19.06.2006
В среду депутаты Госдумы приняли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, наделяющие милицию правом вести предварительные следствия по делам, связанным с нарушением авторских прав. Производители фонограмм уверены, что это позволит более эффективно бороться с пиратами, так как прокуратура, которой сейчас принадлежит монопольное право ведения таких дел, с ними не справляется. Однако независимые эксперты считают, что вмешательство милиции будет лишь способствовать расширению пиратского рынка.
На сегодняшний день лишь прокуратура имеет право заводить уголовные дела по статье 146 УК ("Нарушение авторских и смежных прав"). Дело по этой статье заводится, если автору нанесен ущерб на сумму более 50 тыс. рублей (500 МРОТ) – такое преступление карается лишением свободы на срок до пяти лет.
По данным МВД, за 2005 год по статье 146 УК были осуждены более 500 человек, в суды направлено более 1000 дел, из которых 767 – по Москве.
Для увеличения раскрываемости по таким преступлениям премьер-министр Михаил Фрадков распорядился внести в Госдуму проект поправок в УПК, наделяющих следователей милиции правом вести предварительные следствия по делам, связанным с нарушением авторских прав. Соответствующий законопроект был внесен правительством в прошлом году.
Производители фонограмм (они чаще всего становятся жертвами пиратов) поддерживают принятый депутатами законопроект. По их словам, прокуратура на 90% загружена тяжкими преступлениями, а 146-я статья УК в эту категорию пока не попадает. Теперь подследственность по этой статье расширили, и это позволит более эффективно бороться с пиратами.
"В действительности процент преступлений в сфере авторского права, по которым заводятся уголовные дела, крайне-крайне низкий, – говорит глава адвокатской компании "Усков и партнеры" Вадим Усков.– И даже по тем, что доходят до суда, выносится лишь условный приговор. Дело в том, что расследования дел в области авторского права, как правило, очень сложные с процессуальной точки зрения и с ними до недавнего времени с трудом справлялись даже в прокуратуре. В случае если дела передадут в МВД, увеличится лишь процент шумихи вокруг них, но не их раскрываемость".
По словам господина Ускова, основной проблемой пиратства до сих пор оставалось "крышевание" милицией основных точек продаж. "Теперь пиратам будет легче работать, ведь с милицией, очевидно, легче договориться, чем с прокуратурой,– добавил он,– хотя бы потому, что у милиционеров зарплаты меньше".
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам одобрил законопроект о саморегулируемых организациях страховщиков. Поправки в ряд статей закона "Об организации страхового дела в РФ" члены комитета поддержали на заседании в пятницу.
Документ устанавливает правила работы, права и обязанности саморегулируемых организаций на страховом рынке РФ. Такие организации могут создаваться в форме ассоциаций или союзов с обязательным внесением в реестр объединенных субъектов страхового дела. В таком союзе должно состоять не менее 20 организаций. В отношении любого из членов союз может применять меры материальной ответственности.
Также признается право страхователей на компенсации в случае неплатежеспособности страховщиков. Размер компенсационного фонда, формируемого для этих целей, определяется ежегодно и не должен быть менее, чем потенциальные выплаты по обязательствам пяти членов союза. Фонд формируется за счет первоначального взноса и ежеквартальных отчислений членов.
Устанавливается, что в случае неплатежеспособности страховщика выплаты по договорам производятся в следующем объеме: при страховании жизни — 100%, при любом из видов обязательного страхования — 80%, в остальных случаях — 50%. Выплаты из компенсационного фонда по обязательствам одного члена саморегулируемой организации, согласно предлагаемым поправкам, не могут превышать 30% от общего объема фонда.
Проект закона о транзите, разработанный Ассоциацией экспедиторов РФ, может быть направлен в Министерство транспорта РФ уже в августе. Такое заявление сделал в пятницу вице-президент Ассоциации экспедиторов РФ Сергей Желаннов, выступая на круглом столе «Транзитный потенциал России». По мнению участников круглого стола, принятие этого документа позволит упорядочить правила ведения бизнеса в сфере транзитных перевозок и увеличить грузопоток.
