06.10.2005
Брать взятки чиновникам вскоре станет сложнее. Жестко контролировать соответствие доходов и расходов государственных служащих предлагает комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией. Законопроект о прозрачной финансовой отчетности чиновников и членов их семей должен быть вынесен на рассмотрение Думы уже в конце этого года. Об этом на прошедшем накануне пресс-завтраке сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» председатель комиссии Михаил Гришанков.
Он считает, что необходимо проводить комплексную работу по борьбе с коррупцией во властных структурах разного уровня. По мнению Гришанкова, в первую очередь надо устранить лишние административные барьеры.
Расторжение договора добровольного медицинского страхования работников не всегда обернется для фирмы пересчетом налога на прибыль. Например, такой необходимости не возникнет, если инициатива «разрыва» исходила от самой страховой компании. В этом случае страховые взносы, ранее отнесенные к расходам, не нужно будет включать в базу по налогу на прибыль. Об этом сообщил Минфин в письме от 5 августа 2005 г. № 03-03-04/1/150.
Не исключено, что в скором времени многим предпринимателям будет не по карману содержать игровые залы. Дело в том, что законодатели предлагают повысить ставку налога на игровые автоматы более чем в два раза. Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в бюджетном комитете Госдумы, такие поправки в Налоговый кодекс депутаты комитета рассмотрят уже в ближайшие дни. Если они будут одобрены, то варьирование платежа в зависимости от решения региональных властей составит от 3 до 15 тысяч рублей ежемесячных отчислений с одной такой установки. Сейчас предпринимателям содержание одного автомата обходится в среднем от 1,5 до 7,5 тысяч рублей.
05.10.2005
Не исключено, что индивидуальные предприниматели смогут продавать алкогольную продукцию и после 1 июля 2006 года. Депутат Оксана Дмитриева вскоре представит на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором внимание будет сосредоточено на местах реализации алкоголя. По аналогии с табачными изделиями торговлю спиртными напитками, к примеру, намерены запретить на территории школ, больниц, культурных учреждений. При этом право на продажу спиртосодержащей продукции за индивидуальными предпринимателями предложено сохранить.
Напомним, что в июле этого года был принят закон, который исключает их из числа «игроков» алкогольного рынка.
В пояснительной записке к законопроекту Дмитриевой, оказавшейся в распоряжении корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», указано, что готовящийся вступить в силу с 1 июля следующего года закон фактически исключает малый бизнес из этой сферы предпринимательской деятельности. Это, по мнению Дмитриевой, «плохо согласуется с антимонопольным законодательством и нарушает право граждан на свободу предпринимательской деятельности».
Не исключено, что в скором времени руководители фирм будут располагать всей необходимой информацией о нелегалах, претендующих на работу в России. В частности, нет ли у них криминального прошлого. Накануне в Федеральной миграционной службе состоялась презентация Центрального банка данных по учету иностранцев и лиц без гражданства (ЦБД). В нем будет содержаться подробная информация о каждом гастарбайтере: дата въезда, номер полученной миграционной карты, цель визита, информация о правонарушениях и тому подобное. Планируется, что к концу октября этого года к Центральному банку данных будут подключены 13 регионов, а в будущем эта система охватит всю страну. Руководитель ФМС Константин Ромодановский считает, что нововведение будет полезно как работодателям, так и самим иностранцам.
Однако по мнению эксперта Общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Алексея Абрамова, «вряд ли данная база данных сможет решить проблему нелегального трудоустройства, которое в настоящее время весьма распространено. Ведь, в основном, гастарбайтеры заняты в теневом секторе российской экономики». Об этом он сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации».
Нарушать антимонопольное законодательство вскоре будет накладно. За злоупотребление доминирующим положением на рынке и «карательные» сговоры Федеральная антимонопольная служба предлагает начислять штрафы в процентах от оборота компаний за предыдущий год. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях накануне поступили в Правительство. Об этом журналистам сообщил замглавы ФАС Андрей Цыганов. По его утверждению, эти поправки уже согласованы со всеми заинтересованными ведомствами. Что касается самого закона о конкуренции, то Цыганов признал, что в нынешней редакции его нормы позволяют трактовать их произвольным образом. Он пообещал решить эту проблему при доработке закона ко второму чтению в Думе.
