27.01.2006
Указания налоговиков, не совпадающие с официальной позицией Минфина, могут игнорироваться налогоплательщиками. Такого мнения придерживаются члены Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Накануне депутаты рекомендовали к принятию поправку, устанавливающую, что разъяснения Минфина являются для ФНС обязательными. Необходимость внесения изменений в НК законотворцы объясняют тем, что нередко налогоплательщики получают от двух ведомств взаимоисключающие рекомендации.
По мнению заместителя руководителя налогового комитета РСПП Сергея Белякова, предлагаемая поправка может положить конец неопределенности в отношениях налогоплательщика с властными структурами. «Обращаясь в Минфин или в налоговую с просьбой разъяснить ему то или иное положение НК, налогоплательщик в дальнейшем вправе опираться на полученные разъяснения как на истину в последней инстанции. Парадокс в том, что статус таких разъяснений до сих пор не закреплен», – пояснил Беляков в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». В итоге, продолжил представитель РСПП, мы сталкиваемся с ситуацией, когда права налогоплательщика продекларированы, но не реализуемы: от Минфина он получает одни указания, от ФНС – другие, и не знает, как ему поступить, чтобы его не обвинили в несоблюдении законодательства. Аргументы ФНС относительно того, что придание статуса обязательности разъяснениям Минфина породит проблему в правоприменительной практике, Беляков назвал смешными и надуманными.
Руководство Счетной палаты продолжает настаивать на предоставлении ей права в обязательном порядке проверять все новые законопроекты на предмет их «коррупционноемкости». Об этом, выступая на заседании Совета Федерации, заявил глава ведомства Сергей Степашин. По его словам, в Институте системного анализа при Счетной палате на сей счет разработаны очень эффективные методики, однако воспользоваться ими в полной мере пока не представляется возможным. В соответствии с законодательством, пояснил Степашин, мы можем (и даже должны) проводить экспертизу законов, влияющих на формирование бюджета нашей экономики, однако правовой механизм реализации подобной задачи попросту отсутствует. «Пока представление проектов на экспертизу происходит исключительно по доброй воле их разработчиков, все наши предложения остаются гласом вопиющего в пустыне, а коррупционность законодательства – огромной проблемой для общества», – заявил глава Счетной палаты.
В свою очередь один из участников заседания – сенатор Петр Волостригов, отвечая в кулуарах на вопрос корреспондента «Федерального агентства финансовой информации», назвал главным недостатком российского законодательства отсутствие федерального закона о порядке принятия законодательных актов. «Пока будет существовать практика скоропалительного принятия законопроектов – целыми пакетами или сразу в трех чтениях за один день, будет существовать и правовая неопределенность», – считает сенатор.
Чтобы перейти на «упрощенку» с 2007 года, фирме за 9 месяцев текущего года нужно получить доход в размере не более 16 миллионов 980 тысяч рублей. Такая сумма получается при перемножении лимита, равного 15 миллионов рублей, и установленного коэффициента-дефлятора 1,132. Об этом сообщила ФНС в письме от 18 января 2006 г. № ГИ-6-22/30. А вот максимальный годовой доход «упрощенца» будет корректироваться лишь с 2007 года.
От расположения торгового места зависит, какой показатель базовой доходности будет использоваться при расчете ЕНВД. Так, если фирма разместит свой киоск внутри чужого магазина, налог ей придется платить исходя из площади, указанной в договоре аренды. К такому неожиданному выводу пришел Минфин в письме от 16 января 2006 г. № 03-11-04/3/15. Финансисты решили, что раз магазин имеет торговый зал, значит, и все объекты торговли внутри него также обладают торговой площадью.
Ставка налога на добавленную стоимость будет снижена до 13 процентов с начала 2008 года. Такое положение включено в среднесрочную программу социально-экономического развития России на 2006–2008 годы, которая накануне была опубликована правительством. Напомним, что наиболее активным сторонником снижения НДС является премьер-министр Михаил Фрадков. В то же время Минфин в течение прошлого года заявлял о возможности снизить ставку этого налога до 15 процентов, но лишь к 2009 году.
Однако радоваться бизнесменам пока что рано. «Снижения ставки НДС, скорее всего, в ближайшие годы не произойдет. Этим пунктом в среднесрочной программе премьер лишь обозначил свою позицию, не более того», – считают в Общественной организации «ОПОРА России». Вместе с тем «оживления экономики снижение этого налога на несколько процентов не принесет» – такое мнение высказал эксперт организации Михаил Орлов. Важнее сейчас было бы решить проблему возврата экспортного НДС, отметил он.
При передаче ККМ из главного офиса в подразделение аппарат сначала надо снять с учета, а затем зарегистрировать в инспекции уже по новому адресу. Такой вывод следует из письма ФНС от 15 декабря 2005 г. № 06-9-10/110. Финансисты отметили, что кассовую технику регистрируют по месту учета организации в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В то же время становиться на учет, согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса, нужно по адресу каждого из «обособленцев».
