07.07.2006
Кругленькую сумму задолжал своим сотрудникам предприниматель из Пензенской области и, как выяснила прокуратура Неверинского района, совсем не из-за отсутствия денег. После проведенного расследования прокурорам стало известно, что директор ООО «Стройресурс» Александр Архипкин неплохо наживался на подпольной торговле автомобилями, принадлежавшими фирме. Так, предприимчивый руководитель, пользуясь своим положением, уступил пять автомашин марки КамАЗ жене и ее сестре всего за 331 рубль. Затем машины были перепроданы по рыночной стоимости, и денег вполне могло хватить на выплату долгов по зарплате, которые составляли 50 тысяч рублей. Однако жадность одолела коммерсанта, и тот оставил деньги при себе. Против Архипкина возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 145-1 УК РФ.
Спорам о том, может ли фирма претендовать на возмещение НДС, если сам налог был уплачен за счет заемных средств, скоро будет положен конец. В проекте постановления пленума ВАС арбитры прямо говорят, что «обоснованность налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности, даже если часть этих средств направлена на уплату налога». Иными словами, уплата НДС заемными деньгами не является основанием для отказа налогоплательщику в праве на вычет.
Напомним, что скандально известное постановление Конституционного Суда от 8 апреля 2004 г. № 169-О предоставило налоговикам возможность не возмещать налог в том случае, если он уплачен деньгами, взятыми компанией «напрокат» у третьих лиц. В дальнейшем, однако, Высший Арбитражный Суд определил, что в некоторых ситуациях, в частности, если товар был ввезен на территорию России, эта норма может не применяться (постановление ВАС от 22 ноября 2005 г. № 9586/05). Однако от придирок налоговиков в остальных случаях это не освобождало.
Налоговикам придется распрощаться с термином «недобросовестность налогоплательщика». Ближе к концу года он окончательно исчезнет из арбитражной практики, а на смену ему придет словосочетание «необоснованная налоговая выгода». Проект соответствующего постановления в целом одобрил Пленум ВАС. Принят он будет, скорее всего, осенью, после внесения определенных корректировок.
Основанием для подозрения в получении необоснованной налоговой выгоды может быть экономическая неоправданность сделки, отсутствие у ее участников реальных возможностей для ее осуществления и т. д. В результате она может быть переквалифицирована судом (до сих пор налоговики настаивали на признании подобных операций недействительными). Что существенно, наказывать за такое нарушение будут не в пример мягче: участникам придется заплатить только налоги и пени.
В бизнес-стане не скрывают ликования. «Пресловутая «недобросовестность» доставила много неприятностей бизнесменам, и я рад, что этот карательный «инструмент» наконец-то отправят на свалку», – отметил в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» представитель юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Гуща.
Как минимум до конца текущего года желающим открыть аудиторскую фирму придется доказывать свое право на получение лицензии в госведомстве, а не в профессиональной саморегулируемой организации. На днях депутаты Госдумы, как и ожидалось, приняли в первом чтении нео+бходимые поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Напомним, что законопроект, предусматривающий переход аудиторов к саморегулированию с 1 июля 2006 года, ко второму чтению пока не готов и в весеннюю сессию принят не будет. Об этом, в частности, заявил недавно председатель Комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский. Чтобы для регистрации новых аудиторских фирм имелись законные основания, и было решено продлить сроки гослицензирования до 1 января 2007 года.
Малому бизнесу дали шанс определить свою судьбу на ближайшие несколько лет. Представители Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» получили приглашение принять участие в подготовке предвыборной программы «единороссов», обсуждение которой состоится в декабре в Екатеринбурге на съезде партии. Как заявил накануне секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, бизнес сможет выразить свою позицию при составлении раздела программы, посвященного развитию малого и среднего предпринимательства страны в период после выборов в Госдуму. Особо, по словам Володина, партия заинтересована в предложениях предпринимателей по налоговой и социальной политике.