На конференции были озвучены такие цифры: Россия занимает 31 место в мире по экспорту услуг, при этом объем экспорта транспортных услуг составляет всего $3 млрд, в то время как в Голландии доходы от транзита составляют свыше $20 млрд. О том, как привлечь в нашу страну дополнительные транзитные потоки, рассуждали эксперты в области перевозок.
В частности, Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД», оценил евроазиатский рынок перевозок в 14 млн контейнеров в год. «Невозможно представить себе, чтобы все эти потоки развернулись через транссибирскую магистраль, поскольку Южный Китай и Южная Корея имеют мощные морские порты. Но в то же время другие районы Китая, Япония и Корея формируют потенциал порядка 3 млн контейнеров в год», — подчеркнул В.Морозов. При этом в 2005 году РЖД перевезли лишь 184 тыс. транзитных контейнеров, а при существующем уровне развития инфраструктуры к 2015 году смогут достигнуть уровня в 750-800 тыс.
Но для того, чтобы восточные и западные грузоотправители воспользовались услугами российских транспортных сетей, мало принятия одного закона. Сергей Желаннов высказал мнение, что для бизнеса важна стабильность, и, отправляя из азиатского порта контейнер, грузовладелец «должен быть уверен, что через 45 дней контейнер дойдет до Гамбурга». «Если бы мы могли гарантировать любому грузоотправителю в Юго-Восточной Азии, что независимо ни от чего через столько-то дней его груз окажется в Европе, то они сами к нам придут», — подчеркнул С.Желаннов. Но тут же добавил, что долгий срок таможенного оформления не прибавляет уверенности бизнесу.
Похожее мнение высказал и Петр Баскаков, гендиректор ОАО «Трансконтейнер». По его словам, проблемы в таможенном законодательстве не позволяют быть полностью уверенными в сроках доставки грузов, что никак не добавляет России конкурентных преимуществ. Это при том, что РЖД перевозит грузы по Транссибу за 11-12 дней, что значительно быстрее морского пути. «Сроки доставки, по которым мы выигрываем, не дают преимуществ, потому что существуют проблемы с таможней», — добавил П.Баскаков.
Эту и другие проблемы, тормозящие развитие транзитного потенциала России, можно решить значительно быстрее, если создать единый координирующий орган на уровне правительства. Это может быть специальная транзитная структура при Министерстве транспорта, считают участники круглого стола. C помощью подобного органа можно было бы решить и вопрос сквозных тарифов на ж/д перевозки и другие виду транспортного обслуживания. По мнению экспертов, транзитный потенциал России может принести дополнительный доход в $8-9 млрд.
Темпы роста российской экономики начинают снижаться, и в этом процессе повинны, в частности, слишком высокие заработки наших соотечественников. Такую точку зрения высказал министр финансов Алексей Кудрин в ходе своего выступления на Х Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Отечественные эксперты, впрочем, склонны искать причины нынешних экономических трудностей совсем в других местах.
По словам министра, Россия прошла восстановительный период в уровне доходов населения после девальвации рубля, случившейся после кризиса 1998 года, и уровень издержек предприятий на зарплату достиг додефолтного уровня. Действительно, восемь лет назад средняя зарплата составляла 1051,5 руб. в месяц, тогда как к апрелю 2006 года она увеличилась до 9914 руб. При этом цены с тех пор выросли приблизительно в 6 раз. Правда, г-н Кудрин признал, что есть разрыв в оплате труда работников разных отраслей экономики.
Экономисты подвергли большому сомнению логику министра. «В принципе такая точка зрения адекватна реальности, однако нужно понимать, что рост зарплат и цен на энергоресурсы неизбежен, – рассказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Если же некоторые предприятия не могут платить своим сотрудникам нормальную зарплату, то пусть разоряются и закрывают производство».
