26.08.2005
Фирмы не вправе расплачиваться наличными деньгами за товар, ввезенный из-за границы. Такой возможности их лишает Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Статья 14 этого документа предписывает проводить расчеты по валютным операциям через уполномоченные банки. Организации, которая нарушит такой порядок, грозит штраф, доходящий порой до суммы сделки (п. 1 ст. 15.25 КоАП). Об этом напомнили судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в постановлении от 22 июля 2005 г. № А44-1298/05-13-А.
Заявление о возврате налога фирма может написать в свободной форме. Об этом налоговикам напомнили судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 20 июля 2005 г. № А26-13321/04-24. В рассматриваемом деле инспекторы отказались вернуть компании переплату ввиду того, что заявление «оформлено ненадлежащим образом». По их мнению, составлять его нужно, руководствуясь письмом МНС от 16 октября 2002 г. № 09-01/11531. Однако судьи опровергли такую позицию, указав, что письмо – это всего лишь внутренний документ, который фирмам не указ. Официальная же форма заявления не установлена, поэтому отказывать в возврате налога инспекторы не имели права.
Возможно, разногласия между Минфином и ФНС по применению налогового законодательства, наконец, прекратятся. Накануне эти ведомства приняли решение о создании совместной комиссии для выработки единой позиции по всем спорным вопросам. Причем первое ее заседание пройдет уже в ближайшее время.
Заместитель председателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков считает, что это решение можно только приветствовать. Он пояснил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты», что из-за споров Минфина и ФНС в первую очередь страдают налогоплательщики, которые просто не понимают, чьей позицией надо руководствоваться в той или иной ситуации. Главное, заключил Беляков, чтобы результатом работы комиссии стало полное отсутствие разногласий между этими двумя ведомствами.
Если фирма в течение года не представляет налоговую отчетность и не ведет операции хотя бы по одному банковскому счету, она рискует быть исключенной из ЕГРЮЛ. Об этом говорится в письме ФНС от 12 июля 2005 г. № 09-1-02/2908. В документе налоговики напомнили, что соответствующий порядок утвержден Законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ.
Так, информация о предстоящем исключении фирмы из реестра размещается в журнале, в котором публикуются также данные о государственной регистрации юрлица. С этого момента все заинтересованные лица могут направить в налоговую по месту нахождения фирмы заявление с возражениями. Если же в трехмесячный срок таких заявлений не поступит, организацию исключат окончательно.
Фирме не придется регистрировать обособленное подразделение, если она наймет работников в регионах. Правда, только при условии, что в том же регионе не будет оборудован офис или торговая точка. Об этом сообщил Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина в письме от 5 августа 2005 г. № 03-02-07/1-211. Чиновники указали, что признак «обособленца» – «стационарное рабочее место, созданное на срок более месяца» (п. 2 ст. 11 НК). Если же такого рабочего места нет, то и ставить на учет подразделение не нужно.
Борьба с «конвертными» зарплатами в некоторых российских регионах приобретает гипертрофированные очертания. Так, власти Свердловской области решили привлекать к уголовной ответственности за «черный нал» не только работодателей, но и самих работников, получающих конверты. Однако, по мнению экспертов, такая атака на бизнес принесет больше вреда, чем пользы. Как пояснили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Федерации независимых профсоюзов, полностью «отбелив» зарплаты своих сотрудников, большинство малых и средних фирм просто разорится. А более крупные компании пойдут на значительное сокращение штатов, следствием чего станет увеличение безработицы. По мнению представителей федерации, в первую очередь нужно помочь малому бизнесу, например, защитив его от коррумпированных чиновников. И тогда такое явление, как «конвертные» зарплаты, исчезнет само собой.
25.08.2005
Сроки введения ГОСТа, значительно ограничивающего размещение рекламных щитов вдоль автомобильных дорог, могут быть пересмотрены. Первоначально предполагалось, что ГОСТ, разработанный ГИБДД, должен вступить в силу 1 сентября 2005 года.
