23.06.2006
У предпринимателей вскоре появится реальная возможность получать компенсации за вред, причиненный им государством. Высший Арбитражный Суд разработал и утвердил накануне упрощенную процедуру возмещения таких потерь. Так, согласно постановлению Пленума ВАС, теперь отсутствие денег у государственного ведомства не помешает возместить урон, нанесенный фирме или гражданину. Нет средств? Арестуют и пустят с молотка государственное или муниципальное имущество. Кроме того, арбитры решили освободить коммерсантов от мучительного поиска истинного виновного в их бедах. Отныне определять обидчика поручено судам. На исполнение судебного решения госчиновникам, чья вина будет доказана, отводится три месяца. Однако допускается отсрочка (или рассрочка) выплаты компенсации. Если же госведомство замешкается с уплатой, пострадавший сможет кроме основной причитающейся ему суммы рассчитывать и на проценты.
Платежи за пользование банковским кредитом при расчете налога на прибыль можно учесть в расходах. Как указал Минфин в письме от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/486, такое право предоставлено фирмам на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 и подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. В частности, отмечают финансисты, к прочим, либо внереализационным, расходам можно отнести сумму комиссии, взимаемой банком за совершение операций по открытию и обслуживанию кредитной линии. Однако надо учитывать, что в случае если комиссия за проведение операций по ссудному счету установлена в процентах от суммы непогашенного кредита, то при налогообложении прибыли следует руководствоваться статьей 269 НК, отметили чиновники.
Если место расположения фирмы находится вне доступа общественного транспорта, то расходы фирмы по перевозке сотрудников к месту работы и обратно не облагаются НДФЛ. Об этом Минфин сообщил в письме от 1 июня 2006 г. № 03-05-01-04/142. Финансисты признали, что в таких ситуациях выплаченные суммы не являются выгодой работника, а значит объект налогообложения НДФЛ попросту отсутствует.
До тех пор пока новый собственник помещения не перезаключит договоры с обслуживающими организациями на свое имя, он лишен права учитывать при расчете налога на прибыль коммунальные платежи. Об этом Минфин сообщает в письме от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/1/477. Представители главного финансового ведомства считают, что в таких ситуациях расходы не могут быть признаны экономически обоснованными. Ведь даже если оплачивать «коммуналку» по договору поручительства, организация исполняет обязательства прежнего собственника помещения, а не свои.
Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ вчера проголосовал за внесение в Госдуму законопроекта, обязывающего судей, а также кандидатов в судьи раскрывать информацию о своих доходах и имуществе.
На заседании пленума председатель ВАС Антон Иванов отметил, что этот законопроект разработан на основании постановления шестого съезда судей.
В соответствии с законопроектом, в закон "О статусе судей в Российской Федерации" предполагается внести поправки, обязывающие судью ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять в суд, где он работает, декларацию о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и об обязательствах имущественного характера.
В настоящее время судьи обязаны ежегодно представлять декларацию о доходах в налоговые органы. В суд они представляют справку из налоговой инспекции о подаче декларации и копию самой декларации.
Ранее в пресс-службе ВАС пояснили, что после принятия законопроекта раскрытие информации о доходах и имуществе будет более подробным.
Кроме того, судьям придется предоставлять сведения обо всех банковских счетах и ценных бумагах. При раскрытии информации о ценных бумагах необходимо будет указывать не только долю участия в капитале организации, но и основание такого участия.
Аналогичные сведения должны будут предоставлять кандидаты в судьи при подаче документов в квалификационную коллегию судей.
Законопроект также предусматривает возможность опубликования сведений, указываемых в декларации судьи, в общероссийских СМИ по мотивированному запросу в Высший арбитражный суд, Конституционный суд или в Верховный суд РФ. Отказ в предоставлении таких данных также должен быть мотивированным, отметил А.Иванов.
В связи с выпуском новых акцизных марок на импортную алкогольную продукцию в магазинах Москвы стали исчезать из продажи импортные алкогольные напитки, а 1 июля они пропадут совсем. Такие прогнозы делают участники алкогольного рынка.
Как рассказал менеджер сети одного из крупнейших магазинов города (Седьмой континент), "в продаже осталось совсем небольшое количество вин, и в ближайшее время новых поставок не предвидится".
"Это связано с тем, что до конца этого месяца мы должны реализовать всю продукцию со старыми акцизными марками, так как с 1 июля продажа вина со старыми марками будет запрещена", — пояснил он.