Основными причинами снижения темпов экономического роста, по мнению г-на Ясина, являются не высокие якобы зарплаты, а низкий уровень производительности труда, чрезвычайно медленная модернизация промышленности. За исключением экспортных секторов в экономике наблюдается технологический застой.
«Г-ну Кудрину следовало бы протянуть на зарплату среднего российского рабочего хотя бы три дня, прежде чем делать подобные заявления, – прокомментировал высказывание главы Минфина депутат Госдумы Сергей Глазьев. – Вообще-то в расчете на единицу производимой продукции отечественный рабочий «весит» в 4 раза меньше, чем его европейский коллега. Хотя, когда зарплата менеджеров опекаемых государством компаний доходит до 10 тыс. долларов, тут, конечно, никаких денег не хватит».
По его словам, развитие сдерживает низкий уровень потребительского спроса, порождаемый как раз скромными доходами россиян. «Помимо этого, отрицательное воздействие оказывают недогрузка производственных мощностей и попустительство при ввозе в страну товаров по демпинговым ценам», – отметил депутат.
По мнению гендиректора исследовательской лаборатории «Веди» Алексея Ведева, темпы роста действительно снижаются, однако к зарплате этот процесс отношения не имеет. «В конце концов в США доходы людей намного выше, что не мешает экономике развиваться, пусть и не столь быстро, – уверен специалист. – На самом деле проблема в первую очередь в слабости российской финансовой сферы. Финансовые рынки недостаточно развиты, чтобы переварить приток нефтедолларов. В таком же состоянии и банковская система. Следует также отметить рост обменного курса рубля, который не дает эффекта снижения инфляции, но при этом приводит к затруднениям у российского производителя. Наконец, экономика испытывает инвестиционный голод. Чтобы обеспечить экономический рост на уровне 6%, необходимо увеличение инвестиций на 10%».
Госдума приняла в первом чтении законопроект о судебной защите срочных сделок на рынке ценных бумаг. Соответствующие поправки в ст.1062 ч.2 Гражданского кодекса РФ были одобрены на заседании 16 июня.
Согласно законопроекту, судебной защите подлежат требования по сделкам, предусматривающим выплаты в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курсы валют и уровня инфляции, также в зависимости от обстоятельств, относительно которых не известно, наступят они или нет. Судебная защита возможна в том случае, если одной из сторон сделки является юридическое лицо.
При заключении сделки между физическими лицами они подлежат судебной защите, только если они осуществлены на бирже.
Как пояснил председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник, на сегодняшний момент часть срочных сделок (так называемые "расчетные производные финансовые инструменты", исполнение по которым осуществляется путем выплаты ценовой разницы) обладает признаками, которые позволяют квалифицировать их как пари, и поэтому они не подлежат судебной защите.
"Это приводит к тому, что зарубежные инвесторы, для которых в соответствии с их законодательством хеджирование рисков обязательно, отказываются торговать на российских рынках и уходят на западные площадки", — отметил В.Резник.
Большая часть российских банков и значительная часть страховых компаний в ближайшее время будут вынуждены сдавать налоговую отчетность в Санкт-Петербурге. ФНС создает межрегиональную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам №9. Налогоплательщики, для которых решение ФНС требует увеличения штатов в Питере, полагают, что цель решения – пополнение бюджета родного города российского президента.
Приказ главы ФНС Анатолия Сердюкова по созданию МРИ №9 предполагает отнесение к крупным налогоплательщикам предприятий банковской и страховой сферы по тем же критериям, что и компании, "приписанные" к восьми остальным "отраслевым" МРИ. Эти критерии – уплата налогов на сумму более 1 млрд руб. в год, годовой объем продаж в размере более 10 млрд руб. или же активы объемом выше 10 млрд руб.