Информацию о состоянии конкуренции в стране скоро можно будет получать из Интернета. Ежегодно представлять соответствующий доклад правительству и вывешивать его затем во Всемирную паутину входит в обязанности Федеральной антимонопольной службы. Такое дополнение в закон «О защите конкуренции» накануне одобрила во втором чтении нижняя палата российского парламента. Кроме того, депутаты уточнили пороговое значение доли компании, при котором ее положение на товарном рынке следует считать доминирующим – 50 процентов. Дали они также определения целому ряду принципиальных понятий, таким, как монопольно высокая и монопольно низкая цена товара, государственная помощь, согласованные действия. По мнению депутатов, все это имеет стратегическое значение для поддержки среднего и малого бизнеса.
В России после 1 июля останавливается оптовая торговля алкоголем, некоторые производители вынуждены приостановить отгрузку продукции оптовому звену. Причиной стала необходимость передачи данных о движении продукции от оптовиков в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
"С 1 июля оптовая торговля практически парализована, — заявил пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции (СПАП, объединяет крупнейших производителей водки и ликероводочных изделий) Дмитрий Добров. — В начале месяца вступило в силу положение закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции, в соответствии с которым действие ЕГАИС распространяется и на оптовое звено".
По его словам, теперь каждый оптовик по специальной форме должен передавать на сервер ФНС всю информацию о проходящей через него продукции. Оборудование и программы для этого закуплены, "однако никто из оптовиков не может установить связь с сервером", отметил Д.Добров.
Кроме того, по данным оптовых компаний, номенклатурный справочник, который должен быть использован в системе передачи информации, по сути, не составлен и содержит лишь, как максимум, перечень пятой части оптовых компаний.
"В итоге, если информация в ЕГАИС не передана, оптовик не может продать продукцию в розницу, — отметил Д.Добров. — В противном случае он нарушает закон, в накладной должна быть отметка о передаче информации".
По его словам, остановка оптового звена привела к тому, что некоторые производители алкоголя приостановили отгрузку своей продукции. "А с учетом того, что оптовики в настоящее время занимаются еще и возвращенной на перемаркировку продукцией со старыми марками, ситуация в этой сфере алкогольного рынка напоминает кризис", — заявил он.
Как сообщила руководитель службы по связям с общественностью компании "Русский алкоголь" Жанна Олейник, у компании есть проблемы с отгрузкой продукции. "Мы не видим половину своих клиентов в информационной системе, следовательно не можем отгрузить им продукцию", — отметила она. Причин, считает Ж.Олейник, может быть несколько — либо оптовики пока не установили у себя систему, либо ФНС не внесла их в единый справочник организаций, то есть в свою базу, либо нет связи с сервером ФНС.
Ж.Олейник напомнила, что в начале года с аналогичными проблемами передачи информации сталкивались и производители алкоголя на этапе запуска ЕГАИС. "Надеемся, что в ближайшие три-четыре дня работа наладится, иначе снова придется подсчитывать убытки", — заявила она.
Банк России с 6 июля аннулировал лицензию на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерный коммерческий банк "Сигма" (ЗАО АКБ "Сигма"). Об этом сообщил
Департамент внешних и общественных связей Банка России.
Банковская лицензия у АКБ "Сигма" аннулирована в связи с решением акционеров о добровольной ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании лицензии на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об акционерных обществах" решением общего собрания акционеров в вышеназванной кредитной организации назначена ликвидационная комиссия.
Департамент внешних и общественных связей Банка России также сообщил, что Арбитражный суд г. Москвы решением от 30.06.2006 признал несостоятельной (банкротом) кредитную организацию Акционерный Коммерческий Банк Инвестиций и Технологий (ЗАО АКБ Инвестиций и Технологий, г. Москва).
Арбитражным судом также принято решение от 29.06.2006 о принудительной ликвидации кредитной организации Акционерный Коммерческий Банк "АЛЬЯНС-КАПИТАЛ" (ОАО АКБ "АЛЬЯНС-КАПИТАЛ", г. Москва) и назначении ликвидатора в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Вступление в действие Федерального закона №102, внесшего изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", не приведет к перебоям в поставках в город алкогольной продукции. Об этом заявил руководитель столичного Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков.
"Ни к чему это не приведет, так как 29 июня премьер-министром было подписано постановление Правительства РФ, в котором имеются определенные пути разрешения сложившейся ситуации", — сказал он.
