19.09.2005
В следующем году начнет работать механизм ускоренного возмещения НДС по капитальным вложениям. Об этом на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных прогнозу социально-экономического развития страны, сообщил министр финансов Алексей Кудрин. Таким образом, отметил он, у предприятий в общей сложности высвободится полтора миллиарда рублей. Однако, по словам Кудрина, этот шаг не снизит налоговой нагрузки на фирмы.
По мнению эксперта Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Алексея Абрамова, введение ускоренного порядка возмещения НДС при проведении капитального строительства объектов недвижимости является, бесспорно, прогрессивным инструментом современной налоговой политики. «Раньше такие вычеты производились по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, с момента начисления амортизации построенного и введенного в эксплуатацию недвижимого объекта, – сообщил Абрамов корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации». – Нововведение разморозит процесс возмещения уплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость при осуществлении капитальных вложений. В результате предприятия, развивающие свои производственные мощности, получат возможность более эффективно инвестировать средства в собственные строительные проекты».
Какие-либо ссылки на бухгалтерский учет из Налогового кодекса должны быть исключены. Такое предложение содержится в аналитическом докладе, подготовленном фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности». Об этом накануне заявил руководитель группы разработчиков доклада, председатель экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов. По его словам, «внедрение международных стандартов финансовой отчетности должно ускорить разделение налогового и бухгалтерского учета».
С этим мнением согласился депутат нижней палаты парламента Андрей Буренин. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» он заметил, что цели налогового и бухгалтерского учета для составления финансовой отчетности диаметрально противоположные. «Исключить из кодекса ссылки на бухучет необходимо. Законодательство уже эволюционирует в этом направлении, – отметил Буренин. – Происходит это, к сожалению, отнюдь не из-за понимания концепции долгосрочных перспектив. Просто в каждом конкретном случае законодатель убеждается, что эти два вида учета надо разделять».
Главный бухгалтер вправе не подписывать документ, если он с ним не согласен. Такая возможность предусмотрена пунктом 4 статьи 7 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Хозяйственные операции на основании спорного документа все же могут быть исполнены, правда, для этого руководителю придется подписать специальное распоряжение. Причем всю ответственность директор будет нести единолично. Об этом сообщили чиновники Минфина в опубликованном на днях письме от 19 мая 2005 г. № 07-05-04/11.
Государственным ведомствам надо запретить выдвигать дополнительные непрописанные в кодексе требования по ведению налогового учета. С такой инициативой выступили накануне в ходе работы круглого стола разработчики доклада «Налоговые последствия перехода на МСФО». Они заявили, что пора «определить формы налоговой отчетности на законодательном уровне либо установить жесткие рамки для их утверждения чиновниками».
В интервью корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» исполняющий обязанности начальника Управления налогообложения прибыли ФНС Олег Хороший заметил, что «если рассматривать эти предложения с точки зрения очередного ограничения прав налоговых структур, они, безусловно, логичны».
«С другой стороны, если мы хотим создать условия для ведения бизнеса и одновременно дать возможность государству контролировать деятельность предпринимателей, эти инициативы слишком радикальны», – прокомментировал идеи разработчиков доклада Олег Хороший.
16.09.2005
«И на старуху бывает проруха» – гласит известная народная мудрость. Пожалуй, только с этой точки зрения и можно объяснить тот факт, что сразу восемнадцать костромских предпринимателей, людей, что называется, «стреляных», добровольно передали мошеннице более четырех миллионов кровно заработанных рублей.
Как рассказал корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» источник в УВД Костромы, несколько лет назад некая дама зарегистрировалась как предприниматель без образования юридического лица. Однако со стартовым капиталом, необходимым для развития бизнеса, у женщины возникли большие проблемы, и она обратилась за помощью к знакомым. Первой жертвой аферистки стал состоятельный друг семьи, одолживший ей полторы тысячи долларов. Бизнесмен не догадывался, что расстается с деньгами навсегда. В дальнейшем обаятельная леди облегчила карманы еще нескольких «друзей», затем – партнеров друзей и приятелей партнеров. Сумма набралась достаточно внушительная, однако успокаиваться на достигнутом, так же как и возвращать полученные кредиты, женщина явно не собиралась. Одного из предпринимателей она убедила отгрузить ей на реализацию крупную партию сахарного песка, другого – несколько тысяч пачек сигарет, третьего – приблизительно столько же бутылок вина. Всем партнерам «бендер в юбке» клятвенно обещала возмещение расходов и приличную прибыль в течение семи банковских дней. Бизнесмены ждали неделю, месяц, полгода – все было напрасно. Осознав наконец нелепость своих надежд, легковерные коммерсанты обратились в милицию. После недолгих поисков предприимчивая «бизнес-леди» была задержана. В настоящее время ей предъявлено обвинение по ст. 159 Уголовного кодекса (мошенничество), предусматривающей наказание до 15 лет лишения свободы.
