11.07.2006
Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) готовится дать разъяснения закона "О бухгалтерском учете", обязательные для всех арбитражных судов. В четверг президиум ВАС рассмотрит проект постановления пленума о бухучете на малых предприятиях, зарегистрированных в форме АО.
Документ фактически обяжет малые предприятия, являющиеся акционерными обществами, вести полноценный бухучет, даже если они платят налоги по упрощенной системе и по Налоговому кодексу от бухучета освобождаются. Этой мерой Высший арбитражный суд стремится защитить права акционеров на информацию, получить которую они могут только из бухгалтерской отчетности.
Судьи ВАС увидели противоречие между упрощенной системой налогообложения и правами инвесторов и кредиторов компании на информацию. В проекте документа говорится, что бухучет существует не только для целей налогообложения, но и для "формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении". С точки зрения закона "Об акционерных обществах" такая информация необходима акционерам, в частности, для выявления крупных сделок, для установления размера дивидендов. Налоговая декларация, подаваемая АО при упрощенной системе налогообложения, таких сведений не содержит, поэтому пленум ВАС предлагает постановить, что бухучет в АО должен вестись во всех случаях.
Президент организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ" Сергей Борисов заявил, что постановление пленума ВАС "усложнит деятельность малых предприятий и ударит по их конкурентоспособности". По словам Борисова, за рубежом малые предприятия, среди которых тоже есть АО, ведут максимально упрощенный бухучет.
Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский согласен, что общие стандарты бухучета распространять на малые АО неправильно. "Этим закрепляется алогизм российской системы бухучета, в которой только три стандарта – для банков, малого бизнеса и всех остальных, – считает депутат. – А за рубежом специальные правила бухучета действуют в каждой отрасли".
Вместе с тем Виктор Плескачевский уверен, что решение проблемы находится в другой плоскости: "Необходимо повысить требования к раскрытию информации для всех публичных АО и создать условия для преобразования мелких компаний в ООО".
"Акционерное общество как форма юридического лица в принципе неадекватна для малого бизнеса, поскольку всегда ориентирована на привлечение средств широкого круга инвесторов”, – считает адвокат коллегии "Юков, Хренов и партнеры" Дмитрий Степанов. По его мнению, малым предприятиям придется либо перейти из АО в другую форму, либо нести повышенные издержки.
В случае если оптовая фирма по просьбе своих покупателей непосредственно при отгрузке меняет ассортимент реализуемого товара или дополняет его количественно за наличный расчет, платить налоги она должна в общем порядке. К такому выводу пришел Минфин в письме от 23 июня 2006 г. № 03-11-04/3/314. Представители главного финансового ведомства указали, что хотя компания и получила часть платежей наличными, суть предпринимательской деятельности от этого не изменилась. Ведь товар, как и прежде, приобретается не для личного пользования, а значит, наличный оборот в данном случае не может быть отнесен к розничной торговле. Следовательно, по мнению финансистов, по таким операциям у фирм нет оснований применять ЕНВД.
Налоговики придумали новый стимул для того чтобы подтолкнуть фирмы к сдаче отчетности в электронном виде. До сих пор многие коммерсанты не особенно спешили воспользоваться новой технологией из-за довольно высоких дополнительных затрат на установку специального программного обеспечения. Теперь же бизнесменам, перешедшим на электронный документооборот, будут предоставляться бесплатные дополнительные услуги по каналам связи. В частности, им обеспечат оперативный доступ к сведениям о состоянии расчетов в режиме онлайн. Кроме того, налогоплательщики смогут в оперативном режиме получать свежеиспеченные документы, разъясняющие порядок начисления налогов, данные об изменениях реквизитов платежных документов и т. д.
Как заверили корреспондента «ФАФИ» в ФНС, подобный сервис вполне компенсирует затраты фирмы на подключение к системе телекоммуникационной связи и станет реальностью уже в этом году.
Расходы на приобретение программ, срок использования которых не установлен в договоре, компания может списать самостоятельно с учетом принципа равномерности признания расходов. Об этом Минфин России сообщил в письме от 23.06.06 № 03-03-04/1/152. В качестве аргумента приведена ссылка на пункт 1 статьи 272 НК РФ. Согласно этой норме, если из условий договора нельзя установить, когда возникает расход, бухгалтер определяет этот период самостоятельно. Соответственно, ничто не мешает списать всю сумму сразу. В отделе налогообложения прибыли Минфина корреспонденту «УНП» подтвердили возможность единовременного списания стоимости программы, сославшись на подпункт 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ.