Он подчеркнул, что столичные власти больше волнует вопрос качества продаваемого алкоголя, так как действующий 102 ФЗ отобрал у регионов права по собственному централизованному контролю за реализуемым алкоголем.
"Нас беспокоит другое — не количественная составляющая, а качество и здоровье людей, и вот здесь, к сожалению, ни последний федеральный закон, ни постановления Правительства РФ не дают ответа на эти вопросы", — сказал В.Малышков.
Он отметил, что в этой связи необходимо установление надежных мер контроля за передвижением алкогольной продукции от производителя к потребителю.
"Скандалы, связанные с вино-коньячной продукцией производства республик Грузии и Молдавии, — это последствия принятия последних Федеральных Законов, связанных с оборотом алкогольной продукции", — уверен чиновник.
По его мнению, необходимо установить жесткий входной таможенный контроль за качеством ввозимого алкоголя, а также контроль за оптовой алкогольной продукцией. "Тогда не будет проблем и в розничном звене", — сказал В.Малышков.
Он подчеркнул, что система контроля качества алкогольной продукции в Москве, действовавшая до последнего времени, за последние несколько лет позволила не допустить на прилавки города 80 млн бутылок с суррогатной и контрафактной продукцией.
По словам главы Департамента потребительского рынка и услуг, сложившаяся ситуация наносит ущерб бизнесу, экономике, а также приводит к налоговым потерям и способствует увеличению числа случаев отравления некачественным алкоголем.
"Надо срочно принимать меры, вносить поправки в 102-й закон и возвращать субъектам федерации их полномочия по контролю за качеством алкоголя", резюмировал В.Малышков.
5 июля страховой регулятор ФССН обнародовал список 133 страховых компаний, лицензии которых отозваны с 1 июля из-за неспособности увеличить капитал до требуемого ФССН уровня. Массовый отзыв лицензий на ситуации на рынке не отразится, но от очередной "чистки" пострадает Российский союз автостраховщиков (РСА). В списке шесть страховщиков ОСАГО, и по их долгам придется платить самому союзу, для которого отзыв лицензий стал крупнейшей потерей в 2006 году.
В самом списке крупных страховщиков нет. Как заявил глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев, "в число 133 в основном попали компании, которые понимали, что уходят с рынка, и постепенно снижали сбор премий". На долю компаний из списка по итогам 2005 года пришлось 3% (15,2 млрд руб.) от совокупной страховой премии, в первом квартале 2006 года – 2% (3,6 млрд руб.).
Теперь по закону "Об организации страхового дела" эти компании обязаны урегулировать все отношения со своими клиентами и сдать "пустые" балансы в ФССН, в противном случае надзор подаст в суд иски об их ликвидации.
Единственный сегмент рынка, где уход с рынка компаний будет заметен, это "автогражданка": в списке фигурируют шесть страховщиков ОСАГО. Это страховые компании "Айболит", "АСТО-Гарантия", Транспортно-промышленное страховое общество, "Экспресс-Гарант", Русско-Балтийское страховое общество и "Мед-Гарант". По долгам этих страховщиков по закону об ОСАГО должен платить РСА.
Несмотря на то что еще до 1 июля в РСА было 23 кандидата на отзыв лицензии, лишение лицензии шести из них стало для союза неожиданностью. "Мы пока не будем их исключать из союза,– говорит Андрей Батуркин.– Они должны выполнить обязательства перед союзом и клиентами". По данным ФССН, на долю этих шести компаний приходится всего 128 млн руб премии по ОСАГО (0,2% рынка) по итогам прошлого года. По данным РСА, за ними числится 766 неурегулированных страховых случаев. Вместе с тем компании должны сдать в РСА 97,4 тыс. бланков полисов ОСАГО.
Некоторые компании, впрочем, рассчитывают на возврат лицензий.
5 июля замминистра финансов Сергей Шаталов пообещал, что к будущему году ведомство полностью разработает очень важные для бизнеса поправки в Налоговый кодекс. По его словам, они позволят предпринимателям совершенно легально согласовывать с фискальными службами схемы минимизации налогов. Часть из них уже находится на рассмотрении в Госдуме.
