05.07.2005
В будущем году в России может быть создано от четырех до десяти особых экономических зон (ОЭЗ). Об этом заявил сегодня журналистам заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. При этом он пояснил, что хотя в законопроекте «Об особых экономических зонах» формально не содержатся ограничения на количество этих зон, реально ограничения будут. «Это связано с возможностями бюджета», – отметил чиновник. По словам Шаронова, вопрос об источниках финансирования особых экономических зон пока не решен. «Возможно, что они будут профинансированы из федеральных адресных инвестиционных программ, но объем финансирования пока не утвержден», – сказал замглавы Минэкономразвития. Шаронов напомнил, что в России предусматривается создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. В настоящее время, сообщил он, в правительство поступило 30 запросов от регионов на создание ОЭЗ, в частности от Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска. По словам Шаронова, законодательные функции в отношении ОЭЗ будут возложены на МЭРТ, а функции управления – на специальное агентство. В своем выступлении заместитель министра отметил также, что предусмотренные для ОЭЗ налоговые льготы «не сверхъестественны, но зато четко прописаны и технологичны, и увеличивать их нецелесообразно». Шаронов надеется, что на пленарном заседании Госдумы, которое состоится 8 июля, законопроект «Об особых экономических зонах» будет принят депутатами сразу во втором и третьем чтениях.
Принятие поспешных и необоснованных законов, касающихся лицензирования и надзора в сфере игорного бизнеса, сказывается в первую очередь на его цивилизованных участниках, никак не влияя на нелегальных предпринимателей. С таким заявлением выступили руководители ведущих ассоциаций игорного бизнеса России. Бизнесмены обратились к Председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой о скорейшем разрешении наиболее актуальных проблем отрасли. «Игорный бизнес является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российской экономики, и в то же время он уже не первый год находится в состоянии неопределенности. Это в первую очередь связано с отсутствием базовых нормативно-правовых актов, в результате чего часть рынка остается непрозрачной и неконтролируемой», – отмечается в обращении. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в пресс-службе Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), авторы обращения готовы активно включиться в доработку законопроекта, регулирующего правоотношения в игорной сфере. Для этого они предлагают создать Консультативный совет с участием представителей Государственной Думы, Совета Федерации, всех заинтересованных министерств и ведомств, а также независимых экспертов.
Право на использование ККТ, исключенной из реестра, в течение срока амортизации фирма может передать «по наследству». Об этом сообщили чиновники ФНС в письме от 11 мая 2005 г. № 22-3-12/766. В документе налоговики рассмотрели ситуацию, когда из состава компании выделяется несколько других. По разделительному балансу новая фирма может получить ККМ, срок амортизации которой не истек. При этом аппарат можно зарегистрировать в налоговой инспекции, даже если он уже исключен из госреестра. Финансисты пояснили, что реорганизация в форме выделения предполагает передачу прав новым компаниям (п. 4 ст. 58 ГК), в том числе и прав на использование кассовых аппаратов
Не исключено, что некоторые упрощенцы уже с начала следующего года будут освобождены не только от ведения бухучета, но и от регулярных визитов в налоговую инспекцию. Для этого им надо всего лишь купить патент на право заниматься той или иной деятельностью. При этом предприниматели делают всего два платежа: треть от стоимости патента в начале года и две трети – в конце. Такую поправку в Налоговый кодекс накануне одобрил к принятию во втором чтении бюджетный комитет Госдумы. Правда, перейти на систему патентов смогут не все упрощенцы, а только те из них, которые занимаются определенными видами деятельности. К таковым, например, относится ремонт одежды, обуви, часов или ритуальные услуги (всего в перечне указано 58 видов деятельности). Устанавливать размер платы за патент по каждому виду деятельности будут региональные власти.
Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в комитете, переход на новую систему – абсолютно добровольное дело каждого предпринимателя. В то же время это нововведение помимо того что упростит жизнь небольшим фирмам, приведет также к легализации некоторых видов предпринимательской деятельности.
04.07.2005
При совершении торговых сделок далеко не всегда покупатель проводит тщательную проверку количества и качества приобретенного им товара. И напрасно, ведь полученная продукция может не соответствовать условиям, указанным в договоре. А по прошествии времени доказать, что некоторая часть товара по завершении сделки, например, отсутствовала, не всегда просто.
Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 1 июня 2005 г. № А82-2313/2004-9 арбитры напомнили, что факт недостачи продукции должен быть зафиксирован в соответствующем акте в день приемки товара. Если же покупатель не может его представить, то претензии к продавцу по поводу недостачи или качества продукции, можно считать необоснованными.
Минфин порадовал фирмы, у которых головная организация и все подразделения находятся в одном субъекте Федерации (письмо от 16 мая 2005 г. № 03-03-01-04/259). По мнению чиновников, такие компании могут уплачивать налог на прибыль в региональный бюджет единой суммой без разбивки по обособленцам. Если вся сумма внесена вовремя, то пени фирме не грозят. Ведь пени – это компенсация потерь бюджета, которые возникли из-за несвоевременного получения налога. А в данном случае деньги в бюджет субъекта поступают вовремя.
Вполне возможно, что в недалеком будущем малым фирмам станет значительно проще получить кредит в банке. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров выступает за создание гарантийного паевого фонда для кредитования малого бизнеса.
Егоров напомнил, что до 2003 года в стране существовало 175 фондов поддержки предпринимательства, которые кредитовали малый бизнес. Однако в связи с отменой ряда статей закона о государственной поддержке малого предпринимательства эти фонды прекратили свое существование. По его словам, это было абсолютно неправильное решение, в результате которого «банки отвернулись от предпринимателей» и малый бизнес оказался в положении неимущего с протянутой рукой. Наряду с частными финансовыми структурами, считает Егоров, в кредитовании малых фирм должно непременно участвовать государство. «Банки готовы давать деньги только из расчета пятьдесят на пятьдесят, так что решить проблему финансирования малого предпринимательства можно только на паритетных началах»», – уверен министр. Однако, как пояснил Егоров корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты», при действующей в настоящее время нормативно-правовой базе рассчитывать на улучшение ситуации с кредитованием малых фирм не приходится. В связи с этим руководитель Комитета предлагает на федеральном уровне разработать специальный закон о финансировании малого предпринимательства.
Судьба фирм и предпринимателей, которые в течение 12 месяцев не осуществляют банковских операций и не отчитываются перед налоговой инспекций, отныне будет решаться быстро. Соответствующие поправки в Закон о государственной регистрации и статью 49 Гражданского кодекса подписал президент Владимир Путин.
Суть упрощенного порядка ликвидации заключается в том, что теперь налоговики смогут легко вычеркивать недействующие организации из Единого государственного реестра. При этом данная процедура будет носить исключительно административный характер и проводиться на основании решения регистрирующего органа. Это позволит значительно сэкономить время. При этом заинтересованные стороны смогут обжаловать в судебном порядке решение о ликвидации.
Не исключено, что предприниматели смогут заранее согласовывать с фискалами свои сделки. Такие изменения в статью 82 Налогового кодекса планируют внести депутаты Мосгордумы. Авторы поправок считают, что предварительный контроль нужно осуществлять еще до совершения финансовой операции, и каждый бизнесмен должен иметь возможность заранее выяснить, будет ли предполагаемое действие законным.
Как пояснили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Московской Международной Бизнес-Ассоциации, если эти поправки примут, предприятие сможет действовать в соответствии с полученными официальными разъяснениями. Это обеспечит страховку от возможных претензий со стороны налоговиков. Если же компания посчитает, что полученный ответ проверяющих структур ущемляет ее права, она сможет еще до совершения сделки обратиться в суд.
Вмененщикам, которые оказывают бытовые услуги, не нужно при расчете налога учитывать работников, привлеченных по договору подряда. Об этом сообщили чиновники Минфина в письме от 30 мая 2005 г. № 03-06-05-04/147. Финансисты напомнили, что вмененный налог в данном случае рассчитывается исходя из базовой доходности и среднесписочной численности сотрудников. По их мнению, в состав персонала следует включать только лиц, принятых на работу согласно трудовому законодательству. Подрядчики же к таковым не относятся, ведь отношения с ними регулируются Гражданским кодексом.
Платить транспортный налог, скорее всего, придется ежеквартально. Именно таким будет отчетный период, по истечении которого фирмы должны будут вносить авансовые платежи. Накануне депутаты Госдумы приняли в первом чтении соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Как пояснили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в бюджетном комитете, если постановка транспортного средства на учет или его снятие с учета произошли в течение отчетного периода, то сумма авансовых платежей определяется с помощью специального коэффициента. Чтобы его вычислить, нужно разделить число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, на количество календарных месяцев в отчетном периоде.