В Минэкономразвития также выступают за ужесточение штрафных санкций в отношении нарушителей антимонопольного законодательства. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» представитель министерства объяснил необходимость такой меры тем, что зачастую размер штрафа составляет лишь часть дневной выручки монопольной организации, и ей выгоднее заплатить его, чем прекратить злоупотреблять доминирующим положением на рынке.
Количество преступлений, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, шокирует даже представителей МВД. В настоящее время объем теневой экономики в России «зашкаливает» за 40 процентов ВВП. Такие данные привел заместитель начальника Академии экономической безопасности МВД, полковник милиции Андрей Городецкий, выступая на открытии семинара «Новые технологии борьбы с экономичсекими преступлениями». Этот уровень, по мнению Городецкого, можно назвать критическим. Отмытые капиталы, отметил представитель МВД, «инфицируются» в экономику и мешают ей развиваться дальше, подрывая систему мотивации». В связи с этим, считает Городецкий, остро стоит вопрос о создании еще одной структуры по противодействию отмыванию «грязных» денег. Правда, при этом он не уточнил, увеличится ли после создания такой структуры количество проверок предпринимателей.
Отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», представитель МВД отметил, что последние несколько лет динамика выявления экономических преступлений носит «неустойчивый характер». Главными проблемами правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями Городецкий считает нехватку квалифицированных кадров, а также отсутствие однообразного толкования некоторых терминов. Так, по словам Городецого, милиционеры и судьи зачастую по-разному истолковывают такие понятия, «как субъект экономического преступления», «финансовая операция», да и сам термин «легализация».
Предпринимателей – участников ВЭД, уставших от необоснованных претензий таможенников, можно поздравить… Правительство наконец признало, что юридическая подкованность многих рядовых сотрудников таможни, а также их отношение к своим обязанностям оставляют желать лучшего. В связи с этим принято решение возложить обязанности по контролю за деятельностью сотрудников ФТС сразу на два министерства – Минфин и Минэкономразвития (постановление от 28 сентября № 585). Согласно документу, Минфин и МЭРТ должны будут предупреждать нарушения нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей и определения таможенной стоимости. Кроме того, им предписано обеспечивать правильное и единообразное применение положений нормативных актов, выявлять и пресекать несоответствия действий таможенных органов существующим нормам. Для обеспечения эффективности контроля и рассмотрения возникших вопросов Минфин и Минэкономразвития создают межведомственную комиссию.
Эксперт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Барков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» напомнил, что до настоящего времени практически никаких механизмов контроля над деятельностью таможенной службы со стороны федеральных министерств не существовало. «Поэтому постановление правительства следует расценивать как очень своевременный, позитивный шаг», – отметил представитель «ОПОРЫ».
Похоже, контрафакту объявлена самая настоящая война. Теперь и Минэкономразвития разработало программу по защите отечественной продукции от подделок, которая предусматривает как PR-акции, так и новые технологические решения. В частности, речь идет о нанотехнологиях — производстве супермалых элементов. Об этом накануне сообщил замглавы ведомства Виталий Савельев. Он считает, что эти меры «помогут защитить всю продукцию на российском рынке». Кроме того, Савельев заверил, что работа министерства в этом направлении будет носить постоянный характер: «Мы хотим перейти от разовых акций по защите интеллектуальной собственности к системной работе».
Недавно и депутаты Госдумы предлагали ужесточение «антипиратского» законодательства. Например, отбирать у выявленных «пиратов» не только товар, но и всю производственную технику. Однако эксперты считают, что проблема отнюдь не в законах или недостаточном противодействии этому явлению, а в востребованности контрафактной продукции обществом. Так, в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» представитель МВД высказал мнение, что основной причиной этому является низкая покупательская способность населения, а производители и правообладатели устанавливают необоснованно завышенные цены на товары.