Однако если число налогоплательщиков в остальных МРИ исчислялось обычно десятками, то в случае с МРИ №9 это не так. Активы размером более 10 млрд руб. (порядка $35 млн) имеют все банки, входящие в сотню крупнейших. Таким образом, практически все значимые банковские организации страны будут вынуждены уже в ближайшее время ежемесячно отправлять в МРИ №9 всю собственную отчетность.
Страховщики, которым придется сдавать отчетность в МРИ №9, будут в меньшинстве – по данным аналитиков из "Интерфакса-ЦЭА" по итогам первого полугодия 2005 года, активы лишь семи страховщиков превышали планку в 10 млрд руб. Это "Росгосстрах", "Ингосстрах", "Капиталъ Страхование", СОГАЗ, "РЕСО-Гарантия", РОСНО и "Капиталъ Ре".
Все страховщики из списка и значительная часть банкиров уже имеют филиалы или представительства в Санкт-Петербурге. Тем, кто не имеет в городе на Неве штата, скорее всего, придется его набрать, а всем без исключения переводить как минимум часть штата налоговых юристов в Санкт-Петербург.
Естественно, эта перспектива мало кого радует. Банкиры указывают, что удаленность налоговой службы означает лишние затраты времени и командировочных расходов, увеличивает административные издержки, связанные с предоставлением документации в другой город.
Страховщики также говорят, что перенос налоговой отчетности в Санкт-Петербург создаст "определенные трудности". "Я не пока не представляю, как это будет выглядеть с точки зрения логистики",– говорит глава "АльфаСтрахования" Владимир Скворцов. По его словам, страховщики часто лично привозят в ФНС документацию.
Формально создание МРИ №9 не меняет в схеме уплаты налогов ничего. Но само по себе создание и расширение филиалов, перевод штатов увеличит присутствие этих структур в Санкт-Петербурге, а многих может постепенно и подтолкнуть к частичному переводу бизнеса в город на Неве. По крайней мере, значительная часть страховщиков и банкировполагают, что это и является "стратегической" целью создания МРИ №9.
Отметим, что пока выигравшими от решения ФНС выглядят лишь юристы, проживающие в Санкт-Петербурге. Спрос на их услуги резко возрастет и в МНС, и в банках.
Законопроект о совершенствовании налогового администрирования должен быть принят во втором чтении не позднее июля 2006г. Об этом говорится в постановлении Госдумы, принятом на сегодняшнем пленарном заседании.
В связи с этим комитет нижней палаты по бюджету и налогам должен до 25 июня подготовить ко второму чтению проект закона "О внесении изменений в ч.1 Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". В эти же сроки, согласно постановлению Госдумы, должны быть подготовлены и приняты проекты бюджетообразующих федеральных законов.
Законопроект о налоговом администрировании направлен на совершенствование налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в данной сфере, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения обязанности по уплате установленных налогов и сборов.
Документ уточняет институт налогового резидента РФ. Налоговыми резидентами, независимо от времени проживания в России, признаются отдельные категории граждан РФ: командированные за пределы России сотрудники дипломатических и консульских учреждений, а также члены их семей; военнослужащие и гражданский персонал военных баз и воинских частей, дислоцированных за пределы РФ; преподаватели, находящиеся за пределами России, в течение всего времени преподавания.
Законопроект также устанавливает упрощенный порядок постановки на учет организации в налоговом органе, на подведомственной территории которого находится несколько обособленных подразделений этой организации.
Камеральная налоговая проверка, согласно проекту закона, проводится на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам и иной налоговой отчетности. Документ запрещает повторное истребование у налогоплательщиков документов. Исключением являются документы, которые не были сохранены в налоговом органе вследствие стихийного бедствия или других обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, законопроект устанавливает, что выездные налоговые проверки одного налогоплательщика не могут проводиться более двух раз в течение одного календарного года. При этом предельный срок проведения такой проверки составляет 2 месяца, а для организаций с обособленными подразделениями — 3 месяца. Повторные выездные проверки могут проводиться только в связи с ликвидацией или реорганизацией организации и в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа.