Согласно новым стандартам, рекламные конструкции запрещено устанавливать ближе, чем в пяти метрах от края дороги и на расстоянии меньше 25 метров от остановок общественного транспорта. Кроме того, рекламоносители должны стоять на расстоянии не меньше 150 метров друг от друга и от любого дорожного знака. Нововведение вызвало категорическое неприятие операторов наружной рекламы. По мнению экспертов, в результате введения ГОСТа «под сокращение» попадут от 70 до 90 процентов рекламных носителей и фирмы понесут большие убытки. Рекламщики буквально завалили заинтересованные инстанции жалобами, и их требования были услышаны. По крайней мере, глава комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров накануне пообещал подготовить и отправить письма руководству ГИБДД и Ростехрегулирования с просьбой пока не вводить новые правила. Кстати, само Ростехрегулирование уже выразило готовность пойти навстречу бизнесменам и в течение полугода разработать новую версию ГОСТа. А пока, если сроки введения госстандарта не пересмотрят, действовать начнет все же «драконовский» вариант. Но вводить его, по заверениям чиновников, будут очень осторожно, чтобы не повредить рынку.
Комментируя ситуацию корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты, исполнительноый директор Национальной ассоциации наружной рекламы и информации Александр Агафонов пояснил, что говорить о какой-то конкретике можно будет не раньше чем в начале следующей недели, когда соответствующая комиссия Гостехрегулирования озвучит свою позицию.
Фирма-упрощенец вправе уменьшить налогооблагаемую базу за счет расходов по оплате аренды автомобиля, принадлежащего учредителю. Однако определять размер этой платы надо исходя из рыночных цен, сложившихся в регионе. Об этом говорится в письме Минфина от 19 августа 2005 г. № 03-11-04/2/52.
В документе чиновники напоминают, что налоговики вправе проверить правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, каковыми и являются организация и ее учредитель. Таким образом, если стоимость подобной сделки окажется более чем на 20 процентов отличной от рыночной цены на эти же услуги, ревизоры доначислят налог и пени.
Не исключено, что среди служителей Фемиды взяточников станет значительно меньше. В настоящее время разрабатываются анкеты, которые должны будут заполнять судьи не только перед вступлением в должность, но и ежегодно. Им придется рассказывать о своих личных связях, имущественном положении и о других фактах, которые могут поставить под сомнение их независимость. Однако это не единственная мера, которую планируют ввести для борьбы с коррупцией в судейских рядах. Как рассказал корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» представитель Высшего Арбитражного Суда, возможно, арбитров заставят оглашать в ходе процесса всех, кто обращался к ним по данному делу. В ВАС считают, что эта мера действительно результативна, поскольку судья не рискнет утаить заинтересованных лиц. Ведь одно из обращений вполне может быть контролируемым, а если выяснится, что он его скрыл, то будут сделаны соответствующие выводы.
По роду своей деятельности судебный пристав имеет право налагать арест на имущество фирмы только по решению суда. При этом он обязан предъявить своей «жертве» соответствующий исполнительный документ. В противном случае человек, призванный стоять на страже законности, рискует сам превратиться в преступника. Так, судебный пристав из Тюмени арестовывал имущество предпринимателей «по щучьему велению, по своему усмотрению», после чего требовал взятку за прекращение исполнительного производства.
Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в прокуратуре Тюмени, недавно в городское Управление по борьбе с организованной преступностью обратился руководитель небольшой фирмы. Предприниматель сообщил, что некий судебный пристав-исполнитель незаконно наложил арест на его промышленную базу и требует 150 тысяч рублей. Милиционеры снабдили коммерсанта мечеными купюрами, диктофоном и миниатюрной видеокамерой и командировали на «деловое свидание» с вымогателем. Таким образом, встреча проходила под пристальным наблюдением сотрудников УБОП и прокуратуры. После передачи денег алчный пристав был задержан. В ходе предварительного следствия выяснилось, что арест на имущество действительно был наложен неправомерно. Кроме того, всплыли и другие эпизоды деятельности вымогателя. У одной из жертв недобросовестный пристав арестовал «Жигули» 12-й модели. С этого предпринимателя пристав требовал за «улаживание проблемы» 200 тысяч рублей. Другому бизнесмену «оборотень» незаконно запретил распоряжаться личным «Мерседесом», после чего тоже вымогал деньги.
На допросе у следователя прокуратуры некогда словоохотливый пристав воспользовался статьей 51 Конституции – правом не свидетельствовать против себя. В настоящее время он находится под арестом и продолжает молчать.
Недобросовестные предприниматели не должны иметь возможности воспользоваться особыми экономическими зонами для получения сверхприбыли. МВД сделает все, чтобы закон об особых экономических зонах работал прозрачно и послужил точкой роста российской экономики в высокотехнологичных отраслях. Об этом заявил начальник департамента экономической безопасности МВД России Сергей Мещеряков на прошедшей накануне пресс-конференции. По его словам, новый закон прошел очень серьезную экспертизу, в том числе по экономической безопасности.
В связи с этим Мещеряков выразил уверенность, что «не повторятся ситуации прошлых лет, когда во внутренних офшорах работали недобросовестные бизнесмены, использовавшие их не только для законной минимизации налогов, но и для совершения преступлений».
Наказывать организацию за одно нарушение можно только один раз. Об этом налоговикам напомнили судьи ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 1 августа 2005 г. № А79-537/2005. В рассматриваемом деле компания арендовала муниципальное имущество, а следовательно, выступала налоговым агентом по НДС. Сведения об удержанном налоге она отражала в разделе 2 своей декларации. Один раз фирма не успела сдать отчет в положенный срок. Обнаружив нарушение, инспекторы решили выписать сразу два штрафа: за опоздание с декларацией (п. 1 ст. 119 НК) и за непредставление налоговым агентом сведений, необходимых для контроля (п. 1 ст. 126 НК). Однако судьи штраф по 126-й статье кодекса отменили.
Не исключено, что с 1 января 2006 года появится новый налоговый спецрежим – «семейное предпринимательство». Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть уже осенью. В нем для семей, желающих заняться бизнесом, предусмотрена предельно простая процедура регистрации. Для этого им даже не придется ходить в налоговую инспекцию. Достаточно будет приобрести специальный патент. Правда, пока не понятно, как скоро эта идея воплотится в жизнь. Авторы законопроекта в пояснительной записке отметили, что необходимо также внести поправки еще в 15 федеральных законов, в том числе в Налоговый и Гражданский кодексы, КоАП, законы о лицензировании, о милиции.
По мнению заместителя руководителя налогового комитета РСПП Сергея Белякова, «эта идея очень хорошая, поскольку в России действительно немало семей, занимающихся одним делом: пошивом одежды, плотничеством и тому подобным». «Все, что стимулирует мелкий бизнес – нужно приветствовать», – заявил Беляков в разговоре с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты». В то же время он отметил, что не видит особой проблемы во внесении необходимых для реализации этой идеи поправок. «Было бы желание», – заключил Беляков.
Фирмам, которые собираются перейти на «упрощенку», нужно будет подать заявление в инспекцию по новой форме. Она утверждена приказом ФНС от 17 августа 2005 г. № ММ-3-22/395. Приказ также понадобится и тем компаниям, которые после 1 января 2006 года «слетят» с УСН. В этом случае они должны будут представить в свою инспекцию заявление о потере права на спецрежим тоже на новом бланке.