Специалисты одобряют саму идею, но опасаются, что ее воплощению помешает российская судебная практика.
По словам г-на Шаталова, новое законодательство позволит налогоплательщику обращаться в Минфин и Федеральную налоговую службу, где должны оценить чистоту предполагаемой сделки, а также последствия ее проведения. Впрочем, в нынешней редакции 1-й части Налогового кодекса, которая одобрена Госдумой во втором чтении, подобный механизм уже предусмотрен. Новизна же в том, что налогоплательщик будет освобождаться от уплаты пени и штрафов в случае, если он действовал в строгом соответствии с разъяснениями государственных финансистов и налоговиков, даже при том, что эти разъяснения оказались вдруг неверными.
Это действительно новое слово в российском налоговом администрировании. Раньше бывало так, что налоговики одобрительно кивали компаниям при осуществлении финансовых операций, а потом нежданно-негаданно предъявляли миллиардные иски за уклонение от налогов. Самый яркий пример – дело Михаила Ходорковского.
В законе также будет тщательно прописана процедура досудебного урегулирования налоговых споров. «Налогоплательщик, в случае если решение нижестоящего налогового органа его не удовлетворяет, идет в вышестоящий налоговый орган и пытается там до судебного разбирательства снять имеющиеся вопросы», – сообщил г-н Шаталов. При этом на все время рассмотрения обращения налогоплательщика взыскание его имущества или средств на счетах будет невозможно.
Комментируя планы Минфина, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин отметил, что подобные изменения в законах можно только приветствовать, ибо они поворачивают налоговые службы лицом к предпринимателям. «Эти поправки инициировали сами представители бизнеса, и понятно почему. Честные налогоплательщики неоднократно попадали в ситуации, когда представители ФНС не давали консультаций по тем или иным сделкам, советуя обратиться к юристам. После чего применяли карательные меры», — сказал Е.Ясин. По его словам, «в наше время наиболее важно ввести презумпцию невиновности для налогоплательщика. Данные поправки делают невероятным повторение многочисленных налоговых дел последнего времени».
Менее оптимистично смотрит на вещи аналитик Экономической экспертной группы Евгений Хотулев. Эксперт считает, что могут возникнуть проблемы с классификацией сделок как «хороших» и «плохих».
Кроме того, разные инспекторы могут по-разному интерпретировать законы, пока не наберется база соответствующих решений. Однако после того как такая база появится, ситуация может только усложниться. «По сути дела, такая классификация будет элементом прецедентного права, а его, как известно, российская судебная система не признает», – пояснил г-н Хотулев. Специалист также считает неправильным, что рекомендации могут выдавать одновременно ФНС и Минфин, ведь их позиции могут в чем-то и противоречить друг другу.
Сложности ведения журнала учета счетов-фактур и книг покупок и продаж усугубились с принятием нового нормативного документа правительства. В среду, 5 июля, в ходе третьего заседания рабочей группы при Торгово-промышленной палате РФ по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики прошло обсуждение проблем применения новой редакции Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
С докладом по данному вопросу выступила заместитель аналитического отдела ОАО «Объединенные консультанты «ФДП» Светлана Козырева. Она напомнила, что постановление, принятое 11 мая 2006 года, вносит целый ряд изменений в порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книг покупок и книг продаж. Проблема связана с введением «дополнительных листов к книге покупок и книге продаж». Новый порядок, предложенный правительством, существенно отличается от предыдущего. Так, законодатель предусмотрел необходимость внесения изменений в книгу продаж истекших периодов в случае корректировки счетов-фактур. В то же время в отношении книги покупок этого изменения сделано не было.
Как пояснила ситуацию С.Козырева, теперь налогоплательщик, который приобрел товары (работы, услуги), в том случае если полученные им счета-фактуры содержат ошибки, должен внести исправления в книгу покупок истекшего периода, задекларировав необоснованно примененные им налоговые вычеты, что влечет соответствующее начисление пеней. Одновременно возможность внесения в книгу покупок того же истекшего периода вновь полученного счета-фактуры не предусмотрена. В связи с этим предлагается внести изменение в постановление правительства, которое бы устранило данное противоречие.