Законопроектом предусматривается поэтапное внедрение системы налоговой отчетности в электронном виде. Также предусматривается внесение изменений в порядок предоставления отсрочек или рассрочек по уплате налогов и сборов.
15 июня на заседании правительства министры утвердили доклад, содержащий оценки их деятельности и задачи на перспективу. По замыслу премьера Михаила Фрадкова через два-три года этот доклад станет основой для верстки бюджета и вынудит Министерство финансов расстаться с ролью единоличного распорядителя доходов казны.
То, что до 2008 года использовать доклад не удастся, признают даже разработчики из Минэкономразвития.
"Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности правительства на 2006-2008 годы" Минэкономразвития подготовило для того, чтобы показать правительству, как далеко продвинулись министерства на пути перехода на финансирование по результату. Вот уже два года все ведомства должны не просто "осваивать смету", но и декларировать цели своего существования и регулярно отчитываться об их выполнении. Кроме этой задачи у доклада МЭРТа была еще одна, неявная – отодвинуть Минфин от процесса бюджетного планирования. Глава Минэкономразвития Герман Греф и горячо поддерживающий его в этом Михаил Фрадков хотят, чтобы бюджет верстался не по трехлетнему финансовому плану Минфина, а на основе задач, поставленных правительством в сводном докладе.
Как и ожидалось, глава Минфина Алексей Кудрин оспорил практически все основные положения доклада. Главная мысль министра: доклад сырой и в качестве инструмента бюджетного планирования использован быть не может. Глава Минфина считает, что, поскольку на 2006-2008 годы финплан уже утвержден, подготовленный МЭРТом доклад не нужен. "Есть серьезные сомнения в том, что его удастся применить и в дальнейшем",– заявил министр.
Главная ошибка авторов доклада, по мнению господина Кудрина, в том, что они взялись оценить не качество расходов министерств, а всю их работу, при этом четких методов такой оценки нет. "Нельзя планировать реформы, не оценив их по деньгам. Это крупная методологическая ошибка",– сказал Алексей Кудрин.
Один из авторов доклада, замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов признал, что использованная система показателей условна и документ сыроват для немедленного применения. "Однако идти по этому пути надо. Мы не согласны с тем, что для разработанного нами инструмента в системе документов правительства нет места и что поляна уже занята финпланом Минфина",– возразил господин Шаронов.
Михаил Фрадков поддержал Минэкономразвития: "Работа над докладами будет продолжаться столько, сколько необходимо. Минфин заботится об экономии средств, мы же должны ставить стратегические задачи. То, что мы делаем, выходит за рамки бюджетного планирования".
По прогнозу его зама Александра Жукова, сводный доклад станет инструментом бюджетного планирования уже через два-три года.
В результате министры приняли к сведению доклад Минэкономразвития, поручив Герману Грефу готовить его и впредь.
Алексею Кудрину, несмотря на его возражения, протокольным решением поручено учесть влияние расходов казны на достижение содержащихся в докладе целей правительства при подготовке Минфином проекта бюджета-2007.
Третейское правосудие требует большего распространения в России. Такое мнение высказал Анатолий Паламарчук, директор Департамента экономического законодательства Минюста РФ, выступая на I Всероссийском съезде третейских судов. «У третейских судов имеется ряд преимуществ в рассмотрении споров по сравнению с государственными арбитражными судами», — подчеркнул представитель Минюста. В частности, отметил А.Паламарчук , третейские суды рассматривают дела в более короткие сроки. К тому же, они разгружают как арбитражные суды, так и институт приставов-исполнителей, потому разбирательство в суде заканчивается примирительным соглашением.
Проведение I съезда третейских судов, по мнению директора Департамента экономического законодательства Минюста, говорит о том, что третейские суды как система в России уже сформированы. Однако практика альтернативного правосудия требует внесения ряда поправок в действующее законодательство. «Например, третейские суды хотят получить право выписывать исполнительные листы. Сейчас закон не позволяет этого делать», — пояснил А.Паламарчук. По его словам, при МЭРТ РФ создана экспертно-рабочая группа при участии Министерства юстиции, которая изучает международный опыт стран, где действует система альтернативного судопроизводства. По итогам ее работы может быть выдвинута законодательная инициатива, которая облегчит существование третейских судов.