В другой крупной сети столичных супермаркетов (“Перекресток”) также сообщили, что в ассортименте осталось очень мало вин как отечественных, так и зарубежных. "Сейчас мы оставили в продаже по 1-2 бутылки каждого вида вина, а оставшуюся партию будем возвращать поставщикам, так как из-за замены акцизных марок мы не успеем реализовать всю продукцию до 1 июля", — отметил источник. По его словам, никаких скидок на вина в сети супермаркетов нет. "Новые поставки винной продукции ожидаются только в середине июля", — добавил источник в “Перекрестке”.
Небольшие партии вина остались пока только в специализированных магазинах по продаже алкогольной продукции. Как отметили маркетинговом отделе сети "Ароматный мир", до конца июня эти вина должны быть реализованы. "В противном случае мы их изымем из продажи. Новые партии вина поступят в магазины только ближе к середине июля", — сообщили в отделе.
Такая ситуация сложилась из-за целого ряда проблем, в основе которых — запоздание с формированием законодательной базы в связи с введением с 1 января новых марок, объяснил директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.
"Из-за этого импортеры до сих пор не наладили ввоз алкоголя", — подчеркнул он. По его словам, на рынке сейчас не более 5% приходится на алкоголь с новыми марками.
Дробиз отметил, что компании-импортеры ожидают возврата из розничной сети непроданной продукции со старыми акцизными марками. "Остановка импорта в начале года из-за отсутствия новых марок и ожидание колоссальных убытков не позволяют импортерам привозить спиртное или делать большие закупки даже теперь, когда марки есть", — объяснил он.
Между тем, продолжил он, импортные производители не спешат предоставлять компаниям рассрочки в оплате поставок продукции из-за нестабильности российского законодательства. "Если размышлять логически, то вслед за запретом молдавских и грузинских вин должна последовать и другие запреты, поскольку некачественной продукции во всех странах хватает", — пояснил Дробиз.
В Федеральной таможенной службе подчеркнули, что "новые марки с конца марта выдаются всем желающим". Как пояснили в ФТС, причина пустых полок в магазинах — нерасторопность операторов, которые до сих пор не закупили оборудование, необходимое для маркирования по новым правилам и обеспечивающее поступление данных об алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).
"Многие не успели закупить такое оборудование", — признает Вадим Дробиз. По данным Союза участников алкогольного рынка, к системе в данный момент подключены не более 10% операторов рынка из существующих 2,5 тысяч операторов.
"Насытить импортным алкоголем рынок импортеры смогут не раньше Нового года", — считает Дробиз.
В рамках заседания Законодательного собрания Ленинградской области депутаты одобрили поправку, предложенную постоянной комиссией по бюджету и налогам в законопроект "О внесении изменений в областной закон "О налоге на имущество организаций", принятый в первом чтении 26 апреля 2006 года.
Поправка предусматривает, что льгота в размере 2,2% по-прежнему будет предоставляться инвесторам на период фактической окупаемости проекта, плюс дополнительно на два года. Однако распространяться данная льгота будет лишь на имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта (в соответствии с бизнес-планом), и не входившее в состав налогооблагаемого имущества на территории Ленинградской области до начала реализации проекта.
По мнению специалистов областного правительства, сообщил пресс-секретарь комитета экономического развития Ленинградской области Александр Бутенин, льгота должна касаться лишь нового, закупаемого инвестором имущества, не распространяясь на имущество, которое изначально, будучи зарегистрированным в регионе, подлежало обложению налогом. Данная поправка, по мысли законодателей, должна поспособствовать расширению налогооблагаемой базы в Ленобласти.
21 июня Московская областная дума приняла Закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области».
Как сообщила
пресс-служба Мособлдумы, при его разработке ставилось несколько задач. Во-первых, — приведение областного закона в соответствие с требованиями изменившегося федерального законодательства. При этом, в частности, из текста закона исключено лицензионное требование по предварительной оплате лицензиатом алкогольной продукции, полученной от поставщика.
Во-вторых, в законе отражены специфические особенности розничной торговли в малонаселенной сельской местности, составляющей немалую часть территории Московской области. Для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей алкогольной продукции, исключительно в сельских поселениях, требования к размеру минимального оплаченного уставного капитала снижены с 500 до 300 тысяч рублей.
