07.10.2005
Представители малого бизнеса, вероятно, смогут участвовать в приватизации арендованного у государства имущества. Думский Комитет по собственности 6 октября рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества».
Как сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» один из соавторов документа, заместитель председателя Комитета по собственности Евгений Богомольный, целью законопроекта является оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса и производственным организациям инвалидов. Имущественные гарантии позволят им продолжать свою работу, вкладывать деньги в переоснащение, ремонт и модернизацию оборудования. «Организации, которые арендуют имущество не менее трех лет, в период с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года смогут воспользоваться преференциями, – пояснил депутат. – Для них будет введен специальный способ приватизации – выкуп имущества по рыночной стоимоcти с трехлетней рассрочкой платежа».
«Вмененщик», который не вел предпринимательскую деятельность в течение хотя бы одного месяца в квартале, может не учитывать этот период при расчете единого налога. Однако даже если он не работал весь налоговый период, нулевую декларацию в инспекцию подавать все равно придется. Об этом сообщил Минфин в письме от 12 сентября 2005 г. № 03-11-04/3/86.
Чиновники отметили, что тот месяц, в котором предприниматель работал хотя бы несколько дней, при расчете ЕНВД следует учитывать в обычном порядке. Сотрудники ведомства обратили внимание и на то, что временный простой нужно подтвердить. Например, в случае если торговая точка не работала по причине ремонта, в налоговую инспекцию достаточно представить договор подряда и соответствующее распоряжение руководителя.
Фирмы, чей доход от реализации за 9 месяцев превысил 11 млн рублей, не смогут с 2006 года перейти с общего налогового режима на «упрощенку». Это касается и тех компаний, предполагаемые доходы которых за год составляют менее 15 млн рублей. Такой вывод следует из письма Минфина от 19 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/81. Чиновники отметили, что годовой лимит в 15 млн имеет значение только для организаций, которые уже применяют спецрежим. Претенденты же при подаче заявления должны ориентироваться на 11-миллионный порог (п. 2 ст. 346.12 НК).
Впрочем компании, которые столкнулись с такой ситуацией, все-таки смогут использовать УСН, но только с 2007 года. Ведь в следующем году лимит перехода на «упрощенку» увеличили как раз до 15 млн рублей.
Компаниям и предпринимателям, которые оказывают услуги по копированию, брошюрованию, изготовлению визиток и открыток, будет интересно письмо Минфина от 22 августа 2005 г. № 03-11-04/3/63. В документе сказано, что вышеперечисленные работы относятся к бытовым услугам и, следовательно, подлежат переводу на «вмененку». Правда, только лишь в том случае, если они оказываются населению. В противном случае применяется общий налоговый режим или «упрощенка», например, если визитки были изготовлены для организации.
06.10.2005
Договор на аренду земли, заключенный на срок не менее одного года, должен в обязательном порядке пройти регистрацию. Об этом напомнили арбитры ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 7 сентября 2005 г. № А43-29624/2004-4-916.
В своем решении судьи сослались на статью 609 Гражданского кодекса, согласно которой государственной регистрации подлежит любой заключенный на длительный срок договор аренды недвижимого имущества. А к нему по статье 130 Кодекса относятся и земельные участки. Если же такой договор не прошел регистрационную процедуру, то в соответствии со статьей 433 Гражданского кодекса сделка по нему считается недействительной.
Накануне президиум Высшего Арбитражного Суда фактически закрепил за налоговиками право наказывать фирмы за нарушения, совершенные более трех лет назад. И бизнесмены, и юристы считают решение ВАС крайне опасным прецедентом. Так, выступая на деловом завтраке, организованном газетой “The Moscow Times” управляющий партнер юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев напомнил, что согласно ст. 113 Налогового кодекса срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. По истечении этого времени налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершенное им нарушение. В июле этого года Конституционный суд признал правомерность этой нормы. Однако в решении КС содержалась оговорка, согласно которой срок давности может пресекаться в том случае, если налогоплательщик вел себя недобросовестно, в частности противодействовал проведению проверки. Что понимать под словом «противодействие», судьи не объяснили.