Как сообщил в своем выступлении президент ТПП РФ Евгений Примаков, еще два законопроекта готовы к внесению в Госдуму — проект федерального закона о примирительной процедуре с участием посредника и поправки к действующему законодательству, нацеленные на расширение применения посредничества в сфере судопроизводства. «Если будут реализованы поправки, то повысится эффективность деятельности третейских судов и многое станет проще, позволит сделать эту форму привычней для предпринимателей», — высказал мнение Владислав Гриб, представитель Ассоциации юристов России.
Однако системе третейских судов в России нужны не только поправки в действующем законодательстве, но и гораздо больший авторитет, считает Павел Смирнов, член правления РАО «ЕЭС России». «Бесспорно, авторитет третейских судов не будет выше авторитета государственных судов», — заявил он, и тут же добавил, что власть должна занять принципиальную позицию по отношению к третейскому судопроизводству, основанную на большем доверии.
С другой стороны, Людмила Майкова, представитель Арбитражного суда Москвы, добавила, что третейские суды должны также добиться большего доверия и в среде предпринимателей.
16.06.2006
Гораздо больше малых фирм, возможно, смогут отчитываться по НДС всего лишь раз в квартал. Сдавать декларации каждый месяц будут лишь те компании, чьи ежемесячные суммы выручки в течение квартала превысят 5 миллионов рублей. С таким предложением в ходе прошедшего накануне «круглого стола» на тему «Справедливое налогообложение: дифференцированный подход» выступил глава группы компаний «Градиент-Альфа» Павел Гагарин. Напомним, что сейчас квартальный налоговый период установлен для компаний с ежемесячной суммой выручки не более 2 миллионов рублей. По словам Гагарина, эта поправка существенно снизит нагрузку как на налоговую службу, так и на бухгалтерии большого числа предприятий. «При этом собираемость НДС никак не уменьшится», – заверил он участников встречи. В ближайшее время эту налоговую инициативу рассмотрят эксперты Мосгордумы. Если ее одобрят, она будет вынесена на обсуждение депутатов столичного парламента, а затем над ее целесообразностью поразмыслят и на федеральном уровне.
Госдума сегодня приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Трудовой кодекс РФ. Изменения вносятся в более чем 300 статей кодекса, кроме того, вводится 13 новых статей. При необходимых 226 голосах за принятие кодекса проголосовали 364 депутата, против — 34, воздержался один.
Как ранее отмечал глава думского комитета по труду и соцполитики Андрей Исаев, все новации в новой редакции Трудового кодекса направлены на защиту интересов работников.
В соответствии с документом, отпускные будут рассчитываться из расчета средней заработной платы за 12 месяцев (сейчас в расчет берут три месяца). При сокращении штата работнику обязаны будут предлагать все имеющиеся в организации вакантные должности.
В новой редакции Трудового кодекса понятие "организация" заменено на "работодатель". Заменены критерии о заключении срочных договоров в малом предпринимательстве — это право остается только за работодателями с численностью работающих до 35 человек (ранее — до 40), а в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 20 (было до 25).
Ужесточаются требования и по обеспечению охраны труда. Работодателю, осуществляющему производственную деятельность и имеющему более 50 работников (ранее 100), предписывается создавать службу охраны труда. Увеличивается обязательное финансирование улучшения условий труда с 0,1% до 0,2% от затрат на производство продукции.
Уточняется обязанность работодателя по выплате денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении. При этом уточняется, что эти обязательства возникают независимо от наличия вины работодателя.
Принятые поправки также упрощают процедуру начала забастовки работников. Решение о ее проведении будет считаться принятым, если за него проголосует большинство членов коллектива, а не две трети, как в настоящее время.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.