Если фирма сменила руководителя, то заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ может подписать новый директор. Такой вывод следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2005 г. № А42-1686/05-31. По мнению арбитров, документы для налоговой должен заверять действующий руководитель, а не тот, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ. Главное, чтобы при назначении нового директора были соблюдены все необходимые процедуры.
Стоит отметить, что это решение арбитров противоречит требованиям налоговиков. Они обычно отказываются принимать документы, на которых нет подписи старого руководителя. Это создает фирме немало проблем, поскольку зачастую увольнение директора сопровождается конфликтом и он попросту может отказаться подписывать какие-либо документы.
Игровое место не является самостоятельными объектом обложения налогом на игорный бизнес. Об этом напомнили арбитры ФАС Уральского округа в постановлении от 8 сентября 2005 г. № Ф09-3918/05-С1.
Обвинить владельцев автоматов в занижении налога на игорный бизнес налоговики пытаются с завидной регулярностью. В рассматриваемом деле ревизоры не отличались оригинальностью: они попытались привлечь к ответственности фирму из-за того, что та якобы неправильно определила количество налогооблагаемых объектов по игровым автоматам «Столбик».
Однако судьи такую позицию разделять не стали. Они напомнили, что согласно статье 366 Налогового кодекса налог на игорный бизнес взимается с игровых столов, автоматов, касс тотализатора и букмекерских контор. Согласно же статье 364 Кодекса, игровой автомат есть не что иное, как специальное оборудование, используемое для проведения азартных игр. И тот факт, что игровых мест в нем не одно, а три, по мнению арбитров, вовсе не является поводом платить налог в троекратном размере.
04.10.2005
Вполне возможно, что в обозримой перспективе руководители крупных компаний, «притесняющих» малые фирмы, могут поплатиться за свое злоупотребление свободой. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс разработали специалисты Федеральной антимонопольной службы и МВД. В соответствии с ними нарушителям антимонопольного законодательства грозит лишение свободы на срок от одного месяца до года.
Однако представители бизнес-сообщества в эффективности предлагаемой меры воздействия сильно сомневаются. Так, заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков назвал инициативу антимонопольщиков «нездоровым пиаром». Он напомнил, что в Уголовном кодексе уже есть статья, предусматривающая лишение свободы на срок до семи лет для нарушителей антимонопольного законодательства, которая практически не применяется на практике. Представитель РСПП полагает, что нужно «не вносить изменения в законы, а просто должным образом выполнять уже существующие требования». «Тех санкций, которые в настоящее время предусмотрены законодательством, вполне достаточно, и они достаточно действенные. Только применять их нужно не избирательно, как сейчас, а ко всем нарушителям. И тогда будет порядок», – заявил Беляков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
«Улучшать предпринимательский климат», по выражению заместителя главы Министерства экономического развития и торговли Андрея Шаронова, чиновники намерены, совершенствуя налоговое администрирование и антимонопольное законодательство. Это основные проблемы, которые, по его словам, найдут отражение в среднесрочной программе социально-экономического развития России на 2006–2008 годы. Как сообщил Шаронов, доработанный проект программы будет внесен на рассмотрение кабинета министров через две недели.
Если фирма не составит акт при уступке права требования долга, то доход по методу начисления ей нужно будет признать в момент подписания соответствующего договора. Об этом сообщил Минфин в письме от 15 августа 2005 г. № 03-03-04/2/48. Чиновники напомнили, что согласно пункту 5 статьи 271 Налогового кодекса доход, полученный от уступки права требования, учитывается в момент подписания акта. Однако финансисты признали, что согласно Гражданскому кодексу составлять такой документ фирмы не обязаны. Следовательно, акта у организации может и не быть. По мнению финансистов, в этом случае доход признается в момент подписания договора, даже если по его условиям право требования передается только после оплаты.
Фирмам, которые постоянно применяли «упрощенку» с начала 2003 года, письмом Минфина от 26 сентября 2005 г. № 03-11-02/44 разрешено сменить объект налогообложения уже с 1 января 2006 года. Напомним, что ранее Министерство финансов заявляло, что сделать это можно будет лишь в 2007 году.
Желающим поменять объект налогообложения следует подать в налоговую инспекцию заявление до 20 декабря с. г. Причем, как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Управлении налогообложения малого бизнеса ФНС России, оно может быть составлено в произвольной форме, поскольку строго установленной для таких случаев в ведомстве нет.
Фирме нужно подавать заявление о возврате экспортного НДС в течение трех месяцев с момента подтверждения нулевой ставки налога. В противном случае компания может очень долго ждать своих денег. Такой вывод следует из постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2005 г. № А56-766/2005. На принятие решения о возврате экспортного НДС налоговикам отводится 3 месяца с момента получения декларации (пункт 4 статьи 176 НК). Но сделать это они могут только на основании заявления компании. Если фирма не укладывается с подачей заявления в срок, то, по мнению судей, наказывать за это налоговиков нельзя – платить проценты за несвоевременный возврат налога они не должны. Следовательно, и торопиться в такой ситуации ревизорам нет необходимости.
Фирма несет ответственность как за действия, так и за бездействие своего представителя в суде. Об этом напомнили судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 7 сентября 2005 г. № А44-513/05-6. В рассматриваемом деле суд запросил у доверенного лица организации дополнительные доказательства. Однако требования судей не были исполнены. В результате арбитры наказали саму фирму согласно пункту 9 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса. Компания попыталась избежать штрафа, сославшись на то, что она не могла контролировать действия своего представителя. Ведь тот не состоял в штате и действовал на основании доверенности. Но арбитры отказались учитывать это обстоятельство, отметив, что организация самостоятельно выбрала доверенное лицо, а значит несет полную ответственность за его действия.
В арсенале так называемых «оборотней в погонах» есть бесчисленное множество способов давления на несговорчивых предпринимателей. Так, двое сотрудников криминальной милиции Мытищинского УВД подкинули коммерсанту наркотики и гранату, а затем потребовали 10 тысяч долларов за сокрытие сведений о его якобы противоправной деятельности.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Московской области, недобросовестные милиционеры «обхаживали» свою жертву достаточно давно, предлагая поделиться заработанным «по-хорошему». Предприниматель оказался не из робких, расставаться со своими кровными не спеши., однако и о фактах шантажа до поры до времени никого не информировал, надеясь, что все «как-нибудь утрясется». Но после случая с гранатой терпение коммерсанта лопнуло, и он был вынужден обратиться в Управление собственной безопасности ГУВД Московской области. Дальнейшее было делом техники. Милиционеров-вымогателей задержали непосредственно при получении взятки. Против них возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса (получение взятки, осуществляемое группой лиц по предварительному сговору).
Федеральная антимонопольная служба не будет наделена оперативно-розыскными полномочиями. «Организация, которая совмещает экономическую, профессиональную и юридическую сферы, должна учитывать интересы всех – и бизнеса, и власти. Но она не должна становиться силовой структурой», – с таким заявлением выступил глава правительства Михаил Фрадков. Позицию премьера разделяет и замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. «Мы на эту тему дискутировали и решили, что и так перегружены силовой составляющей в повседневной жизни, – отметил он. – Поэтому создание еще одного подобного ведомства является нецелесообразным». По мнению Шаронова, вместо этого нужно усилить координацию работы ФАС с правоохранительными структурами.
В свою очередь заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» отметил, что в законопроекте «О защите конкуренции» ничего не сказано о возможности придания антимонопольной службе «силовых» полномочий. «Основным нашим инструментом был и останется экономический анализ. Мы должны сконцентрировать усилия на исследовании рынка, расследовать же – дело правоохранителей», – считает Кашеваров.
03.10.2005
Следующий год будет вновь ознаменован для бухгалтеров необходимостью изучать новые коды бюджетной классификации. Они утверждены приказом Минфина от 14 сентября 2005 г. № 119н.
Как говорится в самом документе, «обновленная версия» КБК выходит в связи с изменениями в Бюджетном кодексе, которые предусматривают «унификацию отражения доходных и расходных статей бюджетов всех уровней». Разница между «старыми» и «новыми» кодами довольно ощутима. Так что изучить этот многостраничный документ Минфина следует более внимательно.