12.10.2005
Влюбленная женщина способна на любые, самые непредсказуемые, поступки. А если при этом она еще и занимает ответственную должность, то в убытке могут оказаться работодатели. Так, недавно вынесен обвинительный приговор кассиру-операционисту пятигорской фирмы, которая ради своего избранника опустошила «закрома» родного предприятия.
Как рассказал корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» один из сотрудников ОВД Пятигорска, в начале текущего года хороший знакомый кассира в пух и прах проигрался в зале игровых автоматов. Огорченный кавалер отправился на работу к своей возлюбленной и слезно попросил 20 тысяч рублей. Как материально ответственное лицо, пассия ответила отказом. Однако потом чувства возобладали над разумом, и девушка открыла кассу. Полученных денег хватило ненадолго. Когда «однорукий бандит» слопал последний рубль, не в меру азартный мужчина вновь обратился за финансовой поддержкой: через пару часов сердобольная девушка опустошила кассу на четверть миллиона рублей и, в ужасе от содеянного ушла домой. На следующие сутки директор фирмы обнаружил недостачу и обратился к служителям правопорядка. Виновницу задержали. На «джульетту» было заведено уголовное дело по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса (присвоение или растрата чужого имущества), предусматривающей наказание до шести лет лишения свободы. Однако суд, приняв во внимание раскаяние подсудимой, частичное возмещение нанесенного ущерба, а также ряд других смягчающих обстоятельств, приговорил ее к трем годам условно и штрафу в 5 тысяч рублей.
Смена юридического адреса не лишит фирму права на возврат налога. К такому выводу пришел Президиум ВАС в постановлении от 6 сентября 2005 г. № 4083/05. Арбитры напомнили, что взаимоотношения между разными ИФНС регулируются внутренними приказами ФНС, в которых и оговорены все нюансы перехода организации из одной налоговой в другую. По мнению судей в рассматриваемом деле право компании на возмещение налога нарушили сразу две инспекции, попросту не разобравшись между собой. Фирма же не должна из-за этого терять возможность вернуть деньги.
Если индивидуальный предприниматель в течение налогового периода не вел деятельности, подпадающей под «вмененку», то подавать в инспекцию декларацию по ЕНВД он не должен. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2005 г. № А66-1938/2005.
Арбитры напомнили, что в соответствии с нормами, прописанными в статье 80 Налогового кодекса, составлять и подавать декларации по каждому конкретному налогу обязан лишь плательщик этого налога. В отношении ЕНВД не работающий «вмененщик» таковым не является (п. 1 ст. 346.28 НК). Следовательно, и отчитываться он не обязан.
11.10.2005
Если адрес фирмы-покупателя, указанный в счете-фактуре, не совпадает с ее юридическим адресом, это еще не повод отказывать ей в вычете по НДС. К такому выводу пришли судьи ФАС Уральского округа в постановлении от 7 сентября 2005 г. № Ф09-3894/05-С2.
Подтверждая право вычета, арбитры сослались на пункт 5 статьи 169 Налогового кодекса. В нем действительно указано, что в счете-фактуре должен быть проставлен адрес покупателя. Однако требования о том, что адрес обязательно должен быть юридическим, в этой статье нет. На этом основании судьи пришли к выводу, что указание в документе местоположения покупателя товара не является нарушением закона. Следовательно, фирма имеет полное право на вычет.
Начисляя ЕСН, фирма может уменьшить размер налога на сумму пенсионных взносов, даже если к тому моменту в бюджет они еще не уплачены. Данный вывод уже неоднократно подтверждали арбитры самых различных федеральных судов. Несмотря на это налоговики за такое «нарушение» с завидным упорством продолжали наказывать компании. Президиум Высшего Арбитражного суда поставил точку в давнем споре (постановления от 1 сентября 2005 г. № 4336/05 и № 4486/05).
Судьи подтвердили тот факт, что, уменьшая за счет неуплаченных взносов ЕСН, организация налог занижает (п. 3 статьи 243 НК). Однако подобный вычет разрешен пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса. Следовательно, пользуясь этой нормой, правонарушения фирма не совершает и штрафовать ее не за что.