Налоговые органы имеют право рекомендовать налогоплательщикам представлять отчетность в электронном виде: по телекоммуникационным каналам связи без дублирования на бумажном носителе; на бумаге с дублированием на магнитных носителях.
Федеральная налоговая служба разработала программное обеспечения «Налогоплательщик ЮЛ» для ввода документов налоговой отчетности и передачи данных в налоговые органы в электронном виде и предоставляет его налогоплательщикам бесплатно.
Об этом сообщает
официальный сайт ФНС РФ.
Не за горами то время, когда все фирмы с численностью сотрудников более ста человек обяжут сдавать отчетность в электронном виде. Но закон пока не принят, а инспекторы уже требуют с налогоплательщиков электронную отчетность, отказываясь принимать бумаги. Впрочем, ФНС не занимает жесткую позицию в этом вопросе. На своем официальном сайте чиновники сообщают, что согласно пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса, инспекторы не имеют права не принять отчетность в бумажном виде. Однако в то же время сотрудники главного налогового ведомства активно агитируют за переход на электронную отчетность. В упомянутом сообщении они подробно расписывают преимущества такого способа сдачи документов. Он-де и время бережет, и арифметические ошибки сводит к минимуму, и даже расширяет возможности налогоплательщика, утверждают налоговики. По их словам, все необходимое программное обеспечение для сдачи деклараций и прочей электронной документации ФНС разработала. Фирмам остается лишь бесплатно скачать программы.
Малые фирмы, возможно, будут платить налог на прибыль по более низкой ставке, чем средние и крупные организации. Ввести своеобразную шкалу, в которой бы ставка зависела от статуса предприятия, предложил в ходе заседания круглого стола, посвященного налоговым проблемам, член Московской международной бизнес-ассоциации, глава группы компаний «Градиент-Альфа» Павел Гагарин.
По его мнению, действующая ныне единая ставка налога на прибыль не соответствует принципу справедливости налогообложения. «Сейчас налоговая нагрузка на фирмы с невысокими доходами заметно больше, чем на крупные и преуспевающие компании, – пояснил свою идею Гагарин. – Дело не в том, сколько фирма отдает денег государству, а в том, что остается у нее после уплаты налогов».
Если фирма решит заключить договор с транспортной компанией на перевозку сотрудников до места работы и обратно, у нее возникнут серьезные трудности. Ведь ей придется вести учет «выплат», приходящихся на конкретных работников, начислять на эти суммы ЕСН, пенсионные взносы, а также удерживать с них НДФЛ. По крайней мере, именно так считает Минфин в письме от 18 мая 2006 г. № 03-05-01-04/110. Финансисты решили, что в данной ситуации компания оплачивает услуги, которыми пользуются сотрудники. Следовательно, перечисленные суммы облагаются ЕСН и пенсионными взносами (п. 1 ст. 237 НК). Но только в том случае, если оплата транспортировки прописана в трудовых договорах и уменьшает базу по налогу на прибыль. Также организация должна каким-то образом удержать НДФЛ с перечислений транспортной компании. Правда, финансисты умолчали о том, как вообще возможно это осуществить. Зато они отметили, что зарплата в материальной форме признается доходом и каких-либо исключений для оплаты транспортных услуг в статье 217 НК не предусмотрено. Однако представители главного финансового ведомства почему-то запамятовали, что компенсации от налогов освобождаются.
Фирма, которая провела ремонт арендованного здания, не сможет амортизировать свои капвложения в ускоренном порядке. К этому выводу пришел Минфин в письме от 10 мая 2006 г. № 03-03-04/1/441. По мнению финансистов, в этом случае следует учитывать положения пункта 3 статьи 259 Налогового кодекса. В нем указано, что основные средства 8–10 амортизационных групп списываются на расходы исключительно линейным способом.