Другой спорный вопрос, касающийся этого же постановления, связан с тем, что правительство включило операции по возврату товара в перечень тех операций, данные о которых должны отражаться в книге продаж. «Возможно, мы возвращаемся к старой практике, когда покупатель в случае возврата товара должен был выставлять счета-фактуры. Это безосновательно и может повлечь существенные проблемы для налогоплательщика», — уверена С.Козырева.
В ходе состоявшейся дискуссии было предложено вообще отказаться от применения счетов-фактур. В качестве довода участники обсуждения приводили ситуацию, когда при разных ставках НДС взаимодействующих хозяйствующих субъектов теряет смысл использование счетов-фактур. Также отмечалось, что проверить правильность заполнения счетов-фактур практически невозможно. В ответ на это С.Козырева заявила, что отмена счетов-фактур стала бы «глобальным изменением», так как они являются основным звеном администрирования НДС. «Для этого нужно пересмотреть весь подход к обложению НДС», — считает она.
Кроме того, в ходе обсуждения отмечалось, что в рассматриваемом правительственном постановлении много других проблем, в связи с этим при выработке своих предложений рабочей группе следует рассмотреть их все.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Иванеев, характеризуя правительственное постановление, заявил, что «этот документ готовился самым тщательным образом, это постановление вышло не спонтанно», вряд ли в нем есть противоречия налоговому законодательству. Он подчеркнул, что поставленные в ходе дискуссии вопросы «неоднозначны». Если обозначенные проблемы носят общий для всего бизнеса характер, они должны быть решены, уверен он. А.Иванеев предложил предпринимательскому сообществу обсудить все вопросы, связанные с постановлением, подготовить поправки и внести свои предложения в Минфин. «Хотелось бы, чтобы это была консолидированная позиция бизнеса», — резюмировал он.
Госдума приняла во втором чтении законопроект, разрешающий небанковским организациям (расчетно-кассовым центрам) осуществлять прием платежей за услуги связи и ЖКХ. Документ поддержали 367 депутатов, против проголосовал один, воздержались два.
После вступления закона в силу прием от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, за жилое помещение и коммунальные услуги не будет считаться «банковской операцией». По мнению депутатов, банки пользуются слишком большими преимуществами на рынке платежей и взимают неоправданно высокие комиссионные от 2 до 5% («Сбербанк» — 3%). Парламентарии пришли к выводу, что эта практика противоречит принципам свободной конкуренции.
Председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник сообщил депутатам, что по данным исследования, проведенного в 6 регионах России, 78% домохозяек проводит коммунальные платежи через «Сбербанк», а в Москве этот показатель достигает 97%. При этом 58% клиентов «Сбербанка» недовольны качеством обслуживания (основное нарекание — длинные очереди). «Доступ к альтернативным системам платежа позволит решить эту проблему», — отметил Резник.
Избежать санкций за несвоевременно сданные в инспекцию документы можно, сославшись на нарушения в работе почты. Такой вывод следует из постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2006 г. № А82-10303/2005-29.
Инспекторы запросили у компании документы в рамках проверки. Фирма их вовремя не подала, и ее оштрафовали (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса).
Однако руководство компании не согласилось со штрафом. В суде фирма объяснила, что заказное письмо от инспекции с требованием представить документы почтальон не вручил адресату под роспись, а просто опустил в почтовый ящик. При этом работник почты самостоятельно сделал отметку о вручении заказного письма в журнале регистрации заказных писем, а также на уведомлении, отправленном в инспекцию.
Судьи учли эти факты и освободили фирму от ответственности. В своем постановлении они пояснили, что в данном случае налоговая инспекция не доказала «факт вручения требования о представлении документов». И еще раз напомнили инспекторам о том, что вину налогоплательщика должна доказывать именно она.
5 июля комитет Госдумы по бюджету и налогам пересмотрел утвержденные в первом чтении ставки акцизов на табак и табачные изделия. Как сообщил замред комитета Сергей Штогрин, специфическая ставка на сигареты с фильтром увеличена с 95 руб. до 100 руб. за тысячу сигарет, остальные составляющие остались без изменений: адвалорная ставка — 5% розничной цены, а минимальное значение акциза – на 115 руб. Также решено снизить минимальное значение акциза на сигареты без фильтра с 65 руб. до 60 руб (специфическая составляющая — 45 руб. за 1000 сигарет и адвалорная — 5% розничной цены остались прежними).
Кроме этого, в законопроект внесено ограничение по весу упаковок всех видов развесного табака (курительного, кальянного, трубочного): с 2007 года продажа этих продуктов весом более 500 г будет запрещена. Штогрин отметил, что ставки, предложенные девятью отечественными фабриками были отклонены.
06.07.2006
Фирма не теряет права на вычет входного НДС, даже если в налоговом периоде по тем или иным причинам не было реализации товара. К такому выводу пришел Президиум ВАС в постановлении от 3 мая 2006 г. № 14996/05. Высшие арбитры поставили точку в довольно длительном споре между налоговиками и компаниями. Они указали, что операции по реализации, которые являются объектом налогообложения НДС, «представляют собой протяженную во времени деятельность, направленную на непосредственную передачу товаров, результатов выполненных работ и услуг». В силу статьи 167 Налогового кодекса с моментом реализации связано лишь возникновение обязанности исчислить и уплатить налог. Кроме того, налоговым законодательством для применения налогового вычета предусмотрен закрытый перечень условий, в котором наличие реализации товаров в конкретном периоде не предусмотрено.
Налоговые органы Москвы и Санкт-Петербурга официально отчитались о первых месяцах работы межведомственных комиссий, призванных искоренить нелегальные зарплаты на предприятиях. Результаты диалога с бизнесом поражают воображение: более 99% руководителей предприятий, приглашенных на заседание таких комиссий, по собственной воле согласились вывести из "тени" часть зарплатных фондов.
Эксперты уверены, что методы, которыми пользуются чиновники, не вполне законны. Несмотря на это процесс массового обеления зарплат набирает обороты и уже в ближайшем будущем может получить дополнительный импульс. Петербургские налоговые органы, к примеру, заявили о начале работы с «анонимками». Теперь каждый обиженный сможет пожаловаться на своего укрывающегося от налоговых выплат работодателя, не боясь неминуемого увольнения.
О начале борьбы с «конвертными» зарплатами глава ФНС Анатолий Сердюков сообщил в конце марта. Выступая в Государственной думе, он как бы между делом заявил, что при органах местной власти одна за другой будут создаваться специальные межведомственные комиссии, чьей основной задачей станет легализация заработных плат и доведение их до прожиточного уровня, установленного в регионе. При этом в крупных городах, например, Москве и Санкт-Петербурге, такие комиссии уже действуют на постоянной основе. В их работе участвуют налоговые органы, сотрудники МВД и Пенсионного фонда, а также ряд чиновников из других госорганов, заинтересованных в высоком уровне оплаты труда на местных предприятиях. Схема работы крайне проста: чиновники одного за другим приглашают на разговор руководителей компаний и интересуются, почему в их организациях выплачивается зарплата ниже прожиточного минимума.
В конце июня налоговые органы отчитались об итогах деятельности межведомственных комиссий за несколько месяцев. Так, комиссия управления по вопросам доведения уровня заработной платы до прожиточного регионального уровня при правительстве Москвы за последние два с половиной месяца провела 409 заседаний и пообщалась с руководителями 7704 организаций. Практически сразу с доводами чиновников повысить зарплату до прожиточного уровня (в Москве он составляет 4815 руб.) согласились топ-менеджеры 4200 предприятий. Более двух тысяч их коллег проявили чудеса оперативности: на заседания они пришли подготовленными, с отчетами о принятых мерах и документами, подтверждающими, что зарплата их сотрудникам действительно была увеличена. Остальным так или иначе удалось обосновать низкий размер зарплат.
А вот компаний, которые по каким-то причинам налоговиков слушать вообще не захотели, в Москве оказалось крайне мало – 50. По официальной информации, в их отношении уже в ближайшее время будут инициированы налоговые проверки. И проверять будут, скорее всего, по полной программе.