По мнению авторов законопроекта, новый порядок поможет справиться с неравномерным поступлением транспортного налога в региональные бюджеты. В настоящее время фирмы платят этот сбор только по окончании налогового периода, который составляет один год.
Скорее всего, фирмы не обяжут платить НДС за передачу имущества в уставной капитал. Накануне депутаты Госдумы отвергли такие поправки в главу 21 Налогового кодекса, предложенные Минфином. Дело в том, что сейчас эта операция налогом не облагается. Однако специалисты ведомства решили, что это неправильно. По их мнению, уплата НДС за передачу имущества в уставной капитал никак не отразится на предпринимателях. Тем более что бизнесмены в этом случае смогут получать вычет по налогу, когда оборудование заработает. Но депутаты не поверили в добрые намерения минфиновцев. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Комитете Госдумы по бюджету и налогам, новая обязанность серьезно ухудшит положение фирм, поскольку 18 процентов от стоимости такого имущества им придется отдавать казне, а вот с получением вычета по НДС могут возникнуть сложности. Кроме того, новое правило может отпугнуть и инвесторов, которые будут не так охотно вкладывать деньги в российские компании.
01.07.2005
В Ставрополе завершилось слушание уголовного дела в отношении рыночного торговца, обвиняемого в уклонении от уплаты налогов. Суд признал «уклониста» виновным и назначил ему наказание в виде шести месяцев лишения свободы условно. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Ставропольской краевой прокуратуре, предприниматель в течение нескольких лет весьма успешно торговал оптом и в розницу продуктами питания на одном из городских рынков. Однако за весь период своей коммерческой деятельности он так и не удосужился представить в налоговую инспекцию ни одной декларации. В итоге сумма не поступивших в бюджет налогов за 2003-й и 2004 годы составила свыше 120 тысяч рублей. Вполне возможно, что так продолжалось бы и дальше, однако однажды «вольный коммерсант» проболтался о своих «подвигах» законопослушным, но завистливым коллегам. А те в свою очередь известили о его противоправной деятельности налоговых инспекторов.
Сообщать в налоговую инспекцию об открытии счета следует в течение десяти дней с момента заключения договора с банком. В противном случае инспекторы оштрафуют на четыре тысячи рублей (п. 1 ст. 118 НК), и переложить вину на банк не удастся. К такому выводу пришли судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 23 мая 2005 г. № А05-24911/04-22.
Предприниматель не уложился в установленный срок, потому что ждал уведомления из банка об открытии счета. Безуспешно прождав две недели, он обратился в банк и выяснил, что счет был открыт уже дюжину дней назад. Бизнесмен сразу же сообщил об этом в инспекцию. Однако налоговики его оштрафовали, указав, что десятидневный срок уже истек. Поскольку предприниматель отказался платить штраф добровольно, контролеры отправились в суд. По мнению арбитров, десять дней нужно отсчитывать с момента, когда бизнесмену становится известно об открытии счета, а происходит это именно при заключении договора. Кроме того, форма уведомления клиента об открытии счета вообще законодательством не предусмотрена (приказ МНС от 4 марта 2004 г. № БГ-3-24/179). Следовательно, налоговики оштрафовали коммерсанта обоснованно.
Если фирма приобрела игровой автомат, но не сразу начала его использовать, то платить налог за этот период она не должна. Причем то, что машина уже установлена и зарегистрирована в налоговой инспекции, значения не имеет. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2005 г. № А13-7322/04-21.
Арбитры указали, что плательщиками налога на игорный бизнес признаются лишь те организации и бизнесмены, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в области игрового бизнеса. Налоговики не смогли доказать, что фирма использовала аппараты для проведения азартных игр. Следовательно, оснований начислять фирме налог, пени по нему, а также штраф, у инспекторов не было.
Реорганизуемым компаниям, возможно, удастся избежать многих затрат – это позволит сделать новая редакция 21-й главы Налогового кодекса. Соответствующие поправки практически единогласно приняли депутаты Госдумы во втором чтении. Предполагается, что изменение законодательства затронет правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Так, в статье 162.1 законодатели закрепили норму, устанавливающую, что передача имущественных прав правопреемнику не облагается НДС. Кроме того, в представленном документе решены многие проблемы, связанные с получением вычета сумм этого налога. Депутаты сочли, что нужно разрешить представлять к вычету суммы НДС, если все необходимые условия для этого выполнены. Причем кто их выполнил – реорганизуемое лицо или правопреемник – не важно. В действующей редакции закона для применения вычетов, помимо прочего, требуется наличие счетов-фактур, выставленных на имя покупателя, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога налогоплательщиком. Таким образом, на сегодняшний день далеко не всегда суммы налога подлежат вычету у правопреемника.
