Фирма имеет полное право включить в расходы, уменьшающие налоговую базу, затраты и на инвентаризацию, и на межевание своих земельных участков. Правомерность таких действий подтвердил ФАС Поволжского округа в постановлении от 7 августа 2008 г. по делу № А65-23517/2007.
Казанские налоговики сочли, что указанные процедуры суть одно и то же, и без какой-нибудь из них вполне можно было обойтись. В результате они доначислили компании свыше семи миллионов рублей налога на прибыль и пени. Судьи однако напомнили им, что в соответствии со статьей 13 Закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация и межевание земель являются самостоятельными видами работ и не дублируют друг друга. На этом основании претензии контролеров арбитры отклонили.
Проведение фирмой лотереи, призванной стимулировать продажу ее товаров, без получения разрешения ИФНС, не является нарушением законодательства. Об этом напомнил ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26 августа 2008 г. № Ф04-5249/2008(10560-А27-6).
Выяснив, что компания провела лотерею, не дожидаясь ответа ИФНС на отправленное уведомление, кемеровские налоговики оштрафовали ее на 50 тысяч рублей в соответствии с частью 1 статьи 14.27 КоАП. Однако за предпринимателей заступились арбитры. В своем вердикте они указали, что по смыслу пункта 1 статьи 7 Закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает у фирмы уже при подаче в уполномоченный орган соответствующего уведомления в установленном порядке. Поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что названный документ был отправлен в инспекцию, да и сами контролеры не оспаривают факт его получения, ни о каком нарушении и речи быть не может.
Несвоевременное представление сопроводительных документов на алкогольную продукцию является малозначительным нарушением, за которое штрафовать фирму не стоит. Об этом говорится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21 августа 2008 г. № Ф04- 5112/2008(10174-А02-3).
В ходе проверок соблюдения магазином законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции налоговики потребовали предъявить им сопроводительные документы на продаваемый алкоголь. В кипе бумаг, принесенных продавцом, не оказалось товарно-транспортной накладной и прилагаемой к ней справки на коньяк, сухое вино и портвейн. Спустя несколько часов хозяин торговой точки принес указанные документы непосредственно в инспекцию, но было уже поздно: фирме выписали штраф в 30 тысяч рублей по статье 14.16 КоАП. Арбитры, однако, посчитали, что действия компании не представляют существенной угрозы охраняемым общественным интересам, и освободили коммерсантов от штрафных санкций. Решение свое судьи подкрепили ссылкой на пункт 21 постановления Пленума ВАС от 24 марта 2005 г. № 5, в котором дано толкование малозначительности административного правонарушения.
Любителям подделывать продукцию известных производителей, получая при этом баснословные барыши, скоро станет гораздо сложнее осуществить свои преступные помыслы и остаться при этом безнаказанными. В ближайшей перспективе МВД завершит работу по созданию реестра правообладателей товарных знаков. В него будут включены описания товарных знаков и данные представителей фирм (как отечественных, так и зарубежных, осуществляющих производство и продажу через российские филиалы), которым они по праву принадлежат.
Об этом сообщил накануне в ходе брифинга, посвященного борьбе с контрафактной продукцией, начальник отдела выработки стратегических решений в сфере защиты прав граждан и исполнения административного законодательства МВД полковник милиции Геннадий Царапкин. По его словам, наличие такого реестра, который будет систематически пополняться, позволит правоохранителям наладить тесное взаимодействие с легальными производителями и, в случае чего, оперативно собрать материалы для возбуждения уголовного дела или административного производства по фактам незаконного использования товарных знаков.
Специалисты Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФНС обновили базу данных классификатора адресов России (КЛАДР). В актуальной версии программы от 28 августа 2008 года, которую можно скачать с сайта ГНИВЦ, поле файлов GNINMB называется «Код ИФНС» и содержит код действующей инспекции. Поле UNO, которое раньше содержало двузначный номер дополнительного пункта приема по таблице СОУН2, теперь расширено до четырех символов и содержит код подразделения (отдела, территориального участка и т. п.) ИФНС.
Компании, которые реализуют спиртное, могут проверить информацию о своих контрагентах. ФНС обнародовала Госреестр лицензий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции по состоянию на 3 сентября текущего года. Документ размещен на сайте налогового ведомства.
Стоит напомнить, что находящийся в нелегальном обороте алкоголь может быть конфискован (п. 2 ст. 25 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
Всем коммерческим организациям придется, как и прежде, сдавать бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании финансового года. Попытка внести в закон «О бухгалтерском учете» положение о более удобных сроках для представления годовой отчетности успехом не увенчалась. Парламентарии накануне отклонили поправки, дающие право акционерным обществам представлять утвержденную общим собранием акционеров отчетность в течение 180, а обществам с ограниченной ответственностью – 120 дней по окончании финансового года. Депутаты мотивировали свое решение тем, что документ создает правовую неопределенность, поскольку затрагивает интересы не всех коммерческих организаций, а лишь АО и ООО.
Власти Казахстана подготовили проект нового Налогового кодекса, который существенно расширит права, предоставленные налоговым органам. Когда документ вступит в силу, налоговикам будет разрешен доступ к данным по объектам налогообложения, а также по исчислению налоговых обязательств. Кроме того, представители налоговых органов смогут подавать в суд исковые заявления о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, если они решат, что эти операции производятся ради уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Теперь налоговые проверки будут осуществляться на основе системы управления рисками (СУР), то есть по результатам анализа и оценки вероятности неисполнения и (или) неполного исполнения налоговых обязательств юридическим или физическим лицом. Проект обновленного Налогового кодекса также определяет типы налоговых проверок. Они делятся на внеплановые и плановые, комплексные и тематические проверки исполнения обязанностей по уплате налогов. Кроме того, в рамках документа будет введена форма извещения о проведении плановой налоговой проверки, которая содержит данные о запланированной налоговой проверке, предварительном перечне документов, необходимых для проведения проверки, а также справку о правах и обязанностях проверяемого налогоплательщика.
Ставка ввозной таможенной пошлины на видеоигры для приставок обретет постоянство. Теперь для фирм, торгующих электронной и программной продукцией, она закрепится на уровне 10 процентов. Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 541. Документ вступает в силу с 11 июля. До этого ставка была временной и действовала в течение девяти месяцев.
Онлайновый калькулятор транспортного налога расширил свои границы, и теперь рассчитать налог на свой автомобиль могут посетители сайта из 26 регионов страны. В него уже добавлены данные по Новосибирской области, Северной Осетии, Хакасии и Пермскому краю. Планируется, что к концу года онлайновый калькулятор поможет не ошибиться с расчетами по транспортному налогу всем регионам страны.
Правительство РФ внесло в Госдуму России законопроект, отменяющий лицензирование ряда видов деятельности. Речь идет о деятельности организаций, осуществляющих погрузо-разгрузочные работы, водные и морские грузоперевозки, водную буксировку, а также реализующих почтовые услуги. Если Госдума России одобрит законопроект, с 1 июля 2009 года лицензирование в отношении этих видов деятельности будет заменено обязательным страхованием гражданской ответственности. При этом придется внести поправки в ряд законодательных актов. В частности, изменения претерпят Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральные законы от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах». Отметим, что ранее инициаторы законопроекта собирались заменить лицензии более чем по 30 видам деятельности, однако пока со столь объемными нововведениями решено было повременить.
МЧС, похоже, пришлось не по вкусу решение Президента Дмитрия Медведева об ограничении количества неналоговых проверок бизнеса. В ответ ведомство вынесло встречное предложение: инспекторы не станут посещать компании, но те, в свою очередь, должны платить за страхование от пожара. При этом годовая ставка «защиты от ревизоров» составит от 0,1 процента до 3 процентов стоимости здания, в котором расположилась фирма. Будет ли принято предложение МЧС представителями власти, покажет время; главное, чтобы вслед за пожарными подобные нововведения не выдумали и остальные проверяющие структуры.
Расширен перечень выплат (доходов), с которых будет производиться удержание алиментов. Теперь в него вошли также суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью. Удержание алиментов будет производиться и с компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Данная компенсация выплачивается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Изменения вступят в силу после опубликования постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 517.
Такими парадоксальными, на первый взгляд, ситуациями, когда борцы с коррупцией попадаются на взятках, а сотрудники ГИБДД нарушают правила дорожного движения, увы, никого не удивишь. На этот раз перед судом предстанут главбух калужской исправительной колонии и его заместитель, уличенные в хищении денежных средств.
В период с 2005 по 2007 год бухгалтеры начисляли завышенную заработную плату себе и сотрудникам функционирующего при колонии производственного цеха. Большая часть полученных денег оседала в карманах махинаторов. Параллельно счетные работники манипулировали расходными кассовыми ордерами, а также ежемесячно получали в кассе исправительного учреждения деньги на покупку канцтоваров, растрачивая их на собственные нужды. Любопытно, что в обоснование своих затрат сотрудники бухгалтерии представляли чеки торговых организаций, реализующих продукты питания. После очередной внутриведомственной проверки их «маленькая тайна» вышла наружу. Теперь не в меру предприимчивым бухгалтерам, обвиняемым по 54 преступным эпизодам, грозит от двух до шести лет лишения свободы (ч. 3 ст. 159 УК «Мошенничество, совершенное с использованием служебного положения либо в крупном размере»). Расследование дела завершено, на днях оно передано в суд.
Налоговики изобретают новые, все более изощренные и, что самое главное, напрочь не согласующиеся с действующим законодательством аргументы для отказа в возмещении НДС. Разбираться в этой «свободе творчества» на днях пришлось высшим арбитрам.
Столичные налоговики отказали фирме в НДС-вычете на основании «кабальности» сделки по получению консультационных услуг, заключенной фирмой с материнской компанией. Как выяснилось, в эту емкую формулировку они вложили несоответствие расходов величине полученных доходов и отсутствие деловой цели. Тот факт, что все эти якобы имеющиеся в наличии признаки относятся к вопросу об обложении налогом на прибыль, а вовсе не к НДС, их нимало не смутил. Зато он озадачил (если не сказать, запутал) судей, причем настолько, что, прежде чем дойти до Президиума ВАС, дело успело дважды побывать в трех судебных инстанциях. Причем уже при первичном рассмотрении спора судьи признали включение компанией сумм, уплаченных по спорному договору, в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, деянием абсолютно правомерным. Но вот главный вопрос – «При чем здесь, собственно, НДС?» – так и оставался неразрешенным. В результате дело продолжало путешествие по инстанциям, подгоняемое жалобами ИФНС. Точку в этой длившейся более двух лет тяжбе поставил Президиум ВАС, решив, что компания выполнила все условия для принятия НДС к вычету. Таким выводом президиум поддержал вывод тройки судей, изложенный в определении от 28 мая 2008 г. № 5002/08.
Установление местными властями дифференцированных требований к размеру уставного капитала компаний, торгующих алкогольной продукцией, противоречит федеральному законодательству, ведет к ограничению конкуренции и ущемляет интересы предпринимателей. К такому выводу пришел накануне Президиум ВАС.
На сей раз предметом разбирательства стало постановление правительства Республики Дагестан, содержащее ряд дискриминационных требований к розничным торговцам алкогольной продукцией. Один из пунктов этого документа, изданного в июне прошлого года, устанавливал различные требования к оплаченной величине уставного капитала для фирм, функционирующих в разных областях республики. Для владельцев магазинов, торгующих спиртным в сельских населенных пунктах, этот порог составил 30 тысяч рублей, для бизнесменов Махачкалы – в десять раз больше. Для фирм, осуществляющих свою деятельность в других городах, был утвержден «компромиссный» вариант в 100 тысяч рублей. Кроме того, контроль за местным алкогольным рынком было поручено осуществлять сразу двум структурам – профильному комитету правительства и региональному министерству экономики. Представители местного Управления Федеральной монопольной службы сочли, что оба эти положения нарушают Закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», обратились в суд, победили в первой инстанции, потерпели поражение во второй, и дошли до Высшего Арбитражного Суда. Накануне Президиум ВАС подтвердил правоту «антимонопольщиков», поддержав определение тройки судей от 4 мая 2008 г. № 872/08.
В интересах руководства компании не игнорировать рекомендации охранников. В противном случае доблестные секьюрити не будут долго искать, на кого «перевести стрелки» после кражи или ограбления. Об этом лишний раз свидетельствует постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 августа 2008 г. по делу № А21-291/2008.
Итак, хозяин павильона, в котором, помимо прочего, продавались ювелирные украшения, заключил договор с Межрайонным отделом вневедомственной охраны (ОВО) при ОВД города Калининграда. Через какое-то время в магазине произошла кража драгоценностей. Посчитав, что милиционеры не исполнили свои договорные обязательства, не отреагировав должным образом на поступивший сигнал с пульта тревожной сигнализации, компания обратилась в суд. Однако тут их ждала еще одна неудача: арбитры выяснили, что добычей злоумышленников, проникших в зал под покровом темноты, стали украшения, оставленные на витрине. В то же время согласно договору всю «ювелирку» следовало на ночь убирать в специальные несгораемые шкафы (их у фирмы не было и в помине) и опечатывать. В результате суд решил, что в данном случае совершению кражи способствовала не халатность охранного предприятия, а бездействие самого истца, не принявшего необходимых мер по оснащению помещений средствами, которые бы обеспечивали сохранность материальных ценностей.
Налоги, доначисленные представителями ФНС при признании сделки недействительной, инспекторы могут взыскать только через суд. Такую «сногсшибательную новость» довел до сведения налоговиков, выставивших фирме инкассо, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 7 августа 2008 г. по делу № А05-3617/2007.
Архангельские инспекторы, признав недействительными ряд сделок компании с отечественными и зарубежными контрагентами, доначислили ей около одного миллиона налога на прибыль. Поскольку в установленный срок требование об уплате исполнено не было, ИФНС в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса, решила взыскать недоимку и пени путем списания денежных средств с расчетного счета организации. Суд первой инстанции встал на сторону коммерсантов, указав, что в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 45 Кодекса взыскание налогов, доначисленных в результате переквалификации сделок, возможно лишь в судебном порядке. Налоговики подали кассационную жалобу, аргументировав ее тем, что в пункте 1 статьи 45 Кодекса не раскрывается понятие «изменение юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами». Мол, при признании сделки недействительной ее переквалификации не происходит. Однако ФАС Северо-Западного округа отклонил данный тезис, сославшись на пункт 8 постановления Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 53, говорящий о том, что в данном случае налицо именно переквалификация. Так что добро пожаловать в суд.
Напомним, что мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений статьи 166 Гражданского кодекса.
Не исключено, что скоро небольшие компании будут надежно защищены от притеснений крупных торговых сетей, зачастую навязывающих им кабальные договорные условия сотрудничества. Как сообщил корреспонденту «ФАФИ» источник в ФАС, доработанный пакет поправок, предусматривающий жесткие меры наказания для «сетевиков», может быть внесен в правительство до конца сентября.
Любопытно, что получив порцию жесткой критики на первую редакцию своих предложений на заседании межведомственной рабочей группы, состоявшемся в начале августа, «антимонополисты» внесли в них лишь «косметические» изменения, в то время как суть осталась прежней. Так, теперь компании предлагается наказывать не за «злоупотребление влиянием», а за «злоупотребление рыночной властью». Под этой формулировкой по-прежнему понимается навязывание контрагенту невыгодных условий договора, препятствование продвижению товара и т. д. Штраф за такое нарушение может составить до 15 процентов от оборота.
В преддверии приближающихся холодов руководители организаций должны уделить особое внимание обеспечению температурного режима в помещениях, где работают их сотрудники. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко в письме от 3 сентября 2008 г. № 01/9625-8-32 поручил коллегам провести проверки готовности предприятий к осенне-зимнему сезону. Так, в письме подчеркивается, что целях профилактики гриппа и острых респираторных заболеваний необходимо привести в надлежащее состояние системы отопления, заклеить щели в оконных проемах, создать тепловые завесы на входах в здания, оборудовать комнаты для сушки одежды. Кроме того, сотрудников, работающих на открытом воздухе, следует снабдить зимней спецодеждой и помещениями для обогрева и приема пищи.
К нарушителям названных требований Онищенко распорядился применять административные меры воздействия.