26.01.2006
Довольно часто судьи требуют от участников процесса дополнительные документы, которые необходимы им для вынесения решения. Обычно представителю компании на это отводится определенный срок. Однако оказывается, когда судья устанавливает эти временные рамки, он автоматически включает туда и период прохождения корреспонденции по почте. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС от 12 декабря 2005 г. № 10758/05. По мнению высших арбитров, заявитель должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы необходимые материалы к назначенному времени поступили непосредственно в суд.
Фирмам, которые с начала года перешли на уплату налога на прибыль через одно из своих обособленных подразделений, пригодится письмо Минфина от 28 декабря 2005 г. № ММ-6-02/2005. Из документа следует, что такие компании могут сами выбрать, куда сдавать декларации за 2005 год — по месту каждого «обособленца» либо в инспекцию, где зарегистрировано ответственное обособленное подразделение
Ратификация Россией Конвенции ООН по борьбе с коррупцией может не принести ожидаемого результата. Такое мнение высказал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, выступая на заседании Совета Федерации. По словам Зорькина, его опасения вызваны тем, что у наших законодателей сложилась порочная практика – ратифицировать очередную международную конвенцию и благополучно о ней забыть. Между тем, подчеркнул Зорькин, механизм просто не заработает без принятия целого ряда изменений в Уголовный кодекс, в другие нормативные акты. Именно так, по словам Зорькина, поступают в развитых странах, где параллельно с ратификацией международной конвенции принимают к ней и целый пакет национальных законов. «Наши же законодатели явно не торопятся урегулировать эти вопросы, и это вызывает удивление», – заключил он.
Точку зрения главы КС разделяет руководитель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. «Уверен, что без системного подхода к законодательству ратификация конвенции в ближайшие годы практически никак не повлияет на рост коррупции в стране», – заявил Кабанов в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации».
Напомним, что Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции в 2003 году, а в конце декабря минувшего года Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о ее ратификации. Положения конвенции, в частности, требуют от государств-участников жестко контролировать счета, которые были открыты госчиновниками и членами их семей. Кроме того, в ней детально прописан режим международного сотрудничества в вопросах конфискации незаконно нажитого имущества.
Научить бухгалтеров сдавать налоговые декларации по «упрощенке» без ошибок обещают специалисты Учебно-методического центра при МНС России. В этом, по словам директора УМЦ Людмиды Леоновой, им поможет новое мультимедийное пособие «Упрощенная система налогообложения». Презентация программного продукта состоялась накануне в ходе специализированной выставки «Бухгалтерский учет и аудит-2006». Новое пособие, как отметил начальник отдела дистанционного обучения УМЦ Евгений Татаренков, фактически является переработкой уже существующего полиграфического издания Центра об «упрощенке».
«Основное преимущество мультимедиа – это возможность постоянного обновления информации, которое будет производиться в среднем раз в два месяца, – сообщил он в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». – Кроме того, бухгалтеры смогут осваивать не только теоретический материал, но и практиковаться в заполнении форм налоговой декларации, решать тесты и выполнять практические упражнения». Выход в свет нового диска намечен на конец февраля – начало марта.
Общую стоимость беспошлинно ввозимых товаров хотят снизить. О необходимости внесения соответствующих изменений в Таможенный кодекс заявил накануне руководитель ФТС Александр Жерихов. Напомним, что сейчас гражданин имеет право не уплачивать пошлину за товары, стоимость которых не превышает 65 тысяч рублей. Таможенники предлагают урезать эту сумму вдвое. Александр Жерихов уверен, что таким образом удастся поставить барьер на пути челночной торговли
Возможно, при ввозе товаров, аналоги которых не производятся на территории нашей страны, предприниматели будут платить минимальные таможенные пошлины.
О необходимости их снижения заявил на состоявшейся накануне пресс-конференции руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов. По его мнению, ставки пошлин для некоторых видов продукции можно сделать даже нулевыми. В то же время он отметил, что снижение и отмена ввозных пошлин ни в коем случае не должны касаться товаров, у которых есть российские аналоги. «Мы обязаны защищать и поддерживать отечественного производителя», – подчеркнул Жерихов.
Фирма вправе выплачивать зарплату сотрудникам-иностранцам за то время, пока переоформляется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Причем эти выплаты будут облагаться ЕСН и учитываться в составе расходов при расчете налога на прибыль. К такому выводу пришел Минфин в письме от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/444. Финансисты решили, что если с иностранным гражданином заключен трудовой договор, то выдаваемое ему вознаграждение должно облагаться налогами в общем порядке (п. 1 ст. 255, п. 1 ст. 236 НК). При этом, по мнению чиновников, не имеет значения, есть ли у компании разрешение на привлечение и использование труда иностранцев или нет.
Фирмам, которые хотят заниматься игорным бизнесом, теперь следует обращаться в ФНС. Выдавать лицензии будет Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции (приказ ФНС от 26 декабря 2005 г. № САЭ-3-18/692). Напомним, что прежде эту функцию выполняло Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 693 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе» эти функции переданы налоговому ведомству. Такое перераспределение полномочий связано с усилением контроля за одной из самых прибыльных отраслей российской экономики.