В справке о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ теперь можно не заполнять раздел 6 «Сведения о перечислении налога в бюджет». Как стало известно «УНП», налоговое ведомство изменило свою позицию после решения Высшего арбитражного суда РФ от 22.06.06 № 4221/06. Суд посчитал, что требования налоговиков по заполнению сведений о перечислении налога противоречат Налоговому кодексу.
Ставка налога на прибыль может быть снижена. Правда, как стало известно корреспонденту «ФАФИ», сначала будет изменена сама схема зачисления налога – все поступления будут переведены в федеральный бюджет (сейчас налог распределяется пропорционально между федеральным и местными бюджетами). По мнению руководителя Экспертного управления Администрации Президента Аркадия Дворковича, такая рокировка позволит правительству уточнить, насколько именно целесообразно уменьшить ставку.
В бизнес-сообществе относятся к предложению осторожно. «Оценить такой размен – снижение ставки через отбор налоговых поступлений у местных бюджетов очень сложно. Сейчас регионы, получающие 17,5 процента от ставки, могут самостоятельно уменьшать свою часть на 4 процента. Переведя уплату в бюджет, власть лишит их этого права уже сейчас, а общее снижение обещает в обозримом будущем», – так в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» прокомментировал ситуацию зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. По его мнению, просчитать, насколько можно снизить ставку налога на прибыль, можно и без таких маневров.
Коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 1 января 2006 г., составляет 1,085. Об этом говорится в постановлении правительства от 3 июля 2006 г. № 410. ФСС поручено произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат с учетом новой индексации с 1 января 2006 г.
Напомним, что в 2005 году коэффициент составлял 1,094 (постановление правительства от 18 апреля 2005 г. № 230).
Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, которые разрешают Федеральной налоговой службе (ФНС) изымать с банковского счета средства юридического или физического лица, если у него есть задолженность по налогам.
Поправки могут вступить в силу уже 1 января 2007 года, но для этого необходимо, чтобы их сначала одобрил Совет Федерации, а потом президент.
По мнению заместителя председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, поправки не произведут отрицательного впечатления, поскольку и раньше налоговые органы могли изымать деньги с банковского счета налогоплательщика. Но до сих пор банки могли при необходимости при поступлении взыскания перевести деньги со счетов налогоплательщика. "Государство просто более аккуратно прописало свое право, лишний раз предупредив, что обманывать нехорошо", — считает Медведев.
По мнению других депутатов, новые поправки усиливают давление на законопослушных граждан и способствуют росту недоверия граждан к финансово-кредитным организациям. Кроме того, они могут считаться неконституционными, поскольку конституция обеспечивает тайну банковского вклада, отмечает юрист Евгений Бару.
Далеко не все ваши партнеры на поверку могут оказаться кристально честными людьми. На днях в Волгограде завершено следствие по делу в отношении четырех совладельцев коммерческого предприятия, обвиняемых в присвоении денежных средств остальных участников бизнеса.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в пресс-службе областной прокуратуры, в 2005 году председатель совета директоров одного из местных ОАО, его гендиректор, главный инженер и финансовый работник провернули весьма доходную, но уголовно наказуемую операцию. Заключив ряд фиктивных договоров аренды и выполнения подрядных работ с предприятиями, оформленными на подставных лиц, они перечислили на их счета 51 миллион рублей. Впоследствии деньги были сняты со счетов и по-братски поделены между участниками махинации. Авантюра не осталась безнаказанной: действуя по заявлению прочих вполне законопослушных акционеров, оперативникам не составило особого труда докопаться до истины.
В результате всем махинаторам были предъявлены обвинения по ст. 159 Уголовного кодекса – «мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере», предусматривающей в виде наказания от пяти до десяти лет лишения свободы. Все обвиняемые признали вину и уже возместили причиненный ущерб. На днях дело передано в суд.
Возможно, вскоре взяточники в России станут чувствовать себя менее уютно. Накануне Госдума ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию. Согласно этому документу, разработанному Советом Европы, наказывать будут и тех, кто взятки берет, и тех, кто их дает. Причем штрафами любители использовать служебное положение в корыстных целях уже не отделаются – у них будет реальный шанс расстаться с имуществом, а то и вовсе «загреметь» в тюрьму. Принятие соответствующих поправок в Уголовный кодекс – следующий шаг в борьбе с коррупцией. Кроме того, присоединение к конвенции значительно сузит возможности взяточников-россиян избежать наказания. Скрыться на территории другого государства им будет сложнее, поскольку между странами-участницами действуют договоры об экстрадиции таких преступников.