Для всех лицензиатов исключено требование по уплате сбора за рассмотрение заявления на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Теперь лицензиаты будут уплачивать исключительно лицензионный сбор, размер которого остался неизменным.
В то же время законом предусмотрены механизмы осуществления государственного контроля за деятельностью лицензиатов и меры по пресечению деятельности недобросовестных предпринимателей.
Введены и временные ограничения на торговлю спиртным. С 1 июля, после вступления закона в силу, продажа алкоголя будет ограничена в ночное время суток с 23 до 8 часов утра. В городах круглосуточно будут торговать крепкими напитками всего несколько магазинов. А в сельских поселениях в это время можно будет продавать спиртное не крепче 15 градусов.
В среду, 21 июня, депутаты петербургского Законодательного собрания в первом чтении приняли законопроект Федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части 2 Налогового кодекса РФ".
Как пояснил депутат Виктор Евтухов, законопроект предлагает дополнить перечень видов предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, деятельностью по распространению и размещению рекламы в метрополитене.
По его мнению, необходимо установить базовые критерии доходности, поскольку операторами предлагаются разные расценки на рекламные услуги в метро.
"За основу расчетов мы взяли сумму в 4,5 тысячи рублей за 1 кв. м рекламной площади", — отметил В.Евтухов.
Он подчеркнул, что в действующем законодательстве не содержится полного и четкого определения наружной рекламы, а предлагаемые изменения позволят устранить этот пробел.
Тема финансового оздоровления неплатежеспособных организаций промышленности была поднята на заседании Объединенной коллегии по промышленной политике Москвы, которое состоялось в среду, 21 июня. Как отметил в своем выступлении Юрий Федоров, зампредседателя Комитета г.Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве), основные факторы финансовой несостоятельности предприятий — первичные неплатежи, а также неспособность переориентироваться на нужные рынки сбыта.
Для противодействия банкротству комитетом был организован мониторинг финансово-экономического состояния 302-х предприятий промышленности, являющихся социально и экономически значимыми для города. «К предприятиям, нуждающимся в мониторинге, мы относили согласно критериям объема выпуска продукции, численности работников, технических ресурсов», — пояснил Ю.Федоров, отвечая на вопросы участников заседания. Эта мера, по его словам, стала превентивной для предотвращения банкротств.
Например, в случаях, когда у предприятия появились финансовые проблемы, комитет применял такую меру оздоровления, как реструктуризация задолженности. «Всего за период с 1999 года право на реструктуризацию задолженности в городской бюджет по налоговым платежам, аренде земли и нежилых помещений предоставлено 153 организациям промышленности на общую сумму 1,56 млрд рублей», — отметил Ю.Федоров.
Другим инструментом финансового оздоровления он назвал работу совета по антикризисным программам при правительстве города. За 2005 год этим органом была изучена работа 27 организаций. Пяти компаниям из этого списка были выделены бюджетные субвенции и субсидии на сумму 90,8 млн рублей. Эти деньги пошли на ремонт зданий и сооружений, привлечение кредитов, запуск новых линий производства.
Самым мощным фактором финансового оздоровления предприятий Ю.Федоров cчитает городскую целевую программу «Поддержка промышленной деятельности в г.Москве на 2004-2006 годы». В рамках этой комплексной программы из городской казны профинансировано около 70 проектов предприятий на сумму более 4,5 млрд рублей.
Участники заседания поинтересовались, насколько часто используется такой метод «оздоровления» предприятия, как «ампутация» неиспользуемой его части. Как ответил Ю.Федоров, такие крайние меры можно применить далеко не ко всем предприятиям-банкротам. Например, они не подходят для компаний, находящихся в федеральном подчинении. Свои слова он проиллюстрировал примером с заводом «Молния», находящемся в состоянии банкротства и имеющим недостроенный корпус. Столичные власти не могут распоряжаться этим имуществом для оздоровления предприятия, поскольку эти действия не согласованы с федеральными властями.
В завершение своего выступления Ю.Федоров заявил, что для оптимизации работы комитета необходима информационная поддержка на межведомственном уровне, в том числе более плотная работа с Департаментом науки и промышленной политики г.Москвы.
Мособлдума приняла за основу проект закона Московской области «Об административной ответственности за нарушения порядка размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области».
В законе предусмотрено, что ответственность за нарушение порядка размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области для должностных лиц составит 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для юридических лиц 1000 МРОТ. Это вполне солидные суммы, так что для владельцев игорных заведений июль и август 2006 года будут горячими.