Отсутствие в платежных поручениях номеров счетов-фактур не может повлиять на право фирмы на вычет по НДС. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 8 августа 2005 г. № А56-38461/2004.
Арбитры посчитали, что налоговое законодательство не предусматривает строгой обязанности указывать такие данные в платежных документах. А стало быть, даже если эта информация не указана, но все прочие требования закона соблюдены, лишать организацию вычета налоговики не вправе.
«Заморозка» счета и арест имущества не приостановят начисление пеней фирме, которая опоздала с перечислением НДФЛ в бюджет. Ведь положения пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса, который освобождает от пеней в данном случае, распространяются только на налогоплательщиков, а не на налоговых агентов. К такому выводу пришли судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в постановлении от 11 августа 2005 г. № А21-9977/04-С1.
Само по себе желание человека в милицейской форме по мере сил улучшать свое материальное состояние не содержит в себе ничего зазорного…До той поры, пока жажда наживы не толкнет человека на противоправные действия. Так, на днях завершился судебный процесс по делу двух сургутских милиционеров, попытавшихся отобрать у предпринимателя «орудие производства».
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в прокуратуре Уральского федерального округа, эта история началась еще в августе 2003 года. Именно тогда капитану и старшему лейтенанту, занимавшим ответственные должности в подразделении криминальной милиции по борьбе с экономическими преступлениями, приглянулся дорогостоящий компьютер – собственность одного из местных препринимателей. Заявившись в офис фирмы, «оборотни» потребовали предоставить им компьютер в качестве «добровольного пожертвования». В противном случае стражи порядка обещали разорить бизнесмена. «Жадный» коммерсант обещал подумать, а сам обратился за помощью к коллегам милиционеров. Через несколько дней вымогателей взяли с поличным. В рамках расследования уголовного дела «оборотни в погонах» были отстранены от занимаемых должностей, а совсем недавно приговорены к четырем годам лишения свободы каждый и этапированы в колонию строгого режима.
Если вменяемое фирме или предпринимателю нарушение является малозначительным, суд вправе освободить обвиняемого от ответственности и ограничиться устным замечанием. Об этом снова напомнили арбитры ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 3 августа 2005 г. № А38-365-1/107-2005.
Поводом для разбирательства стало решение налоговиков оштрафовать бизнесмена, торгующего алкогольной продукцией. На момент проведения проверки у коммерсанта отсутствовали товарно-транспортные накладные на товар, сертификаты соответствия и некоторые другие документы. Однако судьи, оценив степень «общественной опасности» нарушения, посчитали наказание слишком суровым и воспользовались нормой статьи 2.9 Кодекса об административной ответственности. В результате предприниматель вместо полагавшегося штрафа в размере 3000 рублей «отделался легким испугом».
Не секрет, что взаимоотношения бизнеса и власти оставляет желать лучшего. По мнению заместителя председателя Госдумы Сергея Бабурина, снять существующие противоречия можно только путем скорейшего принятия федерального закона о развитии торговли и регулировании торговых процессов. Об этом он заявил, выступая на открытии VIII Международной конференции «Торговля в России. Мировой опыт. Российские перспективы».
В своем выступлении Бабурин отметил, что Минэкономразвития, призванное регулировать торговые отношения внутри страны, фактически самоустранилось от выполнения своих обязанностей, передав эти вопросы на региональнве и местные уровни. По словам депутата, на сегодня в России отсутствует единство подхода ко многим проблемам отрасли. «Но торговое законодательство, которого у нас, к сожалению, практичекси нет, должно совмещать не только правовые нормы, но и организанизационное регулирование, где речь идет о защите прав продавца и прав покупателя. Мы же раздробили эту проблему», – отметил он. По мнению Бабурина, необходимо раз и навсегда объяснить правительству, что свободная экономика означает единство правового регулирования, а не его отсутствие. По мнению зампреда Госдумы, вслед за федеральным законом «О внешнеэкономической деятельности» пришло время принять эффективный закон о внутренней торговле и торговый кодекс Союзного государства. Он напомнил, что попытки по подготовке соответствующего законопроекта уже предпринимались депутатами, однако наталкивались на противодействие чиновников.
Позицию Бабурина поддержал и председатель комитета ТПП по развитию потребительского рынка Александр Борисов. «Мы должны обеспечить единство правового регулирования отрасли. Без этого эффективное развитие торговли просто невозможно», – заявил он, отвечая на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации».