Отныне налоговики должны сами указывать, куда фирма может обжаловать результаты проверки. Это предусмотрено в новой форме решения о привлечении фирмы к ответственности за совершение налогового правонарушения, которую ФНС утвердила приказом от 6 июня 2006 г. № САЭ-3-06/334 (зарегистрирован Минюстом 27 июня 2006 г.). Так, в документе инспекторы обязаны проставить данные и местонахождение вышестоящего должностного лица и координаты арбитражного суда. Стоит отметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичного иска в суд. В любом случае срок обжалования неугодного решения ревизоров составляет три месяца.
Специфические ставки акцизов практически на все виды подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов, натуральных вин и сигарет) с 1 января 2007 года будут проиндексированы на 8,5 процента. Соответствующий законопроект депутаты одобрили накануне в третьем чтении. Для того чтобы сдержать рост цен на бензин и поддержать отечественных производителей натуральных вин, законодатели решили пока не менять ставки акцизов на эту продукцию. Производителям и продавцам табачных изделий повезло гораздо меньше. С легкой руки депутатов ставки акцизов проиндексированы примерно на 30 процентов. Законом сохраняется комбинированная ставка, однако ее процентная составляющая по новой схеме должна взиматься исходя из максимальной розничной цены. Кроме того, ограничение размера акциза устанавливается в рублях, а не в процентах от розничной цены, как в настоящее время. Вводится и требование о том, чтобы на каждой пачке печаталась максимальная розничная цена и дата изготовления табачной продукции.
Фирма осуществляет торговлю в арендуемом нежилом помещении, имеющем два торговых зала, а также складские помещения и офисные комнаты. Первый торговый зал фирма арендует с 1 апреля, второй торговый зал по другому договору фирма будет арендовать с 1 июля 2006 года. При этом вход в указанное помещение один.
В связи с этим, как пишет Минфин, фирма не сможет с июля платить ЕНВД. С 1 июля 2007 года по указанной деятельности вы должны уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, так общая площадь арендуемых торговых залов превысит 150 квадратных метров. (Письмо Минфина РФ от 16 мая 2006 года № 03-11-05/127).
Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России в связи с установлением запрета указывать цену товаров, работ, услуг в иностранной валюте».
В соответствии с законопроектом, в средствах массовой информации, а также на сайтах средств массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет) сведения о стоимости на территории России товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, суммах сделок между резидентами России, показателях бюджетов всех уровней бюджетной системы России, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге размещаются только в рублях, а при необходимости дополнительно указывается эквивалентная сумма в иностранной валюте (условных денежных единицах). Данные ограничения не распространяются на цитирование публичных высказываний, а также документов и иных материалов с обязательным указанием источника заимствования цитаты.
Федеральная налоговая служба обновила форму решения о привлечении к ответственности за налоговые нарушения. Теперь налоговики должны сами указать, куда можно обжаловать результаты проверки (наименование и адрес вышестоящего налогового органа (должность и данные вышестоящего должностного лица) либо наименование и адрес суда. На обжалование решения отводится три месяца. Этим изменениям посвящен приказ ФНС России от 06.06.06 № САЭ-3-06/334@
Согласно п. 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Следовательно, для целей применения налогового законодательства, данный фонд не признается организацией (ст. 11 Кодекса).
В связи с этим при передаче физическим лицом — акционером 25 процентов акций акционерного общества, применяющего упрощенную систему налогообложения, паевому инвестиционному фонду, акционерное общество не утрачивает права на применение упрощенной системы налогообложения. (Письмо Минфина РФ от 26 июня 2006 года № 03-11-04/2/130).
Минфин России решил не согласиться с мнением Президиума ВАС РФ о том, что выплаты членам совета директоров облагаются ЕСН. В письме от 22.06.06 № 03-05-02-04/85 Минфин подтвердил: позиция ведомства не изменилась в связи с выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.06 № 106. В этом документе высшая арбитражная инстанция разъяснила судам, что данные выплаты следует рассматривать как относящиеся ко объекту ЕСН (п.1 ст. 236 НК РФ).
Однако, по мнению Минфина выплаты членам совета директоров не относятся ни к одной из перечисленных в упомянутом пункте выплат. Такой позиции ведомство придерживалось и ранее.
По оценкам экспертов, за последний год российский рынок факторинга вырос на 200%. Российские предприятия на начало 2005 года были должны друг другу 187,4 миллиарда долларов (из которых 16,2% было просроченной задолженностью). При этом исследование агентства «Эксперт РА» показало, что в 2004 году объем выкупленной финансовыми агентами дебиторской задолженности оценивался на уровне 3 млрд долл. США. Прогноз на 2006 год — существенный рост объема факторингового обслуживания. Некоторые эксперты называют даже сумму в 15 млрд долл. США. Компании все чаще будут перекладывать функцию взимания долговых обязательств на финансовый сектор.