В
пресс-службе Мособлдумы напоминают, что в принятом в январе 2006 года Законе «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области» определен порядок размещения объектов игорного бизнеса на территории региона. В соответствии с этим законом с 1 августа 2006 года запрещаено размещать объекты игорного бизнеса в жилых помещениях, нежилых помещениях многоквартирных жилых домов, а также пристройках к ним, в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления; на рынках, в помещениях предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения; в зданиях автовокзалов, железнодорожных и речных вокзалов, речных портов; в подземных и надземных пешеходных переходах; в помещениях детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними; в помещениях организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в помещениях медицинских учреждений.
Также размещение объектов игорного бизнеса запрещено ближе 200 метров от медицинских и религиозных учреждений, детских садов, школ и иных образовательных учреждений, работающими с несовершеннолетними, а также помещений занимаемых организациями культуры, физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями.
Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев сообщил, что фракция "Единая Россия" в Госдуме внесла в правительство предложение о введении в ряде регионов минимального размера оплаты труда (МРОТ), равного прожиточному минимуму. Эти предложения могут появиться в Госдуме к осени 2006 года.
Новый МРОТ предлагается разрешить устанавливать регионам-рецепиентам, а обязанность платить зарплату не ниже такого МРОТ будет ими возложена только на негосударственных работодателей. То есть депутаты намерены не столько повышать благосостояние граждан, сколько бороться с "серыми" зарплатами в частном секторе.
Как пояснил Андрей Исаев, в частном секторе все равно не выплачивают зарплаты на уровне МРОТ. "Во внебюджетном секторе установление минимальных зарплат на уровне ниже прожиточного минимума является по большей части средством обмана государства",– полагает он.
Введение "дифференцированного" МРОТ на уровне прожиточного минимума на частных предприятиях, по мнению "Единой России", обеспечит увеличение сборов по подоходному налогу в регионах – а эти деньги, в свою очередь, позволят постепенно довести МРОТ до прожиточного минимума и для бюджетников.
В правительстве к предложениям "Единой России" относятся пока скептически. В Минздравсоцразвития инициативы по повышению МРОТ для частного сектора могут поддержать лишь частично. А вот чиновникам МЭРТа эти предложения не нравятся: в министерстве будут отстаивать общие правила игры для всех работодателей во всех регионах с доведением МРОТ до прожиточного минимума к 2008 году.
По мнению научного руководителя Центра социальных исследований Евгения Гонтмахера, "предложения выглядят чистым популизмом". "Бизнес и так платит нормальную зарплату – дайте ему возможность развиваться",– сказал он. Евгений Гонтмахер полагает, что правительство не добьется роста подоходного налога, а директивное повышение МРОТ для частных предприятий может вызвать волну банкротств предприятий, сейчас балансирующих на грани несостоятельности из-за низкой рентабельности. "Пусть лучше государство и депутаты занимаются повышением МРОТ в бюджетном секторе",– призывает господин Гонтмахер.
22.06.2006
Лизингополучатель может полностью учесть в расходах лизинговые платежи, даже если часть из них направлена на выкуп оборудования. К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25 мая 2006 г. по делу № Ф04-9825/2005(22781-А27-29). Арбитры напомнили, что лизинговые платежи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп.10 п. 1 ст. 264 НК). В то же время согласно статье 28 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» под таковыми понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок его действия. В нее входят непосредственно доход лизингодателя, а также суммы, связанные с возмещением затрат по приобретению и передаче предмета лизинга и оказанием других услуг, предусмотренных договором. Поскольку в соответствии со статьей 624 Гражданского кодекса стороны вправе, но вовсе не обязаны определять и включать в текст договора условие о выкупной цене предмета лизинга, арбитры решили, что лизинговые платежи нужно рассматривать как единое целое. Таким образом, выделение из общей суммы платежей выкупной стоимости предмета лизинга и исключение ее из расходов судьи признали неправомерным.
Возможно, фирмы сохранят за собой право указывать стоимость товаров в иностранной валюте при условии, что на ценнике обязательно будет размещен и ее рублевый эквивалент. С такой поправкой к законопроекту об обозначении цены товаров, работ и услуг выступил заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев.
Напомним, что в законопроекте, недавно одобренном парламентом в первом чтении, предлагается запретить размещение в печати, на телевидении и в Интернете информации о стоимости товаров, работ и услуг в условных единицах.