Представители бизнес-сообщества возмущены передачей функций по разработке и принятию новых требований к контрольно-кассовой технике в ведение Минпромэнерго и ФСБ. В связи с этим президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов обратился с письмом к директору Департамента государственного управления и местного самоуправления Правительства РФ Всеволоду Вуколову. «Это предложение напрямую противоречит действующему федеральному закону о применении ККТ и лишь усугубит ситуацию с несистематизированными и избыточными требованиями к контрольно-кассовой технике», – говорится в обращении.
По мнению главы «ОПОРЫ», одной из главных для малого бизнеса по-прежнему остается проблема применения шифровальных средств защиты информации в ККТ. «Вследствие искусственно созданного дефицита аппаратов с ЭКЛЗ, считает Борисов, и установление высоких цен на их техобслуживание, перед «стартующим» бизнесом появляются весьма значительные барьеры». Предприниматели готовы приложить максимум усилий к тому, чтобы призвать правительственных чиновников к скорейшему принятию новых нормативных актов по применению ККТ и отмене фактического дублирования фискальной памяти еще и электронной лентой.Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в пресс-службе «ОПОРЫ России», для решения проблемы предлагается создать рабочую группу из представителей заинтересованных министерств, объединений предпринимателей и независимых экспертов.
Возможно, в скором времени предпринимателям станет значительно легче получить кредит в банке. Это пообещал заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков, выступая на Второй Международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования малого бизнеса.
Аксаков пояснил, что схема кредитования должна выглядеть следующим образом: государственный Российский банк развития под госгарантии будет привлекать средства на рынке капитала и за счет этих средств рефинансировать региональные коммерческие банки. Те же в свою очередь должны кредитовать малый бизнес. Аксаков отметил, что попытка «сформировать систему кредитования малого бизнеса по такому своеобразному «принципу лейки» уже была предпринята в этом году. Однако, пояснил он, в виде государственных гарантий Российскому банку развития были выделены лишь 100 миллионов долларов, тогда как такая потребность составляет не менее 30 миллиардов. Как сообщил Аксаков, в настоящее время рабочая группа Комитета работает над тем, чтобы законодательно прописать достаточный капитал банка развития. Предприниматели все-таки в большей мере рассчитывают на прямую государственную поддержку. «Помощь малому бизнесу должна быть непосредственной… Нужны инвестиции, нужны финансируемые государством технопарки, площади для развития приоритетных направлений. Тогда мы могли бы увеличить выпуск продукции во много раз», – сказал в кулуарах корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» один из участников конференции.
Привлекать к ответственности предпринимателя за опоздание с декларацией по форме 4-НДФЛ нельзя. Такой вывод напрашивается из письма Минфина от 30 мая 2005 г. № 04-2-03/72 (текст документа опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» № 13 за 2005 г.). Напомним, речь идет об отчетности по предполагаемому доходу, которую предприниматели обязаны подавать начиная с 2005 года. Дело в том, что за опоздание с декларацией полагается штраф на основании статьи 119 Налогового кодекса, который рассчитывается как определенный процент от заявленной суммы. Однако размер дохода предпринимателя, который налогоплательщик указывает в форме 4-НДФЛ, в течение года так или иначе будет уточняться. Поэтому, делают вывод финансисты, штрафовать бизнесмена за опоздание с этой декларацией нельзя.
Не исключено, что вскоре в вопросе об уплате НДС при переходе с общего режима налогообложения на «упрощенку» будет поставлена точка. Накануне налоговый подкомитет Госдумы одобрил поправку в Налоговый кодекс, по которой фирмы в этом случае не должны возвращать НДС, уже принятый к вычету или возмещению.
Предприниматели поддерживают инициативу депутатов. «Переход на упрощенную систему налогообложения не должен приводить к восстановлению сумм НДС, правомерно предъявленных к вычету в предыдущих налоговых периодах», – заявил в беседе с корреспондентом «Федеральной бухгалтерской газеты» эксперт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Алексей Абрамов.