24.08.2005
Не исключено, что в следующем году с возвратом экспортного НДС у предпринимателей будут серьезные проблемы. Причиной тому послужил закон от 22 июля № 117-ФЗ «Об особых экономических зонах (ОЭЗ)», который вступит в силу 1 января 2006 года. Помимо него были внесены поправки и в Налоговый кодекс, которые расширили перечень документов, необходимых для подтверждения права на нулевую ставку НДС. Так, дополнительно бизнесмены должны предъявить контракт или его копию с резидентом ОЭЗ, платежные документы об оплате товаров, копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ. Причем эти документы обязательны, даже если предприниматель вовсе и не реализовывал товары резидента особых экономических зон. В ФНС считают это досадной технической ошибкой, которую обещают исправить до декабря.
По мнению эксперта Общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Юлии Духниной, допущенную нелепость необходимо как можно скорее исправить путем внесения в Налоговый кодекс соответствующих уточняющих норм. «В противном случае возместить этот налог не сможет практически ни один экспортер», — заявила Духнина корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты».
Фирмам, на которых трудятся гастарбайтеры, решили попробовать оказать «скорую миграционную помощь». Накануне Федеральная миграционная служба начала эксперимент по легализации трудовых мигрантов. Правда, пока только в Москве и Подмосковье. Сотрудники ФМС вместе с врачами и милиционерами посещают фирмы, на которых предположительно трудятся иностранцы. Однако цель этих рейдов не наказать и выслать, а предложить нелегалам пройти процедуру регистрации прямо на месте и с минимальными затратами. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в ФМС, если эксперимент пройдет удачно, его проведут по всей стране.
Возможно, в ближайшем будущем фирмы, занимающиеся розничной торговлей, попадут под более жесткий контроль со стороны государства. Взыскивать с нерадивых бизнесменов незаконно полученную прибыль позволит чиновникам Закон «О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в РФ».
Как стало известно корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты», за основу этого документа был взят законопроект, разработанный Департаментом потребительского рынка и услуг г. Москвы несколько лет назад. Суть его сводится к тому, что у органов госконтроля и надзора появится возможность через суд взыскать с организации или предпринимателя выручку, полученную от реализации товаров, которые были изготовлены с нарушением закона. Причем размер такой «левой» прибыли чиновники смогут оценивать сами.
В настоящий момент законопроект проходит согласования в регионах. Депутаты Госдумы рассмотрят его уже осенью.
Иногда незнание всех азов Налогового кодекса может оказаться смягчающим обстоятельством, благодаря которому можно значительно снизить сумму штрафа, наложенного на фирму или предпринимателя за какое-либо нарушение. Пример тому – постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июня 2005 г. № А26-1457/2005-29.
Претензии налоговиков, обратившихся в суд, основывались на том, что предприниматель не подал декларацию по ЕСН за 2001 год. При этом сам налог он заплатил вовремя. Учтя этот факт, а также то, что бизнесмен недостаточно хорошо знал законодательство, арбитры пришли к выводу, что сумма штрафа в рассматриваемом деле несоразмерна нарушению. В результате вместо 438 тысяч предпринимателю придется заплатить лишь 100 рублей.
Закрыть организацию, если при ее регистрации в учредительных документах была допущена ошибка технического характера, налоговики не могут. Подтверждением тому служит постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2005 г. № А56-21933/04.
Поводом для разбирательства послужило решение налоговой инспекции о ликвидации фирмы. Основанием для этого они сочли неточный юридический адрес, указанный при государственной регистрации. Однако арбитры налоговикам отказали. Ведь такое нарушение не является грубым и не носит неустранимый характер. А следовательно, ликвидировать фирму в принудительном порядке нельзя.
При расчете налога на прибыль фирма может уменьшить доход от продажи исключительного права, например патента, на его остаточную стоимость. Правда, это касается только тех прав, первоначальная стоимость которых больше 10 тысяч рублей, а срок полезного использования не менее года. Только в таком случае они относятся к амортизируемому имуществу. Об этом сообщил Минфин в письме от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/134. Также чиновники напомнили, как определяется первоначальная стоимость нематериального актива. Чтобы ее расcчитать, следует сложить все затраты (за исключением налогов), связанные с приобретением или созданием такого актива (п. 3 ст. 257 НК).