Алексей Бородулин, начальник отдела факторингового обслуживания клиентов «ТрансКредитБанка», отметил, что в ближайшее время следует ожидать прихода на рынок факторинга финансовых агентов с иностранным участием. Кардинально изменится состав участников факторингового рынка, что приведет к переоценке финансовыми агентами подходов проведения факторингового обслуживания. В частности, с рынка уйдут финансовые агенты, которые проводят демпинговую политику, так как они работают ниже уровня рентабельности. Высокая конкуренция, создание кредитных бюро и факторинговых ассоциаций приведет к улучшению качества факторингового обслуживания и развитию такого продукта, как безрегрессный факторинг.
Ирина Демчук, управляющая новосибирским филиалом НОМОС-БАНКа, рассказала: «По оценкам экспертов, рынок факторинга в целом в 2005 году по сравнению с предыдущим годом удвоился, хотя объективно анализировать развитие в этой сфере достаточно сложно. У нас в банке, в новосибирском филиале объем финансирования и уступки прав требования в течение 2005 года возрос восьмикратно!»
На фоне столь стремительного роста этого сектора банковской деятельности федеральные власти решили со своей стороны также поспособствовать его развитию: недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект, который существенно расширяет круг лиц, имеющих право оказывать услуги финансового агента, то есть вести деятельность по осуществлению факторинговых операций. Если эти поправки будут окончательно приняты, любые коммерческие организации смогут заниматься факторингом без получения какого-либо специального разрешения. Правительство рассчитывает на то, что принятие нововведения будет способствовать значительному увеличению объема факторингового рынка в России — до 3% к 2008 году. Между тем в прошлом году доля факторинга в валовом внутреннем продукте составляла 0,5%.
«Конечно, резкого скачка объема факторинговых услуг в этом году после отмены лицензирования факторинговой деятельности ожидать не стоит. Возможно, снятие одного из формальных ограничений и привлечет новых игроков на перспективный, формирующийся и неохваченный рынок, но случайных людей здесь быть не может — серьезная работа фактора требует очень значительных как финансовых, так и организационных усилий, а также дорогостоящих технологий — не случайно в России традиционно банки как мощные финансовые институты занимаются факторингом), в то время как маржа операторов этого рынка постоянно сокращается», — говорит И.Демчук.
Кроме того, работающие в этом секторе банки говорят и о том, что тенденция выделения факторинговых компаний в отдельный бизнес пока не приобрела массовый характер. Это связывается с нечетким пока еще законодательным регулированием факторинга в России. Мешает факторинговым компаниям и банкам и существующий стереотип о том, что факторинг — это работа с проблемными долгами. В этих условиях развитие факторингового бизнеса существенно сдерживается незнанием и непониманием многими потенциальными клиентами этого продукта. На это банкиры отвечают, что за откровенно «проблемные» долги они не берутся вовсе, какова бы ни была комиссия. Кроме того, сложно удовлетворить запросы того клиента, который в отношениях со своим контрагентом не позаботился о правильном оформлении всей документации: факторинг очень требователен к четкости документооборота и обязательности исполнения условий договоров поставки, особенно в части сроков расчетов.
Назвать же законодательную базу в этом направлении упорядоченной пока нельзя. В настоящее время действующие нормы Гражданского кодекса (глава 43) не отражают в полной мере порядок осуществления факторинговой деятельности. В законодательстве не раскрыты такие ключевые понятия, как факторинг, финансирование, будущие требования и др. Также отмечается ряд противоречий и несоответствий, которые сдерживают активное развитие факторинговых услуг. В качестве примера достаточно сказать о запутанности ситуации, связанной с необходимостью лицензирования деятельности некредитных организаций, выступающих в качестве финансовых агентов.
Кроме того, неприсоединение России к Конвенции УНИДРУА о международном факторинге от 28.05.88 года и действующее российское валютное законодательство не позволяют реализовать «классический» международный факторинг.
«В соответствии с действующими нормами вознаграждение за финансирование под уступку денежного требования облагается НДС, что в принципе не соответствует сути данного налога. Мы считаем, что объектом налогообложения может рассматриваться только та часть факторинговых услуг, которая не связана с финансированием (например, ведение бухгалтерского учета, сбор дебиторской задолженности и т. п.). Факторинг является для малого и среднего бизнеса приоритетным инструментом финансирования, конкурирующим с кредитами. Однако НДС существенно удорожает стоимость факторинга, что также отражается на развитии услуги. Для развития факторинга также необходимо обеспечить накопление информации о кредитной истории покупателей, приобретающих товары на условиях товарного кредита», — считает А.Бородулин.