Чиновники не оставляют попыток «разгрузить» арбитражные суды, заваленные исками мелких и средних фирм. Теперь для реализации поставленной задачи предполагается создать во всех в субъектах Федерации сеть третейских судов, призванных разрешать экономические споры. Как сообщил журналистам заместитель начальника московского Управления экономической безопасности Вячеслав Иванов, в столице такой суд создан ровно месяц назад.
По словам Иванова, суд с участием третьей стороны выгодно отличается от арбитража быстротой принятия решений, конфиденциальностью, а в первую очередь тем, что «дает не поладившим между собой предпринимателям возможность найти достойный выход из ситуации и заключить «мировую». Он отметил, что «оговорку» о решении спорных вопросов в третейском суде включат во все договоры, которые будет заключать администрация столицы с фирмами.
В свою очередь представитель правового управления правительства города Наталья Куличева сообщила, что столичные власти ставят задачу создать арбитражные суды во всех административных округах города. «Но соответствующее распоряжение правительства носит скорее рекомендательный характер… Мы можем лишь определять правила игры, но не диктовать бизнесу свою волю», – отметила Куличева в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». По ее словам, в Москве, так же как и в других городах страны, довольно давно действуют так называемые узкопрофильные корпоративные третейские суды, рассматривающие, к примеру, споры только строительных организаций. Особого интереса и доверия у предпринимателей такие суды не вызывают. Правда, Куличева все же надеется, что через некоторое время, после проведения соответсвующей «рекламной кампании» и разъяснительной работы с коммерсантами, такие «профкомы для бизнеса», позволяющие погасить любой конфликт на начальной стадии, получат широкое распространение.
Навести порядок на российском игровом рынке, где, по мнению самих его представителей, царят анархия и правовой вакуум, призван недавно созданный Российский игорный союз. Курировать деятельность нового объединения, в состав которого вошли компании, занимающие лидирующие позиции в этой отрасли, будет Торгово-промышленная палата.
Как сообщили корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в комитете ТПП по предпринимательству в сфере игр и лотерей, предполагается, что игорный союз будет регулировать внутриотраслевые взаимоотношения, бороться с недобросовестными участниками рынка, взаимодействовать с органами власти и общественными организациями. Не секрет, что многие нечестные бизнесмены используют в своей деятельности контрафактные перепрограммированные игровые автоматы, у которых выиграть практически невозможно. Поэтому главным условием для вступления в союз является обязательная сертификация «одноруких бандитов», запрограммированных на средний денежный выигрыш не менее 80 процентов.
Участники союза полагают, что эта инициатива позволит российскому игорному бизнесу выйти на новый этап сотрудничества с государством в сфере специального законодательства, повысить качество организации азартных игр и улучшить его репутацию в глазах власти и общества.
В то же время некоторые представители отрасли относятся к созданию союза весьма настороженно. Так, по словам заместителя исполнительного директора Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ) Самоила Биндера, в настоящее время существует достаточно много ассоциаций и союзов, которые могли бы, объединившись, поставить заслон контрафакту в игорном бизнесе. В беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации» Биндер подчеркнул, что из десяти компаний, заявивших о своем вступлении в Российский игорный союз, восемь являются членами РАРИБ. «Зачем нужно было создавать еще одно объединение, кто какие функции будет исполнять и как вся эта система будет функционировать – этого пока никто из нас четко не представляет. Но надеюсь, что в ближайшее время мы все же придем к взаимопониманию», – заключил представитель РАРИБ.
15.09.2005
Учесть при расчете налога на прибыль стоимость купленного программного обеспечения можно только в случае, если с его правообладателем будет заключен договор. Причем контракт может быть составлен в письменной форме либо изложен в электронном виде на диске с программой (ст. 14 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3523-1). Об этом сказано в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина от 9 августа 2005 г. № 03-03-04/1/156. Также чиновники отметили, что если договор заключен на определенный срок, то стоимость программы списывается на расходы равномерно в течение всего периода. Если же время использования не ограничено, то расходы признаются сразу же после покупки.
При расчете налога на прибыль фирмы могут учесть расходы на получение банковских гарантий. Об этом сообщил Минфин в письме от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/111. Чиновники рассмотрели две ситуации. Если гарантия используется компанией при получении кредита на покупку оборудования, то затраты на нее увеличивают первоначальную стоимость основного средства (ст. 257 НК). Другой вариант – когда организация договаривается с поставщиком об отсрочке при оплате товара. В этом случае вознаграждение банку за гарантию платежа входит в расходы на приобретение материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК).