Перечни законных и незаконных схем налоговой оптимизации, которые в настоящее время готовит Высший Арбитражный Суд, будут открытыми. Об этом, выступая накануне на заседании правления РСПП, сообщил председатель ВАС Антон Иванов. По его словам, легальных и нелегальных путей уменьшения сумм налогов так много, что перечислить их все просто невозможно.
С позицией судей согласен эксперт общественной организации «Деловая Россия» Андрей Неведеев. Он отметил, что хорошо понимает заинтересованность бизнеса в «закрытых» перечнях «серых» и «белых» схем. «Но если такие списки появятся, предприниматели моментально изобретут новые способы оптимизации, не упомянутые ВАС, – пояснил он в беседе корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации». – Поэтому их необходимо регулярно обновлять».
Если налоговики составили справку о проверке и покинули территорию фирмы, это еще не означает, что самое страшное уже позади. О возможности дополнительных контрольных мероприятий напомнил Минфин в письме от 6 июня 2006 г. № 03-02-07/1-145. Представители главного финансового ведомства указали, что это право инспекторов закреплено в статье 101 Налогового кодекса. В то же время Кодекс не определяет содержание дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако, по мнению финансистов, к таковым относятся проведение экспертизы (ст. 95 НК), привлечение специалиста (ст. 96 НК) и проведение встречных проверок.
Столовая, созданная фирмой для обеспечения питанием собственных работников, должна быть переведена на уплату ЕНВД независимо от того, приносит она хоть какую-нибудь прибыль или нет. Об этом сообщает Минфин в письме от 7 июня 2006 г. № 03-11-04/3/283. По мнению финансистов, для признания такой деятельности предпринимательской (то есть приносящей доход) определяющим является сам факт, что с посетителей столовой взимается плата, пусть и символическая. При этом они ссылаются на то, что Налоговый кодекс относит к услугам общественного питания изготовление кулинарной продукции, кондитерских изделий, создание условий для их потребления, проведения досуга и реализации готовых продуктов (ст. 346.27 НК), а вот о таком показателе, как прибыль, в кодексе не говорится вовсе.
Местные власти в ряде регионов, возможно, смогут устанавливать повышенный по сравнению с общефедеральным минимальный размер оплаты труда для частных предприятий. С соответствующим предложением на презентации аналитического доклада «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян» выступил председатель Комитета по труду и социальной политике Госдумы Андрей Исаев. Депутат убежден, что эта мера поможет увеличить сборы подоходного налога в регионах-донорах. За счет этого, продолжил рассуждать Исаев, можно будет повысить зарплаты работникам бюджетных предприятий.
Представители бизнеса отнеслись к этой идее со скепсисом. По мнению заместителя председателя налогового комитета РСПП Сергея Белякова, предприниматели будут попросту уходить из тех регионов, где местные власти примут решение об увеличении МРОТ. «Возникновение такого предложения свидетельствует о том, что в некоторых субъектах Федерации не все ладно с налоговыми поступлениями. Но, думаю, нельзя решать бюджетные проблемы таким путем», – подчеркнул Беляков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
Сотрудник имеет право на получение налогового вычета по НДФЛ, даже если путевку в санаторно-курортное учреждение он приобрел в турагентстве. В таких ситуациях основанием для получения льготы является Справка об оплате медицинских услуг, подтверждающая расходы. Об этом Минфин сообщил в письме от 7 июня 2006 г. № 03-05-01-04/146. Однако представители главного финансового ведомства обратили внимание на то, что размер вычета необходимо определять исходя из стоимости только тех процедур, которые перечислены в постановлении правительства от 19 марта 2001 г. № 201. В любом случае стоимость вознаграждения турагенту к ним явно не относится.
Далеко не все затраты на добровольную сертификацию фирма может списать в расходы по налогу на прибыль. К такому выводу пришли финансисты и изложили свою трактовку статьи 264 Налогового кодекса в письме Минфина от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96. По их мнению, базу по налогу можно уменьшить на сумму, потраченную на сертификацию продукции и услуг лишь собственного производства. Ее следует включать в состав расходов текущего периода в течение срока действия сертификата (п. 1 ст. 272 НК). В то же время финансисты особо подчеркнули, что при продаже товаров, произведенных сторонними организациями, расходы на их сертификацию при расчете налога на прибыль не учитываются.