Если работнику выплатили не всю сумму материальной помощи сразу, а по частям, то вторая и последующие выплаты должны быть выданы уже за вычетом НДФЛ. Такая точка зрения изложена в письме Минфина от 22 мая 2006 г. № 03-05-01-04/130. Финансисты отметили, что от налога освобождается лишь единовременная матпомощь сотруднику в связи со стихийным бедствием и другими чрезвычайными ситуациями (п. 8 ст. 217 НК). По их мнению, под данную формулировку подходит лишь выплата, которая предоставляется сотруднику на определенные цели и не чаще одного раза в год. Таким образом, финансовая поддержка, растянутая на какой-то период, не может считаться единовременной, а значит, облагается НДФЛ.
Предпринимателю, который потерял свидетельство о присвоении ИНН, необязательно идти в налоговую инспекцию за дубликатом. Вполне можно воспользоваться услугами почты, отправив письмо с уведомлением о вручении. В него необходимо вложить заявление по форме № 09-2-1 (утверждено приказом МНС от 03 марта 2004 г. № БГ-3-09/178), квитанцию об оплате и нотариально заверенную копию паспорта. Размер платы составляет 200 или 400 рублей в зависимости от срочности (п. 14 Правил ведения Единого госреестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением правительства от 26 февраля 2004 г. №110). Кроме того, следует указать адрес проживания бизнесмена, если он отличается от места прописки. Об этом сообщили сотрудники ФНС на своем официальном сайте.
Вскоре индивидуальные предприниматели смогут пользоваться налоговой льготой по ЕСН в части выплат своим работникам-инвалидам. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс одобрили накануне в первом чтении депутаты Госдумы. Напомним, что действующее законодательство позволяет не уплачивать соцналог с названных выплат лишь работодателям-организациям.
Кроме того, после окончательного принятия поправок бизнесменам станет выгоднее привлекать подрядчиков. Сейчас со всех перечисленных таким помощникам денег уплачивается ЕСН. Причем даже с тех средств, которые возмещают подрядчику затраты на материалы, использованные для выполнения заказа. Авторы поправок считают, что такие выплаты являются всего лишь компенсацией, а значит, не должны облагаться ЕСН.
Банк России допускает указание банками разных курсов иностранных валют для разных объемов покупаемой или продаваемой валюты в одном обменном пункте. Об этом говорится в письме N82-Т от 9 июня 2006 г "Об информировании уполномоченными банками физических лиц о курсах иностранных валют, используемых при совершении операций с наличной валютой и чеками". Документ опубликован в сегодняшнем номере "Вестника Банка России".
Согласно письму, в соответствии с пунктом 4.27 инструкции Банка России от 28 апреля 2004 г N113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", в приказе (распоряжении), которым устанавливаются и изменяются курсы иностранных валют, используемые при совершении операций с наличной валютой и чеками, допускается указывать разные курсы иностранных валют для разных объемов покупаемой или продаваемой иностранной валюты в одном обменном пункте.
В целях объективного информирования физических лиц об условиях осуществления обменным пунктом операций с наличной валютой и чеками с использованием разных курсов иностранных валют для разных объемов покупаемой или продаваемой иностранной валюты в дополнение к размещаемой за пределами помещения обменного пункта информации об указанных курсах (которая должна соответствовать информации, размещенной на стенде в помещении обменного пункта) рекомендуем включать информацию об объемах покупаемой или продаваемой иностранной валюты с использованием указанных курсов.
Как сообщила в начале июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС), по итогам очередной проверки пунктов обмена валюты зафиксированы нарушения в трех банках. Сотрудники ФАС проверяли обменники на предмет соответствия курсов, заявленных на выносных щитах и табло, курсам, которые объявляются непосредственно в помещении пункта обмена валюты.
Управление ФАС по Москве и Московской области проверило около 100 обменных пунктов. В трех из них (КБ "Холдинг-Кредит", КБ "Экономикс-Банк" и КБ "Финансовый стандарт") были установлены факты несоответствия курсов.