В Санкт-Петербурге, где подобные комиссии работают с февраля, поговорить по-хорошему чиновникам удалось с более чем 6000 компаний. Подавляющее большинство руководителей, вызванных на разговор, безропотно повысили зарплату до прожиточного уровня северной столицы – 4911 руб.
Увеличение зарплат на предприятиях уже отразилось на наполнении местного бюджета. Так, в Санкт-Петербурге налоговые органы рапортовали о дополнительных поступлениях в размере 84 млн рублей по состоянию на апрель 2006 года – именно такими оказались доначисления по НДФЛ, возникшие в результате увеличения зарплат до прожиточного уровня. Однако останавливаться на достигнутом чиновники не собираются. Уже в ближайшие месяцы они намерены еще больше увеличить поступления в местные бюджеты. Например, петербургские налоговики заявили о том, что они начнут принимать к рассмотрению анонимные заявления от работающих горожан, для того чтобы проверять как можно больше компаний, заподозренных в занижении фонда заработной платы.
Как рассказали источники, близкие к приглашаемому на заседания комиссий бизнесу, пока что процесс в основном затрагивает крупные компании, чьи обороты бросаются в глаза и позволяют сделать однозначные выводы о возможном окладе сотрудников.
По мнению экспертов, желание налоговых органов «выдавить» зарплаты из «конвертов» как минимум незаконно. «В России действует закон о минимальном уровне оплаты труда, – говорит заведующий лабораторией фискального федерализма и субнациональных финансов Института экономики переходного периода Илья Трунин. – Он обязывает работодателей платить зарплаты не менее 500 рублей, и только этот закон должен выполняться. Никто не может обязать работников выплачивать зарплаты на уровне прожиточного минимума. А что, если обороты компании просто не позволяют платить такие зарплаты? Максимум, что может сделать налоговая инспекция, если у нее есть подозрение в неуплате компанией налогов, это прийти с проверкой».
С другой стороны, фактически налоговики предлагают компаниям два выхода из сложившейся ситуации: либо обелить зарплатный фонд полностью, либо приблизить уровень зарплаты к прожиточному минимуму. «Естественно, люди выбирают из двух зол меньшее, – говорит старший консультант направления налогового консультирования компании AGA Management Николай Фрейтак. – В особенности, если есть шанс, что у компаний спрятан какой-то «скелет» в шкафу, и есть вероятность, что этот «скелет» может быть обнаружен».
Сегодня малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, поставлены в сложную ситуацию: для учета расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных ими для перепродажи, они вынуждены вести сложный бухгалтерский учет. Однако сама суть УСН состоит в том, чтобы освободить малый бизнес от этой необходимости. Для устранения данного противоречия был разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 346.17 ч.II Налогового кодекса РФ», который был рассмотрен в среду, 5 июля, в ходе третьего заседания рабочей группы при Торгово-промышленной палате России по вопросам совершенствования налогового законодательства и правоприменительной практики.
С докладом по данному вопросу выступил главный эксперт издательства «Главбух» Армен Оганесов. Он напомнил, что упрощенная система налогообложения в сегодняшнем ее виде действует в России уже несколько лет, но с 1 января 2006 года в нее были внесены кардинальные изменения. Одно из них касалось того, что теперь предприниматели обязаны учитывать расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей перепродажи, по мере их реализации. То есть до 1 января предприниматели могли учитывать в качестве расходов всю стоимость оплаченных товаров, а с 1 января – только стоимость оплаченных и реализованных товаров.
Налоговый кодекс РФ предполагает, что налогоплательщик должен вести учет товаров одним из методов оценки: по стоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО), по средней себестоимости или же по стоимости единицы товара. «Эти способы хорошо известны и очень удобны, но абсолютно неприменимы для малых предприятий», — заявил А.Оганесов. Причина состоит в том, что для ведения учета реализованных товаров одним из предложенных способов предприятию нужен высококвалифицированный бухгалтер. Однако на малых предприятиях, выбирающих упрощенный режим налогообложения, как показывает практика, либо функции бухгалтера выполняет сам директор, либо там работает начинающий бухгалтер. В обоих случаях освоение громоздкого способа учета представляется задачей чрезвычайно сложной. Кроме того, предприятию придется потратить средства на установку программного обеспечения. «Мы считаем, что поправка в НК, которая начала действовать с 1 января 2006 года, дискредитирует сам смысл упрощенного режима налогообложения, созданного для малых предприятий, которые не имеют возможности и необходимости вести бухгалтерский учет», — уверен А.Оганесов. Он считает, что это положение необходимо отменить.
