в регионы. Наконец, г-н Зубков проинформировал банкиров, что осенью их с проверкой посетит делегация Международной организации по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Куда больше собравшимся на конференции понравились инициативы ЦБ по борьбе с нелегальными средствами в банковской системе. Директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Елена Ищенко прежде всего поблагодарила главу ФСФМ, поскольку «впервые услышала положительную оценку» «Росфинмониторинга» о ее работе. По словам г-жи Ищенко, иногда банки вынуждены нарушать требование ФСФМ вовремя представлять информацию об операциях — в том случае, если речь идет о «чужих» платежах, которые идут через них. Поэтому, считает представитель ЦБ, нужно разрешить банкам не сообщать о сделках с недвижимостью и о лизинговых операциях. Продолжать ей пришлось под бурные и продолжительные аплодисменты банкиров. «Откладывать в долгий ящик не нужно. Это позволит сократить объем нарушений сроков представления информации в «Росфинмониторинг», — резюмировала она.
«Сделки с недвижимостью или лизинг не являются банковскими операциями, — говорит г-жа Смирнова из Промсвязьбанка. — Сейчас банкам, если через них проходят такие платежи, приходится запрашивать дополнительную информацию у лизинговых компаний или в регистрационной палате». Лизинговые компании сами являются субъектами закона об отмывании и сами информируют ФСФМ, а сообщать о сделках с недвижимостью, по ее мнению, лучше могли бы регистрационные органы. «Такой опыт, в частности, был в Евросоюзе: сообщать о подозрительных операциях были обязаны не только банки, но и адвокаты, риэлторы и т.п.», — говорит старший консультант по праву АКГ «Финэкспертиза» Елена Сорокина.
«Мы учтем предложения Центробанка, завтра же начнем работу», — пообещал вчера г-н Аксаков. Весь пакет поправок в закон о противодействии отмыванию будет внесен в Думу уже в весеннюю сессию, «хотя приезд ФАТФ создал некоторые проблемы», сказал он. «Оказывается, ФАТФ следит за изменениями законодательства в стране, куда едет с проверкой, и записывает это в минус. Нас попросили подождать с поправками, пока комиссия не уедет. Но пока все они будут согласовываться, как раз пройдет необходимое время», — сообщил г-н Аксаков.
Минэкономразвития подготовило пакет законопроектов, направленных на ужесточение правил регистрации юридических лиц. С использованием подставных руководителей компании чиновники предлагают бороться получением личного согласия учредителя на регистрацию фирмы на его имя, а с нарастающим валом брошенных фирм – вменением в обязанность владельцам юрлиц ликвидировать неиспользуемую компанию. По мнению экспертов, подготовленные новации труднореализуемы и дублируют уже существующие, но не действующие нормы закона.
Как сообщила директор департамента по корпоративному управлению МЭРТа Анна Попова, в мае 2007 года ее ведомство внесет в правительство пакет законопроектов, изменяющих правила госрегистрации юридических лиц. По ее словам, уже согласованные с другими ведомствами поправки, в частности, предполагают введение обязанности учредителей ликвидировать неработающие компании.
Сейчас такой обязанности у владельцев фирм нет – неиспользуемые и не имеющие никакого имущества компании попросту "бросаются" их хозяевами. Чтобы снизить число учреждаемых фирм-однодневок (как утверждал экс-глава ФНС Анатолий Сердюков, более половины компаний в России создается для уклонения от налогов), МЭРТ предлагает ввести обязательность личного согласия лица на учреждение компании на его имя. Так министерство, по словам Анны Поповой, намерено решить проблему регистрации фирм на подставных учредителей.
Среди других новшеств – установление механизма трехлетней дисквалификации учредителей и руководителей компаний за нарушение законодательства о регистрации юрлиц. Речь идет о запрете на этот срок "пойманным" на злоупотреблениях гражданам создавать и возглавлять новые компании. Также МЭРТ предлагает ввести ответственность учредителя или руководителя за сохранность документации фирмы. По словам Анны Поповой, сейчас их вину в уничтожении бумаг (к примеру, во время действительного или мнимого пожара) доказать невозможно, чем и пользуются махинаторы. "Необходимо перевернуть презумпцию и ввести обязанность руководителя или учредителя компании доказывать свою невиновность",– заявила представитель МЭРТ.
По мнению Павла Посашкова из юридической фирмы "Частное право", в целом инициативы МЭРТ могли бы оздоровить ситуацию с регистрацией юрлиц и воспрепятствовать клонированию "однодневок". Прежде всего, по его словам, речь идет о получении личного согласия лица на регистрацию фирмы. "Однако непонятно, как эта норма будет работать в случае, если учредителем выступает юрлицо. Должен ли будет гендиректор крупной компанию каждый раз лично являться в налоговую инспекцию и подтверждать намерение учредить `дочку`?" – спрашивает юрист. Труднореализуемыми Павел Посашков считает и идеи МЭРТ о введении обязанности по ликвидации "неработающих" юрлиц и введении дисквалификации для попавшихся на нарушениях закона граждан. "Многие учредители, как признает сам МЭРТ, подставные. Заставить их что-нибудь делать — нереально и несправедливо, дисквалифицировать – бессмысленно",– сказал господин Посашков.