Между тем рынок все равно растет галопирующими темпами и расти будет: факторинговые услуги банка могут быть востребованы любыми компаниями, но чаще — теми, у кого имеется большое число дебиторов. Таковых, как оказалось, немало.
Предприятия нефтепереработки и нефтехимии относятся к группе самых высокорисковых. К такому выводу пришли представители Национального союза страховщиков ответственности (НССО), проведя оценку ситуации в стране на основании данных фонда деклараций промышленной безопасности Ростехнадзора.
Ранее сообщалось, что такие декларации готовят около 300 крупнейших предприятий из 300 тыс., относящихся к категории опасных объектов в РФ.
"Для оценки риска крупных аварий были определены средняя ожидаемая частота аварии, средний ожидаемый ущерб и среднее максимально возможное количество погибших от аварии по наиболее опасному сценарию аварии для каждого профиля опасного производственного объекта", — пояснил представитель НССО.
Анализ полученных результатов позволил определить, что по данным, представленным в декларациях, наиболее опасными по частоте крупной аварии являются объекты нефтепереработки и нефтехимии.
По показателю ущерба от одной крупной аварии наиболее опасными оказались морские стационарные платформы. Средний ожидаемый ущерб от одной аварии на них по наиболее опасному сценарию достигает 9,3 млрд. рублей.
Самыми опасными по максимально возможному количеству погибших оказались предприятия по производству аммиака, азотосодержащих продуктов, минеральных удобрений и их хранения, хлораторные водоканала. В этих авариях прогнозируемый ущерб может в среднем привести к гибели свыше 50 тыс. человек.
Так, на предприятиях по производству аммиака, азотсодержащих продуктов, минеральных удобрений потенциальное расчетное число потенциальных жертв может достигать по результатам аварии 126 тыс. человек, на газонаполнительных станциях — 1,2 тыс. человек, на предприятиях нефтепереработки и нефтехимии — около 200 человек. Риск ущерба жизни и здоровью из-за аварии на объектах магистральных нефтепроводов, по расчетам специалистов, при средней аварии распространяется на 185 человек.
Как сообщалось ранее, Минфин РФ предлагал установить максимальный размер выплат физическому лицу по рискам ущерба жизни и здоровью в пределах 300 тыс. рублей, по имущественным рискам — в пределах 180 тыс. рублей и по рискам изменения условий жизнедеятельности граждан — в пределах 100 тыс. рублей.
Между тем, при подготовке законопроекта об обязательном страховании ответственности эксплуатантов опасных объектов ко второму чтению депутаты поддержали предложение главы Росстрахнадзора о двукратном увеличении лимитов. Таким образом, новые лимиты ответственности для физлиц, составили 600 тыс. рублей, 360 тыс. рублей и 200 тыс. рублей соответственно.
С 2007 года в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» будут внесены поправки. В ближайшие дни они поступят на утверждение в законодательную комиссию правительства и после этого отправятся на одобрение в Госдуму РФ. Представители Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан рассказали, как изменения повлияют на региональный турбизнес.
Поправки к Закону «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривают введение финансовых гарантий вместо отменяемой системы лицензирования турбизнеса. Предлагается введение двух видов гарантий: страхования гражданской ответственности и банковских гарантий для туроператоров. «Механизм страхования гражданской ответственности не разработан, — заявил Виктор Степанцов, директор «Казань-Интур», член АТАРТ, — и я думаю, что страховые компании просто не пойдут на это».
Все региональные операторы, которые занимаются выездным и въездным туризмом, должны будут предоставить финансовые гарантии на сумму в 10 млн рублей. Однако эта сумма значительно превосходит годовые доходы туроператоров. Как считает представитель Ассоциации туристских агентств РТ Леонид Пресс, финансовые гарантии не должны превышать уровень годового дохода региональных туроператоров. «Изменения в федеральном законе лоббируются крупными московскими туроператорами, которые стремятся захватить региональный туристический рынок», — уверен он.
Ассоциация туристских агентств РТ не против финансовых гарантий, но они должны зависеть от объема годового дохода турфирм. Кроме того, финансовые гарантии нужны не только для туроператоров, но и для турагентов, потому что непосредственную ответственность перед клиентом несут именно они.
Как считает Л.Пресс, в результате поправок в Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператоры могут уйти «в тень».
Сейчас Ассоциация туристских агентств РТ планирует объединиться с другими региональными ассоциациями и вместе выступать против рассматриваемых в Госдуме изменений в закон.