В ходе дискуссии по данному вопросу высказывалось мнение, что так как данная поправка была внесена в кодекс во избежание многих спорных ситуаций, которые зачастую приводили к судебным разбирательствам между налоговыми органами и налогоплательщиками, ее исключение из НК приведет к тому, что эти ситуации вновь появятся. Высказывалось предложение не исключать данную норму из кодекса, а лишь усовершенствовать ее.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Иванеев в целом поддержал концепцию законопроекта. Однако он также считает, что просто исключить норму из НК будет недостаточно, необходимо ее усовершенствовать, прописав, например, «что если товар приобретается для последующей перепродажи, то расходы по его приобретению относятся на расходы тогда, когда они фактически оплачиваются». Кроме того, он сообщил, что необходимость в принятии данного закона может отпасть сама собой, так как сейчас рассматривается инициированный членами Совета федерации законопроект, которым, в частности, вносятся изменения и в УСН. Более того, в этом законопроекте предлагается поправка, исключающая указанную норму. А.Иванеев полагает, что до конца текущего года этот законопроект будет принят Госдумой, таким образом, проблема будет решена.
Однако участники заседания высказали мнение, что вне зависимости от законопроекта, инициированного членами СФ, следует поддержать и рассматриваемый законопроект. В целом рабочая группа по итогам обсуждения документ поддержала.
Инспекторы пожарного надзора не прочь при случае погреть руки за счет предпринимателей. Для столичного борца с огненной стихией подобный «обогрев» закончился весьма плачевно.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе ГУВД Москвы, в конце июня офис небольшой фирмы, расположенной в районе парка Сокольники, посетил инспектор пожарного надзора в звании старшего лейтенанта. Не тратя времени на длительные объяснения, огнеборец предъявил директору длинный перечень различных нарушений противопожарной безопасности, которые он якобы выявил в ходе плановой проверки. На резонный вопрос, а когда же, собственно говоря, была произведена такая проверка, пожарный ответить не удосужился. Вместо этого он стал пугать коммерсантов баснословными штрафными санкциями, а в конце монолога неожиданно сменил гнев на милость и предложил уладить проблему за 15 тысяч рублей. Дав предпринимателю сутки на размышление, инспектор удалился.
Суток, однако, директору показалось много: уже через час он рассказал о случившемся сотрудникам УБОП. На следующий день пришедший за деньгами старлей был задержан с поличным. В ходе первого же допроса он полностью признал свою вину и поведал, что решился на преступление в состоянии «предотпускной эйфории»: до запланированной поездки на юг оставалось всего ничего, и остро нуждающийся в деньгах пожарный решил напоследок собрать дань с подконтрольных ему фирм. Вполне возможно, что отдыхать ему придется в более прохладном регионе и несколько дольше, чем он предполагал: инкриминируемая ему статья 290 Уголовного кодекса предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы.
Защищать интересы малого бизнеса в Госдуме отныне будет самая влиятельная на сегодня партия в российском парламенте – «Единая Россия». Накануне было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между «единороссами» и Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России». По его условиям представители партии как на федеральном, так и на местном уровне обязаны отстаивать позицию малого бизнеса по вопросам, в которых предприниматели и политики достигнут единой точки зрения.
Вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин честно признался, что, подписывая соглашение, бизнес ждет «усиления своего влияния на партию». Так же считает и председатель комиссии «ОПОРЫ» по девелопменту и строительству Алексей Кожевников. Отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», он согласился с тем, что подписанный документ носит лоббистский характер. «Малый бизнес нуждается в тесном сотрудничестве с властью», – заявил он.