По мнению Пепеляева, отсутствие конкретики открывает широкий простор для злоупотреблений налоговиков. Скорее всего, предположил он в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации», термин «противодействие» инспекторы будут трактовать как отсутствие тех или иных документов. Пепеляев не исключил, что отныне весьма популярным явлением в административной практике станет следующее поведение налоговых инспекторов: налогоплательщику будут направляться либо заведомо невыполнимые, либо весьма туманные требования по предоставлению документов. «Скажем, потребуют представить «все» или «все необходимые» бумаги, а если «непонятливый» предприниматель не разберется в логике проверяющих и рискнет не представить хотя бы один лист – обвинят в препятствовании проведению проверки со всеми вытекающими последствиями», – заключил Пепеляев.
Теперь предпринимателям, которые предпочитают отчитываться, высылая документы по почте, придется платить за отправку корреспонденции на 10 процентов больше обычного. С 1 октября этого года Федеральная служба по тарифам повысила стоимость почтовых услуг. Так, отправка, к примеру, простого письма обойдется им 5 рублей 60 копеек, заказного – 8 рублей 60 копеек, а стоимость услуги по пересылке письма с объявленной ценностью поднялась до 28 рублей 60 копеек. Помимо этого, «Почта России» отменила дифференциацию тарифов в зависимости от географической зоны. Они стали едиными на всей территории России.
Сотрудники «Почты Росии» уверяют, что рост тарифов соответствует ежегодному уровню инфляции в стране.
Во многих российских регионах введение ЕНВД с 1 января 2006 года может и не состояться. Для того чтобы внедрить с нового года на своей территории этот налог, местные власти должны до 1 декабря 2005 года выпустить соответствующие законы (п. 1 ст. 5 НК). Однако региональные законодатели с этим не спешат, что начинает вызывать беспокойство у чиновников федерального уровня. Так, недавно о необходимости узаконить «вмененку» на следующий год напомнили работники Минфина, а теперь их примеру последовали налоговики. В своем письме от 15 августа 2005 г. № ГИ-6-22/687 налоговая служба поручила своим территориальным управлениям оказать местным властям помощь в подготовке соответствующих документов. Налоговики все же надеются успеть до 1 декабря принять и опубликовать нужные законы, несмотря на тот факт, что времени на это осталось совсем немного.
В скором времени на регистрацию фирмы может уйти два месяца. МВД предлагает внести соответствующие изменения в законы «О государственной регистрации юридических лиц» и «Об акционерных обществах». В настоящее время пакет поправок находится на согласовании в Департаменте экономической безопасности и правовом управлении МВД. Об этом сообщил накануне, выступая на семинаре «Новые технологии борьбы с экономическими преступлениями», начальник Управления контроля и методического обеспечения расследований особо опасных преступлений Следственного комитета , полковник юстиции Сергей Манахов. Если документ будет принят, регистраторы получт право тратить часть времени на наведение справок о заявителе. Кроме того, все решения общих собраний собственников фирмы потребуют обязательного нотариального заверения. По мнению Манахова, такие меры позволятт стабилизировать ситуацию на рынке легальных слияний и облегчат борьбу с фирмами-однодневками. В то же время представитель МВД согласен, что предлагаемые Следственным комитетом новшества, мягко говоря, не обрадуют представителей бизнес-сообщества. «По нашим прикидкам, в результате срок регистрации увеличится до тридцати суток, а при нахождении учредителя юридического лица в другом регионе – до 60 суток. Но это продиктовано насущной необходимостью», – заявил Манахов.
Однако не в восторге от предлагаемых поправок не только предприниматели, но и сами правоохранители. Как заявил в кулуарах корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» один из участников конференции в звании майора, никакого положительного эффекта усложнение процедуры регистрации не даст. «Как и раньше, будут подделываться паспорта… Как и раньше, злоумышленникам не составит особого труда найти «нужного» им нотариуса либо просто сфальсифицировать доверенность и прочие документы. Все зависит не от поправок в законы, а от расторопности, профессионализма и честности сотрудников милиции», – считает он.
Брать взятки чиновникам вскоре станет сложнее. Жестко контролировать соответствие доходов и расходов государственных служащих предлагает комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией. Законопроект о прозрачной финансовой отчетности чиновников и членов их семей должен быть вынесен на рассмотрение Думы уже в конце этого года. Об этом на прошедшем накануне пресс-завтраке сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» председатель комиссии Михаил Гришанков.
Он считает, что необходимо проводить комплексную работу по борьбе с коррупцией во властных структурах разного уровня. По мнению Гришанкова, в первую очередь надо устранить лишние административные барьеры.