25.01.2006
Фирма не должна удерживать НДФЛ при покупке имущества у физлица. Дело в том, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса такая обязанность возложена на продавца имущества. Об этом сообщила ФНС в письме от 16 ноября 2005 г. № 04-1-03/567. Кроме того, чиновники отметили, что, покупая товар у предпринимателя, компания не должна подавать о нем сведения по форме 2-НДФЛ. Однако сделать это можно, только если при заключении сделки бизнесмен предъявил документы, подтверждающие его регистрацию в ЕГРИП и постановку на учет в налоговой инспекции (п. 2 ст. 230 НК).
Безудержное желание заработать как можно больше денег подчас толкает некоторых предпринимателей на ничем не оправданные поступки. Так, на днях передано в суд уголовное дело в отношении барнаульского коммерсанта, обвиняемого в подготовке убийства своего партнера по бизнесу, с которым он не захотел делиться прибылью.
Как рассказали корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» в ГУВД Алтайского края, в сентябре минувшего года к оперативникам поступила информация о том, что некий коммерсант подыскивает исполнителя для совершения заказного убийства. Как выяснилось, директор небольшой фирмы решил устранить своего компаньона, претендующего на слишком большую долю в совместном бизнесе. Милиционеры сыграли на опережение – в роли киллера, готового на все ради 10 тысяч долларов, выступил сотрудник УБОП, которому заказчик убийства передал сведения о своем неугодном партнере и задаток. Параллельно оперативники договорились с потенциальной жертвой о совместных действиях по изобличению преступника. Через несколько дней заказчику был предоставлен подробный отчет о якобы совершенном убийстве. Заказчик же передал «киллеру» расписку, подтверждающую обязательство заплатить оставшуюся сумму, после чего и был арестован. Теперь обвиняемому, в соответствии с частью 2 статьи 105 Уголовного кодекса – «покушение на убийство», грозит от восьми до двадцати лет лишения свободы.
Фирма, обделившая покупателя кассовым чеком при продаже товара «копеечной» стоимости, освобождается от штрафа за неприменение ККМ. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 декабря 2005 г. № А44-2143/2005-15. Арбитры считают, что подобные правонарушения следует расценивать как малозначительные.
По мнению представителя юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерия Гущи, данный факт вселяет надежду на то, что в отношении контролирующих инстанций к предпринимателям наконец-то возобладает здравый смысл, а не слепое следование инструкциям. «Любому разумному человеку понятно, что норма ответственности за нарушения, допущенные при продаже, скажем, телевизора или шариковой ручки, должна быть разной. Налоговики же привыкли стричь всех под одну гребенку», – заявил Гуща в беседе с корреспондентом «Федерального агентства финансовой информации». В то же время он напомнил, что в большинстве случаев суды все же не признают неприменение ККМ малозначительным правонарушением ни при каких обстоятельствах.
Не исключено, что уже во втором полугодии большинство чиновников будут оказывать услуги фирмам и предпринимателям по утвержденным стандартам. Комиссия по административной реформе при правительстве успеет до этого времени одобрить регламенты для ряда федеральных и региональных министерств и ведомств. Об этом корреспонденту «Федерального агентства финансовой информации» заявил полномочный представитель правительства в Совете Федерации Андрей Яцкин в ходе круглого стола «Уроки и итоги административной реформы: какой должна быть структура исполнительной власти». В частности, речь идет об определении и закреплении таких критериев, как время ожидания в очереди, срок рассмотрения заявительных и разрешительных документов.
Однако, по мнению научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, радоваться пока рано. «В концепции административной реформы совершенно не прописана система контроля за соблюдением разрабатываемых сегодня стандартов и регламентов», – заявил он.
Фирме, которая планирует заключить договор долгосрочного страхования имущества, не стоит соглашаться на единовременную уплату взносов. Ведь это доставит лишние налоговые хлопоты – придется сумму взносов равномерно относить на расходы в течение всего времени действия контракта. А вот если соглашением будет предусмотрено хотя бы два платежа, то списать их на расходы можно будет в момент перечисления денег. К такому выводу пришел Минфин в письме от 19 января 2006 г. № 03-03-04/1/47. Финансисты решили, что распределять затраты на страхование нужно только в одном случае – если вся сумма взносов уплачивается единовременно (п. 6 ст. 272 НК).
В ближайшее время предприятия, выпускающие алкогольную продукцию, смогут получить новые акцизные марки. Накануне пресс-служба Минфина сообщила, что уже разработаны и утверждены образцы, списки реквизитов и элементов защиты, порядок продажи и учета новых акцизных марок. Готов и перечень сведений о маркируемой спиртосодержащей продукции. Тексты соответствующих приказов представители министерства пообещали вскоре представить вниманию общественности.
Напомним, введение специальных марок – неотъемлемая часть реализации постановления правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками».