31.05.2005
В скором времени фирмам, пытающимся оптимизировать налоги, можно будет не опасаться обвинений в уклонении от налогообложения. Законопроект по разграничению налоговой оптимизации и криминальных схем ухода от уплаты налогов может появиться уже в следующем году. Об этом на конференции «Добросовестный налогоплательщик или доктрина деловой цели в России: сегодня и завтра», организованной Ассоциацией Европейского Бизнеса в Российской Федерации сообщил заместитель начальника экспертного управления администрации президента РФ Станислав Воскресенский. Он напомнил, что в настоящее время администрация президента проводит конкурс по подготовке такого законопроекта. До 1 июля принимаются заявки для участия в конкурсе, а до 1 октября должна быть выполнена сама работа. Затем итоги конкурса будут обсуждаться с правительством, в том числе с Минфином. После чего появится окончательный текст законопроекта. По словам чиновника, «многие страны решают эту проблему просто – все отдают на откуп суда, который рассматривает существо сделки, однако в российском законодательстве необходим более формальный подход». России наиболее близок опыт Германии, поскольку в Налоговом кодексе этой страны есть статьи, формализующие критерии, по которым сделка классифицируется как «уклонение от налогов», считает чиновник.
В то же время многие участники мероприятия сомневаются в том, что эта инициатива администрации президента будет воплощена в жизнь. «Скорее всего, карательный меч правосудия будет, как и раньше, применяться избирательно и зачастую необоснованно», – заявил в кулуарах корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» один из участников обсуждения.
Не исключено, что предприниматели смогут получать информацию об обязательных требованиях к товарам, работам и услугам в электронном виде, причем абсолютно бесплатно. Об этом корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» сообщили в Минэкономразвития. Как заверили в министерстве, такие поправки в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» будут подготовлены к осени.
Сейчас в организациях Ростехрегулирования полный пакет действующих технических норм на территории страны стоит более 200 тысяч рублей. Такие траты может себе позволить далеко не каждая малая фирма.
Объектом обложения налогом на игорный бизнес является игровой автомат, вне зависимости от количества игровых мест, которые он содержит. Об этом напомнили судьи ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 25 мая 2005 г. № А29-10126/2004а. Арбитры отметили, что для расчета налога многоместный игровой автомат нужно рассматривать как единый комплекс. Следовательно, наказывать фирму за то, что она якобы неправильно посчитала количество собственных машин, у налоговой инспекции оснований не было.
Минэкономразвития планирует провести пилотные расчеты базовой доходности предприятий. Если опыт удастся, то в применении ККТ, по крайней мере, для плательщиков ЕНВД, не будет необходимости. Эту идею поддерживает и бюджетный комитет Госдумы. Об этом корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» сообщили в пресс-службе Общественной организации малого и среднего предпринимательств «ОПОРА России». Напомним, что отказ отменить применение касс для вмененщиков Минфин аргументирует тем, что расчет базовой доходности ведется именно через данные системы ККТ. Однако в мировой практике ее давно определяют не по данным кассовых аппаратов, как в России, а с помощью специальных расчетов.
Сейчас «ОПОРА» проводит акцию по сбору подписей в поддержку законопроекта об освобождении вмененщиков от касс. Свои подписи под документом поставили уже несколько тысяч предпринимателей.
Если при составлении декларации фирма допустила ошибку, это еще не значит, что налог был рассчитан и уплачен неправильно. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18 апреля 2005 г. № А26-10145/04-210. Арбитры обратили внимание на тот факт, что ошибка в указании суммы авансовых платежей по налогу на прибыль не привела к занижению налога, ведь по итогам налогового периода сумма была уплачена в полном объеме. Таким образом, оснований для доначисления фирме налога арбитры не усмотрели.
Если в учетной политике фирмы закреплен метод начисления, то с авансов, полученных ею в счет предстоящей поставки товаров, налог на прибыль платить не нужно. Если же она определяет доходы и расходы по кассовому методу, то суммы полученного аванса облагаются налогом. При этом стоимость товара, в счет оплаты которого получена предоплата, уменьшает облагаемую прибыль после его отгрузки покупателю. Об этом напомнили чеченские налоговики на сайте областного УФНС.
30.05.2005
Фирмам, которые проводят операции с внешними ценными бумагами, а также тем, кто, получая займ или кредит в иностранной валюте, открывает специальные банковские счета, будет интересно письмо ФНС от 27 апреля 2005 г. № КБ-6-24/351. В нем работники службы напомнили об обязанности сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или закрытии таких счетов. Данный порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 23 и пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса. Чиновники также указали, что если фирма не представит эту информацию, ей грозит штраф в размере 5000 рублей (ст. 118 НК).
Контроль за подозрительными операциями может перейти из ведения Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) в компетенцию банков. Об этом сообщил в ходе Международной конференции «Современные мировые тенденции развития системы противодействия отмыванию преступных доходов и российское законодательство»" заместитель председателя Центрального банка Виктор Мельников. В своем докладе Мельников отметил, что по итогам проверок за 2004 год количество выявленных нарушений, связанных с отмыванием средств, увеличилось на 40 процентов. «На территории РФ существуют еще кредитные организации, за три года не отправившие в Росфинмониторинг ни одного сообщения. Эти банки – под особым контролем», – сказал он. По мнению докладчика, сложность для контролирующих служб заключается в том, что лица, которые занимаются отмыванием, зачастую имеют хорошую юридическую поддержку, а сама «отмывочная» процедура состоит из нескольких абсолютно законных операций. «Но если некий безработный из Средней Азии обналичил за один месяц свыше семисот миллионов долларов, то это, безусловно, подозрительная операция», – сказал зампред Центробанка. Некоторые из участников конференции видят выход из сложившейся ситуации в том, чтобы законодательно закрепить право банков отказывать клиенту в проведении операции, если по определенным признакам они сочтут ее подозрительной. Такая норма в действующем российском законодательстве отсутствует, в то время как на Западе является совершенно нормальным явлением.
Милиционеры, возможно, вскоре будут лишены права составлять протоколы и вести дела, касающиеся нарушений фирмами санитарно-эпидемиологических норм, порядка работы с наличностью и контрольно-кассовой техникой. Такой законопроект подготовило Минэкономразвития. Корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в министерстве сообщили, что этот проект будет рассмотрен Правительственной комиссией по административной реформе до конца июня. На суд депутатов его представят осенью.
Сейчас стражи порядка могут привлечь компании к административной ответственности по тридцати составам правонарушений в сфере торговли, проведения работ и оказания услуг.
Споры вокруг контрольно-кассовой техники все не утихают. В очередной раз эту проблему поднял глава Минэкономразвития Герман Греф на конференции в Краснодаре. Он признал, что предприниматели вынуждены «ежегодно тратить на приобретение касс до 26 тысяч рублей. Для большинства малых фирм это просто губительно». В связи с этим Греф пообещал, что «уже в этом году такого рода абсурды будут ликвидированы из законодательства».
«Сейчас на рынке кассовых аппаратов сложилась монополия, именно поэтому их цена очень высока», – сообщила корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» председатель подкомитета Госдумы по налогам Наталья Бурыкина. Она считает, что «эту монополию нужно разбить, а если не получится, то для решения этой проблемы можно рассмотреть предложение Грефа».
Возможно, фирмам вновь разрешат пользоваться нормами естественной убыли, не действующими с 2002 года. Такую поправку в главу 25 Налогового кодекса депутаты в ближайшее время намерены рассмотреть в третьем чтении. Предполагалось, что в этом году правительство утвердит новые нормы естественной убыли, однако этого не произошло. И тогда депутаты решили, что, раз новых норм нет, пусть налогоплательщики применяют старые. Как пояснил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Андрей Никонов, в случае окончательного утверждения поправки, применяться она будет по расчетам, которыми руководствовались с 1 января 2002 года. Соответственно, для фирм, не применявших данные нормы, появится возможность пересчитать налог на прибыль.
Не исключено, что в ближайшее время предприниматели смогут испытать на себе так называемые стандарты по оказанию государственных услуг, представленные Министерством экономического развития в рамках программы «Административная реформа 2005–2010 гг.». По словам главы министерства Германа Грефа, за основу можно взять, например, французский стандарт обслуживания в налоговых инспекциях. Так, на сдачу налоговой отчетности бухгалтер не должен тратить более 5–15 минут. Также, если налогоплательщик обращается с каким-то вопросом в инспекцию, его телефонный звонок может быть переадресован только один раз, а ответ ему должны подготовить за 48 часов.
В ближайшее время почти на треть может сократиться перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Такие поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» накануне одобрили депутаты Госдумы. Кроме того, по тем видам деятельности, которые не попали под сокращение, срок получения лицензий будет уменьшен с 60 до 45 дней, а в некоторых случаях и до 15, правда, при условии страхования ответственности. Упрощенный порядок предусмотрен для таких видов деятельности, как погрузочно-разгрузочные работы, а также услуги по перевозке грузов всеми видами транспорта. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Минэкономразвития, если закон вступит в силу, то «плановый контроль будет отменен. Проверки будут проводить только по информации о нарушении лицензионных требований, а приостановка действия лицензии будет возможна только по решению суда».
Чтобы подтвердить экспортный НДС, фирма должна представить в налоговую инспекцию документы, перечень которых предусмотрен статьей 165 Налогового кодекса. Какие-либо документы сверх этого перечня организация предъявлять не обязана. Об этом напомнили судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 20 апреля 2005 г. № А56-12040/04.
Поводом для разбирательства послужил запрет на применение нулевой ставки налога при экспорте продукции. Инспекторы сочли фирму недобросовестной, поскольку она не представила товаросопроводительные документы. Однако арбитры мнение контролеров не разделили. В результате налоговикам придется не только вернуть организации более трех миллионов рублей, но и выплатить причитающиеся за задержку проценты.
27.05.2005
Если фирма-арендатор окажется не достаточно добросовестной, то она может лишиться права преимущества при заключении договора аренды на новый срок, предоставленного нормами статьи 621 Гражданского кодекса. Об этом напомнили арбитры ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 18 апреля 2005 г. № А38-6255-3/383-2004. В рассматриваемом деле причиной, из-за которой фирму признали недобросовестным арендатором, стало нарушение срока возврата имущества владельцу. Суд признал виновным в этом именно арендатора, в результате чего он и лишился права продлить срок аренды.
Фирмы, занимающиеся продажей газет и журналов, не обязаны применять ККТ, где бы они ни вели свою деятельность. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22 апреля 2005 г. № А56-44270/04. Судьи не согласились с доводами налоговой инспекции, посчитавшей, что от обязанности пробивать чек освобождаются лишь те организации, которые реализуют печатную продукцию через киоски. Арбитры сослались на пункт 3 статьи 2 Закона о ККТ, указав, что условием, дающим такое право, является вид деятельности по реализации газет и журналов. Таким образом, если фирма не продает другие товары, то тот факт, что она торгует не через киоск, значения не имеет.
Поддержкой и развитием женского предпринимательства в скором времени займется Российская академия бизнеса. Первое заседание созданного в этих целях комитета ориентировочно состоится уже в начале июля, сообщила корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» президент этой академии Ирина Горбулина. По ее словам, вскоре и при Совете Федерации вопросами женского бизнеса также будет заниматься специальная комиссия, которую возглавит зампредседателя СФ Светлана Орлова.. Горбулина отметила, что сейчас женское движение очень разрозненно и не имеет выходов на политический уровень, поэтому так важно, чтобы «бизнес-леди» объединялись. Этому и будет способствовать комиссия в поддержку женского предпринимательства.
Налоговая служба приказом от 30 марта 2005 г. № САЭ-3-19/127 (зарегистрирован в Минюсте 20 мая 2005 г.) утвердила порядок по предоставлению фирмам отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов. В документе приведен подробный перечень документов, которые организация должна направить в инспекцию для получения отсрочки по тому или иному налоговому платежу. Также в нем описан порядок заключения договора поручительства и приведены образцы заявлений, которые налогоплательщик и его поручитель должны предоставить в инспекцию.
В будущем году малые фирмы могут рассчитывать на вполне ощутимую финансовую поддержку государства. Совет Федерации предлагает выделить из федерального бюджета на развитие малого бизнеса не менее сорока миллиардов рублей. «Мы приняли эту позицию и готовы ее отстаивать. Хотя знаем, что дискуссия предстоит очень серьезная», – заявил на восьмом заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации председатель Комитета Совфеда по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян. По его словам, Совет Федерации уже выпустил соответствующее постановление и в настоящее время готовится проект обоснований данного предложения. Однако Минфин считает такую сумму, мягко говоря, завышенной. Директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов Владимир Белов заявил, что сорок миллиардов – это слишком много по сравнению с полутора миллиардами, выделенными в этом году. «Можно, конечно, запросить и сорок, и пятьдесят, и даже больше. Но…» – пошутил чиновник. По мнению Белова, сумма в полтора миллиарда является достаточной на данном этапе, а распределять эти деньги из центра неправильно и неэффективно. Поэтому, пояснил он, в программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу предусмотрено долевое финансирование из федерального бюджета нескольких направлений по развитию малого и среднего предпринимательства. Средства, по словам Белова, будут выделяться в виде субсидий субъектам Российской Федерации. Как сообщили корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» в Министерстве экономического развития и торговли, в настоящее время МЭРТ ведет переговоры с Минфином относительно выделения на поддержку малого бизнеса в 2006 году не менее трех миллиардов рублей. Однако Министерство финансов соответствующего согласия пока не дало.
Не исключено, что контроль за деятельностью бизнеса будет передан региональным и местным властям. С таким предложением выступил полномочный представитель Президента Дмитрий Козак на конференции, посвященной развитию малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае. По его словам, сегодня на 90 процентов этот контроль осуществляют федеральные службы. Кроме того, Козак считает, что необходимо повысить ответственность региональных и местных властей за развитие предпринимательства.
Как пояснил корреспонденту «Федеральной бухгалтерской газеты» заместитель руководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков, «нет особой разницы, кто нарушает закон – федеральная налоговая служба или региональная. Поэтому гарантий, что положение региональных бизнесменов заметно улучшиться, нет. Однако положительным моментом, безусловно, является предложение по усилению ответственности для людей в погонах. Потому что сейчас, по сути, правовой статус для налоговиков прописан только в части прав».