При передаче игрового автомата от одного обособленного подразделения к другому фирмы могут столкнуться с некоторыми сложностями. Ведь если «обособленцы» подотчетны разным налоговым, то автомат нужно будет снять с учета в «старой» инспекции и зарегистрировать уже в новой. А вот рассчитать налоги при этом поможет письмо Минфина от 16 августа 2005 г. № 03-06-05-07/20. По мнению чиновников, в данном случае неприменимы пункты 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса, которые определяют порядок расчета игорного налога при выбытии или приобретении автомата. Ведь владелец «игрушки» не меняется. Поэтому финансисты предложили перечислять налог один раз по полной ставке в ту инспекцию, где объект был дольше зарегистрирован. Например, заплатить налог нужно в новой инспекции, если автомат был поставлен в ней на учет до 15 числа месяца.
Минфин планирует изменить порядок предоставления отсрочек по уплате федеральных налогов. Об этом заявил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Если соответствующие поправки будут внесены в Налоговый кодекс, фирмы смогут получать отсрочку на срок до одного года. Как заметил Шаталов, в исключительных случаях предприятиям позволят не уплачивать налоги в течение трех лет, но решение об этом будет приниматься на самом высоком, правительственном, уровне. Напомним, что сейчас максимальный срок предоставления отсрочек и рассрочек составляет шесть месяцев.
Как сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» заместитель начальника отдела налогового и юридического консультирования компании «RSM Топ-Аудит» Игорь Лабутичев, каких-либо оснований для увеличения срока отсрочки по уплате налогов он не видит. «Однако, – заметил он, – здесь надо учитывать прошлогоднюю активность налоговых органов, в результате которой в адрес крупнейших налогоплательщиков были доначислены недоимки, пени и штрафы в размере около 470 миллиардов рублей. Вероятно, это увеличение является сглаживающим механизмом в рамках исполнения поручения президента о снижении административного давления налоговых ведомств на налогоплательщиков».
Коррупция в России достигла огромных масштабов, считает глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков. В связи с этим его ведомство выступило с инициативой законодательно закрепить режим постоянного наблюдения за банковскими счетами крупных чиновников, членов их семей и их деловых партнеров. Такая мера, по словам Зубкова, необходима для того, чтобы в ближайшее время Россия могла ратифицировать Конвенцию ООН, направленную на борьбу с легализацией коррупционных доходов.
Позицию руководителя ФСФМ целиком разделяет исполняющий обязанности председателя Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. По его словам, даже если произойдет чудо и будет принят федеральный закон о противодействии коррупции, то в создавшихся условиях он вряд ли даст ожидаемый эффект. «Достичь результата можно, лишь ратифицировав основные международные антикоррупционные конвенции, в частности, документ ООН от 2003 года и конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 1999года», – заявил Кабанов в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». Глава НАК считает также, что к слежению за подозрительными счетами нужно привлекать не только банкиров, адвокатов, риелторов и страховщиков, которые уже сотрудничают с ФСФМ, но также и аудиторов, и компании, оказывающие бухгалтерские услуги.
Возможно, в будущем фирмам придется платить авансовые платежи по транспортному налогу. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс порекомендовал принять депутатам во втором чтении Комитет Госдумы по бюджету и налогам. Помимо этого, нужно будет сдавать отчетность по транспортному налогу каждый квартал. Депутаты также посчитали «правильным» уточнить механизм представления налоговых деклараций. Отметим, что поправки коснутся лишь юридических лиц – физические лица и индивидуальные предприниматели будут платить транспортный налог по-старому – раз в год.
Как сообщил корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» эксперт «ОПОРЫ России» Алексей Абрамов, в настоящее время авансовыми платежами производится уплата ряда налогов, в том числе ЕСН, налога на прибыль и на имущество. «Такой метод исполнения налоговых обязанностей позволит более эффективно администрировать транспортный налог и равномерно, за счет постоянных поступлений, наполнять региональный бюджет», – считает эксперт. В то же время, отметил он, для налогоплательщиков нововведение означает увеличение объема отчетности. По мнению Абрамова, законопроект, скорее всего, не встретит серьезных препятствий при рассмотрении, поскольку он получил положительные отзывы профильного комитета Госдумы, а также правительства, и уже принят парламентариями в первом чтении.
Фирмы, которые занимаются установкой пластиковых окон, должны быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход. Ведь такая деятельность согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163, относится к бытовым услугам. Об этом говорится в письме Минфина от 15 августа 2005 г. № 03-11-05/33. Однако изготовление пластиковых окон бытовой услугой не является. Следовательно, облагаться такой вид деятельности должен общими налогами.
Компании не вправе уменьшать базу по налогу на прибыль за счет скидок и бонусов, предоставленных клиентам. Дело в том, что в настоящее время такая возможность не предусмотрена Налоговым кодексом. Об этом напомнил Минфин в письме от 15 июля 2005 г. № 03-03-04/1/79. Впрочем чиновники отметили, что ситуация изменится в пользу фирм с 1 января 2006 г. Именно с этого момента вступают в силу положения Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ, которые разрешают учитывать скидки при расчете налога.