По мнению Натальи Рябовой из ЗАО "Правовые консультации", особого смысла в введении механизма "самоликвидации" компаний для государства нет. "Право подачи госорганом иска о принудительной ликвидации фирм, нарушающих закон, в законодательстве уже существует. Так же как и обязанность самого юрлица обратиться в суд с заявлением о банкротстве в случае невозможности удовлетворения всех требований кредиторов (в том числе и по налоговым платежам)",– напоминает юрист. По ее словам, фактически уже существуют, но не работают и остальные предлагаемые МЭРТ нормы. "Ужесточение правил вовсе не означает, что они будут выполняться. Вопрос не в мере наказания, а в его неизбежности",– сказала Наталья Рябова.
Госдума на пленарном заседании в среду поручила Комитету по экономической политике, предпринимательству и туризму запросить в Правительстве РФ информацию о прогнозируемом повышении размера средней заработной платы и средней пенсии в РФ в период 2008 по 2010 гг. включительно.
Также депутатов интересует информация о возможном достижении размера зарплат и пенсий к окончанию данного периода до уровня 25 тыс и 10 тыс. руб соответственно, об источниках и условиях такого возможного достижения и об уровне реального повышения размера средней заработной платы и средней пенсии к 2010 г. по сравнению с 2007 г. с учетом инфляции.
Инициаторами данного протокольного поручения выступили депутаты Анатолий Аксаков и Анатолий Иванов.
Два ближайших года будут сложными для таможенников. Мировая конъюнктура цен диктует более жесткие условия работы по сбору платежей в бюджет. Этими соображениями поделился вчера после закрытой для прессы расширенной коллегии Федеральной таможенной службы ее глава Андрей Бельянинов.
По его словам, выступившие на коллегии заместитель председателя правительства Сергей Нарышкин и министр финансов Алексей Кудрин обозначили для таможенников главный государственный приоритет — усиление контроля за сбором импортных платежей, которые составляют треть доходной части бюджета.
Тема повышения уровня администрирования таможенных и налоговых платежей в последнее время не сходит с уст руководителя Минфина. О нюансах этой работы А. Кудрин много и подробно говорил на недавней коллегии ФНС, а теперь призвал к более тесным контактам с налоговиками таможенников. Как сказал А. Бельянинов, особенно волнует Минфин проблема увеличившихся бюджетных выплат предприятиям по возврату экспортного НДС. И хотя на основании информации таможенных органов в прошлом году налоговики отказали предприятиям в возмещении НДС на сумму почти 80 миллиардов рублей, это не слишком большая сумма. Чтобы более тщательно отслеживать экспортный путь этого налога, и таможенники, и налоговики должны более интенсивно общаться, что и пообещал коллегам Андрей Бельянинов.
А в целом он назвал очень важным расширение взаимодействия ФТС со всеми государственными контролирующими органами. И не только с ними. В числе приоритетных, по словам главы ФТС, направлений сотрудничества ФТС России становится работа по обмену таможенной информацией о товарах и транспортных средствах с коллегами из Китая, Японии и Кореи, Индии, Турции.
Отвечая на вопрос, изменится ли в связи с усилением администрирования роль таможенных инспекций, которые контролируют "поведение" товаров уже на территории России, в магазинах, на рынках, после их пересечения таможенных границ, А. Бельянинов сказал, что работе таких инспекций будет в нынешнем году уделено гораздо большее внимание, чем раньше. Ведь именно на них лежит обязанность отслеживать так называемые "серые" схемы, используемые бизнесом для ухода от уплаты таможенных платежей. Тенденция же такова — количество проверок после выпуска товаров в оборот значительно увеличится. Это дает отдачу. Например, в прошлом году, сказал А. Бельянинов, в процессе 12 тысяч проверок в бюджет в виде дополнительных таможенных платежей, пеней, штрафов поступило почти 2 миллиарда рублей. И почти на 60 миллионов рублей конфисковано товаров и автомобилей.
Одна из главных задач, которую тоже предстоит решать таможенникам в этом году, по словам Бельянинова, — обустройство таможенных границ. К концу этой недели, сообщил он, должно быть принято "близкое к окончательному" решение, будет ли создано в стране новое ведомство по "управлению обустройством границ" или координация останется за Федеральной таможенной службой.
Обещанного повышения денежного довольствия в среднем до 1000 долларов в месяц таможенники все еще ждут. Чтобы начать новые выплаты, правительству предстоит утвердить критерии работы таможенников, на основании которых и будут рассчитываться реальные зарплаты. Бельянинов сказал, что утверждение этих критериев, к сожалению, "непозволительно затягивается", добавив, что надеется на их утверждение уже в апреле.