Расторжение договора добровольного медицинского страхования работников не всегда обернется для фирмы пересчетом налога на прибыль. Например, такой необходимости не возникнет, если инициатива «разрыва» исходила от самой страховой компании. В этом случае страховые взносы, ранее отнесенные к расходам, не нужно будет включать в базу по налогу на прибыль. Об этом сообщил Минфин в письме от 5 августа 2005 г. № 03-03-04/1/150.
Не исключено, что в скором времени многим предпринимателям будет не по карману содержать игровые залы. Дело в том, что законодатели предлагают повысить ставку налога на игровые автоматы более чем в два раза. Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в бюджетном комитете Госдумы, такие поправки в Налоговый кодекс депутаты комитета рассмотрят уже в ближайшие дни. Если они будут одобрены, то варьирование платежа в зависимости от решения региональных властей составит от 3 до 15 тысяч рублей ежемесячных отчислений с одной такой установки. Сейчас предпринимателям содержание одного автомата обходится в среднем от 1,5 до 7,5 тысяч рублей.
05.10.2005
Не исключено, что индивидуальные предприниматели смогут продавать алкогольную продукцию и после 1 июля 2006 года. Депутат Оксана Дмитриева вскоре представит на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором внимание будет сосредоточено на местах реализации алкоголя. По аналогии с табачными изделиями торговлю спиртными напитками, к примеру, намерены запретить на территории школ, больниц, культурных учреждений. При этом право на продажу спиртосодержащей продукции за индивидуальными предпринимателями предложено сохранить.
Напомним, что в июле этого года был принят закон, который исключает их из числа «игроков» алкогольного рынка.
В пояснительной записке к законопроекту Дмитриевой, оказавшейся в распоряжении корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», указано, что готовящийся вступить в силу с 1 июля следующего года закон фактически исключает малый бизнес из этой сферы предпринимательской деятельности. Это, по мнению Дмитриевой, «плохо согласуется с антимонопольным законодательством и нарушает право граждан на свободу предпринимательской деятельности».
Не исключено, что в скором времени руководители фирм будут располагать всей необходимой информацией о нелегалах, претендующих на работу в России. В частности, нет ли у них криминального прошлого. Накануне в Федеральной миграционной службе состоялась презентация Центрального банка данных по учету иностранцев и лиц без гражданства (ЦБД). В нем будет содержаться подробная информация о каждом гастарбайтере: дата въезда, номер полученной миграционной карты, цель визита, информация о правонарушениях и тому подобное. Планируется, что к концу октября этого года к Центральному банку данных будут подключены 13 регионов, а в будущем эта система охватит всю страну. Руководитель ФМС Константин Ромодановский считает, что нововведение будет полезно как работодателям, так и самим иностранцам.
Однако по мнению эксперта Общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Алексея Абрамова, «вряд ли данная база данных сможет решить проблему нелегального трудоустройства, которое в настоящее время весьма распространено. Ведь, в основном, гастарбайтеры заняты в теневом секторе российской экономики». Об этом он сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации».
Нарушать антимонопольное законодательство вскоре будет накладно. За злоупотребление доминирующим положением на рынке и «карательные» сговоры Федеральная антимонопольная служба предлагает начислять штрафы в процентах от оборота компаний за предыдущий год. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях накануне поступили в Правительство. Об этом журналистам сообщил замглавы ФАС Андрей Цыганов. По его утверждению, эти поправки уже согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. Что касается самого закона о конкуренции, то Цыганов признал, что в нынешней редакции его нормы позволяют трактовать их произвольным образом. Он пообещал решить эту проблему при доработке закона ко второму чтению в Думе.
В Минэкономразвития также выступают за ужесточение штрафных санкций в отношении нарушителей антимонопольного законодательства. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» представитель министерства объяснил необходимость такой меры тем, что зачастую размер штрафа составляет лишь часть дневной выручки монопольной организации, и ей выгоднее заплатить его, чем прекратить злоупотреблять доминирующим положением на рынке.
Количество преступлений, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, шокирует даже представителей МВД. В настоящее время объем теневой экономики в России «зашкаливает» за 40 процентов ВВП. Такие данные привел заместитель начальника Академии экономической безопасности МВД, полковник милиции Андрей Городецкий, выступая на открытии семинара «Новые технологии борьбы с экономичсекими преступлениями». Этот уровень, по мнению Городецкого, можно назвать критическим. Отмытые капиталы, отметил представитель МВД, «инфицируются» в экономику и мешают ей развиваться дальше, подрывая систему мотивации». В связи с этим, считает Городецкий, остро стоит вопрос о создании еще одной структуры по противодействию отмыванию «грязных» денег. Правда, при этом он не уточнил, увеличится ли после создания такой структуры количество проверок предпринимателей.
Отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», представитель МВД отметил, что последние несколько лет динамика выявления экономических преступлений носит «неустойчивый характер». Главными проблемами правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями Городецкий считает нехватку квалифицированных кадров, а также отсутствие однообразного толкования некоторых терминов. Так, по словам Городецого, милиционеры и судьи зачастую по-разному истолковывают такие понятия, «как субъект экономического преступления», «финансовая операция», да и сам термин «легализация».
Предпринимателей – участников ВЭД, уставших от необоснованных претензий таможенников, можно поздравить… Правительство наконец признало, что юридическая подкованность многих рядовых сотрудников таможни, а также их отношение к своим обязанностям оставляют желать лучшего. В связи с этим принято решение возложить обязанности по контролю за деятельностью сотрудников ФТС сразу на два министерства – Минфин и Минэкономразвития (постановление от 28 сентября № 585). Согласно документу, Минфин и МЭРТ должны будут предупреждать нарушения нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей и определения таможенной стоимости. Кроме того, им предписано обеспечивать правильное и единообразное применение положений нормативных актов, выявлять и пресекать несоответствия действий таможенных органов существующим нормам. Для обеспечения эффективности контроля и рассмотрения возникших вопросов Минфин и Минэкономразвития создают межведомственную комиссию.
Эксперт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Барков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» напомнил, что до настоящего времени практически никаких механизмов контроля над деятельностью таможенной службы со стороны федеральных министерств не существовало. «Поэтому постановление правительства следует расценивать как очень своевременный, позитивный шаг», – отметил представитель «ОПОРЫ».
Похоже, контрафакту объявлена самая настоящая война. Теперь и Минэкономразвития разработало программу по защите отечественной продукции от подделок, которая предусматривает как PR-акции, так и новые технологические решения. В частности, речь идет о нанотехнологиях — производстве супермалых элементов. Об этом накануне сообщил замглавы ведомства Виталий Савельев. Он считает, что эти меры «помогут защитить всю продукцию на российском рынке». Кроме того, Савельев заверил, что работа министерства в этом направлении будет носить постоянный характер: «Мы хотим перейти от разовых акций по защите интеллектуальной собственности к системной работе».
Недавно и депутаты Госдумы предлагали ужесточение «антипиратского» законодательства. Например, отбирать у выявленных «пиратов» не только товар, но и всю производственную технику. Однако эксперты считают, что проблема отнюдь не в законах или недостаточном противодействии этому явлению, а в востребованности контрафактной продукции обществом. Так, в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» представитель МВД высказал мнение, что основной причиной этому является низкая покупательская способность населения, а производители и правообладатели устанавливают необоснованно завышенные цены на товары.
Если фирма сменила руководителя, то заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ может подписать новый директор. Такой вывод следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2005 г. № А42-1686/05-31. По мнению арбитров, документы для налоговой должен заверять действующий руководитель, а не тот, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Главное, чтобы при назначении нового директора были соблюдены все необходимые процедуры.
Стоит отметить, что это решение арбитров противоречит требованиям налоговиков. Они обычно отказываются принимать документы, на которых нет подписи старого руководителя. Это создает фирме немало проблем, поскольку зачастую увольнение директора сопровождается конфликтом и он попросту может отказаться подписывать какие-либо документы.
Игровое место не является самостоятельными объектом обложения налогом на игорный бизнес. Об этом напомнили арбитры ФАС Уральского округа в постановлении от 8 сентября 2005 г. № Ф09-3918/05-С1.
Обвинить владельцев автоматов в занижении налога на игорный бизнес налоговики пытаются с завидной регулярностью. В рассматриваемом деле ревизоры не отличались оригинальностью: они попытались привлечь к ответственности фирму из-за того, что та якобы неправильно определила количество налогооблагаемых объектов по игровым автоматам «Столбик».
Однако судьи такую позицию разделять не стали. Они напомнили, что согласно статье 366 Налогового кодекса налог на игорный бизнес взимается с игровых столов, автоматов, касс тотализатора и букмекерских контор. Согласно же статье 364 Кодекса, игровой автомат есть не что иное, как специальное оборудование, используемое для проведения азартных игр. И тот факт, что игровых мест в нем не одно, а три, по мнению арбитров, вовсе не является поводом платить налог в троекратном размере.