За предпринимателями, возможно, оставят право подавать уточненные декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Во всяком случае, с таким предложением к Минфину обратилось правительство. Судя по всему, кабинет министров признал справедливость упреков бизнес-сообщества в адрес уже прошедшего первое думское чтение проекта. По мнению председателя правительства Михаила Фрадкова, ко второму чтению в Госдуме в него должны быть внесены существенные изменения. Касаются они также и порядка проведения выездных проверок в отношении обособленных подразделений. В кабинете министров решили, что проверять их целесообразно только в случае, если они самостоятельно исполняют обязанности по расчету и уплате налогов.
Заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» выразил надежду, что Минфин учтет предложения правительства. По его словам, провести через нижнюю палату парламента поправку о возможности подачи уточненных деклараций вполне реально. Он, в частности, напомнил, что по этому вопросу есть четкая позиция правового управления Администрации Президента: «В ее заключении четко сказано, что необходимо сохранить действующий порядок». Что касается проверок обособленных подразделений, здесь Беляков не столь оптимистичен. Он считает, что, «скорее всего, чиновники финансового ведомства представят какие-либо дополнительные аргументы о невозможности принятия такой поправки».
Малые фирмы не должны платить дважды за подведение электроэнергии к своим торговым объектам. В этом уверены представители Общероссийской общественной организации «ОПОРА России». Они направили обращение «О правовой оценке взимания платы за разрешение присоединения мощности к сетевым организациям» руководству Федеральной антимонопольной службы и Генеральной прокуратуры. Дело в том, что поставщики электроэнергии в настоящее время пользуются своим монопольным положением на рынке, предъявляя фирмам необоснованные финансовые требования.
Как рассказала корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства Дина Крылова, сейчас бизнесмены вынуждены платить и за технологическое присоединение к электросети, и за сами присоединяемые мощности. Причем за мощности они рассчитываются исходя из 30 тысяч рублей за 1 кВт. «Учитывая, что небольшому предприятию требуется порядка 40 кВт для обеспечения своих потребностей, можно представить, какие суммы вынуждены платить начинающие предприниматели», – отметила Крылова. По ее мнению, двойное взимание платы за присоединение к электросетям мешает созданию нормальной конкурентной среды, а потребители, в конечном счете, переплачивают за продукцию предприятий.
Далеко не все налоговые споры в скором времени нужно будет доводить до суда. Федеральная налоговая служба выступает за развитие досудебного урегулирования таких конфликтов. С таким заявлением накануне выступила заместитель главы ФНС Татьяна Шевцова. Она сообщила, что служба уже подготовила единый стандарт обслуживания налогоплательщиков и сейчас занимается совершенствованием методов их информирования. Уже сейчас ФНС старается практиковать досудебный порядок разрешения конфликтов. По заверению Швецовой, все претензии инспекций рассматриваются в присутствии налогоплательщиков. Развитие досудебного урегулирования споров в дальнейшем, по ее мнению, позволит существенно экономить время, силы и средства как предпринимателей, так и государства.
Эксперт Общественной организации малого и среднего предпринимательства Алексей Абрамов заявил, что «досудебное урегулирование споров – необходимый элемент не только налоговой, но и всей государственно-правовой системы России». По его мнению, благодаря упрощенным процедурам рассмотрения досудебное обжалование имеет несомненное преимущество перед судебным порядком – оперативность. Однако в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он все же заметил, что «по объективности досудебное урегулирование серьезно уступает судебному рассмотрению».
Фирма может принять НДС к вычету даже на основании исправленного счета-фактуры. Правда, изменения должны быть заверены печатью и подписью руководителя компании-поставщика с указанием даты их внесения (п. 29 Правил, утвержденных постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914). Об этом напомнил Минфин в письме от 21 сентября 2005 г. № 07-05-06/252. Кроме того, финансисты отметили, что регистрировать такие счета-фактуры в книге покупок можно только после даты их корректировки.
«Упрощенцу» не надо уплачивать ЕСН с вознаграждений своим сотрудникам за работы, выполненные в рамках договора простого товарищества. Это справедливо даже в том случае, если партнер по совместной деятельности применяет общий налоговый режим. Такие разъяснения дал Минфин в письме от 12 августа 2005 г. № 03-05-02-04/154. Дело в том, что ЕСН в простом товариществе рассчитывает каждый его участник по своим сотрудникам. А так как фирма, перешедшая на УСН, от единого социального налога освобождена, то и перечислять его в данной ситуации она не должна.
Премьер-министр Михаил Фрадков продолжает настаивать на снижении с 2007 г. ставки НДС с 18 до 13 процентов. Накануне на официальном правительственном сайте появился подписанный премьером документ о дополнительных мерах по ускорению экономического роста. Одной из главных мер как раз и стало снижение НДС. Причем даже проведен предварительный расчет. Так, по прогнозам правительства, за счет снижения ставки этого налога увеличение темпов экономического роста может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3–0,5 процентов, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1–1,3 процентных пункта в год. Теперь дело стало за Минфином и Минэкономразвития. Именно этим ведомствам премьер очередной раз поручил проработать и в двухнедельный срок представить расчеты и обоснования по дальнейшему уменьшению налоговой нагрузки на экономику.
Эксперт Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрей Неведеев убежден, что Минфин «не станет изменять себе и уж точно будет против снижения ставки НДС». В свою очередь Минэкономразвития, по мнению эксперта, отнесется к этому более лояльно. Так что споры обещают быть жаркими. Однако Неведеев сомневается в их целесообразности. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он заявил: «Если целью чиновников является вывод бизнеса из тени, надо снижать другой налог – ЕСН».
10.10.2005
Иногда невнимательность налоговиков при составлении протокола о нарушении может сыграть на руку бизнесмену. Примером служит постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2005 г. № А21-1928/2005-С1. В рассматриваемом деле контролеры оштрафовали предпринимательницу, торгующую на рынке, за неприменение ККМ. Однако в протоколе они не описали ее торговое место. Судьи указали, что на основании этого документа определить, было ли нарушение, невозможно, и отменили штраф. Дело в том, что при торговле с лотков на рынке применять ККМ не нужно. В то же время предприниматели обязаны применять кассовый аппарат при торговле в киосках, павильонах, магазинах и палатках, находящихся на территории рынка (п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Для подтверждения расходов, связанных с загранкомандировкой, командировочное удостоверение требуется далеко не всегда. Об этом говорится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2005 г. № А56-2639/2005.
По мнению судей, предъявленные фирмой налоговикам приказ о командировании, авансовых отчетов, копии авиабилетов, загранпаспортов с соответствующими отметками и отчет о командировке вполне могут служить обоснованием командировочных расходов. В подтверждение собственной позиции арбитры сослались на письмо Минфина от 6 декабря 2002 г. В нем указано, что «служебная командировка может быть документально оформлена приказом о командировании и (или) выдачей командировочного удостоверения». В письме специально отмечается, что составление двух документов нецелесообразно. Что же касается длительности загранкомандировки, то ее, по мнению судей, можно определить исходя из отметок в загранпаспорте. Поскольку такие требования фирма выполнила, для привлечения ее к ответственности нет оснований.
Таможенную стоимость ввозимых товаров будут определять по цене сделки с ввозимыми, ввозимыми идентичными и ввозимыми подобными товарами. Это поможет более точному исчислению налоговой базы для взимания НДС с предпринимателей-импортеров. Соответствующие поправки накануне были приняты депутатами Госдумы в закон «О таможенном тарифе». В основном, стоимость импортной продукции будут рассчитывать по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Напомним, что в этом случае ценой является общая сумма платежа, внесенного или подлежащего внесению покупателем продавцу.
Методы определения таможенной стоимости импорта в законе «О таможенном тарифе», как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Комитете по бюджету и налогам Думы, давно нуждались в совершенствовании и корректировке. Депутат сообщил, что проект уточняет и ряд ключевых определений: «таможенная пошлина», «взаимосвязанные лица», «идентичные товары», «однородные товары».
Активно обсуждаемый правительственный вариант законопроекта об улучшении налогового администрирования был принят накануне депутатами Госдумы в первом чтении. Напомним, что поправки, разработанные чиновниками Минфина, регулируют процедуру, а также сроки проведения камеральных и выездных проверок, определяют перечень необходимых к представлению в налоговые инспекции документов.
Несмотря на то, что в работе над документом принимали участие представители бизнес-сообщества, многие из них остались недовольны окончательным вариантом проекта. Поэтому в него перед вторым чтением предполагается внести целый ряд поправок. Как пояснил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» заместитель начальника налогового комитета РСПП Сергей Беляков, они в первую очередь затронут перечень документов, которые могут быть истребованы налоговиками в ходе камеральных проверок. Беляков также сообщил, что в заключении Комитета по бюджету и налогам Госдумы, составленному на 18 страницах, Минфину предложено уточнить нормы о порядке проведения встречных проверок. «В настоящее время этот вид ревизий в документе не регламентирован, что в дальнейшем может привести к недопустимым решениям со стороны налоговых ведомств», – отметил Сергей Беляков. По словам представителя РСПП, вносить поправки в проект закона о налоговом администрировании необходимо, поскольку в нынешнем виде он вряд ли сможет принести реальную пользу.
«Упрощенцы» смогут уменьшить стоимость патента на сумму обязательных пенсионных взносов, но не более чем в два раза. Об этом Минфин сообщает в письме от 26 сентября 2005 г. № 03-11-02/44. Финансисты отметили, что в соответствии с пунктом 10 статьи 346.25.1 Налогового кодекса это уменьшение следует производить при оплате оставшейся стоимости патента по окончании периода, на который он был получен.
Работать на основе патента предприниматели смогут уже со следующего года (Закон от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ). Однако для этого необходимо, чтобы и субъекты Федерации приняли соответствующие законы. На региональном уровне должен быть определен конкретный перечень видов предпринимательской деятельности и размер потенциально возможного годового дохода по каждому из них.
Если организация, занимающаяся игорным бизнесом, продаст хотя бы один из своих автоматов, то с полученного дохода ей придется заплатить налог на прибыль. Дело в том, что налогом на игорный бизнес облагаются лишь полученные выигрыши, а также плата за проведение азартных игр (ст. 346 НК). С выручки же от реализации имущества налоги уплачиваются в общем порядке (п. 9 ст. 274 НК). Такие разъяснения дал Минфин в письме от 19 августа 2005 г. № 03-03-04/1/175. Чиновники напомнили, что налогом на прибыль в этом случае облагается разница между продажной ценой автомата и его остаточной стоимостью, определенной по данным бухгалтерского учета (ст. 268 НК).
Стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей с 1 января 2006 года, скорее всего, увеличат с 600 до 800 рублей. На следующей неделе депутаты Госдумы намерены рассмотреть законопроект «О внесении изменения в пункт 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса РФ» (в части увеличения размера стандартных налоговых вычетов на детей). Авторы законопроекта исходят из того, что величина этого вычета должна быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в Комитете по труду и социальной политике Государственной думы, если законопроект будет одобрен, то «потолок» суммарных доходов родителей, в пределах которого применяется вычет, возрастет до 80 тысяч рублей. Представитель комитета считает, что эта мера продлит срок действия налоговых вычетов с 6 до 12 месяцев, и поддержит семьи со среднедушевым доходом около 4 тысяч рублей в месяц. Говоря о перспективах, депутат отметил, что семьи, имеющие двоих и более детей, нуждаются в дополнительных льготах. По всей вероятности, заметил он, в скором времени можно будет рассмотреть вопрос об их освобождении от уплаты подоходного налога.
Уплачивать транспортный налог фирмы будут ежеквартально. Накануне депутаты Госдумы проголосовали в третьем чтении за внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Таким образом, законодатели окончательно определились с порядком уплаты авансовых платежей по этому налогу.
В бюджетном комитете Госдумы корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» объяснили причину, по которой период внесения авансовых платежей был изменен: «Сейчас транспортный налог организации платят раз в год. По этой причине он поступает в региональные бюджеты крайне неравномерно. Теперь эта проблема будет устранена», – сообщил представитель комитета. Отметим, что окончательное решение по законопроекту примут теперь Совет Федерации и президент.
07.10.2005
Для того чтобы у предпринимателей не было искушения забыть об уплате штрафа, правом контроля за своевременным исполнением этой обязанности законодатели решили наделить практически все контролирующие инстанции. Накануне депутаты одобрили в первом чтении такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. По мнению авторов законопроекта, сейчас сложилась такая ситуация, что контролер может вынести решение о наложении штрафа, а выписать протокол, если его вовремя не заплатили, права не имеет. Этим занимаются только сотрудники ОВД, что не позволяет оперативно следить за штрафной дисциплиной предпринимателей. Законопроект призван исправить эту ситуацию.
Эксперт «ОПОРЫ России» Юлия Духнина считает, что с принятием данных поправок каждый контролирующий орган будет более эффективно отслеживать исполнение предпринимателями обязанности по уплате взыскиваемых с них штрафов. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» она подчеркнула, что цель этих изменений не помочь налогоплательщикам, а повысить собираемость административных штрафов.