Частные управляющие компании (УК) в 2006 году существенно увеличили долю рискованных инструментов — акций и корпоративных облигаций — в портфелях пенсионных накоплений.
Как свидетельствуют данные рэнкинга "Интерфакс-100. Управление пенсионными накоплениями за период с I квартала 2004 года по IV квартал 2006 года", подготовленного "Интерфакс-ЦЭА", доля акций в портфелях частных управляющих за год выросла с 19,2% до 29,4%, а доля вложений в корпоративные облигации возросла с 19,8% до 21,9%.
Доля средств, размещенных частными УК в гособлигации, за 2006 год снизилась с 15% до 10,4%. Объем денег, вложенных в региональные облигации, сократился с 26% до 23%. Инвестиции в муниципальные облигации уменьшились с 3,3% до 2%. Объем дебиторской задолженности, на которую приходятся, в основном, средства, переданные брокерским компаниям, сократился за год с 9,1% до 5,9%.
Наибольшая доля акций на конец 2006 года зафиксирована в портфеле УК "Тройка Диалог" (50,4%), наименьшая — 0% — в портфеле "Консервативного сохранения капитала" УК "Тринфико" и портфеле "Универ-Менеджмента".
Максимальная доля корпоративных облигаций содержалась в портфеле УК "Финам Менеджмент" (49,31%), минимальная — 0% — у "РТК-Инвест".
Депозиты по-прежнему пользуются невысокой популярностью у "пенсионных" управляющих — всего 9 из 62 портфелей имеют в структуре инвестиций средства на депозитах, общий объем которых за год незначительно увеличился — с 6,05% до 6,6%. Максимальную долю депозитов в портфеле на конец года имела УК "РФЦ-Капитал".
Как отмечают эксперты "Интерфакс-ЦЭА", портфели со средним уровнем риска увеличили объем вложений в акции за год почти вдвое — с 16,2% до почти 31%, в то время как доля этих бумаг в портфелях с высоким уровнем риска почти не изменилась — 43,9% на конец 2006 года против 42,9% на конец 2005 года. Портфели с низким уровнем риска нарастили долю акций с 11,4% до 15,5%.
1 апреля прошлого года вступил в силу закон Госдумы РФ об Особой экономической зоне в Калининградской области. Предположительно, в связи с ним скорее чем через 10 Литва потерпит серьезные социальные проблемы, а Калининграду придется решать вопрос возрождения малого бизнеса и повышения экономического уровня.
Согласно закону, каждое действующее в Калининградской области предприятие в трехлетний срок должно инвестировать около 5 млн евро. Похоже, что двери открыты только для крупного капитала. Но литовские предприятия в соседней области РФ основывались по другому нормативному акту от 1996 года, в котором Калининградской области был отведен статус специальной экономической зоны. Сейчас у всех предприятий (в том числе 672 литовских) есть 10 лет на приспособление у новому закону и выполнение требований российских федеральных властей. Предположительно, что инвестировать 5 млн евро здесь смогут только 3-4 крупных предприятия.
По словам начальника департамента Восточной Европы и Средней Азии МИД Литвы Арунаса Винчюнаса, предложения и проекты министерства нравятся только калининградским властям, но не получают одобрения и благословения федеральных властей. «Нам очень неспокойно, так как новый закон просто выгонит малых и средних предпринимателей. Если он не будет изменен, погибнет главный двигатель бизнеса этого региона», — считает Винчюнас.
Атташе по экономике в Калининградской области Донатас Буткус считает, что новый закон делает торговую систему более ясной, но лишает надежды представителей малого и среднего бизнеса. Согласно новому закону, предприятия, которые за три года инвестируют более 150 млн рублей, шесть лет смогут не платить налог на прибыль. Еще шесть лет они будут платить половину установленного тарифа 24% налога на прибыль, но должны платить 18% НДС. Этот закон будет действовать 25 лет, а старый — 10.
По закону 1996 года предприятия литовского капитала не платили таможенные пошлины на сырье, импорт деталей и реэкспорт в большую Россию. Они платили 24% налога на прибыль, но не платили НДС.
Согласно новой системе, получив статус участника особой экономической зоны, юридические лица смогут ввозить в область без таможенной пошлины необходимое для инвестиционного проекта оборудование, материалы и сырье. Но чтобы продать товар за пределами области, им нужно будет уплатить таможенную пошлину и НДС за использованные в производстве материалы, ввезенные беспошлинно.
С прошлой весны, когда вступил в силу новый закон, желание инвестировать в Калининградскую область выразили около 30 литовских предприятий. Одним из самых больших недостатков Калининградской области предприниматели называют нехватку времени и различных сырьевых и энергетических ресурсов и свободных земельных участков под строительство. А Калининград испытывает недостаток рабочей силы. В конце 2006 года в миллионном городе были зафиксированы 1,5% безработица и 20 тыс. вакантных рабочих мест.